Постановление Правительства РФ от 29 мая 2008 г. N 407
"О Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в области
охраны культурного наследия"
(с
изменениями от 7 ноября, 29 декабря 2008 г. 27 января 2009 г., 15 июня 2010 г.)
Правительство
Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить
прилагаемое Положение о Федеральной службе по надзору за соблюдением
законодательства в области охраны культурного наследия.
2. Разрешить Федеральной
службе по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного
наследия иметь до 3 заместителей руководителя, а также в структуре центрального
аппарата - до 4 управлений по основным направлениям деятельности Службы.
3. Установить:
предельную численность
работников центрального аппарата Федеральной службы по надзору за соблюдением
законодательства в области охраны культурного наследия (без персонала по охране
и обслуживанию зданий) в количестве 85 единиц;
предельную численность
работников территориальных органов Федеральной службы по надзору за соблюдением
законодательства в области охраны культурного наследия (без персонала по охране
и обслуживанию зданий) в количестве 210 единиц.
4. Осуществить
формирование предельной численности работников Федеральной службы по надзору за
соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия в
соответствии с пунктом 3 настоящего постановления и финансовое обеспечение
расходных обязательств по предоставлению Службе бюджетных ассигнований в следующем
порядке:
центральный аппарат -
за счет передачи52 единиц предельной численности работников центрального
аппарата и66 единиц предельной численности работников территориальных органов
преобразованной Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций,
связи и охраны культурного наследия и бюджетных ассигнований, предусмотренных
Службе в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных
функций;
территориальные органы
- за счет передачи 210 единиц предельной численности работников территориальных
органов преобразованной Федеральной службы по надзору в сфере массовых
коммуникаций, связи и охраны культурного наследия и бюджетных ассигнований,
предусмотренных территориальным органам Службы в федеральном бюджете на
руководство и управление в сфере установленных функций.
5. Согласиться с предложением Министерства культуры
Российской Федерации о размещении центрального аппарата Федеральной службы по
надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия в
г. Москве, ул. Малая Никитская, д. 12, и Китайгородский проезд, д. 7, строение
2.
Председатель
Правительства Российской Федерации
|
В.
Путин
|
Содержание
1. Федеральная служба по
надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия
(Росохранкультура) является федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по охране культурного наследия, авторского права и
смежных прав, по контролю и надзору в указанной сфере деятельности, а также по
нормативно-правовому регулированию в сфере охраны культурного наследия,
осуществления контроля и надзора в сфере авторского права и смежных прав.
2. Федеральная служба
по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного
наследия находится в ведении Министерства культуры Российской Федерации.
3. Федеральная служба
по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного
наследия руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской
Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами,
актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации,
международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами
Министерства культуры Российской Федерации, а также настоящим Положением.
4. Федеральная служба
по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного
наследия осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои
территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами
исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и
иными организациями.
5. Федеральная служба
по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного
наследия осуществляет следующие полномочия:
5.1. на основании и во
исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных
законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации,
Правительства Российской Федерации и Министерства культуры Российской Федерации
принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, в том
числе:
5.1.1. акты по
вопросам обеспечения контроля и надзора в установленной сфере ведения;
5.1.2. акты по вопросу
установления формы отчета о деятельности аккредитованных государством
организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными
правами;
5.1.3. акты по вопросу
утверждения границ зон охраны объекта культурного наследия федерального
значения, признанного особо ценным объектом культурного наследия народов
Российской Федерации или включенного в Список всемирного наследия, а также
конкретных требований к режимам использования земель и градостроительным регламентам
в границах данных зон;
5.1.4. акты по
вопросам характера использования территории достопримечательного места,
представляющего собой объект культурного наследия федерального значения,
ограничений на использование данной территории и требований к хозяйственной
деятельности, проектированию и строительству на территории указанного
достопримечательного места;
5.1.5. требования к
содержанию и формам отчетности, а также к порядку представления отчетности об
осуществлении переданных органам исполнительной власти субъектов Российской
Федерации полномочий по сохранению, использованию, популяризации и
государственной охране объектов культурного наследия федерального значения;
5.1.6. обязательные
для исполнения методические указания и инструкции по осуществлению органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий по
сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов
культурного наследия федерального значения;
Постановлением
Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. N
1052 настоящее Положение дополнено подпунктом 5.1.7, вступающим в силу с 1
января 2009 г.
5.1.7. положение о едином
государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и
культуры) народов Российской Федерации;
Постановлением
Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. N
1052 настоящее Положение дополнено подпунктом 5.1.8, вступающим в силу с 1
января 2009 г.
5.1.8. форму паспорта
объекта культурного наследия;
Постановлением
Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. N
1052 настоящее Положение дополнено подпунктом 5.1.9, вступающим в силу с 1
января 2009 г.
5.1.9. порядок
установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия
федерального значения;
Постановлением
Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. N
1052 настоящее Положение дополнено подпунктом 5.1.10, вступающим в силу с 1
января 2009 г.
5.1.10. положение о
порядке выдачи разрешений (открытых листов) на право проведения работ на
объектах археологического наследия;
Постановлением
Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. N
1052 настоящее Положение дополнено подпунктом 5.1.11, вступающим в силу с 1
января 2009 г.
5.1.11. форму
свидетельства на право вывоза культурных ценностей;
5.2. осуществляет:
5.2.1. государственный
контроль и надзор:
5.2.1.1. за
сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов
культурного наследия, в том числе совместно с органами государственной власти
субъектов Российской Федерации;
5.2.1.2. за
соблюдением условий охранных обязательств при приватизации объектов культурного
наследия федерального значения и при заключении охранных обязательств с
пользователями и собственниками объектов культурного наследия федерального
значения, а также за выполнением условий указанных охранных обязательств;
5.2.1.3. за
разработкой градостроительной и проектной документации, градостроительных
регламентов, обеспечивающих содержание и использование объектов культурного
наследия федерального значения в соответствии с требованиями законодательства;
5.2.1.4. за
нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной
власти субъекта Российской Федерации по вопросам переданных полномочий по
сохранению, использованию, популяризации и государственной охране культурного
наследия, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об
отмене указанных нормативных правовых актов или о внесении в них изменений;
5.2.1.5. за полнотой и
качеством осуществления органами государственной власти субъекта Российской
Федерации переданных полномочий по сохранению, использованию, популяризации и
государственной охране объектов культурного наследия, в том числе в
установленном порядке за расходованием предоставленных на осуществление
переданных полномочий субвенций из федерального бюджета, с правом проведения
проверок;
5.2.1.6. за
соблюдением законодательства Российской Федерации об авторском праве и смежных
правах в установленной сфере деятельности;
5.2.1.7. за
деятельностью аккредитованных государством организаций, осуществляющих коллективное
управление авторскими и смежными правами;
5.2.1.8. за вывозом из
Российской Федерации и ввозом на ее территорию культурных ценностей;
5.2.1.9. за состоянием
Музейного фонда Российской Федерации;
5.2.1.10. за
деятельностью негосударственных музеев в Российской Федерации;
5.2.1.11. за хранением
и использованием отнесенных к культурному наследию народов Российской Федерации
библиотечных фондов и кинофонда;
5.2.1.12. за
соблюдением законодательства об архивном деле в Российской Федерации, в том
числе совместно с органами государственной власти субъектов Российской
Федерации;
5.2.1.13. за
соблюдением законодательства Российской Федерации в отношении культурных
ценностей, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и
находящихся на территории Российской Федерации, сохранностью перемещенных
культурных ценностей и их учетом;
5.2.2. государственную
охрану в соответствии со статьей 33 Федерального
закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)
народов Российской Федерации" отдельных объектов культурного наследия
федерального значения, перечень которых устанавливается Правительством
Российской Федерации;
5.2.3. государственную
аккредитацию организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и
смежными правами;
5.2.4. лицензирование
деятельности (в том числе контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных условий
и требований) по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории
и культуры);
5.2.5. аттестацию
экспертов и специалистов по культурным ценностям и объектам культурного
наследия;
5.3. анализирует
причины выявленных нарушений при осуществлении органами государственной власти
субъекта Российской Федерации переданных полномочий по сохранению,
использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного
наследия, принимает меры по устранению выявленных нарушений;
5.4. выдает в порядке
и на основаниях, установленных законодательством Российской Федерации:
5.4.1. разрешения
(открытые листы) на проведение работ по выявлению и изучению объектов
археологического наследия;
5.4.2. задания на
проведение работ по сохранению объектов культурного наследия федерального
значения;
5.4.3. представления
об исключении объектов культурного наследия из единого государственного реестра
объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов
Российской Федерации;
5.4.4. обязательные для
исполнения предписания:
5.4.4.1. о
приостановлении земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных
работ, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного
наследия, нарушить его целостность и сохранность, а также разрешения в письменной
форме на возобновление приостановленных работ;
5.4.4.2. о прекращении
действий, влекущих повреждение, разрушение, уничтожение или перемещение объекта
культурного наследия, а также изменение его облика и интерьера;
5.4.4.3. об устранении
выявленных нарушений осуществления органами государственной власти субъекта
Российской Федерации переданных полномочий по сохранению, использованию,
популяризации и государственной охране объектов культурного наследия, в том
числе нарушений расходования предоставленных на осуществление переданных
полномочий субвенций из федерального бюджета;
5.4.4.4. о привлечении
к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации,
должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
осуществляющих переданные полномочия по сохранению, использованию,
популяризации и государственной охране объектов культурного наследия;
5.4.4.5. об
отстранении от должности должностных лиц органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия по
сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов
культурного наследия;
5.5. ведет:
5.5.1. единый
государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и
культуры) народов Российской Федерации;
5.5.2. реестр
лицензий;
5.6. согласовывает в
порядке и случаях, предусмотренных законодательством:
5.6.1. проекты зон
охраны объектов культурного наследия федерального значения, градостроительную
документацию и градостроительные регламенты, устанавливаемые в границах
территорий объектов культурного наследия федерального значения, расположенных в
исторических поселениях, и границах зон их охраны;
5.6.2. проектную
документацию по сохранению объектов культурного наследия федерального значения;
5.6.3. установку на
объекты культурного наследия федерального значения информационных надписей и
обозначений;
5.6.4. охранные
обязательства собственника объекта культурного наследия федерального значения и
пользователя указанным объектом;
5.7. организует:
5.7.1. проведение
государственной историко-культурной экспертизы объектов культурного наследия в
части, необходимой для исполнения полномочий Службы, а также
историко-культурной и искусствоведческой экспертизы коллекционируемого, в том
числе изъятого и конфискованного, оружия, патронов к нему, копий (реплик)
оружия;
5.7.2. проведение
экспертизы культурных ценностей, заявленных к вывозу и временному вывозу, а
также при их возврате после временного вывоза;
5.8. регистрирует:
5.8.1. культурные
ценности, ввозимые и временно ввозимые на территорию Российской Федерации;
5.8.2. культурные
ценности, задержанные или конфискованные таможенными и другими
правоохранительными органами, обеспечивает их временное хранение, проведение
экспертизы, а также публикацию информации о них с целью уточнения права
собственности;
5.8.3. факты пропажи,
утраты, хищения культурных ценностей, организует и обеспечивает оповещение
государственных органов и общественности в Российской Федерации и за ее
пределами об этих фактах;
5.9. принимает решения
о возможности вывоза или временного вывоза культурных ценностей из Российской
Федерации, выдает юридическим и физическим лицам свидетельства на право их
вывоза и временного вывоза с территории Российской Федерации;
5.10. заключает в соответствии
с законодательством Российской Федерации договоры о возврате вывозимых
культурных ценностей с лицами, ходатайствующими о временном их вывозе;
5.11. оказывает в
соответствии с законодательством Российской Федерации и международными
договорами Российской Федерации содействие законным собственникам в
восстановлении их прав на культурные ценности при незаконных вывозе, ввозе
культурных ценностей и передаче права собственности на них, содействует
возвращению культурных ценностей в Российскую Федерацию в случае незаконного
вывоза;
5.12. в порядке и на
основаниях, установленных законодательством Российской Федерации, составляет
протоколы и рассматривает дела об административных правонарушениях в
установленной сфере деятельности;
5.13. дает
методические разъяснения по проведению историко-культурных исследований,
подготовке материалов по обоснованию и разработке проектов зон охраны объектов
культурного наследия;
Постановлением Правительства РФ от 27 января 2009 г. N
43 в подпункт 5.14 настоящего Положения внесены изменения
5.14. в установленном
законодательством Российской Федерации порядке размещает заказы и заключает
государственные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры на
поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Службы, а также на
проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в
установленной сфере деятельности;
5.15. осуществляет
функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета,
предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;
5.16. осуществляет
функции государственного заказчика федеральных целевых, научно-технических и
инновационных программ и проектов в сфере деятельности Службы;
5.17. осуществляет в
порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента
Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия
собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения
исполнения функций федерального органа государственной власти, в том числе имущества,
переданного федеральным государственным учреждениям и федеральным
государственным унитарным предприятиям, находящимся в ведении Службы;
5.18. осуществляет
анализ экономической эффективности деятельности федеральных государственных
унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, находящихся в
ведении Службы, и утверждает показатели экономической эффективности их
деятельности, проводит в этих организациях проверки финансово-хозяйственной
деятельности, в том числе целевого и эффективного использования имущественного
комплекса;
5.19. учреждает в
установленном порядке средства массовой информации;
5.20. осуществляет
прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и
письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям
ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;
5.21. обеспечивает
защиту сведений, составляющих государственную тайну, в процессе деятельности
Службы, а также контроль за деятельностью в указанной области ее
территориальных органов и организаций, находящихся в ведении Службы;
5.22. обеспечивает
мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности
ее территориальных органов и организаций, находящихся в ведении Службы, по их
мобилизационной подготовке;
Постановлением
Правительства РФ от 15 июня 2010 г. N
438 настоящее Положение дополнено пунктом 5.22.1
5.22.1. осуществляет организацию
и ведение гражданской обороны в Службе;
5.23. организует
профессиональную подготовку работников центрального аппарата Службы и ее
территориальных органов, их переподготовку, повышение квалификации и
стажировку;
5.24. взаимодействует
в установленном порядке с органами государственной власти иностранных
государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;
5.25. осуществляет в
соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию,
хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе
деятельности Службы;
5.26. обобщает
практику применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере
деятельности;
Постановлением
Правительства РФ от 7 ноября 2008 г. N
814 в подпункт 5.27 настоящего Положения внесены изменения
5.27. представляет в
установленном порядке работников центрального аппарата Службы, ее
территориальных органов и организаций, находящихся в ведении Службы, а также
других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере деятельности, к
присвоению почетных званий и награждению государственными наградами Российской
Федерации и ведомственными наградами, Почетной грамотой Президента Российской
Федерации, а также к поощрению в виде объявления им благодарности Президента
Российской Федерации;
5.28. осуществляет
иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции
предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента
Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
6. Федеральная служба
по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного
наследия с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет
право:
6.1. запрашивать и
получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по
вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
6.2. проводить
необходимые расследования, испытания, экспертизы, анализы и оценки, а также
научные исследования по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
6.3. привлекать в
установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к компетенции Службы,
научные и иные организации, ученых и специалистов;
6.4. давать
государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим и
физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
6.5. утверждать
образцы служебных удостоверений;
6.6. пресекать
нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере
деятельности, а также применять предусмотренные законодательством Российской
Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического
характера, направленные на недопущение нарушений юридическими лицами и
гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности и (или)
ликвидацию последствий таких нарушений;
6.7. обращаться в суд
с иском об изъятии у собственника (пользователя) бесхозяйственно содержащегося
объекта культурного наследия федерального значения либо земельного участка или
участка водного объекта, в пределах которых располагается объект
археологического наследия, в случае, если собственник (пользователь) объекта
культурного наследия федерального значения, включенного в единый
государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и
культуры) народов Российской Федерации, либо земельного участка или участка
водного объекта, в пределах которых располагается объект археологического
наследия, не выполняет требований к сохранению объекта культурного наследия или
совершает действия, угрожающие сохранности данного объекта и влекущие утрату им
своего значения;
6.8. создавать
совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии), в том
числе межведомственные, в установленной сфере деятельности;
6.9. организовывать и
проводить конференции, совещания, съезды, семинары по вопросам установленной
сферы ведения;
6.10. осуществлять
контроль за деятельностью территориальных органов Службы, а также за
деятельностью организаций, находящихся в ведении Службы.
7. Федеральная служба
по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного
наследия не вправе оказывать платные услуги в установленной сфере деятельности,
кроме случаев, установленных федеральными законами, указами Президента
Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
При осуществлении
нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности Служба не
вправе устанавливать не предусмотренные федеральными конституционными законами,
федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации функции и полномочия федеральных органов государственной
власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов
местного самоуправления, а также ограничения на осуществление прав и свобод
граждан, прав негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций, за
исключением случаев, когда возможность введения таких ограничений актами
уполномоченных федеральных органов исполнительной власти прямо предусмотрена
Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами,
федеральными законами и издаваемыми на основании и во исполнение Конституции
Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов
актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
8. Федеральную службу
по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного
наследия возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от
должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра
культуры Российской Федерации.
Руководитель Службы
несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Службу задач
и функций.
Руководитель Службы
имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности
Министром культуры Российской Федерации по представлению руководителя Службы.
Количество
заместителей руководителя Службы устанавливается Правительством Российской
Федерации.
9. Руководитель
Службы:
9.1. распределяет
обязанности между своими заместителями;
9.2. представляет
Министру культуры Российской Федерации:
9.2.1. проект
положения о Службе;
9.2.2. предложения о
предельной численности и фонде оплаты труда работников центрального аппарата и
территориальных органов Службы;
9.2.3. предложения по
кандидатурам на должности заместителей руководителя Службы;
9.2.4. предложения по
кандидатурам на должности руководителей территориальных органов Службы;
9.2.5. ежегодный план
и прогнозные показатели деятельности Службы, а также отчет о ее деятельности;
9.2.6. предложения по
формированию федерального бюджета и финансированию Службы;
9.3. назначает на
должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Службы и
заместителей руководителей ее территориальных органов;
9.4. решает в
соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе
вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Службе;
9.5. утверждает
структуру и штатное расписание центрального аппарата Службы и ее
территориальных органов в пределах установленных Правительством Российской
Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на
содержание центрального аппарата Службы и ее территориальных органов в пределах
утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в
федеральном бюджете;
9.6. утверждает
численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов Службы в
пределах показателей, установленных Правительством Российской Федерации, а
также смету расходов на их содержание в пределах утвержденных на
соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;
9.7. на основании и во
исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных
законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации,
Правительства Российской Федерации и Министерства культуры Российской Федерации
издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Службы.
10. Финансирование
расходов на содержание центрального аппарата и территориальных органов Службы
осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.
Постановлением
Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. N
1052 в пункт 11 настоящего Положения внесены изменения, вступающим в силу с
1 января 2009 г.
11. Федеральная служба
по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного
наследия является юридическим лицом, имеет печать с изображением
Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные
печати, штампы и бланки установленного образца и счета, открываемые в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральная служба по
надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия
имеет геральдический знак - эмблему, учреждаемую в установленном порядке.
12. Место нахождения
Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны
культурного наследия - г. Москва.