Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 27 ноября 2006 г. N 1031 Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке проведения целевой инспекции физической защиты объектов использования атомной энергии Приказываю Утвердить и ввести в действие с 1 января 2007 года прилагаемую Инструкцию о порядке проведения целевой инспекции физической защиты объектов использования атомной энергии (РД 07-04-2006).
Руководитель К.Б. Пуликовский Руководящие документы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Инструкция о порядке проведения целевой инспекции физической защиты объектов использования атомной энергииРД-07-04-2006
Зарегистрировано Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору 30 ноября 2006 г. Регистрационный N 392 Введена в действие с 1 января 2007 г. I. Общие положения1. Инструкция о порядке проведения целевой инспекции физической защиты объектов использования атомной энергии (далее - Инструкция) разработана в соответствии с Федеральным законом "Об использовании атомной энергии" (N 170-ФЗ от 21 ноября 1995 г.), "Правилами физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов" (постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1997 г. N 264), "Правилами физической защиты радиационных источников, пунктов хранения, радиоактивных веществ" НП 034-01 (постановление Госатомнадзора России от 16 января 2002 г. N 3), "Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" (постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401). 2. Инструкция определяет требования к подготовке и проведению на объектах использования атомной энергии, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Служба), целевой инспекции выполнения установленных требований по обеспечению физической защиты указанных объектов (далее - инспекция). Инструкция является обязательной для работников центрального аппарата Службы и входящих в ее состав межрегиональных территориальных округов по надзору за ядерной и радиационной безопасностью (далее в соответствующих случаях - территориальные органы или территориальный орган Службы), на которых возлагаются организация и проведение соответствующих инспекций. 3. Инспекции проводятся при рассмотрении заявлений организаций о выдаче лицензий Службой и при осуществлении организациями разрешенной деятельности. 4. Инспекции проводятся с целью: проверки соблюдения эксплуатирующими организациями и организациями, выполняющими работы и предоставляющими услуги в области использования атомной энергии, установленных требований к обеспечению физической защиты и принятия территориальными органами Службы необходимых мер по выявлению и своевременному устранению нарушений и недостатков в обеспечении физической защиты в соответствии с существующим законодательством; подтверждения полноты и правильности информации об обеспечении физической защиты, представленной в органы Службы; оценки возможностей и наличия условий у заявителя для осуществления лицензируемой деятельности в части обеспечения физической защиты; проверки выполнения условий действия лицензий. 5. Инспекции могут быть плановыми и внеплановыми. Плановые инспекции проводятся в соответствии с комплексным планом работы Службы, годовыми и квартальными планами работ территориальных органов Службы. О плановых инспекциях инспектируемые организации уведомляются заранее (рабочая программа инспекции должна быть направлена в инспектируемую организацию не позднее, чем за 15 дней до ее начала), о внеплановых - непосредственно перед их началом. Внеплановые инспекции могут проводиться в связи с информацией о нарушениях в работе объектов использования атомной энергии (в части обеспечения физической защиты) и в других случаях по решению руководства Службы и ее территориальных органов. Рабочая программа и план проведения внеплановой инспекции должны быть переданы инспектируемой организации перед началом инспекции. 6. Целевая инспекция физической защиты в поднадзорных организациях должна проводиться на ядерно- и радиационно-опасных объектах, на территории которых используются и ядерные материалы и радиоактивные вещества, не реже одного раза в год, на радиационно-опасных объектах, на территории которых используются только радиоактивные вещества, - не реже одного раза в два года. 7. Термины и определения, используемые в Инструкции, приведены в приложении N 2. II. Требования к подготовке и проведению целевой инспекции физической защиты объектов использования атомной энергии8. Целевая инспекция подготавливается в соответствии с требованиями, изложенными в Положении об организации государственного надзора за безопасностью при использовании атомной энергии (РД 03-43-98), Положении о надзоре за обеспечением физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов (РД 08-15-98), Инструкции по осуществлению надзора за физической защитой радиационных источников, пунктов хранения и радиоактивных веществ (РД 08-31-2003), Положении о проведении целевой инспекции физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов (РД 08-12-97), Инструкции по проведению инспекции инженерно-технических средств физической защиты ядерно-опасных объектов (РД 08-19-2000), Методических указаний по проведению оценки состояния физической защиты ядерно- и радиационно опасных объектов по результатам проведенной инспекции (РД 07-01-2004), Инструкции по проверке подразделений ведомственной охраны при проведении инспекций физической защиты объектов использования атомной энергии (РД 08-27-2002), Типовой программе инспекции физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов (РД 08-20-2000), Инструкции по проведению инспекции физической защиты ядерных материалов при их транспортировании (РД 08-25-2001). 9. Инспекция может проводиться комиссией центрального аппарата Службы, назначаемой приказом руководителя Службы, или комиссией территориального органа Службы, назначаемой приказом руководителя этого органа. В приказе определяются персональный состав комиссии (председатель и ее члены), сроки работы комиссии, а также федеральные органы исполнительной власти, иные органы, организации и учреждения, которым (помимо инспектируемой организации) надлежит направить акт о результатах проведенной инспекции. Инспекция может проводиться также группой инспекторов (инспектором), назначаемой(ого) приказом руководителя территориальной службы или распоряжением начальника отдела инспекции. 10. Инспекция проводится по рабочей программе, составляемой в соответствии с установленными в главе III Инструкции основными направлениями инспекции и их содержанием. 11. Инспекция проводится в присутствии уполномоченных представителей эксплуатирующей (инспектируемой) организации. 12. Инспекции поднадзорных организаций, охраняемых внутренними войсками МВД России, проводятся при участии представителей командования (штабов) внутренних войск МВД России. 13. В процессе инспекции инспектирующим лицам необходимо соблюдать требования ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности, режима секретности и не вмешиваться в технологические процессы, осуществляемые в инспектируемой организации. При проверке действий подразделений охраны запрещается использовать метод провокаций. III. Основные направления инспекции и их содержание14. Инспекция включает проверку организационного обеспечения функционирования системы физической защиты, проверку состояния и работоспособности ИТС ФЗ и проверку действий подразделения охраны. 14.1. Инспектирование организационного обеспечения функционирования системы физической защиты включает проверки: - обеспеченности организации законодательными, иными нормативными правовыми актами, федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, ведомственными нормативными документами, регламентирующими деятельность по обеспечению физической защиты (приложение 3); - наличия внутриобъектовых организационно-распорядительных и других документов (приложение 4), выполнение их требований и соответствие содержащихся в них положений документам, указанным в приложении 3; - соответствия инженерно-технических средств физической защиты ЯОО категории ядерных материалов; - соответствия системы и способа охраны требованиям акта межведомственной (ведомственной) комиссии по охране объекта; - наличия и состояния охраняемых зон (защищенной, внутренней, особо важной) и физических барьеров по периметру этих зон, включая конструкции зданий и сооружений; - организации доступа работников объекта, командированных лиц в охраняемые зоны. Порядок досмотра транспортных средств и использование технических средств обнаружения проноса (провоза) радиоактивных материалов, металлов и взрывчатых веществ на контрольно-пропускных пунктах; - учета доступа лиц в помещения, учета ключей, использования наборных кодов (периодическое изменение цифровых наборов последних); - организационных мероприятий по обеспечению режима самоохраны; - выполнения правила двух (трех) лиц, учета лиц, уполномоченных на вскрытие хранилищ. 14.2. Инспектирование состояния и функционирования ИТС ФЗ включает проверки: - состояния оборудования ИТС ФЗ объекта; - основных характеристик ТС ФЗ (тип, количество, вероятности обнаружения, частоту ложных срабатываний, возможные сценарии и способы преодоления потенциальным нарушителем комплекса ТСО); - соответствия принятых проектных решений по инженерно-техническому обеспечению ФЗ требованиям нормативных документов (применение оборудования, функционирующего на различных физических принципах, наличие резервных источников электропитания комплекса ИТС ФЗ и т.д.); - работоспособности средств оптико-электронного наблюдения, тревожной сигнализации, системы специальной связи, систем обеспечения, средств обнаружения проноса (провоза) радиоактивных материалов, взрывчатых веществ и предметов из металла, выработку ими ресурса; периодичность и объем проверки исправности ТС ФЗ, порядок технического обслуживания, наличие актов (журналов) проверки. 14.3. Инспектирование действий подразделения охраны включает проверки: - состояния охраны объекта; - укомплектованности личным составом, обеспеченности вооружением, транспортом и средствами связи; - организации взаимодействия подразделений охраны, службы безопасности с персоналом и администрацией объекта использования атомной энергии; - организации взаимодействия администрации, службы безопасности и подразделений охраны с органами Федеральной службы безопасности и Министерства внутренних дел Российской Федерации в штатных и чрезвычайных ситуациях; - профессиональной подготовки, прохождения периодической аттестации, проведения учений; - организации и несения караульной службы; - практических действий личного состава при получении сигнала тревоги; - знания личным составом охраны должностных обязанностей и требований инструкций по обеспечению охраны в штатных и чрезвычайных ситуациях; - порядка допуска личного состава охраны к работе. IV. Оформление результатов инспекции15. Результаты инспекции, проведенной в процессе рассмотрения документов, представленных для получения лицензии Службы, оформляются актом, составленным по форме, установленной Положением об организации государственного надзора за безопасностью при использовании атомной энергии (РД 03-43-98), приведенной в приложении 1 для акта-предписания с исключением пунктов 5, 6 и 7. Также актом оформляются результаты комплексных и целевых инспекций, если при их проведении не выявлены нарушения требований к обеспечению безопасности. При выявлении нарушений результаты инспекции оформляются актом, составленным по форме, установленной Положением об организации государственного надзора (приложение 1) и предписанием (приложение 2). При выявлении нарушений результаты оперативной инспекции оформляются предписанием, составленным по форме, установленной Положением об организации государственного надзора (приложение 2). 16. В акте, оформленном по результатам инспекции, должны быть отражены: - основание для составления акта (дата и номер приказа соответствующего руководителя о проведении инспекции); - дата и место составления акта; - должности, инициалы, фамилии председателя и членов комиссии; - должности, инициалы, фамилии полномочных представителей инспектируемой организации, в присутствии которых работала комиссия; - краткое описание проверяемого объекта (подразделения, установки и т.д.) и его системы физической защиты; - проведенная комиссией работа и ее результаты; - выводы, рекомендации и предложения о применении предусмотренных законодательством Российской Федерации санкций. 17. Сроки устранения нарушений в предписании устанавливаются с учетом обоснований инспектируемой организации. Выдача предписаний, изменяющих сроки выполнения и содержание работ (мероприятий), предусмотренных условиями действия лицензий, а также выдача повторных предписаний в связи с невыполнением ранее выданных не допускается. 18. Акт, предписание после оформления должны быть выданы под роспись руководителю инспектируемой организации или отправлены по почте в 15-дневный срок со дня окончания инспекции. 19. Копии всех актов, предписаний по результатам инспекций физической защиты направляются в центральный аппарат и территориальные органы Службы в соответствии с установленным порядком. Приложение N 1Перечень сокращений и их расшифровка
Приложение N 2Термины и определенияИнженерно-технические средства физической защиты - технические средства и физические барьеры, входящие в систему физической защиты объекта. Лицензия - официальный документ, выдаваемый в установленном порядке уполномоченным органом государственного регулирования безопасности на осуществление при определенных условиях деятельности и работ. Несанкционированное действие - совершение или попытка совершения диверсии, хищения ЯМ, РИ, РВ, РАО, несанкционированного доступа, проноса (провоза) запрещенных предметов, вывода из строя средств физической защиты. Несанкционированный доступ - проникновение лиц, не имеющих права доступа в охраняемые зоны, здания, сооружения, помещения или в грузовые отсеки транспортных средств, перевозящих ЯМ, РИ, РВ, РАО. Пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилища радиоактивных отходов - не относящиеся к ЯУ и РИ стационарные объекты и сооружения, предназначенные для хранения ЯМ и РВ, хранения или захоронения РАО. Радиационные источники - не относящиеся к ядерным установкам комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение. Самоохрана - комплекс организационно-технических мероприятий, проводимых в рабочее время работниками (персоналом) эксплуатирующей организации, организации, предприятия с целью исключения несанкционированного доступа в охраняемые помещения, здания и на территории, где проводятся работы с ЯМ, РВ, РАО, посторонних лиц и обеспечения сохранности ЯМ, РВ и РАО. В нерабочее время такие помещения, здания и территории охраняются с помощью технических средств системы физической защиты или постом подразделения охраны. Технические средства физической защиты (ТС ФЗ) - включают в себя: систему (системы) охранной сигнализации, расположенной по периметру охраняемых зон, зданий, сооружений, помещений; средства для осуществления доступа, установленные на контрольно-пропускных пунктах и в охраняемых зданиях, сооружениях, помещениях; систему оптико-электронного наблюдения за периметрами охраняемых зон, контрольно-пропускными пунктами, охраняемыми зданиями, сооружениями, помещениями; систему специальной связи; средства обнаружения проноса (провоза) ядерных материалов, взрывчатых веществ и предметов из металла; системы обеспечения (электропитание, освещение и др.). Устройства индикации вмешательства (УИВ) - технические средства системы контроля (печати, пломбы), предназначенные для обнаружения несанкционированного доступа к ЯУ, РИ, ЯМ, РВ, РАО, в ПХ. Физическая защита ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов (ФЗ ЯМ) - совокупность организационных мероприятий, инженерно-технических средств и действий подразделений охраны с целью предотвращения диверсий или хищений ЯМ, РВ. Физический барьер - физическое препятствие, создающее задержку проникновению нарушителя в охраняемые зоны. Эксплуатирующая организация - организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации и признанная соответствующим органом управления использованием атомной энергии пригодной эксплуатировать ЯУ, РИ или ПХ и осуществлять собственными силами или с привлечением других организаций деятельность по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации ЯУ, РИ или ПХ, а также деятельность по обращению с ЯМ и РВ. Ядерные установки (ЯУ) - сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в том числе атомные станции, суда и другие плавсредства, космические и летательные аппараты, другие транспортные и транспортабельные средства; сооружения и комплексы с промышленными, экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами; сооружения, комплексы, полигоны, установки и устройства с ядерными зарядами для использования в мирных целях; другие содержащие ядерные материалы сооружения, комплексы, установки для производства, использования, переработки, транспортирования ядерного топлива и ядерных материалов. Приложение N 3Перечень |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |