Утвержден и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 18 февраля 2009 г. N 18-ст НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТЕХНИКА ПОЖАРНАЯ. ПОЖАРНЫЕ АВТОМОБИЛИ. КЛАССИФИКАЦИЯ, ТИПЫ И ОБОЗНАЧЕНИЯ Fire-fighting
technics. Fire-engine vehicles. Classification,
types and designations ГОСТ Р
53247-2009 ОКП 48 5400 ОКС 13.220.10 Дата введения 1 января 2010 года с правом досрочного применения Предисловие Цели и принципы стандартизации в
Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N
184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения
национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р
1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения". Сведения о
стандарте 1. Разработан Федеральным государственным
учреждением "Всероссийский ордена "Знак Почета"
научно-исследовательский институт противопожарной обороны" Министерства
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий (ФГУ ВНИИПО МЧС России). 2. Внесен
Техническим комитетом по стандартизации ТК 274 "Пожарная
безопасность". 3. Утвержден и введен в действие Приказом
Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 февраля
2009 г. N 18-ст. 4. Введен впервые. Информация об изменениях к настоящему
стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе
"Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно
издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В
случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее
уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе
"Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и
тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на
официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и
метрологии в сети Интернет. 1. Область
применения Настоящий стандарт распространяется на
пожарные автомобили, создаваемые на различных колесных шасси, оснащенные
пожарно-техническим вооружением, оборудованием, используемым при
пожарно-спасательных работах. В стандарте классифицируются пожарные
автомобили, устанавливаются типы и их обозначения с использованием базовых
автомобильных шасси грузоподъемностью до 12 т включительно. 2. Термины и
определения В настоящем стандарте применяют следующие
термины с соответствующими определениями: 2.1. Пожарные автомобили (ПА): оперативные
транспортные средства на базе автомобильных шасси, оснащенные
пожарно-техническим вооружением, оборудованием, используемым при
пожарно-спасательных работах. 2.2. Основные пожарные автомобили (ОПА):
пожарные автомобили, предназначенные для доставки личного состава к месту
вызова, тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ с помощью
вывозимых на них огнетушащих веществ и пожарного оборудования, а также для
подачи к месту пожара огнетушащих веществ от других источников. 2.3. Специальные пожарные автомобили
(СПА): пожарные автомобили, предназначенные для выполнения специальных работ
при пожаре. 2.4. Основные пожарные автомобили общего
применения: пожарные автомобили, предназначенные для тушения пожаров в городах
и других населенных пунктах. 2.5. Основные пожарные автомобили
целевого применения: пожарные автомобили, предназначенные для тушения пожаров
на нефтебазах, предприятиях лесоперерабатывающей, химической, нефтехимической
промышленности, в аэропортах и на других специальных объектах. 2.6. Тип пожарного автомобиля: пожарные
автомобили, характеризующиеся совокупностью одинаковых конструктивных
признаков, видов вывозимых или используемых огнетушащих веществ и способов их
подачи. 2.7. Пожарная автоцистерна (АЦ): пожарный
автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостями для хранения жидких
огнетушащих веществ и средствами их подачи и предназначенный для доставки к
месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования,
проведения действий по его тушению и аварийно-спасательных работ. 2.8. Пожарная автоцистерна с лестницей
(АЦЛ): пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостями для
хранения жидких огнетушащих веществ и средствами их подачи, стационарной
механизированной выдвижной и поворотной лестницей и предназначенный для
доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и
оборудования, проведения действий по тушению пожара, использования при
аварийно-спасательных работах. 2.9. Пожарная
автоцистерна с коленчатым подъемником (АЦПК): пожарный автомобиль,
оборудованный пожарным насосом, емкостями для хранения жидких огнетушащих
веществ и средствами их подачи, стационарной механизированной поворотной
коленчатой или телескопической подъемной стрелой с люлькой (подъемной
платформой) и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава,
пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения действий по тушению
пожара и использования при аварийно-спасательных работах. 2.10. Автомобиль пожарно-спасательный
(АПС): пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостями для
хранения жидких огнетушащих веществ и средствами их подачи, генератором,
расширенным комплектом пожарно-технического вооружения и предназначенный для
доставки личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования к
месту пожара (аварии), тушения и проведения аварийно-спасательных работ. 2.11. Автомобиль пожарно-спасательный с
лестницей (АПСЛ): пожарный автомобиль, оборудованный механизированной выдвижной
и поворотной лестницей и предназначенный для тушения пожаров и проведения
аварийно-спасательных работ. 2.12. Пожарный автомобиль первой помощи
(АПП): пожарный автомобиль на шасси легкого класса, оборудованный насосной
установкой, емкостями для жидких огнетушащих веществ и предназначенный для
доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического
вооружения и оборудования, проведения действий при тушении пожаров в начальной
стадии и первоочередных аварийно-спасательных работ. 2.13. Пожарный автомобиль
насосно-рукавный (АНР): пожарный автомобиль, оборудованный насосом, комплектом
пожарных рукавов и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного
состава, пожарно-технического вооружения, оборудования и проведения действий по
тушению. 2.14. Пожарный автомобиль с насосом
высокого давления (АВД): пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом
высокого давления, емкостями для жидких огнетушащих веществ, комплектом
пожарно-технического вооружения и предназначенный для проведения действий по
тушению пожаров в высотных зданиях и сооружениях. 2.15. Пожарный автомобиль порошкового
тушения (АП): пожарный автомобиль, оборудованный сосудом для хранения
огнетушащего порошка, баллонами с газом или компрессорной установкой, лафетным
и ручными стволами и предназначенный для доставки к месту пожара личного
состава, пожарно-технического вооружения и оборудования и проведения действий
по тушению пожара. 2.16. Пожарный автомобиль пенного тушения
(АПТ): пожарный автомобиль, оборудованный одной или несколькими емкостями для
хранения пенообразователя, пожарным насосом с обвязкой коммуникаций и
устройством для дозирования пенообразователя и предназначенный для доставки к
месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и проведения
действий на предприятиях нефтехимической промышленности и в местах хранения
нефтепродуктов. 2.17. Пожарный
автомобиль комбинированного тушения (АКТ): пожарный автомобиль, оборудованный
насосом, емкостями для хранения огнетушащих веществ и средствами их подачи и
предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, средств
комбинированного тушения и пожарно-технического вооружения для одновременной
или последовательной подачи различных по свойствам огнетушащих веществ и
проведения действий на промышленных предприятиях, объектах химической,
нефтехимической и газовой промышленности, транспорте. 2.18. Пожарный автомобиль газового
тушения (АГТ): пожарный автомобиль, оборудованный сосудами для хранения сжатых
или сжиженных газов, устройствами их подачи и предназначенный для доставки к
месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования и
проведения действий по тушению пожаров. 2.19. Пожарный автомобиль газоводяного тушения (АГВТ): пожарный автомобиль,
оборудованный турбореактивным двигателем, системой подачи газовой и водяной
струй и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава,
пожарно-технического вооружения, оборудования и проведения действий при тушении
нефтяных и газовых фонтанов, пожаров на технологических установках
нефтеперерабатывающих и химических предприятий и их охлаждение. 2.20. Пожарная автонасосная
станция (ПНС): пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом и
предназначенный для подачи воды по магистральным пожарным рукавам непосредственно
к переносным лафетным стволам или к пожарным автомобилям с последующей подачей
воды на пожар и для создания резервного запаса воды вблизи от места крупного
пожара. 2.21. Пожарный пеноподъемник
(ППП): пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной
поворотной коленчатой или телескопической подъемной стрелой с пеногенераторами и предназначенный для доставки личного
состава, пожарно-технического вооружения и оборудования к месту пожара и
проведения действий по тушению пожаров пеной на высоте. 2.22. Пожарный аэродромный автомобиль
(АА): пожарный автомобиль, оборудованный средствами тушения и специальным
пожарно-техническим вооружением для тушения пожаров и проведения
аварийно-спасательных работ в аэропортах специализированными пожарными
службами. 2.23. Пожарная автолестница
(АЛ): пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной
выдвижной и поворотной лестницей и предназначенный для проведения
аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту и
возможностью использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном
комплекте колен. 2.24. Пожарный коленчатый автоподъемник
(АПК): пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной
поворотной коленчатой и (или) телескопической подъемной стрелой, последнее
звено которой заканчивается платформой или люлькой, предназначенный для
проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на
высоту и возможностью использования в качестве грузоподъемного крана при
сложенном комплекте колен. 2.25. Пожарный телескопический
автоподъемник с лестницей (ТПЛ): пожарный автомобиль, оборудованный
стационарной механизированной поворотной коленчато-телескопической стрелой
(пакетом колен), последнее звено которой заканчивается люлькой, и имеющий
лестничный марш, расположенный сбоку стрелы, предназначенный для проведения
спасательных работ и тушения пожаров в многоэтажных зданиях, а также для
выполнения других вспомогательных операций. 2.26. Пожарная автолестница с цистерной (АЛЦ): пожарный автомобиль,
имеющий не более 3 человек боевого расчета, включая водителя, оборудованный
стационарной раздвижной стрелой (пакетом колен), выполненной в виде
непрерывного лестничного марша (лестницей), емкостями для воды и
пенообразователя, насосной установкой для подачи огнетушащих веществ и
предназначенный для проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи
огнетушащих веществ на высоту и возможного использования в качестве
грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен. 2.27. Пожарный коленчатый
автоподъемник с цистерной (АПКЦ): пожарный автомобиль, оборудованный
стационарной механизированной поворотной коленчатой, телескопической или
коленчато-телескопической стрелой, последнее звено которой заканчивается
люлькой, емкостями для воды и пенообразователя, насосной установкой для подачи
огнетушащих веществ и предназначенный для проведения спасательных работ и
тушения пожаров в многоэтажных зданиях, а также для выполнения других
вспомогательных операций. 2.28. Пожарный аварийно-спасательный
автомобиль (АСА): пожарный автомобиль, оборудованный генератором, комплектом
аварийно-спасательного инструмента и предназначенный для доставки личного
состава, пожарно-технического вооружения, оборудования к месту пожара (аварии)
и проведения действий при аварийно-спасательных работах. 2.29. Пожарный водозащитный автомобиль
(АВЗ): пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостью для воды,
оборудованием для сбора воды и предназначенный для защиты материальных
ценностей от воды и ее удаления при тушении пожара. 2.30. Пожарный автомобиль связи и
освещения (АСО): пожарный автомобиль, оборудованный электрогенератором,
средствами связи и освещения и предназначенный для освещения места работы
пожарных подразделений на месте пожара (аварии) и обеспечения связи с
центральным пунктом пожарной связи. 2.31. Пожарный автомобиль газодымозащитной службы (АГ): пожарный автомобиль,
оборудованный агрегатами и пожарно-техническим вооружением и предназначенный
для удаления дыма из помещений, освещения места пожара, проведения
аварийно-спасательных работ с помощью специального инструмента и оборудования. 2.32. Пожарный
автомобиль дымоудаления (АД): пожарный автомобиль,
оборудованный дымососом и комплектом пожарно-технического вооружения для
удаления дыма из помещений и предназначенный для удаления дыма из подвалов,
лестничных клеток и лифтовых шахт многоэтажных зданий и помещений большого
объема, получения воздушно-механической пены высокой кратности и подачи ее в
помещение и на открытые очаги пожара, создания заградительных полос из
воздушно-механической пены на пути распространения пламени. 2.33. Пожарный рукавный автомобиль (АР):
пожарный автомобиль, предназначенный для транспортирования пожарных рукавов и
механизированной прокладки и уборки магистральных рукавных линий, тушения
пожаров водяными или воздушно-пенными струями с помощью стационарного или
переносных лафетных стволов. 2.34. Пожарный штабной автомобиль (АШ):
пожарный автомобиль, оборудованный электрогенератором, средствами связи и
предназначенный для доставки и обеспечения оперативной работы штаба
пожаротушения на месте пожара и обеспечения связи между штабом, подразделениями
и центром противопожарной службы. 2.35. Пожарная автолаборатория (АЛП): пожарный автомобиль, оборудованный
средствами исследования пожаров и предназначенный для проведения оперативной
группой специальных анализов и измерений в зонах пожаров. 2.36. Пожарный автомобиль профилактики и
ремонта средств связи (АПРСС): пожарный автомобиль,
оборудованный техническими средствами диагностики и ремонта средств связи и
предназначенный для доставки личного состава и оборудования к месту проведения
ремонтных работ. 2.37. Автомобиль диагностики пожарной
техники (АДПТ): пожарный автомобиль, оборудованный техническими средствами
оценки технического состояния пожарной техники и предназначенный для доставки
личного состава и оборудования к месту проведения диагностических (ремонтных)
работ. 2.38. Пожарный автомобиль-база газодымозащитной службы (АБГ): пожарный автомобиль,
оборудованный техническими средствами для обслуживания и зарядки средств
индивидуальной защиты органов дыхания и зрения пожарных. 2.39. Пожарный автомобиль технической
службы (АПТС): пожарный автомобиль, оборудованный средствами для оценки
технического состояния и ремонта пожарной техники и предназначенный для
обеспечения работы пожарной техники. 2.40. Автомобиль отогрева пожарной техники
(АОПТ): пожарный автомобиль, оборудованный нагревательно-отопительными
приборами и предназначенный для доставки личного состава и оборудования к месту
пожара (аварии) и обеспечения функционирования пожарной техники при
отрицательной температуре. 2.41. Пожарная компрессорная станция
(ПКС): пожарный автомобиль, оборудованный компрессором и предназначенный для
заправки кислородом (воздухом) баллонов средств индивидуальной защиты органов
дыхания и зрения пожарных на передвижных базах газодымозащитной
службы. 2.42. Пожарно-технический автомобиль
(АТ): пожарный автомобиль, оборудованный устройством для съема контейнеров и
предназначенный для доставки к месту пожара боевого расчета и контейнеров с
мобильными системами быстрого развертывания для проведения аварийно-спасательных
работ и тушения пожаров. 2.43. Пожарный оперативно-служебный
автомобиль (АОС): пожарный автомобиль, оборудованный комплектом
пожарно-технического вооружения и предназначенный для доставки к месту пожара
(аварии) личного состава оперативной службы и оборудования для его работы. 2.44. Главный параметр ПА: один из
основных (базовых) параметров, определяющий функциональное назначение пожарного
автомобиля, отличающийся стабильностью при технических усовершенствованиях и
служащий для определения числовых значений других основных параметров. 3. Классификация 3.1. ПА в зависимости от величины
допустимой полной массы делятся на 3 класса: легкие - с полной массой от 2000 до 7500
кг (L-класс); средние - с полной массой от 7500 до
14000 кг (M-класс); тяжелые - с полной массой свыше 14000 кг
(S-класс). 3.2. ПА в зависимости от проходимости
делятся на 3 категории: категория 1 - неполноприводные
ПА для дорог с твердым покрытием (нормальной проходимости); категория 2 - полноприводные
для передвижения по дорогам всех типов и пересеченной местности (повышенной
проходимости); категория 3 - вездеходы-внедорожники для
сильнопересеченной местности (высокой проходимости). 3.3. ПА в зависимости от направления
оперативной деятельности делятся на 2 группы: основные пожарные автомобили; специальные пожарные автомобили. 3.3.1. ОПА в зависимости от
преимущественного использования и направлений оперативной деятельности
подразделяются на ПА общего применения и ПА целевого применения. 3.3.1.1. ОПА общего применения в
зависимости от типа вывозимых огнетушащих веществ и способа их подачи
классифицируются на следующие типы: пожарные автоцистерны; пожарные автоцистерны с лестницей; пожарные автоцистерны с коленчатым
подъемником; автомобили пожарно-спасательные; автомобили пожарно-спасательные с
лестницей; пожарные автомобили первой помощи; пожарные насосно-рукавные автомобили; пожарные автомобили с насосом высокого
давления. 3.3.1.2. ОПА целевого применения в
зависимости от типа вывозимых огнетушащих веществ и способа их подачи
классифицируются на следующие типы: пожарные автомобили порошкового тушения; пожарные автомобили пенного тушения; пожарные автомобили комбинированного
тушения; пожарные автомобили газового тушения; пожарные автомобили газоводяного
тушения; пожарные автонасосные
станции; пожарные пеноподъемники; пожарные аэродромные автомобили. 3.3.2. СПА в зависимости от вида
аварийно-спасательных и технических работ на месте пожара классифицируются на
следующие типы: пожарные автолестницы; пожарные коленчатые автоподъемники; пожарные телескопические автоподъемники с
лестницей; пожарные автолестницы
с цистерной; пожарные коленчатые автоподъемники с
цистерной; пожарные аварийно-спасательные
автомобили; пожарные водозащитные автомобили; пожарные автомобили связи и освещения; пожарные автомобили газодымозащитной
службы; пожарные автомобили дымоудаления; пожарные рукавные автомобили; пожарные штабные автомобили; пожарные автолаборатории; пожарные автомобили профилактики и
ремонта средств связи; автомобили диагностики пожарной техники; пожарные автомобили-базы газодымозащитной службы; пожарные автомобили технической службы; автомобили отогрева пожарной техники; пожарные компрессорные станции; пожарно-технические автомобили; пожарные оперативно-служебные автомобили. 4. Обозначения 4.1. Обозначения ПА должны иметь
следующую структуру: XXX XX-XX/X (XXXX) мод. XXA-XX XX X, где: XXX - тип пожарного автомобиля (АЦ, АНР,
АП и т.д.); XX - главный параметр пожарного
автомобиля (вместимость цистерны, масса порошка и т.д.); XX/X - главный параметр главного агрегата
или оборудования пожарной надстройки; (XXXX) - индекс модели базового шасси по
классификации автомобильной промышленности; мод. XXA - обозначение модели ПА по
системе разработчика с указанием модернизации (А - первая, Б - вторая и т.д.); XX - двузначный (трехзначный) цифровой
индекс для обозначения модели (01, 02 и т.д.); XX - условное буквенное обозначение
предприятия-изготовителя; X - обозначение нормативного документа
(ГОСТ, ТУ). 4.2. В обозначениях ПА величину главного
параметра указывают в следующих единицах измерений: вместимость цистерны для воды - м3; вместимость бака для пенообразователя -
м3; масса вывозимого порошка - кг; масса огнетушащего газа - кг; подача насоса при номинальном числе
оборотов - л/с; напор ступеней насоса при номинальном
числе оборотов: нормального давления - м вод. ст.; высокого давления - м вод. ст.; расход лафетного порошкового ствола - кг/с; мощность электрогенератора - кВт; длина рукавной линии - км; высота подъема стрелы - м; производительность вентиляторной
установки - тыс. м3; число (количество) мест для боевого
расчета (включая место водителя) - кол.; грузовой момент - тм. 4.3. Примеры условных обозначений. Пример 1: АЦ 3,0-40/4 (4331) модель
XXX-XX. Автоцистерна пожарная с цистерной
вместимостью 3 м3, комбинированным насосом с подачей 40 (ступень нормального
давления) и 4 л/с (ступень высокого давления) на шасси
ЗИЛ-4331, первая модернизация модели XXX, модификация XX (с комбинированным
насосом). Пример 2: АП 4000-80 (4310) модель
XXX-XX. Автомобиль порошкового тушения с массой
вывозимого порошка 4000 кг и расходом лафетного ствола 80 кг/с
на шасси КамАЗ 4310, вторая модификация XX модели XXX. Пример 3: АПТ 6,3-40 (5557) модель XXX. Автомобиль пенного тушения с цистерной
для пенообразователя вместимостью 6,3 м3 на шасси "Урал 5557" и
насосом с подачей 40 л/с, модель XXX. Пример 4: АКТ 2,0/2000-40/60 (4310)
модель XXX. Автомобиль комбинированного тушения на
шасси КамАЗ с цистерной для воды или раствора пенообразователя вместимостью 2,0
м3, массой вывозимого порошка 2000 кг, насосом с подачей 40 л/с и расходом
порошкового лафетного ствола 60 кг/с, модель XXX. Во всех приведенных примерах при серийном
производстве в обозначениях ПА должен быть отражен номер ГОСТа или технических
условий. |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |