МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА СССР

 

ПРИКАЗ

от 12 ноября 1979 г. N 207

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "ПРАВИЛ ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШЕГО

В МОРЕ ИМУЩЕСТВА"

 

В целях упорядочения условий подъема и удаления затонувшего в море имущества в соответствии со ст. 5 Кодекса торгового мореплавания Союза ССР приказываю:

1. Утвердить и ввести в действие с 1 января 1980 г. "Правила подъема затонувшего в море имущества" согласно Приложению.

2. Юротделу обеспечить издание Правил в Бюллетене нормативных актов министерств и ведомств СССР.

 

Министр

Т.Б.ГУЖЕНКО

 

 

 

 

 

 

Утверждены

Приказом Минморфлота СССР

от 12 ноября 1979 г. N 207

 

Введены в действие

с 1 января 1980 года

 

ПРАВИЛА

ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШЕГО В МОРЕ ИМУЩЕСТВА

 

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1. В соответствии со ст. ст. 97 - 105 Кодекса торгового мореплавания Союза ССР (КТМ СССР) настоящие Правила определяют порядок и условия подъема и удаления имущества, затонувшего в пределах территориальных и внутренних вод СССР, а также порядок хранения и реализации такого имущества, поднятого и доставленного в порт.

Настоящие Правила также регулируют отношения, возникшие в связи с имуществом, случайно поднятым в открытом море и доставленным в советский морской торговый или рыбный порт.

2. Целями настоящих Правил являются устранение препятствий безопасности судоходства, морским промыслам, гидротехническим и другим работам, а также охрана законных прав владельца затонувшего имущества.

3. "Затонувшее имущество" включает суда, самолеты, их принадлежности и оборудование, обломки судов и самолетов, грузы, средства навигационной обстановки и другие предметы, опустившиеся на дно либо выброшенные на мелководье, банки и скалы и т.п.

4. "Владелец затонувшего имущества" означает лицо, являющееся его собственником, а также любое лицо, владеющее судном на ином законном основании.

5. "Порт" означает морской торговый или морской рыбный порт, ближайший к месту предполагаемого или действительного нахождения затонувшего имущества.

6. Каждый владелец затонувшего имущества исполняет обязательство в части принадлежащего ему имущества надлежащим образом и в установленный срок.

Если затонувшим имуществом является судно вместе с находящимся в нем грузом, обязанность по его подъему может быть возложена на судовладельца. Порядок выполнения указанной обязанности может определяться соглашением сторон (судо- и грузовладельцем), а при его отсутствии - портом.

7. Разделы I и II настоящих Правил распространяются также на операции по поиску затонувшего имущества.

 

Раздел II. ПОДЪЕМ И УДАЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВА, ЗАТОНУВШЕГО

В ПРЕДЕЛАХ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ИЛИ ВНУТРЕННИХ ВОД СОЮЗА ССР

 

2.1. Подъем и удаление затонувшего имущества производятся по разрешению капитана порта.

При этом капитан рыбного порта выдает разрешение только в случаях, когда имущество затонуло в пределах акватории рыбного порта или в непосредственной близости от него и на ведущих к нему путях.

2.2. Подъем и удаление имущества, затонувшего в районах, в которых запрещено плавание судов в соответствии с Положением об охране Государственной границы Союза Советских Социалистических Республик, производятся по согласованию с соответствующим органом пограничных войск.

2.3. Подъем и удаление имущества в районе, на который распространяются Правила плавания в крепостных зонах СССР, производятся по согласованию с соответствующим органом Министерства обороны СССР.

2.4. Подъем и удаление затонувшего имущества, представляющего археологическую, историческую или иную культурную ценность, производятся по согласованию с государственными органами охраны памятников и после осуществления мероприятий, обеспечивающих сохранность этого имущества.

2.5. Подъем и удаление затонувшего имущества, содержащего вещества, вредные для здоровья людей или для окружающей среды, производятся по согласованию с органами по регулированию использования и охране вод, исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов, органами, осуществляющими государственный санитарный надзор, охрану рыбных запасов, и после осуществления мероприятий, предотвращающих причинение вреда жизни и здоровью людей и окружающей среде.

2.6. Если затонуло имущество, которое угрожает безопасности мореплавания, либо создает препятствие для использования ресурсов моря, либо может быть источником причинения вреда жизни или здоровью людей или загрязнения окружающей среды, его владелец должен немедленно известить о случившемся капитана порта.

2.7. Место, где затонуло имущество, может быть по распоряжению капитана порта обозначено вехами, буями, огнями или иными средствами навигационной обстановки за счет владельца затонувшего имущества. Последний обязан возместить порту все связанные с этим расходы.

2.8. Владелец затонувшего имущества, если он намерен поднять или иным способом удалить это имущество, должен известить об этом капитана порта в течение одного года со дня, когда имущество затонуло.

2.9. Для получения разрешения на подъем или удаление затонувшего имущества его владелец должен представить капитану порта документы, удостоверяющие:

а) название и точное описание судна, груза и другого затонувшего имущества;

б) право собственности на затонувшее имущество или право владения им;

в) местонахождение затонувшего имущества;

г) время, когда имущество затонуло;

д) обстоятельства происшествия;

е) согласие судоподъемной организации на производство работ по подъему или удалению затонувшего имущества, а также сообщить время предполагаемого начала работ, их продолжительность и способ удаления затонувшего имущества (подъем, перемещение, уничтожение и т.п.).

Советские владельцы затонувшего имущества предъявляют также доказательства согласования, предусмотренного в п. п. 2.2 - 2.5 настоящих Правил.

2.10. Капитан порта по согласованию с заинтересованными государственными органами устанавливает порядок производства работ по подъему и удалению затонувшего имущества и достаточный по обстоятельствам срок для их выполнения.

Разрешение капитана порта дается по прилагаемой форме <*>.

------------------------------------

<*> Не приводится.

 

2.11. Капитан порта вправе не разрешить владельцу подъем и удаление затонувшего имущества своими средствами или средствами избранной им судоподъемной организации. В этом случае указанные работы выполняются средствами порта или средствами избранной портом судоподъемной организации за счет владельца затонувшего имущества.

2.12. Если предусмотренные в п. 2.11 работы выполняются портом, то до их начала владелец затонувшего имущества обязан предоставить порту надлежащее обеспечение на сумму, покрывающую расходы и иные убытки порта.

Если будет признано необходимым, чтобы подъем затонувшего имущества был осуществлен средствами избранной портом судоподъемной организации, порт предлагает владельцу затонувшего имущества заключить договор с такой организацией. Взаимные права и обязанности судоподъемной организации и владельца затонувшего имущества определяются этим договором.

2.13. Когда затонувшее имущество создает препятствие судоходству, морским промыслам, гидротехническим или другим работам, а также создает угрозу причинения вреда жизни или здоровью людей или загрязнения окружающей среды, его владелец обязан поднять это имущество по требованию капитана порта в установленный им срок.

Если владелец затонувшего имущества неизвестен, порт делает публикацию с указанием примерной характеристики имущества, места, в котором оно затонуло, и сроков, установленных для его подъема, в "Извещениях мореплавателям". Если при этом известен флаг затонувшего судна, капитан порта также направляет соответствующее уведомление Министерству иностранных дел СССР.

2.14. Когда затонувшее имущество представляет непосредственно угрозу безопасности судоходства или создает непосредственную угрозу жизни и здоровью людей или загрязнения окружающей среды, капитан порта вправе принять необходимые меры к его немедленному подъему, а при необходимости - к его уничтожению, заглублению, перемещению или удалению иным способом.

Наличие обстоятельств, являющихся основаниями для применения п. 2.13 и п. 2.14 настоящих Правил, устанавливается в зависимости от характера обстоятельств капитаном порта или другими компетентными органами, упомянутыми в п. 2.5.

2.15. Подъем и удаление затонувшего военного имущества осуществляются органами Министерства обороны СССР.

Когда затонувшее имущество создает препятствие судоходству, морским промыслам, гидротехническим или другим работам либо создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей или загрязнения окружающей среды, органы Министерства обороны СССР обязаны поднять и удалить это имущество в срок, согласованный с Министерством морского флота либо с другим министерством или ведомством.

Подъем и удаление военного имущества, затонувшего в пределах акватории морского порта, осуществляются по согласованию с Министерством морского флота либо с другим министерством или ведомством, в ведении которого находится этот порт.

2.16. Владелец затонувшего имущества утрачивает права на него, если он:

2.16.1. В течение одного года со дня, когда имущество затонуло, не известит капитана порта о своем намерении поднять это имущество.

2.16.2. Не поднимет затонувшее имущество в срок, установленный капитаном порта в соответствии со ст. 98 и ст. 99 КТМ СССР и п. п. 2.10 и 2.13 настоящих Правил.

2.16.3. В течение двух лет не истребует имущество, поднятое портом в порядке, установленном ст. 101 КТМ СССР.

2.16.4. До истечения упомянутых в настоящем пункте сроков заявит об отказе от этого имущества.

2.17. Утрата прав на затонувшее имущество его владельцем не освобождает последнего от обязанности возместить стоимость его подъема, а также ущерб, который может быть причинен этим имуществом вследствие обстоятельств, указанных в части I п. 2.13 и части I п. 2.14 настоящих Правил.

2.18. При наступлении обстоятельств, перечисленных в п. 2.16, капитан порта вправе принять необходимые меры к немедленному подъему затонувшего имущества, а при необходимости - к его уничтожению, заглублению, перемещению или удалению иным способом.

2.19. Если порт не может своими силами или силами избранной им организации осуществить подъем затонувшего имущества в течение двух лет со дня его затопления, владелец затонувшего имущества вправе истребовать это имущество в течение одного года с момента его фактического подъема.

2.20. Хранение поднятого имущества порт обеспечивает в течение срока, дающего его владельцу право истребовать это имущество. Этот срок не распространяется на имущество, хранение которого невозможно или нецелесообразно.

2.21. По истечении срока хранения порт реализует поднятое имущество применительно к действующим на морском транспорте правилам реализации невостребованных грузов. Если реализация имущества представляется порту невозможной, порт обязан немедленно сообщить соответствующему финансовому органу о наличии у него имущества, владелец которого неизвестен.

2.22. Владелец затонувшего либо поднятого портом имущества обязан возместить порту расходы, связанные с подъемом, удалением, уничтожением, хранением, реализацией такого имущества, а также понесенные в связи с этим имуществом иные убытки.

Расходы порта по хранению имущества, переданного портом соответствующему финансовому органу, возмещаются в установленном порядке.

2.23. Поднятое имущество выдается его владельцу после внесения всех причитающихся порту сумм. Денежная сумма, вырученная портом от реализации имущества, выдается ее владельцу за вычетом сумм, причитающихся порту.

2.24. Ограничение ответственности владельца затонувшего либо поднятого имущества по требованиям, указанным в настоящих Правилах, не применяется.

2.25. Отказ от затонувшего либо поднятого имущества не освобождает его владельца от выполнения обязанностей, содержащихся в п. п. 2.22 - 2.24 настоящих Правил.

 

Раздел III. ЗАТОНУВШЕЕ ИМУЩЕСТВО, СЛУЧАЙНО

ПОДНЯТОЕ В ПРЕДЕЛАХ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ИЛИ ВНУТРЕННИХ

ВОД СССР ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОПЕРАЦИЙ, СВЯЗАННЫХ

С ТОРГОВЫМ МОРЕПЛАВАНИЕМ

 

3.1. Затонувшее имущество, случайно поднятое при осуществлении операций, связанных с торговым мореплаванием, должно быть сдано ближайшему советскому порту в течение суток после прихода судна в порт.

3.2. Если по характеру сданного порту имущества, знакам и надписям на нем или благодаря иным данным представляется возможным установить принадлежность этого имущества определенному владельцу и местонахождение последнего, капитан порта извещает это лицо (за его счет) о подъеме и доставке в порт найденного имущества.

Если владелец сданного порту имущества неизвестен, капитан порта делает публикацию в "Извещениях мореплавателям" о подъеме затонувшего имущества и о его доставке в порт. Если известен флаг иностранного судна, на котором находилось найденное имущество, капитан порта направляет соответствующее уведомление Министерству иностранных дел СССР.

Случайно поднятое военное имущество порт передает органам Министерства обороны СССР.

3.3. Порт хранит сданное ему имущество в течение одного года со дня сдачи имущества порту, за исключением случаев, когда владелец затонувшего имущества утратил на него права, а также в случаях, когда характер имущества таков, что хранение его невозможно или нецелесообразно.

3.4. В случае явки в течение годичного срока владельца сданного порту имущества оно выдается этому лицу после возмещения им расходов, понесенных портом в связи с этим имуществом.

3.5. Утрата прав на сданное порту имущество либо истечение срока его хранения влекут реализацию этого имущества в порядке, установленном в п. 2.21 настоящих Правил.

3.6. Установленное в ст. 105 КТМ СССР вознаграждение лицу, случайно поднявшему затонувшее имущество, выплачивается владельцем такого имущества.

 

Раздел IV. ЗАТОНУВШЕЕ ИМУЩЕСТВО,

СЛУЧАЙНО ПОДНЯТОЕ В ОТКРЫТОМ МОРЕ

 

4.1. Имущество, случайно поднятое в открытом море, должно быть сдано в первом советском порту, в который зайдет судно. Лицо, поднявшее это имущество, должно сообщить о месте, времени и обстоятельствах его подъема.

4.2. Капитан порта, в который доставлено случайно поднятое в открытом море имущество, должен сообщить владельцу этого имущества о его подъеме и доставке в порт.

Если владелец доставленного в порт имущества неизвестен, капитан порта делает публикацию о подъеме и доставке такого имущества в порт в порядке, установленном в п. 3.2 настоящих Правил.

4.3. Военное имущество, случайно поднятое в открытом море и сданное советскому порту, передается органам Министерства обороны СССР.

 

 

 


 
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010.
Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы.

При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка на Tehnorma.RU обязательна.


Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием.
 
Яндекс цитирования