Утверждаю

Заместитель Главного

санитарного врача СССР

А.ПАВЛОВ

14 апреля 1970 г. N 845-70

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНОГО

НАДЗОРА ЗА РАЗРАБОТКОЙ И РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОЕКТОВ

И СХЕМ РАЙОННОЙ ПЛАНИРОВКИ <*>

 

--------------------------------

<*> Проект Методических указаний разработан Киевским научно-исследовательским институтом общей и коммунальной гигиены им. А.Н. Марзеева.

 

I. Общие положения

 

1. В соответствии с директивами Партии и Правительства в нашей стране осуществляется дальнейшее развитие производительных сил, высокопродуктивного сельского хозяйства, расширение строительства курортно-оздоровительных учреждений и т.д. Это предопределяет необходимость ведения всего строительства на основе принципов и методов районной планировки.

По указанию Госстроя СССР в настоящее время широко развернута разработка проектов и схем районной планировки промышленных, сельскохозяйственных и курортных районов страны.

В связи с этим перед органами санитарно-эпидемиологической службы ставятся важные задачи, предусматривающие необходимость правильного решения гигиенических вопросов.

2. Настоящие Методические указания имеют целью оказать органам санитарно-эпидемиологической службы помощь в решении санитарных вопросов при рассмотрении проектов и схем районной планировки промышленных, сельскохозяйственных, санаторно-курортных районов, а также пригородных зон крупнейших и больших городов.

3. Осуществляя предупредительный и текущий санитарный надзор при рассмотрении проектов и схем районной планировки, а также при их реализации, органы санитарно-эпидемиологической службы должны руководствоваться постановлениями Совета Министров СССР и Советов Министров союзных республик, строительными нормами и правилами, утвержденными Госстроем СССР, санитарными нормами и правилами, решениями Исполнительных комитетов областных, краевых, районных Советов депутатов трудящихся с учетом конкретных местных условий.

4. Основная цель разработки проектов и схем районной планировки заключается в рациональном и взаимоувязанном размещении всех видов и объектов строительства на данной территории в интересах комплексного развития производительных сил района, наиболее эффективного использования его ресурсов, улучшения и оздоровления условий труда, быта и отдыха населения, внешней среды.

5. При осуществлении санитарного надзора в области районной планировки промышленных районов и узлов основными вопросами, подлежащими оценке санитарными органами, являются:

а) выбор территорий, санитарное обоснование условий для нового промышленного строительства и упорядочения существующего;

б) расселение населения, выбор территорий и санитарное обоснование условий для развития существующих и новых городов и поселков;

в) организация массового отдыха населения, выбор территорий и санитарное обоснование условий для развития существующих и новых баз кратковременного и длительного отдыха населения;

г) санитарное оздоровление, охрана и обогащение природы, обводнение, озеленение и т.п.;

д) санитарное благоустройство: организация систем водоснабжения, канализования, теплофикации и санитарной очистки от жидких и твердых отбросов;

е) организация междугороднего транспортного обслуживания.

6. В районах обрабатывающей промышленности нужно избегать чрезмерной концентрации промышленности и населения в городах, нарушающей гигиенические условия жизни населения (рассредоточение промышленности, ограничение роста крупнейших и крупных городов и т.д.).

7. В районах добывающей промышленности, кроме рекомендаций, перечисленных в п. 5, целесообразно укрупнение мелких промышленных предприятий, развитие малых и средних городов, пгт.

8. В районах влияния крупных гидротехнических сооружений наряду с вопросами, изложенными в п. 5, следует оценить такие специфические факторы, как перемещение населенных мест, предприятий, транспортных, водопроводных и других сооружений из зоны затопления и подтопления водохранилищ, развитие сельского хозяйства на оросительных системах.

9. При рассмотрении проектов и схем районной планировки сельскохозяйственных районов гигиенической оценке подлежат:

а) условия размещения производственных и хозяйственных центров сельского хозяйства, предприятий межрайонного, районного и межколхозного значения;

б) расселение населения, размещение сети перспективных населенных мест, культурно-бытового обслуживания; районного и межрайонного значения;

в) организация массового отдыха сельского населения;

г) санитарное оздоровление района, мелиорация, обводнение и озеленение;

д) рекомендации к районным и межселенным системам водоснабжения, удаления сточных вод и нечистот, теплоснабжения.

10. При рассмотрении проектов планировки и застройки курортных районов необходимо гигиенически оценить:

а) размещение санитарно-курортных учреждений и баз массового отдыха населения, установление границ округов и зон санитарной охраны курортов;

б) размещение существующих и новых промышленных и энергетических предприятий, предназначенных для обслуживания отдыхающих и населения района;

в) расселение населения, рекомендации к развитию существующих и организации новых населенных мест;

г) санитарное оздоровление и мелиорацию района, охрану и обогащение природных факторов, обводнение и озеленение;

д) санитарное благоустройство района - организацию районной или межселенных систем водоснабжения, канализации, теплофикации и очистки от твердых отбросов;

е) организацию транспортных связей, в особенности между населенными пунктами, с одной стороны, и местами лечения и отдыха населения, с другой стороны.

11. При рассмотрении проектов планировки пригородных зон крупных и крупнейших городов основными гигиеническими вопросами, подлежащими оценке, являются:

а) целесообразное с санитарной точки зрения размещение объектов, связанных с городом и обслуживающих его потребности;

б) организация с учетом гигиенических требований внегородского расселения, сети населенных мест - спутников основного города и перспективных сел;

в) организация мест массового отдыха населения и баз лечебно-оздоровительного назначения;

г) создание лесопаркового пояса, обводнение и мелиорация;

д) развитие современных транспортных связей город - пригородная зона, сооружений водопровода, теплосети, канализации, очистки, утилизации и обезвреживания твердых отбросов и другие.

12. На современном этапе работы по составлению схем районной планировки характеризуются двумя особенностями: во-первых, все более широкий охват различными видами районной планировки одной и той же территории; во-вторых, несмотря на решение при этом некоторых специфических задач, своеобразных для каждого вида планировки, во многих своих разделах они содержат указания, общие для всех видов районной планировки.

В связи с указанным гигиеническую оценку этих работ необходимо производить с точки зрения единой комплексной районной планировки территории.

13. Проекты и схемы районной планировки разрабатываются на основе Государственных перспективных планов развития народного хозяйства. Перспективный срок для строительства городов и поселков в соответствии со СНиП II-К.2-62, п. 1.7, следует принимать 25 - 30 лет, а для сельских населенных мест - 15 - 20 лет. Срок первой очереди строительства 5 лет.

14. Стадиями проектных работ по районной планировке являются:

а) технико-экономические основы районной планировки;

б) схема районной планировки.

 

II. Санитарно-гигиеническая оценка

природно-климатических условий, охрана и улучшение природы

 

15. Выбор территории для размещения промышленности, селитебных зон, а также мест отдыха населения включает гигиеническую оценку природных условий.

К природным условиям, которые необходимо оценить с гигиенической точки зрения, относятся: климат, рельеф, почвы, растительность, подземные воды, открытые водоемы, болота и заболоченности, сейсмичность.

16. При гигиеническом анализе природно-климатических условий следует обращать внимание на следующие положения:

а) климат; к какому строительно-климатическому району относится планировочный район (по карте СНиП II-К.2-62); многолетние данные (по месяцам и сезонам года) температуры и влажности воздуха, осадков, облачности, солнечной радиации, барометрического давления и ветрового режима;

б) рельеф района и микрорельеф отдельных площадок; равнинный, горный, высота над уровнем моря, указание уклонов местности, увязка микрорельефа отдельных площадок с особенностями микроклимата (ветровой и температурный режим, осадки и т.д.);

в) почвы, их виды и свойства в отношении смещаемости (пески), выветриваемости (лесс), приживаемости зеленых насаждений, участки с вечной мерзлотой, с высоким стоянием грунтовых вод;

- возможность использования почв для обезвреживания естественным способом сточных вод и нечистот (поля орошения, фильтрации, ассенизации, запахивания и т.д.);

- эпидемиологическая оценка почв (наличие кладбищ, свалок, скотомогильников, стоянок больного скота и т.д.);

г) растительность, характер и виды древесных и кустарниковых пород, площадь и дислокация лесных массивов по отношению к населенным пунктам, а также возможность использования лесов для организации мест отдыха населения;

д) подземные воды, глубина залегания, мощность, качество, использование; территории с минеральными источниками, их использование (бальнеологическое значение);

е) открытые водоемы (реки, озера, пруды, искусственные водохранилища), их дислокация, площадь зеркала воды, глубина, расход и качество воды, виды использования (питьевое, хозяйственно-бытовое, производственное водоснабжение, рыбное хозяйство), качество воды по данным лабораторных исследований, загрязненность вод и ее причины, зоны санитарной охраны и т.п.;

ж) болота и заболоченности, их дислокация, величина и близость к населенным пунктам;

з) сейсмичность, участки с особо неблагоприятной микросейсмичностью.

17. При гигиенической оценке территории, отведенной для развития существующих и размещения новых населенных мест (города, поселки городского и сельского типа, курорты), необходимо руководствоваться действующими "Строительными нормами и правилами" (СНиП II-К.2-62).

18. В результате рассмотрения природно-климатических условий района определяется пригодность территорий для строительства:

а) благоприятные в естественно-природном отношении для размещения лечебно-оздоровительных учреждений и мест массового отдыха населения;

б) пригодные для строительства новых и развития существующих населенных мест;

в) условно пригодные, которые могут использоваться для застройки после проведения на них оздоровительных мероприятий: санитарной мелиорации, обводнения, укрепления сыпучих песков и берегов, засыпка оврагов и т.п.;

г) непригодные для развития существующих и строительства новых населенных мест (затопляемость чаще чем 1 раз в 25 лет, наличие торфяников мощностью 2 м и более, сложный рельеф, действующие овраги, отсутствие возможности обеспечения водоснабжения и т.д.).

19. В схеме районной планировки должны быть разработаны мероприятия по охране и улучшению природных условий.

Особое внимание должно быть уделено пригородным зонам, местам массового отдыха населения, местностям лечебно-оздоровительного назначения и территориям, прилегающим к населенным пунктам или часто посещаемым местам, и местностям, располагающимся в 1 - 2 км от туристических маршрутов.

Рекомендуется обеспечить мероприятия по восстановлению восполнимых природных ресурсов, рекультивации территорий, поврежденных в процессе строительства, разработке полезных ископаемых и размещению участков, использованных для вывоза отходов промышленности и т.п.

20. К важным мероприятиям по озеленению территории района и охране зеленых насаждений относятся:

а) создание системы парков, лесо-, луго-, гидропарков межселенного, районного, областного значения;

б) создание ветро- и пылезащитных полос вокруг городов и поселков;

в) закрепление песков, оврагов, берегов водоемов;

г) охрана зеленых насаждений от промышленных выбросов;

д) сохранение или восстановление ранее уничтоженных лесов (или иной растительности) и при необходимости их расширение до нормы оптимальной лесистости и т.д.

21. По обводнению района должны быть предусмотрены следующие основные мероприятия:

а) санитарная охрана водных ресурсов, предотвращение загрязнения водоемов и водотоков, рациональное использование подземных вод без нарушения природного комплекса и т.п.;

б) регулирование стока и расчистка рек и крупных водотоков в целях предотвращения затопления и обмеления их;

в) создание системы благоустроенных прудов и водохранилищ.

 

III. Размещение промышленных и энергетических предприятий

 

22. Санитарную оценку существующих и размещения проектируемых предприятий и их комплексов на территории района следует проводить, как правило, на основе изучения и сопоставления нескольких вариантов, отдавая предпочтение тому, который обеспечивает выполнение гигиенических норм и требований.

23. При оценке основных принципов размещения промышленных предприятий на территории района следует учитывать:

а) равномерное и рациональное размещение промышленных предприятий на территории района, развитие градостроительной базы малых и средних городов, пгт;

б) наличие резервных площадей, необходимых для развития промышленности;

в) возможности обеспечения промышленных предприятий водой необходимого качества и количества без ущерба водопользования населения;

г) наличие мероприятий, направленных на устранение или снижение загрязнения внешней среды населенных мест выбросами, стоками, отходами промышленных или энергетических предприятий;

д) мероприятия, направленные на снижение до допустимых норм шума и вибрации на территории населенных мест от сверхмощных и мощных источников (аэропорты, моторо-испытательные стенды и т.д.).

24. В схеме районной планировки должны быть предусмотрены мероприятия по санитарной охране открытых водоемов и подземных вод, в частности от интенсивного загрязнения в результате нерациональной концентрации промышленных предприятий на ограниченных территориях ("Правила охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами" N 372-61).

25. Важным условием санитарной охраны атмосферного воздуха крупных городов или городских агломераций является недопущение чрезмерной концентрации промышленных предприятий на одной площадке.

26. При решении вопроса о месте размещения промышленности необходимо учитывать возможность организации санитарно-защитных зон между промышленными и энергетическими предприятиями, с одной стороны, и жилыми районами, а также местами массового отдыха населения, с другой стороны.

При определении возможности загазованности атмосферного воздуха выбросами промышленных предприятий необходимо учитывать эффективность газоочистных и пылеулавливающих установок, сооружаемых на них.

27. Развитие промышленности в крупнейших и больших городах, приводящее к ухудшению санитарно-гигиенических условий жизни населения и сокращению территориальных резервов этих городов, следует ограничивать.

28. В существующих крупнейших и больших городах с развитой промышленностью, а также в городах-курортах должны размещаться только предприятия легкой, пищевой и местной строительной промышленности, непосредственно обслуживающей город.

29. При рассмотрении схем районной планировки при соответствующих гигиенических обоснованиях следует предъявлять требования о выводе из жилой застройки городов предприятий, вредные выбросы которых не могут быть ликвидированы, или сами предприятия не могут быть перепрофилированы.

30. Предприятия с большим водопотреблением должны, как правило, размещаться вблизи крупных, лучше всего естественных водоемов со строгим соблюдением санитарных требований по отводу и спуску производственных сточных вод.

31. При санитарной оценке схемы районной планировки следует обращать внимание на размещение источников электромагнитных колебаний (радиостанции, телецентры, радиолокаторы и т.д.)

В соответствии со СНиП II-Е.2-62, п. 21, напряженность поля, создаваемая средневолновыми и длинноволновыми передающими радиоцентрами, на территории населенных пунктов с числом жителей более 100 тыс. чел. не должна превышать 0,2 В/м.

Границы технической территории коротковолновых передающих радиоцентров должны быть удалены от границ населенных пунктов с числом жителей более 100 тыс. чел. не менее: при мощности одного коротковолнового передатчика 0,1 - 5 кВт - 2 км, при 5 - 25 кВт - 7 км, при 25 - 120 кВт - 10 км и при 120 и более кВт - 15 км.

32. Особого внимания заслуживают нефтехимические, нефтеперерабатывающие и энергетические предприятия, так как на нефтеэнергетических предприятиях, как правило, отсутствуют надежные системы по улавливанию вредных выбросов и отходов в атмосферу и водоемы. Кроме того, санитарные условия эксплуатации их еще недостаточно изучены.

При выборе территории для размещения этих предприятий необходимо учитывать, что они являются большими потребителями воды и должны быть приближены к естественным источникам водоснабжения. При организации водоснабжения мощных ГРЭС (2,4 - 5 млн. кВт), работающих по оборотной системе водоснабжения с прудом-охладителем, следует предусматривать мероприятия по переселению населения из зоны затопления водохранилищ, площадь которых может достигать 15 - 20 кв. км.

При выборе территорий для предприятий со значительными объемами водоотведения (нефтехимические комбинаты до 90%, лакокрасочные - 80%, нефтеперегонные - 70%, азотно-туковые - 60% и др.) следует оценивать условия очистки и сброса сточных вод в водоемы.

Нефтеэнергетические предприятия должны размещаться на участках более низких по отметкам, чем селитебная территория города с тем, чтобы исключить возможность загрязнения ее ливневыми водами.

При размещении комплексов нефтехимических, нефтеперерабатывающих и энергетических предприятий следует предусматривать не только комбинированное использование сырья, удаление отходов и т.п., но также создание единых районных систем водоснабжения, канализации и очистных сооружений.

По отношению к селитебной территории рекомендуется дифференцированное размещение нефтеэнергетических производств в зависимости от вредности выбросов: ближе к населенному пункту размещаются наименее вредные в санитарном отношении (предприятия по переработке синтетических продуктов в готовые изделия), затем по производству пластмассовых продуктов и изделий, далее - нефтеперерабатывающие, энергетические предприятия.

33. Крупные металлургические производства (с количеством выпускаемой продукции в год: стали и чугуна - по 3 - 5 млн. т, агломерата - 5 - 8 млн. т и т.д.) с комплексом тяготеющих к ним промышленных предприятий (коксохимические заводы, строительные комбинаты и др.), являющиеся мощными источниками загрязнения внешней среды, должны размещаться не менее чем в 8 - 10 км от границ жилых районов городов.

34. При рассмотрении схем планировки сельскохозяйственных районов необходимо оценивать перспективные планы развития производственных комплексов, предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции и производству строительных материалов и др.

При размещении этих предприятий, а также откормочных животноводческих пунктов, животноводческих и птицеводческих ферм должны строго соблюдаться требования по недопущению неблагоприятного воздействия их на условия жизни населения (загрязнение воздуха, воды и почвы, распространение шума).

Откормочные и убойные пункты скота и птицы, животноводческие фермы и другие объекты, имеющие загрязненные сточные воды, а также пристани и причалы необходимо располагать ниже по течению реки и с подветренной стороны относительно населенных пунктов.

 

IV. Санитарная оценка расселения населения

 

35. В разделе по расселению населения на территории района необходимо:

а) оценить основные рекомендуемые в проекте принципы расселения населения в пределах района;

б) рассмотреть с гигиенических позиций размеры вновь проектируемых и перспективных (подлежащих развитию) населенных мест;

в) дать оценку населенным пунктам или их отдельным районам, которые по санитарным соображениям не следует развивать или которые нуждаются в переносе на другие территории.

36. В районах размещения предприятий обрабатывающей промышленности рекомендуется централизованное расселение (размещение преобладающей части населения в одном или нескольких больших городах); в районах размещения предприятий добывающей промышленности - групповое с преимущественным расселением в малых и средних городах и поселках городского типа; в районах размещения крупных энергетических и гидротехнических сооружений - смешанное расселение. В сельскохозяйственных районах целесообразно создавать группы взаимосвязанных населенных пунктов (районный центр, центральные поселки, поселки производственных комплексов в колхозах и совхозах, постоянные полевые станы).

37. Гигиеническая оценка принципа расселения должна проводиться с учетом подразделения населенных мест на группы в зависимости от возможных темпов и перспектив их развития:

а) перспективные города и поселки с темпами роста населения выше уровня естественного прироста;

б) ограниченно развиваемые города и поселки, рост населения которых намечается на уровне естественного прироста;

в) неразвиваемые населенные пункты, население которых будет либо ниже уровня естественного прироста, либо будет сокращаться.

38. Ограничение роста больших и крупнейших городов, развитие малых и средних городов, а также укрупнение поселков и сел, являющиеся принципом современной градостроительной политики, направлены на улучшение гигиенических условий труда, быта и отдыха населения.

39. Новые города и поселки должны размещаться, по возможности, рассредоточенно с соблюдением необходимых разрывов между селитебными и промышленными территориями и с учетом создания вокруг городов зеленых зон.

Определение населенных мест или их частей, не подлежащих развитию по санитарным соображениям, можно производить на основании:

а) чрезмерных неустраняемых выбросов предприятий, оказывающих неблагоприятное влияние на внешнюю среду и условия жизни населения;

б) концентрации большого количества населения и промышленности, необратимо ухудшающей санитарно-гигиенические условия жизни;

в) неудовлетворительного в санитарном отношении месторасположения существующих населенных мест (непригодные территории, отсутствие резервов для развития города, невозможность обеспечения населения водой и т.п.).

40. Населенные пункты не допускается размещать:

а) в зонах санитарной охраны источников водоснабжения, в первом поясе зон санитарной охраны курортов, в районах размещения лечебно-профилактических и оздоровительных учреждений и местах массового отдыха населения;

б) на территории санитарно-защитных и специальных зон промышленных предприятий;

в) над местами обрушения горных выработок, залежей полезных ископаемых, оползней, эрозий и т.п.

41. Основными видами населенных мест, позволяющих обеспечить санитарно-гигиенические условия и удовлетворить культурно-бытовые запросы населения, являются:

а) средние города с населением 100 тыс. чел. в районах развития легкой и пищевой промышленности;

б) малые города с населением в 50 тыс. человек и большие поселки на 30 тыс. человек в районах горнодобывающей промышленности при концентрированном залегании руд (медь, никель, свинец, цинк и др.);

д) города и поселки с населением в 20 - 80 тыс. чел. в районах угле- и нефтедобывающей промышленности;

е) поселки с числом населения 5 - 20 тыс. чел. при разбросанном расположении карьеров, рудников;

ж) укрупненные сельские населенные места до 3 - 5 тыс. чел. (перспективные в своем развитии, опорные).

42. При оценке основных принципов расселения населения и пределах района следует обратить внимание на основные демографические показатели за ряд последних лет:

а) распределение населения по половому и возрастному составу, отдельно городского и сельского населения, а также по количеству членов в семье;

б) естественное движение населения - отдельно городского и сельского - в абсолютных и относительных показателях: рождаемость, общая и детская смертность, естественный прирост;

в) механическая миграция населения, отдельно городского и сельского.

Демографические показатели в их динамике должны быть проанализированы для выявления влияния градостроительных особенностей на такие неблагоприятные явления, как понижение рождаемости, повышение общей и особенно детской смертности и др. по сравнению со средними республиканскими или общесоюзными показателями.

43. Данные заболеваемости населения должны касаться форм болезней, возникновение которых прямо или косвенно связано с местными природными условиями (природная очаговость инфекционных заболеваний, приуроченность района к определенным биогеохимическим провинциям), с условиями санитарного благоустройства населенных мест (водоснабжение, канализация, очистка), а также с санитарным состоянием внешней среды (загрязнение воздуха, водоемов и почвы).

К таким формам болезней должны быть отнесены, в первую очередь: брюшной тиф, паратифы, дизентерия, эпидемический гепатит, полиомиелит, трансмиссивные (клещевой энцефалит, клещевой возвратный и сыпной тиф, пендинская язва, лейшманиоз, туляремия и малярия), туберкулез, зоонозы (лептоспироз, бруцеллез), эндемический флюороз, зоб и другие.

Анализ заболеваемости населения должен увязываться с профилактическими мероприятиями градостроительного характера применительно, в первую очередь, к населенным пунктам с наиболее высокими ее показателями.

44. Населенные места по размеру должны быть такими, которые смогли бы обеспечить максимальный уровень культурно-бытового обслуживания населения и благоустройства территорий.

Однако в перспективе укрупнение населенных мест может достигнуть таких размеров, при которых они могли бы иметь полноценное культурно-бытовое обслуживание на месте. Поэтому необходима такая организация межселенной системы обслуживания, которая бы соответствовала характеру расселения.

45. Группу близлежащих городов и поселков следует рассматривать как единый градостроительный организм, состоящий из обособленных планировочных районов, или крупный город с сильно расчлененной планировочной структурой.

Организация повседневного и периодического обслуживания, как это предусмотрено для планировочных районов, должна проводиться во всех городах и поселках. Учреждения эпизодического обслуживания концентрируются только в городе - центре группы. В зависимости от времени на поездку в город-центр в группе близлежащих городов и поселков рекомендуется следующее построение межселенной системы обслуживания: 20 - 30 мин. (8 - 10 км) - малый город или поселок рассматривается как обособленный микрорайон или жилой район; 30 - 40 мин. (20 - 30 км) - как обособленный планировочный район; 40 - 60 мин. (30 - 40 км) - как город-спутник.

46. Состав учреждений общегруппового общественного центра (специализированные больницы, магазины, предприятия общественного питания, театры, цирк, музей, вузы и т.п.) должен определяться по СНиПу II-К.2-62, исходя из общей численности населения всех городов группы, а их вместимость - из предполагаемой посещаемости этих учреждений.

47. Выбор конкретного города-центра в группе городов рекомендуется проводить в зависимости от величины города (самый большой в группе населенных мест), взаимного расположения городов и наличия удобной транспортной связи. Сумма времени, затрачиваемого на поездку из любого города в группе до города-центра, должна быть наименьшей и не более 60 минут.

48. Доступность различных учреждений эпизодического обслуживания целесообразно принимать дифференцированно (в зависимости от реальных потребностей населения в тех или иных видах обслуживания) и определяется как часть общей продолжительности данного мероприятия в жизни населения (частота пользования) с учетом его физиологических особенностей и природно-климатических условий местности. Для суровых условий Урала и Сибири они будут меньше, чем для европейской части СССР.

49. Особой проблемой является будущее ряда существующих перспективных населенных пунктов, возникших на малопригодных территориях и находящихся в неблагоприятных санитарно-гигиенических условиях, без современного инженерного оборудования, вдали от районных путей сообщения. Такие населенные места до решения их перспективы (перенос, ликвидация и т.п.) должны на месте обеспечиваться необходимым культурно-бытовым и прочим обслуживанием.

50. Нормы обеспеченности жилой площадью населения принимаются 9 кв. м для первой очереди и 12 кв. м на человека для второй очереди (СНиП II-К.2-62), исходя из количества населения всей группы городов и поселков. Кроме того, квартирный состав жилого фонда должен соответствовать демографии населения (состав семей).

 

V. Организация мест массового отдыха населения

и лечебно-оздоровительных учреждений

 

51. Санитарный надзор осуществляется в отношении мест кратковременного и длительного отдыха, а также учреждений лечебно-оздоровительного назначения.

Организация мест массового отдыха производится с учетом природных условий, размещения промышленности и расселения.

52. Территории для организации мест массового отдыха населения должны иметь благоприятные природные и санитарно-гигиенические условия: располагаться в лучших и наиболее живописных местах; лесах, рощах, у открытых водоемов; вдали от источников загрязнения воздуха, водоемов и почвы; иметь удобные транспортные связи с населенными пунктами.

53. Для мест длительного отдыха (дома отдыха, пансионаты, летние городки отдыха, мотели, кемпинги, туристские базы и пионерские лагеря) необходимы наиболее благоприятные природные условия и большие площадки. Поэтому учреждения длительного отдыха, как правило, размещаются за пределами промышленного района и обслуживают всю систему расселения промышленного района. При этом время на поездку к местам длительного отдыха не лимитируется (2 часа и более).

54. Места кратковременного отдыха (лесопарки, спортивные и загородные базы, пляжи и водные станции, рыболовные и охотничьи базы) в промышленных районах добывающей промышленности при групповых формах расселения целесообразно размещать на окраине каждой группы городов и поселков. В районах с преобладанием обрабатывающей промышленности с централизованной формой расселения места кратковременного отдыха должны равномерно располагаться за пределами селитебных территорий городов. Транспортная доступность мест кратковременного отдыха населения не должна превышать 30 - 40 мин.

55. Расчет необходимой территории и вместимости учреждений и мест массового отдыха следует проводить в соответствии со "Строительными нормами и правилами" (СНиП II-К.2-62, п. п. 2.30 и 6.13), учитывая расчетную численность населения города и пригородной зоны, демографический состав населения, климатические и санитарно-гигиенические условия.

 

┌───┬───────────────────────┬─────────────────────────────┬───────────────┐

│ N │     Наименование      │Количество мест на 1000 чел. │Площадь участка│

п/п│      учреждения       ├─────────────────┬───────────┤  на 1 место в │

                          │при 9 кв. м жилой│    на          кв. м    

                          │площади на 1 чел.│перспективу│              

├───┴───────────────────────┴─────────────────┴───────────┴───────────────┤

                       Учреждения длительного отдыха                    

                                                                        

│1. │Дома отдыха            │2                │6          │200           

│2. │Пансионаты             │5                │10         │200           

│3. │Летние городки отдыха  │4                │15         │125           

│4. │Мотели                ┐│1,3              │3,1        │150           

│5. │Кемпинги              ┘│                            │175           

│6. │Туристские базы        │1,1              │3          │100           

│7. │Пионерские лагеря      │20               │40         │250           

                                                                        

                    Учреждения кратковременного отдыха                  

                                                                        

│1. │Лесопарки:                                                       

   │- для крупных и                                    │200 ┐         

   │крупнейших городов;                                    на      

   │- для больших городов; │                            │100 │ жителя  

   │- для других городов                               │50           

│2. │Спортивные базы       ┐│                                          

│3. │Загородные базы       ││                                          

│4. │Пляжи и водные станции││20               │50         │100           

│5. │Рыболовные и охотничьи││                                          

   │базы                  ┘│                                          

└───┴───────────────────────┴─────────────────┴───────────┴───────────────┘

 

Примечание: При размещении учреждений отдыха на курортах или группами в других населенных местах при наличии курортных парков и садов или лесопарков, примыкающих к участку учреждений отдыха, допускается уменьшать нормы площадей участков домов отдыха до 150 кв. м на одно место; пансионатов и туристских баз - до 75 кв. м и летних городков отдыха - до 100 кв. м.

 

56. Прибрежные участки вдоль рек и крупных водоемов в пределах 200 м от уреза воды в местах массового отдыха населения не допускается занимать зданиями и сооружениями (за исключением пристаней, пляжей и водных спортивных станций) или использовать для каких-либо хозяйственных целей, препятствующих свободному доступу населения к водоему.

57. Вокруг крупнейших и крупных городов следует предусматривать лесопарковый пояс шириной 5 - 10 км в зависимости от местных условий.

При отсутствии на территории пригородной зоны лесов, водоемов, необходимых для организации лесопаркового пояса, следует предусматривать создание лесных массивов и водоемов на землях, не используемых в сельском хозяйстве.

В пределах лесопаркового пояса не допускаются все виды строительства, за исключением отдельных зданий и сооружений, предназначенных для массового отдыха, занятий физкультурой и спортом, зданий и сооружений, обслуживающих пригородное лесное и сельское хозяйство, железнодорожных и автомобильных подъездов к городу, подстанций и линий электропередачи. (СНиП II-К.2-62, п. 2.29.)

58. Дома отдыха, пионерские лагеря и санатории не следует размещать в непосредственной близости к местам массового кратковременного отдыха. Между местами массового отдыха и санаториями необходимо предусматривать озелененные полосы шириной не менее 500 м.

59. Учреждения отдыха следует располагать группами с объединением их единой системой обслуживания, инженерного оборудования и транспорта.

60. На территориях при наличии природно-климатических, гидроминеральных и других лечебных факторов осуществляется санаторно-курортное строительство, которое организационно подразделяется на курортные комплексы, зоны и районы.

61. Курортный комплекс - это самостоятельное градостроительное образование группы санаторных учреждений (санаториев, санаторных пансионатов), объединенное единой системой обслуживания в радиусе пешеходной доступности учреждений повседневного пользования.

- Предельная вместимость курортного комплекса определяется на основании величины лечебных факторов, наличия пригодных для застройки территорий с учетом возможности транспортировки лечебных продуктов на более благоприятные участки.

- Площадь земельного участка курортного комплекса на одно место определяется в зависимости от природных условий состояния застройки и других особенностей согласно СНиП II-Л.10-62. При этом застраиваемая территория не должна превышать 25 - 30%, а территория зеленых насаждений общего пользования и спортивных сооружений 60 - 65% общей площади.

- Суммарная единовременная вместимость санаторных учреждений курортного комплекса определяется на основе рационального укрупнения обслуживающих учреждений, приемлемых радиусов пешеходной доступности к ним, профиля санаториев, природных условий, этажности застройки и т.п.

Границы округов и зон санитарной охраны лечебных ресурсов определяются в соответствии с действующими строительными и санитарными нормами и правилами.

- Организация округов и зон санитарной охраны лечебных источников и местностей при создании курортных районов позволяет наиболее целесообразно решить вопросы размещения отдельных комплексов на территории района с учетом перспектив развития, определить правильное функциональное зонирование и в целом повысить уровень санитарного состояния внешней среды курорта.

- Состав и характер курортных учреждений и сооружений определяется согласно рекомендациям СНиП II-Л.10-62.

Территория курортного комплекса должна делиться на основные функциональные зоны, которые образуются: спальными корпусами и столовыми, лечебными и культурно-бытовыми учреждениями, административно-служебными (в т.ч. хозяйственными) зданиями, зелеными насаждениями общего пользования, спортивными сооружениями и устройствами, жильем "аварийного" персонала.

- В целях более полного обслуживания больных и выздоравливающих курортный комплекс следует членить на группы первичного обслуживания, представляющие собой несколько сблокированных спальных корпусов, столовую и лечебно-диагностическую части (санаторий) или спальный корпус и столовую (санаторный пансионат).

В группе первичного обслуживания рекомендуется устройство площадок тихого отдыха (20%), спортивных площадок (50%), площадок для климатолечения (15%), мест для чтения (50%) и площадок для утренней гигиенической гимнастики (100%).

61а. В городах различного народнохозяйственного профиля могут быть созданы курортные зоны, состоящие из нескольких курортных комплексов.

62. Агломерации курортных комплексов и населенных мест, в которых градообразующей основой являются санаторно-оздоровительные учреждения, могут образовывать курортные районы.

В них объекты санаторно-курортного строительства должны быть размещены по принципу профильного зонирования (общесоматические, туберкулезные, психоневрологические, с заболеванием органов кровообращения, органов дыхания нетуберкулезного характера, кожи, движения и опоры, гинекологические, желудочно-кишечные, обмена веществ и др.).

При этом рекомендуется избегать чересполосного размещения санаторных и жилых зданий; необходимо осуществление мероприятий по охране и улучшению природных факторов, санитарного состояния населенных мест.

 

VI. Гигиенические требования к водоснабжению района

 

63. В разделе по организации водоснабжения района должны быть даны:

а) требования к развитию и размещению основных сетей водоснабжения общерайонного значения;

б) рекомендации к использованию водных ресурсов района.

64. Требования к развитию и размещению основных сетей водоснабжения общерайонного значения касаются:

а) организации систем водоснабжения для групп промышленных предприятий, для групп населенных мест, а также комплексных для групп промпредприятий и населенных мест;

б) создания крупных гидротехнических сооружений общерайонного значения (каналы, плотины, водохранилища, строительная и осушительная системы и др.).

65. Рекомендации к использованию водных ресурсов района должны разрабатываться в направлении:

а) определения норм водопотребления населения и производств с учетом степени благоустройства населенных мест и вида промышленности;

б) определения перспективного роста водопотребления, размещения водопотребителей для хозяйственно-питьевых и производственных нужд по этапам развития промышленности, населенных мест;

в) выявления возможных источников водоснабжения для хозяйственно-питьевых, производственных и сельскохозяйственных целей (подземные воды, поверхностные водостоки и водоемы) с учетом их количественной и качественной характеристики, возможности улучшения качества воды современными методами очистки, организации необходимых зон санитарной охраны; использования для хозяйственно-питьевого водоснабжения, в первую очередь, подземных вод;

г) определения условий использования очищенных промышленных и шахтных сточных вод для промышленных и сельскохозяйственных целей;

д) указания о целесообразности в гигиеническом отношении применения для производственных целей оборотной, повторной или замкнутой систем водоснабжения, позволяющих уменьшить расходы воды, избежать сброса загрязненных сточных вод в водоемы и т.д.

66. В случаях, когда водные ресурсы района не обеспечивают водопотребления населенных мест и промышленных предприятий, необходимо:

а) рассмотреть схемы водоснабжения действующих предприятий с учетом возможного сокращения потребления питьевой воды для производственных нужд;

б) согласовать гигиенически целесообразные меры по регулированию водного стока района;

в) установить возможность использования водоисточников межрайонного значения (находящихся за пределами планируемого района).

67. Для районов с ограниченными водными ресурсами определяются потребности в воде для нужд сельского хозяйства, а также разрабатываются предложения по водному балансу района в целом.

68. При невозможности обеспечения водоснабжения района в соответствии с гигиеническими требованиями следует добиваться пересмотра экономического развития района в направлении сокращения количества водоемких предприятий или замены их маловодоемкими, или проведения специальных гидротехнических мероприятий.

 

VII. Санитарная оценка канализации района

 

69. В разделе по организации канализования населенных мест района должны быть изложены:

а) мероприятия по организации систем канализации для групп промышленных предприятий, животноводческих ферм и населенных мест района;

б) гигиенические рекомендации к сбору, удалению, обезвреживанию и сбросу промышленных и хозяйственно-бытовых сточных вод, а также сточных вод от животноводческих ферм;

в) предложения по созданию крупных коллекторов сточных вод.

70. В рекомендациях по сбору, удалению, обезвреживанию и сбросу промышленных и хозяйственно-бытовых сточных вод должны быть:

а) указаны возможные источники сточных вод с учетом их качественной и количественной характеристики, определены места сброса очищенных сточных вод;

б) дана характеристика очистных сооружений, их мощности и проектируемого качества очистки сточных вод;

в) предъявлены требования к реконструкции существующих и проектируемых систем канализации;

г) изложены условия утилизации, очистки и сброса попутных вод с предприятий добывающей промышленности. При устройстве очистных сооружений малой производительности должна быть учтена возможность расширения их на перспективу.

71. Очистка хозяйственно-бытовых сточных вод, особенно в сельских условиях на полях орошения, земледельческих полях орошения, должна быть рекомендована как основной метод обезвреживания их. Если это невозможно по климатическим и почвенным условиям или вследствие отсутствия соответствующей территории, необходимо предусматривать полную очистку и обезвреживание сточных вод на искусственных биологических очистных сооружениях. Последние должны быть использованы при условии совместного спуска хозяйственно-фекальных и промышленных сточных вод.

72. Спуск сточных вод в водоемы общественного пользования и степень их очистки следует намечать в соответствии с "Правилами охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами" N 372-61, учитывая необходимость охраны открытых водоемов и особенно мест водозабора за пределами района.

 

VIII. Санитарная очистка района

 

73. В разделе по организации санитарной очистки в районе должны быть:

а) определены методы очистки для групп промышленных предприятий и населенных мест;

б) даны требования по выбору систем очистки, ее технической оснащенности, а также мест обезвреживания отбросов для отдельных населенных пунктов района.

74. При выборе методов очистки населенных мест следует рекомендовать:

а) для крупных городов - целесообразность организации планово-подворной или планово-поквартирной очистки домовладений от бытового мусора, обезвреживание мусора путем компостирования в штабелях, во рвах или в биостабилизаторе после предварительного отбора утиля на мусоросортировочных станциях, на усовершенствованных свалках; строительство сливных станций для приема жидких отбросов из неканализованных домовладений;

б) для средних городов, райцентров и поселков - то же, что и для крупных городов, за исключением мусоросортировочных станций в райцентрах и поселках. Для обезвреживания жидких отбросов из неканализованных домовладений могут применяться поля ассенизации;

в) для сельских населенных мест: внедрение компостирования отбросов на индивидуальных усадьбах, участках больниц, школ, клубов, на хоздворах и пр. с последующим использованием перегноя в качестве удобрения.

 

IX. Транспортные связи в районе

 

75. Санитарная оценка междугороднего транспортного сообщения в районе должна касаться, в первую очередь:

а) условий и длительности пассажироперевозок к местам приложения труда, быта и отдыха;

б) условий размещения железнодорожного, морского, речного, автомобильного и воздушного транспорта относительно жилых районов.

76. В целях профилактики усталости, а также обеспечения культурно-бытовых запросов населения суммарные затраты времени на передвижение от мест проживания до мест приложения труда и массового посещения, как правило, не должны превышать в один конец:

40 мин. - в крупных и больших городах, а также в других населенных пунктах, где места приложения труда размещены на значительном расстоянии от жилых районов;

30 мин. - в остальных населенных местах (СНиП II-К.2-62).

77. Остановочные пункты на железнодорожных линиях должны устраиваться вблизи крупных предприятий, больших жилых массивов, мест массового отдыха, спортивных центров или в пунктах массовой пересадки пассажиров на городской транспорт.

Расширение существующих сортировочных станций в селитебной части городов не допускается. Новые сортировочные станции следует размещать за пределами городов.

В городах с населением 250 тыс. чел и более, расположенных на главных железнодорожных магистралях, следует предусматривать обходные железнодорожные линии для пропуска товарных поездов без захода в город.

Размещение в жилых районах, местах массового отдыха и лечебно-оздоровительного назначения железнодорожных линий для грузовых перевозок и подъездных путей, не обслуживающих указанные места, не допускается.

Жилая застройка городов должна иметь санитарно-защитную зону вдоль железнодорожных линий и станций шириной не менее 100 м от оси крайнего пути.

Находящиеся на территории существующих грузовых станций склады и навалочные площадки долгосрочного хранения грузов, расположенные в пределах селитебной зоны города, подлежат выносу в коммунально-складские районы. Устройство новых складских помещений для долгосрочного хранения грузов на территории грузовых станций, расположенных в пределах селитебной территории, как правило, не допускается (СНиП II-К.2-62, п. п. 4.3 - 4.10).

78. Новые морские и речные порты, судоремонтные предприятия должны располагаться за пределами селитебной территории города и зон санитарной охраны основных водозаборов с учетом удобного их обслуживания железнодорожным и автомобильным транспортом.

Между границами территорий морских портов и жилыми и общественными зданиями необходимо предусматривать разрывы: от границ рыбного района - 1000 м, от границ района перегрузки и хранения пылящих грузов - 300 м, от резервуаров и сливоналивных устройств в районах перегрузки и хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей на складах I категории - 200 м, то же на складах II и III категории, от границ территории порта - 100 м.

Районы речного порта, предназначенные для размещения складов легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, должны быть размещены ниже по течению реки на расстоянии 300 м от участков, предназначенных для использования реки населением, или выше по течению реки на расстоянии 5000 м для складов I категории и не менее 3000 м для складов II и III категории (СНиП II-К.2-62, п. п. 4.13 - 4.21).

79. Пассажирские автовокзалы междугородних автомобильных линий в больших городах рекомендуется предусматривать вне центра, но в удобной связи с ним и вокзалами других видов внешнего транспорта.

Автомобильные станции обслуживания с ремонтными мастерскими, дорожные гостиницы следует располагать на выходах из города к автомобильным дорогам I и II категории.

В пригородных зонах городов рекомендуется предусматривать устройство кольцевых или полукольцевых автомобильных дорог, обеспечивающих возможность обхода города и въезд с внегородских автодорог в город, минуя его центральную часть.

Автомобильные дороги I и II категории не должны пересекать территории населенных мест. Населенные пункты должны располагаться лишь по одну сторону автодорог I и II категорий с удалением городской застройки на 200 м, а сельской застройки на 100 м от края проезжей части дороги. Санитарно-защитную зону между дорогой и населенным местом следует озеленять с учетом требований шумо-, пыле- и газозащиты (СНиП II-К.2-62, п. п. 2.36; 2.37; 4.22 и 4.23).

80. Аэропорты с их подсобными сооружениями и постройками должны размещаться за пределами города, а именно: аэропорты I категории - на удалении 30 км, аэропорты II категории - 20 км и аэропорты III и IV категорий - 10 и 5 км (СНиП II-К.2-62).

Площадь участка для летного поля (аэродрома) следует принимать с учетом типов эксплуатируемых самолетов.

Вокруг аэродрома (за границами летного поля) следует предусматривать специальные зоны воздушных подходов, границы которых устанавливаются в зависимости от местных условий и типов эксплуатируемых самолетов (СНиП II-К.2-62, п. п. 4.24 - 4.28).

 

X. Санитарный надзор за реализацией

проектов схем районной планировки

 

81. Предупредительный санитарный надзор за разработкой проектов и схем районной планировки органами санитарно-эпидемиологической службы осуществляется на стадиях:

а) технико-экономических основ районной планировки (ТЭО);

б) проектов или схем районной планировки.

82. Контроль за реализацией проектов или схем районной планировки органами санитарно-эпидемиологической службы осуществляется в порядке текущего санитарного надзора.

83. Органы санитарно-эпидемиологической службы на стадии ТЭО путем ознакомления с местностью в натуре и материалами, собранными проектной организацией, должны дать санитарную оценку природно-климатических условий, характера существующего и перспективного размещения промышленности, населенных мест, баз отдыха и благоустройства.

84. При рассмотрении ТЭО районной планировки (пояснительная записка, графические материалы) органы санитарно-эпидемиологической службы составляют заключение с краткой характеристикой существующего санитарного состояния и перспектив развития с указанием отрицательных и положительных моментов. Если ТЭО районной планировки не вызывают возражений, органы санитарно-эпидемиологической службы согласовывают их, если в ТЭО имеются существенные недостатки, невыполнение требований действующих норм и правил, необходимо указать, какие мероприятия следует осуществить перед началом или в процессе застройки района.

85. Рассмотрение проекта или схемы районной планировки должно начинаться с решения в них следующих задач:

а) изучения естественно-природных условий и ресурсов района, выявления площадок, пригодных и условно пригодных для размещения промышленных предприятий, населенных мест, баз отдыха и т.д.;

б) характеристики современного и перспективного размещения промышленных и энергетических предприятий, а также влияния их выбросов на санитарное состояние воздуха, водоемов и почвы и установление профилактических мероприятий;

в) оценки санитарного состояния населенных мест, расположенных на территории района, особенностей их планировки, застройки, благоустройства, возможности дальнейшего развития; особое внимание обращается на выбор рациональной системы расселения;

г) определения санитарно-гигиенических условий и принципов организации массового отдыха населения;

д) изучения местных водных ресурсов, их современного и перспективного использования, предложений по строительству районных водопроводов, обводнения района и т.д.;

е) правильной гигиенической оценки источников накопления твердых и жидких отбросов, удаления и обезвреживания их, предложений по строительству районных или групповых канализаций, систем санитарной очистки и т.д.;

ж) характеристики существующего и перспективного транспортного обслуживания, размещения аэропортов, автостанций, железнодорожных вокзалов, речных и морских портов, устройства и расположения путей и автодорог, длительности и условий пассажироперевозок и т.д.

Кроме того, необходимо проверить выполнение санитарных предложений (заданий), разработанных для ТЭО районной планировки.

86. Особое внимание следует обратить на оценку перспектив первой очереди развития предусмотренных мероприятий, имеющих неотложное санитарно-гигиеническое значение.

На далекую перспективу возможна общая оценка планов развития, основанная на перспективе развития района и на учете гигиенических преимуществ и предельных возможностей различных вариантов развития промышленности, энергетики, расселения.

87. Согласование схемы районной планировки должно оформляться санитарным заключением, в котором рекомендуется излагать следующие разделы: констатационная часть, замечания, предложения и заключение.

88. В случае несогласия проектной организации или утверждающей схему районной планировки инстанции с предложениями в санитарном заключении окончательное решение принимается вышестоящими органами санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения союзной республики и Министерства здравоохранения СССР в установленном порядке.

89. Задачей Государственного санитарного надзора за реализацией схемы районной планировки является контроль за тем, чтобы все строительство первой, а затем и второй очереди проводилось в полном соответствии с утвержденной схемой районной планировки.

90. Все изменения, вносимые в схему районной планировки по ходу ее реализации, должны предварительно согласовываться с органами санитарно-эпидемиологической службы в установленном порядке.

91. Все случаи строительства, независимо от его характера, с нарушением утвержденной схемы районной планировки, если соответствующие изменения предварительно не были согласованы с органами санитарно-эпидемиологической службы, подлежат строгому рассмотрению и при необходимости пресечению вплоть до прекращения строительства.

92. Периодически (примерно один раз в 5 лет) схема районной планировки подлежит пересмотру, во время которого в нее вносятся итоги застройки, дополнения и изменения, имеющие существенное гигиеническое значение.

 

 

 

 

 

Приложение

 

ПЕРЕЧЕНЬ

ОСНОВНЫХ РУКОВОДЯЩИХ МАТЕРИАЛОВ

 

1. ГОСТ 2874-54. Вода питьевая.

2. Инструктивно-методические указания по составлению санитарной характеристики района и рекомендации к схеме районной планировки сельских административных районов Украинской ССР. Киев, 1962 г.

3. Инструкция по составлению схем районной планировки (И 116-56); гос. изд. лит. по стр. и архитектуре. М., 1956.

4. Примерная инструкция по составлению проектов схем районной планировки сельскохозяйственных районов (одобрена решением Госгражданстроя от 26.09.68, протокол N 23).

5. Примерная инструкция по разработке проектов планировки и застройки сельских населенных мест (одобрена решением Госгражданстроя от 26.09.68, протокол N 23).

6. Инструкция по установлению зон санитарной охраны хозяйственно-питьевых водопроводов с подземными источниками водоснабжения N 219-56, утв. зам. Гл. гос. сан. инспектора СССР 7 июля 1956 г.

7. Инструкция по применению "Положения о санитарной охране курортов и местностей лечебного значения", утв. Минздравом СССР 19 января 1948 г.

8. Источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Правила выбора и оценки качества. ГОСТ 2761-57.

9. Методика комплексной районной планировки территории (второе, переработанное издание). Киев, 1965.

10. Методические указания по составлению схем планировки сельскохозяйственных районов. Гос. изд. лит. по стр., арх. и стр. материалам. М., 1962.

11. Положение о проектировании зон санитарной охраны центрального водоснабжения и водных источников. Утв. ВГСИ 7 мая 1938 г.

12. Районная планировка экономических административных районов, промышленных районов и узлов. Руководство по проектированию. Госстройиздат. М., 1962.

13. Рекомендации по планировке, застройке и благоустройству курортов. ЦНТИ Госкомитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР. М., 1967.

14. Руководство по коммунальной гигиене. Медгиз, т. I, 1961; т. II, 1962.

15. Санитарные нормы проектирования промышленных предприятий. СН 245-63. Госстройиздат. М., 1963.

16. Санитарные правила проектирования, строительства и эксплуатации хозяйственно-питьевых водопроводов. N 290-59. М., 1959.

17. Строительные нормы и правила. Часть II, раздел М, Глава I. Генеральные планы промышленных предприятий. Нормы проектирования. СНиП II-М.1-62. М., 1962.

18. Строительные нормы и правила. Часть II, раздел Е, Глава 2. Передающие и приемные радиоцентры. Нормы проектирования. СНиП II-Е.2-62. М., 1964.

19. Строительные нормы и правила. Часть II, раздел Л, Глава 10. Санатории. Нормы проектирования. СНиП II-Л.10-62. М., 1964.

20. Строительные нормы и правила. Часть II, раздел Л, Гл. 19. Учреждения отдыха. Нормы проектирования. СНиП II-Л.19-62. М., 1966.

21. Строительные нормы и правила. Часть II, раздел К, Глава 2. Планировка и застройка населенных мест. Нормы проектирования. СНиП II-К.2-62. М., 1967.

 

 

 


 
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010.
Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы.

При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка на Tehnorma.RU обязательна.


Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием.
 
Яндекс цитирования