ГОСТ Р 51602-2000 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КОПРЫ ДЛЯ СВАЙНЫХ РАБОТ Общие технические условия ГОССТАНДАРТ РОССИИ Москва Предисловие 1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 268 «Машины бурильно-крановые и оборудование бурильное, сваебойное и копровое» 2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 4 мая 2000 г. № 131-ст 3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ СОДЕРЖАНИЕ
ГОСТ Р 51602-2000 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КОПРЫ ДЛЯ СВАЙНЫХ РАБОТ Общие технические условия Pile driving rigs. Дата введения 2001-01-01 1 Область примененияНастоящий стандарт распространяется на копры, предназначенные для навески на них свайных погружателей при проведении работ в промышленном и гражданском строительстве. Требования 4.3, 4.4, 5.1.3, 5.1.4, 5.2.1, 5.3 и раздела 6 являются обязательными, остальные требования - рекомендуемыми. 2 Нормативные ссылкиВ настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты: ГОСТ 2.601-95 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы ГОСТ 2.602-95 Единая система конструкторской документации. Ремонтные документы ГОСТ 8.326-89 Государственная система обеспечения единства измерений. Метрологическая аттестация средств измерений ГОСТ 8.513-84 Государственная система обеспечения единства измерений. Поверка средств измерений. Организация и порядок проведения ГОСТ 9.014-78 Единая система защиты от коррозии и старения. Временная противокоррозионная защита изделий. Общие требования ГОСТ 9.032-74 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения ГОСТ 9.104-79 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы условий эксплуатации ГОСТ 9.302-88 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Методы контроля ГОСТ 2991-85 Ящики дощатые неразборные для грузов массой до 500 кг. Общие технические условия ГОСТ 12969-67 Таблички для машин и приборов. Технические требования ГОСТ 14192-96 Маркировка грузов ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды ГОСТ 27251-87 (ИСО 5004-81) Машины землеройные. Метод испытаний по определению времени перемещения рабочих органов ГОСТ 27253-87 (ИСО 6012-82) Машины землеройные. Приборы для обслуживания ГОСТ 27256-87 (ИСО 7128-83) Машины землеройные. Методы определения размеров машин с рабочим оборудованием ГОСТ 27518-87 Диагностирование изделий. Общие требования ГОСТ 27718-88 (ИСО 4510-2-86) Машины землеройные. Инструмент для технического обслуживания. Часть 2. Ремонтный инструмент. Механические съемники ГОСТ 27922-88 (ИСО 6016-82) Машины землеройные. Методы измерения масс машин в целом; рабочего оборудования и составных частей ГОСТ 28983-91 (ИСО 4510-1-87) Машины землеройные. Инструмент для технического обслуживания. Часть 1. Инструмент для ухода и регулировки ГОСТ 29292-92 (ИСО 9533-89) Машины землеройные. Бортовые звуковые сигнализаторы переднего и заднего хода. Методы акустических испытаний ГОСТ 30067-93 Экскаваторы одноковшовые универсальные полноповоротные. Общие технические условия ГОСТ Р 50906-96 Оборудование сваебойное. Общие требования безопасности ГОСТ Р 51318.12-99 Совместимость технических средств электромагнитная. Радиопомехи индустриальные от самоходных средств, моторных лодок и устройств с двигателями внутреннего сгорания. Нормы и методы испытаний 3 Определения3.1 В настоящем стандарте применяют термины по ГОСТ Р 50906. 4 Типы и основные параметры4.1 Копры подразделяют на типы: 4.1.1 по конструкции ходовой части: - К - колесные, - Г - гусеничные, - Р - рельсовые. 4.1.2 по наличию поворотной платформы: 1 - с поворотной платформой, 0 - без поворотной платформы. 4.1.3 по наличию изменения вылета мачты: 1 - с изменением вылета, 0 - без изменения вылета. 4.1.4 по наличию наклона мачты: 1 - с изменением наклона, 0 - без изменения наклона. 4.2 Высоту мачты копра выбирают исходя из длины погружаемых свай и высоты навешиваемого на копер свайного погружателя с наголовником. При этом длину свай рекомендуется выбирать из следующего ряда чисел: 4; 6; 8; 10; 12; 14; 16; 20; 24 м. Допустимые отклонения ± 5. 4.3 В нормативных документах на копры конкретных моделей устанавливают следующие показатели: - наибольшую грузоподъемность, в т.ч.: на канате подъема погружателя, на канате подъема сваи; - максимальное сечение забиваемых свай; - максимальную длину забиваемых свай; - максимальную массу забиваемых свай; - ширину направляющих мачты; - угол поворота платформы (при наличии); - диапазон вылета мачты (при наличии); - диапазон углов наклона мачты (при наличии); - максимальную частоту вращения поворотной платформы; - кратность полиспаста подъема молота; - кратность полиспаста подъема сваи; - максимальную скорость подъема молота и сваи; - максимально допустимую скорость ветра при работе копра; - максимально допустимый уклон стройплощадки; - максимальную массу молота с наголовником; - массу копра без молота; - габаритные размеры в рабочем положении; - габаритные размеры в транспортном положении; - колею (ширину гусеничного хода); - максимальное удельное давление на грунт (кроме рельсовых копров); - уровень звука на рабочих местах обслуживающего персонала; - концентрацию вредных веществ (пыли, оксидов азота, оксида углерода и углеводородов) в рабочей зоне; - параметры вибрации на рабочих местах и органах управления; - 80 %-ный ресурс до первого капитального ремонта или до списания (полный ресурс) и критерии предельного состояния. Пример условного обозначения копра на гусеничном ходу для забивки свай длиной до 14 м, с поворотной платформой, без изменения вылета и наклона мачты, второй модели: КоГ-14-1.0.0-02 - ГОСТ Р 51602-2000 5 Технические требования5.1 Характеристики 5.1.1 Копры следует изготавливать в соответствии с требованиями настоящего стандарта, технических условий и рабочих чертежей на копры конкретных моделей, утвержденных в установленном порядке. 5.1.2 Климатическое исполнение и категория размещения копров - по ГОСТ 15150 по согласованию с заказчиком. 5.1.3 Конструкция копров должна обеспечивать: - навеску молотов и свай, соответствующих технической характеристике копра; - фиксацию погружателя в нижнем положении и передвижение с ним по стройплощадке; - свободный доступ к местам смазки, регулировки и контроля состояния секций мачты и их соединений; - возможность использования средств технического диагностирования для оценки технического состояния копра в целом и его составных частей в соответствии с требованиями ГОСТ 27518. 5.1.5 Копры рекомендуется оборудовать устройством для учета наработки в моточасах. 5.1.6 Окраску копров следует осуществлять в соответствии со схемой окраски для копра конкретной модели по классу VI ГОСТ 9.032 и группе условий эксплуатации VI по ГОСТ 9.104. 5.2 Комплектность 5.2.1 Комплект поставки копра должен включать: - копер; - приспособления для монтажа и демонтажа копра, специальный инструмент (при необходимости) и запасные части согласно ведомости ЗИП; - эксплуатационную документацию на копер по ГОСТ 2.601: руководство по эксплуатации, ведомость ЗИП и формуляр; - сертификат соответствия (для машин, прошедших обязательную сертификацию); - эксплуатационную документацию на базовую машину (при использовании таковой). 5.2.2 Комплект поставки копра по согласованию с заказчиком может быть дополнен: - ремонтной документацией по ГОСТ 2.602; - перечнем быстроизнашивающихся деталей. 5.3.1 На каждом копре согласно чертежу должна быть прикреплена маркировочная табличка по ГОСТ 12969, содержащая следующие данные: - наименование предприятия-изготовителя или его товарный знак; - индекс копра; - заводской номер копра; - год выпуска; - обозначение нормативного документа, по которому изготавливают копер; - надпись с указанием страны-изготовителя, например «Сделано в России». 5.3.2 На каждое грузовое место должна быть нанесена транспортная маркировка по ГОСТ 14192. 5.4 Упаковка и консервация 5.4.1 Требования к упаковке и консервации копров, запасных частей и инструмента должны быть установлены в нормативном документе на копры конкретных моделей в соответствии с требованиями ГОСТ 9.014. 6 Требования эргономики, безопасности и охраны окружающей среды6.1 Конструкция копра должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 50906. 6.2 Конструкция копра должна обеспечивать его устойчивость и работоспособность на площадках с уплотненным грунтом при уклоне 3°. Критерием устойчивости является визуально определяемое отсутствие отрыва от фунта или рельса наиболее удаленного катка гусеницы (колеса) копра от текущего ребра опрокидывания копра. 6.3 Копры должны быть оборудованы: - звуковой сигнализацией передвижения, слышимость которой должна соответствовать требованиям ГОСТ 29292; - осветительными приборами, обеспечивающими в темное время суток освещенность в направлении передвижения на расстоянии не менее 5 м от копра - не менее 10 лк; - прибором, включающим звуковой сигнал оповещения о приближении мачты копра к находящимся под напряжением проводам электрической сети или линий электропередачи (для копров на колесном ходу); - ограничителем скорости вращения платформы; - устройством, регулирующим плавность разгона и торможения барабанов лебедок и поворотной платформы; - устройством для снижения уровня радиопомех, установленного ГОСТ Р 51318.12 (при необходимости). 6.4 Элементы металлоконструкции копра (стрела, секции мачты и др.) должны иметь проушины для монтажа и демонтажа. 6.5 Все разъемные соединения должны иметь специальные устройства для стопорения, исключающие их самопроизвольное разъединение. 6.6 Применяемые канаты должны соответствовать действующему на них нормативному документу. Применение канатов, не предусмотренных нормативным документом, а также изношенных не допускается. 6.7 Конструкция заправочных емкостей для топлива и гидравлических жидкостей должна исключать загрязнение окружающей среды при заправке. 7 Правила приемки7.1 Для проверки качества изготовления копров серийного производства проводят приемосдаточные, сертификационные обязательные, а также сертификационные добровольные или периодические испытания. Объем приемо-сдаточных испытаний устанавливают на копры конкретных моделей. Сертификационные испытания проводят в порядке, установленном Госстандартом РФ. 7.2 Приемо-сдаточным испытаниям подвергают каждый копер. 7.3 При приемо-сдаточных испытаниях проводят: - визуальный контроль; - опробование копра на холостом ходу. 7.4 Сертификационным испытаниям подвергают копры, прошедшие приемо-сдаточные испытания и полностью укомплектованные. 7.5 При добровольных сертификационных или периодических испытаниях проверяют показатели и характеристики копра, перечисленные в 4.3 (кроме показателей надежности), а также все требования раздела 6. При этом проводят: - визуальный контроль; - опробование копра на холостом ходу; - ходовые испытания; - статические и динамические испытания. 8 Методы испытаний8.1 Требования к средствам испытаний 8.1.1 Перечень средств измерений, испытательного оборудования и материалов, необходимых для проведения испытаний, приводят в методике испытаний. 8.1.2 Стандартизованные средства измерений должны быть поверены в соответствии с требованиями ГОСТ 8.513; нестандартизованные - аттестованы по ГОСТ 8.326. 8.1.3 Погрешности средств измерений не должны быть более: ± 0,3 % - линейных размеров до 10000 мм; ± 0,5 % - линейных размеров св. 10000 мм; ± 0,02 рад (1°) - угловых величин; ± 2,5 % - массы; ± 1 % - времени; ± 1 °С - температуры; ± 2 % - площади поверхности; ± 2 % - усилия до 1000 Н; ± 2,5 % - усилий св. 1000 Н; ± 5 % - скорости движения. 8.2 Подготовка к испытаниям 8.2.1 С копром, предъявляемым к испытаниям, представляют комплект документации: - программу и методику испытаний; - эксплуатационную документацию по ГОСТ 2.601; - нормативный документ на серийно выпускаемый копер; - акт приемо-сдаточных испытаний и протокол предшествующих сертификационных испытаний (для сертификационных испытаний); - комплект рабочих чертежей серийного производства. 8.3 Проведение испытаний 8.3.1 Визуальный контроль копра и его основных частей проводят без снятия и разборки агрегатов. При этом проверяют: - комплектность копра, в том числе сопроводительной документации; - отсутствие видимых повреждений агрегатов и деталей, некачественного выполнения покрытий, сварных швов и крепежных соединений; - наличие необходимых пломб, маркировки, надписей и табличек; - состояние уплотнений, отсутствие утечек масла и других эксплуатационных жидкостей; - заправку топливом, эксплуатационными жидкостями и смазочными материалами в необходимых количествах; - качество сборки узлов и агрегатов, удобство и безопасность монтажа и демонтажа для обслуживающего персонала; 8.3.2 Опробование копра на холостом ходу при работающем двигателе проводят путем последовательного включения всех механизмов. При этом проверяют: - исправность механизмов; - правильность и надежность включения и выключения механизмов; - правильность регулирования (без заеданий) сборочных единиц и механизмов; - возможность совмещения операций: одновременной работы лебедок подъема молота и сваи и горизонтального перемещения копра с одновременным поворотом платформы; - правильность регулирования тормозов лебедок. 8.3.3 Ходовые испытания проводят на 10-метровом маршруте при вертикальном положении мачты, опущенном молоте, положении стрелы вдоль продольной оси копра и уклоне стройплощадки не менее 3° для проверки: работоспособности ходовой части; устойчивости копра при передвижении; исправности приборов безопасности. 8.3.4 Грузоподъемность, устойчивость и работоспособность копра проверяют при статических и динамических испытаниях. 8.3.4.1 Статические испытания проводят на стройплощадке с уклоном не менее 3° под нагрузкой, превышающей максимальную грузоподъемность копра на 25 %, при положении стрелы, повернутой на 90° относительно продольной оси копра. Для проверки прочности механизмов подъема сваи и подъема молота груз, превышающий номинальную грузоподъемность лебедки на 25 %, поднимают на соответствующей грузовой обойме на высоту 100-200 мм над опорной поверхностью и выдерживают в течение 10 мин. За указанный промежуток времени груз не должен опуститься на опорную поверхность. 8.3.4.2 Динамические испытания осуществляют трехкратным раздельным и совместным подъемами и опусканиями двух грузов общей массой, на 10 % превышающей номинальную грузоподъемность копра, при повороте платформы на 360°, при положении стрелы вдоль продольной оси копра и под 90° к ней, на стройплощадке под уклоном не менее 3°. Масса груза, поднимаемого на грузовой обойме молота, - 3/5, на грузовой обойме сваи - 2/5 общей массы двух грузов. Расположение груза на грузовой обойме молота должно быть выше груза на грузовой обойме сваи, и его подъем следует проводить в направляющих мачты копра. При динамических испытаниях проводят также трехкратный подъем на высоту 1 м свайной лебедкой груза массой, на 10 % превышающей номинальную грузоподъемность грузовой обоймы сваи. 8.3.4.3 Копер считается выдержавшим статические и динамические испытания при отсутствии видимых разрушений металлоконструкций, сварных швов и остаточных деформаций его элементов при штатной работе всех механизмов и устойчивости копра. При обнаружении во время испытаний каких-либо дефектов последние должны быть устранены, после чего испытания, вызвавшие появление этого дефекта, должны быть повторены. 8.5 Геометрические показатели проверяют в соответствии с ГОСТ 27256. 8.6 Проверку массы копра и его составных частей проводят в соответствии с ГОСТ 27922. 8.7 Скорости подъема и опускания, а также частоту вращения проверяют по ГОСТ 27251. 8.8 Ресурс проверяют при работе в условиях эксплуатации. 8.9 Удельное давление на грунт гусеничных копров проверяют в соответствии с ГОСТ 30067 (приложение Д). 8.10 Конструктивные параметры и наличие необходимых комплектующих изделий проверяют по конструкторской документации, нормативному документу на копры конкретных моделей, а также визуально. 8.11 Контроль лакокрасочных покрытий проводят по эталонным образцам, а также визуально оценивают отсутствие дефектов, не допустимых по ГОСТ 9.032. Внешний вид металлических и неметаллических неорганических покрытий проверяют по ГОСТ 9.302. 8.12 Проверка требований эргономики, безопасности и охраны окружающей среды - в соответствии с ГОСТ Р 50906. 8.13 Проверку слышимости звуковой сигнализации при передвижении копра проводят в соответствии с ГОСТ 29292. 8.14 Проверку освещенности рабочей зоны собственными источниками света проводят по отраслевой документации. 9 Транспортирование и хранение9.1 Группа условий хранения и транспортирования копра 7 (Ж1) по ГОСТ 15150. 9.2 Транспортирование осуществляют любым видом транспорта в соответствии с действующими правилами. 9.3 Мачту, разобранную на секции, головку мачты, распорку и лестницу транспортируют без упаковки. 9.4 Съемные детали и сборочные единицы транспортируют упакованными в деревянные ящики, соответствующие ГОСТ 2991. 9.5 Базовую машину транспортируют в соответствии с нормативным документом на нее. 10 Указания по эксплуатации10.1 Копры эксплуатируют в соответствии с эксплуатационной документацией на копры конкретных моделей и требованиями ГОСТ Р 50906. 10.2 В эксплуатационной документации должен быть приведен перечень инструментов и приборов для обслуживания копра по ГОСТ 28983 и ГОСТ 27253, а также перечень приспособлений для ремонта по ГОСТ 27718. 11 Гарантии изготовителя11.1 Предприятие-изготовитель гарантирует соответствие копра требованиям настоящего стандарта и технических условий на конкретные модели при соблюдении условий монтажа, эксплуатации, транспортирования и хранения. 11.2 Гарантийный срок эксплуатации копра не менее 12 мес со дня ввода в эксплуатацию или не менее 18 мес со дня отгрузки потребителю, но в пределах моторесурса, установленного в нормативном документе на копры конкретных моделей. Ключевые слова: копры, сваи, глубина погружения, сечение сваи, устойчивость |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |