Утвержден Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2006 г. N 423-ст Дата введения - 1 июля 2008 года НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ РУБРИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ INFORMATION
AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN EDUCATION. FEDERAL
LEVEL EDUCATIONAL INTERNET-PORTALS. INFORMATION
RESOURCES SYSTEM OF HEADING ГОСТ Р
52657-2006 Предисловие Цели и принципы стандартизации в
Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N
184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения
национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р
1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Общие положения". Сведения о
стандарте 1. Разработан Государственным
образовательным учреждением высшего профессионального образования Московский
государственный технологический университет "Станкин"
(Отраслевой специализированный ресурсный центр регистрации, стандартизации и
сертификации информационных ресурсов системы образования). 2. Внесен
Техническим комитетом по стандартизации ТК 461
"Информационно-коммуникационные технологии в образовании". 3. Утвержден и введен в действие Приказом
Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря
2006 г. N 423-ст. 4. В настоящем
стандарте реализованы нормы Федерального закона от 10 июля 1992 г. N 3266-1
"Об образовании" (с изменениями от 24 декабря 1993 г., 13 января 1996
г., 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001
г., 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002 г., 10 января, 7
июля, 8, 23 декабря 2003 г., 5 марта, 30 июня, 20
июля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 18, 21 июля, 31 декабря 2005 г.,
16 марта, 6 июля, 3 ноября, 5, 28, 29 декабря 2006 г., 6 января, 5, 9 февраля,
20 апреля 2007 г.). 5. Введен впервые. Информация об изменениях к настоящему
стандарту публикуется в ежегодно издаваемом указателе "Национальные стандарты",
а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных
указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или
отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в
ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные
стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются
также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте
Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет. Введение Применение информационно-коммуникационных
технологий в сфере образования способствует совершенствованию образовательных
технологий, появлению новых форм электронного обучения и средств информационной
поддержки для доступа широкого круга обучающихся к
электронным образовательным ресурсам с использованием сети Интернет. Настоящий стандарт
входит в комплекс стандартов "Информационно-коммуникационные технологии в
образовании" и устанавливает принципы рубрикации электронных
образовательных ресурсов, электронных документов и других сведений, размещенных
в образовательных Интернет-порталах федерального уровня, что обеспечивает
повышение качества и эффективности процессов создания и эксплуатации
образовательных Интернет-порталов. 1. Область применения Настоящий стандарт устанавливает общие
требования к составу и виду рубрик информационных ресурсов образовательных Интернет-порталов федерального уровня. 2. Нормативные
ссылки В настоящем стандарте использованы
нормативные ссылки на следующие стандарты и классификаторы: ГОСТ Р
52653-2006. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и
определения ГОСТ Р
52656-2006. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Образовательные Интернет-порталы федерального уровня. Общие
требования ГОСТ 7.83-2001. Система стандартов по
информации, библиотечному и издательскому делу. Электронные издания. Основные
виды и выходные сведения ОК 009-2003. Общероссийский классификатор специальностей по образованию ОК 017-94. Общероссийский классификатор специальностей высшей научной
квалификации ОК 023-95. Общероссийский классификатор начального специального
образования. Примечание - При
пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных
стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования - на
официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в
сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю
"Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1
января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным
указателям, опубликованным в текущем году. Если
ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом
следует руководствоваться заменяющим (измененным) документом. Если ссылочный
документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него,
применяется в части, не затрагивающей эту ссылку. 3. Термины и
определения В настоящем стандарте применены термины
по ГОСТ Р 52653, ГОСТ Р 52656, а также следующие
термины с соответствующими определениями: 3.1. Идентификация электронных
образовательных ресурсов: установление тождества образовательных контентов на основе совпадения их признаков, представленных
в метаданных. 3.2. Рубрикация электронного
образовательного ресурса: информационный анализ электронного образовательного
ресурса с целью определения его принадлежности к определенному подмножеству по
сходству или различию в соответствии с принятыми классификационными признаками. 4. Рубрикация
информационных ресурсов 4.1. Рубрикацию электронных
образовательных ресурсов выполняют в соответствии с их классификационными
признаками, указанными в настоящем стандарте. 4.2. При формировании метаданных
образовательного контента рубрикацию выполняет разработчик образовательного
ресурса либо оператор образовательного Интернет-портала
федерального уровня. 4.3. Формирование метаданных
образовательного контента осуществляют на этапе его создания и, при
необходимости, дополняют и корректируют на следующих этапах жизненного цикла. 4.4. Электронный образовательный ресурс
(ЭОР) классифицируют по следующим признакам: - целевому уровню и ступени образования; - форме обучения; - тематике; - целевой аудитории; - типу ЭОР; - целевому назначению; - функции, выполняемой в образовательном
процессе; - степени дидактического обеспечения
специальности; - виду образовательной деятельности; - характеру представления информации; - степени интерактивности; - степени соответствия действующим
государственным образовательным стандартам. 4.4.1. По целевому уровню образования ЭОР
может быть классифицирован как: - общеобразовательный: дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее (полное) общее образование; - профессиональный: профессиональная подготовка (для лиц, не
имеющих основного общего образования), начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное
образование. Примечание - ЭОР может быть классифицирован сразу на несколько уровней образования. 4.4.2. По форме обучения ЭОР может быть классифицирован как: - очный; - очно-заочный; - заочный; - семейное образование; - самообразование; - экстернат. Примечание - ЭОР может быть классифицирован сразу на несколько форм обучения. 4.4.3. В соответствии с тематикой ЭОР
может быть классифицирован по ОК 009, ОК 017 и ОК 023
по следующим видам науки и искусства: - физико-математические науки; - химия; - биология; - геолого-минералогия; - техника; - сельское хозяйство; - история; - экономика; - философия; - филология; - география; - юриспруденция; - педагогика; - медицина; - фармацевтика; - ветеринария; - искусствоведение; - архитектура; - психология; - военное дело; - социология; - политика; - культурология. 4.4.4. Целевую аудиторию ЭОР
классифицируют по следующим категориям пользователей: - абитуриент; - обучаемый; - педагогический работник; - менеджер; - методист; - научный работник; - технический специалист. 4.4.5. В соответствии с типом ресурса ЭОР
может быть представлен в виде: - учебного материала: задачник, лабораторный практикум, учебник, учебное пособие, конспект лекций, тест, контрольные вопросы, электронный учебный курс; - учебно-методического материала: методическое указание, учебная программа, учебный план, план занятий; - справочного материала: геоинформационная/картографическая
система, база данных, словарь, справочник, энциклопедия; - иллюстративного и демонстрационного
материала: атлас, карта, альбом, иллюстрация, наглядное пособие; - дополнительного информационного
материала: хрестоматия, публикация научно-популярного характера, печатное издание (книга), рекламно-информационная публикация, библиография; - нормативного документа: национальный стандарт, образовательный стандарт, инструкция, нормативный акт; - научного материала: автореферат диссертации, диссертация, статья, монография, обзор; - электронного периодического издания: полнотекстовое издание, оглавление печатных изданий; - электронной библиотеки; - образовательного сайта; - программного продукта: программного комплекса для
образовательных учреждений, инструментального средства для создания
компьютерных средств обучения. 4.4.6. По целевому назначению ЭОР
классифицируют по ГОСТ 7.83 на: - научный; - научно-популярный; - производственно-практический; - нормативный
производственно-практический; - учебный; - массово-политический; - справочный; - для досуга; - художественный. 4.4.7. По функции, выполняемой в
образовательном процессе, ЭОР классифицируют на: - учебно-методический комплекс по
дисциплине; - учебную программу; - конспект лекций; - хрестоматию; - словарь; - справочник; - практикум (комплект практических
заданий, сборник задач, лабораторную работу, виртуальный практикум,
сопровождение курсовых и дипломных работ, проведения научно-исследовательской
работы, деловые игры); - тест, комплект тестовых заданий; - иллюстративный материал (набор слайдов,
анимационные и видеофрагменты, аудиосопровождение); - методические указания, методики
изучения дисциплины, выполнения практических и лабораторных работ, решения
задач, проведения курсовых, дипломных и научно-исследовательских работ,
организации и проведения деловых игр и т.д.); - учебно-методическое пособие (различные
комбинации методических указаний с другими видами учебных пособий); - научно-популярная публикация; - научная публикация. 4.4.8. По степени дидактического
обеспечения специальности ЭОР может быть классифицирован
по: - специальности; - дисциплине; - теме (разделу) дисциплины; - части темы, дисциплины. 4.4.9. По виду образовательной
деятельности, в которой используется ЭОР, их подразделяют на: - лекционное сопровождение (слайды,
видеофрагменты, аудиосопровождение); - сопровождение практикумов; - самостоятельная работа; - для системы дистанционного обучения; - для системы электронного обучения; - для самообразования; - для краткосрочных курсов и системы
повышения квалификации. 4.4.10. По характеру представления
информации ЭОР разделяют на: - мультимедийные; - программные продукты; - изобразительные; - аудио; - текстовые; - электронные аналоги печатных изданий. 4.4.11. По степени интерактивности ЭОР
разделяют на: - активные; - описательные; - смешанные; - неопределенные. 4.4.12. По степени соответствия
действующим государственным образовательным стандартам ЭОР классифицируют на: - полностью соответствующие; - соответствующие частично; - несоответствующие. |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |