Утвержден и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 15 декабря 2009 г. N 1260-ст НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СИСТЕМА СТАНДАРТОВ ПО ИНФОРМАЦИИ, БИБЛИОТЕЧНОМУ И ИЗДАТЕЛЬСКОМУ ДЕЛУ ИНФОРМАЦИЯ И ДОКУМЕНТАЦИЯ. РУКОВОДСТВО ДЛЯ РАЗРАБОТЧИКОВ СТАНДАРТОВ, УСТАНАВЛИВАЮЩИХ ТРЕБОВАНИЯ К УПРАВЛЕНИЮ ДОКУМЕНТАМИ System of
standards on information, librarianship and publishing. Information
and documentation. Guidelines for
standards drafters records management requirements in standards ISO 22310: 2006 Information and
documentation - Guidelines for standards drafters records management requirements in
standards (IDT) ГОСТ Р ИСО 22310-2009 Группа Т62 ОКС 01.140.20 Дата введения 1 июля 2010 года Предисловие Цели и принципы стандартизации в
Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N
184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения
национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р
1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения". Сведения о
стандарте 1. Подготовлен Государственным
учреждением Всероссийским научно-исследовательским институтом документоведения
и архивного дела "ВНИИДАД" на основе аутентичного перевода на русский
язык международного стандарта, указанного в пункте 4. 2. Внесен
Техническим комитетом по стандартизации ТК 191 "Научно-техническая
информация, библиотечное и издательское дело". 3. Утвержден и введен в действие Приказом
Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря
2009 г. N 1260-ст. 4 Настоящий стандарт идентичен
международному стандарту ИСО 22310:2006 "Информация и документация.
Руководство для разработчиков стандартов, устанавливающих требования к управлению документами" (ISO 22310:2006
"Information and documentation - Guidelines for standards drafters records
management requirements in standards", IDT). При применении настоящего стандарта
рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов
соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о
которых приведены в дополнительном Приложении ДА. 5. Введен впервые. Информация об изменениях к настоящему
стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе
"Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно
издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В
случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее
уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе
"Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и
тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на
официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и
метрологии в сети Интернет. Введение Все большее число стандартов содержит
требования, касающиеся создания, использования и управления документами. Поэтому
важно, чтобы новые стандарты являлись дополнениями стандартов ИСО 15489-1:2001
и ИСО/ТО 15489-2:2001 для того, чтобы документы, разрабатываемые на основании
их требований, оставались последовательными, аутентичными и единообразными. В стандартах ИСО ТК 46/ПК 11 говорится о
необходимости обеспечения взаимодействия международных стандартов. Поэтому
настоящий стандарт о требованиях к управлению документацией, устанавливаемых в
стандартах ИСО, разрабатывался как дополнительное руководство к Директивам
ИСО/МЭК. Цель настоящего
стандарта - содействие специалистам, разрабатывающим новые либо корректирующим
устаревшие требования к управлению документами, заложенные в стандартах, а
также обеспечивающим соответствие этих требований вышеупомянутым критериям
последовательности и функциональной совместимости. Следование настоящим руководящим
принципам предполагает включение в стандарты ИСО/МЭК по управлению документами
дополнительных требований, разработанных на основании общих требований,
представленных в ИСО 15489. Применение настоящих руководящих
принципов обеспечит взаимодействие вышеназванных стандартов и соответствие им
других стандартов по управлению документами и системами с целью их совместного
использования заинтересованными организациями. Технические комитеты ИСО, ответственные
за разработку общих требований к управлению документами в стандартах, отвечают
за обеспечение целостности своих стандартов. Эти технические комитеты проводят
отраслевую политику и обеспечивают дальнейшее руководство в области развития стандартов
для каждой отрасли. Такое руководство является дополнением к руководящим
указаниям настоящего стандарта. 1. Область
применения Настоящий стандарт объединяет требования,
предъявляемые к документам в стандартах ИСО 15489-1, ИСО/ТО 15489-2 и ИСО 23081-1
для включения их во все стандарты, регламентирующие процессы создания и
хранения документов. В нем также выделены различные элементы требований,
которые следует рассматривать как компоненты расширенной структуры управления
документацией. Содержащиеся в настоящем стандарте
указания дополняют правила выполнения технической работы и методологию
разработки международных стандартов, установленные Директивами ИСО/МЭК. Настоящий стандарт предназначен для
использования всеми организациями ИСО, участвующими в разработке проблем
управления документами или требований к документации в стандартах. Он также
может использоваться организациями, не входящими в состав ИСО, но применяющими
стандарты ИСО на международном, региональном или национальном уровне и
находящимися в процессе разработки стандартов и/или соответствующих документов,
устанавливающих требования к управлению документами. Примечание. Значение термина
"стандарт" в настоящем стандарте охватывает целый ряд документов
разных видов, а именно: международные стандарты, руководящие принципы ИСО/МЭК,
технические спецификации, технические отчеты, общественно доступные
спецификации и международные рабочие соглашения, если не указывается конкретный
вид документа. 2. Нормативные
ссылки В настоящем стандарте использованы
датированные и недатированные ссылки на международные стандарты. При
датированных ссылках последующие редакции международных стандартов или
изменений к ним действительны для настоящего стандарта только после внесения
изменений к настоящему стандарту или путем подготовки новой редакции настоящего
стандарта. Для недатированных ссылок действительно последнее издание стандарта,
на который была произведена ссылка, включая поправки. ИСО 15489-1:2001. Информация и
документация. Управление документами. Часть 1. Общие требования (ISO 15489-1:2001, Information and documentation - Records management -
Part 1: General) ИСО/ТО 15489-2:2004. Информация и
документация. Управление документами. Часть 2. Руководящие принципы (ISO/TR 15489-2, Information and
documentation - Records management - Part 2: Guidelines) ИСО 23081-1. Информация и документация.
Процессы управления документами. Метаданные для документов. Часть 1. Принципы (ISO 23081-1, Information and documentation -
Records management processes - Metadata for records - Part 1: Principles) ИСО/МЭК Руководство 2. Стандартизация и
смежные виды деятельности. Общий словарь (ISO/IEC Guide 2, Standardization and related
activities - General vocabulary) МЭК 82045-1. Управление документами. Часть 1. Принципы и методы (IEC 82045-1, Document
management - Part 1: Principles and methods) ИСО/МЭК Директивы. Часть 2. Правила для структурирования и проектирования международных стандартов (ISO/IEC Directives,
Part 2, Rules for the structure and drafting of International Standards). 3. Термины и
определения В настоящем стандарте применены термины,
данные в Руководстве 2 ИСО/МЭК и ИСО 15489-1. 4. Общие принципы 4.1. Типовые
требования, устанавливаемые в других стандартах в соответствии с ИСО 15489 Типовые требования, установленные в ИСО
15489, включают в себя: - требования к созданию документов
(правила документирования) - требования, определяющие, какие конкретные
документы должны быть созданы в процессе деятельности и введены в систему
документов, а также информацию, содержащуюся в этих документах, и данные,
которые необходимо собрать об этих документах (метаданные об управлении
документами); - требования к хранению документов -
требования, устанавливающие, как долго должны храниться документы, и каким
образом их следует передавать сторонним организациям, а также как организовать
их уничтожение; - требования к доступу к документам -
требования, устанавливающие, кому разрешен доступ к документам и как
регулируются права доступа; - требования к обеспечению сохранности
документов - требования, определяющие условия доступа и использования
документов; - требования к системам, предназначенным
для создания и хранения документов; - инструменты или процедуры управления
документами - средства типа схем метаданных, схем классификации, касающихся
безопасности и доступа, а также соответствующие органы. 4.2. Дополнительные
требования Дополнительные требования включают в
себя: - целесообразность - специальные
требования к управлению документами, которые могут быть разработаны только
тогда, когда в этом есть необходимость и когда ссылка на ИСО 15489 является
недостаточной; - совместимость, которая должна быть
обеспечена в полном объеме в соответствии с ИСО 15489. 5. Руководство по разработке
и структуре требований к управлению документами, устанавливаемых
в стандартах 5.1. Общие
положения Большинство руководящих указаний,
представленных в данном подразделе, являются дополнением к правилам, данным в
Директивах ИСО/МЭК. Часть 2, которые содержат требования к структуре и
проектированию (порядку создания) международных стандартов. В процессе разработки нового стандарта
следует учитывать совместимость и легкость использования данного дополнения со
стандартами ИСО 15489 и ИСО/МЭК 82045-1, включая следующие аспекты: - термины и определения; - согласованные общие элементы; - использование согласованной общей
структуры с разделами, на которые следует ссылаться; - ясность изложения (как текста, так и
оформления); - отсутствие повторений и противоречий. Разработка и пересмотр всех требований к
управлению документами в стандартах должны следовать согласно процессам,
описанным в 5.3. В организациях, где проект документа уже принят и обнародован,
следует установить области применения рекомендаций 5.3 и 4.2, основываясь на
завершенности документа. Во всех требованиях к управлению
документами следует использовать единую терминологию для удобства их
использования. По возможности в требованиях к управлению документацией следует
использовать общие элементы (см. 5.3.3). 5.2. Специфические
отраслевые требования 5.2.1. Общие положения Там, где предложенные требования к
управлению документами касаются какой-либо конкретной области применения
(отрасли), нижеследующие положения применяют как дополнение к руководству,
данному в 5.3 и 4.2. 5.2.2. Требования к управлению
документами, касающиеся конкретной области применения (отрасли) a) Должны быть совместимы и согласованы с
общими требованиям к управлению документами. b) Должна быть ясно определена специфика
этих требований и их отношения с общими требованиями к управлению документами
(например, дополнительные требования, касающиеся определенной отрасли,
пояснения или и то и другое совместно). c) Должна быть всегда четко обозначена
специфика информации, касающаяся конкретной области применения (например, с
использованием различных типографских стилей). 5.2.3. Спецификация разработки
(техническое задание) В случае разработки требований к
управлению документами (ИСО 15489-1, п. 3.16), следует указать ссылку на
стандарт ИСО 15489-1 и ИСО/ТО 15489-2 (в дальнейшем обозначенный как ИСО
15489). В случаях наличия требований, касающихся конкретной области применения
(отрасли), они должны быть добавлены к основным в
соответствии с рекомендуемой структурой, описанной в настоящем стандарте. 5.2.4. Работа с отступлениями Любое отступление от спецификации проекта
должно быть подтверждено комитетом, разрабатывающим стандарт и
задокументировано для предоставления техническому комитету возможности
обосновать эти отступления в ИСО. Кроме того, следует установить
соответствующие процедуры для внесения этих изменений. За это отвечает
технический комитет, работающий со стандартами. 5.3. Модель
управления документами, структура и общие элементы 5.3.1. Общие положения Рекомендуется, чтобы в требованиях к
управлению документами для различных целей применялась согласованная
терминология и идентифицированный набор общих элементов. Это позволит
организациям осуществить внедрение стандартов на единой методологической
основе. Совместимость требований и удобство их
использования могут быть повышены путем унификации стандартов. Следует
согласовывать такие аспекты, как структура стандарта, количество общих
элементов, а также их содержание и используемую терминологию. 5.3.2. Соответствие модели и структуре
ИСО 15489 Общая структура требований к управлению
документами должна быть основана на признанной модели и логической
систематизации требований в соответствии с этой моделью. Выбранная модель должна включать основные
принципы, применяемые к ИСО 15489 с целью содействия: a) пользователям в понимании этих
принципов и применении систем управления документами; b) разработчикам стандартов в построении
последовательной и логической структуры. Существующие модели требований к
управлению документами развиваются, и в будущем могут появиться новые модели.
Технические комитеты ИСО, разрабатывающие требования к управлению документами в
стандартах, и те, кто собирается использовать другую модель, должны
гарантировать ее совместимость со стандартом ИСО 15489 и стандартами,
разработанными другими техническими комитетами. Примечание. Примеры использования этих
моделей приведены в ИСО 15489. 5.3.3. Общие элементы Если технический комитет, разрабатывающий
проект требований к управлению документами, выбирает набор элементов, который
значительно отличается от приведенного в таблице 1, то
в этом случае следует ему включать в свои документы таблицы перекрестных ссылок
к другим стандартам. При формировании типовых элементов
требований к управлению документами следует использовать те же самые
формулировки, если подразумевается то же самое значение. Такую систематизацию
элементов рекомендуется прилагать к проекту стандарта для удобства его
использования, а также для совместного применения этого стандарта и стандарта
ИСО 15489. 6. Типовые элементы
требований к управлению документами Цель применения систем управления
документами так же, как и детали различных аспектов, представлены в ИСО 15489. Таблица 1 Типовые элементы требований к управлению
документами ┌────────────────┬─────────────────────────────┬──────────────────────────┐ │Основная область│ Общий элемент требований │Типовой элемент содержания│ │ применения │ │ требований │ │ требований │ │ │ │ к управлению │ │ │ │ документами │ │ │ ├────────────────┼─────────────────────────────┼──────────────────────────┤ │ Создание │ Административные правила, │ Требования к созданию │ │документов │определяющие, какие документы│документов. │ │ │должны быть созданы │ Правила ведения деловых │ │ │и объединены в систему │операций. │ │ │документов. Кроме того, │ Правила классификации. │ │ │административные правила │ Правила индексирования. │ │ │для контроля статуса │ Требования к созданию │ │ │документа в течение всего его│метаданных │ │ │жизненного цикла и средства │ │ │ │для классификации │ │ │ │и индексирования документа │ │ ├────────────────┼─────────────────────────────┼──────────────────────────┤ │ Хранение │ Административные правила │ Специфические требования │ │документов │контроля хранения и │к хранению, например: │ │ │уничтожения документов, │ - юридические, налоговые,│ │ │включая сроки хранения │финансовые; │ │ │и экспертизу ценности │ - политика организации │ │ │ │деловых операций; │ │ │ │ - интересы других │ │ │ │заинтересованных сторон; │ │ │ │ - история организации; │ │ │ │ - культурные требования │ ├────────────────┼─────────────────────────────┼──────────────────────────┤ │ Доступ к │ Административные правила │ Ответственность за доступ│ │документам │контроля и регулирования │включает в себя: │ │ │доступа к документам │ - аспекты безопасности │ │ │и их использования │(физические и логические);│ │ │ │ - гарантии того, что │ │ │ │обеспечение доступа │ │ │ │не ставит под угрозу │ │ │ │целостность │ ├────────────────┼─────────────────────────────┼──────────────────────────┤ │ Обеспечение │ Административные правила │ Правила перемещения │ │сохранности │контроля выбора формата │(миграции) документов. │ │документов │документов и процессов, │ Правила выбора │ │ │связанных с обеспечением │программного обеспечения. │ │ │воспроизводимости документов │ Руководящие принципы │ │ │и возможностью их │для выбора формата │ │ │восстановления. │документа. │ │ │ Требования к созданию и │ Требования к метаданным │ │ │сбору метаданных о действиях,│ │ │ │производимых при работе │ │ │ │с документами │ │ ├────────────────┼─────────────────────────────┼──────────────────────────┤ │ Системы, │ Системы, создающие и │ Системы должны быть: │ │создающие и │управляющие документами, │ - надежными; │ │управляющие │должны обладать качествами, │ - целостными; │ │документами │гарантирующими │ - легкими в применении; │ │ │(обеспечивающими) полноту │ - полными; │ │ │(неизменность) содержащихся │ - упорядоченными │ │ │в них документов и их │ │ │ │соответствие требованиям │ │ │ │организации в отношении учета│ │ │ │и контроля │ │ ├────────────────┼─────────────────────────────┼──────────────────────────┤ │ Инструменты │ Инструменты и процедуры │ Эти инструменты могут │ │и процедуры │управления должны быть │включать в себя: │ │управления │разработаны так, чтобы │ - схемы метаданных; │ │документами │поддерживать структуры │ - схемы классификации; │ │ │управления документами, │ - процедуры хранения │ │ │требуемые в системах │документов; │ │ │управления │ - схемы классификации │ │ │ │уровней безопасности │ │ │ │и доступа; │ │ │ │ - перечни сроков │ │ │ │хранения; │ │ │ │ - соответствующие органы │ │ │ │власти и управления │ ├────────────────┼─────────────────────────────┼──────────────────────────┤ │ Ответственность│ Ответственность за │ │ │ │информацию должна быть │ │ │ │распределена и оцениваться │ │ │ │в соответствии с контекстом │ │ │ │деловой деятельности │ │ └────────────────┴─────────────────────────────┴──────────────────────────┘ Приложение ДА (обязательное) СВЕДЕНИЯ О СООТВЕТСТВИИ ССЫЛОЧНЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ
СТАНДАРТОВ ССЫЛОЧНЫМ НАЦИОНАЛЬНЫМ СТАНДАРТАМ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ Таблица ДА.1
|
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |