Утвержден Постановлением Госстандарта России от 15 декабря 2002 г. N 469-ст Дата введения - 1 января 2004 года ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА МАРКИРОВКА ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ VEHICLES. MARKING.
GENERAL TECHNICAL REQUIREMENTS ГОСТ Р
51980-2002 Предисловие 1. Разработан
Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации
в машиностроении (ВНИИНМАШ). Внесен Техническим комитетом по
стандартизации ТК 56 "Дорожный транспорт". 2. Принят и введен в действие
Постановлением Госстандарта России от 15 декабря 2002 г. N 469-ст. 3. Разделы (подразделы, Приложения)
настоящего стандарта, за исключением раздела 1, пунктов 2.1 и 3.2.8, подраздела
3.3 и Приложения В, представляют собой идентичный
текст международных стандартов ИСО 3779-83 "Транспорт дорожный.
Идентификационный номер автомобилей. Содержание и структура", ИСО 3780-83
"Транспорт дорожный. Международный идентификационный код
изготовителей", ИСО 4030-83 "Транспорт дорожный. Идентификационный
номер автомобилей. Расположение и установка". 4. Введен впервые. 1. Область
применения Настоящий стандарт устанавливает общие
технические требования к содержанию идентификационного номера (кода) и таблички
изготовителя транспортных средств (далее - ТС) катагорий
M, N, O и L по ГОСТ Р 52051, а также к их расположению
на ТС и методу нанесения знаков кода. 2. Определения В настоящем стандарте применяют следующие
термины с соответствующими определениями: 2.1. Транспортные средства (ТС):
автомототранспортные средства и колесная самоходная техника других видов. 2.2. Идентификационный номер (код)
транспортного средства - Vehicle Identification
Number, VIN (далее - код VIN): структурная комбинация
знаков, присваиваемая ТС для целей его идентификации. 2.3. Международный идентификационный код
изготовителя - World Manufacturer
Identifier, WMI (далее - код WMI): первый раздел кода
VIN, обозначающий изготовителя ТС. Код WMI присваивают изготовителю ТС для
целей идентификации данного изготовителя. Код WMI при использовании совместно с
остальными разделами кода VIN обеспечивает неповторяемость
последнего для всех произведенных в течение 30 лет ТС во всех государствах
мира. 2.4. Описательная часть кода VIN - Vehicle Descriptor Section, VDS: второй раздел кода VIN. Содержит информацию,
описывающую основные признаки ТС. В этом разделе кода VIN могут быть обозначены
тип ТС, варианты типа и версии. 2.5. Указательная часть кода VIN - Vehicle Indicator Section, VIS: третий раздел кода VIN. Состоит из комбинации
знаков, присваиваемых изготовителем для того, чтобы отличить одно ТС от
другого. Этот раздел кода VIN совместно с VDS обеспечивает однозначную
идентификацию всех ТС, произведенных каждым изготовителем за период 30 лет. 2.6. Изготовитель: лицо
или организация, несущая ответственность за ТС, собранное до состояния
готовности к эксплуатации. Изготовитель также несет ответственность за неповторяемость кода VIN. 2.7. Разделитель: символ, знак или другое
обозначение границы, которое может быть использовано для разграничения разделов
кода VIN или обозначения его начала и конца. Разделители должны быть такими,
чтобы их нельзя было ошибочно принять за арабские цифры или латинские буквы. 2.8. Год выпуска: календарный год, в
котором было произведено ТС. 2.9. Модельный год: условный год,
указываемый изготовителем (как правило, следующий за фактическим годом выпуска
ТС). 3. Технические
требования 3.1. Требования к структуре и содержанию
кода VIN. 3.1.1. Код VIN состоит из трех разделов: - международного идентификационного кода
изготовителя (кода WMI); - описательной части (VDS); - указательной части (VIS). Примечание. Примеры построения кодов VIN
приведены в Приложении А. 3.1.2. В качестве знаков, составляющих
код VIN, используют: - арабские цифры - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7,
8, 9, 0; - латинские буквы - А, В,
С, D, E, F, G, H, J, К, L, M, N, P, R, S, T, U, V, W, X, Y, Z. Примечание. Буквы I, О
и Q не используют. 3.1.3. Коды WMI учитывает и контролирует
Международное агентство под наблюдением Международной организации по
стандартизации (ИСО). Примечание. В настоящее время функции
такого агентства возложены на Общество автомобильных инженеров - Society of Automotive
Engineers (SAE), находящееся по адресу: 400, Commonwealth Drive, Warren-dale, PA 15096-0001, USA. 3.1.4. Коды WMI присваивает (по
соглашению с Международным агентством) компетентный орган страны, в которой
изготовитель имеет основные производственные мощности. Каждому изготовителю
может быть присвоено несколько кодов WMI. Примечание. В Российской Федерации таким
органом является ФГУП НАМИ (Федеральное государственное унитарное предприятие
Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт),
находящееся по адресу: 125438, г. Москва, Автомоторная ул., 2. 3.1.5. Код WMI, присвоенный изготовителю,
не должен быть повторно присвоен другому изготовителю, по крайней мере, в
течение 30 лет после последнего года, когда этот код был использован. 3.1.6. Код WMI состоит из трех знаков. 3.1.6.1. Первый знак кода WMI может быть
буквой или цифрой. Он обозначает географическую зону. Одной и той же
географической зоне могут соответствовать несколько знаков. 3.1.6.2. Второй знак кода WMI может быть
буквой или цифрой. Он обозначает страну, находящуюся в вышеуказанной
географической зоне. Одной и той же стране могут соответствовать несколько
знаков. Для однозначной идентификации страны используют сочетание первого и
второго знаков. Комбинацию (комбинации) первого и второго знаков каждой стране
присваивает Международное агентство (3.1.3). 3.1.6.3. Третий знак кода WMI может быть
буквой или цифрой. Каждому конкретному изготовителю его присваивает
компетентный орган страны (3.1.4). Однозначную идентификацию конкретного
изготовителя обеспечивают комбинацией первого, второго и третьего знаков кода
WMI. Для обозначения изготовителя, производящего менее 500 ТС в год, в качестве
третьего знака кода WMI используют цифру 9. Для такого изготовителя комбинацию
знаков, идентифицирующую конкретного изготовителя, проставляют на третьей,
четвертой и пятой позициях VIS. Эту комбинацию присваивает компетентный орган
страны. 3.1.7. Описательная часть VDS кода VIN
состоит из знаков (букв или цифр), размещаемых на шести позициях. Выбор знаков
для кодирования и их последовательность определяются изготовителем. Если для кодирования VDS не используют
одну или более позиций, на их место помещают буквы или цифры по выбору
изготовителя. 3.1.8. Указательная часть VIS кода VIN
состоит из восьми знаков, последние четыре из них должны быть цифрами. На всех
неиспользуемых позициях должны быть проставлены нули. Допускается обозначать в этом разделе
кода VIN год выпуска (модельный год) и (или) сборочный завод. При этом
рекомендуется код года выпуска (модельного года) размещать на первой позиции
раздела, а код сборочного завода - на второй позиции. Если в VIS обозначен код
модельного года, то в документах, содержащих описание кода VIN, это следует
указывать. Коды для обозначения года выпуска
(модельного года) приведены в Приложении Б. 3.1.9. Разделители выбирают по усмотрению
изготовителя. В качестве разделителей не следует использовать буквы и цифры,
служащие для составления кода VIN (3.1.2), а также любые символы, которые можно
было бы ошибочно принять за эти буквы и цифры. Разделители применяют на
границах каждой строки кода VIN, наносимого по 3.2.3. Допускается также
применять разделители для разграничения разделов идентификационного номера. В документах
разделители не используют. 3.2. Требования к простановке кода VIN. 3.2.1. Одному транспортному средству
может быть присвоен только один код VIN. 3.2.2. Код VIN, указываемый в документах,
должен быть расположен в одной строке без пробелов (см. также 3.1.9). 3.2.3. Код VIN наносят на табличку
изготовителя ТС, а также на раму, шасси или часть кузова, не являющуюся
легкосъемной, в одну или две строки без пробелов и разрыва разделов. 3.2.4. Код VIN, наносимый на ТС, располагают в правой стороне
ТС, по возможности в передней его половине, в легкодоступном для считывания
месте. 3.2.5. Знаки кода VIN должны быть
четкими, долговечными и защищенными от легкого их изменения. 3.2.6. Код VIN, наносимый на ТС, располагают на раме, шасси
или части кузова, не являющейся легкосъемной. 3.2.7. Высота букв и цифр кода VIN
следующая: - для ТС категорий
M, N и O: не менее 7 мм при нанесении на шасси, раму, кузов и другие части ТС и
не менее 4 мм для таблички изготовителя; - для ТС категории L: не менее 4 мм при
нанесении на шасси, раму, кузов и другие части ТС и не менее 3 мм для таблички
изготовителя. 3.2.8. Допускается дополнительно наносить
на ТС видимую и (или) невидимую маркировку, содержащую либо код VIN, либо его
описательную (VDS) и указательную (VIS) части. 3.3. Требования к табличке изготовителя. 3.3.1. Табличка изготовителя должна быть
прочно закреплена на заметном и легкодоступном для считывания месте на части
ТС, не подлежащей замене в процессе эксплуатации. На ней должна быть четко и
способом, исключающим стирание, представлена информация следующего характера: - наименование изготовителя; - номер "одобрения типа" ТС,
присвоенный в установленном порядке; - код VIN; - максимально допустимая масса ТС; - максимально допустимая масса
автопоезда, если ТС используют для буксировки прицепа (полуприцепа); - максимально допустимые нагрузки на оси,
начиная с передней оси; - максимально допустимая нагрузка на
седельно-сцепное устройство (в случае полуприцепа). Примечание. Для ТС иностранного
производства допускается в качестве номера "одобрения типа" указывать
номер "общего европейского одобрения типа" - Whole
Vehicle Type Approval, WVTA. В этом случае ТС дополнительно маркируют
Знаком соответствия и номером "одобрения типа" в соответствии с
установленным порядком по [1] и [2]. 3.3.2. Изготовитель может поместить на
табличке дополнительную информацию. Эта информация должна находиться внизу или
сбоку по отношению к прямоугольнику, заключающему в себе надписи, перечисленные
в 3.3.1. Приложение А (справочное) ПРИМЕРЫ ПОСТРОЕНИЯ ИДЕНТИФИКАЦИОННОГО НОМЕРА
(КОДА) VIN WMI VDS VIS ┌───────────┐ ┌─────────┐ ┌───────────┐ X W 4 6 знаков 1 0000492 ───┬─── ─┬─ ────┬──── ─┬─ ───┬─── Знаки по │ │ │ │ │ Порядковый 3.1.6.1 ──────┘ │ │ │ └─ производственный и 3.1.6.2 │ │ │ номер │ │ │ Признак │ │ │ Год выпуска изготовителя ───────┘ │ └─────── (модельный год) по 3.1.6.3 │ (более 500 ТС │ в год) Содержание по 3.1.7 Содержание по 3.1.8 Рисунок А.1 WMI VDS VIS ┌───────────┐ ┌─────────┐ ┌───────────┐ X T 9 6 знаков 1 0 АВ1 499 ───┬─── ─┬─ ────┬──── ┬ ┬ ─┬─ ─┬─ │ │ │ │ │ │ │ Порядковый │ │ │ │ │ │ └─ производственный Знаки по │ │ │ │ │ │ номер 3.1.6.1 и ────┘ │ │ │ │ │ 3.1.6.2 │ │ │ │ │ Дополнительные │ │ │ │ │ знаки по 3.1.6.3, │ │ │ │ └───── идентифицирующие Признак │ │ │ │ изготовителя изготовителя │ │ │ │ (менее 500 ТС по 3.1.6.3 ─────────┘ │ │ │ в год) (менее 500 │ │ │ ТС в год) │ │ └──────── Цифра или буква │ │ │ └────────── Год выпуска │ (модельный год) Содержание по 3.1.7 Содержание по 3.1.8 Рисунок А.2 Приложение Б (обязательное) КОДЫ ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ ГОДА ВЫПУСКА (МОДЕЛЬНОГО
ГОДА) Таблица Б.1
Приложение В (справочное) БИБЛИОГРАФИЯ [1] Положение о системе сертификации ГОСТ
Р (Утверждено Постановлением Госстандарта России от 17
марта 1998 г.) [2] Правила по проведению работ в системе
сертификации механических транспортных средств и прицепов (Утверждены
Постановлением Госстандарта России от 1 апреля 1998 г.) |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |