СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 октября 1990 г. N 1071

 

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ ЗАНЯТОСТИ

 

Переход к регулируемой рыночной экономике, изменение отраслевой структуры народного хозяйства, ликвидация нерентабельных производств и предприятий вызывают необходимость широкомасштабного перераспределения и трудоустройства работников. Во многих случаях этот процесс будет связан с их профессиональной переподготовкой, а также с производственным обучением молодежи, женщин, имеющих несовершеннолетних детей, инвалидов и других категорий населения, нуждающихся в особой социальной защите в сфере труда.

Деятельность существующих в стране хозрасчетных бюро и центров по трудоустройству населения все еще слабо нацелена на решение региональных проблем занятости, а их финансовое положение во многом зависит от объема платных услуг, выполняемых по договорам для предприятий, учреждений и организаций.

Увеличение масштабов перераспределения рабочей силы и повышение требований к качеству переподготовки работников требуют преобразования действующей службы трудоустройства с целью создания структуры специальных государственных органов, призванных обеспечить комплексное решение задач по регулированию занятости населения, включая профессиональную ориентацию, трудоустройство, социальную поддержку временно незанятых граждан.

В целях создания условий для реализации права граждан на труд, получения ими бесплатной государственной помощи в трудоустройстве, профессиональной ориентации, профессиональной подготовке и переподготовке, повышении квалификации, а также для обеспечения социальной защиты временно незанятых граждан Совет Министров СССР постановляет:

1. Признать целесообразным создать в системе органов по труду и социальным вопросам государственную службу занятости, призванную обеспечивать координацию и решение вопросов занятости населения на всей территории Союза ССР.

2. Рекомендовать правительствам союзных и автономных республик:

образовать в краях, областях, автономных округах, союзных и автономных республиках управления (главные управления) занятости;

определить структуру и штаты органов государственной службы занятости, уделив особое внимание центрам занятости, действующим под руководством районных, городских (районных в городе) Советов народных депутатов, имея в виду, что указанные центры должны стать главным звеном этой службы и осуществлять всю практическую работу по обеспечению трудоустройства и социальной защиты незанятого населения. Считать целесообразным создать центры занятости на базе действующих хозрасчетных бюро (центров) по трудоустройству;

создать в составе государственной службы занятости инспекцию, осуществляющую контроль за исполнением предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от форм собственности и хозяйствования, законодательства о занятости населения.

3. Возложить на государственную службу занятости:

анализ состояния рынка труда, прогноз спроса и предложения на рабочую силу, подготовку с участием заинтересованных организаций государственных и региональных программ занятости населения и обеспечение их реализации;

учет граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства, и оказание им помощи в подборе подходящей работы и трудоустройстве;

обеспечение населения достоверной, полной и оперативной информацией о возможностях трудоустройства на основе учета свободных рабочих мест и вакантных должностей;

проведение профессиональной ориентации и консультаций населения, в том числе молодежи;

организацию профессиональной подготовки и переподготовки работников, высвобождаемых с предприятий, из учреждений и организаций, лиц, испытывающих затруднения в устройстве на работу, а также иных категорий незанятого населения;

оказание предприятиям, учреждениям и организациям, независимо от форм собственности и хозяйствования, помощи в подборе необходимых им работников, консультирование и обеспечение их информацией о состоянии рынка труда;

предоставление временной работы, в том числе направление граждан, по их желанию, на оплачиваемые общественные работы, организуемые местными Советами народных депутатов;

подготовку предложений и заключений об использовании труда иностранных граждан, привлекаемых в СССР для работы на основе межправительственных соглашений и лицензий;

организацию работы по вопросам профессиональной деятельности советских граждан за границей, включая выдачу лицензий коммерческим организациям на подбор места работы для таких граждан, их профессиональную подготовку и оказание других услуг при трудоустройстве;

обеспечение в пределах своей компетенции социальной защиты незанятых граждан;

осуществление контроля за исполнением предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от форм собственности и хозяйствования, законодательства о занятости населения.

4. Установить, что услуги, связанные с обеспечением занятости граждан, предоставляются государственной службой занятости бесплатно.

5. Государственной службе занятости предоставляется право:

запрашивать у предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности и хозяйствования, информацию о предполагаемых структурных изменениях и иных мероприятиях, в результате которых может произойти высвобождение трудящихся, а также данные о наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей), о количестве высвобождаемых, принятых и уволенных работников;

рекомендовать предприятиям, учреждениям и организациям, независимо от форм собственности и хозяйствования, при наличии у них соответствующих свободных рабочих мест (вакантных должностей) принимать на работу граждан, обращающихся в службу занятости для трудоустройства, в соответствии с уровнем их квалификации и профессиональной подготовки;

разрабатывать и вносить на рассмотрение местных Советов народных депутатов предложения об установлении для всех предприятий, учреждений и организаций квоты приема на работу лиц, требующих социальной защиты и испытывающих затруднения в трудоустройстве, в том числе молодежи, женщин, имеющих малолетних детей, инвалидов, лиц, продолжительное время не работающих, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание или осуществляющих принудительное лечение по решению суда;

заключать по доверенности предприятий, учреждений и организаций от их имени договоры с гражданами о трудоустройстве (с предварительной при необходимости профессиональной подготовкой), оплачивать таким гражданам за счет средств предприятий, учреждений, организаций стоимость проезда, суточные за каждый день нахождения в пути, а также выдавать им пособия при переезде на новое место жительства и работы;

направлять в установленном порядке незанятых граждан, по их желанию, на оплачиваемые общественные работы;

оплачивать стоимость профессионального обучения и переобучения лиц, трудоустройство которых требует получения новой профессии (специальности), а также устанавливать им на весь период обучения стипендии в размерах, предусмотренных законодательством Союза ССР, союзных и автономных республик;

выдавать в установленном порядке гражданам пособия по временной незанятости и приостанавливать выплату этих пособий.

6. В частичное изменение Постановления Совета Министров СССР от 30 августа 1989 г. N 700 преобразовать Управление трудовых ресурсов и занятости Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам в Главное управление занятости этого Комитета (без увеличения предельной численности работников центрального аппарата Комитета и предельной суммы расходов на его содержание, в том числе фонда оплаты труда).

7. Возложить на Государственный комитет СССР по труду и социальным вопросам:

разработку общесоюзных государственных программ занятости населения;

подготовку предложений для формирования общесоюзной государственной политики занятости;

координацию деятельности государственной службы занятости союзных республик и оказание им необходимой помощи, в том числе по обеспечению контроля за соблюдением законодательства о занятости населения.

8. Рекомендовать союзным и автономным республикам финансировать органы управления, координирующие процессы занятости в союзных (автономных) республиках, краях и областях, за счет средств соответствующих бюджетов.

Финансирование деятельности центров занятости осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством союзных и автономных республик.

9. Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам совместно с Государственным комитетом СССР по народному образованию и Министерством финансов СССР внести в Совет Министров СССР предложения, согласованные с правительствами союзных республик, о формировании начиная с 1991 года системы профессионального обучения высвобождаемых работников и незанятого населения.

10. Разрешить государственной службе занятости оказывать предприятиям, учреждениям и организациям, независимо от форм собственности и хозяйствования, по их заявкам (договорам) платные услуги, не связанные с обеспечением занятости граждан, с последующим зачислением полученных средств в установленном порядке в Государственный фонд содействия занятости.

11. Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам определить условия оплаты труда работников службы занятости применительно к условиям оплаты труда, предусмотренным Постановлением Совета Министров СССР от 29 сентября 1989 г. N 803, и по согласованию с правительствами союзных республик утвердить примерное положение о государственной службе занятости.

12. Признать целесообразным создать комитеты содействия занятости, работающие в тесном взаимодействии с государственной службой занятости на союзном, республиканском и местном уровнях.

В состав комитетов содействия занятости на паритетных началах включаются представители профессиональных союзов, ассоциаций (союзов) предприятий и органов государственной власти и управления. Формирование комитетов и порядок организации их работы определяются представленными в комитетах сторонами.

13. Государственному комитету СССР по статистике по представлению Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам внести необходимые изменения в действующую статистическую отчетность.

14. Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам и Государственному комитету СССР по вычислительной технике и информатике совместно с Государственным комитетом СССР по статистике утвердить до конца 1990 года порядок и сроки создания единой информационно-вычислительной системы учета и распределения трудовых ресурсов как составной части государственной программы информатизации общества.

 

Председатель

Совета Министров СССР

Н.РЫЖКОВ

 

Управляющий Делами

Совета Министров СССР

М.ШКАБАРДНЯ

 

 

 


 
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010.
Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы.

При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка на Tehnorma.RU обязательна.


Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием.
 
Яндекс цитирования