ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР

ПО ВОПРОСАМ ТРУДА И ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ

 

ПРЕЗИДИУМ ВСЕСОЮЗНОГО ЦЕНТРАЛЬНОГО СОВЕТА

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 июня 1968 г. N 185/П-13

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ РАЗРАБОТКИ

НОРМАТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА

 

Государственный комитет Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиум Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов постановляют:

1. Утвердить Положение о порядке разработки нормативных материалов для нормирования труда согласно Приложению.

2. Считать утратившим силу пункт 9 "Рекомендаций о порядке установления новых и изменения действующих норм выработки, времени и обслуживания на предприятиях", утвержденных Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 5 августа 1964 г. N 313/П-17, в части порядка утверждения межотраслевых и отраслевых единых и типовых норм выработки (времени) и обслуживания.

 

Заместитель Председателя

Государственного комитета Совета

Министров СССР по вопросам труда

и заработной платы

С.НОВОЖИЛОВ

 

Секретарь

Всесоюзного Центрального Совета

Профессиональных Союзов

В.ПРОХОРОВ

 

 

 

 

 

Приложение

к Постановлению

Государственного комитета Совета

Министров СССР по вопросам труда

и заработной платы и Президиума

Всесоюзного Центрального Совета

Профессиональных Союзов

от 28 июня 1968 г. N 185/П-13

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПОРЯДКЕ РАЗРАБОТКИ НОРМАТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ

ДЛЯ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА

 

Положение является руководством при разработке нормативных материалов для нормирования труда.

Настоящим Положением предусматриваются:

- порядок планирования и организация разработки нормативных материалов для нормирования труда (нормативов времени, норм времени, выработки и др.);

- основные требования к содержанию, качеству и порядку разработки сборников нормативных материалов, включая требования к организационно-техническим условиям, учитываемым при проектировании нормативов (норм);

- порядок утверждения нормативных материалов.

Кроме того, в Положении освещается ряд других вопросов, связанных с подготовкой нормативных материалов для нормирования труда.

Межотраслевые нормативные материалы предназначаются для нормирования труда на работах, выполняемых на предприятиях двух или более союзных или союзно-республиканских министерств (ведомств) СССР, например, Единые нормы выработки и времени на вагонные, автотранспортные и складские погрузочно-разгрузочные работы; Единые нормы времени (выработки) на подземные очистные горные работы для рудников черной и цветной металлургии; Общемашиностроительные нормативы времени на станочные работы.

Отраслевые нормативные материалы предназначаются для нормирования труда на работах, выполняемых на предприятиях одного союзного или союзно-республиканского министерства (ведомства) СССР, например: Единые нормы выработки на очистные работы для угольных шахт; Типовые нормы выработки на производство тканей массовых артикулов.

По административно-территориальному признаку нормативные материалы для нормирования труда подразделяются на общесоюзные, республиканские, районные и местные.

Общесоюзные нормативные материалы для нормирования труда применяются на предприятиях (в организациях, учреждениях), расположенных в любом районе Советского Союза.

Республиканские нормативные материалы для нормирования труда применяются на предприятиях (в организациях, учреждениях), расположенных на территории республики, для которой они утверждены.

Районные нормативные материалы для нормирования труда применяются на предприятиях (в организациях, учреждениях) одного административного района (области, края).

Местные нормативные материалы для нормирования труда применяются на одном предприятии и разрабатываются в случаях, когда устарели или отсутствуют нормативные материалы, имеющие более широкую сферу применения.

Положением определяется порядок разработки следующих видов нормативных материалов для нормирования труда:

- нормативов времени;

- норм времени (выработки);

- норм обслуживания;

- нормативов численности.

Нормативы времени предназначаются для расчета на предприятиях норм времени, выработки и норм обслуживания. Различают дифференцированные и укрупненные нормативы времени.

Дифференцированные нормативы разрабатываются на отдельные приемы или более мелкие элементы и находят наиболее широкое применение при массовом, крупносерийном и серийном типах производства.

Укрупненные нормативы разрабатываются на комплексы приемов и в зависимости от характера и степени укрупнения могут применяться в производствах различных типов (преимущественно в условиях мелкосерийного и единичного производства).

Нормы времени (выработки) разрабатываются на операции или комплексы операций при производстве продукции, поддающейся количественному контролю и учету. При этом нормы выработки разрабатываются в случаях, когда одна и та же работа систематически выполняется в течение всей смены, а состав исполнителей работы не изменяется.

Нормы обслуживания предназначаются для нормирования труда работников, занятых обслуживанием оборудования, площадей, рабочих мест, рабочих и т.д. Нормы обслуживания разрабатываются также для установления норм времени (выработки) при многостаночной работе и в случаях, когда нецелесообразно нормирование труда работников на основе норм времени (выработки) - при полной автоматизации работы, на аппаратурных процессах и т.п.

Нормативы численности предназначаются для использования при определении количества работников по обслуживанию оборудования, рабочих мест, производственных площадей и т.п. или при определении затрат труда по профессиям, группам работ, специальностям (видам работ), функциям в целом по предприятиям или цехам.

Нормативные материалы для нормирования труда могут быть едиными и типовыми.

Единые нормы времени (выработки), нормы обслуживания являются обязательными для всех предприятий, организаций, для которых они предназначены.

Разработка единых норм осуществляется с учетом передового уровня техники и организации труда, который, в практически короткий срок, может быть достигнут на соответствующих работах большинством предприятий.

В связи с этим, при утверждении единых норм устанавливается определенный срок для их введения, с тем, чтобы предприятия, организации могли в течение указанного времени разработать и осуществить меры, позволяющие привести фактические организационно-технические условия в соответствие с теми, на которые рассчитаны единые нормы.

Типовые нормы проектируются с учетом рациональных (для данного типа производства) организационно-технических условий, уже существующих на части предприятий, и рекомендуются в качестве эталона для тех предприятий, где эти условия еще не достигли уровня, на который рассчитаны нормы.

Положением не затрагивается существующий порядок подготовки нормативных материалов для нормирования труда в строительстве.

 

I. ПОРЯДОК ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗРАБОТКИ МЕЖОТРАСЛЕВЫХ

И ОТРАСЛЕВЫХ НОРМАТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА

 

Разработка нормативных материалов для нормирования труда осуществляется:

- по годовым и перспективным планам нормативно-исследовательских работ, утверждаемым Государственным комитетом Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы;

- по годовым и перспективным планам, утверждаемым министерствами и ведомствами.

По годовым и перспективным планам, утверждаемым Государственным комитетом Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, разрабатываются межотраслевые нормативы и нормы, а также нормативные материалы, предназначенные для нормирования труда на работах, выполняемых на предприятиях министерств, ведомств союзных республик при отсутствии соответствующих союзно-республиканских министерств, ведомств.

По перспективным и годовым планам, утверждаемым министерствами и ведомствами, осуществляется разработка отраслевых нормативных материалов для нормирования труда. В указанных планах должно предусматриваться также участие министерств, ведомств в разработке межотраслевых нормативных материалов.

Проекты планов разработки межотраслевых нормативов и норм подготавливаются Центральным бюро промышленных нормативов по труду (ЦБПНТ) с учетом указаний Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, предложений министерств, ведомств, данных обеспеченности предприятий и организаций необходимыми нормативными материалами для нормирования труда и изучения практики их применения.

Эти планы перед утверждением согласовываются с заинтересованными министерствами и ведомствами. В процессе согласования плана решается вопрос о ведущей организации и соисполнителях.

Как правило, ведущей организацией является научно-исследовательский, проектно-конструкторский институты или нормативно-исследовательская организация министерства (ведомства).

Для координации нормативно-исследовательских работ проекты перспективных и годовых планов общесоюзных и союзно-республиканских министерств и ведомств СССР до их утверждения согласовываются с Государственным комитетом Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, на который Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 декабря 1966 г. N 970 возложена координация деятельности министерств и ведомств по научной организации труда. В этом же порядке согласовываются проекты планов нормативно-исследовательских работ министерств и ведомств союзных республик при отсутствии соответствующих союзно-республиканских министерств (ведомств).

Разработка перспективных и годовых планов производится исходя из необходимости:

- обеспечения единства уровня норм и нормативов на идентичные работы, имеющие широкое распространение в народном хозяйстве или в системе министерства, ведомства, выполняемые в одинаковых организационно-технических условиях;

- замены действующих нормативов и норм в случаях, когда они перестали соответствовать достигнутому уровню организации производства и труда;

- разработки новых нормативов и норм в связи с внедрением новой техники и технологии производства.

Отраслевые нормативные материалы для нормирования труда разрабатываются при отсутствии межотраслевых нормативов и норм.

Перспективные и годовые планы разработки межотраслевых нормативов и норм после их утверждения Государственным комитетом Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы направляются ВЦСПС, министерствам, ведомствам и отраслевым ЦК профсоюза.

Копии утвержденных министерствами и ведомствами перспективных и годовых планов разработки отраслевых нормативов и норм представляется в ЦБПНТ и отраслевой ЦК профсоюза. На их основе ЦБПНТ разрабатывает сводные перечни работ, выполняемых нормативно-исследовательскими организациями, и рассылает их для информации министерствам и ведомствам.

 

II. ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗРАБОТКИ НОРМАТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ

ДЛЯ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА

 

Организация разработки межотраслевых нормативных материалов для нормирования труда и методическое руководство ею осуществляется Центральным бюро промышленных нормативов по труду.

В соответствии с утвержденными планами непосредственная организация и руководство разработкой каждого конкретного сборника нормативных материалов поручается одной из организаций (предприятий) заинтересованных министерств, ведомств (называемой в дальнейшем "ведущей") или ЦБПНТ.

Ведущая организация разрабатывает проект сборника нормативных материалов по труду с привлечением исполнителей, предусмотренных планом.

На ведущую организацию возлагается:

а) составление рабочего плана по теме;

б) согласование рабочего плана с ЦБПНТ;

в) разработка и согласование рабочей методики по теме с ЦБПНТ;

г) размножение и рассылка рабочего плана и рабочей методики с конкретным заданием соисполнителям;

д) организация сбора исходных данных и их обработка, проектирование нормативов и норм в первой редакции;

е) представление в ЦБПНТ проекта сборника нормативов и норм в первой редакции перед рассылкой на проверку;

ж) размножение и рассылка проекта сборника нормативов и норм в первой редакции и необходимых инструктивных указаний на заключение предприятиям, министерствам и ведомствам. Проект сборника рассылается с письмом соответствующего министерства, ведомства о проведении проверки, в котором содержится указание о представлении материалов проверки сборников в министерство и ведущую организацию;

з) проведение инструктажа работников предприятий о порядке и методике проверки сборников нормативных материалов;

и) получение и обработка результатов проверки сборника и подготовка проекта второй редакции сборника нормативов;

к) представление в ЦБПНТ проекта второй редакции сборника и доработка его по результатам рассмотрения.

В случаях, когда согласно плану, обязанности ведущей организации поручаются ЦБПНТ, на него по соответствующей теме возлагаются все функции, перечисленные в п. п.: "а", "в", "г", "д", "ж", "з", "и", а также подготовка к утверждению норм времени (выработки) и обслуживания Государственным комитетом Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы.

На ЦБПНТ в случае, когда ведущей является организация министерства, ведомства, возлагается:

- выдача задания для разработки нормативов (норм);

- рассмотрение рабочих планов до их утверждения;

- утверждение рабочей методики, представленной ведущей организацией;

- определение совместно с министерствами предприятий, на которых должен проверяться проект первой редакции сборника нормативов, норм;

- подготовка к утверждению норм времени, выработки и обслуживания Государственным комитетом Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы.

Соисполнители по теме осуществляют всю работу в соответствии с утвержденными рабочими методиками, а также согласно указаниям, поступающим от ведущей организации в процессе работы по теме.

 

1. Рабочий план по теме

 

Разработка нормативных материалов для нормирования труда осуществляется по этапам.

Первый этап. Изучение имеющихся методических и нормативных материалов, литературы по теме, данных о выполнении действующих норм; уточнение перечня работы, на которые должны быть разработаны нормативы (нормы); разработка и согласование рабочего плана; подбор паспортов оборудования, характеристик применяемого инструмента и приспособлений; определение других технологических параметров (содержание технологического процесса, характеристики материалов, заготовок и сырья, режимы работы оборудования и др.); изучение содержания трудового процесса, передовых приемов и методов труда; выбор факторов, влияющих на величину затрат труда, а также диапазонов этих факторов; состав бригад, организации рабочих мест и их обслуживание; разработка рабочей методики, включая и задание предприятиям по сбору исходных данных, и доведение до исполнителей.

Второй этап. Проведение хронометражных, фотохронометражных наблюдений, фотографий рабочего дня, экспериментальных и других исследовательских работ; осуществление первичной обработки собранных материалов.

Третий этап. Установление зависимости между значениями влияющих факторов и величинами трудозатрат; подготовка рекомендаций по рациональной организации труда; проведение расчета нормативов (норм), подготовка проекта сборника в целом (в первой редакции); составление инструктивных указаний для предприятий о порядке проведения проверки проекта на предприятиях (в организациях); оформление, размножение и рассылка проекта сборника предприятиям и организациям на проверку и заключение.

Четвертый этап. Инструктаж работников предприятий о порядке и методике проверки проекта сборника нормативных материалов на предприятиях и в организациях, проверка проекта сборника, сбор необходимых дополнительных материалов, обработка и систематизация результатов проверки, подготовка предложений по корректировке проекта сборника.

Пятый этап. Внесение изменений и дополнений (подготовка второй редакции сборника), оформление пояснительной записки к проекту сборника нормативных материалов с соответствующими приложениями.

Шестой этап. Рассмотрение проекта сборника межотраслевых нормативов (норм), обоснований к нему на Экспертно-методическом Совете ЦБПНТ или на его секции, с участием представителей ВЦСПС или соответствующих ЦК профсоюза; представление на утверждение проекта межотраслевого сборника в установленном порядке.

Изложенный выше общий порядок разработки нормативных материалов конкретизируется в рабочем плане по теме, где указываются:

- основное содержание каждого этапа работы применительно к особенностям разрабатываемого нормативного материала и методике его проектирования (в необходимых случаях этапы могут быть расчленены на части);

- исполнители работ по этапам;

- сроки начала и окончания каждого этапа, а также другие сведения, связанные с организацией разработки сборника нормативных материалов.

Длительность работ по каждому этапу определяется в процентном отношении к установленной планом общей длительности выполнения тем, примерно, в следующих размерах:

 

(в процентах)

Этапы           

I  

II  

III 

IV 

V  

VI 

Удельный вес в общей       
трудоемкости работ по теме 

20 - 30

30 - 40

10 - 20

5 - 15

5 - 10

5 - 10

 

Рабочий план по межотраслевой тематике составляется в двухнедельный срок после получения задания. До утверждения рабочего плана ведущей организацией он согласовывается с ЦБПНТ.

Утвержденный рабочий план рассылается всем исполнителям, участвующим в работе по теме.

Примечание. Для согласования рабочего плана ведущая организация направляет в ЦБПНТ два экземпляра плана, один из которых после согласования возвращается ведущей организации.

 

По отраслевой тематике порядок согласования рабочих планов устанавливается министерствами, ведомствами.

 

2. Рабочая методика

 

Рабочая методика является основным документом, определяющим последовательность и способы проектирования нормативов (норм), а также порядок проверки их на предприятиях.

В рабочей методике должны быть предусмотрены следующие основные разделы:

1. Общая часть.

2. Подготовка к проектированию нормативов (норм) и сбор исходных данных.

3. Анализ исходных данных, оформление организационно-технических условий работы и расчет нормативов (норм).

4. Проверка запроектированных нормативов (норм) на предприятиях.

В разделе "Общая часть" следует указывать целевое назначение работы, сферу применения разрабатываемого нормативного материала (межотраслевой, отраслевой), вид и тип производства. Должен быть приведен перечень методических пособий, действующих нормативов и норм, справочных материалов, ГОСТов, экспериментально-исследовательских работ и других материалов, подлежащих использованию при разработке нормативов и норм.

В разделе "Подготовка к проектированию нормативов (норм) и сбор исходных данных" приводятся:

- перечень работ, на которые будут разрабатываться нормативы (нормы);

- перечень предприятий, на которых надлежит организовать сбор исходных данных;

- перечень рабочих мест, профессий рабочих, технологических и организационных вариантов работы;

- указания по отбору конкретных рабочих для проведения наблюдений за их работой;

- указания по сбору материалов, характеризующих организационно-технические условия труда на рабочих местах. Объем собранных материалов должен быть достаточным для освещения в сборниках вопросов, изложенных в третьем разделе настоящего Положения;

- необходимые рекомендации по изучению передовых приемов и методов труда и подбору схем, фотографий и других иллюстраций, способствующих быстрому освоению этих методов, приемов и соответствующих норм;

- рекомендации по определению значений факторов, влияющих на затраты времени, проведению и первичной обработке наблюдений (вид, объем, точность наблюдений, единицы измерения объемов работ, фиксажные точки, порядок проведения и обработки наблюдений), определению показания приборов, измерительной и контрольной аппаратуры;

- указания по сбору действующих нормативов, норм и данных об их выполнении, сведения о разрядах и тарификации нормируемых работ, данных об использовании и потерях времени рабочих, оборудования.

При необходимости к рабочей методике могут быть приложены образцы бланков для проведения наблюдений и обработки полученных результатов.

В разделе "Анализ исходных данных, оформление организационно-технических условий и расчет нормативов (норм)" приводятся методические указания, касающиеся:

- анализа собранных исходных данных;

- выбора технологии и проектирования организации труда;

- проектирования состава работ;

- исследования влияния и выбора факторов, в зависимости от значений которых должны проектироваться нормативы (нормы);

- определения градаций выбранных факторов и проектирования нормативов (норм). При необходимости в методике помещаются формулы и примеры расчета по ним.

В этом же разделе должны быть приведены требования, предъявляемые к проектируемым нормативам (нормам) по их точности (округление нормативных величин производится в соответствии с Приложением 3), степени укрупнения, измерителям работы (продукции) и единиц времени, в которых выражаются нормы, а также требования к построению таблиц нормативов (норм) и, в необходимых случаях, макеты таблиц.

Должны быть также даны указания по структуре сборника в целом и содержанию его разделов (общей части, разделов, в которых изложены организационно-технические условия выполнения работ и методы труда, нормативной и справочной части), а также указания по структуре и содержанию параграфов норм (нормативных карт).

В разделе "Проверка запроектированных нормативов (норм) на предприятиях" излагаются цели и задачи проверки проектов нормативных материалов по труду на предприятиях, в организациях. Проверка запроектированных нормативов (норм) на предприятиях производится в соответствии с инструкцией, составляемой на базе типовой инструкции по проверке проекта сборника нормативов (норм) на предприятиях (Приложение N 3).

Рабочие методики разрабатываются на основе настоящего Положения и с учетом методических рекомендаций НИИ труда.

Кроме того, используются технические условия и паспортные данные, ГОСТы, материалы научно-исследовательских институтов и лабораторий, данные о технологических режимах, отчетные данные о выполнении действующих норм и другие материалы.

Для межотраслевой тематики рабочая методика разрабатывается ведущей организацией и утверждается ЦБПНТ, а для отраслевой - в порядке, устанавливаемом соответствующим министерством, ведомством.

 

3. Оформление законченных работ

 

После внесения в проект сборника изменений и дополнений по результатам проверки его на предприятиях и в организациях он представляется ведущей организацией в ЦБПНТ.

К проекту сборника прилагается пояснительная записка (в двух экземплярах), которая должна содержать:

- перечень организаций, принявших участие в работе по теме, должность и фамилии руководителей темы в каждой из этих организаций;

- перечень материалов, положенных в основу разработанных нормативов (норм) и объемы выполненных нормативно-исследовательских работ (количество наблюдений, число охваченных наблюдениями рабочих, число предприятий, на которых проводилась проверка сборника и т.п.);

- краткий обзор фактического состояния нормирования труда на работах, охваченных проектом сборника, с указанием задач, решаемых представляемым проектом (обеспечение единства норм, изменение и дополнение применяемых нормативов или норм, приведение их в соответствие с достигнутым уровнем организации труда и производства и т.п.);

- характеристику существующих и принятых в проекте технических и организационных условий труда;

- необходимые важнейшие рекомендации по улучшению организации производства и труда, учтенные при проектировании норм (нормативов);

- данные о количестве предприятий, организаций и работников, охватываемых проектом нормативов (норм);

- описание использованных методов расчета норм (нормативов) с указанием примененных при расчете формул;

- сводные сопоставительные таблицы результатов проверки проекта сборника на предприятиях, в организациях с расчетами ожидаемого выполнения проектируемых норм и размеров снижения действующих норм времени (повышения норм выработки);

- данные об использовании рабочего времени и оборудования;

- сводку замечаний и предложений, полученных при проверке проекта сборника с указанием результатов их рассмотрения (приняты, отклонены, причины отклонения);

- расчет ожидаемой экономической эффективности внедрения разработанного проекта сборника нормативов (норм);

- предложения о сроках и порядке введения в действие нормативов (норм).

При необходимости ведущая организация обязана по первому требованию представить расчетные обоснования, которые могут потребоваться при контрольной (выборочной) проверке отдельных нормативов (норм).

Помимо пояснительной записки ведущая организация представляет протокол рабочего совещания, созванного для рассмотрения результатов проверки.

Представленный проект рассматривается в ЦБПНТ и обсуждается Экспертно-методическим Советом ЦБПНТ или на его секции.

На основании решения Экспертно-методического Совета или его секции, утвержденных ЦБПНТ, ведущая организация вносит в проект необходимые изменения. После внесения необходимых изменений проект сборника в 4 экземплярах представляется в ЦБПНТ.

 

4. Согласование и утверждение нормативных материалов

 

Нормативные материалы утверждаются:

- межотраслевые нормы выработки, времени и нормы обслуживания - Государственным комитетом Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы по согласованию с ВЦСПС;

- межотраслевые нормативы времени и численности - Центральным бюро промышленных нормативов по труду.

В том же порядке утверждаются нормативные материалы, предназначенные для предприятий министерств (ведомств) союзных республик при отсутствии соответствующих союзно-республиканских министерств и ведомств.

Представление проектов сборников нормативных материалов на утверждение Государственному комитету Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы осуществляется Центральным бюро промышленных нормативов по труду, соответствующей инспекцией и отделом организации и нормирования труда Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы после согласования проекта с ВЦСПС.

К проекту сборника, представляемому на утверждение, прилагаются:

- пояснительная записка;

- проект постановления об утверждении норм;

- решение Экспертно-методического Совета ЦБПНТ (или его секции).

Издаваемые сборники межотраслевых норм времени (выработки) и обслуживания, по одному экземпляру каждый, направляются в ВЦСПС и заинтересованным ЦК профсоюзов.

Отраслевые нормативные материалы по труду утверждаются в порядке, установленном соответствующими министерствами, ведомствами по согласованию с соответствующими ЦК профсоюза.

 

III. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К НОРМАТИВНЫМ МАТЕРИАЛАМ

ДЛЯ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА

 

Нормативы и нормы должны отвечать следующим основным требованиям:

- учитывать современный уровень техники, технологии и организации производства и труда, передовые методы и приемы труда;

- соответствовать по степени укрупнения техническим, технологическим и организационным условиям, свойственным данному типу производства, и обеспечивать необходимую точность нормативов и норм;

- охватывать наиболее распространенные варианты выполнения работ, быть удобными для расчета норм выработки (времени) или численности работников.

Нормативные материалы для нормирования труда оформляются в виде сборников, которые содержат следующие разделы (части):

1. Общая часть.

2. Характеристика применяемого оборудования и технология работы.

3. Организация труда.

4. Нормативная часть.

 

Общая часть

 

В общей части указываются, для каких работ и для какого типа производства (на рабочих местах) предназначается данный сборник, излагаются положения, регламентирующие порядок введения в действие и условия применения сборника, общие методические указания о пользовании сборником, основные формулы, по которым производится расчет норм, и примеры расчета.

Приводятся указания о продолжительности рабочей смены, принятой при расчете норм выработки, дается ссылка на тарифно-квалификационный справочник, в соответствии с которым в сборнике указаны профессии рабочих и разряды работ. Типовое содержание общей части сборников единых и типовых норм выработки (времени), обслуживания указывается в Приложении N 1 и 2.

 

Характеристика применяемого оборудования

и технология работы

 

В этом разделе указываются следующие данные, учтенные при проектировании нормативов (норм):

а) виды и типы технологического оборудования, их основные технические данные;

б) виды, типы, основные эксплуатационные данные применяемых средств транспортировки материалов, полуфабрикатов и готовых изделий (мощность, грузоподъемность, скорость движения и т.д.). При наличии паспортов, характеристик и других аналогичных документов, соответствующих установленным типовым образцам, допускается делать ссылку на соответствующий документ взамен указанных данных о применяемом оборудовании;

в) технические данные технологической оснастки (тип, количество позиций, способы применения). В необходимых случаях приводятся эскизы оснастки;

г) эксплуатационные данные технологической оснастки (стойкость режущих инструментов, штампов, прессформ, фильер, валков и т.п.);

д) основное содержание технологического процесса;

е) характеристики обрабатываемого (перерабатываемого) материала, заготовок, сырья;

ж) режимы работы технологического оборудования);

з) количество одновременно обрабатываемых деталей;

и) требования к качеству (в том числе к точности, сортности) изготовляемой продукции.

Могут приводиться и другие дополнительные данные, позволяющие более полно характеризовать технологию и организацию производства и труда на работах, предусмотренных нормами.

 

Организация труда

 

При разработке нормативных материалов для нормирования труда особое внимание должно быть обращено на то, чтобы нормативы и нормы основывались на критическом анализе существующей организации производства и труда и предусматривали применение на предприятиях передовых методов и приемов труда, прогрессивных форм его разделения и кооперации, наиболее рациональную организацию и обслуживание рабочих мест. В соответствии с этим ниже приводятся требования к организации труда, которые должны учитываться при разработке нормативов и определять:

а) содержание трудового процесса и рациональные метода его выполнения (последовательность отдельных элементов работы, совмещение их во времени, перекрытие ручной работы машинной). Для иллюстрации совмещений отдельных элементов работы целесообразно построение графиков;

б) способы выполнения передовых приемов работы, учтенные при разработке нормативов. Описания этих способов приводятся в нормативах на работы с частым повторением одних и тех же приемов (например, в нормативах на прядение и ткачество в текстильной промышленности, на холодную высадку деталей и т.д.).

В указанных случаях в сборниках должны помещаться иллюстрации выполнения приемов в виде фотографий, рисунков и графиков;

в) методы многостаночного обслуживания рабочего места: сторожевой метод, маршрутный (виды маршрутов - продольный, маятниковый, зигзагообразный, линейный, кольцевой и др.), маршрутно-сторожевой;

г) формы разделения и кооперации труда внутри бригады (при разработке бригадных норм). Для большей наглядности рекомендуется приводить совмещенные графики работы членов бригады;

д) количественный, профессиональный и квалификационный состав исполнителей (в нормах выработки, времени, нормах обслуживания, нормативах численности);

е) организацию рабочих мест, в том числе:

- планировку рабочего места с указанием расстояний между его элементами;

- перечень, типы и размеры организационной оснастки на рабочем месте: производственная мебель для размещения и хранения приспособлений, инструмента, вспомогательных материалов, сменных частей; тара для готовой продукции, материалов и полуфабрикатов; вспомогательные средства механизации работ по подъему тяжестей и их перемещению; приборы для контроля качества обработки и др. средства сигнализации и связи;

ж) систему обслуживания рабочих мест по функциям:

- производственно-подготовительной (комплектование заготовок, материалов, полуфабрикатов, деталей, узлов);

- транспортной и складской (доставка предметов труда к рабочим местам, вывоз готовой продукции и отходов и способы их хранения);

- инструментальной (обеспечение рабочих мест инструментом, приспособлениями и другой технологической оснасткой, организация заточки инструмента);

- наладочной (наладка, подналадка оборудования и оснастки);

- ремонтной (текущий ремонт технологического оборудования, подъемно-транспортных средств, механизмов и аппаратуры, коммуникаций);

- контрольной (контроль готовой продукции);

з) условия труда, соответствующие санитарно-гигиеническим нормам и правилам техники безопасности.

При разработке сборников норм и нормативов должны учитываться психофизиологические возможности рабочих, необходимость обеспечения их высокой работоспособности, недопустимость повышенной утомляемости и монотонности труда.

В конкретных сборниках нормативов (норм) должны быть отражены те технологические, технические и организационные условия, которые связаны с особенностями работ, предусмотренных сборником. Детализация описания этих условий должна соответствовать виду нормативного материала (нормативы времени, нормы времени, нормы обслуживания, нормативы численности) и степени укрупнения нормативов (норм).

Условия, связанные с применяемым оборудованием, технологией работы и организацией труда, общие для всех работ, излагаются в виде самостоятельного раздела.

Условия, специфические для отдельных видов работ, указываются в соответствующих разделах, графах, параграфах, нормативных картах и таблицах. Подробные технические и эксплуатационные данные применяемого оборудования могут быть вынесены в раздел "Приложения".

 

Нормативная часть

 

Эта часть сборника содержит параграфы норм или нормативные карты, группируемые по технологическому принципу или в другом рациональном порядке, удобном для пользования сборником.

Каждый параграф норм или нормативная карта содержит:

- организационно-технические условия (если они не указаны в общей части сборника);

- содержание работы;

- количественный состав исполнителей;

- профессии рабочих и разряд работы (в нормах выработки, времени, нормах обслуживания и в нормативах численности);

- таблицы норм или нормативов;

- поправочные коэффициенты и необходимые примечания.

Примечания: 1. В сборниках единых норм приводятся также и соответствующие сдельные расценки, если на всех охватываемых ими работах применяются одинаковые тарифные сетки и ставки.

2. Если количественный и квалификационный состав исполнителей одинаков для всех работ, предусмотренных в сборнике, то он приводится в "Общей части" и поэтому в каждом параграфе норм не указывается.

Министерства, ведомства при разработке отраслевых сборников нормативных материалов для нормирования труда могут вносить уточнения в изложенные выше основные требования с учетом особенностей соответствующей отрасли.

 

* * *

 

Проверка применения на предприятиях межотраслевых

нормативных материалов для нормирования труда

 

Проверка применения на предприятиях межотраслевых нормативных материалов для нормирования труда предусматривается в планах нормативно-исследовательских работ.

Задачи проверки:

- изучение практики применения нормативов (норм) и выявление ее недостатков;

- выявление соответствия нормативов (норм) достигнутому уровню организации производства и труда, требованиям точности, степени укрупнения нормативов (норм) и т.д., а также определение на этой основе необходимых изменений и дополнений, подлежащих внесению в сборники нормативов и норм;

- определение целесообразности переиздания сборников нормативов (норм) по отдельным видам работ;

- установление потребности в новых нормативных материалах.

Проверка применения нормативных материалов для нормирования труда осуществляется ЦБПНТ совместно с заинтересованными министерствами, ведомствами.

 

 

 

 

 

Приложение N 1

к Положению

 

ПРИМЕРНЫЙ ТЕКСТ "ОБЩЕЙ ЧАСТИ" СБОРНИКОВ

ЕДИНЫХ (ТИПОВЫХ) НОРМ ВЫРАБОТКИ (ВРЕМЕНИ)

 

    1. Единые (типовые) нормы времени (выработки) на производство  (работы)

___________________________________________________________________________

                              (указать какое)

 

обязательные (типовые - рекомендуются) для применения на предприятиях _____

___________________________________________________________________________

                            (сфера применения)

 

2. В основу разработки единых (типовых) норм времени (выработки) положены следующие данные:

а) технические расчеты;

б) фотохронометражные наблюдения;

в) технические характеристики оборудования, механизмов, инструменты и др.;

г) результаты анализа организации труда и мероприятия по ее совершенствованию.

3. Единые (типовые) нормы времени (выработки) установлены на одного исполнителя (или бригаду) на час или рабочую смену, продолжительностью _______ часов. Нормы времени указаны в человеко-часах.

4. Едиными (типовыми) нормами времени (выработки) учтено время на подготовительно-заключительные работы, обслуживание рабочего места, отдых (включая физкультпаузы) и личные надобности.

    5.  Наименования профессий и разряды работ в настоящем сборнике указаны

в   соответствии   с   действующим   тарифно-квалификационным  справочником

_____________________________, утвержденным постановлением Государственного

 (наименование справочника)

 

комитета  Совета  Министров СССР  по вопросам труда  и заработной платы  от

______________ N ____________ и согласованным с ВЦСПС или с соответствующим

ЦК профсоюза.

Если в дальнейшем будут вноситься поправки в тарифно-квалификационный справочник, наименования профессий, разряды работ и рабочих, указанные в данном сборнике, должны соответственно изменяться.

6. Выполнение работ рабочими не тех разрядов (квалификации), которые указаны в тарифно-квалификационном справочнике, не может служить основанием для каких-либо изменений единых (типовых) норм.

7. Нормы времени, выработки, указанные в таблицах сборника, установлены для наиболее распространенных условий выполнения работ. Для других условий в сборнике приводятся поправочные коэффициенты к нормам соответствующих таблиц.

8. Приведенные в сборнике пределы числовых показателей (длина, сечение, диаметр, вес, объем, мощность и т.п.), в которых указано "до", следует понимать включительно.

9. На работы, не предусмотренные сборником, устанавливаются местные нормы по аналогии с едиными (типовыми).

10. До введения единых (типовых) норм выработки (времени) необходимо привести организационно-технические условия в цехах и на производственных участках (организация труда, оснастка и др.) в соответствие с запроектированными в нормах и осуществить производственный инструктаж рабочих.

11. При внедрении на предприятиях более совершенной, чем это предусмотрено в единых нормах, организации производства, труда, технологии работы, оборудования, машин, оснастки и т.п., повышающих производительность труда рабочих, следует разрабатывать методом технического нормирования и вводить в установленном порядке местные нормы, соответствующие более высокой производительности труда.

12. С введением настоящего сборника все ранее действовавшие нормы времени и выработки на соответствующие работы отменяются (кроме более прогрессивных).

 

 

 

 

 

Приложение N 2

к Положению

 

ПРИМЕРНЫЙ ТЕКСТ "ОБЩЕЙ ЧАСТИ" СБОРНИКОВ

ЕДИНЫХ (ТИПОВЫХ) НОРМ ОБСЛУЖИВАНИЯ

 

    1. Единые (типовые) нормы обслуживания ________________________________

___________________________________________________________________________

                           (объект обслуживания)

 

обязательны (типовые - рекомендуются) для применения на предприятиях ______

___________________________________________________________________________

                              (указать каких)

 

2. В основу разработки единых (типовых) норм обслуживания положены следующие данные:

а) технические расчеты;

б) фотохронометражные наблюдения;

в) технические характеристики оборудования, механизмов, инструмента и др.;

г) результаты анализа организации труда и мероприятия по ее совершенствованию.

3. Единые (типовые) нормы обслуживания установлены для одного исполнителя или бригады.

4. Едиными (типовыми) нормами обслуживания учтено время на подготовительно-заключительные работы, отдых (включая физкультпаузы) и личные надобности.

    5. Наименование профессий и разряды  работ в настоящем сборнике указаны

в соответствии с действующим тарифно-квалификационным справочником ________

__________________________________________________________________________,

                         (наименование справочника)

 

утвержденным   постановлением Государственного  комитета  Совета  Министров

СССР по вопросам труда и заработной платы от 196_ г. за N _______________ и

согласованным с ВЦСПС или с соответствующим ЦК профсоюза.

Если в дальнейшем будут вноситься поправки в тарифно-квалификационный справочник, наименования профессий, разряды работ и рабочих указанные в данном сборнике, должны соответственно изменяться.

6. Выполнение работ исполнителями, разряды (квалификации) которых не соответствуют тарифно-квалификационному справочнику, не может служить основанием для каких-либо изменений единых (типовых) норм обслуживания.

7. Нормы обслуживания, указанные в таблицах сборника, установлены для наиболее распространенных условий выполнения работ.

Для других условий в сборнике приводятся поправочные коэффициенты к нормам соответствующих таблиц.

8. Приведенные в сборнике пределы числовых значений факторов, в которых указано "до", следует понимать включительно.

9. На работы, не предусмотренные сборником, устанавливаются местные нормы обслуживания по аналогии с едиными.

10. До введения единых (типовых) норм обслуживания необходимо привести организационно-технические условия в цехах и на производственных участках в соответствие с запроектированными в нормах и осуществить производственный инструктаж рабочих.

11. При внедрении на предприятиях более прогрессивной, чем это предусмотрено в единых нормах, организации производства, труда, технологии работы, оборудования, машин, оснастки и т.п., следует разрабатывать и вводить в установленном порядке местные нормы.

12. С введением единых норм обслуживания ранее действовавшие нормы обслуживания на соответствующие работы отменяются (кроме более прогрессивных).

 

 

 

 

 

Приложение N 3

к Положению

 

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ

ПО ПРОВЕРКЕ ПРОЕКТА СБОРНИКА НОРМАТИВОВ (НОРМ)

НА ПРЕДПРИЯТИЯХ

 

Проверка проекта сборника нормативов (норм) в его первой редакции на предприятиях производится с целью выявления характера уточнений, подлежащих внесению в проект, а также с целью определения ожидаемой экономической эффективности внедрения разработанных нормативов (норм).

Проверку организуют министерства, ведомства, для предприятий которых предназначается сборник, и ведущая организация, возглавляющая разработку. При этом ведущая организация обеспечивает размножение необходимого количества экземпляров сборника, методическое руководство проверкой и обобщение результатов, а также рассылку сборников на предприятия.

Количество предприятий (n), которым рассылается проект сборника, определяется по формулам, основанным на методе собственно случайной бесповторной выборки:

при проверке нормативов (норм), предназначенных для предприятий (цехов, участков), выпускающих однородную продукцию:

 

                                     KN

                         n = ---------------------;                     (1)

                                             2

                             0,0025N x ДЕЛЬТА  + 1

 

    при проверке нормативов (норм), предназначенных для предприятий (цехов,

участков), выпускающих неоднородную продукцию:

 

                                     KN

                         n = --------------------.                      (2)

                                            2

                             0,001N x ДЕЛЬТА  + 1

 

где:

n - количество предприятий, на которые следует посылать проверяемый нормативный материал;

N - общее количество предприятий, для которых предназначен данный сборник;

+/- ДЕЛЬТА - допускаемое предельное отклонение от ожидаемого среднего % выполнения проектных норм.

При проверке нормативов (норм), предназначенных для предприятий (цехов, участков), выпускающих однородную продукцию, рекомендуется принимать ДЕЛЬТА = +/- 2 - 3, в остальных случаях до +/- 5 - 6.

K - коэффициент запаса, учитывающий возможность непредставления материалов проверки отдельными предприятиями, K = 1,0 - 1,1.

Пример. Проверяются нормы на выпуск однородной продукции (например, на очистные работы для шахт угольной промышленности).

 

    N = 750                      ДЕЛЬТА = +/- 2                    K = 1,0.

 

    Расчет ведется по формуле (1):

 

                750            750

    n = -------------------- = --- = 88 предприятий (шахт).

        0,0025 x 750 x 4 + 1   8,5

 

Приводятся готовые таблицы, составленные по указанным формулам.

 

ТАБЛИЦА

ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ ("n"), ВЫПУСКАЮЩИХ

ОДНОРОДНУЮ ПРОДУКЦИЮ, НА КОТОРЫХ ДОЛЖНА ПРОВОДИТЬСЯ

ПРОВЕРКА НОРМАТИВОВ (НОРМ)

 

┌───────────────────────┬─────────────────────────────────────────────────┐

      Допускаемое                Количество предприятий - N,           

│ предельное отклонение │        выпускающих однородную продукцию        

                       ├────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┤

                       │ 10 │ 25 │ 50 │ 75 │100 │150 │250 │500 │750 │1000│

                       ├────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┤

                       │ Количество предприятий - n, на которые следует 

                          рассылать материал на проверку (при K = 1)   

├───────────────────────┼────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┤

│2                      │9   │20  │33  │43  │50  │60  │71  │83  │88  │91 

│3                      │8   │16  │24  │28  │31  │34  │38  │41  │41  │43 

└───────────────────────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┘

 

ТАБЛИЦА

ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ ("n"), ВЫПУСКАЮЩИХ

НЕОДНОРОДНУЮ ПРОДУКЦИЮ, НА КОТОРЫХ ДОЛЖНА ПРОВОДИТЬСЯ

ПРОВЕРКА НОРМАТИВОВ (НОРМ)

 

┌───────────────────────┬─────────────────────────────────────────────────┐

      Допускаемое                Количество предприятий - N,           

│ предельное отклонение │       выпускающих неоднородную продукцию       

                       ├────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┤

                       │ 10 │ 25 │ 50 │ 75 │100 │150 │250 │500 │750 │1000│

                       ├────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┤

                       │ Количество предприятий - n, на которые следует 

                          рассылать материал на проверку (при K = 1)   

├───────────────────────┼────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┤

│5                      │8   │15  │22  │27  │29  │32  │35  │37  │38  │39 

│6                      │7   │13  │18  │20  │22  │23  │25  │26  │28  │27 

└───────────────────────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┘

 

Примечание. В случае, если берется коэффициент запаса больше 1, то данные величины той или другой таблицы следует умножить на величину K и полученный результат округлить до целых единиц.

 

Определение общего количества объектов, на которые необходимо рассылать проверяемый нормативный материал, производится ведущей организацией, а конкретный выбор предприятий - ведущей организацией совместно с заинтересованными министерствами, ведомствами.

На каждом из отобранных предприятий необходимо провести следующую работу:

а) пронормировать по новым нормативам (нормам) работы, выполнявшиеся в течение месяца, предшествующего проверке (либо за больший период времени, если это связано с необходимостью охватить больше видов работ, отразить сезонные изменения в трудоемкости работ, либо диктуется длительностью изготовления законченной продукции);

б) собрать и обобщить материалы, предусмотренные рекомендуемыми таблицами 1, 2 и 3 и инструктивными указаниями по проверке данного сборника, разрабатываемыми на основе настоящей "Типовой инструкции". Таблицы 1, 2 и 3 являются примерными, и, при необходимости, могут быть уточнены и дополнены;

в) обсудить проект сборника на совещании работников по труду с привлечением инженеров-технологов, передовых рабочих, работников нормативно-исследовательских подразделений;

г) подготовить протокол (заключение) о результатах проверки сборника (за подписью представителей администрации и фабричного, заводского, местного комитета профсоюза).

В зависимости от объема данных, подлежащих обобщению, материалы проверки направляются либо непосредственно в ведущую организацию, либо должны предварительно систематизироваться нормативно-исследовательскими подразделениями по каждому министерству (ведомству) в отдельности и в обобщенном виде представляться в ведущую организацию.

При обобщении материалов проверки необходимо определить:

- полноту охвата сборником видов работ, указанных в его наименовании, и запроектированного состава работ по рабочим процессам (операциям, комплексам приемов);

- правильность выбора и учета факторов, влияющих на величину нормативов (норм);

- правильность указанных в проекте разрядов работ и профессий рабочих;

- соответствие принятых единиц измерения, а также степени укрупнения, точности и других характеристик норм и нормативов требованиям производства;

- величину потерь рабочего времени, коэффициент использования оборудования во времени с анализом этих данных;

- количество предприятий и численность рабочих, охватываемых сборником, процент рабочих, занятых на данных работах, к общему числу рабочих на этих предприятиях;

- средний процент снижения (повышения) проектируемых нормативов или норм по сравнению с действующими нормативами (нормами);

- ожидаемый средний процент выполнения проектируемых норм или норм, рассчитанных по проектируемым нормативам (при неизменной производительности труда);

- распределение предприятий по среднему уровню указанных показателей; распределение работников по ожидаемому проценту выполнения проектируемых норм;

- ожидаемые изменения в разрядах работ, в величине средней тарифной ставки и в заработной плате рабочих (для норм всех видов и для нормативов численности);

- экономическую эффективность внедрения нормативов или норм;

- рациональность структуры сборника и удобство пользования им.

В отдельных случаях для объективного рассмотрения замечаний предприятий и организаций, а также принятия по ним решений, результаты проверки проекта сборника обсуждаются на созываемых ведущей организацией специальных рабочих совещаниях представителей предприятий (организаций), заинтересованных министерств (ведомств), ЦБПНТ и ВЦСПС.

По принятым замечаниям, предложениям и другим данным проверки ведущая организация вносит в проект необходимые изменения и дополнения и подготавливает проект сборника во второй редакции.

 

Инструкция по заполнению таблицы 1

 

1. Таблица 1, также как и последующие табл. 2 и 3, является примерной и может быть уточнена и дополнена ведущей организацией при составлении инструкции по проверке конкретного проекта сборника нормативного материала на предприятиях (в соответствии со спецификой учета выполнения норм на соответствующих работах).

Таблица заполняется по каждому предприятию, на котором проводится проверка проекта.

2. При сопоставлении норм, рассчитанных по проекту нормативов времени, с действующими нормами, а также в тех случаях, когда проверку необходимо проводить только по каждой запроектированной норме в отдельности, а соответствующий учет отработанного времени на предприятиях отсутствует, в таблицу 1 следует включить дополнительную графу (после графы 7) - "фактически затрачиваемое время на операцию". В этих случаях указанная графа заполняется на основе данных специальных фотохронометражных наблюдений или фотографий рабочего дня, а графа 12 (фактически затраченное время на выполненный объем работ) заполняется путем перемножения соответствующих данных вышеупомянутой дополнительной графы 7 и графы 6.

При заполнении таблицы 1 в случаях, где не представляется возможным при учете фактически отработанного времени выделить отдельно время на работы, охватываемые и не охватываемые проектом сборника, следует учитывать также работы, не охватываемые проверяемым сборником.

Соответствующие данные проставляются как в графах по действующим нормам, так и в графах по проекту норм.

3. Отдельные графы таблицы 1 заполняются в соответствии с нижеследующими указаниями:

а) в графе 3 указываются цифры проверяемых норм, например: табл. 9, 3 "г", табл. 25, 12 "б" и т.п.;

б) если фактически состав работы (графа 4) не отличается от состава работы, предусматриваемого проектом сборника, то он не указывается; в других случаях следует указывать лишь имеющиеся различия;

в) в графе 5 проставляется единица измерения работы по проекту сборника;

г) время, отработанное фактически (графа 10), проставляется по каждой выполняемой работе в тех случаях, когда имеется его соответствующий учет. Если учет времени по отдельным видам работ не ведется, то фактически отработанное время по этим работам приводится только в итоговой строке в целом на весь комплекс работ;

    д)   отношение  норм  времени  по  проекту  к  действующим  (графа  13)

                           гр. 12

определяется как отношение ------ x 100;

                           гр. 11

    е)  процент  выполнения  норм  выработки  (графы  15 и 16) определяется

                             гр. 11         гр. 12

соответственно как отношение ------ x 100 и ------ x 100.

                             гр. 10         гр. 10

4. Итоговые строки даются в таблице по отдельным комплексам работ и по предприятию в целом с учетом удельного веса этих работ согласно объему, указанному в графе 8 табл. 1.

5. Обобщение результатов проверки норм по группе предприятий производится по этой же форме.

 

Таблица 1

к Приложению N 3

 

Министерство _____________________________

Предприятие (организация) ________________

 

СВОДНАЯ ВЕДОМОСТЬ

результатов проверки проекта единых (типовых) норм времени

(выработки) норм обслуживания и нормативов численности

(по данным за __________ месяц 196_ г.)

 

Наименование проекта норм, нормативов численности

 


 

N
п/п

Цех,
учас-
ток,
рабо-
чее 
место

Шифр  
норм по
проекту
сборни-
ка    

Наимено-
вание  
работы 
(опера-
ций про-
цессов)

Выполненная
работа  

Факти- 
ческая 
явочная
числен-
ность  
рабочих,
занятых
на этих
работах

Время на еди-
ницу продук-
ции (работы)
или числен- 
ность работ-
ников в смену

Время на    
выполненный   
объем работы  
в человеко-часах
или численность
работников в смену

Норма по   
проекту в % 

% выполнения норм
выработки   

еди-
ница
изме-
рения

объем
за ___
период

по    
дейст-
вующим
нормам

по  
про-
екту
норм

факти-
чески

по   
дейст-
вующим
нормам

по 
про-
екту
норм

к    
дейст-
вующей
норме

к факти-
ческой 
выработ-
ке или 
числен-
ности  

дейст-
вующих

по проекту
(ожидаемый
при неиз-
менной   
производи-
тельности
труда)   

1

2 

3  

4   

5 

6  

7   

8  

9 

10 

11 

12

13 

14  

15 

16   

 

                  "___" ____________ 196_ г.   Составил:

                                               Проверил:

 

 

 

Таблица 2

к Приложению N 3

 

Министерство _____________________________

Предприятие (организация) ________________

 

СВОДНАЯ ВЕДОМОСТЬ

сравнения нормативных и фактических затрат времени

по приемам (по данным за __________ месяц 196_ г.)

 

N
п/п

Номер
карты
наблю-
дения

Шифр 
норма-
тивов
по   
про- 
екту 
сбор-
ника 

Наиме-
нование
приема
и его 
краткое
содер-
жание 

Фак- 
торы,
влияю-
щие на
вели-
чину 
норма-
тива 

Время на прием  
(в человеко-мин.) 

Время по 
проекту в %

Приме-
чание

факти-
ческое
по   
наблю-
дениям

по   
дейст-
вующим
норма-
тивам

по   
про- 
екту 
норма-
тивов

к фак-
тичес-
ким  
затра-
там  

к    
дейст-
вующим
норма-
тивам

1

2  

3  

4  

5  

6  

7  

8  

9  

10 

11 

 

                  "__" ____________ 196_ г.    Составил:

                                               Проверил:

 

Примечания: 1. Таблица заполняется в дополнение к табл. 1 в случаях, когда имеются большие различия между нормой времени, рассчитанной на предприятии по проверяемым нормативам и фактическими затратами.

2. В графе 11 "Примечание" по необходимости указываются фактические режимы работы в сопоставлении с установленными по проекту сборника.

3. Полученные данные анализируются, устанавливаются причины больших расхождений между нормой, рассчитанной на предприятии по проверяемым нормативам, и фактическими затратами, и принимается окончательное решение о величине норматива.

 

 

 

Таблица 3

к Приложению N 3

 

Министерство _____________________________

Предприятие (организация) ________________

 

ИЗМЕНЕНИЯ,

предлагаемые предприятием в проект сборника

 

Наименование сборника

 

N
п/п

Индекс (шифр)  
нормы (норматива)
по проекту сборника

Наименование
работы  

Предусмотрено
в проекте 
сборника  

Предлага-
ется    

Обоснования
предлагаемых
изменений 

1

2        

3    

4     

5   

6     

 

                  "__" ____________ 196_ г.    Составил:

                                               Проверил:

 

 

 

 

 

Приложение N 4

к Положению

 

ПОРЯДОК ПО ОКРУГЛЕНИЮ НОРМ И НОРМАТИВОВ ВРЕМЕНИ

 

Все нормативные величины в проектах сборников норм (нормативов) времени округляются до третьей значащей цифры.

Если четвертая значащая цифра менее 5, т.е. равна 1, 2, 3 или 4, то при округлении эта цифра отбрасывается.

Если четвертая значащая цифра более 5, т.е. равна 6, 7, 8 или 9, то при округлений третья значащая цифра увеличивается на единицу.

Когда четвертая значащая цифра - 5 и третья значащая цифра - четная, то число остается без изменений, а если нечетная, то число увеличивается на единицу.

 

ПРИМЕРЫ ОКРУГЛЕНИЯ

 

┌─────────────────────────────────┬────────────────────────────────┐

  Значения нормативной величины  │ Значения нормативной величины 

          до округления                  после округления       

├─────────────────────────────────┼────────────────────────────────┤

│500,0                            │500                            

│45,0                             │45,0                           

│35,56                            │35,6                           

│4,350                            │4,35                           

│4,356                            │4,36                           

│0,4375                           │0,438                          

│0,01185                          │0,0118                          

└─────────────────────────────────┴────────────────────────────────┘

 

 

 


 
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010.
Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы.

При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка на Tehnorma.RU обязательна.


Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием.
 
Яндекс цитирования