ГОСТ Р 1.11-99 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ
СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ Метрологическая
экспертиза проектов
ГОССТАНДАРТ РОССИИ Москва
Предисловие 1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом метрологической службы (ВНИИМС) ВНЕСЕН Научно-техническим управлением и Управлением метрологии Госстандарта России 2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 21 июня 1999 г. № 193 3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА
СТАНДАРТИЗАЦИИ Метрологическая экспертиза проектов государственных стандартов State
system for standardization of
Дата введения 2000-01-01 1 Область примененияНастоящий стандарт устанавливает организацию, порядок проведения и задачи метрологической экспертизы проектов государственных стандартов Российской Федерации (ГОСТ Р), а также проектов межгосударственных стандартов (ГОСТ), разрабатываемых ТК и МТК, ведение секретариатов которых возложено на Российскую Федерацию. 2 Нормативные ссылкиВ настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты: ГОСТ 8.417-2002 Государственная система обеспечения единства измерений. Единицы величин ГОСТ P 1.8-2002 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила разработки, применения, обновления и прекращения применения в части работ, осуществляемых в Российской Федерации ГОСТ Р 1.12-99 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандартизация и смежные виды деятельности. Термины и определения ГОСТ Р 8.563-96 Государственная система обеспечения единства измерений. Методики выполнения измерений ГОСТ Р ИСО 5725-1-2002 Точность (правильность и прецизионность) методов и результатов измерений. Часть I. Основные положения и определения ГОСТ Р ИСО 5725-2-2002 Точность (правильность и прецизионность) методов и результатов измерений. Часть 2. Основной метод определения повторяемости и воспроизводимости стандартного метода измерений ГОСТ Р ИСО 5725-3-2002 Точность (правильность и прецизионность) методов и результатов измерений. Часть 3. Промежуточные показатели прецизионности стандартного метода измерений ГОСТ Р ИСО 5725-4-2002 Точность (правильность и прецизионность) методов и результатов измерений. Часть 4. Основные методы определения правильности стандартного метода измерений ГОСТ Р ИСО 5725-5-2002 Точность (правильность и прецизионность) методов и результатов измерений. Часть 5. Альтернативные методы определения прецизионности стандартного метода измерений ГОСТ Р ИСО 5725-6-2002 Точность (правильность и прецизионность) методов и результатов измерений. Часть 6. Использование значений точности на практике. (Измененная редакция. Изм. № 1). 3 Общие положения3.1 Метрологическую экспертизу проектов государственных стандартов проводят с целью обеспечения соблюдения положений Закона Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений» и требований нормативных документов Государственной системы обеспечения единства измерений (ГСИ), а также технически и экономически обоснованного метрологического обеспечения стандартизуемых объектов, 3.2 Метрологической экспертизе подлежат проекты государственных стандартов на продукцию и; услуги, на работы (процессы), на методы контроля (испытаний, измерений, анализа), а также другие проекты государственных стандартов, в которых регламентированы: - требования к погрешности измерений, достоверности измерительного контроля; - требования к методикам выполнения измерений, средствам измерений, стандартным образцам, аттестованным смесям; - методики выполнения измерений, анализа, испытаний и измерительного контроля; - данные о свойствах веществ и материалов, в том числе стандартные справочные данные; - применение стандартных образцов веществ и материалов; - методики поверки (калибровки) средств измерений. 4 Порядок проведения метрологической экспертизы4.1 Метрологическую экспертизу проектов государственных стандартов организуют технические комитеты (МТК и ТК) и их подкомитеты (МПК и ПК), рассматривающие и направляющие проект стандарта для принятия в Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России). (Измененная редакция. Изм. № 1). 4.2 МТК (МПК) и ТК (ПК) определяют организацию (эксперта), которой (которому) должен быть направлен на метрологическую экспертизу проект стандарта в соответствии с заданиями программ государственной стандартизации. При необходимости проект стандарта направляют на метрологическую экспертизу в несколько организаций (нескольким экспертам). При МТК (МПК) или ТК (ПК) может быть создана рабочая группа экспертов. Предпочтительной является метрологическая экспертиза первой редакции проекта стандарта (см. также ГОСТ P 1.8-2002 п. 4.2.3). При необходимости на метрологическую экспертизу могут быть направлены вторая и последующие редакции. Метрологическую экспертизу проектов стандартов, регламентирующих методики выполнения измерений, которые применяют в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора, осуществляют государственные научные метрологические центры. Проекты государственных стандартов ГСИ, разрабатываемые метрологическими институтами Госстандарта России, на метрологическую экспертизу не направляют и специалисты аккредитованных метрологических служб организаций и предприятий, в области аккредитации которых предусмотрено проведение аттестации методик выполнении измерений этого назначения. (Измененная редакция. Изм. № 1). 4.3 Организациями, выполняющими метрологическую экспертизу проектов государственных стандартов, могут быть государственные научные метрологические центры, аккредитованные головные и базовые организации метрологической службы, а также научно-исследовательские организации, выполняющие разработки средств измерений, методик выполнения измерений, нормативных документов по метрологическому обеспечению а также организации, метрологические службы которых аккредитованы на право аттестации методик выполнения измерений и проведения метрологической экспертизы документов. (Измененная редакция. Изм. № 1). Эксперты, осуществляющие метрологическую экспертизу проектов государственных стандартов, могут быть членами МТК, ТК (МПК, ПК) и специалистами вышеуказанных организаций. 4.4 При проведении метрологической экспертизы эксперты должны руководствоваться законодательными актами, ГОСТ Р ИСО 5725-1-2002 - ГОСТ Р ИСО 5725-6-2002, ГОСТ Р 8.563-96, государственными стандартами ГСИ, правилами по метрологии и рекомендациями метрологических институтов, другими нормативными документами, в которых регламентированы положения метрологического обеспечения. (Измененная редакция. Изм. № 1). 4.5 Результаты метрологической экспертизы излагают в экспертном заключении на проект стандарта. 4.6 В пояснительной записке к окончательной редакции проекта стандарта должны быть указаны сведения об учете замечаний по результатам метрологической экспертизы. 4.7 ТК, МТК (ПК, МПК) при рассмотрении окончательной редакции проекта стандарта оценивают учет замечаний в экспертном заключении по результатам метрологической экспертизы и принимают решение по направлению проекта стандарта для принятия или на дополнительную метрологическую экспертизу. 4.8 Научно-исследовательский институт Госстандарта России в проекте докладной записки отражает учет результатов метрологической экспертизы. 4.9 Затраты на метрологическую экспертизу могут быть включены в затраты на разработку стандарта. (Измененная редакция. Изм. № 1). 5 Основные задачи и содержание метрологической экспертизы5.1 При выполнении метрологической экспертизы проектов государственных стандартов проверяют их соответствие требованиям ГОСТ Р 8.563-96 (раздел 7), требованиям других государственных стандартов ГСИ, стандартов ГОСТ Р ИСО 5725 и других государственных стандартов, в которых изложены метрологические требования. При выполнении метрологической экспертизы проектов государственных стандартов, регламентирующих методики количественного химического анализа, используют также [1]. (Измененная редакция. Изм. № 1). 5.2 В зависимости от вида и содержания разрабатываемого проекта государственного стандарта при проведении метрологической экспертизы выполняют анализ и проводят оценивание: - рациональности номенклатуры измеряемых параметров; - оптимальности требований к погрешности измерений; - полноты и правильности требований к метрологическим характеристикам средств измерений; - соответствия погрешности измерений и (или) ее составляющих (в том числе показателей повторяемости и воспроизводимости результатов измерений) заданным требованиям; - контролепригодности изделия (измерительной системы); - возможности эффективного метрологического обслуживания средств измерений (в том числе поверки, калибровки, контроля работоспособности, ремонта); - рациональности выбранных средств и методик выполнения измерений, в том числе их соответствие требованиям, предъявляемым к средствам и методикам выполнения измерений, применяемым в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора; - соответствия алгоритма обработки результатов измерений измерительной задаче; - правильности использования метрологических терминов, наименований измеряемых величин и обозначения их единиц. Методы анализа и оценивание указанных характеристик приведены в приложении А. (Измененная редакция. Изм. № 1). ПРИЛОЖЕНИЕ А(рекомендуемое) Методы анализа и оценивание характеристик объектов метрологической экспертизы проектов стандартов А.1 Оценивание рациональности номенклатуры измеряемых параметров A.1.1 Измеряемые (контролируемые) параметры определяются нормативными документами на продукцию, технологию и т. п. При этом эксперт руководствуется следующими общими положениями: - для деталей, узлов и составных частей изделий контроль должен обеспечивать размерную и функциональную взаимозаменяемость; - для готовой продукции должен быть обеспечен контроль основных характеристик и количества продукции; - для технологического оборудования, систем контроля и управления должны быть осуществлены измерение параметров, определяющих оптимальность режима по производительности и экономичности; контроль безопасности выполнения работ; контроль экологической безопасности. А.1.2 При анализе параметров, подвергаемых измерениям и измерительному контролю, необходимо принимать во внимание следующее: - часть технических характеристик готовых деталей, узлов, изделий определяется предыдущими этапами технологического процесса либо оборудованием, инструментом, поэтому рационально распределить контролируемые параметры по этим этапам и объектам; - значения параметров в технологическом процессе связаны между собой и представляется рациональным эти связи использовать для сокращения номенклатуры контролируемых параметров, а для наиболее важных параметров - для повышения точности измерений и надежности измерительных систем; - необходимо выявлять избыточность измеряемых параметров, чтобы избежать неоправданные затраты на измерения и метрологическое обслуживание средств измерений. А.1.3 Необходимо обращать внимание на четкость формулирования измеряемой величины. Неопределенность формулирования подлежащей измерениям величины может привести к большим неучтенным погрешностям измерений. А.2 Оценивание оптимальности требований к погрешности измерений А.2.1 Погрешность измерений, как правило, является источником неблагоприятных последствий (экономические потери, повышение вероятности травматизма, загрязнение окружающей среды и т. п.). Оптимальной (в экономическом смысле) считается погрешность измерений, при которой сумма потерь от погрешности и расходов на измерения будет минимальной. В первом приближении можно считать, что потери пропорциональны квадрату погрешности измерений, а расходы на измерения обратно пропорциональны погрешности измерений. Если нет других данных о зависимости потерь от погрешности и расходов на измерения от погрешности измерений, то оптимальная погрешность выражается следующей зависимостью: где - предел оптимальной относительной погрешности измерений; D - предел относительной погрешности измерений, для которого известны потери П и расходы на измерения Р. Так как обычно потери П и расходы Р могут быть определены весьма приближенно, то точное значение найти практически невозможно. Поэтому погрешность считают практически близкой к оптимальной, если выполняется следующее условие: < < , где - приближенное значение предела оптимальной относительной погрешности измерений, вычисленное по приближенным значениям потерь и расходов (в расходы на измерения включают и затраты на метрологическое обслуживание средств измерений). (Измененная редакция. Изм. № 1). А.2.2 Если погрешность измерений не может вызвать заметных потерь или других неблагоприятных последствий, пределы допускаемых значений погрешности измерений могут составлять 0,2-0,3 границы симметричного допуска (для несимметричного допуска - размера поля допуска) на измеряемый параметр, а для параметров, не относящихся к наиболее важным, это соотношение может быть увеличено до 0,5. А.3 Оценивание полноты и правильности требований к погрешности средств измерений А.3.1 При использовании косвенных методов измерений погрешность средств измерений составляет часть погрешности измерений. В таких случаях необходимы сведения о методической составляющей погрешности измерений для правильного оценивания требования к погрешности средств измерений. Типичные источники методических погрешностей приведены в приложении А ГОСТ Р 8.563-96. (Измененная редакция. Изм. № 1). А.3.2 При измерениях средних значений необходимо учесть, что погрешность средних значений по п точкам измерений практически в раз меньше погрешности измерений (средства измерений) в одной точке, а при многократных измерениях в одной точке погрешность среднего значения за некоторый интервал времени меньше погрешности однократного измерения за счет фильтрации высокочастотных случайных составляющих погрешности. А.3.3 Пределы допускаемых значений погрешности средства измерений, если они регламентированы в проекте государственного стандарта, следует указывать для условий эксплуатации средства измерений (рабочий диапазон измеряемой величины, пределы возможных значений внешних влияющих величин и другие характеристики, от которых может зависеть погрешность измерений). А.4 Оценивание соответствия погрешности измерений заданным требованиям А.4.1 Если погрешность измерений указана в проекте государственного стандарта или известна из другого документа, то она сравнивается с заданными требованиями к погрешности измерений. Если такие требования отсутствуют, границы погрешности сравнивают с допуском на измеряемый параметр в соответствии с 7.1.2 ГОСТ Р 8.563-96 (см. также А.2.2). (Измененная редакция. Изм. № 1). А.4.2 исключен. Изм. № 1. А.5 Оценивание контролепригодности изделия (измерительных систем) А.5.1 Под контролепригодностью изделия (измерительной системы) понимают возможность контроля его параметров в процессе монтажа, наладки, испытаний, эксплуатации (обслуживания) и ремонта. А.5.2 Основное внимание уделяют практическим возможностям по осуществлению измерительного контроля параметров, определяющих работоспособность изделия в условиях, указанных в A.5.1. А.3.3 При экспертизе проектов государственных стандартов на измерительные системы оценивают наличие и характеристики устройств и подсистем самоконтроля и диагностики. А.6 Оценивание возможности эффективного метрологического обслуживания средств измерений (в том числе поверки, калибровки, контроля работоспособности, ремонта) А.6.1 При этом оценивании руководствуются методами и средствами поверки, регламентированными в документах ГСИ. А.6.2 Для измерительных систем и сложных технических систем должны быть указаны требования и (или) методы диагностики неисправностей или контроля работоспособности в процессе эксплуатации. Методы контроля метрологической исправности средств измерений, не доступных в условиях эксплуатации, приведены в [2]. (Измененная редакция. Изм. № 1). А.7 Оценивание рациональности выбранных средств и методик выполнения измерений, в том числе их соответствие требованиям, предъявляемым к средствам и методикам выполнения измерений, применяемым в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора А.7.1 При этом оценивании проверяют: - использование средств измерений утвержденных типов, применяемых в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора; - возможность использования средств измерений в заданных условиях; - трудоемкость и стоимость измерительных операций и метрологического обслуживания средств измерений; - целесообразность использования статистических методов контроля; - удовлетворение требований техники безопасности и экологической безопасности. А.7.2 При анализе рациональности выбранных средств измерений целесообразно использовать нормативные документы по выбору средств измерений для конкретных задач, например [3]. (Измененная редакция. Изм. № 1). А.7.3 При оценивании рациональности указанных в проекте стандарта методик выполнения измерений предпочтение должно быть отдано стандартизованным методикам. Методики выполнения измерений, используемые в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора, должны быть аттестованы в соответствии с требованиями ГОСТ Р 8.563-96. (Измененная редакция. Изм. № 1). А.7.4 Полноту изложенных методик выполнения измерений, в том числе процедур контроля точности результатов выполняемых измерений (испытаний, анализа), оценивают в соответствии с требованиями 7.1.1-7.1.3 ГОСТ Р 8.563-96. (Измененная редакция. Изм. № 1). А.8 Оценивание соответствия алгоритма обработки результатов измерений измерительной задаче Необходимо оценить, насколько алгоритм вычислений соответствует функции, связывающей измеряемую величину с результатами прямых измерений (со значениями величин на входах средств измерений). А.9 Контроль правильности использования метрологических терминов, наименований измеряемых величин и обозначения их единиц. А.9.1 Метрологические термины должны соответствовать ГОСТ Р 1.12-99, ГОСТ Р ИСО 5725-1-2002, [4]. (Измененная редакция. Изм. № 1). А.9.2 Единицы измеряемых величин должны соответствовать ГОСТ 8.417-2002 . (Измененная редакция. Изм. № 1). ПРИЛОЖЕНИЕ Б(справочное) Библиография [1] Р 50.2.008-2001 Рекомендации по метрологии. Государственная система обеспечения единства измерений. Методики количественного химического анализа. Содержание и порядок проведения метрологической экспертизы [2] МИ 2233-92 Рекомендации. Государственная система обеспечения единства измерений. Обеспечение эффективности измерений при управлении технологическими процессами. Общие положения [3] РД 50-98-86 Методические указания. Выбор универсальных средств измерений линейных размеров до 500 мм (по применению ГОСТ 8.051-81) [4] РМГ 29-99 Рекомендация по межгосударственной стандартизации. Государственная система обеспечения единства измерений. Метрология. Основные термины и определения.
Ключевые слова: метрологическая экспертиза, метрологическое обеспечение, проект государственного стандарта |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |