Приказ Министерства регионального развития РФ от 27
февраля 2007 г. N 14
"Об утверждении Требований к стратегии социально-экономического развития
субъекта Российской Федерации"
Во исполнение поручения Президента Российской
Федерации от 22 июля 2005 г. N Пр-1175 и целях обеспечения разработки программ
комплексного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации,
приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Требования к стратегии
социально-экономического развития субъекта Российской Федерации (далее -
Требования).
2. Рекомендовать субъектам Российской Федерации
руководствоваться данными Требованиями при разработке стратегий
социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.
3. Департаменту регионального
социально-экономического развития и территориального планирования (Ю.А.
Перелыгин):
организовать ведение учета стратегий
социально-экономического развития субъектов Российской Федерации:
осуществлять координацию деятельности органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, к компетенции которых
отнесены вопросы реализации стратегий социально-экономического развития
субъектов Российской Федерации.
4. Контроль за
исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра В.А. Дедюхина.
Содержание
1. Стратегия социально-экономического развития
субъекта Российской Федерации (далее - Стратегия) представляет собой систему
мер государственного управления, опирающихся на долгосрочные приоритеты, цели и
задачи политики органов государственной власти.
2. Стратегия направлена на обеспечение
социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, при учете
государственной политики Российской Федерации.
3. Стратегия основана на понимании важнейших проблем
развития и оценки сопряженных рисков и ресурсного потенциала субъекта
Российской Федерации.
4. Стратегия как система мер государственного
управления предполагает наличие документа - Стратегии социально-экономического
развития субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу (не менее 20
лет), согласованного с заинтересованными федеральными органами исполнительной
власти и утвержденного законодательным органом субъекта Российской Федерации.
5. К разработке Стратегии могут привлекаться
представители коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе
общественных, независимые эксперты.
6. При разработке Стратегии рекомендуется
руководствоваться и использовать следующие термины и понятия:
Внешние факторы развития - не зависящие от действий
органов государственной власти субъекта Российской Федерации и коммерческих
организаций условия, оказывающие существенное влияние на развитие субъекта
Российской Федерации.
Внутренние факторы развития - ресурсы и потенциал,
на базе которых субъект Российской Федерации основывает свою Стратегию и
реагирует на различные изменения внешних факторов.
Риски - направления и факторы, из-за которых
прогнозируется существенное ухудшение социально-экономической ситуации в
субъекте Российской Федерации.
Ресурсы - материальные и нематериальные активы, на базе
которых планируется развитие экономики и социальной сферы субъекта Российской
Федерации.
Производственный кластер - сеть поставщиков и
потребителей, связанная цепочкой формирования добавленной стоимости и
локализованная на определенной территории.
Сценарии - различные варианты развития субъекта
Российской Федерации, которые зависят от сочетания внешних факторов,
действующих на субъект Российской Федерации
Приоритетные направления развития субъекта
Российской Федерации - направления деятельности органов государственной власти
субъекта Российской Федерации, реализация которых должна быть осуществлена
органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в первоочередном
порядке, включая обеспечение финансовыми ресурсами и наличие совместных действий
федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти
субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.
7. Целями разработки Стратегии являются:
Определение приоритетных направлений и целей
развития субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу (не менее 20
лет).
Оценка потенциала социально-экономического развития
субъекта Российской Федерации.
Взаимоувязка краткосрочной политики и долгосрочных
стратегических приоритетов развития субъекта Российской Федерации.
Обеспечение совместных действий и поиск предметов
партнерства государственных органов исполнительной власти, представителей
коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе общественных.
Обеспечение согласованности действий федеральных
органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъекта
Российской Федерации.
8. В Стратегии рекомендуется отражать:
8.1. Проблемы и приоритеты развития субъекта
Российской Федерации.
В Стратегии рекомендуется отражать существующее
состояние, основные проблемы, сценарии и приоритетные направления развития
субъекта Российской Федерации как социально-экономической единицы, объединяемой
территорией и административными структурами управления.
Процесс разработки Стратегии может включать:
а) выявление и анализ основных проблем, стоящих
перед экономикой и обществом субъекта Российской Федерации в средне- и
долгосрочной перспективе;
б) комплексную оценку ключевых внешних и внутренних
факторов, оказывающих влияние на социально-экономическое развитие субъекта
Российской Федерации.
К внутренним факторам рекомендуется относить:
природно-ресурсный потенциал субъекта Российской
Федерации;
демографическую ситуацию и человеческий потенциал;
сложившуюся систему расселения;
инфраструктурную обеспеченность территории субъекта
Российской Федерации (в т.ч. обеспеченность электроэнергетической
инфраструктурой);
сложившуюся структуру экономики (отраслевая,
корпоративная, существующие либо возможные кластеры) и существующие тренды
развития;
конкурентоспособность экономики субъекта Российской
Федерации;
этнокультурную ситуацию и межнациональные отношения
в субъекте Российской Федерации.
К внешним факторам рекомендуется относить:
макроэкономическую ситуацию в Российской Федерации;
действия федеральных органов исполнительной и
законодательной власти, оказывающие влияние на развитие субъекта Российской
Федерации;
экономико-географическое положение субъекта Российской
Федерации в федеральном округе, стране и мире;
степень включенности в систему глобальных товарных,
информационных и финансовых обменов.
в) разработку 2 - 3 наиболее вероятных сценариев
социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочную
перспективу. При этом сценарный анализ рекомендуется осуществлять с
использованием многофакторной модели, с рассмотрением инерционного сценария;
г) выявление и анализ рисков и ресурсных
возможностей субъекта Российской Федерации;
д) выбор целевого сценария развития субъекта
Российской Федерации на основании оценки рисков и ресурсных возможностей;
е) разработку системы приоритетных направлений
развития субъекта Российской Федерации в рамках выбранного целевого сценария;
ж) разработку энергетического баланса субъекта
Российской Федерации в рамках выбранного сценария, включающей в себя
определение прогнозных объемов, структуры и территориального распределения
потребления электрической и тепловой энергии, региональных инновационных,
технических, экономических и экологических приоритетов в электроэнергетике.
8.2. Приоритетные направления деятельности, цели и
задачи органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В рамках Стратегии разрабатываются приоритетные
направления, цели и задачи деятельности органов государственной власти субъекта
Российской Федерации на долгосрочную перспективу. На основании анализа
ограничений и ресурсной обеспеченности органов государственной власти
разрабатывается система мер государственного управления, нацеленного на
обеспечение социально-экономического развития субъекта Российской Федерации в
соответствии с определенным в рамках Стратегии целевым сценарием и
приоритетными направлениями деятельности органов управления. В связи с этим в
Стратегию рекомендуется включать:
а) разработку системы приоритетных направлений,
целей и задач деятельности органов государственной власти субъекта Российской
Федерации, которые должны быть взаимоувязаны с целевым сценарием, приоритетными
направлениями развития, энергетическим балансом субъекта Российской Федерации и
должны согласовываться с основными положениями и направлениями политики
социально-экономического развития Российской Федерации, проводимой и
декларируемой Правительством Российской Федерации; число приоритетных направлений,
как правило, не может превышать 2-3 направления;
б) анализ и оценку ограничений, связанных с
реализацией поставленных целей и задач и ресурсных возможностей органов
государственной власти субъекта Российской Федерации. Оценка ресурсного потенциала
органов власти субъекта Российской Федерации осуществляется, во-первых, с целью
установить реальные возможности по достижению ставящихся целей, во-вторых, с
целью определить степень и границы участия других (федеральных и муниципальных
органов власти) уровней власти. Анализу и оценке подлежат:
бюджетные возможности и ограничения;
организационные возможности и ограничения;
возможности выстраивать взаимодействие с бизнесом и
крупными общественными субъектами на территории субъекта Российской Федерации;
в) разработку системы мер государственного
управления по реализации поставленных целей и задач, осуществляемых на уровне
органов государственного управления субъекта Российской Федерации, включающих:
формирование институтов развития;
развитие организационных возможностей;
разработка и реализация проектов и программ;
развитие производственных кластеров;
расширение бюджетно-ресурсной базы и повышение
эффективности использования бюджетных средств;
г) установление общих параметров бюджетного
финансирования мер государственного управления по реализации поставленных целей
и задач.
8.3. Механизмы реализации Стратегии.
В Стратегию рекомендуется включать указания на
основные механизмы ее реализации, такие как:
экономическая политика органов исполнительной власти
субъекта Российской Федерации;
энергетическая политика органов исполнительной
власти субъекта Российской Федерации;
бюджетная политика субъекта Российской Федерации;
механизм частно-государственного партнерства;
региональные целевые программы;
система ФЦП-ФАИП и прочих инструментов целевого
финансирования за счет средств федерального бюджета.
Кроме того, в Стратегию рекомендуется включать
Систему индикативных показателей оценки деятельности органов государственной
власти субъекта Российской Федерации, с установленными целевыми показателями на
период первых 3 лет. Система индикативных показателей разрабатывается как
инструмент контроля, количественной оценки и управления деятельностью органов
государственной власти субъекта Российской Федерации по реализации мер государственного
управления, предусмотренных Стратегией. Система показателей должна
согласовываться с целями и задачами, реализуемыми органами государственной
власти субъекта Российской Федерации. Целевые показатели в дальнейшем должны
учитываться при формировании среднесрочной программы социально-экономического
развития субъекта Российской Федерации.
9. В рамках Стратегии также рекомендуется
устанавливать лимиты финансирования (общие параметры бюджетного
финансирования), которые следует разделять по приоритетным направлениям и
отдельным мерам государственного управления. Они должны задавать общие рамочные
условия для среднесрочных программ социально-экономического развития,
трехлетних финансовых планов (1 + 2 года) и развития системы бюджетирования,
ориентированного на результат (БОР), и могут являться основанием для ведения
переговоров о включении отдельных мер и проектов в план финансирования из
средств федеральных целевых программ, Федеральной адресной инвестиционной
программы и прочих инструментов целевого финансирования за счет средств
федерального бюджета.
Лимиты финансирования могут утверждаться
законодательным органом субъекта Российской Федерации и согласовываться с
федеральными органами исполнительной власти. Их изменение в процессе реализации
Стратегии должно вести к корректировке Стратегии. Процедура корректировки
предполагает анализ причин и факторов, действие которых привело к нарушению
установленных лимитов, а также согласование и утверждение скорректированных
содержательных частей и лимитов с федеральными органами исполнительной власти и
органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
10. Стратегия может согласовываться с крупнейшими
налогоплательщиками субъекта Российской Федерации и утверждаться
законодательным органом субъекта Российской Федерации.
11. Стратегия представляется на рассмотрение и
согласование в Межведомственную комиссию по разработке стратегии
социально-экономического развития регионов Российской Федерации при Министерстве
регионального развития Российской Федерации (далее - МВК).
12. Критериями оценки Стратегии на МВК являются:
качество проработки основных проблем
социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, оценки внешних
и внутренних факторов и сценарного анализа;
соответствие приоритетных направлений, целей и задач
деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации по
реализации Стратегии выявленным приоритетным направлениям развития субъекта
Российской Федерации в целом;
качество оценки основных ограничений и адекватности
ресурсов, доступных органам государственной власти субъекта Российской
Федерации, целям и задачам, декларируемым в рамках Стратегии;
степень согласования Стратегии со стратегиями
развития отраслей Российской Федерации и стратегическими документами соседних
субъектов Российской Федерации.
13. МВК может рассматривать и согласовывать
возможное финансовое участие федерального бюджета (в рамках системы целевого
финансирования - федеральные целевые программы, Федеральная адресная
инвестиционная программа, Инвестиционный фонд, программа развития Особых
экономических зон и проч.).
14. По итогам согласования Стратегии с федеральными
органами исполнительной власти она может являться основанием для заявок органов
власти субъекта Российской Федерации на получение финансирования отдельных
мероприятий и объектов из средств федерального бюджета (Федеральные целевые
программы, Федеральные адресные инвестиционные программы, Инвестиционный фонд,
программа развития Особых экономических зон и пр.).