Приложение

к приказу МЧС России

от 23.07.02357

СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

СВОД ПРАВИЛ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И СТРОИТЕЛЬСТВУ

ПОРЯДОК
УЧЕТА ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ
ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И МЕРОПРИЯТИЙ ПО
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ХОДАТАЙСТВА О НАМЕРЕНИЯХ
ИНВЕСТИРОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВО
И ОБОСНОВАНИЙ ИНВЕСТИЦИЙ В СТРОИТЕЛЬСТВО
ПРЕДПРИЯТИЙ
, ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ

СП 11-113-2002

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
(МЧС РОССИИ)

Москва

2002

ПРЕДИСЛОВИЕ

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Центральный научно-исследовательский и проектно-экспериментальный институт промышленных зданий и сооружений» (АО «ЦНИИпромзданий»), Государственной экспертизой проектов МЧС России, Государственным предприятием «ЦЕНТРИНВЕСТпроект» Госстроя России, (ГП «ЦЕНТРИНВЕСТпроект»), Обществом с ограниченной ответственностью «Инженерный консалтинговый центр «Промтехбезопасность» (ООО «ИКЦ «Промтехбезопасность»)

2 ВНЕСЕН Департаментом предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и Департаментом гражданской защиты МЧС России

3 ОДОБРЕН Госстроем России (письмо от 22 марта 2002 г № ЛБ-1446/3)

4 ПРИНЯТ приказом МЧС России от «23» 07 2002 г. № 357 и ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ с 01 августа 2002 г.

5 РАЗРАБОТАН ВПЕРВЫЕ

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 2

1 область применения. 2

2 нормативные ссылки. 3

3 общие положения. 3

4 основные исходные данные и требования для учета инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций в ходатайстве о намерениях и обоснованиях инвестиций в строительство. 4

5 инженерно-технические мероприятия гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций, учитываемые в ходатайстве о намерениях. 4

6 инженерно-технические мероприятия гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций, учитываемые в обоснованиях инвестиций. 6

7 согласование и государственная экспертиза инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций, учтенных в ходатайстве о намерениях и обоснованиях инвестиций. 8

Приложение а Основные термины и определения. 9

Приложение б Перечень основных руководящих, нормативных и методических документов, рекомендуемых для использования при разработке решений по инженерно-техническим мероприятиям гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций в ходатайстве о намерениях и обоснованиях инвестиций. 10

Приложение в Примерный перечень сведений направляемых в орган управления по делам го и чс для получения от него исходных данных и требований по учету инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуации в ходатайстве о намерениях и обоснованиях инвестиций. 14

Приложение г Примерный перечень исходных данных и требований для учета инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций в ходатайстве о намерениях и обоснованиях инвестиций. 15

Приложение д Критерии для зонирования территории по степени опасности чрезвычайных ситуаций. 15

ВВЕДЕНИЕ

Учет инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций при составлении ходатайства о намерениях инвестирования и обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений предусматривается в соответствии с требованиями СНиП 2.01.51-90 «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны», Типового положения по разработке и составу ходатайства (декларации) о намерениях инвестирования в строительство предприятий, зданий и сооружений и СП 11-101-95 «Порядок разработки, согласования, утверждения и состав обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений».

Порядок учета инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций охватывает круг вопросов по гражданской обороне, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, рассматриваемых на этапе составления предпроектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений.

Порядок разработан авторским коллективом в составе Ю.В. Алешин, М.В. Петров, В.А. Совко, Ю.Т. Комаров (Государственная экспертиза проектов МЧС России), А.Г. Беляев (АО «ЦНИИпромзданий»), Н.Н. Павлов, В. Пулико (ГП «ЦЕНТРИНВЕСТпроект»), С.П. Земцов, С. Стрелко (ООО «ИКЦ «Промтехбезопасность»).

СВОД ПРАВИЛ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И СТРОИТЕЛЬСТВУ

Порядок учета инженерно-технических мероприятий гражданской обороны
и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций
при соста
влении ходатайства о намерениях инвестирования в строительство
и обосно
ваний инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений

CODE PRACTICE

Procedure of consideration of engineering and technical measures
of civil defence and measures for prevention of emergencies
for drawing up of th
e petition about intentions of investment in construction
and feasibility studies for construction of enterprises, buildings and structures

Дата введения - 1 августа 2002 г.

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1 Настоящий нормативный документ разъясняет:

порядок получения исходных данных и требований для учета инженерно-технических мероприятий (ИТМ) гражданской обороны (ГО) и предупреждения чрезвычайных ситуаций (ЧС) при доставлении ходатайства (декларации) о намерениях инвестирования в строительство предприятий, зданий и сооружений (далее - ходатайства о намерениях) и обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений (далее - обоснований инвестиций);

требования к составу и содержанию сведений об ИТМ ГОЧС в ходатайстве о намерениях и обоснованиях инвестиций;

порядок проведения экспертизы решений по ИТМ ГОЧС в обоснованиях инвестиций.

Документ предназначен для применения заказчиками (инвесторами)1, проектировщиками, органами, специально уполномоченными решать задачи ГО, задачи по предупреждению и ликвидации ЧС, при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления (далее - органами управления по делам ГО и ЧС), и иными юридическими и физическими лицами - участниками инвестиционного процесса.

1 Далее – заказчик.

1.2 Разработка ИТМ ГОЧС в составе проектной документации (проектах строительства, рабочих проектах и рабочей документации) регламентируется отдельным нормативным документом (СП 11-107-98).

2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящем Своде правил использованы ссылки на следующие нормативные документы:

СНиП 2.01.51-90 «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны»;

СНиП 22-01-95 «Геофизика опасных природных воздействий»;

СНиП 2.01.53-84 «Световая маскировка населенных пунктов и объектов народного хозяйства»;

СП 11-107-98 «Порядок разработки и состав раздела «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций» проектов строительства»;

ГОСТ Р 22.0.02 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий» (с Изменением № 1, введенным в действие 01.01.2001 г. постановлением Госстандарта России от 31.05.2000 г., № 148-ст);

ГОСТ Р 22.0.05 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения»;

ГОСТ Р 22.0.10 «Правила нанесения на карты обстановки о чрезвычайных ситуациях»;

РД 03-418-01 «Методические указания по проведению анализа риска опасных производственных объектов».

3 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

3.1 Затраты на реализацию ИТМ ГОЧС должны быть учтены в ходатайстве о намерениях и обоснованиях инвестиций и направлены на обеспечение защиты населения и территорий и снижение материального ущерба от ЧС техногенного и природного характера, от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при диверсиях и террористических актах.

Термины и определения, используемые в настоящем документе, приведены в приложении А.

3.2 Разработка ИТМ ГОЧС в ходатайстве о намерениях и обоснованиях инвестиций осуществляется при наличии у разработчика соответствующей лицензии, выдаваемой в установленном порядке.

3.3 Для учета ИТМ ГОЧС необходимо руководствоваться действующим в Российской Федерации законодательством, строительными нормами и правилами, государственными стандартами в области строительства, ГО, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.

В ходатайстве о намерениях и обоснованиях инвестиций отступления от требований нормативных документов по проектированию ИТМ ГОЧС допускаются только при наличии разрешений организаций, которые приняли и (или) ввели в действие эти документы.

3.4 Для учета ИТМ ГОЧС при составлении ходатайства о намерениях и обоснований инвестиций рекомендуется использовать руководящие, нормативные и методические документы, указанные в приложении Б.

3.5 Решения по ИТМ ГОЧС в ходатайстве о намерениях и обоснованиях инвестиций представляются в виде текстовых и графических материалов, оформленных в соответствии с требованиями государственных стандартов системы проектной документации для строительства и настоящего Свода правил.

При разработке графических материалов следует учитывать требования ГОСТ Р 22 0.10.

Масштаб графических материалов выбирается в каждом конкретном случае, исходя из необходимости соблюдения действующих норм и правил и обеспечения полноты отображения информации.

3.6 Ограничения на распространение сведений, касающихся ИТМ ГОЧС в ходатайстве о намерениях и обоснованиях инвестиций, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.7 До принятия местным органом исполнительной власти решения по ходатайству о намерениях, учтенные при его составлении ИТМ ГОЧС подлежат согласованию органом управления по делам ГО и ЧС*.

ИТМ ГОЧС, учтенные в обоснованиях инвестиций, подлежат государственной экспертизе в области защиты населения и территорий от ЧС и ГО**.

* В соответствии с Типовым положением о порядке выдачи исходных данных и технических условий на проектирование, согласование документации на строительство, а также оплаты указанных услуг (утверждено заместителем Министра строительства Российской Федерации 06.02.96, письмо Минстроя России от 13.02.96 № БЕ-19-4/9).

** В соответствии с Положением о проведении государственной экспертизы и утверждении градостроительной, предпроектной и проектной документации в Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.20001008).

4 ОСНОВНЫЕ ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ И ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ УЧЕТА ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В ХОДАТАЙСТВЕ О НАМЕРЕНИЯХ И ОБОСНОВАНИЯХ ИНВЕСТИЦИЙ В СТРОИТЕЛЬСТВО

4.1 Заказчик ходатайства о намерениях и обоснований инвестиций осуществляет сбор исходных данных и требований для учета ИТМ ГОЧС до составления (разработки) указанных документов. Для этой цели заказчик может привлекать на договорной основе проектировщика.

4.2 Органами управления по делам ГО и ЧС (в пределах их компетенции) по запросу заказчика выдаются исходные данные о состоянии потенциальной опасности территории, на которой намечается строительство, а также требования для учета ИТМ ГОЧС в предпроектной документации.

Примерный перечень необходимых сведений, которые заказчик должен направить в орган управления по делам ГО и ЧС для получения исходных данных и требований, приведен в приложении В.

4.3 Основные исходные данные и требования для учета ИТМ ГОЧС включают:

категорию по ГО объекта, намечаемого к строительству (особой важности, первая, вторая, некатегорированный), сведения о прекращении или перемещении в другое место деятельности объекта в военное время;

группу по ГО территории (особой важности, первая, вторая, третья), на которой предполагается разместить объект (для объектов на территориях, отнесенных к группам по ГО);

категории и группы по ГО объектов и территорий, расположенных вблизи предполагаемого места строительства (если такие имеются);

перечень возможных источников ЧС техногенного характера на объекте, намечаемом к строительству, а также вблизи участка его предполагаемого размещения;

перечень возможных источников ЧС природного характера в районе предполагаемого строительства;

требования к защитным сооружениям ГО (ЗС ГО);

требования по созданию систем оповещения ГО и локальных систем оповещения при авариях на потенциально опасных объектах;

требования по мерам предотвращения постороннего вмешательства в деятельность объекта, намечаемого к строительству;

дополнительные требования по обеспечению безопасности, которые должны быть учтены при разработке предпроектной документации.

Примерный перечень исходных данных и требований для учета ИТМ ГОЧС в ходатайстве о намерениях и обоснованиях инвестиций, приведен в приложении Г.

5 ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ, УЧИТЫВАЕМЫЕ В ХОДАТАЙСТВЕ О НАМЕРЕНИЯХ

5.1 В ходатайстве о намерениях, разрабатываемом в соответствии с утвержденной в установленном порядке градостроительной документацией, учитываются основные ИТМ ГОЧС, которые должны быть предусмотрены в дальнейшем при проектировании и строительстве предприятия, здания и сооружения.

Необходимый состав ИТМ ГОЧС определяется заказчиком в зависимости от характера объекта и территории.

5.2 В текстовых материалах ходатайства о намерениях в части, касающейся учета ИТМ ГОЧС, приводятся:

а) исходные данные и требования для учета ИТМ ГОЧС, выданные органом управления по делам ГО и ЧС;

б) сведения о наличии лицензии на разработку ИТМ ГОЧС;

в) характеристика района, пункта, участка намечаемого строительства, согласно тех или иных зон опасности или загородной зоны, предусмотренных СНиП 2.01.51-90;

г) сведения о природно-климатических условиях района строительства в части, касающейся наличия природных процессов, отнесенных в соответствии со СНиП 22-01-95 к опасным, весьма опасным и чрезвычайно опасным (катастрофическим);

д) данные о продолжении функционирования предприятия, здания и сооружения в военное время, прекращении или переносе производства в загородную зону, перепрофилировании предприятия в военное время на выпуск иной продукции;

е) сведения об отнесении объекта к категории по ГО (особой важности, первой второй, некатегорированный);

ж) данные о персонале объекта и населении на прилегающей территории с указанием режима работы, сменности, примерной численности работников в наибольшую смену, наличию вблизи жилой застройки и мест массового скопления людей;

з) ориентировочная численность наибольшей работающей смены военного времени, дежурного и линейного персонала предприятий, обеспечивающих жизнедеятельность территорий, отнесенных к группам по ГО, и объектов особой важности (для объектов, продолжающих работу в военное время);

и) краткое описание систем оповещения и управления ГО;

к) порядок организации светомаскировки в соответствии с требованиями СНиП 2.01.53-84;

л) данные о типе ЗС ГО, примерном количестве убежищ или противорадиационных укрытий и их вместимости (для объектов, на которых должно предусматриваться строительство ЗС ГО);

м) данные о необходимости соблюдения особых требований СНиП 2.01.51-90 для объектов: на которых используются, производятся или хранятся аварийно химически опасные вещества (АХОВ), взрывчатые вещества и материалы, легковоспламеняющиеся и горючие вещества; магистральных трубопроводов, гидротехнических сооружений, автомобильных дорог; объектов железнодорожного, морского, речного и воздушного транспорта, сельскохозяйственных объектов; предприятий по переработке и хранению продукции агропромышленного производства; бань, душевых предприятий; прачечных, фабрик химической чистки, а также постов мойки и уборки подвижного состава автотранспорта;

н) перечень основных опасностей, которые могут возникнуть на объекте строительства в случае аварий (как на самом объекте, так и на соседних потенциально опасных объектах) и стихийных бедствий, с указанием примерных объемов и основных характеристик производимых, хранящихся или транспортируемых опасных веществ, технологического оборудования, а также критериев, в соответствии с которыми объект строительства может быть отнесен к потенциально опасным (опасным производственным объектам);

о) сведения о необходимости декларирования безопасности (промышленной безопасности) намечаемого к строительству объекта;

п) результаты предварительной оценки риска ЧС техногенного и природного характера на территории намечаемого строительства предприятия, здания или сооружения, включая значения потенциального риска гибели человека из категорий эксплуатационного персонала и населения на прилегающей территории, возможного материального ущерба от ЧС, а также вероятности (частоты) возникновения локальной, местной, территориальной, региональной, федеральной и трансграничной ЧС;

р) перечень основных мероприятий, необходимых для исключения развития последствий аварий, обеспечения взрывопожаробезопасности, защиты территории, зданий и сооружений от опасных природных процессов;

с) сведения об обеспечении надежности функционирования систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и канализации;

т) данные о необходимости создания локальной системы оповещения в случае аварий на объекте, намечаемом к строительству (для химически, радиационно-опасных объектов и гидротехнических сооружений);

у) перечень основных мероприятий по предотвращению постороннего вмешательства в деятельность объекта;

ф) ориентировочная стоимость ИТМ ГОЧС, определяемая по аналогам и укрупненным показателям.

5.3 Графические материалы по ИТМ ГОЧС в ходатайстве о намерениях разрабатываются в виде ситуационного плана (планов), на котором нанесены:

а) предполагаемые площадки для размещения объекта строительства с указанием их размеров и экспликацией основных зданий и сооружений с краткой их характеристикой (назначение, размеры);

б) рядом расположенные объекты, жилая застройка, транспортные коммуникации (отнесенные к категориям по ГО, попадающие в зону действия поражающих факторов при авариях на объекте строительства, способных при аварии оказать воздействие на объект строительства);

в) границы зон возможной опасности и загородной зоны, предусмотренные СНиП 2.01.51-90;

г) границы санитарно-защитной, охранной и других зон ограничения деятельности;

д) зоны действия природных процессов, отнесенных в соответствии со СНиП 22-01-95 к опасным, весьма опасным и чрезвычайно опасным (катастрофическим);

е) зоны действия поражающих факторов при максимальных по последствиям авариях на объекте строительства, а также потенциально опасных объектах и транспортных коммуникациях, которые могут воздействовать на участок намечаемого строительства;

ж) территории, отнесенные по степени опасности ЧС техногенного и природного характера к зонам неприемлемого риска, жесткого контроля и приемлемого риска в соответствии с критериями, приведенными в Приложении Д;

з) масштаб.

5.4 Объем представляемых материалов по ИТМ ГОЧС в ходатайстве о намерениях должен обеспечивать возможность ориентировочной технико-экономической оценки этих мероприятий, необходимой для принятия решения органом исполнительной власти на возможное строительство намечаемого объекта.

6 ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ, УЧИТЫВАЕМЫЕ В ОБОСНОВАНИЯХ ИНВЕСТИЦИЙ

6.1 В обоснованиях инвестиций, разрабатываемых в соответствии с утвержденной в установленном порядке градостроительной документацией и/или решением органа исполнительной власти о возможности реализации намерений инвестирования в строительство предприятия, здания и сооружения, определяется рациональный состав ИТМ ГОЧС, которые должны быть предусмотрены при дальнейшем проектировании и строительстве.

6.2 В текстовых материалах обоснований инвестиций в части, касающейся учета ИТМ ГОЧС, приводятся:

а) исходные данные и требования для учета ИТМ ГОЧС, выданные органом управления по делам ГО и ЧС, а также требования, сформированные в результате рассмотрения ходатайства о намерениях;

б) сведения о наличии лицензии на разработку ИТМ ГОЧС;

в) анализ возможных вариантов размещения объекта строительства, с точки зрения попадания его в те или иные зоны опасности или в загородную зону, предусмотренные СНиП 2.01.51-90;

г) сведения о природно-климатических условиях района строительства в части, касающейся наличия природных процессов, отнесенных в соответствии со СНиП 22-01-95 к опасным, весьма опасным и чрезвычайно опасным (катастрофическим);

д) данные о продолжении функционирования предприятия, здания и сооружения в военное время, прекращении или переносе производства в загородную зону, перепрофилировании предприятия в военное время на выпуск иной продукции;

е) сведения об отнесении объекта к категории по ГО (особой важности, первой, второй, некатегорированный);

ж) данные о персонале объекта и населении на прилегающей территории с указанием режима работы, сменности, примерной численности работников в наибольшую смену, наличии вблизи жилой застройки и мест массового скопления людей;

з) обоснование численности наибольшей работающей смены военного времени, дежурного и линейного персонала предприятий, обеспечивающих жизнедеятельность территорий, отнесенных к группам по ГО, и объектов особой важности (для объектов, продолжающих работу в военное время);

и) принципиальные технические решения по организации систем оповещения и управления ГО;

к) сведения об организации безаварийной остановки технологических процессов;

л) принципиальные решения по обеспечению светомаскировки в соответствии с требованиями СНиП 2.01.53-84;

м) обоснование типа ЗС ГО, количества убежищ или противорадиационных укрытий, их вместимости и мест размещения (для объектов, на которых должно предусматриваться строительство ЗС ГО);

н) принципиальные решения по соблюдению особых требований СНиП 2.01.51-90 для объектов: на которых используются, производятся или хранятся аварийно химически опасные вещества (АХОВ), взрывчатые вещества и материалы, легковоспламеняющиеся и горючие вещества; магистральных трубопроводов; гидротехнических сооружений; автомобильных дорог; объектов железнодорожного, морского, речного и воздушного транспорта; сельскохозяйственных объектов; предприятий по переработке и хранению продукции агропромышленного производства; бань, душевых предприятий; прачечных, фабрик химической чистки, а также постов мойки и уборки подвижного состава автотранспорта;

о) перечень опасностей, которые могут возникнуть на объекте строительства в случае аварий (как на самом объекте, так и на соседних потенциально опасных объектах) и стихийных бедствий, с указанием объемов и характеристик производимых, хранящихся или транспортируемых опасных веществ, основного технологического оборудования, а также перечень опасных производственных объектов;

п) сведения о необходимости декларирования безопасности (промышленной безопасности) объекта строительства;

р) оценка риска ЧС техногенного и природного характера по всем вариантам технологических решений и мест размещения предприятия, здания и сооружения, включая определение значений индивидуального и коллективного риска гибели людей из категорий эксплуатационного персонала и населения на прилегающей территории, величин возможного материального ущерба от ЧС, а также вероятностей (частот) возникновения локальной, местной, территориальной, региональной, федеральной и трансграничной ЧС;

с) принципиальные технические решения по исключению разгерметизации оборудования и предупреждению выбросов опасных веществ, локализации последствий аварий, обеспечению взрывопожаробезопасности, защите территории, зданий и сооружений от опасных природных процессов;

т) данные о системах: контроля радиационной и химической обстановки; обнаружения взрывоопасных концентраций;

у) сведения об обеспечении надежности функционирования систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и канализации (для всех вариантов технологических решений и мест размещения объекта строительства);

ф) принципиальные решения по защите источников водоснабжения от радиоактивных и отравляющих веществ;

х) обоснование зоны действия локальной системы оповещения в случае аварий на объекте строительства (для химически, радиационно-опасных объектов и гидротехнических сооружений) и сведения об организации системы оповещения его работников в случае аварий на соседних объектах;

ц) данные о количестве и возможных местах размещения резервов материальных средств для ликвидации ЧС;

ч) сведения об обеспечении противоаварийной устойчивости пункта управления (для потенциально опасных объектов);

ш) перечень мер по предотвращению постороннего вмешательства в деятельность объекта;

щ) основные финансовые затраты на реализацию ИТМ ГОЧС, определяемые по каждому из вариантов технологических решений и мест размещения объекта строительства предприятия, здания или сооружения (могут определяться по аналогам, укрупненным показателям, а также прогнозным и экспертным оценкам).

6.3 Графические материалы по ИТМ ГОЧС в обоснованиях инвестиций разрабатываются в следующем составе:

1. Ситуационный план (планы), на котором наносятся:

а) предлагаемая площадка (площадки) для размещения объекта строительства, а также инженерные сети и коммуникации, к которым он будет присоединяться;

б) рядом расположенные объекты, жилая застройка, транспортные коммуникации (отнесенные к категориям по ГО, попадающие в зону действия поражающих факторов при авариях на объекте строительства, способные при аварии оказать воздействие на объект строительства);

в) границы зон возможной опасности и загородной зоны согласно СНиП 2.01.51-90;

г) границы санитарно-защитной, охранной и других зон ограничения деятельности;

д) зоны действия природных процессов, отнесенных в соответствии со СНиП 22-01-95 к опасным, весьма опасным и чрезвычайно опасным (катастрофическим),

е) зоны действия поражающих факторов при максимальных по последствиям авариях на объекте строительства, а также на соседних потенциально опасных объектах и транспортных коммуникациях (если они могут достигать участка намечаемого строительства);

ж) территории, отнесенные по степени опасности ЧС техногенного и природного характера к зонам неприемлемого риска, жесткого контроля и приемлемого риска в соответствии с критериями, приведенными в Приложении Д;

з) масштаб.

2. Генеральный план (планы), на котором показываются:

а) основные здания и сооружения с краткой их характеристикой (назначение, размеры, этажность, очередность застройки);

б) инженерные сети и коммуникации, места присоединения их к зданиям и сооружениям;

в) границы зон возможных завалов согласно СНиП 2.01.51-90;

г) места размещения и вместимость ЗС ГО (сооружений двойного назначения) и пункта управления ГО в одном из них (для объектов, на которых предусматривается строительство ЗС ГО);

д) зоны действия поражающих факторов при авариях на объекте строительства;

е) места размещения пунктов управления (операторных, щитов управления);

ж) участки территории, отнесенные по степени опасности ЧС техногенного и природного характера к зонам неприемлемого риска, жесткого контроля и приемлемого риска в соответствии с критериями, приведенными в Приложении Д;

з) масштаб.

6.4 Объем и содержание материалов по ИТМ ГОЧС в обоснованиях инвестиций должны обеспечивать возможность технико-экономического сравнения этих мероприятий при выборе мест строительства, технологий и оборудования, обеспечении защиты населения и территорий, снижении материального ущерба от ЧС техногенного и природного характера и от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при диверсиях и террористических актах.

7 СОГЛАСОВАНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ, УЧТЕННЫХ В ХОДАТАЙСТВЕ О НАМЕРЕНИЯХ И ОБОСНОВАНИЯХ ИНВЕСТИЦИЙ

7.1 Согласование учтенных в ходатайстве о намерениях ИТМ ГОЧС осуществляется органом управления по делам ГО и ЧС при местном органе исполнительной власти, принимающем решение по ходатайству о намерениях.

Порядок рассмотрения и согласования ходатайства о намерениях должен соответствовать требованиям установленного порядка выдачи исходных данных и технических условий на проектирование, согласования документации на строительство, а также оплаты указанных услуг.

7.2 Государственная экспертиза ИТМ ГОЧС, учтенных в обоснованиях инвестиций, проводится экспертными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) - Государственной экспертизой проектов МЧС России и экспертными комиссиями или экспертными организациями при органах управления по делам ГО и ЧС субъектов Российской Федерации.

Порядок проведения экспертизы обоснований инвестиций должен соответствовать требованиям установленного в Российской Федерации порядка проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации, а также положения о разграничении функций по государственной экспертизе и утверждению градостроительной, предпроектной и проектной документации между МЧС России и Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (Госстрой России).

7.3 Государственная экспертиза проектов МЧС России проводит экспертизу ИТМ ГОЧС в обоснованиях инвестиций, которые подлежат рассмотрению Главным управлением государственной вневедомственной экспертизы при Госстрое России (Главгосэкспертиза России).

7.4 Экспертные комиссии или экспертные организации при органах управления по делам ГО и ЧС субъектов Российской Федерации проводят экспертизу ИТМ ГОЧС в обоснованиях инвестиций, которые подлежат рассмотрению организациями государственной вневедомственной экспертизы субъектов Российской Федерации.

7.5 На рассмотрение и согласование решений по ИТМ ГОЧС, содержащихся в ходатайстве о намерениях, представляется полностью укомплектованная и оформленная документация в следующем составе:

исходные данные и требования, выданные органом управления по делам ГО и ЧС для учета ИТМ ГОЧС в ходатайстве о намерениях;

текстовые и графические материалы ходатайства о намерениях, содержащие сведения об ИТМ ГОЧС в соответствии с требованиями настоящего Свода правил.

7.6 На экспертизу ИТМ ГОЧС, содержащихся в обоснованиях инвестиций, представляется полностью укомплектованная и оформленная документация в следующем составе:

исходные данные и требования, выданные органом управления по делам ГО и ЧС для учета ИТМ ГОЧС в обоснованиях инвестиций;

текстовые и графические материалы обоснований инвестиций, содержащие сведения об ИТМ ГОЧС в соответствии с требованиями настоящего Свода правил.

При необходимости представляются и другие материалы обоснований инвестиций, связанные с вопросами обеспечения безопасности объекта строительства, защиты населения и территорий.

Приложение А
(обязательное)

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Авария - опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей природной среде (по ГОСТ Р 22.0.05).

Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий (по Федеральному закону «О гражданской обороне»).

Защита населения в чрезвычайных ситуациях - совокупность взаимоувязанных по времени, ресурсам и месту проведения мероприятий РСЧС, направленных на предотвращение или предельное снижение потерь населения и угрозы его жизни и здоровью от поражающих факторов и воздействий источников чрезвычайной ситуации (по ГОСТ Р 22.0.02).

Защитное сооружение - инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате последствий аварий на потенциально опасных объектах, либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения (по ГОСТ Р 22.0.02).

Индивидуальный риск - частота поражения отдельного человека в результате воздействия исследуемых факторов опасности (по РД 03-418 01).

Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций (ИТМ ГОЧС) - совокупность реализуемых при строительстве проектных решений, направленных на обеспечение защиты населения и территорий и снижение материального ущерба от ЧС техногенного и природного характера, от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при диверсиях и террористических актах.

Источник чрезвычайной ситуации - опасное природное явление, авария или опасное техногенное происшествие, широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация (по ГОСТ Р 22.0.02).

Коллективный риск - ожидаемое количество пораженных в результате возможных аварий за определенный период времени (по РД 03-418-01).

Ликвидация чрезвычайной ситуации - аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранения здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них поражающих факторов (по ГОСТ Р 22.0.02).

Опасность в чрезвычайной ситуации - состояние, при котором создалась или вероятна угроза возникновения поражающих факторов и воздействий источника чрезвычайной ситуации на население, объекты народного хозяйства и окружающую природную среду в зоне чрезвычайной ситуации (по ГОСТ Р 22.0.02).

Потенциально опасный объект - объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации (по ГОСТ Р 22.0.02).

Потенциальный риск (или потенциальный территориальный риск) - частота реализации поражающих факторов опасности в рассматриваемой точке территории (по РД 03-418-01).

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения (по ГОСТ Р 22.0.02).

Промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий (по Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»).

Риск - сочетание частоты (или вероятности) и последствий определенного опасного события. Понятие риска всегда включает два элемента: частоту, с которой осуществляется опасное событие, и последствия этого события.

Сооружение двойного назначения - инженерное сооружение производственного, общественного, коммунально-бытового или транспортного назначения, приспособленное (запроектированное) для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате последствий аварий на потенциально опасных объектах, а также от воздействия современных средств поражения.

Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительнее материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Различают чрезвычайные ситуации по характеру источника (природные, техногенные, биолого-социальные и военные) и по масштабам (пo ГОСТ Р 22.0.02).

Приложение Б
(рекомендуемое)

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ РУКОВОДЯЩИХ, НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИ РАЗРАБОТКЕ РЕШЕНИЙ ПО ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИМ МЕРОПРИЯТИЯМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В ХОДАТАЙСТВЕ О НАМЕРЕНИЯХ И ОБОСНОВАНИЯХ ИНВЕСТИЦИЙ

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ (ЗАКОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ):

«Градостроительный Кодекс Российской Федерации» от 7 мая 1998 г. № 73З, (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 19, ст. 2069);

«О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 г. № 28З, (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 7, ст. 799);

«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 11 ноября 1994 г. № 68-ФЗ, (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 35, ст. 3648);

«О безопасности» от 5 марта 1992 г. 2646-1 (Российская газета, 1992, № 103);

«О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. № 69З, (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 35, ст. 3649);

«Об использовании атомной энергии» от 21 ноября 1995 г. № 170З, (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4552);

«О радиационной безопасности населения» от 9 января 1996 г. № 3З (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 141);

«О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г. № 116З (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст. 3588);

«О безопасности гидротехнических сооружений» от 23 июля 1997 г. № 117З (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст. 3589).

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» от 02 августа 1999 г. № 953 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 32, ст. 4042).

ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА (СОВЕТА МИНИСТРОВ) РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:

«О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 05 ноября 1995 г. № 1113 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 46, ст. 4459);

«О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» от 29 ноября 1999 г. № 1309 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 48, ст. 6000);

«О порядке отнесения организаций к категориям по гражданской обороне» от 19 сентября 1998 г. № 1115;

«О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» от 01 марта 1993 г. № 178;

«О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации» от 27 декабря 2000 г. № 1008 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 1, часть II, ст. 135);

«О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 24 марта 1997 г. № 334 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 13, ст. 1545);

«О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 3 августа 1996 г. № 924 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 33, ст. 3998);

«О режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 25 декабря 1992 г. № 1008 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 5, ст. 387);

«О единой государственной автоматизированной системе контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации» от 20 августа 1992 г.600;

«Вопросы строительства атомных станций на территории Российской Федерации» от 28 декабря 1992 г. № 1026;

«О мерах по обеспечению защиты персонала атомных станций и населения в случае возникновения радиационно-опасных аварий на этих станциях» от 23 октября 1989 г. № 882;

«Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями» от 23 апреля 1994 г. № 359 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 2, ст. 94);

«О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 13 сентября 1996 г. № 1094 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 39, ст. 4563);

«О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 10 ноября 1996 г. № 1340 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 47, ст. 5334);

«Об утверждении Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах» от 23 ноября 1996 г. № 1404 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 49, ст. 5567);

«О сроках декларирования промышленной безопасности действующих опасных производственных объектов» от 2 февраля 1998 г. № 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 6, ст. 761);

«Об утверждении Правил представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 11 мая 1999 г. № 526 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 20, ст. 2445);

«Об утверждении положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений» от 06 ноября 1998 г. 1303 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 46, ст. 5698);

«О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов» от 21 августа 2000 г. № 613 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 35, ст. 3582).

РУКОВОДЯЩИЕ ДОКУМЕНТЫ:

«Типовое положение о порядке выдачи исходных данных и технических условий на проектирование, согласование документации на строительство, а также оплаты указанных услуг». Минстрой России, 1996 г.;

«Типовое положение по разработке и составу Ходатайства (Декларации) о намерениях инвестирования в строительство предприятий, зданий и сооружений». Минстрой России, 1997 г.;

«Положение о разграничении функций по государственной экспертизе и утверждению градостроительной, предпроектной и проектной документации между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) и Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (Госстрой России). № МЧС России 1-4-29/1 от 22.06.2001 г., № Госстроя России АШ-3440/24 от 26.06.2001 г.;

«Порядок проведения государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации в системе МЧС России». Приказ МЧС России от 31.07.2001 г. № 340;

«Положение о государственной экспертизе проектов МЧС России». Приказ МЧС России от 10.07.2001 г. № 309;

«Положение о системах оповещения гражданской обороны». Приказ МЧС России, Госкомсвязи России и ВГТРК от 07.12.1998 г. № 701/212/803;

«Положение о порядке оформления декларации промышленной безопасности и перечне сведений, содержащихся в ней». Постановление Госгортехнадзора России от 07.09.1999 г. № 66;

Изменение № 1 к «Положению о порядке оформления декларации промышленной безопасности и перечне сведений, содержащихся в ней». Постановление Госгортехнадзора России от 27.10.2000 г. № 62;

НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ:

СП 11-101-95 «Порядок разработки, согласования, утверждения и состав обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений»;

ГОСТ 12.1.004 «Пожарная безопасность. Общие требования»;

ГОСТ 12.1.010 «Взрывобезопасность. Общие требования»;

ГОСТ Р 23.0.01 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Основные положения»;

ГОСТ Р 22.0.02 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий» (с Изменением № 1, введенным в действие 01.01.2001 г. постановлением Госстандарта России от 31.05.2000 г. № 148-ст);

ГОСТ Р 22.0.05 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения»;

ГОСТ Р 22.0.06 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Источники природных чрезвычайных ситуаций. Поражающие факторы»;

ГОСТ Р 22.0.07 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Источники техногенных чрезвычайных ситуаций»;

ГОСТ Р 22.3.03 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита населения. Основные положения»;

ГОСТ 12.1.033 «ССБТ Пожарная безопасность. Термины и определения»;

СНиП 2.01.51-90 «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны»;

«Рекомендации по проектированию запасных пунктов управления»;

СНиП II-11-77* «Защитные сооружения гражданской обороны»;

ВСН ИТМ ГО АС-90 «Нормы проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны на атомных станциях»;

СН 148-76 «Инструкция по проектированию приспособления и использования метрополитенов для защиты и перевозки населения в военное время»;

ВСН ВК4-90 «Инструкция по подготовке и работе систем хозяйственно-питьевого водоснабжения в чрезвычайных ситуациях»;

СНиП 2.01.53-84 «Световая маскировка населенных пунктов и объектов народного хозяйства»;

СНиП 2.01.54-84 «Защитные сооружения гражданской обороны в подземных горных выработках»;

СНиП 2.01.55-85 «Объекты народного хозяйства в подземных горных выработках»;

СНиП 2.01.57-85 «Приспособление объектов коммунально-бытового назначения для санитарной обработки людей, специальной обработки одежды и подвижного состава автотранспорта»;

ПНАЭ Г-03-33-93 «Размещение атомных станций. Основные критерии и требования по обеспечению безопасности»;

ПНАЭ Г-05-035-94 «Учет внешних воздействий природного и техногенного происхождения на ядерно- и радиационно опасные объекты»;

СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений»;

СНиП 22-01-95 «Геофизика опасных природных воздействий»;

СНиП 2.06.15-85 «Инженерная защита территорий от затопления и подтопления»;

СНиП 2.01.1.5-90 «Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения проектирования»;

СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»;

СНиП II-7-81* «Строительство в сейсмических районах»;

СНиП 2.01.01-82 «Строительная климатология и геофизика»;

СНиП 2.01.09-91 «Здания и сооружения на подрабатываемых территориях и просадочных грунтах»;

СНиП 11-02-96 «Инженерные изыскания для строительства. Основные положения»;

СНиП 2.05.06-85 «Магистральные трубопроводы»;

СНиП 2.05.13-90 «Нефтепродуктопроводы, прокладываемые на территории городов и других населенных пунктов»;

СНиП 2.06.01-86 «Гидротехнические сооружения. Основные положения проектирования»;

СНиП II-89-80* «Генеральные планы промышленных предприятий»;

ОНД-86 «Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий»;

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1031-01 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»;

НПБ 105-95 «Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности»;

НПБ 107-97 «Определение категорий наружных установок по пожарной опасности»;

ПБ 09-170-97 «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств»;

ПБ 13-01-92 «Единые правила безопасности при взрывных работах»;

ПУЭ «Правила устройства электроустановок», 1986;

РД 34.21.122-87 «Инструкция по устройству молниезащиты зданий и сооружений»;

ВСН ВОЗ-83 «Инструкция по защите технологического оборудования от воздействия поражающих факторов ядерных взрывов»;

ПБ 09-322-99 «Правила безопасности при производстве, хранении, транспортировании и применении хлора»;

МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ:

РД 52.04.253-90 «Методика прогнозирования масштабов заражения сильнодействующими и ядовитыми веществами при авариях (разрушениях) на химически опасных объектах и на транспорте»;

Методическое пособие по прогнозированию и оценке химической обстановки в чрезвычайных ситуациях. - М.: ВНИИ ГОЧС, 1993;

Временная методика прогнозирования радиационной обстановки в случае запроектных аварий, сопровождающихся выбросами в атмосферу и сбросами в водную среду радиоактивных веществ на объектах атомной энергетики - М.: В/ч 52609, 1991;

Сборник методик по протезированию возможных аварий, катастроф, стихийных бедствий в РСЧС (книги 1 и 2). - М.: МЧС России, 1994;

РД 03-418-01 «Методические указания по проведению анализа риска опасных производственных объектов»;

РД 03-357-00 «Методические рекомендации по составлению декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

Методическое руководство по оценке степени риска аварий на магистральных нефтепроводах АК «Транснефть», 1999;

Отраслевое руководство по анализу и управлению риском, связанным с техногенным воздействием на человека и окружающую природную среду при сооружении и эксплуатации объектов добычи, транспорта, хранения и переработки углеводородного сырья с целью повышения их надежности и безопасности РАО «Газпром», 1966;

Manual of Industrial Hazard Assessment Techniques Office of Environmental and Scientific Affairs The World Bank. Методика всемирного банка оценки опасности промышленных производств.

ПРИМЕЧАНИЕ - Кроме указанных в настоящем Перечне следует руководствоваться также другими федеральными, территориальными и производственно-отраслевыми нормативными документами, содержащими требования по проектированию ИТМ ГОЧС, повышению безопасности объектов, эффективности защиты населения и территорий от ЧС техногенного, природного и военного характера.

Приложение В
(рекомендуемое)

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ СВЕДЕНИЙ НАПРАВЛЯЕМЫХ В ОРГАН УПРАВЛЕНИЯ ПО ДЕЛАМ ГО И ЧС ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОТ НЕГО ИСХОДНЫХ ДАННЫХ И ТРЕБОВАНИЙ ПО УЧЕТУ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИИ В ХОДАТАЙСТВЕ О НАМЕРЕНИЯХ И ОБОСНОВАНИЯХ ИНВЕСТИЦИЙ

1 Полное наименование объекта.

2 Заказчик разработки ходатайства о намерениях или обоснования инвестиций (наименование организации и юридический адрес), разработчик ходатайства о намерениях или обоснования инвестиций (название организации юридический адрес, наличие лицензии на разработку ИТМ ГОЧС в проектной документации).

3 Предполагаемое место или варианты мест расположения объекта, намечаемого к строительству.

4 Намечаемые сроки строительства.

5 Технологические характеристики объекта: выпускаемая продукция, проектная мощность, наличие потенциально опасного технологического оборудования и материалов.

6 Предполагаемая категория по ГО, к которой может быть отнесен объект, сведения о возможности продолжения или прекращения его работы в военное время, переносе производства в загородную зону.

7 Ориентировочная численность работающих, в том числе продолжающих работать в военное время (наибольшей работающей смены, дежурного и линейного персонала, обеспечивающего жизнедеятельность объекта).

8 Наличие существующих ЗС ГО, их защитные свойства, вместимость, размещение и характер использования в мирное время (при расширении, реконструкции и техническом перевооружении объектов).

9 Возможность возникновения на намечаемом к строительству объекте ЧС, исходя из технологии работы в процессе эксплуатации и технического обслуживания агрегатов и коммуникаций, вывода объекта из эксплуатации (с указанием видов воздействия и поражающих факторов).

Приложение Г
(рекомендуемое)

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ИСХОДНЫХ ДАННЫХ И ТРЕБОВАНИЙ ДЛЯ УЧЕТА ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В ХОДАТАЙСТВЕ О НАМЕРЕНИЯХ И ОБОСНОВАНИЯХ ИНВЕСТИЦИЙ

В состав исходных данных и требований, которые должны учитываться при составлении ходатайства о намерениях и обоснований инвестиций, следует включать:

категорию по ГО, к которой целесообразно отнести намечаемый к строительству объект;

данные об отнесенных к категориям по ГО организациях и отнесенных к группам по ГО территориях, рядом или в пределах которых будет располагаться намечаемый к строительству объект;

наименования зон согласно перечню, приведенному в СНиП 2.01.51-90, в пределах которых находится намечаемые к строительству объект или трасса (участки трассы) сооружения;

ограничения на размещение строительства в зонах возможных разрушений, катастрофического затопления, возможного опасного радиоактивного заражения (загрязнения);

сведения о наличии ЗС ГО и их характеристиках на рядом расположенной территории организаций и населенных пунктов;

сведения о наблюдаемых в районе намечаемого строительства опасных природных процессах (землетрясениях, оползнях, селях, лавинах, абразии, переработке берегов, карсте, суффозии, просадочности пород, наводнениях, подтоплении, эрозии, ураганах, смерчах, цунами и др.), требующих превентивных защитных мер;

перечни и места расположения существующих и намечаемых к строительству потенциально опасных объектов, транспортных коммуникаций, при авариях на которых поражающие факторы могут оказать воздействие на объект предполагаемого строительства;

дополнительные сведения о возможных опасностях, которые необходимо учесть в предпроектной документации (существующие уровни техногенного и природного риска в районе предполагаемого строительства, наличие на соседних объектах деклараций безопасности и т.д.;

требования к типу, защитным свойствам, характеристикам систем жизнеобеспечения и готовности к приему укрываемых ЗС ГО;

требования по созданию систем оповещения ГО, а также локальных систем оповещения химически, радиационно и гидродинамически опасных объектов;

требования по мерам предотвращения постороннего вмешательства в деятельность намечаемого к строительству объекта;

перечень нормативных документов по проектированию ИТМ ГОЧС или их пунктов, требования которых должны быть соблюдены при составлении ходатайства о намерениях или обоснований инвестиций;

требования по ограничению распространения сведений, отнесенных к государственной тайне;

наименование органа управления по делам ГО и ЧС, в который должно быть направлено ходатайство о намерениях для рассмотрения и согласования;

наименование экспертного органа МЧС России, в который должны быть направлены обоснования инвестиций на экспертизу.

Перечисленные исходные данные и требования по запросу заказчика.

При отсутствии исходных данных и требований для учета ИТМ ГОЧС в предпроектной документации орган управления по делам ГО и ЧС письменно уведомляет об этом заказчика.

Приложение Д
(рекомендуемое)

КРИТЕРИИ ДЛЯ ЗОНИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИИ ПО СТЕПЕНИ ОПАСНОСТИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Матрица для определения опасности территорий (зон) по критерию «частота реализации - социальный ущерб»

Матрица для определения опасности территорий (зон) по критерию «частота реализации - финансовый ущерб»

* МРОТ - минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством Российской Федерации.

Ключевые слова: инженерно-технические мероприятия, гражданская оборона предупреждение чрезвычайных ситуаций, строительство, ходатайство о намерениях обоснования инвестиций

 


 
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010.
Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы.

При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка на Tehnorma.RU обязательна.


Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием.
 
Яндекс цитирования