МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РСФСР

 

ПРИКАЗ

от 4 октября 1983 г. N 604

 

О МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С НЕТУБЕРКУЛЕЗНЫМИ

ЗАБОЛЕВАНИЯМИ В РСФСР

 

Коммунистическая партия и Советское правительство проявляют постоянную заботу о здоровье подрастающего поколения. В Постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 сентября 1977 г. N 870 "О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения", а также от 19 августа 1982 г. N 773 "О дополнительных мерах по улучшению охраны здоровья населения" большое внимание уделено вопросам дальнейшего развития и совершенствования санаторно-курортной помощи детскому населению.

Детские санаторно-курортные учреждения являются важнейшим звеном в этапном лечении детей с различными заболеваниями и их предупреждении.

В Постановлении ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС N 7 от 07.01.82 "О мерах по дальнейшему улучшению санаторно-курортного лечения и отдыха трудящихся и развитию сети здравниц профсоюзов" и последующем Приказе Минздрава СССР от 9 марта 1982 г. N 212 "О мерах по дальнейшему улучшению санаторно-курортного лечения больных" нашли отражение программные задачи органов здравоохранения и медицинской науки по развитию курортологии и санаторно-курортной помощи населению на современном этапе.

В РСФСР создана широкая сеть лечебно-оздоровительных учреждений, в том числе детских специализированных санаториев. В настоящее время функционируют 422 детских санатория нетуберкулезного профиля на 45059 коек, в том числе 21 республиканский санаторий на 4800 коек. Ежегодно в детских санаториях оздоравливается более 250 тыс. детей, из них в республиканских санаториях лечится около 40 тыс. детей.

За период 1976 - 1982 гг. прирост детских санаторных коек составил 10%, т.е. 5 тысяч коек, за счет строительства, реконструкции, пристройки зданий и помещений, а также перепрофилирования санаториев.

Обеспеченность санаторными койками возросла с 13,4 в 1976 г. до 15,2 в 1982 г. на 10000 детского населения.

В ряде территорий показатель обеспеченности более высокий и составляет: г. Ленинград - 53, г. Москва - 43, Кемеровская обл. - 42, Владимирская обл. - 32, Тульская обл. - 22, Калининская и Московская обл. - 27.

Широкая сеть детских специализированных санаториев для лечения детей с заболеваниями органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, почек и мочевыводящих путей, опорно-двигательного аппарата и психоневрологическими заболеваниями создана в Башкирской АССР, Удмуртской АССР, Красноярском крае, Куйбышевской, Свердловской, Челябинской и в других областях.

Укомплектованность санаториев врачами составляет около 96%. За годы 10-й пятилетки более 60% врачей повысили свою квалификацию на курсах ГИДУв, рабочих местах НИИ, кафедр педиатрии медицинских институтов.

За истекшие годы большое внимание уделялось совершенствованию лечебно-диагностического процесса и восстановительной терапии в детских санаториях. Улучшению качества медицинской работы детских санаториев и повышению эффективности лечения способствует организация необходимых лечебно-диагностических кабинетов, отделений и оснащение их новой аппаратурой.

Совершенствуется совместная организационно-методическая и лечебно-диагностическая работа научно-исследовательских и медицинских институтов с местными органами и санаторными учреждениями. Сотрудники институтов регулярно выезжают в курируемые территории с целью проверки состояния санаторной помощи детям, организации лечебно-диагностической работы в детских здравницах, проведения на их базе семинаров, чтения лекций, консультации сложных больных, внедрения современных методов обследования и лечения детей. Выполняются научные исследования клинического и организационного характера.

На базе лучших санаториев созданы школы передового опыта, в том числе 7 школ в санаториях республиканского подчинения, в которых систематически проводятся занятия по распространению передовых форм и методов работы.

Вместе с тем, как показали проверки, проведенные Комитетом народного контроля СССР, Министерством здравоохранения СССР и РСФСР, в организации санаторно-курортной помощи детям имеются существенные недостатки.

Руководители органов и учреждений здравоохранения многих территорий не уделяют должного внимания развитию и совершенствованию сети детских санаториев.

В Калмыцкой АССР, Коми АССР, Тувинской АССР, Камчатской и Орловской областях до настоящего времени отсутствуют детские нетуберкулезные санатории. Крайне низкая обеспеченность детскими санаторными койками отмечается в Якутской АССР, Приморском и Хабаровском краях, Амурской, Омской, Тюменской, Читинской областях (1 - 3 на 10 тыс.). Недостаточно санаторных коек для оздоровления детей дошкольного возраста, что не позволяет организовать их этапное лечение.

Не уделяется должного внимания и укреплению материально-технической и лечебно-диагностической базы санаториев. В РСФСР около 40% детских санаториев имеют мощность менее 100 коек. Отсутствие необходимых лечебно-диагностических кабинетов во многих санаториях Читинской, Вологодской, Ивановской, Смоленской, Астраханской, Ульяновской, Калужской, Новгородской и ряде других областей не создает условий для внедрения современных методов исследования, обоснованного применения дифференцированных методов восстановительной терапии и объективной оценки эффективности санаторного лечения.

Около 35% санаториев расположены в зданиях ветхого фонда, где трудно создать условия санаторного режима и организовать оздоровление на современном уровне.

Из-за низкой требовательности руководителей органов здравоохранения к главным врачам учреждений коечная сеть большинства санаториев используется неудовлетворительно.

В 1982 г. в Ивановской, Новгородской, Новосибирской, Смоленской и др. областях койка работала только 290 дней, а в ряде учреждений имело место использование ее только 160 - 200 дней. Имеют место потери койко-дней за счет неиспользования путевок, опозданий и досрочных отъездов.

До настоящего времени не решается в должной мере вопрос о перепрофилизации санаториев для реконвалесцентов дизентерии и костно-суставным туберкулезом. Так из 20 детских санаториев Свердловской области на 2300 коек 11 используются как санатории для реконвалесцентов дизентерии.

Серьезные недостатки имеются в работе санаторно-курортных отборочных комиссий. В санатории продолжают поступать дети, нуждающиеся в санации хронических очагов инфекции носоглотки и полости рта. Высок процент направлений на санаторно-курортное лечение детей, которым данное лечение не показано в связи с тяжестью процесса и наличием сопутствующих заболеваний (Коми АССР, Ставропольский край, Вологодская, Кировская, Куйбышевская, Смоленская, Рязанская и др. области).

Отмечается плохое качество медицинской документации направляющих учреждений и отсутствие крайне необходимых сведений о ребенке. Имеют место случаи неиспользования путевок в республиканские санатории (Новгородский, Камчатский, Сахалинский, Амурский, Магаданский, Читинский облздравотделы).

Все эти факты свидетельствуют о том, что руководство органов здравоохранения не уделяет должного внимания улучшению работы санаторно-курортных отборочных комиссий.

Ряд серьезных недостатков имеется в организации питания. В некоторых санаториях не выполняются натуральные нормы питания. Это обусловлено в большей части бездеятельностью руководителей, их примиренческим отношением к недостаткам в питании детей. В санаториях имеет место хищение продуктов, их недовложение, замена крупяными и маловитаминизированными продуктами. Во многих санаториях не организовано диетическое питание.

Недостаточное внимание уделяется работе с кадрами. В Дагестанской АССР, Красноярском крае, Вологодской, Омской, Саратовской областях около 60% врачей не повышали свою квалификацию в течение 5 и более лет и не имеют специализации по профилю санатория.

В Удмуртской АССР, Свердловской, Челябинской и ряде других областей врачебные должности заняты фельдшерами.

В постановке совместной работы научно-исследовательских институтов курортологии и физиотерапии, кафедр педиатрии медицинских институтов и зональных управлений специализированных санаториев с местными органами здравоохранения также имеются недостатки.

В практику детских санаториев слабо внедряются результаты научных исследований по вопросам санаторно-курортного лечения детей.

В отдельных санаторно-курортных учреждениях не в полной мере используются природные лечебные факторы (Костромская, Оренбургская, Саратовская и ряд др. областей). Бальнеолечение организовано всего в 20% санаториев.

Министерства здравоохранения автономных республик, край(обл)здравотделы не осуществляют должного контроля за деятельностью санаториев, не проводят углубленного анализа их работы, не всегда дают принципиальную оценку фактам бесхозяйственности, низкой эффективности использования материальной базы и медицинских кадров учреждений.

В целях дальнейшего улучшения и совершенствования санаторно-курортной помощи детям с нетуберкулезными заболеваниями в РСФСР приказываю:

1. Министрам здравоохранения автономных республик, заведующим областными, краевыми отделами здравоохранения, начальникам Главных управлений здравоохранения Мосгорисполкома, Мособлисполкома, Ленгорисполкома:

1.1. Рассмотреть в 1983 г. в исполкомах городских, областных, краевых Советах народных депутатов и Советах Министров АССР перспективные планы развития сети детских санаториев с учетом строительства и реконструкции зданий и сооружений с привлечением средств промышленных предприятий, ведомств, колхозов и совхозов.

1.2. Принять необходимые меры по реализации строительства детских специализированных санаториев в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.11.77 N 601 "О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения РСФСР" и одноименным Приказом Министерства здравоохранения РСФСР от 17.02.78 N 130.

1.3. Осуществлять строительство и реконструкцию с учетом расширения малокоечных санаториев для детей с заболеваниями органов дыхания, нервной системы, желудочно-кишечного тракта и опорно-двигательного аппарата в курортных и загородных зонах, в соответствии с рекомендациями НИИ курортологии и физиотерапии.

1.4. Упорядочить профилизацию детских санаториев, ликвидировать многопрофильность в малокоечных санаториях. Предусмотреть первоочередную организацию санаториев для детей раннего и дошкольного возраста.

1.5. Принять необходимые меры по эффективному использованию коек в детских санаториях.

1.6. Обеспечить выполнение Приказа Министерства здравоохранения СССР от 16.05.1983 N 580 "Об утверждении правил медицинского отбора и направления больных (взрослых, подростков, детей) на санаторно-курортное и амбулаторно-курортное лечение".

1.7. Укомплектовать в санаториях вакантные врачебные должности. Обеспечить своевременное повышение квалификации медицинских и педагогических кадров. Создать на базе лучших санаториев школы передового опыта.

1.8. Провести анализ заболеваемости детского населения, учет детей, нуждающихся в санаторно-курортном лечении, и на основании полученных данных проводить работу по развитию и упорядочению санаторной сети.

1.9. Потребовать от руководителей детских санаториев:

- принятия необходимых мер по укреплению материально-технической базы санаториев, организации лечебно-диагностических кабинетов и обеспечить внедрение в практику современных методов санаторно-курортного лечения больных детей, широкое использование климато-бальнеотерапии, лечебной физкультуры, общеукрепляющих и закаливающих мероприятий, строгого контроля за организацией питания детей, высокого качества и разнообразия приготовленных блюд, организации диетического питания больных;

- повышения эффективности проводимого лечения, основываясь на методических рекомендациях и объективных критериях клинико-лабораторных и функциональных исследований;

- активизации совместной работы санаториев с научно-исследовательскими и медицинскими институтами.

2. Органам санитарно-эпидемиологической службы осуществлять систематический надзор за состоянием санитарно-гигиенического режима и организацией питания в детских санаториях.

3. Директорам Пятигорского, Сочинского, Свердловского, Томского научно-исследовательских институтов курортологии и физиотерапии:

3.1. Разработать обоснованные рекомендации руководителям органов здравоохранения курируемых территорий о целесообразности размещения и профилизации детских санаториев с учетом бальнеологических и климатических факторов в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.11.77 N 601 "О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения в РСФСР".

3.2. Организовать с 1984 г. проведение курсов информации для врачей детских санаториев 2 раза в год, по разработанной программе.

3.3. Выполнение задач по актуальным вопросам курортологии, санаторного лечения и оздоровления трудящихся для территориальных советов по управлению курортами профсоюзов осуществлять на основе хозрасчетных договоров с передачей лимитов по труду и заработной плате в установленном порядке.

3.4. Провести в 1984 г. расчет потребности в санаторных койках для детей с заболеваниями органов пищеварения, дыхания, почек и мочевыводящих путей, опорно-двигательного аппарата, ревматоидным артритом, с кардиоревматологическими и психоневрологическими заболеваниями в курируемых территориях.

3.5. Разработать в 1984 г. объективные критерии оценки эффективности санаторного лечения детей с нетуберкулезными заболеваниями по своему профилю.

4. Директору Пятигорского головного научно-исследовательского института курортологии и физиотерапии т. Кривобокову Н.Г.:

4.1. Представить на утверждение в IV кв. 1983 г. целевую программу по совершенствованию санаторно-курортной помощи детям в РСФСР на 1984 - 1990 гг.

4.2. Опубликовать в I кв. 1984 г. перечень методических рекомендаций по санаторно-курортному лечению детей с нетуберкулезными заболеваниями, изданных за период 1978 - 1983 гг.

4.3. Обеспечить координацию деятельности научно-исследовательских институтов курортологии и физиотерапии, научно-исследовательских учреждений и кафедр педиатрии медицинских институтов, занимающихся проблемами использования природных лечебных факторов, повысить эффективность научных исследований.

4.4. До 1 февраля 1984 г. разработать единую программу повышения квалификации для врачей детских санаториев по основным профилям (заболевания органов пищеварения, дыхания, почек и мочевыводящих путей, опорно-двигательного аппарата, ревматоидным артритом, кардиоревматологическими и психоневрологическими заболеваниями).

5. Начальнику Главного управления противотуберкулезной помощи и специализированных санаториев т. Сычеву А.Г.:

5.1. Осуществить мероприятия по дальнейшему укреплению материально-технической базы и строительству республиканских детских санаториев, обратив особое внимание на развитие санаториев в районах Сибири и Дальнего Востока.

5.2. Обеспечить контроль за выполнением задания по вводу в эксплуатацию детских специализированных санаториев на 1981 - 1985 гг. согласно Постановлению Совета Министров РСФСР от 30.11.77 N 601.

5.3. Потребовать от начальников зональных управлений специализированных санаториев систематически проводить организационно-методическую работу с местными органами здравоохранения в курируемых территориях по повышению эффективности санаторно-курортного лечения детей.

5.4. Принять меры по улучшению качества и эффективности медицинского обслуживания детей в республиканских санаториях, продолжить работу по созданию на их базе школ передового опыта.

5.5. Провести в 1985 г. научно-практическую конференцию по дальнейшему совершенствованию санаторно-курортной помощи детям в РСФСР.

6. Начальнику Управления лечебно-профилактической помощи детям и матерям т. Кулаковой Т.В.:

6.1. Улучшить организацию работы санаторно-курортных отборочных комиссий в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения СССР от 16.05.1983 N 580 "Об утверждении правил медицинского отбора и направления больных (взрослых, подростков, детей) на санаторно-курортное и амбулаторно-курортное лечение".

6.2. Обеспечить в детских амбулаторно-поликлинических учреждениях своевременный и четкий учет детей, нуждающихся в санаторно-курортном лечении, проведении у них санации очагов инфекции, необходимых лечебно-диагностических исследований перед направлением в санатории.

7. Утвердить перечень прикрепленных административных территорий РСФСР для курации зональными управлениями специализированных санаториев (приложение N 1 - не приводится).

8. Министрам здравоохранения Калмыцкой АССР (т. Сусеев П.Н.), Коми АССР (т. Коврижных Г.Т.), Тувинской АССР (т. Сизых Н.В.), заведующим Орловским (т. Панов В.Г.), Амурским (т. Коротаев Э.Ф.), Мурманским (т. Иваницкий В.М.), Ульяновским (т. Раков П.П.), Читинским (т. Троицкий О.Н.) облздравотделами указать на неудовлетворительную организаторскую работу по развитию и укреплению сети детских санаториев.

9. Обратить внимание заведующих Омским (т. Дука Г.Я.), Липецким (т. Востриков А.З.), Новгородским (т. Базылев А.Е.), Вологодским (т. Подольский В.М.), Астраханским (т. Ничога А.М.), Свердловским (т. Бабич Н.С.) облздравотделами на серьезные недостатки в организации санаторно-курортной помощи детям и слабый контроль со стороны ответственных должностных лиц аппарата областных отделов здравоохранения.

10. Принять к сведению решения коллегий Краснодарского крайздравотдела, Калужского и Рязанского облздравотделов о том, что приняты конкретные меры по устранению недостатков в организации санаторно-курортной помощи детям, выявленных Комитетом народного контроля СССР, Министерством здравоохранения СССР, а также наложены дисциплинарные взыскания на виновных лиц.

Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения РСФСР т. Сергеева Г.В.

Приказ Министерства здравоохранения РСФСР от 12.02.69 N 27 "О состоянии санаторной помощи детям в РСФСР и мероприятиях по дальнейшему ее улучшению" считать утратившим силу.

 

Министр

Н.Т.ТРУБИЛИН

 

 

 


 
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010.
Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы.

При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка на Tehnorma.RU обязательна.


Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием.
 
Яндекс цитирования