Зарегистрировано в Минюсте
РФ 20 февраля 1998 г. № 1475
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
ПРИКАЗ
от 12 августа 1997 г. № 345
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ОРГАНЕ
ГОСКОМЭКОЛОГИИ РОССИИ"
Правительство Российской
Федерации Постановлением от 26 мая 1997 г. № 643 утвердило Положение о
Государственном комитете Российской Федерации по охране окружающей среды. В
связи с возложением на Госкомэкологию России и его территориальные органы
дополнительных задач и функций приказываю:
1. Утвердить "Типовое
положение о территориальном органе Госкомэкологии России" (Приложение 1),
подготовленное на основании Положения о Государственном комитете Российской
Федерации по охране окружающей среды.
2. Руководителям
территориальных органов Госкомэкологии России:
в 2-месячный срок привести
положения о Министерствах, Государственных комитетах, Комитетах, Департаментах
в соответствие с "Типовым положением о территориальном органе
Госкомэкологии России" с учетом особенностей природоохранной деятельности
на территории;
в случае необходимости
уточнить структуру Министерств, Государственных комитетов, Комитетов,
Департаментов.
3. Утвердить порядок
подготовки, представления, прохождения и утверждения в Госкомэкологии России
положений о территориальных органах Госкомэкологии России (Приложение 2).
4. Управлению кадров и
правового обеспечения (Дымов) обеспечить контроль за соблюдением территориальными
органами Госкомэкологии России требований Комитета, изложенных в "Типовом
положении о территориальном органе Госкомэкологии России", регистрацию и
оформление утвержденных положений.
5. Контроль за выполнением
настоящего Приказа возложить на заместителя Председателя В.М. Астапченко.
Председатель В.И.
ДАНИЛОВ-ДАНИЛЬЯН
к
Приказу
Госкомэкологии России
от
12.08.97 № 345
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ОРГАНЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО
ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Министерство,
Государственный комитет, Комитет, Департамент по охране окружающей среды
субъекта Российской Федерации - далее сокращенное наименование, является
территориальным органом Государственного комитета Российской Федерации по
охране окружающей среды (Госкомэкология России), осуществляющим государственное
управление и координацию в сфере охраны окружающей среды, обеспечения
экологической безопасности и сохранения биологического разнообразия, а также
государственный экологический контроль и государственную экологическую
экспертизу, и наряду с органами исполнительной власти субъекта Российской
Федерации несет ответственность за оздоровление и улучшение качества окружающей
среды на территории субъекта Российской Федерации (наименование).
2. В целях реализации своих
полномочий территориальный орган Госкомэкологии России вправе создавать местные
(городские, районные, межрайонные) природоохранные органы по согласованию с
соответствующими органами местного самоуправления.
3. Территориальный орган
Госкомэкологии России является специально уполномоченным государственным
органом Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, а
также в области экологической экспертизы. Создаваемые территориальным органом
Госкомэкологии России местные природоохранные органы являются также специально
уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной
среды и в области экологической экспертизы.
4. Территориальный орган
Госкомэкологии России действует на основании Положения о нем и осуществляет
свою деятельность под контролем Госкомэкологии России, а по вопросам, входящим
в компетенцию субъекта Российской Федерации, - также под контролем органов
исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Территориальный орган
Госкомэкологии России в своей деятельности руководствуется Конституцией
Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации, приказами Госкомэкологии России, а
также настоящим Положением.
5. Решения территориального
органа Госкомэкологии России по вопросам, отнесенным к его компетенции,
обязательны для органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации,
юридических и физических лиц.
Эти решения могут быть
обжалованы в судебном порядке.
6. Территориальный орган
Госкомэкологии России финансируется за счет средств федерального бюджета и
других источников в соответствии с действующим законодательством Российской
Федерации.
7. Территориальный орган
Госкомэкологии России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с
органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного
самоуправления, общественными объединениями, организациями и гражданами.
8. Основными задачами
территориального органа Госкомэкологии России в сфере охраны окружающей среды,
обеспечения экологической безопасности и сохранения биологического разнообразия
являются:
1) осуществление функций
государственного управления и контроля на территории субъекта Российской
Федерации в сфере своей компетенции;
2) координация деятельности
территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также предприятий,
учреждений и организаций, осуществляемая на коллегиальной основе;
3) осуществление мониторинга
источников антропогенного воздействия на окружающую природную среду и
мониторинга животного и растительного мира (кроме лесов) на территории субъекта
Российской Федерации;
4) формирование региональной
нормативной правовой и инструктивно - методической базы и проведение единой
научно - технической политики;
5) регулирование в пределах
своей компетенции совместно с органами исполнительной власти субъекта
Российской Федерации природопользования в целях охраны окружающей среды;
6) проведение
государственной экологической экспертизы;
7) осуществление
государственного экологического контроля, в том числе на территории закрытых
административно - территориальных образований;
8) обеспечение населения,
органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного
самоуправления экологической информацией;
9) управление объектами
природно-заповедного фонда, находящимися на территории субъекта Российской
Федерации и подведомственными Госкомэкологии России, участие в ведении Красной
книги Российской Федерации, ведение Красной книги субъекта Российской
Федерации, участие в формировании системы особо охраняемых природных
территорий;
10) участие в реализации
обязательств Российской Федерации, вытекающих из членства России в
международных организациях и участия в международных договорах, осуществление
международного сотрудничества.
9. В соответствии с
основными задачами в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической
безопасности и сохранения биологического разнообразия территориальный орган
Госкомэкологии России:
1) участвует в разработке
предложений по основным направлениям государственной экологической политики,
совместно с территориальными органами специально уполномоченных государственных
органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды
организует разработку и реализацию территориальных программ и экологических
проектов, участвует в разработке прогнозов и программ социально -
экономического развития субъекта Российской Федерации и инвестиционной
политике;
2) подготавливает
предложения по совершенствованию правовых актов субъекта Российской Федерации
по вопросам, относящимся к компетенции территориального органа Госкомэкологии
России;
3) осуществляет в
установленном порядке выдачу (аннулирование) лицензий и разрешений на:
а) осуществление видов
деятельности, связанных с работами (услугами) природоохранного назначения;
б) утилизацию,
складирование, перемещение (в том числе трансграничное), размещение,
захоронение, уничтожение промышленных и иных отходов, материалов и веществ
(кроме радиоактивных);
в) выбросы, сбросы
загрязняющих веществ в окружающую среду, а также вредные физические воздействия
на окружающую среду;
г) добывание, сбор, продажу,
скупку, обмен, пересылку, содержание, хранение, вывоз за границу и ввоз в
страну биологических коллекций, биологических объектов, в том числе относящихся
к видам животных и растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации,
видов животных и растений, подпадающих под действие международных договоров, а
также их продуктов, частей и дериватов;
д) проведение экологической
паспортизации, сертификации и экологического аудирования;
е) регистрацию зоологических
коллекций, а также питомников и других организаций по разведению редких и
исчезающих видов животных и растений;
4) согласовывает и
утверждает в пределах своей компетенции региональные нормы (нормативы) и
правила использования отдельных видов природных ресурсов, лимиты (квоты) на их
изъятие;
5) участвует в подготовке
предложений по формированию и использованию средств территориального
экологического фонда, а также контролирует их целевое использование;
6) осуществляет в
установленном порядке научно - методическое и финансовое обеспечение
деятельности подведомственных органов, предприятий и организаций;
7) ведет учет объектов,
загрязняющих природную среду или оказывающих на нее иное негативное
воздействие;
8) участвует совместно с
территориальными органами других специально уполномоченных государственных
органов Российской Федерации в ведении кадастров природных ресурсов субъекта
Российской Федерации, а также в ведении кадастров особо охраняемых природных
территорий регионального и местного значения, осуществляет периодическое
издание регионального кадастра особо охраняемых природных территорий;
9) составляет и ведет
перечень опасных отходов (в том числе радиоактивных), организует и ведет учет
таких отходов, а также мест их размещения на территории субъекта Российской
Федерации;
10) обеспечивает создание и
функционирование экологических информационных систем, организует сбор,
хранение, обработку, анализ и распространение информации по проблемам охраны
окружающей среды и (в пределах своей компетенции) природных ресурсов, ведет
совместно с заинтересованными органами исполнительной власти субъекта Российской
Федерации банки данных об окружающей среде, участвует в ведении банков данных о
природных ресурсах и их использовании, о природоохранных и ресурсосберегающих
технических, технологических и организационно - экономических решениях;
11) совместно с территориальными
органами других федеральных органов исполнительной власти подготавливает
предложения по разработке экологических требований для учета их в
государственных стандартах, ведомственных инструктивно - методических и
нормативно - технических документах;
12) организует совместно с
другими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти
работу по нормативному и метрологическому обеспечению, стандартизации в сфере
деятельности территориального органа Госкомэкологии России, а также (в пределах
своей компетенции) в области регулирования природопользования;
13) проводит обязательную
сертификацию на соответствие экологическим требованиям;
14) осуществляет в
установленном порядке общее руководство функционированием государственной
системы экологического мониторинга на территории субъекта Российской Федерации;
15) организует и проводит
государственную экологическую экспертизу, а также контролирует выполнение
требований, содержащихся в заключениях государственной экологической
экспертизы;
16) организует и
осуществляет на территории субъекта Российской Федерации государственный
экологический контроль, обеспечивает в пределах своей компетенции контроль за
соблюдением требований природоохранительного законодательства, дает
обязательные предписания по устранению выявленных нарушений и в установленном
порядке ограничивает и приостанавливает хозяйственную и иную деятельность,
выполняемую с нарушением природоохранных требований;
17) участвует в организации
системы всеобщего непрерывного экологического воспитания и образования, ведет
работу по пропаганде знаний в области охраны окружающей среды, обеспечения
экологической безопасности и сохранения биологического разнообразия;
18) разрабатывает и
утверждает инструктивно - методическую документацию по установлению и взиманию
платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ (включая радиоактивные) в
окружающую природную среду, размещение отходов и иные виды вредного
воздействия, по определению и возмещению вреда, причиненного загрязнением
окружающей природной среды;
19) обеспечивает совместно с
территориальными органами других специально уполномоченных государственных
органов охрану морской среды, сохранение биологического разнообразия,
соблюдение норм экологической безопасности во внутренних морских и территориальных
водах, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне;
20) разрабатывает,
согласовывает или утверждает по согласованию с соответствующими
государственными органами в пределах своей компетенции нормативные правовые
акты и инструктивно - методические документы по проведению экологической
паспортизации производств, хозяйственных и иных объектов и территорий;
21) разрабатывает и
утверждает в пределах своей компетенции перечень работ и услуг природоохранного
назначения;
22) в пределах своей компетенции
координирует деятельность территориальных органов федеральных органов
исполнительной власти, в том числе по вопросам:
- организации системы и
ведения государственных кадастров в области охраны окружающей среды на
территории субъекта Российской Федерации;
- лицензирования
деятельности по проведению наблюдений за источниками антропогенного воздействия
на окружающую среду и зонами их воздействия;
23) координирует
природоохранную деятельность Государственной инспекции по маломерным судам
субъекта Российской Федерации, а также иных организаций и учреждений
Госкомэкологии России, расположенных на данной территории;
24) организует подготовку
ежегодного доклада о состоянии окружающей природной среды в субъекте Российской
Федерации, участвует в подготовке ежегодного государственного доклада о
состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации;
25) осуществляет в пределах
своей компетенции контроль в области организации и функционирования особо
охраняемых природных территорий, находящихся в ведении Госкомэкологии России,
за деятельностью иных особо охраняемых природных территорий федерального
значения, не входящих в систему Госкомэкологии России, а также осуществляет
управление особо охраняемыми природными объектами и территориями регионального
и местного значения, находящимися на территории субъекта Российской Федерации и
переданными в ведение территориального органа Госкомэкологии России;
осуществляет меры по развитию системы особо охраняемых природных территорий в
субъекте Российской Федерации, сохранению биологического разнообразия, редких и
находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, уникальных
природных объектов и комплексов;
26) ведет Красную книгу
субъекта Российской Федерации; обеспечивает представление материалов для ведения
Красной книги Российской Федерации;
27) участвует в реализации
совместно с территориальными органами других федеральных органов исполнительной
власти обязательств, вытекающих из членства Российской Федерации в
международных организациях и участия в международных договорах по охране
окружающей среды, обеспечению экологической безопасности и сохранению
биологического разнообразия, участвует в международном сотрудничестве в этой
области, изучает, обобщает и распространяет зарубежный опыт в данной области;
28) участвует в организации
переподготовки и повышении квалификации кадров;
29) в пределах
предоставленных полномочий осуществляет управление подведомственными органами и
организациями, осуществляет контроль за их деятельностью, в том числе за
целевым использованием ими финансовых и материальных ресурсов;
30) обеспечивает развитие
материально - технической базы подведомственных организаций и осуществляет
контроль за ее эффективным использованием.
10. Территориальный орган
Госкомэкологии России, его местные органы и их должностные лица в пределах
своей компетенции имеют право:
1) утверждать инструктивно -
методические и нормативно - технические документы (правила) в области охраны
окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, сохранения биологического
разнообразия;
2) запрашивать и получать в
установленном порядке от органов исполнительной власти субъекта Российской
Федерации, организаций, расположенных или осуществляющих свою деятельность на
территории субъекта Российской Федерации, информацию, необходимую для
выполнения задач в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической
безопасности, сохранения биологического разнообразия;
3) заслушивать отчеты
руководителей организаций о соблюдении требований природоохранного
законодательства, экологических норм и правил, о выполнении планов, программ и
мероприятий по охране окружающей среды, а также (в пределах своей компетенции)
по вопросам природопользования;
4) беспрепятственно посещать
с целью проверки организации (в том числе в установленном порядке режимные) и
другие объекты и охраняемые территории независимо от ведомственной
принадлежности и формы собственности, расположенные и осуществляющие свою
деятельность на территории субъекта Российской Федерации, составлять по
результатам их проверок акты, давать обязательные предписания по устранению
нарушений природоохранительного законодательства, а также по вопросам своей
компетенции в сфере природопользования;
5) ограничивать или
приостанавливать в установленном порядке хозяйственную и иную деятельность,
осуществляемую с нарушением требований природоохранительного законодательства,
экологических норм и правил, заключений государственной экологической
экспертизы и условий лицензий на осуществление отдельных видов деятельности,
связанной с выполнением работ (услуг) природоохранительного назначения, а также
давать обязательные для исполнения предписания о прекращении финансирования
этой деятельности;
6) рассматривать в порядке,
предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации, дела об
административных правонарушениях в области охраны окружающей среды, а также (в
пределах своей компетенции) в области природопользования;
7) аннулировать в
установленном порядке в пределах своей компетенции лицензии (разрешения) или
давать представления об их аннулировании;
8) запрещать ввод в
эксплуатацию объектов, строительство или реконструкция которых выполнены с
нарушением экологических норм, правил и заключений государственной
экологической экспертизы;
9) во взаимодействии с
территориальными органами специально уполномоченных на то органов
исполнительной власти останавливать и осматривать российские и иностранные суда
и другие плавучие средства для проверки соблюдения требований
природоохранительного законодательства, экологических норм и правил и в случае
выявления нарушений в этой сфере задерживать их до решения вопроса о возмещении
вреда, причиненного окружающей среде;
10) проверять во
взаимодействии с территориальными органами соответствующих органов
исполнительной власти транспортные средства и запрещать их эксплуатацию в
случае нарушения экологических норм и правил;
11) запрещать ввоз на
территорию субъекта Российской Федерации, а также транзит (дальнейшую
транспортировку) экологически опасных грузов (изделий, отходов, сырьевых
ресурсов), осуществляемых с нарушением экологических норм и правил;
12) взыскивать в
установленном порядке задолженность по платежам за загрязнение окружающей среды
и другие отрицательные воздействия на нее;
13) предъявлять в суд или
арбитражный суд иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде в
результате нарушения природоохранительного законодательства;
14) утверждать уставы
подведомственных организаций;
15) назначать на должность и
освобождать от должности руководителей подведомственных учреждений и
организаций, заключать, изменять и расторгать контракты с этими руководителями
в порядке, установленном действующим законодательством;
16) публиковать либо
передавать для публикации информацию, имеющую отношение к экологической
безопасности населения.
11. По решению органов
государственной власти субъекта Российской Федерации и по согласованию с
Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды
территориальный орган Госкомэкологии России может наделяться дополнительными
функциями, не противоречащими статусу специально уполномоченного
государственного органа Российской Федерации в области охраны окружающей
природной среды.
12. Должностные лица
территориального органа Госкомэкологии России имеют право при исполнении
служебных обязанностей хранить, носить и применять служебное оружие и
специальные средства в случаях и порядке, установленных действующим
законодательством.
13. Территориальный орган
(Министерство, Государственный комитет, Комитет, Департамент) Госкомэкологии
России возглавляет Руководитель (Министр, Председатель, Начальник), назначаемый
Председателем Госкомэкологии России по согласованию с администрацией
(правительством) субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено
законодательством Российской Федерации.
14. Руководитель территориального
органа Госкомэкологии России:
1) осуществляет общее
руководство деятельностью территориального органа Госкомэкологии России на
основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение
возложенных на территориальный орган задач, утверждает в пределах установленной
численности работников аппарата и фонда оплаты труда структуру, штатное
расписание и положение о подразделениях аппарата, положения о местных
природоохранных органах, а также организует бухгалтерский учет и утверждает составленную
в установленном порядке бухгалтерскую отчетность на основе данных
синтетического и аналитического учета;
2) издает приказы,
распоряжения (и иные акты), дает указания, утверждает инструкции (в
соответствии с его компетенцией), обязательные для исполнения работниками
территориального органа Госкомэкологии России и подведомственных организаций и
учреждений;
3) назначает на должность и
освобождает от занимаемой должности (по согласованию с органами местного
самоуправления) руководителей местных (городских, районных, межрайонных)
природоохранных органов, а также (по согласованию с Главным управлением
Государственной инспекции по маломерным судам Российской Федерации
Госкомэкологии России и органом исполнительной власти субъекта Российской
Федерации) начальника Государственной инспекции по маломерным судам субъекта
Российской Федерации;
4) вносит предложения о
назначении на должность и освобождении от занимаемой должности руководителей
организаций и учреждений, подведомственных Госкомэкологии России, находящихся
на территории субъекта Федерации.
15. В территориальном органе
Госкомэкологии России образуется Коллегия в составе Руководителя
(Председателя), его заместителей по должности, руководителей управлений и
отделов, ведущих ученых и специалистов.
Персональный состав Коллегии
утверждается приказом Председателя Госкомэкологии России по согласованию с
администрацией (правительством) субъекта Российской Федерации (кроме лиц,
входящих в нее по должности).
16. Коллегия рассматривает
основные вопросы деятельности территориального органа Госкомэкологии России,
подведомственных учреждений, организаций и предприятий, результаты проверок
исполнения принятых решений, вопросы международного сотрудничества, подбора,
расстановки, обучения и использования кадров, заслушивает руководителей органов
управления и других должностных лиц по вопросам, относящимся к компетенции
территориального органа Госкомэкологии России.
17. В территориальном органе
Госкомэкологии России создаются:
1) Научно - технический
совет из ученых, высококвалифицированных специалистов, а также представителей
научных, инженерных обществ и других организаций;
2) Совет государственной
экологической экспертизы.
Персональный состав
указанных Советов и положения о них утверждаются руководителем территориального
органа Госкомэкологии России.
18. Территориальный орган
Госкомэкологии России является юридическим лицом, имеет бюджетные и иные счета
в учреждениях банков, печать.
к
Приказу
Госкомэкологии России
от
12.08.97 № 345
ПОРЯДОК
ПОДГОТОВКИ, ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, ПРОХОЖДЕНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ КОМИТЕТЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПОЛОЖЕНИЯ О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ
ОРГАНЕ ГОСКОМЭКОЛОГИИ РОССИИ
1. Территориальный орган
Госкомэкологии России на основании "Типового положения о территориальном
органе Госкомэкологии России" разрабатывает проект Положения о нем.
2. Проект Положения о
территориальном органе Госкомэкологии России может быть направлен разработчиком
на согласование в администрацию (правительство) субъекта Российской Федерации.
3. Согласованный (что
подтверждается наличием печати администрации (правительства) субъекта
Российской Федерации) проект Положения о территориальном органе Госкомэкологии
России (8 подлинных экземпляров) направляется в Управление кадров и правового
обеспечения Госкомэкологии России.
4. Входной контроль,
проверку комплектности и правильность оформления осуществляет Отдел учета и
систематизации законодательства Управления кадров и правового обеспечения. Если
поступившие документы некомплектны или неправильно оформлены, то Управление
возвращает их территориальному органу для доукомплектования или дооформления.
5. Проверку соответствия
представленных материалов "Типовому положению о территориальном органе
Госкомэкологии России" в Управлении кадров и правового обеспечения
осуществляет Правовой отдел.
6. Оформление и регистрацию
утвержденных положений о территориальных органах Госкомэкологии России
осуществляет в Управлении кадров и правового обеспечения Отдел учета и
систематизации законодательства.
7. Утверждение проекта
Положения в Госкомэкологии России возлагается на ответственного представителя
территориального органа Госкомэкологии России.
8. Утвержденные, оформленные
и зарегистрированные в Госкомэкологии России экземпляры положения о
территориальном органе Госкомэкологии России распределяются следующим образом:
- один экземпляр
направляется в Управление кадров и правового обеспечения (Отдел учета и
систематизации законодательства) Госкомэкологии России;
- один экземпляр
направляется в Управление организационно-административного обеспечения;
- один экземпляр
направляется в Управление финансов и экономики;
- пять экземпляров в
установленном порядке направляются заказным письмом (или передаются на руки
ответственному представителю территориального органа Госкомэкологии России) в
территориальный орган Госкомэкологии России.
9. Территориальный орган
Госкомэкологии России передает:
- один экземпляр - в органы
исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
- один экземпляр - в
финансовые и экономические органы исполнительной власти по месту нахождения
территориального органа Госкомэкологии России;
- один экземпляр - в банк по
месту нахождения территориального органа Госкомэкологии России для открытия
счетов;
- один экземпляр - в
официальные средства массовой информации субъекта Российской Федерации в
установленном порядке.