ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ НОРМАТИВНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ "ОРГТРАНССТРОЙ" УСТРОЙСТВО АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ В ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ Технологическая карта составлена на основе применения научной организации труда и предназначена для использования при разработке проекта производства работ и организации работ и труда на объекте. В технологическую карту включены: подготовка основания, укладка асфальтобетонной или битумоминеральной смеси асфальтоукладчиком и уплотнение уложенной смеси катками. Работы по поверхностной обработке покрытия в технологическую карту не включены, так как эти работы следует выполнять в летних условиях. В технологической карте предусмотрено устройство покрытий из горячих и теплых асфальтобетонных из битумоминеральных смесей, составленных по типу асфальтобетонных, а также обязательное соблюдение следующих условий организации труда. Непрерывное обеспечение работ асфальтобетонной смесью; подготовка асфальтобетонного завода /АБЗ/ и автомобилей-самосвалов для работы в зимних условиях; увязка графиков работы АБЗ и укладки асфальтобетонного покрытия; специальная подготовка основания к устройству асфальтобетонных покрытий в зимнее время по способам, изложенным в "Технических указаниях по строительству автомобильных дорог в зимних условиях" , Оргтрансстрой, 1966. Технологическая карта "Устройство асфальтобетонных дорожных покрытий в зимних условиях" издается как проект для применения и проверки в производственных условиях. В связи с этим институт "Оргтрансстрой" просит строительные и нормативно-исследовательские организации, которые будут применять данную технологическую карту, направлять свои замечания и предложения по адресу: Москва, Б-66, Ольховская ул., 25. Главный инженер института "Оргтрансстрой" /В. Максимович/ Во всех случаях применения технологической карты необходима привязка ее к местным условиям работы. Содержание
1. Указания по технологии производства работ /см. рисунок/Подготовка основания состоит в очистке его от снега. Для удаления оставшейся наледи по основанию рассыпают поваренную соль /0,5-2 кг/м2/, а затем, после оттаивания наледи, очищают основание автомобильной щеткой за 2-3 прохода по одному месту. Непосредственно перед укладкой асфальтобетонной смеси основание должно быть просушено и подогрето асфальторазогревателями. Режим работы разогревателей устанавливают на месте работ так, чтобы основание перед укладкой асфальтобетонной смеси имело температуру не ниже + 15 °С. После прохода разогревателя основание должно быть очищено от пыли капроновой щеткой, а затем обработано горячим жидким Технологическая схема устройства асфальтобетонного покрытия в зимнее время: 1 - асфальторазогреватель; 2 - передвижной битумный котел; 3 - автосамосвал с асфальтобетонной смесью; 4 - асфальтоукладчик; 5 - моторные катки; 6 - упорные брусья. битумом марки A-1, A-2 с помощью ручного распределителя при норме розлива 0,6 л/м2. Расстояние между разогревателем и асфальтоукладчиком должно быть минимальным, но достаточным для заезда автомобилей-самосвалов, доставляющих асфальтобетонную смесь /15-20 м/. Укладка асфальтобетонной смеси начинается с установки по бокам укладываемой полосы упорных брусьев. Места сопряжений с другой полосой обрубают, прогревают асфальтобетонной смесью и смазывают горячим битумом. Неровности на основании заделывают асфальтобетонной смесью. Асфальтобетонную смесь к месту укладки доставляют в автомобилях-самосвалах, имеющих утепленные кузова. Доставленные к месту укладки смеси должны иметь минимальную температуру в зависимости от температуры воздуха /табл. 1 и 2/. Таблица 1 Минимальная температура горячих смесей в °С
Минимальная температура теплых смесей в °С
Асфальтобетонную смесь укладывают асфальтоукладчиком Д-150 Б при соблюдении следующих условий. Длина укладываемой полосы должна быть не более 20-25 м; выглаживающую плиту укладчика нужно периодически подогревать форсункой; асфальтоукладчик работает с включенным вибробрусом; выглаживающая плита асфальтоукладчика должна быть установлена в такое положение, чтобы толщина укладываемого слоя была на 15-20% больше проектной толщины. При кратком перерыве в доставке смеси машинист оставляет в бункере немного смеси до подхода следующего самосвала. После прохода асфальтоукладчика раковины и задиры на поверхности уложенного слоя заделывают вручную. Толщину слоя периодически измеряют и регулируют выглаживающей плитой. В местах сопряжений с другой полосой, а также у упорных брусьев пустоты заполняют горячей смесью, а поверхность тщательно затирают райбовкой, места сопряжений и края полосы немедленно уплотняют тяжелом катком /10-12 т/ за 2-3 прохода по одному следу. После проходов катка в местах сопряжений наплывы смеси срезают горячей лопатой, швы затирают райбовкой и заглаживают горячим утюгом. Места, недоступные укатке /у бортовых камней, вокруг люков смотровых колодцев/, трамбуют вручную горячей трамбовкой. В процессе работы совковые лопаты, грабли, трамбовки и утюги нагревают на жаровнях. Нижний слой покрытия, который на зиму не накрывают верхним слоем, устраивают из плотных смесей. Уплотнение уложенной смеси выполняют тяжелые вальцовые катки массой 10-12 т, подготовленные к работе в зимних условиях. Вальцы катков перед укаткой должны быть заполнены горячими водой или маслом и оборудованы автоматическими смазчиками. Уложенную асфальтобетонную смесь сразу уплотняют тяжелыми моторными катками за 20-25 продольных проходов по одному месту. Укатку ведут сразу ко всей ширине уложенной полосы, для этого катки располагают в шахматном порядке. Первыми двумя проходами катков по одному месту на первой передаче уплотняют края полосы и среднюю часть. На прикатанной полосе проверяют ровность покрытия четырехметровой рейкой, а поперечный уклон - шаблоном, и исправляют дефектные места /укатка в это время не прекращается/. Последующая укатка до окончательного уплотнения ведется на максимальной скорости /4-7 км/ч/ одновременно по всей полосе с перекрытием следов на 20-30 см. Укатку нужно вести в высоком темпе с тем, чтобы температура смеси к концу укатки была не ниже:
В процессе укатки вальцы катков нужно смачивать мыльной или соленой водой /1 кг соли на одно ведро воды/. Дефектные места после первых проходов катка исправляют следующим образом. Места, где имеются раковины и задиры, заделывают горячей смесью и затирают райбовкой; в местах с избытком смеси поверхность слоя разрыхляют железными граблями, лишнюю смесь снимают совковой лопатой, поверхность затирают райбовкой; в пониженных местах поверхность слоя разрыхляют железными граблями, добавляют горячую смесь под каток; в местах с пережженной, плохо перемешанной или "жирной" смесью границы дефектного участка очерчивают прямыми линиями, бракованную смесь удаляют, на ее место укладывают доброкачественную смесь и сейчас же уплотняют катком. Швы сопряжений должны быть затерты райбовкой и заглажены горячим утюгом. Если после укатки поверхности обнаруживают раковины, то такие же места следует обработать горячей смесью или горячим жидким битумом /0,3-0,4 л/м2/. Битум растирают по поверхности покрытия деревянным движком, обитым резиной, а затем это место посыпают минеральной смесью, состоящей из песка /70%/, и минерального порошка /30%/. Число проходов катка по одному месту, необходимое для полного уплотнения смеси, устанавливает на месте работ лаборант. Перед последними проходами катков места сопряжений /швы/ повторно заглаживают горячим утюгом и укатывают катком. Требования по качеству работ и указания по уходу за покрытием После уплотнения уложенного слоя катками упорные брусья снимают и переносят к следующему месту укладки. Кромки слоя обрубают по шнуру. Обочины отсыпают на толщину уложенного слоя и уплотняют катками. На однослойном покрытии или верхнем слое двухслойного покрытия с наступлением лета должна быть проведена поверхностная обработка. Зазор под трехметровой рейкой не должен превышать 5 мм; допустимые отклонения от проекта составляют: по толщине слоя - 10 %, по поперечному уклону - 5 °/оо; на поверхности покрытия не должно быть заметных следов от проходов катков и швов в местах сопряжений. Асфальтобетонные смеси, укладываемые в горячем состоянии при пониженных температурах, должны удовлетворять требования ГОСТ 9128-59, а битумоминеральные и теплые смеси требованиям ВСН 93-63. При приготовлении асфальтобетонных и битумоминеральных смесей на асфальтобетонных заводах и доставки смесей к месту укладки следует руководствоваться "Техническими указаниями по строительству автомобильных дорог в зимних условиях" ВСН 120-65. 2. Указания по организации трудаРаботы по устройству асфальтобетонных покрытий организуют в две смены. В каждую смену работы выполняет комплексная бригада из двух звеньев /по подготовке основания и звена по укладке и уплотнению смеси/. Звено по подготовке основания
В состав звена не включен водитель автощетки, который выполняет работу по мере необходимости. Звено очищает основание автощеткой, просушивает и нагревает его разогревателей, а затем обрабатывает горячим битумом. Распределение обязанностей машинистов вытекает из назначения машин, обслуживаемых ими. Дорожный рабочий подметает основание капроновой щеткой и помогает машинисту ручного распределители битума. Звено по укладке и уплотнению смеси
Два асфальтобетонщика /3 и 2 разр./ производят впереди асфальтоукладчика разбивку створа и установку упорных брусьев, снимают брусья и переносят их к новому месту укладки, обрубают асфальтобетон в местах сопряжений и смазывают места сопряжений горячим битумом, заделывают неровности основания горячей смесью. Один асфальтобетонщик 3 разр. работает у приемного бункера асфальтоукладчика: он подает сигналы на разгрузку и отход автомашин со смесью, открывает их задний борт и очищает кузов; он наблюдает также за качеством асфальтобетонной смеси, приостанавливает выгрузку недоброкачественной смеси и предупреждает об этом асфальтобетонщика 5 разр. За асфальтоукладчиком следуют асфальтобетонщик 5 разр. и два асфальтобетонщика 3 разр. Асфальтобетонщик 5 разр. проверяет правильность подготовки основания и установки упорных брусьев; контролирует температуру и качество укладываемой смеси, а также толщину слоя уложенной смеси и при необходимости регулирует положение выглаживающей плиты асфальтоукладчика; дает указание асфальтобетонщикам на исправление дефектных мест и машинистам катков о начале и порядке укатки; совместно с асфальтобетонщиком 4 разр. окончательно проверяет ровность и поперечный уклон уложенного слоя, дает указание на исправление дефектных мест и заделку сопряжений; после укатки смеси моторными катками осматривает готовое покрытие, выявляет места, подлежащие вырубке или исправлению, и дает указание асфальтобетонщикам на исправление этих дефектов. Асфальтобетонщик 5 разр. также участвует в работе по окончательной отделке сопряжений. Асфальтобетонщики 3 разр., следуя за укладчиком по обеим сторонам уложенной полосы, заделывают задиры и раковины, исправляют дефектные места и заделывают швы в местах сопряжений с другой полосой, обрабатывают кромки упорных брусьев. Асфальтобетонщик 4 разр. следует за асфальтобетонщиками 3 разр. Он провернет ровность покрытия и поперечный уклон, выявляет дефектные места и исправляет их, выполняет окончательно заделку сопряжений после прохода катков, по указанию асфальтобетонщика 5 разр. вырубают и заделывают дефектные места после укатки покрытия моторными катками. Машинисты моторных катков уплотняют смесь. В течение рабочей смены работы по укладке смеси ведут непрерывно. Перерывы для приема пищи и отдыха рабочие делают поочередно с разрешения бригадира. На участок работы в часы заправки механизмов должны доставляться горячая вода, горюче-смазочные материалы и подогретое машинное масло. При производстве работ в полевых условиях на участке работ для рабочих должны быть оборудованы отапливаемые вагончики для приема пищи, обогрева и кратковременного отдыха, душевая /вагон-баня/, теплые туалеты. 3. Калькуляция затрат труда на устройство нижнего слоя покрытия толщиной 5 см из крупнозернистой асфальтобетонной смеси при подготовке основания способом просушки и прогрева разогревателями /на сменную захватку 280 м или 1960 м2/
Примечание: 1. В калькуляции не учтены поправочные коэффициенты на зимние условия производства работ. Эти коэффициенты следует вводить в зависимости от температуры воздуха при производстве работ, согласно общей части ЕНиР, п. 13. 2. В калькуляции не учтены работы по очистке основания дороги от снега и наледей. Эти работы оплачиваются отдельно в зависимости от конкретных объемов работ. 4. Основные технико-экономические показатели
5. Материально-технические ресурсы
Технологическая карта разработана отделом внедрения передовых методов труда и технического нормирования в строительство автомобильных дорог и аэродромов института "Оргтрансстрой" по материалам Ленинградской и Челябинской нормативно-исследовательских станций /исполнитель Ф.А. Потанин/
|
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |