ГОСТ Р 51769-2001 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Ресурсосбережение ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ
Основные положения ГОССТАНДАРТ РОССИИ Москва Предисловие 1 РАЗРАБОТАН Техническим комитетом по стандартизации ТК № 349 «Вторичные материальные ресурсы» Российским межотраслевым научным советом по ресурсосбережению и переработке отходов НИИ экологии человека и окружающей среды им. А.Н. Сысина Российской академии медицинских наук ВНЕСЕН Всероссийским научно-исследовательским центром стандартизации, информации и сертификации сырья, материалов и веществ (ВНИЦ СМВ) Госстандарта России 2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 28 июня 2001 г. № 251-ст В настоящем стандарте реализованы нормы и требования: Закона Российской Федерации «О стандартизации»; Закона Российской Федерации «Об экологической экспертизе»; Закона Российской Федерации «Об отходах производства и потребления»; Закона Российской Федерации «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением»; Резолюции ОЭСР о трансграничных перемещениях опасных отходов, предназначенных для операций по регенерации (окончательная) (принята Советом 30 марта 1992 г.) 3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ Введение В настоящее время в России накоплено свыше 80 млрд. тонн отходов, ежегодно их образуется еще до 5 млрд. тонн, т.е. количество отходов заметно превышает объемы получаемого (добываемого) первичного сырья и материалов. Любое промышленное производство создает отходы: отходы актуальные, которые образуются в процессах производства, и отходы потенциальные, когда изделия и продукция производства по истечении сроков годности и эксплуатации или из-за брака переходят в отходы. Это говорит о возрастающем значении проблем, связанных с отходами, и указывает на необходимость скорейшего решения задач, возникающих на этапах сбора, хранения, транспортирования, комплексной переработки, с захоронением или уничтожением не утилизируемой части опасных и других отходов. Проблемы, порождаемые существованием отходов, можно разделить на две части: снижение вредного воздействия отходов на человека и окружающую среду и повторное использование отходов в качестве альтернативного источника энергии и сырья. Оба эти направления обращения с отходами до последнего времени развивались независимо. Нивелирование отрицательного воздействия отходов на человека и окружающую среду решалось с помощью нормативно-правового государственного регулирования. Повторное использование отходов считалось саморегулирующимся в рыночных отношениях. Эффективность приведенных подходов крайне низкая. На данном этапе развития экономики только одновременное и комплексное применение таких механизмов, как рыночное и государственное нормативное (техническое) законодательство и правовое регулирование, способны эффективно решать поставленные выше задачи максимального вовлечения отходов в промышленное производство для получения товарных продуктов и энергии, и как следствие - снижать негативное воздействие отходов на человека и окружающую среду. Настоящий стандарт направлен на решение проблем нормативного, правового и рыночного регулирования обращения с отходами на внутрироссийском и региональных уровнях. СОДЕРЖАНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Ресурсосбережение Обращение с отходами ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ Основные положения Resources saving. Waste treatment. Documentation and regulation of
dealing with production and consumption waste treating. Дата введения 2002-01-01 1 Область примененияНастоящий стандарт устанавливает общие принципы и основные положения документирования и регулирования процессов обращения с отходами производства и потребления с учетом степени и характеристик различных видов опасности, их ресурсной ценности и контроля достоверности получаемых при этом результатов. Настоящий стандарт распространяется на любые выявленные и вывозимые за пределы предприятия-производителя отходы, а также на продукцию с истекшими сроками годности, бракованную и устаревшую, техногенные отходы, ранее накопленные на территории России, образовавшиеся в результате долговременной деятельности предприятий и пригодные или непригодные для использования в виде вторичного сырья сразу или после соответствующей подготовки с учетом обеспечения при этом требований безопасности людей, промзон и окружающей среды. Настоящий стандарт не распространяется на радиоактивные отходы и на ликвидируемые объекты вооружения и военной техники. Требования настоящего стандарта обязательны для расположенных на территории России предприятий, организаций, региональных и других объединений (далее - предприятий) независимо от форм собственности и подчинения, а также для органов управления в части их деятельности, связанной с обращением с отходами производства и потребления. Положения, установленные в настоящем стандарте, применяют в научно-технической, учебной и справочной литературе, а также в других документах, устанавливающих порядок организации выполнения работ, являющихся объектами стандартизации при обращении с отходами производства и потребления. 2 Нормативные ссылкиВ настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы: ГОСТ 1639-93 Лом и отходы цветных металлов и сплавов. Общие требования ГОСТ 2787-75 Лом и отходы черных металлов. Классификация и технологические требования ГОСТ Р 12.1.052-97 Система стандартов безопасности труда. Паспорт безопасности вещества (материала). Основные положения ОК 004-93 Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (КВЭД) ОК 019-95 Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления (ОКАТО) ОК 007-93 Общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКПО) 3 Общие положения- классификация отходов; - учет образования, движения (регионального, внутрироссийского и межгосударственного) образовавшихся и ввозимых на территорию России партий отходов, способов их удаления, в результате которых они прекращают свое существование (переработка в товарную продукцию, захоронение, уничтожение и т.п.); - качественное и количественное определение вида и степени опасности документируемых отходов; - определение ресурсных характеристик документируемых отходов; - экспертиза и лицензирование предприятий в части их деятельности, связанной с обращением с отходами; - контроль достоверности информации, представляемой по любой из вышеперечисленных позиций. 3.2. По совокупности сведений, полученных в результате документирования деятельности по обращению с отходами, разрабатывают единый документ, называемый паспортом отходов, который в краткой машиноориентированной форме содержит информацию об отходах по каждой из позиций, перечисленных в п. 3.1. 3.3 Паспорт отходов заполняют с момента регистрации конкретного отхода на основании поступления исходной информации о его количестве, месте расположения, собственнике и/или владельце, а закрывают после прекращения существования паспортизуемых отходов в результате их переработки, захоронения или уничтожения. Паспорт отходов открывают, закрывают и вносят изменения и дополнения в соответствии с процедурой, приведенной в нормативной и методической документации. 3.4 Нормативные и методические документы по проблемам деятельности в сфере обращения с отходами разрабатывают заинтересованные федеральные, региональные и отраслевые органы. 3.5 Нормативные и методические документы не должны противоречить положениям законодательных актов и федеральных программ. 4 Документирование деятельности по обращению с отходами4.2 Образование, движение и удаление отходов учитывают по формам статистической отчетности в этой области, а также другим формам, действующим в смежных областях. Учитывая то, что в последнее время в ряде национальных, межгосударственных и международных документов появились формы кодирования таких характеристик отходов, как класс токсичности, перечни опасных компонентов отходов, перечни свойств отходов, определяющих его опасность, рекомендуется последовательно расширять формы отчетности за счет включения в них перечисленных позиций и вводить в действие такие формы на местном, региональном и федеральном уровнях. Разработка любой формы учета должна сопровождаться соответствующим программным обеспечением, позволяющим обрабатывать получаемую информацию по правилам, существующим в области обработки статистических данных. 4.3 Документирование опасных (токсичных) характеристик отходов заключается в оценке класса опасности отходов, определенного расчетным или экспериментальным путем [1]. При расчетном определении класса токсичности документируют все характеристики отхода, на основании которых был вычислен класс токсичности, и приводят литературные источники, которые были использованы для его расчета. В этом случае не требуется экспериментально определять не только класс токсичности отходов, но и их состав. Состав отходов определяют на основании состава первичного сырья, из которого образовались отходы, и воздействий, которым это сырье подвергалось, причем концентрацию компонентов определяют по принципу «не более». Кроме этого, документируют данные о других видах опасности отходов, таких как пожаро- и взрывоопасность, химическая реакционная способность, коррозионная активность, горючесть и др. 4.4 Сведения о мерах предосторожности при обращении с отходами (необходимость применения специальной защитной одежды, противогазов или респираторов, избежание контактов с водой и т.п.) и особенности транспортирования отходов (перечисление возможных или, напротив, запрещенных транспортных средств, особенности упаковки и погрузки при транспортировании и т.п.) должны быть приведены в виде отдельных разделов. В одном из этих разделов должен быть приведен перечень первоочередных мер, принимаемых при возникновении аварийной ситуации (см. также ГОСТ Р 12.1.052). Наличие или отсутствие у отходов перечисленных видов опасности определяют экспериментально в соответствии с действующими нормативами либо делают заключение на основании известных характеристик компонентов данных отходов с указанием соответствующих источников, приводящих к этим выводам. 4.5 При документировании ресурсных характеристик отходов указывают три группы сведений: - сведения о составе и физико-химических, технологических и других свойствах отходов; - сведения о сырье и материалах, из которых образовались отходы, и характер основных воздействий, которым подверглись эти материалы, что позволяет специалисту прогнозировать любые технологически значимые характеристики отходов; - сведения обо всех внедренных, разработанных (лабораторные, пилотные установки, опытное производство) или только предложенных (патенты, научные работы) отечественных и/или зарубежных технологиях переработки отходов данного вида. 4.6 Лицензии выдают на осуществление такого вида деятельности по обращению с отходами, в результате которого юридическое или физическое лицо, ее осуществляющее, получает прибыль (транспортирование, переработка, складирование, захоронение, уничтожение отходов и т.п.). Для принятия решения о выдаче или отказе в выдаче лицензии проводят экспертизу соответствующего предприятия. Контролю подлежат наличие организационно-технических возможностей и материально-технического оснащения для выполнения заявленных видов деятельности, компетентность персонала в проведении заявленных действий, а также в случае возникновения нештатной (аварийной) ситуации. 4.7 Процедура контроля и метод ее осуществления должны быть неотъемлемой частью каждого из разрабатываемых нормативных документов. Предпочтение в данном случае должно отдаваться форме контроля, действующей в России на протяжении ряда лет и осуществляемой на принципах системы сертификации ГОСТ Р [2], которая позволяет комплексно учитывать и контролировать опасные и ресурсные свойства отходов. Достоверность сведений, представляемых в паспорте отходов, контролируют уполномоченные органы при оформлении и выдаче соответствующего сертификата по форме системы сертификации ГОСТ Р. Для контроля экологических, токсикологических и/или других опасных свойств отходов и выдачи профильного сертификата Госстандартом России аккредитованы ряд ведомств (МПР России, Минздрав России и другие). 4.8 Основополагающим документом для решения задач, изложенных в 4.1-4.7, является паспорт опасности отходов [3], на необходимость ведения которого указано в Федеральном законе «Об отходах производства и потребления». 5 Региональная система регулирования работ с отходами на основе их паспортизации и сертификации5.1 Сертификация отходов по опасным признакам является обязательной и вводится в регионах на основе соответствующих постановлений органов местного управления. Сертификация по техногенным характеристикам отходов, содержащих ресурсные и ценные компоненты, является добровольной или обязательной также по решению органов местного управления. При отсутствии необходимых нормативно-методических документов для целей сертификации опасных и/или ресурсных свойств отходов может быть использован паспорт опасности отходов. 5.2 Возможности регионального регулирования работами с отходами на основе их паспортизации и сертификации приведены на схеме (рисунок 1). Она может быть скорректирована, исходя из региональной целесообразности, направленной на эффективное и комплексное решение проблем безопасного обращения с отходами, ресурсосбережение и улучшение экологической обстановки. Рисунок 1 - Схема регионального регулирования обращением с отходами на основе их паспортизации и сертификации ПРИЛОЖЕНИЕ А(справочное) БиблиографияКлючевые слова: ресурсосбережение, вторичные материальные ресурсы, отходы, опасные отходы, классификация отходов, паспортизация и сертификация отходов, удаление отходов, инфраструктура работ с отходами |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |