Приказ Федерального агентства по недропользованию
от 7 мая 2009 г. № 399

"Об утверждении Временного регламента проведения работ по оценке состояния месторождений питьевых и технических подземных вод и их запасов в нераспределенном фонде недр"

В целях обеспечения эффективного проведения геологоразведочных работ по оценке состояния месторождений питьевых и технических подземных вод и их запасов в нераспределенном фонде недр и реализации Долгосрочной государственной программы изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья, утвержденной приказом Минприроды России от 16.07.2008 № 151, формирования и размещения государственных заказов по воспроизводству минерально-сырьевой базы за счет средств федерального бюджета, приемки материалов о результатах выполнения работ по государственным контрактам, приказываю:

1. Утвердить Временный регламент проведения работ по оценке состояния месторождений питьевых и технических подземных вод и их запасов в нераспределенном фонде недр (далее - Регламент) (приложение).

2. Руководителям территориальных органов Федерального агентства по недропользованию руководствоваться Регламентом при формировании объектов государственного заказа по воспроизводству минерально-сырьевой базы за счет средств федерального бюджета и заключении государственных контрактов на проведение работ по оценке состояния месторождений питьевых и технических подземных вод и их запасов в нераспределенном фонде недр, а также приемке результатов выполненных работ.

3. При размещении объектов государственного заказа за счет средств федерального бюджета по оценке состояния месторождений питьевых и технических подземных вод и их запасов в нераспределенном фонде недр Регламент подлежит включению в технические (геологические) задания к государственным контрактам в качестве методического документа, регламентирующего проектирование и выполнение работ.

4. Руководителям территориальных органов Федерального агентства по недропользованию до 01.09.2010 года направить предложения по совершенствованию Регламента.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Руководителя Федерального агентства по недропользованию П.В. Садовника.

И.о. Руководителя

П.В. Садовник

Содержание

1. Общие положения

2. Сбор информации о состоянии месторождений питьевых и технических подземных вод и их запасов в нераспределенном фонде недр

3. Обследование месторождений питьевых и технических подземных вод в нераспределенном фонде недр

4. Основные факторы, рекомендуемые к учету при обосновании внесения изменений в ранее выполненные подсчеты запасов подземных вод месторождений нераспределенного фонда недр

5. Рекомендации по обоснованию внесения изменений в ранее выполненные подсчеты запасов подземных вод месторождений нераспределенного фонда недр

6. Порядок оформления документации по результатам оценки состояния месторождений подземных вод в нераспределенном фонде недр и по рекомендуемым изменениям в ранее выполненные подсчеты запасов

Приложение 1

Приложение

Временный регламент
проведения работ по оценке состояния месторождений питьевых и технических подземных вод и их запасов в нераспределенном фонде недр

1. Общие положения

1.1. Настоящий Временный регламент проведения работ по оценке состояния месторождений питьевых и технических подземных вод и их запасов в нераспределенном фонде недр (далее - Регламент) разработан с целью реализации "Долгосрочной государственной программы изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья", утвержденной приказом Минприроды России от 16.07.2008 г. № 151, в части проведения работ по государственным контрактам по оценке состояния месторождений подземных вод и их запасов в нераспределенном фонде недр.

Регламент предназначен для обеспечения подготовки и размещения объектов государственного заказа за счет средств федерального бюджета территориальными органами Федерального агентства по недропользованию и приемки результатов выполненных работ по государственным контрактам, предусматривающим проведение работ по оценке состояния месторождений питьевых и технических подземных вод и их запасов в нераспределенном фонде недр с целью приведения запасов в соответствие с действующим законодательством.

1.2. Регламент определяет необходимые виды и последовательность проведения работ по государственным контрактам в целях оценки состояния месторождений питьевых и технических подземных вод и их запасов в нераспределенном фонде недр. В процессе проектирования и выполнения работ по государственным контрактам отдельные их виды и методика проведения могут уточняться с учетом особенностей изученности и состояния месторождений подземных вод в нераспределенном фонде недр на территории различных субъектов Российской Федерации.

1.3. В Регламенте под месторождениями питьевых и технических подземных вод в нераспределенном фонде недр понимаются разведанные (и/или оцененные) и включенные в государственный учет месторождения подземных вод для питьевого (питьевого и хозяйственно-бытового) водоснабжения и/или обеспечения водой объектов промышленности, в пределах которых добыча подземных вод из водоносных горизонтов в установленном законодательством о недрах порядке не осуществляется.

В процессе проведения работ в качестве объектов оценки состояния подлежат рассмотрению также месторождения питьевых и технических подземных вод, в пределах которых предоставлены в установленном законодательством о недрах порядке локальные участки недр для добычи подземных вод с разрешенным в условиях лицензий водоотбором, существенно меньшим (в сумме до 20%) общей величины утвержденных и учитываемых запасов месторождения, и имеется возможность выделения участков месторождения нераспределенного фонда недр.

1.4. В качестве условных границ месторождений подземных вод в нераспределенном фонде недр рекомендуется принимать контур размещения проектных водозаборных сооружений (по отчетам с подсчетом запасов) с "прирезкой" 50 м от крайних проектных скважин (т.е. полоса шириной 100 м для линейных проектных водозаборных сооружений, лента шириной 50 м по границам контура, проведенного по крайним проектным скважинам (или выработкам) для площадных и иных систем и др.). Кроме того, должно учитываться также состояние экологической и водохозяйственной обстановки на прилегающей к месторождению нераспределенного фонда недр площади при решении вопроса о выделении участка(ов) нераспределенного фонда недр в пределах таких месторождений.

1.5. Для оценки состояния месторождений подземных вод в нераспределенном фонде недр для питьевого (питьевого и хозяйственно-бытового) водоснабжения и/или обеспечения водой объектов промышленности с целью приведения их запасов в соответствие с действующим законодательством и нормативными правовыми документами в качестве основных документов следует использовать:

- Классификацию запасов и прогнозных ресурсов питьевых, технических и минеральных подземных вод (утверждена приказом МПР России от 30.07.2007 № 195, зарегистрировано в Минюсте РФ 03.09.2007 рег. № 10092).

- Методические рекомендации по применению Классификации запасов и прогнозных ресурсов питьевых, технических и минеральных подземных вод (утверждено распоряжением МПР России от 27.12.2007 № 69-р).

- СанПиН 2.1.4.1074-01. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества (зарегистрировано в Минюсте РФ 31.10.2001 рег. № 3011).

- Гигиенические нормативы ГН 2.1.5.1315-03. Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно бытового водопользования (зарегистрировано в Минюсте РФ 19.05.2003 рег. № 4550).

- СанПиН 2.1.4.1110-02. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения (зарегистрировано в Минюсте РФ 24.04.2002 рег. № 3399).

- Порядок постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса (приказ МПР России от 15.12.2006 № 286, зарегистрировано в Минюсте РФ 26.01.2007 рег. № 8857).

2. Сбор информации о состоянии месторождений питьевых и технических подземных вод и их запасов в нераспределенном фонде недр

Работы по сбору информации о состоянии месторождений и их запасов в нераспределенном фонде недр рекомендуется выполнять в следующей последовательности.

2.1. На первом этапе формируются основные сведения о месторождениях на основе: предварительного перечня месторождений питьевых и технических подземных вод нераспределенного фонда недр по данным: выпусков ФГУНПП Росгеолфонд "Эксплуатационные запасы подземных вод, прошедшие государственную экспертизу по состоянию..."; перечней лицензий на право пользования недрами для добычи питьевых и технических подземных вод; информационных бюллетеней о состоянии геологической среды и другой информации из системы государственного мониторинга состояния недр (ГМСН) по соответствующим субъектам Российской Федерации; отчета о результатах работ по объекту госзаказа "Оценка состояния месторождений и эксплуатационных запасов подземных вод, их использования на территории Российской Федерации для питьевого водоснабжения и обеспечения водой объектов промышленности с целью обоснования внесения изменений в балансовую принадлежность запасов и списания с баланса в нераспределенном фонде недр" (2005 г.).

На следующем этапе производится анализ пакета материалов по лицензиям, выданным на локальные участки недр в пределах предварительно включенных в перечень месторождений подземных вод нераспределенного фонда недр. В процессе анализа лицензионных материалов вносятся уточнения и изменения в предварительный перечень месторождений подземных вод нераспределенного фонда недр, подлежащих оценке их состояния. Месторождения подземных вод в пределах городских агломераций в предварительный перечень не включаются.

Сведения по включенным в перечень месторождениям питьевых и технических подземных вод нераспределенного фонда недр и их запасам формируются с учетом последующего сбора информации путем выписок и выкопировок в фондах геологической информации и последующего ввода информации в компьютерную базу данных. Для компьютерной базы данных разрабатывается соответствующая структура этой базы.

2.2. Информация из отчетов с подсчетом запасов и протоколов государственной экспертизы запасов, находящихся на хранении в фондах геологической информации, и других источников о месторождениях питьевых и технических подземных вод в нераспределенном фонде недр и их запасам должна включать следующие основные позиции:

2.2.1. Общие сведения о месторождении:

- название по протоколу госэкспертизы;

- местоположение (район, населенный пункт, водный объект);

- целевое назначение воды и потенциальный водопотребитель;

- основание для проведения работ;

- площадь проведения работ;

- стадийность и сроки изучения месторождения (проведения работ);

- исполнитель работ (подрядчик).

2.2.2. Природная гидрогеологическая модель:

- гидрогеологическая структура (по отчету и современному гидрогеологическому районированию);

- основные особенности геологического строения и гидрогеологических условий участка недр размещения месторождения (участка месторождения);

- характеристика объектов (водоносных горизонтов, комплексов) оценки (подсчета) запасов (название по отчету и по современной гидрогеологической стратификации, в т.ч. глубины залегания кровли и подошвы, мощности, статические уровни, пористость и т.д.);

- для месторождений с инфильтрационным типом проектных водозаборных сооружений - основные сведения о поверхностном водном объекте.

Примечание: при наличии участков сведения приводятся также и по участкам месторождения.

2.2.3. Степень изученности качества подземных вод:

- нормативный документ, в соответствии с которым выполнено изучение качества подземных вод (для инфильтрационных водозаборов - и поверхностных вод);

- заключение органов Госснэпидемнадзора (далее - СЭС) о соответствии качества воды действовавшим на момент подсчета запасов санитарно-гигиеническим требованиям;

- количество выполненных анализов различного назначения;

- при наличии обобщенной таблицы о составе подземных вод в тексте отчета (от - до, среднее) - копия;

- в таблицу (паспорт) месторождения вносятся данные полных анализов; в случае размещения в пределах месторождения действующих водозаборов (в виде одиночных скважин) на предоставленных в пользование участках недр (или при отсутствии лицензий на право пользования недрами) в таблицу (паспорт) вносятся данные по результатам дополнительного изучения качества подземных вод; для месторождений с инфильтрационным типом проектных водозаборных сооружений - анализы контрольных проб из поверхностного водного объекта.

Примечание: при наличии участков данные приводятся и по участкам месторождения.

2.2.4. Гидрогеологические параметры и другие показатели для подсчета запасов подземных вод:

- принятые по водоносным горизонтам (комплексам) значения коэффициентов водопроводимости и пьезопроводности (уровнепроводности), коэффициента фильтрации, допустимого понижения уровня, мощности водоносного горизонта, напора, руслового сопротивления, параметров перетекания и др.;

- расчетный срок;

- учтенные месторождения подземных вод для оценки взаимного влияния (в зоне месторождения) на момент подсчета запасов.

Примечание: при наличии участков сведения приводятся и по участкам месторождения.

2.2.5. Метод (методы) подсчета запасов подземных вод месторождения:

- принятая схема проектного водозаборного сооружения;

- количество проектных скважин;

- количество разведочных скважин, включенных в схему подсчета запасов;

- проектные нагрузки на скважины;

- схематизация природных условий;

- метод подсчета запасов (гидродинамический, гидравлический, комбинированный, моделирование);

- основные результаты и показатели подсчета запасов (запасы, расчетные понижения и сопоставление их с допустимыми, в т.ч. по вариантам);

- оценка обеспеченности запасов источниками формирования и полученные результаты.

2.2.6. Рекомендации по размерам зон санитарной охраны:

- используемый методический документ для расчетов размеров зон санитарной охраны;

- принятые значения показателей для расчета зон санитарной охраны;

- результаты расчетов размеров зон санитарной охраны.

2.2.7. Результаты подсчета запасов подземных вод по протоколу ранее проведенной государственной экспертизы:

- номер и дата протокола государственной экспертизы;

- величина запасов (всего, по участкам, по горизонтам);

- назначение воды по использованию;

- распределение запасов по категориям;

- рекомендации по освоению и эксплуатации месторождения;

- экологические и иные ограничения.

2.2.8. Сведения о локальных участках недр, предоставленных в пользование для добычи подземных вод в пределах площади месторождений подземных вод (за счет запасов месторождений):

- номер лицензии, дата регистрации и срок действия;

- основные сведения о недропользователе (наименование, юридический адрес, ИНН);

- основные сведения об участке недр (площадь, координаты, водоносные горизонты, ограничение по глубине);

- разрешенный водоотбор, в том числе, по горизонтам;

- целевое назначение воды;

- количество скважин различного назначения;

- наличие зоны санитарной охраны строгого режима;

- химические анализы воды (при наличии).

3. Обследование месторождений питьевых и технических подземных вод в нераспределенном фонде недр

3.1. Обследование месторождений подземных вод в нераспределенном фонде недр проводится с целью получения информации о современном состоянии площади месторождений (экологическая и водохозяйственная обстановка, в т.ч. наличие источников загрязнения), о наличии водозаборов в виде одиночных скважин и их состоянии, а также отбора проб подземных вод для дополнительного изучения качества подземных вод и при необходимости поверхностных вод.

Статус земельных участков в пределах площади месторождений устанавливается документально по запросам в органы управления земельными ресурсами.

3.2. Обследование месторождений проводится в следующей последовательности:

- подготавливается топографическая схема участка размещения месторождения в границах расчетной (по отчету) зоны ЗСО 2-го пояса (с использованием космоснимков); при отсутствии в отчете расчета границ ЗСО 2-го пояса определяются размеры этой зоны дополнительным расчетом;

- изготавливается копия плана подсчета запасов;

- на топографическую основу с плана подсчета запасов выносится проектное водозаборное сооружение и расчетная зона ЗСО 2-го пояса;

- устанавливаются экспертным путем условные границы месторождения и выносятся на топографическую основу;

- осуществляется визуальное обследование площади месторождения в пределах принятых условных границ месторождения и схематично в границах зоны 2-го пояса ЗСО;

- выделяются основные элементы, определяющие возможность использования месторождения в перспективе (земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли промышленности, земли лесного фонда, земли водного фонда, земли ООПТ, земли обороны и запаса, полигоны ТБО и т.д.);

- устанавливается наличие неликвидированных скважин, в т.ч. изливающих;

- определяются (GPS) географические координаты угловых точек месторождения, действующих водозаборов (при их наличии), основных элементов на площади месторождения, определяющие возможность его использования в перспективе;

- оценивается визуально состояние поверхностного водного объекта (для месторождений с инфильтрационным типом проектного водозаборного сооружения);

- производится отбор подземных вод из действующих водозаборных скважин и при необходимости из поверхностных водных объектов для лабораторных исследований.

3.3. Данные, полученные при обследовании месторождения, вносятся в таблицу (паспорт) и в компьютерную базу данных и являются основой для обоснования внесения изменений в ранее выполненный подсчет запасов подземных вод месторождения, в том числе уточнения их категорий и отнесения запасов к балансовым или забалансовым, а также списания запасов с государственного баланса.

4. Основные факторы, рекомендуемые к учету при обосновании внесения изменений в ранее выполненные подсчеты запасов подземных вод месторождений нераспределенного фонда недр

4.1. Для обоснования внесения изменений в ранее выполненные подсчеты запасов питьевых и технических подземных вод месторождений в нераспределенном фонде недр рекомендуется учитывать следующие факторы:

4.1.1. Требования действующего законодательства о недрах и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и принятых для их реализации нормативных правовых документов.

4.1.2. Степень геологической и гидрогеологической изученности ранее разведанных и/или оцененных месторождений подземных вод в нераспределенном фонде недр.

4.1.3. Степень изученности качества подземных вод месторождений нераспределенного фонда недр.

4.2. Для обоснования внесения изменений в ранее выполненные подсчеты запасов месторождений нераспределенного фонда недр решающее значение имеет степень изученности качества подземных вод. Роль этого фактора обусловлена ограниченным количеством определяемых компонентов в подземных водах по ранее действовавшим нормативным документам. По этой причине степень изученности качества подземных вод по большинству месторождений подземных вод нераспределенного фонда недр заведомо не отвечает требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 и ГН 2.1.5.1315-03.

4.3. Важными факторами, рекомендуемыми к учету при обосновании внесения изменений в ранее выполненные подсчеты запасов подземных вод являются: статус земельных участков в пределах площади месторождений, экологическая и водохозяйственная обстановка, определяющие принципиальную возможность создания проектных водозаборных сооружений и организации зон санитарной охраны в случае предоставления месторождений в пользование для добычи подземных вод в установленном законодательством о недрах порядке.

5. Рекомендации по обоснованию внесения изменений в ранее выполненные подсчеты запасов подземных вод месторождений нераспределенного фонда недр

5.1. На основе факторов, определяющих степень геологической и гидрогеологической изученности, а также качества подземных вод и других условий, готовятся рекомендации по внесению изменений в ранее выполненные подсчеты запасов подземных вод месторождений нераспределенного фонда недр. При этом рекомендуются руководствоваться следующими подходами:

5.1.1. Запасы подземных вод категории А с учетом действующей с 2008 г. Классификации запасов и прогнозных ресурсов питьевых, технических и минеральных подземных вод не могут выделяться в пределах ранее разведанных и/или оцененных месторождений подземных вод в нераспределенном фонде недр (не производиться добыча подземных вод). Отраженные в государственном учете запасы категории А рекомендуются к переводу в категории В, С1 и возможно С2: к категории В и С1 следует относить запасы в случае установления соответствия качества подземных вод действующим санитарно-гигиеническим требованиям (в основном это относится к месторождениям, разведанным и оцененным после введения в действие СанПиН 2.2.1.559-96). При невозможности установления степени изученности качества воды в соответствии с современными требованиями запасы целесообразно относить к категории С2.

5.1.2. Запасы категории В по месторождениям, качество подземных вод по которым изучено в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1.559-96 (и СанПиН 2.2.1.1074-01) могут быть оставлены без изменений; по месторождениям, разведка и/или оценка которых была проведена до введения в действие упомянутых СанПиН при положительной экспертной оценке соответствия качества воды требованиям действующих нормативных документов также могут быть оставлены без изменений. При определении в подземных водах ограниченного количества нормируемых компонентов запасы категории В целесообразно относить к категории С1; при невозможности установления степени изученности качества подземных вод в части соответствия современным требованиям запасы следует относить к категории С2.

5.1.3. Запасы категории С1 месторождений нераспределенного фонда недр, по которым качество подземных вод изучено в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1.559-96 и СанПиН 2.2.1.1074-01 могут быть оставлены в государственном учете без изменений; в остальных случаях запасы категории С1 переводятся в категорию С2.

5.1.4. Запасы категории С2 в зависимости от сроков разведки и/или оценки месторождений и подсчета запасов (до или после введения в действие упомянутых выше СанПиН) сохраняются в государственном учете без изменений или при недостаточной изученности качества подземных вод исключаются из государственного учета на основе экспертных оценок.

При обосновании отнесения запасов подземных вод месторождений (участков месторождений) к соответствующим категориям при наличии в их пределах предоставленных в пользование локальных участков недр в соответствии с законодательством о недрах (или действующих водозаборных скважин, из которых осуществляется добыча подземных вод без оформления лицензий на право пользования недрами) рекомендуется следующее. По результатам анализов отобранных проб подземных вод при обследовании водозаборов уточняется качество подземных вод в соответствии с требованиями действующего законодательства. Отнесение запасов к соответствующим категориям, в том числе для участка(ов) месторождения, рекомендованного(ых) для сохранения в государственном учете в нераспределенном фонде недр, производится с учетом полученных уточненных данных о качестве подземных вод.

Одним из вариантов при обосновании внесения изменений в подсчет запасов подземных вод месторождений нераспределенного фонда недр из-за недостаточной изученности качества подземных вод и других показателей является отнесение запасов питьевых подземных вод к забалансовым запасам. Такой вариант рекомендуется использовать при наличии в составе подземных вод компонентов, не позволяющих получить положительное заключение органов Роспотребнадзора в случае предоставления месторождения в пользование по действующему законодательству о недрах.

Перевод питьевых подземных вод в технические в нераспределенном фонде недр не рекомендуется из-за применения для централизованных систем водоснабжения неразделенных водопроводов. В настоящее время геологическое изучение и разведка месторождений технических подземных вод осуществляется, как правило, для конкретных потребителей и в современных экономических условиях компании решают эту проблему исключительно за счет собственных средств.

5.2. Состояние экологической и водохозяйственной обстановки рекомендуется оценивать по результатам визуального обследования площади месторождений. Водохозяйственная обстановка оценивается в соответствии и в понимании водного законодательства Российской Федерации.

Экологическая обстановка определяется степенью застроенности площади месторождения (сельскохозяйственные, промышленные и гражданские объекты), наличием санкционированных и несанкционированных источников загрязнения подземных вод (свалки ТБО, действующие и заброшенные карьеры, склады удобрений и ядохимикатов и др.).

Водохозяйственная обстановка определяется наличием рек, прудов, водохранилищ, ирригационных систем и других водных объектов на площади месторождений и прилегающих территориях.

По состоянию экологической обстановки в пределах площади месторождений и экспертно на примыкающей территории (до границ ЗСО 2-го пояса) оценивается санитарная обстановка. В зависимости от экологического состояния и обстановки на площади месторождения и примыкающей территории могут иметь место следующие варианты:

- при невозможности организации зон санитарной охраны рекомендуется исключение месторождение из государственного учета (списание запасов с государственного баланса);

- в пределах месторождения выделяются один или несколько участков с благоприятной экологической обстановкой, по которым запасы следует сохранить в государственном учете с соответствующим разделением запасов по участкам и внесением изменений в их категоризацию;

- при благоприятной экологической обстановке, не препятствующей организации зон санитарной охраны, вносятся изменения в категоризацию запасов в соответствии с разделом 5.1.

Современное состояние водохозяйственной обстановки определяется: изменением русел рек и уровней воды, ликвидацией мелиоративных систем, созданием или ликвидацией водохранилищ (прудов), проведением берегоукрепительных работ и другими изменениями. Основное влияние изменения водохозяйственной обстановки оказывают на месторождения, по которым подсчет запасов подземных вод выполнен для проектных водозаборных сооружений инфильтрационного типа.

Целесообразность сохранения месторождений такого типа в государственном учете при существенных изменениях водохозяйственной обстановки и возможности привлечения к инфильтрационным водозаборам поверхностных вод определяется экспертно. Как правило, при наличии предпосылок в части ухудшения привлечения к проектным водозаборным сооружениям поверхностных вод, месторождения подземных вод следует рекомендовать к исключению из государственного учета.

При практическом отсутствии изменений (или незначительных изменениях) в состоянии поверхностных водных объектов как источников восполнения (формирования) запасов при эксплуатации проектных водозаборных сооружений, месторождения подземных вод рекомендуются для сохранения в государственном учете. В этом случае производится контрольная оценка качества воды в поверхностном водном объекте и вносятся изменения в категоризацию запасов в соответствии с разделом 5.1.

Изменения водохозяйственной обстановки в пределах площади месторождения оцениваются и учитываются с точки зрения возможности размещения водозаборных сооружений и организации зон санитарной охраны (по аналогии с экологической обстановкой).

Варианты по внесению изменений в величину запасов, их балансовую принадлежность и категории принимаются как и для экологического состояния обстановки на площади месторождения.

Целесообразность сохранения месторождений подземных вод в государственном учете и обоснования их балансовой принадлежности определяется также принадлежностью земельных участков к землям соответствующих категорий по целевому назначению или нахождении их в собственности. Необходимо учитывать принадлежность земельных участков в пределах условных границ месторождений к землям обороны, безопасности, ООПТ или землям иного специального назначения, а также в собственности (и/или долгосрочной аренде). Согласно "Методических рекомендаций по применению Классификации запасов и прогнозных ресурсов питьевых, технических и минеральных подземных вод" в случае расположения месторождений в пределах земельных участков, находящихся в частной собственности или долгосрочной аренде, запасы следует относить к забалансовым независимо от других условий. Кроме того, имеет значение, для каких целей собственником (арендатором) намечается использовать земельный участок. В случае использования земельного участка для застройки или добычи полезных ископаемых месторождение подземных вод нераспределенного фонда недр следует рекомендовать к исключению из государственного учета (списанию с государственного баланса).

По месторождениям (участкам месторождений), запасы по которым рекомендуются к списанию с государственного баланса (исключению из государственного учета), необходимо получение предложения (письма) территориального органа Роснедр (п. 13 приказа МПР России от 15.12.2006 № 286).

При расположении месторождений подземных вод в пределах земель, находящихся в федеральной собственности, в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности месторождения подземных вод нераспределенного фонд недр рекомендуется сохранять в государственном учете.

В этом случае в ранее выполненный подсчет запасов подземных вод по результатам проведенных работ по оценке состояния месторождений предлагаются изменения с учетом степени изученности качества подземных вод, состояния экологической и водохозяйственной обстановки в пределах площади месторождения.

6. Порядок оформления документации по результатам оценки состояния месторождений подземных вод в нераспределенном фонде недр и по рекомендуемым изменениям в ранее выполненные подсчеты запасов

Отчетные материалы оформляются по территории субъекта Российской Федерации. Материалы включают геологический отчет (далее - отчет), отражающий результаты работ по каждому месторождению подземных вод нераспределенного фонда недр, а также сводную сопоставительную таблицу изменения состояния запасов подземных вод месторождений нераспределенного фонда недр по субъекту Российской Федерации (приложение 1).

6.1. По каждому месторождению подземных вод нераспределенного фонда недр отчет должен содержать следующую информацию:

- общие сведения о месторождении;

- принятая при подсчете запасов природная гидрогеологическая модель;

- гидрогеологические параметры и другие показатели для подсчета запасов;

- метод (методы) подсчета запасов и схемы проектных водозаборных сооружений, принятые для подсчета запасов подземных вод;

- степень изученности качества подземных вод;

- рекомендации по размерам зон санитарной охраны;

- результаты подсчета запасов подземных вод по протоколу государственной экспертизы;

- результаты обследования площади месторождения и действующих локальных водозаборных сооружений на предоставленных в пользование участках недр в пределах месторождения;

- документы, определяющие статус земельного участка, в пределах которого находится площадь месторождения нераспределенного фонда недр;

- рекомендации по внесению изменений в ранее выполненные подсчеты запасов подземных вод месторождений (участков) нераспределенного фонда недр.

6.2. Основными факторами, которые подлежат учету при внесении изменений в ранее выполненные подсчеты запасов подземных вод являются:

- степень изученности качества подземных вод по результатам ранее выполненных разведочных работ;

- данные дополнительного изучения качества подземных вод в случае наличия в пределах месторождения действующих водозаборов на предоставленных в пользование участках недр (или добычи подземных вод без оформления лицензии), а в необходимых случаях и поверхностных вод;

- статус земельных участков, в пределах которых находятся площади месторождений подземных вод нераспределенного фонда недр;

- состояние экологической и водохозяйственной обстановки в пределах площади месторождения;

- возможность разделения месторождения на участки и переоценки запасов подземных вод в рамках выполненных работ по государственному контракту.

6.3. В сводной сопоставительной таблице (приложение 1) приводятся запасы питьевых и технических подземных вод месторождений нераспределенного фонда недр, ранее принятые государственной экспертизой, поставленные на государственный баланс и включенные в государственный учет, с одной стороны, и рекомендуемые к представлению на государственную экспертизу запасы по результатам выполненной по государственному контракту работы по оценке состояния месторождений подземных вод и их запасов в нераспределенном фонде недр на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, с другой стороны.

Приложение 1

Сопоставление состояния запасов питьевых и технических подземных вод месторождений нераспределенного фонда недр по государственному учету и результатам выполненных работ на территории ________________________________________

                                  (название субъекта Российской Федерации)

№ п/п

Название место­рождения (участков) по прото­колу гос­экспер­тизы, по госучету

Водо­носный горизонт, индекс: по протоколу госэкспер­тизы, унифи­цирован­ной страти­фикации

По государственному учету

По результатам оценки состояния месторождений

Запасы, тыс. м3/сут

При­меча­ние

Запасы, тыс. м/сут

При­меча­ние

Всего

в т.ч. по категориям

Всего

в т.ч. по категориям

А

В

С1

С2

 

А

В

С1

С2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечания: По месторождениям без участков - запасы приводятся в целом по месторождению и по водоносным горизонтам;

По месторождениям с участками - запасы приводятся в целом по месторождению, а также в целом по участкам и водоносным горизонтам на участках.

 


 
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010.
Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы.

При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка на Tehnorma.RU обязательна.


Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием.
 
Яндекс цитирования