ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС

 

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 июня 1971 г. N 354

 

О ГЕНЕРАЛЬНОМ ПЛАНЕ РАЗВИТИЯ Г. МОСКВЫ

 

В результате большого внимания, уделяемого партией и правительством вопросам развития и благоустройства г. Москвы, улучшению жилищных условий, коммунального и культурно-бытового обслуживания населения города, а также благодаря самоотверженному труду москвичей и всего советского народа современная Москва стала крупнейшим центром социалистической промышленности, науки, техники, культуры и искусства, одной из наиболее благоустроенных столиц в мире.

За годы Советской власти осуществлены крупные мероприятия по реконструкции Москвы, развитию всех отраслей городского хозяйства и улучшению архитектурного облика столицы. Жилищный фонд города увеличился почти в 6 раз. Построены жилые дома общей площадью более 90 млн. кв. метров. Ежегодно свыше 400 тыс. жителей Москвы получают новые квартиры в капитальных домах со всеми удобствами. Значительно улучшены планировка, благоустройство и озеленение города, расширены существующие и построены новые улицы, площади, набережные и мосты, осуществлена комплексная застройка новых жилых районов, созданы условия для массового отдыха трудящихся и развития спорта, коренным образом улучшены санитарные условия жизни населения.

Построен ряд уникальных зданий и сооружений: Московский государственный университет имени Ломоносова на Ленинских горах, комплекс спортивных сооружений Центрального стадиона имени В.И. Ленина в Лужниках, Кремлевский Дворец съездов, здание общесоюзного телевизионного центра и телевизионная башня в Останкино, гостиница "Россия" и многие другие. Созданы новые магистрали: Ленинский проспект, проспект Маркса, проспект Мира, Кутузовский проспект, Комсомольский проспект, проспект Калинина и другие.

Введено в действие 1250 школ, свыше 3 тысяч детских дошкольных учреждений, более 100 кинотеатров, построены больницы на 57 тыс. коек, открыты тысячи новых магазинов, столовых, предприятий бытового и коммунального обслуживания населения, создан крупный административно-общественный и торговый центр на проспекте Калинина.

Проведены большие работы по развитию коммунального хозяйства, транспорта и связи. Осуществлено строительство канала имени Москвы, крупных водопроводных станций и водохранилищ, что позволило увеличить подачу воды в город более чем в 22 раза. Построены метрополитен протяженностью 138 километров (в двухпутном исчислении) с 89 станциями, более 840 километров троллейбусных линий, аэропорты, городской аэровокзал и ряд других объектов.

Большие работы проведены по строительству и реконструкции промышленных предприятий, что позволило повысить технический уровень производства, более чем в 100 раз увеличить выпуск продукции и коренным образом улучшить условия труда рабочих. Построено много новых зданий для размещения крупных научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, высших учебных заведений и техникумов.

В настоящее время назрела необходимость приступить к осуществлению нового этапа развития г. Москвы, с тем чтобы на основе вновь разработанного генерального плана города, предусматривающего широкое использование в городском строительстве достижений отечественной и зарубежной науки, техники и архитектуры, превратить столицу Советского Союза в образцовый социалистический город с удобной планировкой, современной архитектурой, с высоким уровнем благоустройства и санитарно-гигиенических условий жизни населения, с хорошей организацией городского хозяйства.

В целях обеспечения дальнейшего планомерного, экономически целесообразного и комплексного развития Москвы, улучшения ее архитектурного облика и повышения благоустройства, а также в целях создания наиболее благоприятных условий для труда, быта и отдыха населения столицы Центральный Комитет КПСС и Совет Министров Союза ССР постановляют:

1. Одобрить разработанный Мосгорисполкомом и рассмотренный Госпланом СССР, Госстроем СССР и Государственным комитетом по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР генеральный план развития г. Москвы.

2. Утвердить следующие основные положения и показатели генерального плана развития г. Москвы и лесопаркового защитного пояса г. Москвы:

1) дальнейшее развитие столицы Союза Советских Социалистических Республик как крупнейшего административно-политического, промышленного, научного и культурного центра страны, в архитектурном облике которого должны найти яркое отражение прогрессивные идеи нашего общества, социальный и научный прогресс советского государства;

2) расчетная численность населения г. Москвы не более 7,5 млн. человек, а вместе с г. Зеленоградом и населенными пунктами, подчиненными Мосгорисполкому, до 8 млн. человек; регулирование роста численности населения г. Москвы в установленных пределах за счет ограничения механического притока в город;

3) сокращение числа лиц, совершающих ежедневные поездки от мест жительства в пригородной зоне к местам работы или учебы в г. Москве;

4) развитие города в пределах существующей границы - Московской кольцевой автомобильной дороги - на площади 87,5 тыс. гектаров, с расширением территории застройки с 60 до 80 тыс. гектаров, а также с резервированием в близлежащих к г. Москве районах территорий для дальнейшего развития города площадью до 10 тыс. гектаров, наиболее благоприятных в градостроительном отношении и удобно связанных с основными местами приложения труда, при обеспечении сохранности зеленых насаждений лесопаркового защитного пояса г. Москвы;

5) создание пригородной зоны г. Москвы, включающей лесопарковый защитный пояс города, граница которой должна находиться в 50 - 60 километрах от границ города, с использованием этой зоны для кратковременного и длительного отдыха населения, а также для размещения (в основном за пределами лесопаркового защитного пояса) объектов, связанных с развитием городского хозяйства и пригородного сельского хозяйства. Конкретная граница пригородной зоны устанавливается в схеме районной планировки г. Москвы и Московской области.

Отвод земельных участков под все виды разрешенного в установленном порядке строительства на территории пригородной зоны г. Москвы (за пределами лесопаркового защитного пояса) осуществляется Мособлисполкомом. При этом вопросы, связанные с отводом земельных участков на указанной территории под строительство новых промышленных предприятий, зданий научно-исследовательских и проектных институтов, конструкторских бюро, экспериментальных баз, высших учебных заведений, а также крупных инженерных и транспортных сооружений и с определением зон отдыха в пригородной зоне, должны решаться Мособлисполкомом по согласованию с Мосгорисполкомом;

6) дальнейшее совершенствование архитектурно-планировочной структуры города в соответствии с требованиями современного градостроительства; приближение мест жительства к местам работы трудящихся, гармоничное сочетание застроенных территорий и открытых озелененных пространств;

7) создание на территории города планировочных зон с количеством жителей в каждой зоне 0,6 - 1 млн. человек, с максимальным обеспечением их работой в пределах каждой планировочной зоны;

организация в каждой из планировочных зон нескольких планировочных районов, объединяющих производственные и селитебные территории, административно-общественные и обслуживающие население культурно-бытовые и торговые центры, с количеством жителей в каждом районе 250 - 400 тыс. человек;

создание в каждом планировочном районе жилых районов на 30 - 70 тыс. жителей с необходимым комплексом учреждений культурно-бытового обслуживания населения, спортивных площадок и зеленых насаждений;

создание новых и улучшение планировки и застройки существующих производственных зон, с размещением в них промышленных предприятий и других объектов производственного назначения;

8) размещение нового жилищного, коммунального и культурно-бытового строительства в основном на территориях, свободных от капитальной застройки, и на землях сельскохозяйственных предприятий, выводимых за пределы г. Москвы, а также в сложившихся частях города за счет реконструкции районов старой малоценной застройки;

9) завершение работ по ликвидации ветхого и неблагоустроенного жилищного фонда, с переселением населения в благоустроенные капитальные жилые дома;

10) дальнейшее разуплотнение сложившихся районов города, улучшение их планировки и застройки путем постепенной реконструкции и благоустройства старых кварталов, с увеличением ширины транспортных магистралей и площади зеленых насаждений; проведение других мероприятий по улучшению санитарно-гигиенических и бытовых условий жизни населения;

11) застройка города жилыми домами преимущественно в 9 - 16 этажей, а на отдельных, наиболее важных в градостроительном отношении участках при соответствующих технико-экономических обоснованиях домами более 16 этажей;

12) средняя расчетная плотность застройки 6800 - 7500 кв. метров общей площади жилых домов на один гектар территории микрорайона (брутто) для вновь осваиваемых территорий и 8200 - 9000 кв. метров общей площади жилых домов на один гектар территории микрорайона (брутто) для реконструируемых территорий;

13) дальнейшее развитие жилищного строительства исходя из средней расчетной нормы обеспеченности населения жильем в пределах 19 - 20 кв. метров общей площади на одного жителя;

14) развитие предприятий и организаций по обслуживанию населения с учетом пребывания в городе туристов, гостей и командированных;

15) дальнейшее развитие сети учреждений просвещения, здравоохранения, культуры, предприятий торговли, общественного питания, коммунального и бытового обслуживания населения с учетом достижения следующих показателей (в расчете на тысячу жителей):

    детские дошкольные учреждения                    до 60 мест

    общеобразовательные школы                        до 120 мест

    больницы                                         до 17,5 койки

    предприятия розничной торговли                   до 15 рабочих мест

    предприятия общественного питания (включая

предприятия общественного питания, расположенные

на промышленных предприятиях, в учреждениях,

организациях и учебных заведениях)                   до 150 посадочных мест

    кинотеатры                                       до 40 мест

    гостиницы                                        до 20 мест

    предприятия бытового обслуживания населения      до 15 рабочих мест;

16) осуществление нового капитального строительства индустриальными методами на основе применения унифицированных изделий, дающих возможность улучшить планировку зданий и обеспечить необходимое разнообразие в застройке города;

17) повышение архитектурно-художественного качества застройки города и дальнейшее улучшение его архитектурного облика, а также повышение уровня архитектурного решения городских ансамблей и отдельных зданий, соответствующих роли и значению г. Москвы;

18) реконструкция и развитие исторически сложившегося в пределах Садового кольца городского центра, с сохранением ведущей роли Кремля в архитектурном облике центральной части города;

дальнейшее развитие системы городского центра вдоль р. Москвы, а также в радиальных направлениях на юго-запад, запад, северо-запад, север, северо-восток и юг, со строительством (на основе использования прогрессивных принципов комплексной застройки) крупных архитектурных ансамблей, придающих городу характерный облик и красоту, созданием площадей и открытых озелененных пространств;

включение в систему городского центра центров планировочных зон в районах Химкинского водохранилища, Останкино - ВДНХ СССР, Измайлово, Фили - Кунцево и в других районах;

19) продолжение застройки и реконструкции основных магистралей и улиц общегородского значения: Ленинского, Кутузовского, Ленинградского, Ново-Кировского, Пролетарского и Волгоградского проспектов, проспекта Мира, Варшавского шоссе и других, связывающих центральную часть города со вновь застраиваемыми районами, улучшение их архитектурного облика и благоустройства; создание новых проспектов, набережных и бульваров, изолированных от транзитных транспортных потоков; архитектурное оформление основных автомобильных и железнодорожных въездов в город;

20) сохранение своеобразия исторически сложившегося архитектурного облика г. Москвы путем проведения мероприятий по охране, реставрации и включению в городские ансамбли памятников архитектуры, искусства, культуры и истории, а также сохранение некоторых наиболее ценных в архитектурном отношении частей застройки старой Москвы в качестве памятных заповедных мест; всемерное использование в архитектуре г. Москвы природных особенностей территории - холмистого рельефа, живописных очертаний берегов рек и водоемов, крупных массивов зеленых насаждений;

21) развитие сети спортивных сооружений, мест отдыха и единой системы зеленых насаждений города и его лесопаркового защитного пояса;

организация ряда зеленых полос по радиальным направлениям на основе объединения Сокольнического, Измайловского, Кусковского, Кузьминского и Царицынского парков, Лосиноостровского и Битцевского лесопарков с существующими и новыми бульварами, скверами и садами;

создание большого парка с водноспортивным комплексом в районе Строгино;

22) запрещение, как правило, исходя из ранее принятых решений Правительства СССР, осуществления в г. Москве и лесопарковом защитном поясе города строительства новых и расширения действующих (за счет нового строительства) промышленных предприятий и цехов, зданий научно-исследовательских и проектных институтов, конструкторских бюро, экспериментальных баз, высших учебных заведений и техникумов, за исключением предприятий и объектов, которые необходимо создавать для непосредственного обслуживания нужд населения и нужд жилищно-городского строительства;

23) техническое перевооружение промышленности г. Москвы на основе современных достижений науки и техники, имея в виду улучшение качества выпускаемой продукции и обеспечение роста промышленного производства за счет повышения производительности труда при сокращении численности работников предприятий;

24) специализация промышленности г. Москвы с учетом развития отраслей, требующих применения труда высокой квалификации, главным образом точного машиностроения, приборостроения, станкостроения, радиотехнической и электронной промышленности, а также отраслей промышленности, производящих высококачественные товары народного потребления;

25) развитие научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, связанных с решением важнейших научно-технических проблем общегосударственного значения, а также соответствующих профилю промышленных предприятий, расположенных в городе, без увеличения общей численности работников этих организаций, при постепенном сокращении и частичном выводе из города научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций и высших учебных заведений, не имеющих в г. Москве базы для своего развития;

26) вывод из города или изменение профиля предприятий (производств), вредных в санитарном и опасных в пожарном отношении, и предприятий, дальнейшее развитие которых в г. Москве экономически нецелесообразно, а также вывод из города в установленном порядке сельскохозяйственных предприятий в связи с отводом занимаемых ими территорий под застройку;

27) постепенная ликвидация мелких, разобщенных, технически отсталых промышленных предприятий и производств, в первую очередь размещенных в ветхих и неприспособленных помещениях, подвалах или в первых этажах жилых домов, а также расположенных в зонах жилой застройки и среди зеленых массивов;

28) прекращение дальнейшего развития в г. Москве предприятий и производств, потребляющих большое количество воды, топлива и электроэнергии;

29) дальнейшее развитие Московского транспортного узла в соответствии с одобренной Постановлением Совета Министров СССР от 4 июля 1969 г. N 511 комплексной схемой развития Московского железнодорожного узла, метрополитена, автомобильных дорог, воздушного и водного транспорта в г. Москве и Московской области;

30) создание системы городских скоростных дорог большой пропускной способности, включающей Московскую кольцевую автомобильную дорогу и четыре новые скоростные дороги: Ховрино - Борисово, Теплый Стан - Владычино, Очаково - Мытищи, Татарово - Бирюлево, обеспечивающей быстрое и удобное сообщение внутри города и отвлекающей транзитные потоки от его центральной зоны;

31) развитие единой системы городских улиц и транспортных магистралей на основе сочетания исторически сложившейся радиально-кольцевой уличной сети с новой прямоугольной сетью улиц и дорог; завершение реконструкции и строительства главных радиальных магистралей и Садового кольца как магистралей непрерывного движения; создание между Московской кольцевой автомобильной дорогой и Садовым кольцом двух новых кольцевых магистралей: одной, связывающей между собой ряд городских вокзалов, и другой, объединяющей основные городские парки и центры планировочных зон города;

дополнительное развитие сети магистральных улиц в периферийных районах города в целях обеспечения удобного подхода населения к остановкам общественного транспорта;

32) обеспечение комплексного развития всех видов городского и пригородного транспорта и координации его работы с целью повышения удобства для населения и максимального сокращения времени на передвижение, с уменьшением числа пересадок при движении внутри города и между городом и пригородной зоной, имея в виду предусмотреть, в частности:

дальнейшее строительство линий метрополитена по радиальным и хордовым направлениям для обслуживания населения крупных жилых районов и производственных зон, расположенных в периферийной части города;

значительное развитие сети и увеличение провозной способности автобусных и троллейбусных линий, в частности путем широкого использования автобусов большой вместимости для экспрессных сообщений;

развитие и техническое совершенствование сети трамвайных линий в основном в периферийной части города, со снятием отдельных линий в центральных районах города на направлениях, где трамвайное движение затрудняет пропуск автомобильного транспорта;

проведение мероприятий, направленных на сокращение чрезмерной концентрации в пересадочных пунктах пассажиров, следующих пригородным и городским транспортом, в частности путем развития в пределах города сети маршрутов пригородных электропоездов;

33) резервирование территорий для устройства автомобильных стоянок с учетом значительного увеличения городского парка легковых автомобилей, а также для создания в городе системы транспортных пересечений и развязок в разных уровнях; строительство под землей транспортных и других сооружений и устройств; размещение в городе стоянок для автомобилей, принадлежащих гражданам;

34) развитие и улучшение водоснабжения г. Москвы на базе существующих источников - реки Москвы, реки Волги и подземных вод, с дополнительным привлечением водных ресурсов реки Вазузы, подземных вод Московской и Владимирской областей, а также реки Оки, с учетом обеспечения водоснабжения населенных пунктов, расположенных на территориях лесопаркового защитного пояса и Московской области, прилегающих к водопроводным трассам и сооружениям, построенным для водоснабжения г. Москвы;

доведение общей мощности системы водоснабжения г. Москвы до 8,1 млн. куб. метров воды в сутки, с обеспечением подачи воды на коммунально-бытовые нужды в среднем до 550 литров на одного жителя в сутки;

развитие Рублевской, Западной и Северной водопроводных станций, строительство новой водопроводной станции, а также создание водопроводной системы на базе подземных вод Московской и Владимирской областей;

создание систем промышленного водопровода общей мощностью до 1,3 млн. куб. метров воды в сутки, с использованием преимущественно поверхностных источников и очищенных вод станций аэрации; внедрение систем оборотного водоснабжения на водоемких промышленных предприятиях;

35) развитие системы канализации, с обеспечением отвода и очистки сточных вод г. Москвы и населенных пунктов лесопаркового защитного пояса и Московской области, расположенных в общих с г. Москвой бассейнах канализации, с доведением общей мощности ее до 8 млн. куб. метров сточных вод в сутки, за счет расширения действующих Люберецкой и Курьяновской систем канализации и строительства Пахринской системы канализации мощностью до 2 млн. куб. метров сточных вод в сутки;

36) развитие энергоснабжения и газоснабжения города в соответствии с утвержденной Госпланом СССР комплексной схемой электроснабжения, теплоснабжения и газоснабжения г. Москвы и Московской области, предусматривающей, в частности:

значительный рост электровооруженности труда в промышленности, строительстве и на транспорте, а также увеличение расхода электроэнергии на бытовые нужды населения, с обеспечением общего роста потребления электроэнергии в расчете на душу населения примерно в 2 раза против уровня 1970 года;

доведение доли централизованного теплоснабжения в г. Москве до 95 процентов от общего объема потребности в основном за счет расширения ряда существующих и строительства двух новых (Кунцевской и Южной) ТЭЦ, а также за счет расширения действующих и строительства новых районных котельных; повышение надежности работы тепловых сетей;

постепенную замену воздушных линий электропередачи напряжением 110 и 220 кВт, проходящих в зонах жилой застройки, подземными кабельными линиями;

изменение структуры топливного баланса г. Москвы путем постепенной замены твердого и жидкого топлива природным газом; расширение Калужского газохранилища и сооружение кольцевого газопровода на территории Московской области;

37) развитие объектов связи в соответствии с утвержденной Госпланом СССР комплексной схемой развития всех видов связи в г. Москве и Московской области, предусматривающей, в частности, расширение городской телефонной связи исходя из расчетной нормы 450 телефонов на 1000 жителей, с обеспечением потребности каждой московской семьи в телефоне, а также в проводном радиовещании, дальнейшее развитие и улучшение междугородной телефонной, телеграфной и почтовой связи; совершенствование системы распространения изданий периодической печати в г. Москве;

38) улучшение санитарной очистки территории города и расширение переработки бытового мусора на мусороперерабатывающих заводах, размещаемых в основном за пределами города и обслуживающих одновременно и ближайшие к ним населенные пункты области, с постепенной ликвидацией свалок бытового мусора; создание специальных полигонов для захоронения и обезвреживания промышленных отходов;

39) регулирование стока малых рек - Яузы, Лихоборки, Сетуни, обводнение существующих прудов в Измайлово, Кузьминках, Ленино, Борисово и создание новых водоемов в Юго-Западном районе, а также в районах Строгино, Татарово, Медведково и в других частях города; очистка рек Москвы, Яузы, Клязьмы и других; отвод поверхностных вод, ликвидация заболоченных участков, оврагов и отработанных карьеров, а также понижение уровня грунтовых вод на территории города;

40) развитие лесопаркового защитного пояса г. Москвы как естественного резервуара чистого воздуха и места отдыха населения города, с проведением мероприятий по озеленению и обводнению его территорий, улучшению природного ландшафта, развитию сети учреждений отдыха и спорта, а также сети дорог и транспорта, обеспечивающей удобные связи с г. Москвой;

41) расчетная численность населения лесопаркового защитного пояса г. Москвы не более 1,7 млн. человек;

42) улучшение архитектурно-планировочной структуры лесопаркового защитного пояса г. Москвы путем четкого определения территорий, предназначенных для застройки, открытых пространств, а также лесопарков и лесных массивов на юго-запад от города, вдоль рек Москвы, Клязьмы, Пахры, канала имени Москвы и других водоемов, с расчисткой территорий от мелкой застройки;

улучшение архитектурного облика городов, находящихся в лесопарковом защитном поясе г. Москвы, соответственно их положению вблизи столицы;

ограничение дальнейшего роста городов, расположенных в пределах пригородной зоны г. Москвы, с целью предотвращения их слияния с г. Москвой;

43) дальнейшее улучшение санитарно-гигиенических условий проживания населения в г. Москве и лесопарковом защитном поясе города в соответствии с утвержденной Госпланом СССР комплексной схемой оздоровления воздушного бассейна, охраны водоемов и ликвидации загрязнения почвы г. Москвы и Московской области.

3. Установить, что объем и очередность работ по реализации генерального плана развития г. Москвы определяются пятилетними и годовыми планами развития городского хозяйства, разрабатываемыми на основе народнохозяйственных планов.

4. Обязать Мосгорисполком:

а) усилить контроль за всеми видами строительства, осуществляемого на территории г. Москвы и лесопаркового защитного пояса города, обеспечив регулирование этого строительства в соответствии с генеральным планом развития г. Москвы;

б) осуществлять контроль за тем, чтобы министерства и ведомства не превышали установленной им численности рабочих и служащих по г. Москве, а также за механическим притоком населения в г. Москву, имея в виду обеспечить регулирование роста численности населения города в пределах, предусмотренных генеральным планом его развития;

в) принять необходимые меры к обеспечению сохранности жилищного фонда, не допуская при реконструкции города необоснованного сноса жилых домов, пригодных для проживания;

г) разработать в соответствии с генеральным планом развития г. Москвы и с учетом замечаний по проекту этого плана, изложенных в докладе Госплана СССР и Госстроя СССР от 10 марта 1971 г., и утвердить до 1 января 1973 г.:

правила застройки г. Москвы и лесопаркового защитного пояса города и план красных линий улиц столицы, обязательные для всех министерств и ведомств, осуществляющих проектирование и строительство объектов в г. Москве;

проект детальной планировки центра города;

генеральные схемы развития водоснабжения, канализации, санитарной очистки и обводнения городской территории, а также схему организации и использования подземного пространства города.

5. Обязать Мособлисполком разработать совместно с Мосгорисполкомом в соответствии с генеральным планом развития г. Москвы и с учетом замечаний по проекту этого плана, изложенных в докладе Госплана СССР и Госстроя СССР от 10 марта 1971 г., проект планировки пригородной зоны г. Москвы и утвердить этот проект в 1973 году по согласованию с Госпланом СССР, Госстроем СССР и Советом Министров РСФСР.

 

 

 


 
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010.
Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы.

При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка на Tehnorma.RU обязательна.


Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием.
 
Яндекс цитирования