Р О С С Т Р О Й (ФГУП ЦНС) ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ПО НОРМИРОВАНИЮ И СТАНДАРТИЗАЦИИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА СТРОИТЕЛЬСТВА
НОВЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И СТАНДАРТЫ
Национальные и межгосударственные стандарты, введенные в действие приказами Ростехрегулирования
Стандарты организаций
Инструктивно-распорядительные и методические документы в области строительства Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегиона России) и Министерства промышленности и энергетики российской Федерации (Минпромэнерго России)
Приказ Минпромэнерго Россииот 02.12.2004 г. № 158«О согласовании специальных технических условий на строительство особо сложных и уникальных зданий и сооружений, а также реконструкцию исторических архитектурных памятников»
В целях
организации работы по согласованию специальных технических условий на
строительство особо сложных и уникальных зданий и сооружений, а также
реконструкцию исторических архитектурных памятников, предусмотренной Положением
о Министерстве промышленности и энергетики Российской Федерации, утвержденным
постановлением Российской Федерации от 16 июня 2004 г. № 284,
1. Утвердить прилагаемый Порядок согласования специальных технических условий на строительство особо сложных и уникальных зданий и сооружений, а также реконструкцию исторических архитектурных памятников. 2. Установить, что указанный в пункте 1 настоящего приказа Порядок действует впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов, принятых и введенных в действие в установленном законодательством порядке. 3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложит на заместителя Министра Матерова И.С.
Министр В.Б. Христенко
Порядок согласования специальных технических условий на строительство особо сложных и уникальных зданий и сооружений, а также реконструкцию исторических архитектурных памятников
1. Настоящий порядок (далее – строительство объектов) устанавливает общие требования к организации работ по согласованию специальных технических условий на строительство объектов1), на которые не могут быть распространены действующие нормативные документы в области строительства. 2. Согласованию подлежат технические условия на строительство объектов, разработка которых предусмотрена пунктом 1.5* СНиП 21-01-97* «Противопожарная безопасность зданий и сооружений» и пунктами 1.2* и 1.6* СНиП II-7-81* «Строительство в сейсмических районах», отвечающие целям технического регулирования в соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ, в том числе на строительство зданий и сооружений: на которые отсутствуют противопожарные нормы; класса функциональной пожарной опасности Ф 1.3 высотой более 75 м (многоквартирные жилые дома); других классов функциональной пожарной опасности высотой более 50 м и зданий с числом подземных этажей более одного; особо сложных и уникальных зданий; исторических архитектурных памятников; на площадках сейсмичностью 7-9 баллов по шкале MSK–64 в случае устройства сейсмозащиты и на площадках сейсмичностью более 9 баллов для любых капитальных зданий и сооружений. 3. Рассмотрение, согласование специальных технических условий на строительство объектов и их учет организует и проводит Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Минпромэнерго России (далее – Департамент). 4. В составе документации, представляемой для согласования специальных технических условий, должны входить: письмо-заявка; утвержденные заказчиком специальные технические условия; проектная документация в объеме, необходимом для оценки ее соответствия требованиям строительных норм и правил и специальных технических условий; письмо-согласование ГУГПС МЧС России или территориального органа управления ГПС2). Указанная документация представляется до начала строительства объекта. В случае, если строительство объекта началось без согласования специальных технических условий или документация представлена не в полном объеме, к рассмотрению она не принимается. 5. Рассмотрение представленной документации включает в себя изучение представленных материалов и документов, оценку принятых проектных решений, в том числе противопожарных мероприятий, на соответствие действующим нормативным документам в области строительства и принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании технических условий. 6. В случае представления заявителем документации на строительство объектов, представляющих угрозу жизни, здоровью граждан, имуществу или окружающей среде, Департаменту предоставляется право направлять ее на научно-техническую экспертизу. 7. Для проведения научно-технической экспертизы специальных технических условий привлекаются наиболее квалифицированные научные, проектно-изыскательские и другие организации и отдельные специалисты. Работы по научно-технической экспертизе специальных технических условий, в том числе по подготовке соответствующих заключений привлекаемыми организациями или специалистами, выполняются за плату на основании договора с заявителем. 8. Срок рассмотрения представленной документации и подготовки решения о согласовании или об отказе в согласовании специальных технических условий, включая проведение научно-технической экспертизы, не должен превышать одного месяца. 9. Согласования специальных технических условий оформляется в форме письма. В случае отказа в согласовании специальных технических условий на строительство объекта в письме указываются обоснованные причины, которые послужили основанием для отказа. 10. После учета замечаний и предложений, явившихся основаниями для отказа, заявитель может повторно обратиться с просьбой о согласовании специальных технических условий. _________________________________________________________________________ 1) Под строительством для целей настоящего Порядка понимается новое строительство, реконструкция, расширение, техническое перевооружение и капитальный ремонт зданий и сооружений. 2) Для специальных технических условий по пожарной безопасности.
Приказ Минрегиона Россииот 01.03.2005 г. № 20«О средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на II квартал 2005 г. для расчета размеров безвозмездных субсидий на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные субсидии предоставляются за счет средств федерального бюджета»
В соответствии с Положением о Министерстве регионального развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2005 г. № 40 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 5, ст. 390), проанализировав данные Федеральной службы государственной статистики о ценах на рынке жилья и стоимости строительства 1 кв. метра общей площади жилья по итогам за IV квартал 2004 г., предложения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и принимая во внимание ожидаемый рост стоимости строительной продукции, прогнозируемый Минэкономразвития и торговли Российской Федерации на I и II кварталы 2005 г., п р и к а з ы в а ю: Утвердить среднюю рыночную стоимость 1 кв. метра общей площади жилья (в рублях), подлежащую применению федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для расчета размеров безвозмездных субсидий, выделяемых в соответствии с планами на II квартал 2005 г., для всех категорий граждан, которым указанные субсидии предоставляются за счет средств федерального бюджета на приобретение жилых помещений, в размерах согласно приложению.
Министр В.А. Яковлев Приложение
Размеры средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья (в рублях) на II квартал 2005 г. для расчета размеров безвозмездных субсидий на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные субсидии предоставляются за счет средств федерального бюджета
Письмо Минрегиона Россииот 25.02.2005 г. № 645-ВГ/70«Об индексах изменения сметной стоимости строительства на I квартал 2005 года»
Министерство регионального развития Российской Федерации на основании данных, представленных Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, устанавливает на I квартал 2005 г. индексы изменения сметной стоимости в целом по строительно-монтажным работам (СМР) и по статьям затрат в субъектах Российской Федерации для объектов, финансирование строительства которых осуществляется с использованием средств федерального бюджета. Расчет указанных индексов произведен на основе унифицированной ресурсно-технологической модели для Российской Федерации с использованием данных региональных органов по ценообразованию в строительстве о стоимости строительных ресурсов базисных и отчетного (за IV квартал 2004 г.) периодов с учетом квартального прогнозного индекса-дефлятора, установленного Минэкономразвития России по отрасли «строительство». Разработанные индексы предназначены для определения текущей стоимости строительно-монтажных работ, рассчитываемой в уровне базовых цен на ресурсы, используемые в строительстве. Порядок применения индексов изложен в письме Госстроя России от 11 сентября 2003 г. № НК-5636/10. Индексы учитывают комплекс строительно-монтажных работ, выполняемых на объектах жилищного строительства, социальной сферы, производственного назначения и транспортного строительства, и предназначены для общеэкономических расчетов в инвестиционной сфере, подготовки тендерной документации, а также для укрупненных расчетов стоимости строительства базисно-индексным методом. Индексы на СМР определены с учетом накладных расходов и сметной прибыли в базисных и текущем уровнях. При определении стоимости строительства ресурсным методом указанные индексы не применяются. Для более точного определения текущей стоимости, в первую очередь для определения стоимости ремонтно-строительных работ, рекомендуется использовать приведенные индексы по статьям затрат с последующим начислением накладных расходов и сметной прибыли от фонда оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов. При взаиморасчетах за выполненные работы рекомендуется использовать индексы, дифференцированные по видам работ и единичным расценкам. Дифференцированные индексы разрабатываются региональными органами по ценообразованию в строительстве и утверждаются администрациями субъектов Российской Федерации.
Заместитель Министра В.А. Гончаров
Приложение Индексы изменения сметной стоимости СМР на I квартал 2005 года (без НДС) по субъектам Российской Федерации к базам 2001 и 1991 года
Примечания: 1. Для учета повышенной нормы накладных расходов к индексам изменения стоимости СМР следует применять корректирующие коэффициенты: -для районов Крайнего Севера - 1,02 (к индексам к ФЕР), 1,01 (к индексам к ТЕР); -для местностей, приравненных к ним -1,01 (к индексам к ФЕР), 1,005 (к индексам к ТЕР). При использовании индексов по статьям затрат и к базе 1991 года данные коэффициенты не применяются. 2. При расчете текущей стоимости строительства приведенные индексы следует применять к сметной стоимости СМР в базисном уровне, определенной без учета НДС. Начисление НДС производится на итог сводного сметного расчета. 3. Для определения стоимости ремонтно-строительных работ следует использовать индексы по статьям затрат.
Письмо Росстрояот 01.03.2005 г. № АП-648/06«Об издании справочника «Региональные органы по ценообразованию в строительстве Российской Федерации»
Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству сообщает об издании справочника "Региональные органы по ценообразованию в строительстве Российской Федерации", составленного Государственным учреждением "Межрегиональный центр по ценообразованию в строительстве и промышленности строительных материалов". Справочник предназначен для ознакомления предприятий строительного комплекса России с основными данными о деятельности легитимных органов по ценообразованию в строительстве в субъектах Российской Федерации. А.А. Попов
Письмо Росстрояот 31.03.2005 г. № ВА-1181/02«Об администрировании доходов бюджетов Российской Федерации»
Во исполнение Федерального закона от 23 декабря 2004 г. № 173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год», в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № АЖ-П13-6980 и письмом Министерства регионального развития Российской Федерации от 3 февраля 2005 г. № 352-ВЯ-10 Об администрировании доходов бюджетов Российской Федерации Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству обращает внимание, что в перечне главных распорядителей средств федерального бюджета, а также в перечне администрируемых ими доходов (приложение 1 к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2005 год») Росстрою соответствует код администратора 132, при этом каждому виду доходов соответствует двадцатизначный код бюджетной классификации. В соответствии со статьей 50 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственная пошлина за действия, связанные с лицензированием, зачисляется в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов и отражается по коду бюджетной классификации «000 1 08 07080 01 0000 110 Государственная пошлина за совершение действий, связанных с лицензированием, с проведением аттестации в случаях, когда такая аттестация предусмотрена законодательством Российской Федерации» с обязательным указанием кода администратора доходов (лицензирующего органа). При оплате за получение лицензий на осуществление видов работ необходимо указывать в платежных поручениях код администратора в соответствии с перечнем прямых получателей средств федерального бюджета: «132 1 08 07080 01 0000 110 Государственная пошлина за совершение действий, связанных с лицензированием, с проведением аттестации в случаях, когда такая аттестация предусмотрена законодательством Российской Федерации» Взаимодействие администраторов поступлений в бюджет с территориальными органами Федерального казначейства для выполнения возложенных на администраторов функций осуществляется в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2004 г. № 116н «Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации».
Руководитель В.А. Аверченко
Нормативно-распорядительные документы Ростехрегулирования
Приказ Ростехрегулированияот 22.10.2004 г. № 81«О создании Технического комитета по стандартизации «Строительство»
В целях организации и проведения работ по стандартизации в области строительства в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 декабря 2002 г. 184-ФЗ «О техническом регулировании» приказываю: 1. Создать Технический комитет по стандартизации (ТК) «Строительство». 2. Поручить ведение секретариата ТК «Строительство» Федеральному государственному унитарному предприятию «Центр методологии нормирования и стандартизации в строительстве» (ФГУП «ЦНС»). 3. Утвердить: - председателем ТК «Строительство» Ларису Степановну Баринову, советника руководителя Росстроя, заместителя председателя комитета Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по предпринимательству в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства; - первым заместителем председателя ТК «Строительство» Валерия Владимировича Тишенко, заместителя директора Федерального государственного учреждения «Федеральный центр технической оценки продукции в строительстве» (ФГУ «ФЦС»); - заместителем председателя ТК «Строительство» Владимира Викторовича Кузнецова, заместителя начальника Управления технического регулирования и стандартизации — начальника отдела технического регулирования и стандартизации сырья и материалов Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии; ответственным секретарем ТК «Строительство» Сергея Николаевича Нерсесова, заместителя директора ФГУП «ЦНС». 4. Утвердить: - структуру ТК «Строительство» и область его деятельности согласно Приложению 1; - перечень предприятий (организаций), входящих в состав ТК «Строительство», согласно Приложению 2. 5. Председателю ТК «Строительство» Л.С. Бариновой: - представить в месячный срок в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии проект положения о ТК «Строительство»; - обеспечивать ежегодно до 1 февраля текущего года представление в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии отчета о деятельности ТК за истекший год. 6. Начальнику Управления технического регулирования и стандартизации В.Н. Клюшникову обеспечить контроль и координацию деятельности ТК «Строительство». 7. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Руководителя Федерального агентства С.В. Пугачева.
Руководитель Федерального агентства Г.И. Элькин
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
СТРУКТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ПЕРЕЧЕНЬ
Начальник Управления технического регулирования и стандартизации В.Н. Клюшников
Письмо Технического комитета по стандартизации ТК 465 «Строительство»от 10.02.2005 г. № КС-7«По вопросу действия СНиП, принятых в 2003 г. и не прошедших регистрацию в Минюсте России»
По вопросу действия СНиП, принятых в 2003 г. и не прошедших регистрацию в Минюсте России, ТК 465 «Строительство» сообщает следующее. В соответствии с пунктом 15 «Разъяснений о применении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», утвержденных приказом Минюста России от 14.07.99 № 217, не подлежат представлению на государственную регистрацию технические акты (ГОСТы, СНиПы, СанПиНы, тарифно-квалификационные справочники, формы статистического наблюдения и т.п.), если они не содержат правовых норм. В связи с этим, утверждаемые Госстроем России строительные нормы и правила, которые содержат исключительно профессиональные технические нормы, на регистрацию не представлялись. В 2003 году отдельные СНиПы были представлены в Минюст России по его специальному запросу. Однако Минюст России отказал в регистрации и предложил Госстрою России отменить эти документы по чисто формальным основаниям (не представлялись на регистрацию в установленном порядке, содержат ссылки на незарегистрированные документы и т.д.). Госстрой России не согласился с предложениями Минюста России об отмене строительных норм и правил, как безосновательными и ведущими к разрушению существующей нормативно-технической базы строительства. В последующем позиция Госстроя России была практически поддержана Минпромэнерго России и в настоящее время вопрос рассматривается в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации. Таким образом, строительные нормы и правила, в регистрации которых было отказано, не отменены, продолжают действовать и сохраняют свою обязательную силу в соответствии с пунктом статьи 46 Федерального закона «О техническом регулировании», как технические нормы по вопросам безопасности строительства.
Председатель ТК 456 Л.С. Баринова
Новые нормативные документы
Нормативно-методические документы субъектов Российской Федерации
Постановление Правительства Москвыот 29 марта 2005 г. № 164-ПП«Об утверждении положения о городской комиссии по вопросам землепользования и градостроительства и состава комиссии»
На основании статьи 26 Закона города Москвы от 26 февраля 1997 г. N 5 «О Правительстве Москвы», в связи с реорганизацией структуры органов исполнительной власти города Москвы Правительство Москвы постановляет: 1. Создать Городскую комиссию по вопросам землепользования и градостроительства. 2. Утвердить: 2.1. Положение о Городской комиссии по вопросам землепользования и градостроительства (приложение 1). 2.2. Состав Городской комиссии по вопросам землепользования и градостроительства (приложение 2). 3. Считать Городскую комиссию по вопросам землепользования и градостроительства правопреемником Городской комиссии по предоставлению земельных участков и градостроительному регулированию в части, не противоречащей Положению о Городской комиссии по вопросам землепользования и градостроительства, утвержденному настоящим постановлением. 4. Считать утратившими силу распоряжения Мэра Москвы от 22 ноября 2001 г. N 1079-РМ «О внесении изменений и дополнений в Положение о Городской комиссии по предоставлению земельных участков и градостроительному регулированию», от 7 июня 2001 г. N 574-РМ «Об утверждении состава Городской комиссии по предоставлению земельных участков и градостроительному регулированию» (кроме пункта 2), от 14 августа 1996 г. N 240/1-РМ «Об утверждении Положения и состава Городской комиссии по предоставлению земельных участков и градостроительному регулированию» (кроме пункта 6), а также пункт 2 распоряжения Мэра Москвы от 6 февраля 2001 г. N 88-РМ «О дальнейшем совершенствовании системы распространения периодической печатной продукции в г.Москве», пункт 1 распоряжения Мэра Москвы от 10 мая 2000 г. N 495-РМ «О предпроектной подготовке размещения объектов некапитального строительства и нестационарных объектов малого предпринимательства», пункт 8 постановления Правительства Москвы от 19 августа 2003 г. N 688-ПП «О Схеме размещения гостиниц в городе Москве до 2005 года», пункт 3 постановления Правительства Москвы от 28 января 2003 г. N 31-ПП «О Генеральной схеме развития и размещения объектов физической культуры и спорта в Москве до 2010 года», пункт 11 постановления Правительства Москвы от 17 декабря 2002 г. N 1031-ПП «О дополнительных мерах по развитию крупных объектов оптовой, розничной торговли и услуг на территориях, прилегающих к МКАД и третьему транспортному кольцу (малому)», пункт 3 постановления Правительства Москвы от 20 ноября 2001 г. N 1035-ПП «О порядке разработки и финансирования исходно-разрешительной документации для Городской и окружных конкурсных комиссий по подбору инвесторов на реализацию инвестиционных градостроительных проектов по объектам нежилого фонда города Москвы», пункт 8.1 постановления Правительства Москвы от 8 мая 2001 г. N 436-ПП «Об утверждении Генеральной схемы размещения крупных торговых объектов городского значения в Москве до 2020 года и механизме ее реализации». 5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ресина В.И. и министра Правительства Москвы Дамурчиева В.Н.
Мэр Москвы Ю.М. Лужков
Приложение 1 Положение о Городской комиссии по вопросам землепользования и градостроительства
1. Общие положения Городская комиссия по вопросам землепользования и градостроительства (далее - Комиссия) создана при Правительстве Москвы для оперативного решения вопросов в области земельных отношений, размещения и строительства (реконструкции, реставрации) объектов на территории города Москвы.
2. Основные цели и задачи Комиссии Основными целями и задачами Комиссии являются: 2.1. Решение вопросов в области земельных отношений при строительстве (реконструкции, реставрации) и эксплуатации объектов на территории города Москвы. 2.2. Рассмотрение заявок и обращений по вопросам, касающимся предоставления земельных участков собственникам зданий, строений, сооружений для реализации проектов нового строительства или реконструкции, а также в иных установленных законодательством случаях, не связанных с подбором инвесторов на реализацию конкурсных инвестиционных проектов; рассмотрение вопросов, связанных с оценкой стоимости права на заключение договоров аренды земельных участков. 2.3. Рассмотрение заявок и обращений по вопросам реализации инвестиционных проектов на ранее предоставленных земельных участках (изменение сроков строительства, параметров объектов, функционального назначения и т.д.). 2.4. Рассмотрение разногласий, возникающих при оформлении земельных отношений, размещении и строительстве (реконструкции, реставрации) объектов на территории города Москвы, а также межевании и других разногласий. 2.5. Рассмотрение и подготовка предложений о признании утратившими силу правовых актов Правительства Москвы о разрешении на осуществление градостроительной деятельности в установленном порядке и расторжении договоров аренды земельных участков в связи с незавершением строительства объекта в установленные сроки или нарушением других существенных условий договоров аренды земельных участков. 2.6. Рассмотрение вопросов, связанных с резервированием земельных участков.
3. Регламент работы Комиссии Комиссия является постоянно действующим рабочим органом, состав и регламент работы которого определяются и утверждаются правовыми актами Правительства Москвы. Заседания Комиссии проводятся 1 раз в месяц. Заседание Комиссии считается правомочным, если в нем участвуют более половины состава постоянных членов Комиссии. Каждый член Комиссии обладает одним голосом. В работе Комиссии с правом голоса принимают участие префекты административных округов или их заместители по вопросам, касающимся соответствующих округов. Решения Комиссии принимаются на основании предложений, рекомендаций и заключений рабочей группы по предварительному рассмотрению заявок, обращений и оформляются протоколом. Комиссия принимает решения простым большинством голосов от числа присутствующих членов Комиссии. При равном количестве голосов голос председателя Комиссии является решающим. Решения Комиссии подписываются членами Комиссии, ответственным секретарем и утверждаются председателем Комиссии. Решения Комиссии вступают в силу с даты их утверждения председателем Комиссии. Выписки из протоколов заседаний Комиссии выдаются заявителям ответственным секретарем Комиссии после утверждения протокола председателем Комиссии. 3.1. Руководящий орган Комиссии Комиссию возглавляет председатель Комиссии, в его отсутствие - заместитель председателя Комиссии. Председатель Комиссии в рамках закрепленных за ним полномочий в соответствии с настоящим Положением осуществляет следующие функции: - руководит деятельностью Комиссии; - определяет порядок рассмотрения вопросов; - выносит на обсуждение вопросы, касающиеся деятельности Комиссии; - делегирует отдельные полномочия заместителю председателя Комиссии. 3.2. Ответственный секретарь Комиссии Ответственный секретарь Комиссии: - формирует повестку заседания Комиссии по поручениям председателя Комиссии и его заместителя с учетом предложений, рекомендаций и заключений рабочей группы по заявкам и обращениям граждан и юридических лиц; - обеспечивает членов Комиссии рабочими документами и материалами по обсуждаемым вопросам; - ведет делопроизводство; - оповещает членов Комиссии о созыве очередного заседания; - информирует членов Комиссии о повестке заседания за 3 дня до его проведения; - оформляет протокол Комиссии; - доводит конкретные поручения Комиссии до исполнителей. На заседания Комиссии ответственным секретарем Комиссии могут быть приглашены лица, заявления, обращения которых рассматриваются на заседании, или лица, интересы которых затрагиваются при рассмотрении вопросов. 3.3. Рабочая группа Комиссии Для организации работы и подготовки заседаний при Комиссии создается постоянно действующая рабочая группа. Рабочая группа обеспечивает подготовку и предварительное рассмотрение вопросов, вносимых на заседание Комиссии. Рабочая группа предварительно рассматривает заявки и обращения граждан и юридических лиц по вопросам, входящим в компетенцию Комиссии и вносимым на заседание Комиссии, представляет заключения, рекомендации и предложения по результатам такого рассмотрения. В соответствии с возложенными на нее задачами рабочая группа: - анализирует и проводит экспертизу заявок и обращений граждан и юридических лиц по вопросам, входящим в компетенцию Комиссии; - запрашивает у структурных подразделений Правительства Москвы, городских организаций и третьих лиц дополнительную информацию и материалы, необходимые для принятия решений Комиссией; - представляет на заседание Комиссии пакет обосновывающих документов, предложения, рекомендации и заключения по рассмотренным вопросам, заявкам и обращениям; - вносит предложения на Комиссию об изменении или отмене ранее принятых решений Комиссии. Предложения рабочей группы рассматриваются на заседании Комиссии. Регламент работы и состав рабочей группы утверждается на заседании Комиссии.
4. Права и обязанности Комиссии и рабочей группы Для выполнения функций в соответствии с настоящим Положением о Городской комиссии по вопросам землепользования и градостроительства (далее - Положение) Комиссия имеет право давать поручения структурным подразделениям Правительства Москвы, городским организациям в части их компетенции по рассматриваемым вопросам, а также запрашивать у структурных подразделений Правительства Москвы, городских организаций и третьих лиц информацию в объеме, необходимом для полного, всестороннего и объективного исследования вопросов, входящих в компетенцию Комиссии. Поручения Комиссии, данные структурным подразделениям Правительства Москвы, городским организациям в части их компетенции по рассматриваемым вопросам, направляются ответственным секретарем Комиссии в указанные организации (подразделения). Органы или должностные лица города Москвы, которым направлен запрос, предоставляют информацию в соответствии с законодательством и Регламентом Правительства Москвы. Положительные решения Комиссии по вопросам предоставления земельных участков и продления сроков строительства зданий, строений, сооружений являются основанием для подготовки в установленном порядке распорядительных документов Правительства Москвы и префектов административных округов. Решения Комиссии являются основанием для оформления или расторжения Департаментом земельных ресурсов города Москвы в установленном порядке договоров аренды земельных участков. В своей деятельности Комиссия и рабочая группа руководствуются законодательством Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами города Москвы, настоящим Положением. Комиссия и рабочая группа обязаны: 4.1. Контролировать исполнение решений Комиссии. 4.2. Обеспечивать взаимодействие с городскими организациями при решении вопросов в области земельных отношений и градостроительства. 4.3. Не разглашать полученную от организаций дополнительную информацию о результатах их деятельности. Комиссия и рабочая группа подконтрольны и подотчетны в своей деятельности и несут ответственность за принимаемые решения перед Правительством Москвы. 5. Внесение изменений и дополнений в Положение и прекращение деятельности Комиссии Внесение изменений и дополнений в настоящее Положение и ликвидация Комиссии осуществляются постановлением Правительства Москвы.
ИЗМЕНЕНИЕ ДЕЙСТВУЮЩИХ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
Изменения и поправки к действующим строительным нормам и стандартам
ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Уведомления о разработке проектов технических регламентов
Уведомление о разработке проекта технического регламента
1. Разработчик Открытое акционерное общество «Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации» (ОАО «ВНИИС») (наименование организации с указанием организационно-правовой формы или Ф.И.О. физического лица)
2. Объект технического регулирования с указанием кодов ОКС Технические средства - любые электротехнические и электронные изделия, оборудование и системы, способные создавать электромагнитные помехи (в отношении какой продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации будут разрабатываться требования)
3. Наименование проекта технического регламента «О безопасности низковольтного оборудования»
4. Обоснование необходимости разработки проекта технического регламента Низковольтное оборудование является потенциально опасным, что требует жесткой регламентации относящихся к нему требований и процедур подтверждения соответствия. Требования безопасности и процедуры подтверждения соответствия низковольтного оборудования регламентированы также в рамках международной системы сертификации МЭКСЭ и в Директиве 73/23/ЕЕС Европейского сообщества. Проект разработан в рамках государственного контракта на выполнение разработки проекта технического регламента № 08.07202.014 от 14 декабря 2004г. в соответствии с Программой разработки технических регламентов на 2004-2006 годы, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.11.2004 г. № 1421-р
5. Требования, отличающиеся от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих в Российской Федерации на момент разработки проекта технического регламента Требований, отличающихся от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих в Российской Федерации на момент разработки проекта технического регламента, нет
6. Срок публичного обсуждения проекта технического регламента два месяца (месяцев) с даты опубликования уведомления ___________________________________________________________
7. Прием замечаний по проекту осуществляется по адресу 123557, Москва, Электрический пер., д. 3/10 Тел.: (095) 253-7094.. E-mail: vniis@vniis.ru (почтовый адрес, телефон, адрес электронной почты)
8. Копию проекта технического регламента можно получить 123557, Москва, Электрический пер., д. 3/10 Тел.: (095) 253-7094.. E-mail: vniis@vniis.ru (почтовый адрес, телефон, адрес электронной почты)
Руководитель организации В.Г.Версан (подпись, инициалы, фамилия) «3» февраля 2005 г. Уведомление о разработке проекта технического регламента
1. Разработчик Ассоциация по безопасности машин и оборудования «ТЕСТ-СДМ»;ОАО «ВНИИСТРОЙДОРМАШ» (наименование организации с указанием организационно-правовой формы или Ф.И.О. физического лица)
2. Объект технического регулирования с указанием кодов ОКС Строительные, дорожные и коммунальные машины, коды: 01.040.13, 01.040.43, 01.040.53, 13.020.01, 13.020.40, 13.020.99, 13.030.99, 13.040.40, 13.040.50, 13.040.99, 13.100, 13.110, 13.200, 13.220.01, 13.240, 13.260, 13.320, 17.140.20, 21.020, 23.100, 25.140, 29.130, 43.160, 53.020 (исключая 53.020.20), 53.040, 53.060, 53.100, 53.120, 73.120, 91.160.10, 91.220, 93.080.10 (в отношении какой продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации будут разрабатываться требования)
3. Наименование проекта технического регламента «О безопасности строительных, дорожных и коммунальных машин»
4. Обоснование необходимости разработки проекта технического регламента Строительные, дорожные и коммунальные машины являются потенциальным источником опасностей различного происхождения, что подтверждается многочисленными авариями, увечьями, случаями нанесения ущерба окружающей среде. В связи с этим регламентация требований и методов подтверждения безопасности таких машин необходима для обеспечения приемлемых уровней рисков нанесения ущерба здоровью граждан, животных и экологии. Проект разработан в развитие Общего технического регламента «О безопасности машин и оборудования» согласно Федеральному закону «О техническом регулировании»
5. Требования,
отличающиеся от положений соответствующих международных стандартов или
обязательных требований, действующих в Российской Федерации на момент
разработки проекта
6. Срок публичного обсуждения проекта технического регламента три месяца (месяцев) с даты опубликования уведомления
7. Прием замечаний по проекту осуществляется по адресу 125424, Москва, Волоколамское ш., д. 73,
АС «ТЕСТ-СДМ», Тел./факс:(095) 490-3879, 490-6120, 490-5880.. E-mail: testdm@testdm.ru (почтовый адрес, телефон, адрес электронной почты)
8. Копию проекта технического регламента можно получить 125424, Москва, Волоколамское ш., д. 73,
АС «ТЕСТ-СДМ», Тел./факс:(095) 490-3879, 490-6120, 490-5880.. E-mail: testdm@testdm.ru (почтовый адрес, телефон, адрес электронной почты)
Руководитель организации М.В. Топольский А.В. Телушкин (подпись, инициалы, фамилия)
«17» февраля 2005 г. Уведомление о разработке проекта технического регламента
1. Разработчик НИИ экономики связи и информатики «Интерэкомс» (наименование организации с указанием организационно-правовой формы или Ф.И.О. физического лица)
2. Объект технического регулирования с указанием кодов ОКС Любая продукция (включая используемую в процессе оказания услуг), предназначенная для потребителей или используемая потребителями при разумно предсказуемых условиях, даже если она не была предназначена для потребителей, поставленная или предоставленная, подлежащая или не подлежащая оплате, в процессе (ходе) коммерческой деятельности, новая, использованная или отремонтированная, ОКС – 11, 13, 17.180.01, 21, 23, 15, 27, 29, 31, 33, 35, 37, 39, 43, 45, 47, 49, 55, 59, 61, 65, 67, 71, 73, 75, 77, 79, 81, 83, 85, 87, 91, 93, 97 (в отношении какой продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации будут разрабатываться требования)
3. Наименование проекта технического регламента «Об общей безопасности продукции»
4. Обоснование необходимости разработки проекта технического регламента Данный технический регламент направлен на заполнение пробелов в законодательстве в части требований к безопасности продукции в связи с тем, что практически невозможно принять законодательство для каждого вида продукции, которая существует или может быть разработана. Для такой продукции существует необходимость широких законодательных рамок, в особенности в течение пересмотра существующего законодательства, касающегося безопасности продукции, или дополнения положений существующего или планируемого законодательства в этой области. В тех случаях, когда требования, касающиеся безопасности отдельных видов продукции, отсутствуют, для обеспечения здоровья и безопасности потребителей должны применяться положения данного закона. Если же технический регламент на конкретный вид продукции устанавливает требования безопасности, включающие только определенные риски или категории рисков относительно продукции, то общее требование безопасности данного технического регламента должно применяться в отношении других рисков
5. Требования,
отличающиеся от положений соответствующих международных стандартов или
обязательных требований, действующих в Российской Федерации на момент разработки
проекта Международные стандарты на данный объект технического регулирования отсутствуют
6. Срок публичного обсуждения проекта технического регламента пять месяцев (месяцев) с даты опубликования уведомления
7. Прием замечаний по проекту осуществляется по адресу 123423, г. Москва, ул. Народного ополчения, д. 32, Тел.: (095) 192-8545, 192-8564. E-mail: mkhitarian@interecoms.ru (почтовый адрес, телефон, адрес электронной почты)
8. Копию проекта технического регламента можно получить 123098, г. Москва, ул. Народного ополчения, д. 32, Тел.: (095) 192-8545, 192-8564. E-mail: mkhitarian@interecoms.ru (почтовый адрес, телефон, адрес электронной почты)
Руководитель организации Ю.И.Мхитарян (подпись, инициалы, фамилия)
«16» февраля 2005 г. Уведомление о разработке проекта технического регламента
1. Разработчик ФГУ ВНИИПО МЧС России (наименование организации с указанием организационно-правовой формы или Ф.И.О. физического лица)
2. Объект технического регулирования с указанием кодов ОКС 13.220 Объекты на всех стадиях их жизненного цикла: исследование, разработка нормативных документов, конструирование, проектирование, изготовление, строительство, выполнение услуг (работ), испытание, закупка продукции по импорту, продажа продукции (в том числе на экспорт), хранение, транспортирование, установка, монтаж, наладка, техническое обслуживание, ремонт (реконструкция), эксплуатация (применение) и утилизация (в отношении какой продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации будут разрабатываться требования)
3. Наименование проекта технического регламента «Об общих требованиях пожарной безопасности»
4. Обоснование необходимости разработки проекта технического регламента Правовое регулирование в области пожарной безопасности объектов на всех стадиях жизненного цикла
5. Требования,
отличающиеся от положений соответствующих международных стандартов или
обязательных требований, действующих в Российской Федерации на момент
разработки проекта
6. Срок публичного обсуждения проекта технического регламента два месяца (месяцев) с даты опубликования уведомления
7. Прием замечаний по проекту осуществляется по адресу 143903, Московская обл., Балашихинский р-н, пос. ВНИИПО, д. 12. Тел.:(095) 529-8496, 521-8090, E-mail: firescie@fire-science.msk.ru (почтовый адрес, телефон, адрес электронной почты)
8. Копию проекта технического регламента можно получить 143903, Московская обл., Балашихинский р-н, пос. ВНИИПО, д. 12. Тел.:(095) 529-8496, 521-8090, E-mail: firescie@fire-science.msk.ru (почтовый адрес, телефон, адрес электронной почты)
Руководитель организации Н.П. Копылов (подпись, инициалы, фамилия)
«16» марта 2005 г. Уведомление о разработке проекта технического регламента
1. Разработчик Федеральное государственное учреждение «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» (наименование организации с указанием организационно-правовой формы или Ф.И.О. физического лица)
2. Объект технического регулирования с указанием кодов ОКС Специальный технический регламент на все объекты технического регулирования по всем кодам кроме: 01; 03.020; 03.060; 03.120.01; 03.120.10; 03.120.30; 03.120.99; 03.140; 03.160; 07.020; 07.030; 07.040; 95; 99 (в отношении какой продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации будут разрабатываться требования)
3. Наименование проекта технического регламента «О требованиях к безопасности объектов технического регулирования, необходимых для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия на территории Российской Федерации»
4. Обоснование необходимости разработки проекта технического регламента Программа разработки технических регламентов на 2004 – 2006 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2004 г. № 1421-р
5. Требования,
отличающиеся от положений соответствующих международных стандартов или
обязательных требований, действующих в Российской Федерации на момент
разработки проекта
6. Срок публичного обсуждения проекта технического регламента два месяца (месяцев) с даты опубликования уведомления
7. Прием замечаний по проекту осуществляется по адресу 117105, Москва., Варшавское ш., д. 19-а., Тел.: (095) 954-5462, факс: (095) 952-6554, E-mail: reglament@fcgsen.ru (почтовый адрес, телефон, адрес электронной почты)
8. Копию проекта технического регламента можно получить 117105, Москва., Варшавское ш., д. 19-а., Тел.: (095) 954-5462, факс: (095) 952-6554, E-mail: reglament@fcgsen.ru (почтовый адрес, телефон, адрес электронной почты)
Руководитель организации Е.Н. Беляев (подпись, инициалы, фамилия) «11» марта 2005 г. Уведомления о завершении публичного обсуждения проектов технических регламентов
Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента
1. Разработчик ФГУ ВНИИПО МЧС России (наименование организации с указанием организационно-правовой формы или Ф.И.О. физического лица)
2. Объект технического регулирования с указанием кодов ОКС 13.220, 13.320 (в отношении какой продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации будут разрабатываться требования)
- организация пожарной охраны, ведомственных служб пожарной безопасности на производственных предприятиях в соответствии с законодательством РФ; - разработка и реализация норм, правил и инструкций о соблюдении противопожарного режима на производственных предприятиях; - разработка мероприятий по действиям администрации, рабочих, служащих на случай возникновения пожара и организация эвакуации людей
3. Наименование проекта технического регламента «Требования пожарной безопасности при эксплуатации объектов защиты» (специальный технический регламент)
4. Требования,
отличающиеся от положений соответствующих международных стандартов или
5. Проект технического регламента и перечень полученных в письменной форме замечаний можно получить: 143903, Московская обл., г. Балашиха, мкр. ВНИИПО, д. 12. Тел.: (095) 529-8496, E-mail: firescie@fire-science.msk.ru (почтовый адрес, телефон, адрес электронной почты)
Руководитель Н.П.Копылов (подпись, инициалы, фамилия) «18» января 2005 г.
РАЗЪЯСНЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ
Н о в ы й Г р а д о с т р о и т е л ь н ы й к о д е к с
К.т.н. Каммерер Ю.Ю.
Градостроительный кодекс Российской Федерации (№ 190-ФЗ от 29.12.04) содержит требования к градостроительному зонированию территории, взаимное соотношение, порядок разработки и принятия разных видов градостроительной и проектной документации, содержание и порядок выдачи разрешений на строительство, права и обязанности застройщиков. В нем впервые в отечественной практике регламентируются на уровне закона такие важные для практики вопросы, как правила проектирования, в том числе состав и порядок экспертизы проектной документации, строительства и приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов, а также правила изменения (ремонта, реконструкции) объектов недвижимости. Кодекс устанавливает требования не только к результатам, но и к процессам застройки территории, включая проектирование и собственно строительство. Переход к новому порядку должен осуществляться постепенно, в связи с чем некоторые статьи вступают в силу с задержкой по времени на 1-2 года. Правила перехода изложены в специальном Федеральном законе «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (№ 191-ФЗ от 29.12.04).
Нормативные документы
Кодекс устанавливает трехуровневую систему нормативных правовых актов, в которых могут содержаться обязательные требования строительного характера – это правовые акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов самоуправления. Кодекс имеет в виду, прежде всего, не строительные нормы и правила, привычные для строителей, а градостроительные документы - документы территориального планирования, градостроительные регламенты и т.д. Нормативные документы технического характера кодексом не регламентируются, поскольку входят в сферу действия Федерального закона о техническом регулировании, который, как известно, не предусматривает документы иного уровня, кроме федерального. Отсюда можно сделать вывод, что из существующих сегодня во многих субъектах Российской Федерации территориальных строительных норм (ТСН) могут сохранить свою силу только документы организационного характера, не затрагивающие сферу технического регулирования и не противоречащие Градостроительный кодексу. Кодекс предусматривает применение технических регламентов, установленных Федеральным законом о техническом регулировании, в качестве документов, определяющих технические параметры объектов строительства, в том числе и территорий. В некоторых случаях Кодексом подразумеваются технические регламенты и на процессы, например, инженерных изысканий. Это, по мнению автора, является серьезным недостатком нового Кодекса. Технические регламенты, как известно, могут устанавливать только требования, определяющие безопасность объектов технического регулирования. В сфере градостроительства существует объективная необходимость в обязательных государственных требованиях к территориям, направленных на создание благоприятных условий жизнедеятельности. В качестве примера можно привести нормы обеспечения местами для парковки автотранспорта, требования к ширине городских улиц и дорог, наличию детских площадок и т.п. В технических регламентах эти требования не могут быть установлены, так как не связаны с безопасностью. В документах территориального планирования эти требования, возможно, будут присутствовать. Однако можно не сомневаться, что утверждающие их органы власти при отсутствии обязательных государственных норм будут видеть в них резерв возможной экономии бюджетных средств и дефицитной земли. Ценной особенностью нового кодекса является точное указание его места в иерархии действующего законодательства. Так, требования законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, о безопасности гидротехнических сооружений, о промышленной безопасности опасных производственных объектов и технических регламентов имеют приоритет перед Градостроительным кодексом. В свою очередь, Кодекс имеет приоритет перед требованиями земельного, лесного, водного законодательства, законодательства об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) и иных законов Российской Федерации.
Территориальное планирование
Значительное место в Кодексе уделено регламентации территориального планирования. Оно должно быть направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Документы территориального планирования также имеют три уровня - документы Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Они определяют градостроительную политику соответствующего уровня и являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. По-видимому, в первую очередь подразумеваются решения по выделению бюджетных средств, а также выделению земельных участков. В качестве документов территориального планирования Российской Федерации Кодексом определены схемы территориального планирования Российской Федерации, разрабатываемые по тематическим направлениям, например, в области обороны страны и безопасности государства, в области развития путей сообщения, информации и связи, и т.д. Эти схемы должны разрабатываться на основании результатов инженерных изысканий с учетом федеральных программ развития Российской Федерации, документов территориального планирования субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также с учетом предложений заинтересованных лиц. В определенных законом случаях они подлежит согласованию с субъектами Российской Федерации. В рассмотрении проектов схем территориального планирования Российской Федерации принимают участие органы местного самоуправления с точки зрения учета в них своих интересов. Согласованию с муниципальными образованиями также подлежат вопросы размещения объектов капитального строительства федерального значения, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду. Схемы территориального планирования Российской Федерации утверждаются Правительством Российской Федерации. На уровне субъектов Российской Федерации также утверждаются схемы территориального планирования более конкретного содержания. Закон детально определяет предметы и процедуру согласований документов территориального планирования разного уровня. Документами территориального планирования муниципальных образований являются: 1) схемы территориального планирования муниципальных районов; 2) генеральные планы поселений; 3) генеральные планы городских округов. В Кодексе подробно расписан состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований и планов реализации таких документов. Однако он может быть уточнен нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В определенных Кодексом и уточняемых Правительством Российской Федерации случаях эти документы подлежат государственной экспертизе и согласованию с вышестоящими органами. Генеральные планы и схемы территориального планирования проходят процедуру публичных слушаний и утверждаются представительными органами местного самоуправления. Генеральные планы в случаях, которые предстоит определить Правительству, подлежат обязательной государственной экспертизе. В остальных случаях документы территориального планирования могут быть направлены на экспертизу по инициативе и за счет органов власти и местного самоуправления, объединений граждан. Поскольку вопросы территориального планирования часто затрагивают интересы органов разного уровня, в Кодексе предусмотрительно установлен порядок совместной подготовки проектов документов.
Правила землепользования и застройки
Правила землепользования и застройки утверждаются практически так же, как и документы территориального планирования. Они включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты. На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. «Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства» (ст. 36). В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются: 1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; 2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; 3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. В отличие от документов территориального планирования, правила землепользования и застройки отражают не намерения органов самоуправления в отношении развития территории, а их правовые решения относительно того, для чего можно и для чего нельзя использовать землю. Они регулируют весьма важные и острые вопросы, чреватые конфликтными ситуациями, которые, согласно Кодексу, должны разрешаться в судебном порядке.
Проектная документация по планировке территории
Разработке проектной документации по планировке территории - проекта планировки территории и проекта межевания территории - кодекс уделяет большое внимание. Эти документы отражают конкретные планировочные решения и непосредственно затрагивают интересы граждан и организаций. Поэтому состав документов, порядок их разработки, утверждения и согласования детально расписан в Кодексе. Согласно Кодексу, «… подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий». Разработанные проектные решения подлежат опубликованию и обязательному рассмотрению на публичных слушаниях с участием граждан, проживающих на территории. При этом всем заинтересованным лицам должны быть обеспечены равные возможности для выражения своего мнения.
Изыскания и проектирование
Кодексом впервые в отечественной практике установлены прямые законодательные требования к основным процессам создания строительной продукции – проектированию и строительству. Ранее они фигурировали только в строительных нормах и правилах. В трактовке Кодекса инженерные изыскания являются обязательным элементом любого строительства. Виды инженерных изысканий, порядок их выполнения, а также состав и форму материалов инженерных изысканий, порядок формирования и ведения государственного фонда материалов и данных инженерных изысканий с учетом потребностей информационных систем обеспечения градостроительной деятельности должны быть установлены Правительством Российской Федерации. Можно предположить, что некоторые из них обретут форму технических регламентов. Теперь результаты изысканий в обязательном порядке должны передаваться в государственный фонд материалов и данных инженерных изысканий Проектная документация является обязательной для строительства, реконструкции объектов, а также объектов капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов недвижимости. Проектная документация не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства, однако может разрабатываться по собственной инициативе застройщика. Кодекс устанавливает минимум исходно-разрешитель-ной документации, которую застройщик или заказчик обязан предоставить проектировщику. В ее состав входят: «1) градостроительный план земельного участка; 2) результаты инженерных изысканий (в случае, если они отсутствуют, договором должно быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий); 3) технические условия на подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения». В Кодексе делается попытка решить больной вопрос выдачи исходных данных для проектирования. В настоящее время этот вопрос фактически отдан на откуп территориальным инженерным службам, которые используют это в собственных интересах. Кодекс устанавливает обязанность организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, бесплатно предоставлять условия по максимальной нагрузке и срокам подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, а также информации о плате за подключение. Порядок же определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, согласно Кодексу, может устанавливаться Правительством Российской Федерации. Кодекс устанавливает (ст.48) следующий принципиальный состав проектной документации и поручает его конкретизацию для разного типа объектов Правительству Российской Федерации. «1) пояснительная записка с исходными данными для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе с результатами инженерных изысканий, техническими условиями; 2) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка; 3) архитектурные решения; 4) конструктивные и объемно-планировочные решения; 5) сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений; 6) проект организации строительства объектов капитального строительства; 7) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей (при необходимости сноса или демонтажа объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства); 8) перечень мероприятий по охране окружающей среды; 9) перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности; 10) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда (в случае подготовки соответствующей проектной документации); 11) проектно-сметная документация объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов; 12) иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами». Фактически этот состав соответствует традиционной стадии «проект» с несколько расширенной организационной частью. Содержащейся в этом составе информации достаточно для оценки соответствия запроектированного объекта градостроительным требованиям и, возможно, требованиям будущих технических регламентов. Рабочую документацию Кодекс не затрагивает.
Экспертиза проектной документации
Согласно Кодексу, государственная экспертиза проектной документации является обязательной, кроме небольших зданий. Он запрещает требовать дополнительных экспертиз, что нередко встречается в практике. «Государственная экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства: 1) отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства); 2) жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки); 3) многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования; 4) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности; 5) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, требуется установление санитарно-защитных зон». Государственная экспертиза проектной документации не проводится также в случае, если для строительства, реконструкции, капитального ремонта не требуется получение разрешения на строительство. Этот перечень «маловажных» объектов применяется также при определении обязательности государственного надзора. Задачей государственной экспертизы проектной документации, согласно Кодексу, является оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологичес-ким, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий. Заказчик-застройщик вправе по своей инициативе организовать проведение дополнительной негосударственной экспертизы проектной документации силами аккредитованных организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Разрешение на строительство
Разрешение на строительство, согласно Кодексу, представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство или реконструкцию объектов, а также их капитальный ремонт. Получение разрешения обязательно при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства, а также их капитальном ремонте, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов. Кодекс оговаривает (ст.51) следующие случаи, для которых не требуется разрешения на строительство: «1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства; 2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других); 3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования; 4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности, не нарушают права третьих лиц и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом; 5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется». Последний пункт, возможно, позволит субъектам Российской Федерации уточнять этот перечень. В Кодексе содержится исчерпывающий перечень документов, представляемых застройщиком для получения разрешения на строительство, а также процедура его получения. Для индивидуальных застройщиков состав документов сокращен. В современной практике преобладает проектирование параллельно со строительством, в связи с чем предусматривается возможность получения разрешений на отдельные этапы строительства. До установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка органы исполнительной власти или местного самоуправления будут проводить проверку соответствия проектной документации разрешенному использованию земельного участка и архитектурно-планировочному заданию, т.е. по старым правилам. Параметры разрешения на строительство в новом Кодексе унаследовали черты двух ранее существовавших разрешительных документов – разрешения на строительство (градостроительного документа) и разрешения на выполнения строительно-монтажных работ (документа архстройнадзора). К сожалению, гибрид получился не очень удачным, так как при градостроительном содержании процедура его получения установлена надзорная, оставляющая заказчику-застройщику меньше времени для организации рабочего проектирования и строительства. Кодекс определяет органы, выдающие разрешение на строительство, в зависимости масштаба запланированного объекта. Критерием дифференциации служит наличие градостроительного регламента. Если на выделенный под строительство участок установлен градостроительный регламент, разрешение на строительство может выдать только орган местного самоуправления. Если на этот участок не распространяется действие градостроительного регламента, или он вообще отсутствует на данной территории, то разрешение выдается федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с их компетенцией. Разрешение на строительство должно выдаваться бесплатно.
Строительство
Кодекс устанавливает, что лицами, осуществляющими строительство, могут являться застройщик либо привлекаемые застройщиком или заказчиком на основании договора физические или юридические лица, обладающие соответствующей квалификацией (подразумевается, имеющие лицензию). В Кодексе определены основные обязанности участников строительства в рамках административного права, независимо от их обязанностей по договору строительного подряда. Для заказчика-застройщика они следующие. «…застройщик или заказчик должен подготовить земельный участок для строительства и объект капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта, а также передать лицу, осуществляющему строительство, материалы инженерных изысканий, проектную документацию, разрешение на строительство. При необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев застройщик или заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства» (ст.52). Если возводимый объект подлежит государственному строительному надзору, заказчик-застройщик должен заблаговременно известить его с приложением следующих документов: копия разрешения на строительство; проектная документация в объеме, необходимом для осуществления соответствующего этапа строительства; копия документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий; общий и специальные журналы работ. Эта процедура извещения является заменой ранее существовавшей процедуры выдачи разрешения на выполнение СМР. Строитель, со своей стороны, обязан: строить в соответствии с заданием заказчика-застройщика, проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов, и при этом обеспечивать безопасность работ для населения и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Он обязан также обеспечивать доступ на территорию строительства представителей застройщика или заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов. Организационные детали - порядок осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта, порядок консервации объекта и т.д. - могут устанавливаться нормативными правовыми актами Российской Федерации, под которыми, видимо, подразумеваются постановления Правительства и, возможно, ведомственные документы.
Строительный контроль
Традиционное содержание производственного контроля качества и технадзора заказчика в новом Кодексе получило название строительного контроля. Контроль должен проводиться в процессе строительства с целью проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка. Обязанность ведения строительного контроля возложена на лицо, осуществляющее строительство, т.е. на заказчика-застройщика либо на привлекаемое им на основании договора физическое или юридическое лицо (ст.53). В случае возникновения аварийных ситуаций на объекте это лицо обязано извещать органы государственного строительного надзора. По своей инициативе заказчик-застройщик может привлекать проектировщика для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, т.е. ведения авторского надзора (этот термин в тексте не употребляется). Кодекс предписывает осуществлять контроль как за результатами работ, влияющих на безопасность здания и сооружения, так и за выполнением этих работ. Промежуточные результаты работ должны оформляться актами освидетельствования. Порядок проведения строительного контроля может устанавливаться нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Государственный строительный надзор
«Государственный строительный надзор осуществляется при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, а также при их капитальном ремонте, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности …» (ст. 54). Это – объекты, проектная документация на которые подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 Кодекса. Кроме того, государственный строительный надзор должен проводиться при строительстве домов по типовым проектам, хотя проектная документация таких объектов и не проходит экспертизу. Как и строительный контроль, госстройнадзор должен проверять соответствие выполняемых работ требованиям технических регламентов и проектной документации. Федеральные надзорные органы контролируют наиболее ответственные объекты. К ним Кодекс относит объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ), опасные производственные объекты, линии связи (в том числе линейно-кабельных сооружения), объекты обороны и безопасности, объекты, сведения о которых составляют государственную тайну, особо опасные, технически сложные и уникальные объекты. К сожалению, этот перечень нельзя назвать ясным и четким. Он будет конкретизирован в документах Правительства Российской Федерации, регламентирующих деятельность надзорного органа. Остальные объекты должны контролироваться (надзорными?) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Кодекс запрещает осуществление в строительстве иных видов государственного надзора. Данное положение весьма существенно, поскольку, например, в 2002 г. в строительстве действовало 12 различных государственных надзоров. Не ясно, однако, означает ли это отстранение от надзора за строительством органов санитарного или экологического надзора. Это должно проясниться при внесении изменений в соответствующие законы. Порядок осуществления государственного строительного надзора, критерии отнесения объектов капитального строительства к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Ввод объекта в эксплуатацию
Кодекс частично регламентирует порядок ввода объекта в эксплуатацию. Это важное для строителей действие получило в действующем законодательстве два источника регламентации. Федеральный закон о техническом регулировании распространяется на первый «технический» этап приемки и трактует его как одну из форм оценки соответствия объекта предъявляемым техническим требованиям. Кодекс же рассматривает административную составляющую этого действия. Кодекс предусматривает, что после выполнения «технической» оценки соответствия объекта предъявляемым требованиям застройщик обращается в орган исполнительной власти, выдавший разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. К этому заявлению прилагаются следующие документы: «1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка; 3) разрешение на строительство; 4) акт приемки объекта заказчиком (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора); 5) документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство (своего рода декларация; это слово, однако, не употребляется, поскольку механизм декларирования соответствия, заложенный в Федеральном законе о техническом регулировании, совершенно неприемлем для строительства); 6) документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора); 7) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии); 8) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора); 9) заключение органа государственного строительного надзора, органа государственного пожарного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, государственного пожарного надзора) о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации» (ст. 55). Данный перечень может дополняться Правительством Российской Федерации. По результатам рассмотрения представленных документов орган власти или самоуправления выдает застройщику разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, которое является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства. Форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию устанавливается Правительством Российской Федерации. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства в соответствии с разрешением на строительство и соответствие градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности
Кодекс устанавливает требования к информационным системам обеспечения градостроительной деятельности, содержащим систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных, необходимых для осуществления градостроительной деятельности, сведений. Их целью является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства. Предусматривается безвозмездная передача участниками строительства необходимой информации. Эти положения олицетворяют стремление организовать систему кадастров, которые не раз начинались, но не доводились до логического завершения
С О Д Е Р Ж А Н И Е
© ФГУП ЦНС, 2005
|
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |