МЕЖДУНАРОДНЫЙ                                                                              ИСО
СТАНДАРТ                                                                                                 10011-2

Первое издание

1991-01-05

Исправлено и

перепечатано

1994-10-12

РУКОВОДЯЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕРКЕ СИСТЕМ КАЧЕСТВА

Часть 1. Квалификационные критерии для экспертов-аудиторов систем качества

Номер ссылки

ИСО 10011-2:1991

СОДЕРЖАНИЕ

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

ИСО (Международная организация по стандартизации) является мировой федерацией национальных органов по стандартизации (стран-членов ИСО). Разработка международных стандартов осуществляется техническими комитетами ИСО. Каждый член ИСО, заинтересованный в предмете, для которого организован технический комитет, имеет право быть представленным в этом комитете. Международные организации, правительственные и неправительственные, связанные с ИСО, также могут участвовать в разработке. ИСО тесно сотрудничает с Международной электротехнической комиссией (МЭК) по всем вопросам стандартизации в области электротехники.

Проекты международных стандартов, принятые техническими комитетами, перед утверждением их Советом ИСО рассылаются членам ИСО на рассмотрение. Они утверждаются в соответствии с правилами ИСО, по которым требуется одобрение не менее 75% организаций-членов, принимающих участие в голосовании.

Международный стандарт ИСО 10011-1 подготовлен Техническим Комитетом ИСО/ТК 176 «Административное управление качеством и обеспечение качества».

ИСО 10011 состоит из следующих частей под общим названием «Руководящие указания по проверке систем качества»:

Часть 1. Проверка

Часть 2. Квалификационные критерии для экспертов-аудиторов систем качества

Часть 3. Управление программами проверок

Приложение А составляет неотъемлемый раздел настоящей часта ИСО 10011-1. Приложение В дается только для информации.

ВВЕДЕНИЕ

Для достижения эффективности и единообразия проверок систем качества в соответствии с требованиями стандарта ИСО 10011-1 необходимо установить минимальные критерии, предъявляемые к инспекторам, проводящим такие проверки.

В настоящей части стандарта ИСО 10011 рассмотрены эти минимальные критерии.

Стандарт также приводит метод, с помощью которого оценивается и поддерживается соответствие подготовки инспектора необходимым критериям. Эта информация содержится в приложении А, составляющем неотъемлемый раздел данной части стандарта ИСО 10011. Приложение В содержит информацию о выдаче национальных свидетельств инспекторам, но оно не является неотъемлемым разделом данной части стандарта ИСО 10011.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТАНДАРТ                      ИСО 10011-2-91

РУКОВОДЯЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕРКЕ СИСТЕМ КАЧЕСТВА

Часть 1. Квалификационные критерии экспертов-аудиторов систем качества

1 Область применения

Настоящая часть стандарта ИСО 10011 предлагает руководящие положения по установлению квалификационных критериев для инспекторов. Она применима при выборе инспекторов для проверки систем качества в соответствии с рекомендациями, данными в стандарте ИСО 10011-1.

2 Нормативные ссылки

Указанные далее стандарты содержат положения, которые на основании ссылок в тексте входят в данную часть стандарта ИСО 10011 в качестве составляющих ее положений. На момент публикации настоящего стандарта действовали указанные издания. Все стандарты могут быть подвергнуты пересмотру, поэтому сторонам, участникам соглашений, основанных на данной части стандарта ИСО 10011, рекомендуется следить за новейшими изданиями указанных далее стандартов. Члены МЭК и ИСО ведут регистрацию действующих в текущий момент, международных стандартов.

ИСО 8402:1986 Качество. Словарь

ИСО 10011-1:1990 Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 1. Проверка

ИСО 10011-3:1991 Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 1. Управление программами проверок

3 Определения

Для данной части ИСО 10011 используются определения, данные в стандартах ИСО 8402 и ИСО 10011-1.

4 Образование

Кандидаты в инспекторы должны иметь, по крайней мере, законченное среднее образование, т.е. находиться на той ступени национальной системы образования, которая идет за начальной или элементарной ступенью, но предшествует той ступени, на которой выдается диплом или проводится экзамен оценочной комиссией, информация о которой представлена в приложении А

Кандидаты в инспекторы должны продемонстрировать способность четко и быстро выражать концепции и идеи в устной и письменной форме на своем официально признанном языке.

5 Обучение

Кандидаты в инспекторы должны пройти обучение, дающее им знания и квалификацию, необходимые для проведения проверок и осуществления управления проверками. Особо необходимым считается обучение в следующих областях:

- знание и понимание стандартов, в соответствии с которыми могут осуществляться проверки систем качества;

- методы оценки при обследовании, опросе, оценке и составлении отчетов;

- дополнительные навыки, требуемые для управления проверками, такие как умение планировать, осуществлять организацию, взаимосвязь и руководство.

Наличие компетенции в этих вопросах может быть продемонстрировано с помощью устных или письменных экзаменов или других приемлемых средств.

6 Опыт

Кандидаты в инспекторы должны иметь минимум четырехгодичный опыт соответствующей практической работы (не включая обучение), по крайней мере два года из которых должны быть в области обеспечения качества.

Перед тем, как кандидат возьмет на себя ответственность за проведение проверок в качестве инспектора, он должен получить опыт проведения полного процесса проверки в соответствии с описанием, данным в стандарте ИСО 10011-1. Этот опыт должен быть получен в результате участия не менее чем в четырех проверках общей длительностью не менее 20 дней, включающих изучение документации, реальные действия по проверке и составление отчетов по проверкам.

Этот опыт должен соответствовать требованиям текущего момента.

7 Личные качества

Кандидат в инспекторы должен быть непредубежденным и выдержанным, обладать здравым смыслом, иметь аполитический склад ума и твердость воли; обладать способностью реально оценивать ситуацию, оценивать сложные действия с точки зрения их дальнейшей перспективы и понимать значение отдельных позиций в рамках общей организационной структуры.

Инспектор должен уметь использовать все эти качества для того, чтобы:

- получать и справедливо оценивать объективные данные;

- оставаться объективным для безбоязненного и незаинтересованного проведения проверки;

- постоянно оценивать результаты наблюдений и личностных взаимоотношений во время проверки;

- относиться к персоналу, вовлеченному в проверку, таким образом, чтобы получить наилучшие результаты проверки;

- чувствовать национальные особенности страны, в которой осуществляется проверка;

- выполнять действия по проверке, не отклоняясь от поставленной цели из-за отвлекающих внимание факторов;

- посвящать все внимание процессу проверки;

- поступать должным образом в стрессовых ситуациях;

- приходить к приемлемым в общем, виде выводам, основанным на наблюдениях в процессе проверки;

- оставаться верным своим заключениям, несмотря на давление, имеющее целью внести изменения, которые не обоснованы объективными данными.

8 Способность к управленческой деятельности

Кандидаты в инспекторы с помощью подходящих средств должны продемонстрировать необходимые навыки управления и способность их применения, требуемые для осуществления проверки в соответствии с рекомендациями стандарта ИСО 10011-1.

9 Поддержание уровня компетентности

Инспекторы должны поддерживать уровень своей компетентности следующим образом:

- делать все возможное для того, чтобы их знания в области стандартов и требований, относящихся к системам качества, были на современном уровне;

- делать все возможное для того, чтобы их знания в области методов и методик проверок были на современном уровне;

- при необходимости участвовать в обучении, направленном на обновление знаний;

- проходить аттестацию оценочной комиссией (см. Приложение А) не реже, чем каждые три года.

Описанные меры должны обеспечить постоянное соответствие инспектора всем требованиям, представленным в данной части стандарта ИСО 10011.

Аттестация деятельности инспекторов должна включать всю дополнительную информацию, положительную или отрицательную, поступившую после предыдущей аттестации.

10 Язык

Инспекторы не должны участвовать в самостоятельных проверках, если они не имеют поддержки, обеспечивающей свободное общение на языке, на котором, по соглашению, проводится проверка. Поддержка в данном случае означает, что в распоряжении инспекторов постоянно имеется человек, обладающий необходимым знанием языка и не подверженный давлению, которое может повлиять на проведение проверки.

11 Выбор главного инспектора

Главный инспектор для конкретной проверки должен выбираться органом управления программами проверок из числа квалифицированных инспекторов в соответствии с факторами, описанной в стандарте ИСО 10011-3 и с учетом следующих дополнительных критериев:

- кандидаты должны проработать как квалифицированные инспекторы, приняв участие не менее чем в трех полных проверках в соответствии с рекомендациями стандарта ИСО 10011-1;

- кандидаты должны продемонстрировать способность эффективного общения на языке, согласованном для проверки, как в устной, так и в письменной форме.

Приложение А
(нормативное)

ОЦЕНКА КАНДИДАТОВ В ИНСПЕКТОРЫ

А.1 Общие положения

Данное приложение является неотъемлемым разделом настоящей части стандарта ИСО 10011 и предлагает методы оценки кандидатов в инспекторы в соответствии с определенными здесь критериями.

А.2. Оценочная комиссия

Основным инструментам реализации требований данной части стандарта ИСО 10011 является создание и работа оценочной комиссии, которая может быть внутренней или внешней по отношению к проверяемому, главной целью которой является оценка квалификационных качеств кандидатов в инспекторы.

Председателем комиссии должен быть человек, ведущий активную деятельность в управлении важными работами по проверке и отвечающий квалификационным требованиям к инспекторам, представленным в данной части стандарта ИСО 10011, а также отвечающий требованиям большинства других членов комиссии и администрации той организации, которая отвечает за деятельность этой комиссии. Комиссия должна включать представителей из других областей, обладающих знаниями в области ведения проверок на современном уровне. Среди них должны быть клиенты, которым нужны отчеты о проверках, и проверяемые, которые подверглись регулярным реальным проверкам.

Методы выбора конкретных членов комиссии зависят от типов предполагаемой деятельности по проверке, то есть:

- внутренние проверки, при которых члены комиссия выбираются администрацией организации;

- проверки заказчиком, при которых члены комиссии выбираются заказчиком, если нет иной договоренности;

- независимые проверки, проводимые третьей стороной, при которых члены комиссии выбираются советом управления национальной системы сертификации или аналогичным органом.

Оценочная комиссия должна включать не менее двух членов.

Оценочные комиссии должны действовать в соответствии с определенными правилами, используя методики, имеющие целью гарантию того, что процесс выбора не будет произвольным, что он соответствует критериям, установленным в данной части ИСО 10011 и не приведет к конфликту интересов.

А.3. Методы оценки

А.3.1. Образование и обучение

Должны быть доказательства того, что кандидат получил необходимые знания и навыки для проведения проверок и управления ими. Это может быть осуществлено в виде экзамена под руководством национального органа по сертификации или с помощью других подходящих средств, выбранных оценочной комиссией.

При оценке кандидатов в инспекторы комиссия должна также использовать такие средства как:

- беседы с кандидатами;

- экзамены;

- письменные работы, выполняемые кандидатами.

А.3.2. Опыт

Комиссия должна быть убеждена, что опыт работы, о котором заявил кандидат, действительно приобретен в течение приемлемого периода времени.

А.3.3. Личностные свойства

Комиссия должна использовать такие способы, как:

- беседы с кандидатами;

- беседы с бывшими работодателями, коллегами и т.д.;

- тестирование на соответствующие характеристики;

- ролевые игры;

- наблюдения в процессе действительных проверок.

А.3.4. Способности к управлению

Комиссия должна использовать такие средства, как:

- беседы с кандидатами;

- беседы с бывшими работодателями, коллегами и т.д.;

- тестирование на соответствующие характеристики;

- ролевые игры;

- наблюдение в условиях действительных проверок;

- обзорные записи в процессе обучения и связанных с ним экзаменов.

А.3.5. Поддержание уровня компетенции

Оценочная комиссия должна регулярно рассматривать деятельность инспектора с учетом оценок органов управления инспекционными программами. Любые переоценки, вносимые в свидетельство инспектора в процессе такого рассмотрения, должны осуществляться оценочной комиссией.

А.3.6. Решения комиссии

Оценочная комиссия только одобряет или не одобряет предложенных кандидатов. Рассмотрение деятельности инспектора также выливается только в одобрение или неодобрение. Решения должны быть оформлены документально и доведены до сведения кандидатов.

Приложение В
(информативное)

ВЫДАЧА НАЦИОНАЛЬНЫХ СВИДЕТЕЛЬСТВ ИНСПЕКТОРАМ

В.1. Общие положения

Настоящее приложение содержит информацию по выдаче национальных свидетельств инспекторам, но оно не является неотъемлемым разделом данной части стандарта ИСО 10011.

В.2. Выдача национальных свидетельств

Отдельные страны могут захотеть организовать свой собственный национальный орган, ответственный за обеспечение компетентной и регулярной оценки инспекторов.

Этот орган может утверждать инспекторов непосредственно и/или аккредитовать другие организации, которые в свою очередь утверждают инспекторов. Такая сертификация инспекторов должна осуществляться с использованием критериев, отраженных в данной части стандарта ИСО 10011.

Национальный орган должен состоять из представителей, отвечающих требованиям оценочной комиссии (см. Приложение А). Может потребоваться, чтобы такие представители, отвечающие изложенным критериям, выбирались из разных географических районов страны (чтобы упростить беседы с кандидатами из различных районов) и представляли достаточное разнообразие организаций, чтобы обеспечить компетентное понимание различных точек зрения.

Национальный орган должен разработать механизм, позволяющий осуществлять быстрое изъятие удостоверений у инспекторов, поведение которых не отличается профессионализмом и этичностью.

Этот механизм должен включать справедливую и открытую процедуру апелляции. Может быть введено дополнительное требование, в соответствии с которым будущий инспектор подписывает соответствующий кодекс этики, что является одним из условий для сертификации.

В случае неудовлетворительной деятельности инспектор либо лишается сертификата, либо проходят курс обучения, позволяющий довести профессиональные качества инспектора до приемлемого уровня.

 


 
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010.
Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы.

При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка на Tehnorma.RU обязательна.


Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием.
 
Яндекс цитирования