Утвержден Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 февраля 2009 г. N 19-ст Дата введения - 1 января 2010 года с правом досрочного применения НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТЕХНИКА ПОЖАРНАЯ. ПОЖАРНЫЕ АВТОМОБИЛИ. НОМЕНКЛАТУРА ПОКАЗАТЕЛЕЙ FIRE FIGHTING TECHNICS. FIRE FIGHTING VEHICLES. NOMENCLATURE OF
INDICES ГОСТ Р 53248-2009 Предисловие Цели и принципы стандартизации в
Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N
184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения
национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004
"Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения". Сведения о стандарте 1. Разработан Федеральным государственным
учреждением "Всероссийский ордена "Знак Почета"
научно-исследовательский институт противопожарной обороны" Министерства
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий (ФГУ ВНИИПО МЧС России). 2. Внесен Техническим комитетом по
стандартизации ТК 274 "Пожарная безопасность". 3. Утвержден и введен в действие Приказом
Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 февраля
2009 г. N 19-ст. 4. Введен впервые. Информация об изменениях к настоящему
стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе
"Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно
издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В
случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее
уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе
"Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и
тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на
официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и
метрологии в сети Интернет. 1. Область
применения Настоящий стандарт устанавливает
номенклатуру основных показателей пожарных автомобилей, включаемых в
техническую документацию по их созданию. 2. Термины и
определения В настоящем стандарте применяют следующие
термины с соответствующими определениями: 2.1. Пожарные автомобили (ПА):
оперативные транспортные средства на базе автомобильных шасси, оснащенные
пожарно-техническим вооружением, оборудованием, используемые при
пожарно-спасательных работах. 2.2. Основные пожарные автомобили (ОПА):
пожарные автомобили, предназначенные для доставки личного состава к месту
вызова, тушения пожаров и проведения спасательных работ с помощью вывозимых на
них огнетушащих веществ и пожарного оборудования, а также для подачи к месту
пожара огнетушащих веществ от других источников. 2.3. Специальные пожарные автомобили
(СПА): пожарные автомобили, предназначенные для обеспечения выполнения
специальных работ на пожаре. 2.4. Пожарная автоцистерна (АЦ): пожарный
автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостями для хранения жидких
огнетушащих веществ и средствами их подачи и предназначенный для доставки к
месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования,
проведения действий по его тушению и аварийно-спасательных работ. 2.5. Пожарная автоцистерна с лестницей
(АЦЛ): пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостями для
хранения жидких огнетушащих веществ и средствами их подачи, стационарной
механизированной выдвижной и поворотной лестницей и предназначенный для
доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и
оборудования, проведения действий по тушению пожара, использования при
аварийно-спасательных работах. 2.6. Пожарная автоцистерна с коленчатым
подъемником (АЦПК): пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом,
емкостями для хранения жидких огнетушащих веществ и средствами их подачи,
стационарной механизированной поворотной коленчатой или телескопической
подъемной стрелой с люлькой (подъемной платформой) и предназначенный для
доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и
оборудования, проведения действий по тушению пожара и использования при
аварийно-спасательных работах. 2.7. Автомобиль пожарно-спасательный
(АПС): пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостями для
хранения жидких огнетушащих веществ и средствами их подачи, генератором,
расширенным комплектом пожарно-технического вооружения и предназначенный для
доставки личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования к
месту пожара (аварии), тушения и проведения аварийно-спасательных работ. 2.8. Автомобиль пожарно-спасательный с
лестницей (АПСЛ): пожарный автомобиль, оборудованный механизированной выдвижной
и поворотной лестницей и предназначенный для тушения пожаров и проведения
аварийно-спасательных работ. 2.9. Пожарный автомобиль порошкового
тушения (АП): пожарный автомобиль, оборудованный сосудом для хранения
огнетушащего порошка, баллонами с газом или компрессорной установкой, лафетным
и ручными стволами и предназначенный для доставки к месту пожара личного
состава, пожарно-технического вооружения и оборудования и проведения действий
по тушению пожара. 2.10. Пожарный автомобиль пенного тушения
(АПТ): пожарный автомобиль, оборудованный одной или несколькими емкостями для
хранения пенообразователя, пожарным насосом с обвязкой коммуникаций и устройством
для дозирования пенообразователя и предназначенный для доставки к месту пожара
личного состава, пожарно-технического вооружения и проведения действий на
предприятиях нефтехимической промышленности и в местах хранения нефтепродуктов. 2.11. Пожарный автомобиль
комбинированного тушения (АКТ): пожарный автомобиль, оборудованный насосом,
емкостями для хранения огнетушащих веществ и средствами их подачи и
предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, средств
комбинированного тушения и пожарно-технического вооружения для одновременной
или последовательной подачи различных по свойствам огнетушащих веществ и
проведения действий на промышленных предприятиях, объектах химической,
нефтехимической и газовой промышленности, транспорте. 2.12. Пожарный автомобиль газового
тушения (АГТ): пожарный автомобиль, оборудованный сосудами для хранения сжатых
или сжиженных газов, устройствами их подачи и предназначенный для доставки к
месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования и
проведения действий по тушению пожаров. 2.13. Пожарный автомобиль газоводяного
тушения (АГВТ): пожарный автомобиль, оборудованный турбореактивным двигателем,
системой подачи газовой и водяной струй и предназначенный для доставки к месту
пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования
и проведения действий при тушении нефтяных и газовых фонтанов, пожаров на
технологических установках нефтеперерабатывающих и химических предприятий и их
охлаждение. 2.14. Пожарный автомобиль первой помощи
(АПП): пожарный автомобиль на шасси легкого класса, оборудованный насосной
установкой, емкостями для жидких огнетушащих веществ и предназначенный для
доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического
вооружения и оборудования, проведения действий при тушении пожаров в начальной
стадии и первоочередных аварийно-спасательных работ. 2.15. Пожарный автомобиль
насосно-рукавный (АНР): пожарный автомобиль, оборудованный насосом, комплектом
пожарных рукавов и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного
состава, пожарно-технического вооружения, оборудования и проведения действий по
тушению. 2.16. Пожарная автонасосная станция
(ПНС): пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом и предназначенный
для подачи воды по магистральным пожарным рукавам непосредственно к переносным
лафетным стволам или к пожарным автомобилям с последующей подачей воды на пожар
и для создания резервного запаса воды вблизи от места крупного пожара. 2.17. Пожарный автомобиль с насосом высокого
давления (АВД): пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом высокого
давления, емкостями для жидких огнетушащих веществ, комплектом
пожарно-технического вооружения и предназначенный для проведения действий по
тушению пожаров в высотных зданиях и сооружениях. 2.18. Пожарный пеноподъемник (ППП):
пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной поворотной
коленчатой или телескопической подъемной стрелой с пеногенераторами и
предназначенный для доставки личного состава, пожарно-технического вооружения и
оборудования к месту пожара и проведения действий по тушению пожаров пеной на
высоте. 2.19. Пожарный аэродромный автомобиль
(АА): пожарный автомобиль, оборудованный средствами тушения и специальным
пожарно-техническим вооружением для тушения пожаров и проведения
аварийно-спасательных работ в аэропортах специализированными пожарными
службами. 2.20. Пожарная автолестница (АЛ):
пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной выдвижной и
поворотной лестницей и предназначенный для проведения аварийно-спасательных
работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту и возможного
использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен. 2.21. Пожарный коленчатый автоподъемник
(АПК): пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной
поворотной коленчатой и (или) телескопической подъемной стрелой, последнее
звено которой заканчивается платформой или люлькой, предназначенный для
проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на
высоту и возможного использования в качестве грузоподъемного крана при
сложенном комплекте колен. 2.22. Пожарный телескопический
автоподъемник с лестницей (ТПЛ): пожарный автомобиль, оборудованный
стационарной механизированной поворотной коленчато-телескопической стрелой
(пакетом колен), последнее звено которой заканчивается люлькой, и имеющий
лестничный марш, расположенный сбоку стрелы, предназначенный для проведения
спасательных работ и тушения пожаров в многоэтажных зданиях, а также для выполнения
других вспомогательных операций. 2.23. Пожарная автолестница с цистерной
(АЛЦ): пожарный автомобиль, имеющий не более 3 человек боевого расчета, включая
водителя, оборудованный стационарной раздвижной стрелой (пакетом колен),
выполненной в виде непрерывного лестничного марша (лестницей), емкостями для
воды и пенообразователя, насосной установкой для подачи огнетушащих веществ и
предназначенный для проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи
огнетушащих веществ на высоту и возможного использования в качестве
грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен. 2.24. Пожарный коленчатый автоподъемник с
цистерной (АПКЦ): пожарный автомобиль, оборудованный стационарной
механизированной поворотной коленчатой, телескопической или коленчато-телескопической
стрелой, последнее звено которой заканчивается люлькой, емкостями для воды и
пенообразователя, насосной установкой для подачи огнетушащих веществ и
предназначенный для проведения спасательных работ и тушения пожаров в
многоэтажных зданиях, а также для выполнения других вспомогательных операций. 2.25. Пожарный аварийно-спасательный
автомобиль (АСА): пожарный автомобиль, оборудованный генератором, комплектом
аварийно-спасательного инструмента и предназначенный для доставки личного
состава, пожарно-технического вооружения, оборудования к месту пожара (аварии)
и проведения действий при аварийно-спасательных работах. 2.26. Пожарный водозащитный автомобиль
(АВЗ): пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостью для воды,
оборудованием для сбора воды и предназначенный для защиты материальных
ценностей от воды и ее удаления при тушении пожара. 2.27. Пожарный автомобиль связи и
освещения (АСО): пожарный автомобиль, оборудованный электрогенератором,
средствами связи и освещения и предназначенный для освещения места работы
пожарных подразделений на месте пожара (аварии) и обеспечения связи с
центральным пунктом пожарной связи. 2.28. Пожарный автомобиль
газодымозащитной службы (АГ): пожарный автомобиль, оборудованный агрегатами и
пожарно-техническим вооружением и предназначенный для удаления дыма из
помещений, освещения места пожара, проведения аварийно-спасательных работ с
помощью специального инструмента и оборудования. 2.29. Пожарный автомобиль дымоудаления
(АД): пожарный автомобиль, оборудованный дымососом и комплектом
пожарно-технического вооружения для удаления дыма из помещений и
предназначенный для удаления дыма из подвалов, лестничных клеток и лифтовых
шахт многоэтажных зданий и помещений большого объема, получения
воздушно-механической пены высокой кратности и подачи ее в помещение и на
открытые очаги пожара, создания заградительных полос из воздушно-механической
пены на пути распространения пламени. 2.30. Пожарный рукавный автомобиль (АР):
пожарный автомобиль, предназначенный для транспортирования пожарных рукавов и
механизированной прокладки и уборки магистральных рукавных линий, тушения
пожаров водяными или воздушно-пенными струями с помощью стационарного или
переносных лафетных стволов. 2.31. Пожарный штабной автомобиль (АШ):
пожарный автомобиль, оборудованный электрогенератором, средствами связи и
предназначенный для доставки и обеспечения оперативной работы штаба
пожаротушения на месте пожара и обеспечения связи между штабом, подразделениями
и центром противопожарной службы. 2.32. Пожарная автолаборатория (АЛП):
пожарный автомобиль, оборудованный средствами исследования пожаров и
предназначенный для проведения оперативной группой специальных анализов и
измерений в зонах пожаров. 2.33. Пожарный автомобиль профилактики и
ремонта средств связи (АПРСС): пожарный автомобиль, оборудованный техническими
средствами диагностики и ремонта средств связи и предназначенный для доставки
личного состава и оборудования к месту проведения ремонтных работ. 2.34. Автомобиль диагностики пожарной
техники (АДПТ): пожарный автомобиль, оборудованный техническими средствами
оценки технического состояния пожарной техники и предназначенный для доставки
личного состава и оборудования к месту проведения диагностических (ремонтных)
работ. 2.35. Пожарный автомобиль-база ГДЗС
(АБГ): пожарный автомобиль, оборудованный техническими средствами для
обслуживания и зарядки средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения
пожарных. 2.36. Пожарный автомобиль технической
службы (АПТС): пожарный автомобиль, оборудованный средствами для оценки
технического состояния и ремонта пожарной техники и предназначенный для
обеспечения работы пожарной техники. 2.37. Автомобиль отогрева пожарной
техники (АОПТ): пожарный автомобиль, оборудованный нагревательно-отопительными
приборами и предназначенный для доставки личного состава и оборудования к месту
пожара (аварии) и обеспечения функционирования пожарной техники при
отрицательной температуре. 2.38. Пожарная компрессорная станция
(ПКС): пожарный автомобиль, оборудованный компрессором и предназначенный для
заправки кислородом (воздухом) баллонов средств индивидуальной защиты органов
дыхания и зрения пожарных на передвижных базах газодымозащитной службы. 2.39. Пожарно-технический автомобиль
(АТ): пожарный автомобиль, оборудованный устройством для съема контейнеров и
предназначенный для доставки к месту пожара боевого расчета и контейнеров с
мобильными системами быстрого развертывания для проведения
аварийно-спасательных работ и тушения пожаров. 2.40. Пожарный оперативно-служебный
автомобиль (АОС): пожарный автомобиль, оборудованный комплектом
пожарно-технического вооружения и предназначенный для доставки к месту пожара
(аварии) личного состава оперативной службы и оборудования для его работы. 2.41. Полная масса ПА: сумма снаряженной
массы автомобиля и перевозимого им боевого расчета, включая водителя,
огнетушащих веществ, пожарно-технического вооружения, заявленная предприятием -
изготовителем пожарного автомобиля в нормативно-технической документации. 2.42. Удельная мощность ПА: отношение
номинальной мощности двигателя к полной массе автомобиля. 2.43. Дальность струи при подаче лафетным
водяным (пенным) стволом ПА: расстояние от насадка до крайних капель водяной
(пенной) струи. 2.44. Дальность струи при подаче лафетным
(ручным) порошковым стволом ПА: максимальное расстояние от насадка до середины
специального модельного очага пожара класса В, расположенного на оси струи и
потушенного при подаче огнетушащего вещества. Расстояние между очагами не менее
1 м. 2.45. Дальность газоводяной струи:
расстояние от сопла турбореактивного двигателя до крайних капель газоводяной
струи. 2.46. Тип кабины ПА: кабина с одинарным,
двойным, тройным количеством рядов сидений. 2.47. Компоновочная схема шасси ПА:
расположение кабины относительно двигателя автомобиля (перед двигателем, над
двигателем, за двигателем). 2.48. Скорость максимальная ПА:
максимальная скорость ПА, установленная изготовителем при движении по
горизонтальному участку шоссе с твердым покрытием. 2.49. Угол опрокидывания: угол наклона
опорной плоскости колес к горизонту, при котором центр тяжести ПА и линия ее
опрокидывания находятся в одной вертикальной плоскости. Такое положение
соответствует начальному моменту опрокидывания. 2.50. Геометрическая высота всасывания:
расстояние между осью вращения рабочего вала и уровнем воды со стороны
всасывания. 2.51. Способ прокладки рукавов ПА:
механический или ручной. 2.52. Высота подъема: расстояние по
вертикали от горизонтальной опорной поверхности до верхней ступени лестницы АЛ,
АЦЛ, АПСЛ, АЛЦ, АСА, АПТС; до пола люльки АПК, АЦПК, АПКЦ, ТПЛ; до оси гребенки
пеногенератора ППП. 2.53. Вылет стрелы: расстояние по
горизонтали от оси вращения подъемно-поворотного основания до верхней ступени
лестницы АЛ, АЦЛ, АПСЛ, АЛЦ, АСА; до внешнего края пола люльки АПК, АЦПК, АПКЦ,
ТПЛ; до внешнего края пеногенератора ППП. 2.54. Время маневра: промежуток времени с
момента перемещения тумблера (рычага), с помощью которого обеспечивается
выполнение соответствующего маневра (движения), до момента, когда
исполнительный механизм, обеспечивающий его, достиг своего предельного
положения или соответствующий элемент изделия достиг требуемого положения. 2.55. Угол подъема стрелы: угол между
горизонтальной опорной поверхностью и стрелой АЛ, АПК, ППП, ТПЛ, АЦЛ, АЦПК,
АПСЛ, АЛЦ, АПКЦ. 2.56. Люлька ПА: устройство,
обеспечивающее удобство и безопасность эвакуации людей и работы пожарных при
тушении пожара на высоте, устанавливаемое на вершине стрелы. 2.57. Выносные опоры ПА: устройства,
обеспечивающие устойчивость ПА при работе и предохраняющие рессоры и шины
базового шасси от воздействия дополнительных нагрузок, возникающих при работе. 2.58. Длина лестницы: расстояние от
нижней до верхней ступеньки лестницы (зависит от степени выдвигания лестницы). 2.59. Ширина минерализованной полосы:
расстояние, измеренное перпендикулярно оси минерализованной полосы между
крайними линиями смачивания поверхности земли. 2.60. Расход топлива при стационарной
работе на привод спецагрегатов ПА: количество топлива, расходуемого в единицу
времени при работе на привод спецагрегатов в номинальном режиме. 3. Номенклатура
показателей 3.1. Номенклатура показателей,
характеризующих свойства основных ПА и их применяемость в технической
документации, приведена в таблице 1. Таблица 1
3.2. Номенклатура показателей,
характеризующих свойства специальных ПА и их применяемость в технической
документации, приведена в таблице 2. Таблица 2
|
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |