Утвержден Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 марта 2005 г. N 65-ст Дата введения - 15 сентября 2005 года НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ СТРУКТУРИРОВАННАЯ СИСТЕМА МОНИТОРИНГА И УПРАВЛЕНИЯ ИНЖЕНЕРНЫМИ СИСТЕМАМИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ SAFETY IN
EMERGENCIES. STRUCTURED SYSTEM FOR MONITORING
AND CONTROL OF BUILDING/CONSTRUCTION ENGINEERING EQUIPMENT.
GENERAL REQUIREMENTS ГОСТ Р 22.1.12-2005 Предисловие Задачи, основные принципы и правила
проведения работ по государственной стандартизации в Российской Федерации
установлены ГОСТ Р 1.0-92 "Государственная система стандартизации
Российской Федерации. Основные положения" и ГОСТ Р 1.2-92
"Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок
разработки государственных стандартов". Сведения о
стандарте 1. Разработан Федеральным государственным
учреждением "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам
гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций" (Федеральный центр науки и
высоких технологий) (ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)), компанией "Экономические
Программы" (ЭкоПрог) и Учебно-консультационным центром ФГУ ВНИИ ГОЧС
"БАЗИС" (УКЦ ФГУ ВНИИ ГОЧС "БАЗИС"). 2. Внесен Техническим комитетом по
стандартизации ТК 71 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация
чрезвычайных ситуаций". 3. Утвержден и введен в действие Приказом
Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 марта
2005 г. N 65-ст. 4. Настоящий стандарт разработан в
обеспечение реализации Федеральных законов от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ
"О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного
характера", от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности
опасных производственных объектов", от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ
"Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей",
Постановлений Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794
"О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций" и от 24 марта 1997 г. N 334 "О порядке сбора и обмена в
Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от ЧС
природного и техногенного характера". 5. Введен впервые. Информация об изменениях к настоящему
стандарту публикуется в указателе "Национальные стандарты", а текст
этих изменений - в информационных указателях "Национальные
стандарты". В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта
соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе
"Национальные стандарты". 1. Область
применения Настоящий стандарт устанавливает: - категории потенциально опасных
объектов, зданий и сооружений (далее - объектов), подлежащих оснащению
структурированными системами мониторинга и управления инженерными системами
зданий и сооружений (далее - СМИС); - основные требования к построению СМИС; - перечень функций СМИС, обеспечивающих
решение задач безопасности объектов; - порядок информационного сопряжения
данных от СМИС с единой дежурно-диспетчерской службой города, района (далее -
ЕДДС); - порядок проведения испытаний и приемки
в эксплуатацию СМИС. Положения настоящего стандарта
предназначены для использования: федеральными органами исполнительной власти,
входящими в единую государственную систему предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), и их территориальными органами; органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления;
органами управления, специально уполномоченными на решение задач гражданской
обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - органов
управления ГОЧС), взаимодействующих с ними служб, а также
научно-исследовательскими, проектными, строительными и монтажными организациями
всех форм собственности, осуществляющими проектирование, строительство, монтаж
и капитальный ремонт объектов. 2. Нормативные
ссылки В настоящем стандарте использованы ссылки
на следующие стандарты: 3.1603-91. Единая система технологической
документации. Правила оформления документов на технологические процессы
(операции) сбора и сдачи технологических отходов. ГОСТ 12.1.030-81. Система стандартов
безопасности труда. Электробезопасность. Защитное заземление, зануление. ГОСТ 34.003-90. Информационная
технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы.
Автоматизированные системы. Термины и определения. ГОСТ 34.601-90. Информационная
технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы.
Автоматизированные системы. Стадии создания. ГОСТ 34.603-92. Информационная
технология. Виды испытаний автоматизированных систем. ГОСТ 14254 (МЭК 529-89). Степени защиты,
обеспечиваемые оболочками (Код IP). ГОСТ Р 22.7.01-99. Безопасность в
чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные
положения. ГОСТ Р 51769-2001. Ресурсосбережение.
Обращение с отходами. Документирование и регулирование деятельности по
обращению с отходами производства и потребления. Основные положения. ГОСТ Р 52108-2003. Ресурсосбережение.
Обращение с отходами. Основные положения. Примечание. При пользовании настоящим
стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по указателю
"Национальные стандарты", составленному по состоянию на 1 января
текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в
текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании
настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным)
стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором
дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку. 3. Термины,
определения и сокращения В настоящем стандарте применяют следующие
термины с соответствующими определениями: 3.1. ┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ АВАРИЯ: опасное техногенное происшествие, создающее на│ │объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и│ │здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений,│ │оборудования и транспортных средств, нарушению производственного│ │или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба│ │окружающей природной среде. │ │ Примечание. Крупная авария, как правило с человеческими│ │жертвами, является катастрофой. │ │ [ГОСТ Р 22.0.05-94, статья 3.1.3] │ └────────────────────────────────────────────────────────────────┘ 3.2. ┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ В ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ;│ │аварийно-спасательные работы в ЧС: действия по спасению людей,│ │материальных и культурных ценностей, защите природной среды в│ │зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и│ │подавлению или доведению до минимально возможного уровня│ │воздействия характерных для них опасных факторов.│ │Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов,│ │угрожающих жизни и здоровью проводящим эти работы, и требуют│ │специальной подготовки, экипировки и оснащения. │ │ [ГОСТ Р 22.0.02-94, статья 2.4.5] │ └────────────────────────────────────────────────────────────────┘ 3.3. АККРЕДИТАЦИЯ: официальное признание
органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица
выполнять работы в определенной области оценки соответствия [1]. 3.4. БЕЗОПАСНОСТЬ ЭКСПЛУАТАЦИИ:
состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением
вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц,
государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или
здоровью животных и растений [1]. 3.5. ДЕКЛАРИРОВАНИЕ СООТВЕТСТВИЯ: Форма
подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов [1]. 3.6. ДЕКЛАРАЦИЯ О СООТВЕТСТВИИ: документ,
удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям
технических регламентов [1]. 3.7. ДЕСТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ ФАКТОР: отклонение
от нормативных значений технических параметров производственных процессов и
процессов обеспечения функционирования зданий и сооружений. 3.8. ┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ ЕДИНАЯ ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКАЯ СЛУЖБА ГОРОДА; ЕДДС: орган│ │повседневного управления местной (городской) подсистемы РСЧС,│ │предназначенный для координации действий дежурных и│ │диспетчерских (дежурно-диспетчерских) служб города и создаваемый│ │при органе управления ГОЧС. │ │ [ГОСТ Р 22.7.01-99, раздел 3, первый абзац] │ └────────────────────────────────────────────────────────────────┘ 3.9. ┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ; ЖОН ЧС:│ │совокупность взаимоувязанных по времени, ресурсам и месту│ │проведения силами и средствами Единой государственной системы│ │предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)│ │мероприятий, направленных на создание и поддержание условий,│ │минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания│ │здоровья людей в зонах чрезвычайной ситуации, на маршрутах их│ │эвакуации и в местах размещения эвакуированных по нормам и│ │нормативам для условий ЧС, разработанным и утвержденным в│ │установленном порядке. │ │ [ГОСТ Р 22.3.05-96, статья 2.1.1] │ └────────────────────────────────────────────────────────────────┘ 3.10. ┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ; защита населения│ │в ЧС: Совокупность взаимосвязанных по времени, ресурсам и месту│ │проведения мероприятий РСЧС, направленных на предотвращение или│ │предельное снижение потерь населения и угрозы его жизни и│ │здоровью от поражающих факторов и воздействий источников│ │чрезвычайной ситуации. │ │ [ГОСТ Р 22.0.02-94, статья 2.3.7] │ └────────────────────────────────────────────────────────────────┘ 3.11. ┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ ЗАЩИТНОЕ СООРУЖЕНИЕ: инженерное сооружение, предназначенное│ │для укрытия людей, техники и имущества от опасностей,│ │возникающих в результате последствий аварий или катастроф на│ │потенциально опасных объектах, либо стихийных бедствий в районах│ │размещения этих объектов, а также от воздействия современных│ │средств поражения. │ │ [ГОСТ Р 22.0.02-94, статья 2.3.10] │ └────────────────────────────────────────────────────────────────┘ 3.12. ЗАЯВИТЕЛЬ: физическое или
юридическое лицо, осуществляющее обязательное подтверждение соответствия [1]. 3.13. ЗДАНИЕ: строительная система,
состоящая из несущих и ограждающих или совмещенных (несущих и ограждающих)
конструкций, образующих наземный замкнутый объем, предназначенный для
проживания или пребывания людей в зависимости от функционального назначения
(жилые дома, промышленные здания, стадионы, торговые центры, больницы, школы,
киноконцертные залы и т.п.). 3.14. ┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ ЗОНА ВЕРОЯТНОЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ; зона ВЧС: территория│ │или акватория, на которой существует либо не исключена опасность│ │возникновения чрезвычайной ситуации. │ │ [ГОСТ Р 22.0.02-94, пункт 2.1.18] │ └────────────────────────────────────────────────────────────────┘ 3.15. ┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ ЗОНА ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ; зона ЧС: территория или│ │акватория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация. │ │ [ГОСТ Р 22.0.02-94, статья 2.1.17] │ └────────────────────────────────────────────────────────────────┘ 3.16. ┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ ИСТОЧНИК ТЕХНОГЕННОЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ; источник│ │техногенной ЧС: опасное техногенное происшествие, в результате│ │которого на объекте определенной территории или акватории│ │произошла техногенная чрезвычайная ситуация. │ │ Примечание. К опасным техногенным происшествиям относят│ │аварии на промышленных объектах или на транспорте, пожары,│ │взрывы или высвобождение различных видов энергии. │ │ [ГОСТ Р 22.0.05-94, статья 3.1.2] │ └────────────────────────────────────────────────────────────────┘ 3.17. ИНЖЕНЕРНЫЕ СИСТЕМЫ ЗДАНИЙ И
СООРУЖЕНИЙ: функционально законченный комплекс технических средств, предназначенный
для создания и поддержания условий, при которых наиболее эффективно
осуществляется работа оборудования и жизнедеятельность людей. 3.18. ИНЖЕНЕРНЫЙ РИСК ОБРУШЕНИЯ ЗДАНИЯ
(СООРУЖЕНИЯ): величина, зависящая от степени повреждения и характеризующая вероятность
обрушения здания (сооружения) для рассматриваемого интервала времени, 1/год
[2]. 3.19. ИНЖЕНЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЗДАНИЯ
(СООРУЖЕНИЯ): величина, характеризующая способность здания (сооружения)
противостоять возможному обрушению, опасному для жизни людей [2]. 3.20. ┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ ЛИКВИДАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ; ликвидация ЧС:│ │аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при│ │возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение│ │жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба│ │окружающей природной среде и материальных потерь, а также│ │локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия,│ │характерного для опасных факторов. │ │ [ГОСТ Р 22.0.02-94, статья 2.4.2] │ └────────────────────────────────────────────────────────────────┘ 3.21. ┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ НЕОТЛОЖНЫЕ РАБОТЫ В ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ; неотложные работы│ │в ЧС: аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные работы,│ │оказание экстренной медицинской помощи, проведение│ │санитарно-эпидемиологических мероприятий и охрана общественного│ │порядка в зоне чрезвычайной ситуации. │ │ [ГОСТ Р 22.0.02-94, статья 2.4.4] │ └────────────────────────────────────────────────────────────────┘ 3.22. ┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ ОБЪЕКТ МОНИТОРИНГА: природный, техногенный или│ │природно-техногенный объект или его часть, в пределах которого│ │по определенной программе осуществляются регулярные наблюдения│ │за окружающей средой с целью контроля за ее состоянием, анализа│ │происходящих в ней процессов, выполняемых для своевременного│ │выявления и прогнозирования их изменений и оценки. │ │ [ГОСТ Р 22.1.02-95, статья 3.1.5] │ └────────────────────────────────────────────────────────────────┘ 3.23. ┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ ОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ; опасность в ЧС:│ │состояние, при котором создалась или вероятна угроза│ │возникновения поражающих факторов и воздействий источника│ │чрезвычайной ситуации на население, объекты народного хозяйства│ │и окружающую природную среду в зоне чрезвычайной ситуации. │ │ [ГОСТ Р 22.0.02-94, статья 2.1.10] │ └────────────────────────────────────────────────────────────────┘ 3.24. ОЦЕНКА СООТВЕТСТВИЯ: прямое или
косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту [1]. 3.25. ┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫЙ ОБЪЕКТ: объект, на котором используют,│ │производят, перерабатывают, хранят или транспортируют│ │радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и│ │биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения│ │источника чрезвычайной ситуации. │ │ [ГОСТ Р 22.0.02-94, статья 2.1.24] │ └────────────────────────────────────────────────────────────────┘ 3.26. ┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНОЕ ВЕЩЕСТВО; опасное вещество: вещество,│ │которое вследствие своих физических, химических, биологических│ │или токсикологических свойств предопределяет собой опасность для│ │жизни и здоровья людей, для сельскохозяйственных животных и│ │растений. │ │ [ГОСТ Р 22.0.05-94, статья 3.1.8] │ └────────────────────────────────────────────────────────────────┘ 3.27. ┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ; предупреждение ЧС:│ │комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных│ │на максимально возможное уменьшение риска возникновения│ │чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей,│ │снижение размеров ущерба окружающей природной среде и│ │материальных потерь в случае их возникновения. │ │ [ГОСТ Р 22.0.02-94, статья 2.3.1] │ └────────────────────────────────────────────────────────────────┘ 3.28. ┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ; прогнозирование ЧС:│ │опережающее отражение вероятности возникновения и развития│ │чрезвычайной ситуации на основе анализа возможных причин ее│ │возникновения, ее источника в прошлом и настоящем. │ │ Примечание. Прогнозирование может носить долгосрочный,│ │краткосрочный или оперативный характер. │ │ [ГОСТ Р 22.1.02-95, статья 3.1.2] │ └────────────────────────────────────────────────────────────────┘ 3.29. ┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ТЕХНОГЕННЫХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ;│ │прогнозирование техногенных ЧС: опережающее отражение│ │вероятности появления и развития техногенных чрезвычайных│ │ситуаций и их последствий на основе оценки риска возникновения│ │пожаров, взрывов, аварий, катастроф. │ │ [ГОСТ Р 22.1.02-95, статья 3.2.5] │ └────────────────────────────────────────────────────────────────┘ 3.30. ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОПАСНЫХ
ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ: состояние защищенности жизненно важных интересов
личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и
последствий указанных аварий [3]. 3.31. ┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ│ │ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ; РСЧС: система органов исполнительной│ │власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации,│ │органов местного самоуправления, государственных учреждений и│ │различных общественных объединений, а также специально│ │уполномоченных организационных структур с имеющимися у них│ │силами и средствами, предназначенными для предупреждения│ │чрезвычайных ситуаций, а в случае их возникновения - для их│ │ликвидации, обеспечения безопасности населения, защиты│ │окружающей среды и уменьшения потерь и материального ущерба. │ │ [ГОСТ Р 22.0.02-94, статья 2.2.1] │ └────────────────────────────────────────────────────────────────┘ 3.32. ┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ РИСК ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ; риск ЧС:│ │вероятность или частота возникновения источника чрезвычайной│ │ситуации, определяемая соответствующими показателями риска. │ │ [ГОСТ Р 22.0.02-94, статья 2.1.11] │ └────────────────────────────────────────────────────────────────┘ 3.33. СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ:
программно-технический комплекс, предназначенный для решения задач
предупреждения чрезвычайных ситуаций, в том числе вызванных террористическими
актами, пожарной безопасности, взрывобезопасности, охраны и оповещения людей о
чрезвычайных ситуациях. 3.34. СИСТЕМА ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ:
программно-технический комплекс, предназначенный для решения задач
бесперебойного (в пределах нормативных показателей) обеспечения
функционирования оборудования (теплоснабжения, водоснабжения и канализации,
электроснабжения, газоснабжения и т.п.), потенциально опасных объектов, зданий
и сооружений. 3.35. СТРУКТУРИРОВАННАЯ СИСТЕМА
МОНИТОРИНГА И УПРАВЛЕНИЯ ИНЖЕНЕРНЫМИ СИСТЕМАМИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ; СМИС:
построенная на базе программно-технических средств система, предназначенная для
осуществления мониторинга технологических процессов и процессов обеспечения
функционирования оборудования непосредственно на потенциально опасных объектах,
в зданиях и сооружениях и передачи информации об их состоянии по каналам связи
в дежурно-диспетчерские службы этих объектов для последующей обработки с целью
оценки, предупреждения и ликвидации последствий дестабилизирующих факторов в
реальном времени, а также для передачи информации о прогнозе и факте
возникновения ЧС, в т.ч. вызванных террористическими актами, в ЕДДС [4]. 3.36. СООРУЖЕНИЯ: строительная система,
не имеющая наземного замкнутого объема, - мосты и тоннели длиной более 500 м,
метрополитены, гидротехнические сооружения 1-го и 2-го классов. 3.37. СТЕПЕНЬ ПОВРЕЖДЕНИЯ ЗДАНИЯ
(СООРУЖЕНИЯ): величина, характеризующая утрату первоначальных
технико-эксплуатационных качеств (прочности, устойчивости, надежности и т.д.) в
результате воздействия природно-техногенных факторов [2]. 3.38. ┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ; ЧС: обстановка на определенной│ │территории или акватории, сложившаяся в результате аварии,│ │опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного│ │бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой│ │человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей│ │природной среде, значительные материальные потери и нарушение│ │условий жизнедеятельности людей. │ │ Примечание. Различают чрезвычайные ситуации по характеру│ │источника (природные, техногенные, биолого-социальные и военные)│ │и по масштабам (глобальные или национальные, региональные,│ │местные и локальные или частные). │ │ [ГОСТ Р 22.0.02-94, статья 2.1.1] │ └────────────────────────────────────────────────────────────────┘ 3.39. ┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ ЭВАКУАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ: комплекс мероприятий по организованному│ │выводу и (или) вывозу населения из зон чрезвычайной ситуации или│ │вероятной чрезвычайной ситуации, а также жизнеобеспечение│ │эвакуированных в районе размещения. │ │ [ГОСТ Р 22.0.02-94, статья 2.3.16] │ └────────────────────────────────────────────────────────────────┘ 4. Основные
положения 4.1. Объекты социально-бытового, жилого и
иного назначения следует оборудовать СМИС, информационно сопряженными с
автоматизированными системами дежурно-диспетчерских служб (далее - ДДС)
объектов и ЕДДС с целью предупреждения возникновения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций, в т.ч. вызванных террористическими актами. 4.2. СМИС создают в целях обеспечения
гарантированной устойчивости функционирования системы процессов
жизнеобеспечения требуемого качества на контролируемых объектах и выступают как
средство информационной поддержки принятия решения по предупреждению и
ликвидации ЧС, в т.ч. вызванных террористическими актами, диспетчерами ДДС
объектов и ЕДДС в условиях действия дестабилизирующих факторов. В части, касающейся предупреждения ЧС,
СМИС является неотъемлемым элементом автоматизированных систем объекта,
разработанных по ГОСТ 34.003, ГОСТ 34.601, ГОСТ 34.603 и [5]. 4.3. СМИС строят на базе
программно-технических средств, осуществляющих мониторинг технологических
процессов и процессов обеспечения функционирования непосредственно на объектах
и обеспечивающих передачу информации об их состоянии по каналам связи в ДДС
этих объектов для последующей обработки с целью оценки, предвидения и
ликвидации последствий дестабилизирующих факторов в реальном времени, а также
для передачи информации о прогнозе и факте возникновения ЧС, в т.ч. вызванных
террористическими актами, в ЕДДС. 4.4. Объектами контроля, а в ряде случаев
управления должны являться подсистемы жизнеобеспечения и безопасности: - теплоснабжение; - вентиляция и кондиционирование; - водоснабжение и канализация; - электроснабжение; - газоснабжение; - инженерно-технический комплекс пожарной
безопасности объекта; - лифтовое оборудование; - система оповещения; - системы охранной сигнализации и
видеонаблюдения; - системы обнаружения повышенного уровня
радиации, аварийных химически опасных веществ, биологически опасных веществ,
значительной концентрации токсичных и взрывоопасных концентраций газовоздушных
смесей и др.). Объектами контроля должны являться
инженерно-технические конструкции (конструктивные элементы) объектов. 4.5. СМИС должны обеспечивать контроль
следующих основных дестабилизирующих факторов: - возникновения пожара; - нарушения в системе отопления, подачи
горячей и холодной воды, вызванные выходом из строя инженерного оборудования на
центральных тепловых пунктах, котельных, а также авариями на трубопроводах и приборах
отопления; - нарушения в подаче электроэнергии; - нарушения в подаче газа; - отказа в работе лифтового оборудования; - несанкционированного проникновения в
служебные помещения; - повышенного уровня радиации, предельно
допустимой концентрации аварийных химически опасных веществ; биологически
опасных веществ; взрывоопасных концентраций газовоздушных смесей; - затопления помещений, дренажных систем
и технологических приямков; - утечки газа; - отклонений от нормативных параметров
производственных процессов, способных привести к возникновению чрезвычайных
ситуаций; - изменения состояния
инженерно-технических конструкций (конструктивных элементов) объектов. 4.6. СМИС должны обеспечивать: - прогнозирование и предупреждение
аварийных ситуаций путем контроля за параметрами процессов обеспечения
функционирования объектов и определения отклонений их текущих значений от
нормативных; - непрерывность сбора, передачи и
обработки информации о значениях параметров процессов обеспечения
функционирования объектов; - формирование и передачу формализованной
оперативной информации о состоянии технологических систем и изменении состояния
инженерно-технических конструкций объектов в ДДС объекта; - формирование и передачу
формализованного сообщения о ЧС на объектах, в т.ч. вызванных террористическими
актами, в ЕДДС; - автоматизированный или принудительный
запуск системы оповещения населения о произошедшей чрезвычайной ситуации и
необходимых действиях по эвакуации; - автоматизированное или принудительное
оповещение соответствующих специалистов, отвечающих за безопасность объектов; - автоматизированный или принудительный
запуск систем предупреждения или ликвидации ЧС по определенным алгоритмам для
конкретного объекта и конкретного вида ЧС, которые должны быть утверждены
установленным порядком (прекращение подачи газа, воды, включение средств
пожаротушения и т.п.). Алгоритмы должны обеспечивать комплексную,
взаимосвязанную работу всех необходимых систем безопасности и жизнеобеспечения
с целью предупреждения и ликвидации ЧС. Для каждого вида ЧС, в т.ч. вызванных
террористическими актами, должны быть разработаны свои алгоритмы предупреждения
и ликвидации ЧС; - документирование и регистрацию
аварийных ситуаций, а также действий ДДС объектов. 4.7. В состав СМИС должны входить
следующие компоненты: - комплекс измерительных средств, средств
автоматизации и исполнительных механизмов; - многофункциональная кабельная система; - сеть передачи информации; - автоматизированная система диспетчерского
управления инженерными системами объектов; - административные ресурсы. В комплекс измерительных средств должны
входить: аналоговые и (или) цифровые датчики контроля технологических
параметров; водо-, газо- и электросчетчики; датчики аварий с дискретными
сигналами; датчики контроля изменения состояния инженерных несущих конструкций;
датчики обнаружения повышенного уровня радиации, аварийных химически опасных
веществ, биологически опасных веществ, значительной концентрации токсичных и
взрывоопасных концентраций газовоздушных смесей. В комплекс средств автоматизации должны
входить программируемые логические контроллеры, обеспечивающие дистанционную
передачу информации и дистанционное управление исполнительными механизмами. В качестве исполнительных механизмов
следует использовать технические средства, обеспечивающие дистанционное
управление (клапаны, задвижки, электроприводы, насосы и т.д.). В многофункциональную кабельную систему
включаются: - кабеленесущие конструкции; - электрические и слаботочные кабели; - коммутирующие устройства (кроссы,
электрические шкафы). В автоматизированную систему
диспетчерского управления инженерными системами здания входят: - сеть сбора информации от локальных
систем автоматики; - серверы ввода-вывода; - локальная и (или) глобальная
вычислительные сети; - рабочие станции диспетчеров; - программный комплекс. К административным ресурсам относят: - организационные структуры,
обеспечивающие эксплуатацию объектов; - эксплуатационно-техническую и
распорядительную документацию; - документацию, регламентирующую
взаимодействие с ЕДДС. 4.8. ЕДДС в части решения задач
безопасности объектов должны решать следующие основные задачи: - получение от СМИС информации о прогнозе
или возникновении чрезвычайной ситуации, в т.ч. вызванной террористическим
актом; - анализ и оценку достоверности
поступившей информации о ЧС, доведение ее до ДДС, в компетенцию которых входит
реагирование на принятое сообщение; - обработку и анализ данных о ЧС,
определение ее масштаба и уточнение состава ДДС, привлекаемых для реагирования
на ЧС, их оповещение о переводе в высшие режимы функционирования звена
(подсистемы) РСЧС; - оперативное управление
аварийно-спасательными службами, пожарными, пожарно-спасательными и
аварийно-спасательными формированиями, постановку и доведение до них задач по
локализации и ликвидации последствий ЧС, в т.ч. вызванных террористическими
актами, принятие необходимых экстренных мер и решений (в пределах установленных
вышестоящими органами полномочий); - обобщение, оценку и контроль данных
обстановки, принятых мер по ликвидации чрезвычайной ситуации, уточнение и
корректировку (по обстановке) заранее разработанных и согласованных с
городскими службами вариантов решений по ликвидации ЧС; - постоянное информирование ДДС, привлекаемых
к ликвидации ЧС, подчиненных сил постоянной готовности об обстановке, принятых
и рекомендуемых мерах; - представление докладов (донесений)
вышестоящим органам управления по подчиненности об угрозе или возникновении ЧС,
в т.ч. вызванной террористическим актом, сложившейся обстановке, возможных
вариантах решений и действиях по ликвидации ЧС (на основе ранее подготовленных
и согласованных планов); - доведение задач, поставленных
вышестоящими органами РСЧС, до ДДС и подчиненных сил постоянной готовности,
контроль их выполнения и организация взаимодействия; - обобщение информации о произошедших ЧС
(за сутки дежурства), ходе работ по их ликвидации и представление
соответствующих докладов по подчиненности. Режимы функционирования и состав ЕДДС
должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 22.7.01. 4.9. СМИС подлежат обязательной установке
на потенциально опасных, особо опасных, технически сложных и уникальных
объектах, перечень которых представлен в [6]. К особо опасным объектам относят: - ядерно и/или радиационно опасные
объекты (атомные электростанции, исследовательские реакторы, предприятия
топливного цикла, хранилища временного и долговременного хранения ядерного
топлива и радиоактивных отходов); - объекты уничтожения и захоронения
химических и других опасных отходов; - гидротехнические сооружения 1-го и 2-го
классов; - крупные склады для хранения нефти и
нефтепродуктов (свыше 20 тыс. тонн) и изотермические хранилища сжиженных газов; - объекты, связанные с производством,
получением или переработкой жидкофазных или твердых продуктов, обладающих
взрывчатыми свойствами и склонных к спонтанному разложению с энергией
возможного взрыва, эквивалентной 4,5 тоннам тринитротолуола; - предприятия по подземной и открытой
(глубина разработки свыше 150 м) добыче и переработке (обогащению) твердых
полезных ископаемых; - тепловые электростанции мощностью свыше
600 МВт. К технически сложным объектам относят: - морские порты, аэропорты с основной
взлетно-посадочной полосой длиной не менее 1800 м, мосты и тоннели длиной более
500 м, метрополитены; - крупные промышленные объекты с
численностью занятых более 10 тысяч человек. К уникальным объектам относят объекты,
для которых не установлены технические регламенты (высотные здания, стадионы,
крупные торговые центры, киноконцертные залы и т.п.). Отнесение объектов к
уникальным проводят на стадии согласования технического проекта. 4.10. Оснащение объектов, указанных в
4.9, СМИС должно осуществляться при проведении: - проектных, строительных и монтажных
работ - для вновь строящихся объектов; - планового капитального ремонта - для
объектов, находящихся в эксплуатации. Прием в эксплуатацию объектов, указанных
в 4.9, без оборудования их СМИС не допускается. 4.11. Программно-технические средства
СМИС должны быть сертифицированы в соответствии с законодательством Российской
Федерации. 4.12. Обучение специалистов по созданию
СМИС, работы по проектированию, установке, приемке и эксплуатации СМИС должны
осуществляться в соответствии с Методикой [4] и нормативным документом [6]. 5. Общие
технические требования 5.1. Требования к структуре и
функционированию СМИС должна удовлетворять следующим
основным требованиям: - обеспечивать автоматизированный
контроль и управление необходимыми для предупреждения и ликвидации ЧС (в т.ч.
вызванных террористическими актами) инженерными системами; - иметь модульную структуру и быть
"открытой", обеспечивать при необходимости возможность
диспетчеризации и управления вновь устанавливаемым оборудованием инженерных
систем; - допускать возможность объединения с
другими информационными системами мониторинга и управления. В СМИС должны быть предусмотрены
автоматический - ручной и дистанционный - местный режимы работы. СМИС должна иметь открытую архитектуру,
допускать последующее расширение как по числу объектов автоматизации, так и по
числу функций, а также быть готовой к интеграции с другими системами
мониторинга и управления. СМИС должна базироваться на
структурированные информационные кабельные сети. СМИС должна иметь иерархическую
многоуровневую структуру: уровень 1 - структурированная
информационная кабельная система. Использование для организации сетей связи
информационной кабельной системы должно обеспечить универсальность и гибкость
проектных решений, удобство администрирования и расширяемость системы в
будущем; уровень 2 - первичные датчики и
исполнительные устройства, а также устройства согласования сигналов первичных
датчиков с входами контроллеров сбора информации; уровень 3 - контроллеры сбора информации
(удаленные модули ввода-вывода), программируемые логические контроллеры,
интеллектуальные панели управления оборудованием, рабочие станции управления
инженерными системами. В качестве сети передачи данных между этим уровнем и
уровнем 4 должна использоваться сеть на базе последовательных интерфейсов
EIA/TIA 232 (485). В этой сети следует использовать соответствующие открытые
стандартные протоколы цифровой периферии (MODBUS, LONTalk, SNMP и пр.); уровень 4 - серверы ввода/вывода СМИС.
Сервер СМИС должен содержать средства организации обмена информацией с
диспетчерскими автоматизированными рабочими местами (на базе локальной
вычислительной сети) и контроллерами сбора информации (по объектовым шинам), а
также специализированное программное обеспечение на базе SCADA-системы для
сбора и архивирования информации, поступающей от инженерных систем. Сервер СМИС
должен передавать оперативные данные персоналу объекта через другие
информационные сети; уровень 5 - автоматизированные рабочие
места диспетчеров. На этом уровне иерархии на рабочих станциях функционирует
специализированное программное обеспечение для мониторинга и управления
оборудованием инженерных систем. Сетью связи на этом уровне является локальная
сеть объекта. Автоматизированные рабочие места диспетчеров должны быть оснащены
общепризнанными геоинформационными системами, открытыми для интеграции с ЕДДС,
и другими системами (ERP, SCADA и др.) с возможностью использования различных
баз данных под управлением известных систем управления базами данных (MS SQL,
ORACLE, DB2). 5.2. Требования к надежности Срок службы системы должен составлять не
менее 10 лет с учетом замены неисправных и выработавших свой ресурс
компонентов. Гарантийный срок - 18 мес. с момента ввода в эксплуатацию. Среднее время наработки на отказ СМИС -
не менее 10000 ч. Среднее время восстановления
работоспособности СМИС - не более 30 мин. Для оперативного устранения
неисправностей оборудования должен быть предусмотрен необходимый комплект
запасных частей, инструмента и принадлежностей. 5.3. Требования к безопасности Система должна иметь средства защиты от
операторских ошибок персонала, могущих привести к авариям объектовых инженерных
подсистем. Система должна иметь средства
документирования действий операторов СМИС. Технические средства должны обеспечивать
защиту персонала от поражения электрическим током в соответствии с требованиями
ГОСТ 12.1.030, СНиП 12-03 [7]. Входящие в состав СМИС компоненты не
должны оказывать вредного воздействия на здоровье человека. 5.4. Эргономические требования Оборудование СМИС должно быть размещено в
металлических или пластиковых шкафах (щитах), обеспечивающих удобный доступ к
органам управления. Автоматизированные рабочие места
диспетчеров и руководителей служб должны быть укомплектованы мониторами с
экраном по диагонали не менее 395 мм, имеющими разрешающую способность не менее
1280 х 1024 при пропорциональной развертке с частотой кадров в секунду не менее
75 Гц. 5.5. Требования к защите информации Информационная защита СМИС - по
нормативному документу. 5.6. Требования к защите от влияния
внешних воздействий Оборудование СМИС должно быть размещено в
металлических или пластиковых шкафах (щитах), обеспечивающих класс защиты не
менее IP40 согласно ГОСТ 14254. Технические средства должны быть
работоспособны при атмосферных воздействиях, соответствующих техническим
условиям на эти средства. 5.7. Требования к стандартизации и
унификации Проектные решения должны быть
унифицированы для всех объектов автоматизации. 5.8. Требования к совместимости В системе должно быть применено
оборудование, совместимое как по физическим интерфейсам, так и по
информационным протоколам. В качестве физических интерфейсов и информационных
протоколов допускаются только открытые протоколы и стандартизованные интерфейсы,
которые по функциям соответствуют требованиям, выданным в рамках
исходно-разрешительной документации на объект. 5.9. Требования охраны окружающей среды Компоненты, входящие в СМИС, и материалы,
из которых они изготовлены, не должны оказывать химическое, биологическое,
радиационное, механическое, электромагнитное и термическое воздействие на
окружающую среду. Компоненты, входящие в СМИС, при хранении
или использовании по назначению не должны выделять в окружающую среду вредные,
загрязняющие или ядовитые вещества. Отходы, образующиеся при изготовлении
компонентов, входящих в СМИС, и компоненты, входящие в СМИС после окончания
срока годности, подлежат уничтожению и захоронению в соответствии с ГОСТ
3.1603, ГОСТ Р 51769, ГОСТ Р 52108. Приложение А (справочное) ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ СТРУКТУРИРОВАННЫХ СИСТЕМ МОНИТОРИНГА И УПРАВЛЕНИЯ ИНЖЕНЕРНЫМИ СИСТЕМАМИ ПОТЕНЦИАЛЬНО
ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ, ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ И ИХ ИНФОРМАЦИОННОГО СОПРЯЖЕНИЯ С ЕДИНЫМИ ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКИМИ СЛУЖБАМИ ГОРОДА А.1. Для создания СМИС и их
информационного сопряжения с ЕДДС города проводят следующий комплекс
организационных и инженерно-технических мероприятий: - определение и согласование между
администрацией города, органом управления по делам гражданской обороны и
чрезвычайных ситуаций и городскими службами состава существующих
дежурно-диспетчерских служб, привлекаемых для ликвидации различных видов ЧС, в
т.ч. вызванных террористическими актами, на объектах, а также порядка их
взаимодействия и информационного обмена с ЕДДС; - уточнение городской группировки сил и
средств постоянной готовности, определение и согласование основных мероприятий
экстренного реагирования, выполнение которых должна организовать ЕДДС в случае
ЧС на объектах; - разработка порядка информационного
обеспечения ЕДДС в случае ЧС на объектах; - совершенствование существующих систем
связи и оповещения применительно к задачам и потребностям ЕДДС в части
предупреждения или ликвидации последствий ЧС, в т.ч. вызванных
террористическими актами, на объектах; - сопряжение комплекса средств
автоматизации ЕДДС со СМИС. А.2. Основными этапами создания СМИС и их
информационного сопряжения с ЕДДС города являются: - организационный этап, в течение
которого решаются организационные вопросы построения СМИС и их информационного
сопряжения с ЕДДС города; - технический этап, в продолжение
которого разрабатываются и внедряются программно-технические средства СМИС, а
также осуществляется их информационное сопряжение с ЕДДС города. А.2.1. Для создания СМИС и их
информационном сопряжении с ЕДДС города на организационном этапе разрабатывают
и утверждают следующие документы: - положение о СМИС и их информационного
сопряжения с ЕДДС города; - инструкции об обмене информацией между
ДДС объектов, ЕДДС и городскими ДДС; - дополнения и изменения к действующим
инструкциям дежурно-диспетчерских служб (в части их взаимодействия с ЕДДС) и
др. А.3. В целях создания СМИС и их
информационного сопряжения с ЕДДС города органами управления, специально
уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, конкретного города разрабатывают и утверждают в
городской администрации: "Положение о СМИС", "Положение о ЕДДС
города в части контроля объектов", инструкции об обмене информацией между
ДДС объектов, ЕДДС и городскими ДДС, а также другие необходимые
нормативно-методические документы. Приложение Б (обязательное) ПРОГРАММА КОМПЛЕКСНЫХ ИСПЫТАНИЙ Б.1. Приемку СМИС осуществляют специально
создаваемой комиссией в ходе приемки всего объекта. Б.2. Комиссия проводит оценку, проверку и
испытания. Б.2.1. Оценке и проверке подлежат: - соответствие разработанной СМИС
основным требованиям настоящего стандарта; - соответствие разработанной СМИС перечню
обязательных функций СМИС, обеспечивающих решение задач безопасности объектов
по типу и назначению объекта отрасли; - соответствие порядка информационного
сопряжения данных от СМИС с единой дежурно-диспетчерской службой города,
района; - наличие подготовленных кадров в части
проектирования, создания и эксплуатации СМИС. Б.2.2. Проверке подвергают: - комплекс контролирующих средств
(датчики и измерительные приборы, исполнительные механизмы, контроллеры); - многофункциональную кабельную систему; - сеть передачи информации; - систему сбора и обработки информации; - административную систему; - ЕДДС города в части взаимодействия со
СМИС объекта. Б.2.3. Комиссия проводит: - проверку на соответствие требованиям
технического задания (ТЗ) и технических условий (ТУ) на подключение к ЕДДС; - проверку качества и полноты
эксплуатационной документации; - автономное испытание СМИС объекта; - автономное испытание каналов связи
между СМИС объекта и ЕДДС города; - комплексное испытание СМИС объекта в
составе ЕДДС города. Испытания следует проводить по
утвержденным установленным порядком методикам. Б.2.4. Результаты комплексных испытаний Результаты проведения комплексных
испытаний СМИС объекта оформляются в виде протокола комплексных испытаний, где
отражают результаты всех проверок и испытаний с указанием: - назначения каждого вида испытаний или
проверки в соответствии с требованиями технического задания; - перечня лиц, проводивших испытания, с
указанием зоны ответственности каждого лица; - состава технических и программных
средств, использованных для проведения каждого испытания; - перечня методик испытаний и руководящих
материалов по обработке и оценке их результатов; - перечня протоколов автономных испытаний
элементов системы; - перечня носителей информации, хранящих
данные объективного контроля, полученные в процессе испытаний; - обобщенных результатов испытаний; - выводов о результатах испытаний и
соответствии требованиям технического задания. Б.3. По результатам проведения
комплексных испытаний комиссия принимает решение о возможности приемки СМИС
объекта в постоянную эксплуатацию в составе ЕДДС города. Решение комиссии
оформляют актом приемки СМИС объекта в постоянную эксплуатацию, который
подписывают все члены комиссии и утверждает председатель комиссии по приемке в
эксплуатацию законченного строительством объекта. БИБЛИОГРАФИЯ [1] ФЗ Федеральный закон "О техническом регулировании" от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ [2] Методика оценки и сертификации инженерной безопасности зданий и сооружений, аттестованная Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (протокол от 25.02.03 N 1) [3] ФЗ Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ [4] Методика оценки систем безопасности и жизнеобеспечения на потенциально опасных объектах, зданиях и сооружениях, аттестованная Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (протокол от 19.12.03 N 9) [5] РД 50-34.698-90 Методические указания. Информационная технология. Комплекс стандартов и руководящих документов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов [6] СП 11-107-98 Порядок разработки и состав раздела "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" проектов строительства [7] СНиП 12-03-2001 Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |