Утверждаю

Заместитель Министра

гражданской авиации

И.Е.МАШКИВСКИЙ

24 июня 1982 года

 

Согласовано

Ответственный руководитель

предприятия п/я Р-6327

Г.В.НОВОЖИЛОВ

18 мая 1982 года

 

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ДЕЗИНФЕКЦИИ И ОЧИСТКЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ СИСТЕМ

ВОДОСНАБЖЕНИЯ САМОЛЕТОВ И СРЕДСТВ ИХ ЗАПРАВКИ

(РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ НА САМОЛЕТЫ ИЛ-86)

 

Централизованные системы водоснабжения самолетов Ил-86 рассчитаны на обеспечение пассажиров и членов экипажа питьевой водой и потому должны находиться под строгим санитарным контролем, и их эксплуатация должна быть обусловлена соблюдением определенных санитарно-гигиенических правил.

Сохранение качества питьевой воды в системе водоснабжения самолета предполагает, что на всех этапах, которые проходит вода от источника водоснабжения до самолетной системы, соблюдаются необходимые санитарно-гигиенические условия, гарантирующие ее качество в соответствии с требованиями ГОСТ 2874-73.

Такими этапами являются: водопроводная система аэропорта, пункт раздачи питьевой воды, водозаправочная автомашина и система водоснабжения самолета.

На любом из этих этапов, если нарушаются санитарно-гигиенические условия, может произойти загрязнение воды, отчего будут нарушены ее питьевые качества.

Во избежание возможных случайных загрязнений питьевой воды предпринимается ряд профилактических и дезинфекционных мероприятий и меры санитарного контроля.

 

1. Пункт раздачи питьевой воды аэропорта

 

1.1. К пункту раздачи должна быть подведена вода из общей водопроводной сети аэропорта, содержащей воду, соответствующую требованиям ГОСТ 2874-73.

1.2. Для подогрева воды в зимнее время года в пункте раздачи предусматриваются специальные водоподогреватели.

1.3. Пункты раздачи воды должны быть оборудованы в отдельных помещениях и иметь выведенный наружу трубопровод для заправки водозаправочных автомашин, специально предназначенных для заправки самолетов с централизованной системой водоснабжения.

1.4. Категорически запрещается использовать воду из пункта раздачи для других надобностей и заправлять другие водозаправочные средства.

1.5. Выведенный наружу трубопровод должен быть помещен в железный ящик, запирающийся на замок, и должен иметь плотную крышку, закрывающую отверстие трубопровода.

1.6. На трубопроводе должен быть расположен специальный кран для отбора проб воды для анализа.

1.7. В железном ящике должен храниться водозаправочный шланг, предназначенный для заправки приемной емкости водозаправочной автомашины. Наконечник шланга должен быть зачехлен.

1.8. Перед каждой заправкой водозаправочной автомашины шланг должен быть промыт питьевой водой из пункта раздачи.

1.9. При заправке водой водозаправочной автомашины ее приемный штуцер перед присоединением шланга должен быть ополоснут водой из шланга пункта раздачи.

 

2. Водозаправочная автомашина

 

2.1. Водозаправочная автомашина при введении ее в эксплуатацию, а также после ее ремонта должна подвергаться следующей обработке и дезинфекции:

- приемная емкость автомашины очищается щетками, смоченными раствором гипохлорита кальция или хлорной извести с концентрацией активного хлора 200 мг/л до удаления всех загрязнений;

- после этого емкость промывается питьевой водой из раздаточного пункта;

- после промывки емкость полностью заполняется водой с навеской гипохлорита кальция или хлорной извести, обеспечивающей в растворе концентрацию активного хлора 75 - 100 мг/л;

- раствор выдерживается в емкости в течение 6 часов, после чего сливается и емкость 2 - 3 раза промывается чистой питьевой водой.

2.2. Указанные в п. 2.1 мероприятия проводятся также и в период эксплуатации водозаправочной автомашины не реже 1 раза в месяц.

2.3. Если вода не отвечает требованиям ГОСТ 2874-73, то водозаправочная автомашина подвергается очистке и дезинфекции в соответствии с п. 2.1.

2.4. Присоединительный шланг, предназначенный для заправки системы водоснабжения самолета, должен храниться на водозаправочной автомашине в чехле, предохраняющем его от загрязнения.

2.5. Присоединительный шланг перед заправкой системы водоснабжения самолета должен быть промыт питьевой водой и перед присоединением его к штуцеру водозаправки самолета последний должен быть ополоснут водой из шланга водозаправочной автомашины.

 

3. Система водоснабжения самолета

 

3.1. При вводе в эксплуатацию нового самолета, после его капитального ремонта или замены агрегатов (подогревателей воды, кранов-смесителей и др.), а также при периодических регламентных работах (форма 1 и выше) система подвергается очистке.

3.2. Очистка системы водоснабжения самолета производится путем 2 - 3-кратного промывания горячей водой с температурой не более 50 град. C, со спуском ее через все водоразборные краны (в туалетах, буфетах и др.) при наличии давления в системе.

3.3. Качество промывки контролируется бактериологическим анализом воды, и если он отрицательный, то водосистема подвергается дезинфекции.

3.4. Дезинфекция системы водоснабжения самолета производится путем заполнения ее водой из водозаправочной автомашины, содержащей навеску гипохлорита кальция или хлорной извести, обеспечивающих в растворе концентрацию активного хлора 74 - 100 мг/л с экспозицией не менее 6 часов.

3.5. После заполнения системы раствором необходимо подать в систему давление и спустить немного воды через все водоразборные краны, чтобы убедиться в полном заполнении всей системы дезраствором.

3.6. После 6-часовой экспозиции вода с раствором подлежит сливу из водосистемы, а последняя подвергается 2 - 3-кратной промывке чистой питьевой водой.

 

4. Санитарный контроль за качеством воды

 

4.1. Водопроводная система аэропорта

 

4.1.1. Пробы воды для лабораторного анализа (химического и бактериологического) отбираются в соответствии с порядком, установленным для данного источника водоснабжения.

4.1.2. Методы бактериологического анализа используются в соответствии с требованиями ГОСТ 18963-73 "Вода питьевая. Методы санитарно-бактериологического анализа".

4.1.3. Методы определения остаточного активного хлора должны соответствовать требованиям ГОСТ 18190-72 "Вода питьевая. Методы определения остаточного активного хлора".

 

4.2. Пункт раздачи питьевой воды

 

4.2.1. Пробы воды для бактериологического анализа отбираются еженедельно.

4.2.2. Проба воды отбирается из специально предназначенного для этой цели крана на заправочном трубопроводе.

 

4.3. Водозаправочная автомашина

 

4.3.1. Проба воды для бактериологического анализа отбирается еженедельно (2 пробы одновременно).

4.3.2. Проба воды для бактериологического анализа отбирается из шланга приемной емкости водозаправочной автомашины после каждой ее очистки и дезинфекции.

 

4.4. Система водоснабжения самолета

 

4.4.1. Проба воды для бактериологического анализа отбирается еженедельно (2 пробы одновременно).

4.4.2. Пробы воды отбираются из водоразборных кранов одного переднего и одного заднего туалетов и из крана в буфете-кухне. Перед взятием пробы воды водоразборные краны протираются спиртом.

4.4.3. После каждой очистки и дезинфекции системы водоснабжения самолета отбираются пробы воды для бактериологического анализа из тех же кранов, как указано в п. 4.4.2.

 

5. Дезинфекция системы водоснабжения самолета

по эпидемиологическим показаниям

 

5.1. Дезинфекция системы водоснабжения самолетов, прибывающих из зарубежных стран, производится по указанию санитарной службы в соответствии с эпидемиологическими показаниями.

 

6. Требования к персоналу, обслуживающему заправку

систем водоснабжения самолетов питьевой водой

 

6.1. Обслуживание пункта раздачи питьевой воды, заправка водой водозаправочных автомашин, заправка водой систем водоснабжения самолетов, а также производство очистных и дезинфекционных работ возлагается на техника-оператора, имеющего специальную подготовку и отвечающего по состоянию своего здоровья требованиям, предъявляемым к категории работников пищевых предприятий.

6.2. Работа техника-оператора на всех этапах соприкосновения с заправляемой питьевой водой должна производиться в чистой спецодежде.

6.3. Осуществление санитарного контроля за качеством питьевой воды возлагается на санитарную службу аэропорта.

6.4. Слив воды из сливного бака водозаправочной автомашины и из системы водоснабжения самолета возлагается соответственно на водителя автомашины и техника АТБ.

 

Инструкция предназначается для работников АТБ, техников-операторов раздаточных пунктов питьевой воды, водителей водозаправочных автомашин и работников санитарной службы.

 

Начальник ГосНИИ ГА

Р.В.САКАЧ

 

Начальник ФАМ ГосНИИ ГА

Б.И.ПАРМЕНОВ-ТРИФИЛОВ

 

 

 


 
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010.
Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы.

При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка на Tehnorma.RU обязательна.


Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием.
 
Яндекс цитирования