Утвержден и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 7 июня 1978 г. N 1546 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР УПАКОВКА ДЛЯ ИЗДЕЛИЙ МАШИНОСТРОЕНИЯ ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ Packing
for products of engineering industry. General requirements ГОСТ 23170-78 Группа Г09 Информационные
данные 1. Разработан и внесен Государственным
комитетом СССР по материально-техническому снабжению. Разработчики: В.А. Данилевский, Г.М.
Рудин, Л.П. Макагон. 2. Утвержден и введен в действие
Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 7 июня 1978 г. N
1546. 3. Введен впервые. 4. Ссылочные нормативно-технические
документы ────────────────────────────────────────┬───────────────────────── Обозначение НТД, на который дана ссылка │ Номер пункта, подпункта ────────────────────────────────────────┼───────────────────────── ГОСТ 9.014-78 │1.5; 2.2 ГОСТ 1760-86 │4.4 ГОСТ 2228-81 │4.4 ГОСТ 7247-90 │4.4 ГОСТ 8273-75 │4.4 ГОСТ 8828-89 │4.7 ГОСТ 10354-82 │2.1.1; 4.4; 4.6; 4.7 ГОСТ 12302-83 │2.1.1; 4.4; 4.6; 4.7 ГОСТ 14192-77 │1.6 ГОСТ 15150-69 │2.3; 2.4; 2.1.1; 4.3 ГОСТ 15151-69 │4.3 ГОСТ 15846-79 │1.11 ГОСТ 20519-75 │1.8 ГОСТ 21140-88 │2.9 ГОСТ 24370-80 │2.1.1 ГОСТ 24597-81 │1.10 ГОСТ 24634-81 │2.1.1; 4.7 5. Ограничение срока действия снято по
Протоколу Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и
сертификации (ИУС 2-93). 6. Переиздание (август 1994 г.) с
Изменением N 1, утвержденным в июне 1985 г. (ИУС 10-85), N 2, утвержденным в
феврале 1989 г. (ИУС 5-89). Постановлением Государственного комитета
стандартов Совета Министров СССР от 7 июня 1978 г. N 1546 срок введения
установлен с 01.07.1980. Настоящий стандарт устанавливает общие
требования к упаковке изделий машиностроения и должен применяться при
разработке нормативно-технической документации на упаковку групп или конкретных
видов изделий, в том числе на экспорт. (Измененная
редакция, Изм. N 1). 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Упаковка должна соответствовать
требованиям настоящего стандарта и нормативно-технической документации на
изделия конкретных видов. 1.2. Упаковка совместно с консервацией
должна обеспечивать сохраняемость изделий при их
транспортировании и хранении в течение сроков, установленных в
нормативно-технической документации на изделия конкретных видов. 1.1, 1.2. (Измененная
редакция, Изм. N 1). 1.3. Изделие или его составные части,
транспортируемые в виде отдельных групповых мест, могут в целом не иметь
упаковки, если позволяют конструктивные особенности изделия, его консервация,
условия транспортирования, хранения и сроки сохраняемости.
При необходимости производят защиту отдельных мест изделий. 1.4. Упаковка не должна иметь острых
выступающих частей (гвоздей, концов проволоки и т.д.), углов, кромок и
поверхностей с неровностями, которые могут нанести повреждения транспортным
средствам, их внутреннему оборудованию, упаковке других грузовых мест и
обслуживающему персоналу. 1.5. Группа изделий и варианты временной
защиты должны соответствовать требованиям ГОСТ 9.014-78, стандартам или
техническим условиям на изделия конкретных видов. 1.6. Маркировка грузов - по ГОСТ
14192-77, стандартам или техническим условиям на изделия конкретных видов. 1.5 - 1.6. (Измененная
редакция, Изм. N 1). 1.7. Для обеспечения свободной погрузки и
выгрузки габаритные размеры упакованных изделий и (или) их составных частей
должны устанавливаться с учетом размеров грузовых люков, площадок транспортных
средств и габаритов погрузки, а также правил и требований к размещению и
перевозке грузов, установленных на транспорте соответствующего вида. (Измененная
редакция, Изм. N 2). 1.8. Упаковка экспонатов для ярмарок и
выставок должна соответствовать требованиям ГОСТ 20519-75. 1.9. (Исключен, Изм.
N 1). 1.10. Параметры транспортных пакетов,
способы и средства пакетирования должны соответствовать требованиям ГОСТ
24597-81 и устанавливаться в стандартах или технических условиях на изделия
конкретных видов. (Измененная
редакция, Изм. N 1). 1.11. Изделия, транспортируемые в районы
Крайнего Севера и труднодоступные районы, должны упаковываться по ГОСТ
15846-79. (Введен
дополнительно, Изм. N 1). 2. ТРЕБОВАНИЯ К
ВЫБОРУ УПАКОВКИ 2.1. Упаковку следует выбирать в
зависимости от конструктивных особенностей изделий, условий хранения,
транспортирования и сроков сохраняемости. Упаковку по функциональному назначению в
части защиты от внешних воздействующих факторов подразделяют на внутреннюю
упаковку, транспортную тару и средства амортизации и крепления изделий в таре и
других средствах упаковки. 2.2. В зависимости от требований к защите
изделий от климатических факторов внешней среды устанавливают следующие
категории упаковки (КУ): КУ-1 - для защиты от прямого попадания
атмосферных осадков, брызг воды и солнечной ультрафиолетовой радиации,
ограничения проникания пыли, песка, аэрозолей; КУ-2 - для защиты от проникания
атмосферных осадков, брызг воды и солнечной ультрафиолетовой радиации, пыли,
песка, аэрозолей; КУ-3 - для защиты от проникания
атмосферных осадков и аэрозолей, брызг воды, пыли, песка, солнечной
ультрафиолетовой радиации и ограничения проникания водяных паров и газов; КУ-4 - для защиты от проникания
атмосферных осадков и аэрозолей, брызг воды, пыли, песка, солнечной
ультрафиолетовой радиации, водяных паров и газов (герметичная упаковка). Каждая предыдущая категория упаковки
является облегченной по сравнению с последующей. Варианты внутренней упаковки должны
соответствовать требованиям ГОСТ 9.014-78, стандартам или техническим условиям
на изделия конкретных видов в зависимости от категории упаковки каждого
изделия, сроков защиты, условий хранения и транспортирования, применяемых средств противокоррозионной защиты. Примечание. Защиту изделий без упаковки
или частичную защиту изделий по п. 1.3, а также упаковку, обеспечивающую
меньшую степень защиты, чем упаковка категории КУ-1, следует обозначать КУ-0. (Измененная
редакция, Изм. N 1). 2.3. Условия хранения - по ГОСТ 15150-69. 2.4. Условия транспортирования в части
воздействия климатических факторов - по ГОСТ 15150-69, а в части механических -
по таблице. ──────────────┬──────────────────────────────────────────────────────────── Условия транс-│ Характеристика условий транспортирования портирования и│ их обозначения│ ──────────────┼──────────────────────────────────────────────────────────── Легкие (Л) │ Перевозки железнодорожным транспортом без перегрузок │ Перевозки автомобильным транспортом без перегрузок, │по дорогам с асфальтовым и бетонным покрытиями │(дороги 1-й категории) на расстояние до 200 км; │по булыжным (дороги 2 и 3-й категории) и грунтовым дорогам │на расстояние до 50 км со скоростью до 40 км/ч │ Перевозки различными видами транспорта: │ воздушным, железнодорожным транспортом в сочетании их │между собой и с автомобильным транспортом, отнесенным │к настоящим условиям, с общим числом перегрузок не более 2 ──────────────┼──────────────────────────────────────────────────────────── Средние (С) │ Перевозки автомобильным транспортом с общим числом │перегрузок не более 4: │ по дорогам с асфальтовым и бетонным покрытиями │(дороги 1-й категории) на расстояние от 200 до 1000 км; │ по булыжным (дороги 2 и 3-й категорий) и грунтовым дорогам │на расстояние от 50 до 250 км со скоростью до 40 км/ч │ Перевозки различными видами транспорта: │ воздушным, железнодорожным транспортом в сочетании их │между собой и с автомобильным транспортом, отнесенным │к условиям транспортирования Л с общим числом перегрузок │не более 4 или к настоящим условиям транспортирования │ Перевозки водным путем (кроме моря) совместно │с перевозками, отнесенными к условиям транспортирования Л, │с общим числом перегрузок не более 4 ──────────────┼──────────────────────────────────────────────────────────── Жесткие (Ж) │ Перевозки автомобильным транспортом с любым числом │перегрузок: │ по дорогам с асфальтовым покрытием (дороги 1-й категории) │на расстояние свыше 1000 км; │ по булыжным (дороги 2 и 3-й категорий) и грунтовым │дорогам на расстояние свыше 250 км со скоростью до 40 км/ч │или на расстояние до 250 км с большей скоростью, которую │допускает транспортное средство │ Перевозки различными видами транспорта: │ воздушным, железнодорожным транспортом и водным путем │(кроме моря) в сочетании их между собой и с автомобильным │транспортом, отнесенным к условиям транспортирования Л и С │с общим числом перегрузок более 4 или к настоящим условиям │транспортирования; │ водным путем (кроме моря) совместно с перевозками, │отнесенными к условиям транспортирования С, с любым числом │перегрузок │ Перевозки, включающие транспортирование морем Примечание. К условиям Л и С могут быть отнесены перевозки гужевым транспортом, на
аэросанях, санных прицепах к тракторам на расстояние в пределах, установленных
для перевозок автомобильным транспортом. Дополнительные требования к условиям
транспортирования устанавливаются в стандартах или технических условиях на
изделия конкретных видов, при условии обеспечения сохраняемости. 2.5. Вид и тип транспортной тары
устанавливаются в стандартах или технических условиях на изделия конкретных видов
в зависимости от массы, габаритных размеров изделий, условий транспортирования
и хранения и требований к защите. При транспортировании изделий в закрытых
транспортных средствах или под укрытием в условиях Л их допускается перевозить: без упаковки; с защитой отдельных частей изделий; с применением тары и вспомогательных
упаковочных средств в соответствии со справочным
Приложением 2. 2.6. Изделия, транспортируемые в условиях
Л и С открытыми транспортными средствами при бесперегрузочных перевозках, в зависимости от требований к
защите изделий допускается перевозить без упаковки с учетом правил перевозки
грузов, действующих на транспорте соответствующего вида. 2.7. В зависимости от конструктивных
особенностей изделий для обеспечения их сохранности в условиях
транспортирования Ж необходимо предусматривать в
нормативно-технической документации на конкретные виды изделий на таре
дополнительные крепления в виде поясов, угольников, планок и т.д. 2.4 - 2.7. (Измененная
редакция, Изм. N 1). 2.8. В зависимости от конструктивных
особенностей изделий упаковка должна содержать средства амортизации или
крепления изделий в таре при помощи прокладок из гофрированного картона,
губчатой резины, пенопласта, спиральных пружин, войлока и т.д. 2.9. Размеры тары - по ГОСТ 21140-88. Для изделий,
габариты которых не соответствуют размерам тары по ГОСТ 21140-88, допускается
устанавливать ее размеры в нормативно-технической документации на конкретные
виды изделий, при этом должны учитываться габаритные размеры и масса
упаковываемых изделий, необходимость применения вспомогательных средств и
средств крепления изделий в таре, количество изделий в единице тары, способ
транспортирования, оптимальный расход тароматериалов,
максимальное использование площади или вместимости транспортных средств. (Измененная
редакция, Изм. N 2). 2.10. В
нормативно-технической документации на упаковку конкретных групп или видов
изделий обозначение категорий упаковки и условий транспортирования должны
соответствовать принятым в настоящем стандарте. 2.11. Сопроводительная документация,
прилагаемая к изделиям, должна быть герметично упакована в пакет, изготовленный
из полиэтиленовой пленки по ГОСТ 10354-82, или пленки поливинилхлоридной
пластифицированной технической по ГОСТ 16272-79 толщиной от 0,10 до 0,30 мм,
или другого водонепроницаемого материала. Типы пакетов, прочность и
герметичность сварных швов - по ГОСТ 12302-83. При хранении изделий в условиях
1 и 2 по ГОСТ 15150-69 или при транспортировании контейнерами допускается
упаковывать документацию в пакеты из бумаги по ГОСТ 8828-75. Типы пакетов,
прочность клеевых швов - по ГОСТ 24370-80. Упакованная документация должна
помещаться в контейнер, тару или вложена в металлический карман по ГОСТ
24634-81, прикрепленный к таре. Если изделие не упаковано, то пакет с
документацией закрепляется на самом изделии. При транспортировании изделий отдельными
грузовыми местами документацию укладывают в грузовое место N 1. По согласованию с потребителем
допускается для упаковывания сопроводительной документации применять пленку
меньшей толщины, а также помещать сопроводительную документацию не упакованной,
если она размещается внутри изделия, где обеспечивается ее сохраняемость
при транспортировании и хранении. (Измененная
редакция, Изм. N 1, N 2). 3. ТРЕБОВАНИЯ К
КОНТРОЛЮ УПАКОВКИ 3.1. Упаковку совместно с изделием
следует проверять на соответствие требованиям настоящего стандарта в части
воздействия механических и климатических факторов. Кроме того, упаковку проверяют на
соответствие требованиям нормативно-технической документации и рабочим
чертежам. 3.2. Испытания упаковки следует проводить
по стандартам и техническим условиям на группу изделий или на изделие
конкретного вида. 4. ТРЕБОВАНИЯ К
УПАКОВКЕ ИЗДЕЛИЙ, ТЕХНИЧЕСКОЙ И СОПРОВОДИТЕЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ ЭКСПОРТА 4.1. Упаковка изделий, предназначенных
для экспорта, должна соответствовать требованиям настоящего стандарта,
требованиям заказ-наряда внешнеторговой организации,
требованиям экспортных дополнений к стандартам и техническим условиям,
устанавливающим специальные требования к продукции, предназначенной для
экспорта, требованиям стандартов и рекомендаций СЭВ, ИСО и МЭК. 4.2. Допускается применять новые
упаковочные средства и материалы по согласованию с внешнеторговой организацией. 4.3. Упаковка изделий, предназначенных в
страны с умеренным климатом, но транспортируемых через районы с тропическим
климатом, должна обеспечивать защиту изделий от воздействия всех факторов
тропического климата по ГОСТ 15150-69 и ГОСТ 15151-69. 4.4. Для изделий, транспортируемых в
страны с тропическим климатом или транспортируемых через эти страны,
техническая и сопроводительная документация должна быть упакована в два
герметичных пакета, изготовленных из полиэтиленовой пленки по ГОСТ 10354-82 толщиной
от 0,10 до 0,30 мм каждый. Типы пакетов, прочность и герметичность сварных швов
- по ГОСТ 12302-83. Техническую и сопроводительную
документацию перед упаковкой в пакеты из полиэтиленовой пленки допускается
заворачивать в бумагу марки А по ГОСТ 8273-75, или марки Е по ГОСТ 7247-90 или
марки Б, или марки М-70А по ГОСТ 2228-81, или марки П
по ГОСТ 1760-86. Марка бумаги и толщина полиэтиленовой
пленки должны устанавливаться в стандартах или технических условиях на изделия
конкретных видов. В случае размещения технической и сопроводительной
документации внутри упаковки категорий КУ-3 и КУ-4 вместе с изделием второй
пакет для документации можно не применять. (Измененная
редакция, Изм. N 1). 4.5. В наружный пакет с документацией
должен быть вложен вкладыш из бумаги или картона с четкой надписью на русском
языке и языке, указанном в заказ-наряде внешнеторговой
организации, "Техническая и сопроводительная документация", которую
можно прочесть, не вскрывая пакета. 4.6. Для изделий, транспортируемых в
неупакованном виде, техническую и сопроводительную документацию упаковывают в
герметичный пакет из полиэтиленовой пленки по ГОСТ 10354-82 толщиной не менее
0,10 мм. Типы пакетов, прочность и герметичность сварных швов - по ГОСТ
12302-83. 4.7. Для изделий, транспортируемых в
страны с тропическим климатом, один экземпляр упаковочного места должен быть
уложен в герметичный пакет из полиэтиленовой пленки по ГОСТ 10354-82 толщиной
не менее 0,10 мм. Типы пакетов, прочность и герметичность сварных швов - по
ГОСТ 12302-83. Пакет дополнительно обертывается в бумагу по ГОСТ 8828-89 или
упаковывается во второй пакет из полиэтиленовой пленки качеством не ниже
первого пакета и размещается в металлическом кармане по ГОСТ 24634-81. На
кармане должна быть нанесена надпись "Упаковочный лист" на русском
языке и на языке, указанном в заказе-наряде внешнеторговой организации. Если в заказе-наряде внешнеторговой
организации язык, на котором должна быть сделана надпись, не указан,
допускается наносить ее на русском и английском языках. 4.6, 4.7. (Измененная
редакция, Изм. N 1). Приложение 2
<*> Справочное ПЕРЕЧЕНЬ ТАРЫ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ УПАКОВОЧНЫХ СРЕДСТВ 1. Ящики: дощатые крупного габарита с обшивкой древесно-волокнистыми плитами; решетчатые, включая обрешетки; фанерные (толщина фанеры 3 мм); из гофрированного или сплошного
склеенного картона; из древесно-волокнистых
материалов. 2. Барабаны: фанерные (толщина фанеры не более 4 мм); картонно-навивные; металлические (толщина листовой стали не
более 0,4 мм). 3. Мешки: бумажные многослойные; полиэтиленовые; тканевые. 4. Бумажно-пленочная обертка. 5. Чехлы. 6. Связки. 7. Потребительская тара. (Измененная
редакция, Изм. N 1). ------------------------------- <*> Приложение 1. (Исключено, Изм. N 2). |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |