Утвержден Постановлением Госстандарта России от 18 марта 2003 г. N 81-ст Дата введения - 1 июля 2003 года ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УСЛУГИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ И СПОРТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ PHYSICAL
CULTURE, HEALTH-IMPROVEMENT AND SPORT SERVICES. REQUIREMENTS FOR
CONSUMERS' SAFETY ГОСТ Р
52025-2003 Предисловие 1. Разработан
Всероссийском научно-исследовательским институтом физической культуры и спорта
(ВНИИФК). Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 444
"Физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги". 2. Принят и введен в действие
Постановлением Госстандарта России от 18 марта 2003 г. N 81-ст. 3. Введен впервые. 1. Область
применения Настоящий стандарт устанавливает
требования к физкультурно-оздоровительным и спортивным услугам, обеспечивающие
безопасность жизни, здоровья потребителей, сохранность их имущества, а также
методы контроля. Требования настоящего стандарта
распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, оказывающих
физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги (далее - спортивные услуги). На основе настоящего стандарта могут быть
разработаны стандарты, устанавливающие требования к группам однородных
спортивных услуг. 2. Нормативные
ссылки В настоящем стандарте использованы ссылки
на следующие стандарты: ГОСТ 12.1.004-91. Система стандартов
безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования ГОСТ Р
52024-2003. Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования. 3. Определения В настоящем стандарте использованы
термины по ГОСТ Р 52024, а также следующий термин с
соответствующим определением: 3.1. Безопасность услуги: безопасность
услуги для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при
обычных условиях ее использования, а также безопасность процесса оказания
услуги [1]. 4. Общие требования 4.1. При оказании спортивных услуг
уровень риска для жизни и здоровья потребителей как в
обычных условиях, так и во внештатных ситуациях (пожар, стихийные бедствия и
т.п.) должен быть минимальным. 4.2. Риск для жизни и здоровья
потребителей при оказании спортивных услуг возникает в условиях: - отсутствия информации об оказываемых
услугах; - проведения занятий, тренировок,
соревнований; - использования спортивного оборудования,
снаряжения и инвентаря. 4.3. При оказании спортивных услуг к
факторам риска относят: - травмоопасность; - пожароопасность; - биологические факторы; - воздействие окружающей среды; - физические перегрузки; - специфические факторы риска; - прочие факторы. 4.3.1. Травмоопасность 4.3.1.1. Травмоопасность
для потребителей спортивных услуг может возникнуть в результате следующих
причин: - неудовлетворительное состояние физкультурно-оздоровительных
и спортивных сооружений, площадок, трасс, маршрутов; - несоответствие трасс, маршрутов уровню
подготовленности спортсменов; - неудовлетворительные
санитарно-гигиенические условия при оказании услуг; - неблагоприятные метеорологические
условия при оказании услуг; - использование при оказании услуг
неисправного спортивного оборудования, снаряжения и инвентаря; - неблагоприятные эргономические
характеристики используемого при оказании услуг спортивного снаряжения и
инвентаря (неудобная обувь - потертости кожных покровов у спортсменов и т.п.); - низкий уровень теоретической,
методической и практической подготовленности тренера, преподавателя,
инструктора и методиста; - комплектование группы спортсменов с
различной физической и технической подготовленностью; - проведение занятий и тренировок при
отсутствии принципа постепенности, последовательности в овладении двигательными
навыками и индивидуального подхода к спортсмену; - отсутствие или недостаточная разминка
перед тренировкой и соревнованием или чрезмерно интенсивная разминка; - технически неправильное исполнение
приемов и упражнений при проведении занятий, тренировок и соревнований; - недостаточная физическая
подготовленность спортсмена; - низкий уровень технико-тактической и
морально-волевой подготовки спортсмена; - отклонения в состоянии здоровья
спортсмена; - дисциплинарные нарушения. 4.3.1.2. Для снижения травмоопасности
при оказании спортивных услуг необходимо выполнять следующие требования: - соблюдение правил эксплуатации
физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, трасс, маршрутов,
спортивного оборудования, снаряжения и инвентаря; - регулярное техническое
освидетельствование спортивного оборудования, снаряжения и инвентаря; - соблюдение эргономических требований к
используемому спортивному оборудованию, снаряжению и инвентарю; - использование спортивного оборудования,
снаряжения и инвентаря, соответствующего виду спорта, включая средства
индивидуальной защиты; - соблюдение режима занятий и тренировок; - соответствующая квалификация тренера,
инструктора; - наличие врачебно-педагогического
наблюдения за проведением занятий, тренировок, соревнований; - профилактика травматизма, включая
обучение потребителей навыкам самоконтроля при проведении занятий, тренировок,
соревнований; - информирование потребителей спортивных
услуг о факторах риска и мерах по предупреждению травм. Потребители должны быть информированы о
том, как избежать возможных травм и какие экстренные меры следует предпринять в
случае получения травмы. 4.3.2. Пожароопасность Номенклатура требований и показателей по
обеспечению безопасности потребителей от воздействия данного фактора риска и
методы их поверки - по ГОСТ 12.1.004. Эксплуатация физкультурно-оздоровительных
и спортивных сооружений - в соответствии с требованиями нормативных документов
[2], [3]. 4.3.3. Биологические факторы К биологическим факторам относят
патогенные микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности, микроорганизмы,
вызывающие аллергические и другие токсические реакции. Для предупреждения воздействия данных
факторов риска на потребителей спортивных услуг необходимо: - соблюдать установленные санитарные
нормы и правила обслуживания; - применять оборудование и препараты для
дезинфекции, дезинсекции физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений; - проводить предварительные и
периодические медицинские осмотры обслуживающего персонала. 4.3.4. Воздействие окружающей среды на
потребителей спортивных услуг обусловлено повышенными или пониженными температурами
окружающей среды, влажностью и подвижностью воздуха в зоне обслуживания
потребителей, резкими перепадами барометрического давления (при оказании услуг
в горной местности). Показатели микроклимата в
физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях должны соответствовать
установленным санитарно-гигиеническим требованиям. Предупреждение вредных воздействий
окружающей среды обеспечивают: - учет погодных особенностей района
(места расположения) физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений; - оснащение физкультурно-оздоровительных
и спортивных сооружений устройствами кондиционирования, вентиляции,
озонирования воздуха, отопления, автоматического контроля и сигнализации; - ветрозащитные стенки
физкультурно-спортивных и игровых площадок; - рациональное проектирование трасс,
маршрутов для проведения тренировок и соревнований. 4.3.5. При проведении занятий и
тренировок физические нагрузки должны соответствовать уровню физической
подготовленности потребителей, возрасту, полу, состоянию здоровья. Занятия и тренировки следует проводить в
присутствии тренера (преподавателя, инструктора) и при наличии в
физкультурно-оздоровительном или спортивном сооружении медицинского работника. 4.3.6. Специфические факторы риска при
оказании спортивных услуг обусловлены: - техническим состоянием используемых
объектов материально-технической базы (физкультурно-оздоровительных и
спортивных сооружений, спортивного оборудования, снаряжения и инвентаря и
т.д.); - уровнем профессиональной
подготовленности обслуживающего персонала (тренеров, преподавателей,
инструкторов); - подготовкой потребителей к занятиям,
тренировкам, соревнованиям (инструктаж, экипировка, снаряжение). 4.3.7. Прочие факторы риска К прочим факторам риска относят
опасности, связанные с отсутствием необходимой информации о
физкультурно-оздоровительной и спортивной услуге и ее характеристиках. Потребителям услуг должна быть
предоставлена достаточная информация об оказываемых спортивных услугах
(основных характеристиках услуг, условиях обслуживания) в соответствии с
требованиями, установленными в действующих нормативных документах [1], [4]. Для потребителей услуг необходимо
проводить инструктаж по безопасности, учитывающий специфику
физкультурно-оздоровительных занятий, тренировок и соревнований по конкретным
видам спорта. 4.3.8. Исполнители спортивных услуг
должны иметь комплект действующих нормативных документов по обеспечению
безопасности потребителей и руководствоваться ими в своей деятельности. 5. Контроль за выполнением требований безопасности 5.1. Для отдельных видов спорта в начале
сезона следует оценить состояние эксплуатации физкультурно-оздоровительных и
спортивных сооружений, трасс, маршрутов и их готовность к эксплуатации. Текущие проверки
обеспечения безопасности потребителей спортивных услуг проводят в соответствии
с планами и графиками технических осмотров физкультурно-оздоровительных и
спортивных сооружений (спортзалов, тренажерных залов, игровых залов и
помещений, бассейнов, открытых и закрытых спортивных и игровых площадок и др.),
трасс, маршрутов, спортивного оборудования, снаряжения и инвентаря, проверок
безопасности проведения занятий, тренировок, соревнований, медицинского
обеспечения. 5.2. Для контроля безопасности
обслуживания потребителей спортивных услуг используют следующие методы: - визуальный -
осмотр физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, трасс, маршрутов,
спортивного оборудования, тренажеров, инвентаря и т.д.; - инструментальный контроль - измерение
состояния воздуха, воды, технического состояния спортивного оборудования,
снаряжения, инвентаря и т.д.; - социологические исследования -
проведение опроса или интервьюирования потребителей услуг и оценка результатов
опроса; - аналитический - анализ содержания
документации: паспорта спортивного сооружения, медицинского журнала осмотра
спортсменов, наличия и правильности оформления обязательных документов и др.; - врачебно-педагогическое наблюдение при
проведении занятий, тренировок и соревнований (оценка уровня физической,
технико-тактической, психологической и функциональной подготовленности
спортсменов, а также состояния их здоровья); - экспертный - опрос тренеров,
преподавателей и др. о безопасности обслуживания потребителей при оказании
услуг и оценка результатов опроса. Приложение А (справочное) БИБЛИОГРАФИЯ [1] Закон Российской Федерации "О
защите прав потребителей" от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 (с изменениями и
дополнениями, внесенными Федеральными законами от 9 января 1996 г. N 2-ФЗ, от
17 декабря 1999 г. N 212-ФЗ) [2] Закон Российской Федерации "О
пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ (с изменениями и
дополнениями, внесенными Федеральными законами от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ,
от 18 апреля 1996 г. N 32-ФЗ, от 24 января 1998 г. N 13-ФЗ) [3] ППБ-0-148-87. Правила пожарной
безопасности для спортивных сооружений [4] Федеральный закон "О физической
культуре и спорте в Российской Федерации". Принят Государственной Думой 13
января 1999 г. N 80-ФЗ |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |