Утвержден Постановлением Госстандарта России от 28 ноября 1996 г. N 654 Дата введения - 1 января 1998 года ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ЛИКВИДАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ SAFETY
IN EMERGENCIES. ELIMINATION OF EMERGENCIES. GENERAL
REQUIREMENTS ГОСТ Р
22.8.01-96 Предисловие 1. Разработан
Всероссийским научно-исследовательским институтом по проблемам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
(ВНИИ ГОЧС) при участии группы специалистов Технического комитета по
стандартизации ТК 71 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация
чрезвычайных ситуаций". Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 71 "Гражданская
оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций". 2. Принят и введен в действие
Постановлением Госстандарта России от 28 ноября 1996 г. N 654. 3. Стандарт разработан в обеспечение
реализации Законов Российской Федерации "О защите населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "Об
аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", "О пожарной
безопасности". 4. Введен впервые. 5. Издание (ноябрь 2000 г.) с Изменением
N 1, принятым в мае 2000 г. (ИУС 8-2000). 1. Область
применения Настоящий стандарт устанавливает общие
требования к ликвидации природных, техногенных, биолого-социальных и военных
чрезвычайных ситуаций (ЧС). Положения настоящего стандарта
применяются федеральными органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного
самоуправления и организациями, в полномочия которых входит решение вопросов
защиты населения и территорий от ЧС. Настоящий стандарт применяется совместно
с ГОСТ 22.2.04/ГОСТ Р 22.2.04, ГОСТ 22.2.05/ГОСТ Р
22.2.05, ГОСТ 22.3.01/ГОСТ Р 22.3.01, ГОСТ Р 22.3.02, ГОСТ 22.3.03/ГОСТ Р
22.3.03, ГОСТ 22.6.01/ГОСТ Р 22.6.01, ГОСТ 22.9.02/ГОСТ Р 22.9.02, ГОСТ
22.9.04/ГОСТ Р 22.9.04. 2. Нормативные
ссылки В настоящем стандарте использованы ссылки
на следующие стандарты: ГОСТ Р
22.0.02-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных
понятий ГОСТ 22.0.03-97/ГОСТ Р
22.0.03-95. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные
ситуации. Термины и определения ГОСТ 22.0.04-97/ГОСТ Р
22.0.04-95. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Биолого-социальные
чрезвычайные ситуации. Термины и определения ГОСТ 22.0.05-97/ГОСТ Р
22.0.05-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные
ситуации. Термины и определения ГОСТ 22.2.04-97/ГОСТ Р
22.2.04-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные аварии и катастрофы.
Метрологическое обеспечение контроля состояния сложных технических систем.
Основные положения и правила ГОСТ 22.2.05-97/ГОСТ Р
22.2.05-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные аварии и
катастрофы. Нормируемые метрологические и точностные
характеристики средств контроля и испытаний в составе сложных технических
систем. Формы и процедуры их метрологического обслуживания. Основные положения
и правила ГОСТ 22.3.01-97/ГОСТ Р
22.3.01-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Жизнеобеспечение населения в
чрезвычайных ситуациях. Общие требования ГОСТ Р
22.3.02-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Лечебно-эвакуационное
обеспечение населения. Общие требования ГОСТ 22.3.03-97/ГОСТ Р
22.3.03-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита населения. Основные
положения ГОСТ 22.6.01-97/ГОСТ Р
22.6.01-95. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита систем
хозяйственно-питьевого водоснабжения. Общие требования ГОСТ 22.9.02-97/ГОСТ Р
22.9.02-95. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Режимы деятельности
спасателей, использующих средства индивидуальной защиты при ликвидации
последствий аварий на химически опасных объектах. Общие требования ГОСТ 22.9.04-97/ГОСТ Р
22.9.04-95. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Средства поиска людей в
завалах. Общие технические требования. 3. Определения 3.1. В настоящем стандарте применяют
следующие термины с соответствующими определениями. 3.1.1. Биологическая разведка в зоне ЧС:
сбор и передача данных о биологической обстановке в зоне ЧС. 3.1.2. Инженерная разведка в зоне ЧС:
сбор и передача данных об инженерной обстановке в зоне ЧС. 3.1.3. Медицинская разведка в зоне ЧС:
сбор и передача данных о медицинской обстановке в зоне ЧС. 3.1.4. Радиационная разведка в зоне ЧС:
сбор и передача данных о радиационной обстановке в зоне ЧС. 3.1.5. Химическая разведка в зоне ЧС:
сбор и передача данных о химической обстановке в зоне ЧС. 3.1.6. Санитарно-эпидемиологическая
разведка в зоне ЧС: сбор и передача данных о санитарно-эпидемиологической
обстановке в зоне ЧС. 3.1.7. Пожарная разведка в зоне ЧС: сбор
и передача данных о пожарной обстановке в зоне ЧС. 3.1.8. Санитарно-эпидемиологические
мероприятия в зоне ЧС: поддержание санитарного состояния в зоне ЧС, проведение
контроля за состоянием территории, в том числе систем водоснабжения,
канализации, запасов продовольствия, канализирования
объектов с применением средств экстренной профилактики, а также проведение в
зоне ЧС работ по дезинфекции, детоксикации,
дератизации и дезинсекции с целью предупреждения или ограничения возможности
появления и распространения эпидемий и эпизоотий. 3.1.9. Дезинфекция: процесс уничтожения
или удаления возбудителей инфекционных болезней человека и животных во внешней
среде физическими, химическими и биологическими методами. 3.1.10. Детоксикация:
разрушение во внешней среде токсинов, представляющих собой соединения
бактериального, растительного и животного происхождения. 3.1.11. Дератизация: профилактические и
истребительные мероприятия по уничтожению грызунов с целью предотвращения
разноса инфекционных заболеваний или экономического ущерба от них. 3.1.12. Дезинсекция: процесс уничтожения
вредных насекомых, сельскохозяйственных вредителей, осуществляемый физическими,
химическими и биологическими методами. 3.1.13. Остальные термины - по ГОСТ Р 22.0.02, ГОСТ 22.0.03/ГОСТ Р 22.0.03, ГОСТ 22.0.04/ГОСТ Р
22.0.04, ГОСТ 22.0.05/ГОСТ Р 22.0.05. 4. Общие положения 4.1. Ликвидацию ЧС проводят с целью
спасения жизни и сохранения жизни и здоровья людей, снижения размеров ущерба
окружающей природной среде и материальных потерь, а также локализации зоны ЧС,
прекращения действия характерных для них опасных факторов. 4.2. Ликвидация ЧС включает следующие
основные мероприятия: - разведку с целью выявления вида ЧС,
обнаружения источников опасности, определения масштаба и границы зоны ЧС,
непрерывное наблюдение и контроль за изменением
обстановки в зоне ЧС; - анализ данных разведки, наблюдение,
контроль и оценку обстановки в зоне ЧС; - принятие решения на проведение
аварийно-спасательных и других неотложных работ; (в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта от 31.05.2000
N 148-ст) - проведение аварийно-спасательных и
других неотложных работ; (в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта от 31.05.2000
N 148-ст) - обеспечение процесса ликвидации ЧС; - жизнеобеспечение населения и сил
ликвидации ЧС. 5. Общие требования 5.1. Разведка в зоне ЧС 5.1.1. Основными видами разведки
являются: - биологическая; - инженерная; - медицинская; - радиационная; - санитарно-эпидемиологическая; - химическая; - пожарная. 5.1.2. Общие требования к разведке,
наблюдению и контролю: - непрерывность; - своевременность; - полнота и достоверность данных. 5.1.3. Биологическая разведка должна: - определить масштабы и границы зон
заражения; - выявить источники, определить вид и
характер заражения; - вести постоянное наблюдение и контроль за изменением обстановки. 5.1.4. Инженерная разведка должна: - определить состояние наземных
транспортных систем, проходимость местности на маршрутах движения сил
ликвидации ЧС; - определить места, границы и характер
разрушений, завалов, затоплений, образовавшихся в зоне ЧС; - определить состояние
коммунально-энергетических систем в зоне ЧС; - установить наличие потенциальных
источников вторичных поражающих факторов в зоне ЧС; - установить нахождение пострадавших. 5.1.5. Медицинская разведка должна: - выявить пораженных, их численность и
состояние; - наметить пути выноса пораженных и
маршруты их эвакуации; - определить районы развертывания
медицинских пунктов, места для сбора и погрузки
пораженных на транспорт для эвакуации в лечебные учреждения вне зоны ЧС. 5.1.6. Радиационная разведка должна: - выявить источники радиоактивного
загрязнения; - определить характер, степень и масштабы
радиоактивного загрязнения местности, воды, воздуха, объектов, техники и людей
в зоне ЧС; - определить направления и районы с
наименьшими уровнями радиации; - вести постоянное наблюдение и контроль за изменением радиационной обстановки; - предоставить необходимые данные для
введения режимов радиационной защиты населения и сил ликвидации ЧС. 5.1.7. Санитарно-эпидемиологическая
разведка должна: - определить санитарно-эпидемиологическое
состояние зоны ЧС, в том числе районов эвакуированного населения и расположения
сил ликвидации ЧС; - предоставить необходимые данные для
введения системы режимно-ограничительных мероприятий
(обсервации и карантина); - вести постоянное наблюдение и контроль за изменением санитарно-эпидемиологической
обстановки в зоне ЧС. 5.1.8. Химическая разведка должна: - выявить источники химического
загрязнения; - определить вид опасного химического
вещества, характер и масштабы заражения местности, воды, воздуха, объектов,
техники и людей в зоне ЧС; - определить обходы участков химического
заражения; - предоставить необходимые данные для
обеспечения мер химической безопасности; - вести постоянное наблюдение и контроль за изменением химической обстановки в зоне ЧС. 5.1.9. Пожарная разведка должна: - определить виды, параметры и границы
очагов пожара, скорость и направление распространения огня в очагах пожаров; - оценить степень загазованности и
задымления в очагах пожаров; - определить пожарную обстановку на
маршрутах движения сил ликвидации ЧС; - выявить потенциально опасные объекты,
находящиеся под угрозой взрыва в связи с близостью к очагам пожаров; - определить состояние систем
противопожарного водоснабжения. 5.2. Аварийно-спасательные и другие
неотложные работы в зоне ЧС (п. 5.2 в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта от
31.05.2000 N 148-ст) 5.2.1. Аварийно-спасательные работы в
зоне ЧС проводят с целью спасения людей и устранения угрозы их жизни и
здоровью. К аварийно-спасательным работам относят: - поисково-спасательные работы; - горно-спасательные
работы; - противофонтанные работы; - работы, связанные с тушением пожаров; - работы по ликвидации медико-санитарных
последствий возникновения источников ЧС. (п. 5.2.1 в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта от
31.05.2000 N 148-ст) 5.2.2. Неотложные работы при ликвидации
ЧС проводят с целью всестороннего обеспечения аварийно-спасательных работ,
оказания населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и
других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения
жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности. (п. 5.2.2 в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта от
31.05.2000 N 148-ст) 5.2.3. Аварийно-восстановительные работы
в зоне ЧС проводят с целью локализации отдельных очагов повышенной опасности,
устранения аварий и повреждений на сетях и линиях коммунальных и
производственных коммуникаций, создания минимально необходимых условий для
жизнеобеспечения населения, а также по санитарной очистке и обеззараживанию
территории. (п. 5.2.3 в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта от
31.05.2000 N 148-ст) 5.2.4. Аварийно-спасательные и
аварийно-восстановительные работы в зоне ЧС предусматривают: - разведку в интересах проведения указанных
работ; - инженерное обеспечение ввода и движения
сил ликвидации в зоне ЧС; - локализацию и ликвидацию различных
очагов повышенной опасности; - поиск, спасание, оказание первой
медицинской помощи и эвакуацию пострадавших; - создание минимально необходимых условий
для жизнеобеспечения населения в соответствии с ГОСТ 22.3.01/ГОСТ Р 22.3.01; - обеспечение безопасности населения и
сил ликвидации в зоне ЧС; - мероприятия по охране окружающей среды
при ликвидации ЧС. 5.2.5. Экстренную медицинскую помощь в
зоне ЧС проводят с целью сохранения жизни и здоровья пораженных и
предупреждения различных осложнений их состояния. Экстренная медицинская помощь включает в
себя комплекс лечебно-диагностических, лечебных, лечебно-эвакуационных и
санитарно-эпидемиологических мероприятий. Лечебно-диагностические и лечебные
мероприятия предусматривают: - проведение биологической и медицинской
разведок; - определение состояния пораженных, их
диагностирование и сортировку; - оказание пораженным
первой медицинской помощи; - оказание пораженным
первой врачебной помощи; - оказание пораженным
квалифицированной и специализированной медицинской помощи; - создание условий для последующего
успешного лечения и реабилитации пораженных и больных
в зоне ЧС или в стационарных лечебных учреждениях вне ее; - лечебно-эвакуационные мероприятия - по
ГОСТ Р 22.3.02. 5.2.6. Санитарно-эпидемиологические
мероприятия предусматривают: - проведение санитарно-эпидемиологической
разведки; - установление характера инфекционной патологии; - активное раннее выявление инфекционных
больных, их изоляцию и эвакуацию в инфекционные больницы из зоны ЧС; - предупреждение заноса инфекционных
заболеваний в зону ЧС; - выявление лиц, подвергшихся риску
заражения, медицинское наблюдение за ними; - соблюдение мер, снижающих возможность
рассеивания инфекции, предупреждения выноса инфекционных болезней из зоны ЧС; - введение, при необходимости, системы режимно-ограничительных мероприятий (обсервации,
карантина); - проведение дезинфекции, дезинсекции,
дератизации, детоксикации в зоне ЧС; - осуществление экстренной
неспецифической и специфической профилактики инфекционных заболеваний по
эпидемиологическим показаниям; - проведение санитарно-разъяснительной
работы среди населения в зоне ЧС по предупреждению инфекционных заболеваний. 5.2.7. Охрана общественного порядка в
зоне ЧС. Охрану общественного порядка в зоне ЧС
проводят с целью организации и регулирования движения транспортных средств,
соблюдения установленного режима, а также воспрещения противоправных действий в
зоне ЧС. Мероприятия по охране общественного
порядка предусматривают: - организацию регулирования, обеспечение
безопасности дорожного движения всех видов транспорта и техники в зоне ЧС, контроль за ее использованием; - контроль за
соблюдением установленного режима в зоне ЧС; - пресечение массовых беспорядков, воровства
и мародерства, распространения ложных слухов; - охрану материальных ценностей любых
форм собственности и личного имущества населения; - учет и передачу в соответствующие
органы обнаруженных в зоне ЧС материальных ценностей; - учет эвакуированного населения,
пострадавших, погибших, опознание трупов. 5.3. Жизнеобеспечение населения в ЧС - по
ГОСТ 22.3.01/ГОСТ Р 22.3.01. (в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта от 31.05.2000
N 148-ст) 5.4. Обеспечение процесса ликвидации ЧС 5.4.1. Обеспечение процесса ликвидации ЧС
проводится с целью бесперебойного удовлетворения потребностей сил и населения
при ликвидации ЧС, создания благоприятных условий для успешного выполнения
мероприятий по ликвидации ЧС. 5.4.2. Основными видами обеспечения
являются: - инженерное; - медицинское; - противопожарное; - радиационное и химическое; - транспортное; - дорожное; - материальное; - техническое; - финансовое; - метрологическое; - гидрометеорологическое. 5.4.3. Требования к обеспечению: - высокая готовность; - надежность; - гибкость. 5.4.4. Инженерное обеспечение
организуется в целях создания благоприятной инженерной обстановки для
проведения мероприятий по защите населения и ликвидации ЧС. 5.4.5. Медицинское обеспечение
организуется в целях своевременного оказания медико-санитарной помощи
пострадавшим, эвакуации, лечения их и восстановления работоспособности и
здоровья личного состава сил ликвидации ЧС, проведения комплекса медицинских
мероприятий по ликвидации ЧС. 5.4.6. Противопожарное обеспечение
организуется в целях создания условий для выполнения задач по ликвидации ЧС,
сопровождающихся пожарами. 5.4.7. Радиационное и химическое
обеспечение организуется в целях создания условий для выполнения задач по
ликвидации ЧС с радиационным и химическим заражением и заражением объектов
внешней среды, снижения его воздействия на личный состав сил и население. 5.4.8. Транспортное обеспечение
организуется в целях обеспечения беспрепятственного маневра силами и средствами
ликвидации ЧС, своевременного подвоза необходимых материально-технических
средств, эвакуации пострадавших и населения. 5.4.9. Материальное обеспечение
организуется в целях снабжения материальными средствами, необходимыми для
ликвидации ЧС, жизнеобеспечения сил и населения. 5.4.10. Техническое обеспечение организуется
в целях поддержания в работоспособном состоянии всех видов транспорта,
инженерной и другой специальной техники, используемой при ликвидации ЧС. 5.4.11. Финансовое обеспечение
организуется в целях рационального и целенаправленного распределения финансовых
средств для оплаты расходов на мероприятия по
ликвидации ЧС. 5.4.12. Метрологическое обеспечение
организуется в целях поддержания в постоянной готовности техники, различных
видов аппаратуры и приборов, используемых при ликвидации ЧС. 5.4.13. Гидрометеорологическое
обеспечение организуется в целях всесторонней оценки элементов погоды,
своевременного выявления опасных метеорологических и гидрологических процессов,
оценки их возможного влияния на действия сил и проведение мероприятий по защите
населения при ликвидации ЧС. 5.5. Организация и руководство
ликвидацией ЧС 5.5.1. Привлечение аварийно-спасательных
служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации ЧС осуществляется: - в соответствии с планом предупреждения
и ликвидации ЧС на обслуживаемых ими объектах и территориях; - в соответствии с планом взаимодействия
при ликвидации ЧС на других объектах и территориях; - установленным порядком действий при
возникновении и развитии ЧС; - по решению уполномоченных на то
должностных лиц в соответствии с законодательными актами и субъектов Российской
Федерации. 5.5.2. Руководство всеми силами и
средствами, привлекаемыми к ликвидации ЧС, и организацию их взаимодействия
осуществляют руководители работ. Их решения, направленные на ликвидацию ЧС,
являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зоне ЧС,
если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. 5.5.3. Руководители работ по ликвидации
ЧС вправе самостоятельно принимать решения: - о проведении эвакуационных мероприятий; - об остановке деятельности организаций,
находящихся в зоне ЧС; - о проведении аварийно-спасательных
работ на объектах и территориях организаций, находящихся в зоне ЧС; - об ограничении доступа людей в зону ЧС. |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |