Утвержден и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 5 июня 2008 г. N 117-ст НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА ШАРНИРЫ РАВНЫХ УГЛОВЫХ СКОРОСТЕЙ ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ И МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ Vehicles. Constant angular
velocity universal joints. General
technical requirements and test methods ГОСТ Р 52924-2008 Группа Д25 ОКС 43.040.50; ОКП 45 0000 Дата введения 1 января 2009 года Предисловие Цели и принципы стандартизации в
Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N
184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения
национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р
1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения". Сведения о
стандарте 1. Разработан Федеральным государственным
унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени
научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт" (ФГУП
"НАМИ"). 2. Внесен Техническим комитетом по
стандартизации ТК 56 "Дорожный транспорт". 3. Утвержден и введен в действие Приказом
Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 5 июня
2008 г. N 117-ст. 4. Введен впервые. Информация об изменениях к настоящему
стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе
"Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно
издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В
случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее
уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе
"Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомления и
тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на
официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и
метрологии в сети Интернет. 1. Область
применения Настоящий стандарт распространяется на
шарниры равных угловых скоростей (далее - шарниры) для трансмиссий
автомобильных транспортных средств (далее - АТС) и устанавливает типы и
основные параметры шарниров, технические требования к ним и методы испытаний. 2. Нормативные
ссылки В настоящем стандарте использованы
нормативные ссылки на следующие стандарты: ГОСТ 8.051-81. Государственная система
обеспечения единства измерений. Погрешности, допускаемые при измерении линейных
размеров до 500 мм ГОСТ 9.014-78. Единая система защиты от
коррозии и старения. Временная противокоррозионная защита изделий. Общие требования ГОСТ 2789-73. Шероховатость поверхности.
Параметры и характеристики ГОСТ 15150-69. Машины, приборы и другие
технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории,
условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия
климатических факторов внешней среды. Примечание. При
пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных
стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте
Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети
Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю
"Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1
января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным
указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт
заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует
руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт
отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в
части, не затрагивающей эту ссылку. 3. Типы, основные
параметры 3.1. Типы и основные параметры шарниров
должны соответствовать требованиям, приведенным на рисунках 1 - 6 и в таблицах
1, 2. Рисунок 1 Рисунок 2 Рисунок 3 Рисунок 4 Рисунок 5 Рисунок 6 Таблица 1 Шарниры, применяемые в приводе колес жестких ведущих мостов полноприводных
автомобилей ┌─────────┬───────────┬───────┬────────────────┬──────────┬───────┬───────┐ │ Тип │Статический│Макси- │ Максимальный │Расстояние│Мини- │ Номер │ │ │контрольный│мальный│диаметр вращения│ между │мальный│рисунка│ │ │ крутящий │угол в │ шарнира (при │наружными │диаметр│ │ │ │ момент, │шарнире│нулевом значении│торцами L,│вала │ │ │ │ Н x м │ │ угла) D, мм │ мм │d , мм │ │ │ │ │ │ │ │ 1 │ │ ├─────────┼───────────┼───────┼────────────────┼──────────┼───────┼───────┤ │Шариковый│ 2800 │ 42° │ 96 │ 96 │ 19,844│ 1 │ │Дисковый │ 12300 │ 33° │ 122 │ 166 │ 55,0 │ 2 │ │ │ 39000 │ 33° │ 140 │ 192 │ 62,0 │ 2 │ └─────────┴───────────┴───────┴────────────────┴──────────┴───────┴───────┘ Таблица 2 Шарниры, применяемые в приводе колес шарнирных ведущих мостов ┌───────────────────┬───────────┬────────┬────────────┬───────────┬───────┐ │ Тип │Статический│Макси- │ Наружный │Минимальный│ Номер │ │ │контрольный│мальный │ диаметр │ диаметр │рисунка│ │ │ крутящий │угол │ шарнира по │вала d , мм│ │ │ │ момент, │шарнира │ корпусу D, │ 1 │ │ │ │ Н x м │ │ мм │ │ │ ├───────┬───────────┼───────────┼────────┼────────────┼───────────┼───────┤ │Жесткий│Шариковый │ 1200 │ 42° │ 70 │ 19 │ 3 │ │ │ │ 2450 │ 45° │ 83 │ 23 │ 3 │ │ │ │ 2450 │ 42° │ 81 │ 23 │ 3 │ │ │ │ 2450 │ 42° │ 91 │ 23 │ 3 │ │ │ │ 2550 │ 47° │ 90 │ 26 │ 3 │ │ │ │ 4800 │ 42° │ 96 │ 30 │ 3 │ ├───────┼───────────┼───────────┼────────┼────────────┼───────────┼───────┤ │Универ-│Шариковый │ 1600 │ 18° │ 69 │ 19 │ 4 │ │сальный│ │ 2450 │18° <*> │ 82 │ 23 │ 4 │ │ │ │ 2450 │18° <*> │ 89 │ 23 │ 4 │ │ │ │ 2550 │22° <*> │ 100 │ 26 │ 5 │ │ ├───────────┼───────────┼────────┼────────────┼───────────┼───────┤ │ │Роликовый │ 2450 │25° <*> │ 87 │ 23 │ 6 │ │ │трехшиповый│ │ │ │ │ │ │ │"трипод" │ │ │ │ │ │ ├───────┴───────────┴───────────┴────────┴────────────┴───────────┴───────┤ │ <*> При любых осевых перемещениях в шарнире. │ └─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘ 3.2. К основным параметрам шарниров
относятся: - крутящий момент, соответствующий
пределу прочности шарнира; - максимальный угол в шарнире; - максимальный диаметр вращения шарнира
(при нулевом значении угла в шарнире) - в жестких ведущих мостах; наружный
диаметр шарнира по корпусу - в шарнирных ведущих мостах; - минимальный диаметр вала. 4. Технические
требования 4.1. Шарниры изготавливают в соответствии
с конструкторской документацией (далее - КД), разработанной с учетом требований
настоящего стандарта и других действующих стандартов, регламентирующих
параметры шлицевых соединений и элементов подшипниковых узлов (шариков,
роликов). Комплектность поставки шарниров
устанавливают в сопроводительных документах на поставку. 4.2. Детали шарниров изготавливают из
конструкционных сталей, обеспечивающих повышенную твердость поверхностного
слоя. 4.3. Твердость контактирующих рабочих
поверхностей деталей шарниров после окончательной обработки должна быть не
менее , твердость
поверхности шлиц хвостовиков шарниров и валов - не менее . 4.4. Эффективная глубина закаленного
поверхностного слоя на контактирующих рабочих поверхностях деталей шарниров
после окончательной обработки должна быть не менее 0,8 мм. 4.5. Шероховатость поверхностей трения в
зоне контакта в продольном направлении должна быть не более значений - для жестких шарниров и - для универсальных шарниров. 4.6. Разноразмерность
тел качения (шариков, роликов) в шарнирах должна быть не более 5 мкм. 4.7. В шарнирах
жесткого типа не допускаются осевые зазоры, а в универсальных - окружные
зазоры. 4.8. Максимальные углы в шарнирах должны
быть не менее, а максимальные диаметры вращения шарниров в жестких ведущих
мостах и максимальные диаметры корпусов шарниров в шарнирных ведущих мостах -
не более значений, приведенных в таблицах 1 и 2. 4.9. Для смазывания шарниров применяют
консистентную смазку, не требующую замены в течение всего срока службы изделия. 4.10. Конструкция шарниров должна
обеспечивать отсутствие утечки смазки и попадания пыли и влаги в полость
трения. 4.11. Статическую прочность шарниров
оценивают по результатам испытаний при приложении крутящих моментов, указанных
в таблицах 1 и 2. 4.12. Шарниры должны быть испытаны на
циклическую прочность. Такие испытания проводят при новом проектировании, при
внесении изменений в конструкцию шарниров и технологический процесс их
изготовления. 5. Методы контроля
(испытаний) 5.1. Для проверки шарниров на
соответствие требованиям настоящего стандарта они должны быть приняты службой
технического контроля (далее - СТК) согласно технологическому процессу и
подвергнуты периодическим испытаниям. 5.2. Объем и методы приемки шарниров СТК
должны быть установлены в технической документации (далее - ТД). Положительные
результаты приемки удостоверяют клеймом СТК. 5.3. Периодическим испытаниям на
соответствие требованиям настоящего стандарта подвергают не менее трех шарниров
не реже одного раза в год в следующем объеме. 5.3.1. Внешним осмотром проверяют
правильность сборки и комплектность поставки. 5.3.2. Контроль линейных и угловых
размеров осуществляют путем измерений с предельно допустимыми погрешностями,
установленными ГОСТ 8.051. 5.3.3. Контроль твердости поверхностного
слоя и его толщины проводят по [1] - [5]. 5.3.4. Шероховатость поверхностей
определяют с помощью профилометра по ГОСТ 2789. 5.3.5. Плавность работы шарнира оценивают
моментом сопротивления угловому перемещению с точностью 2,5% от максимального
значения. 5.3.6. Контроль осевого зазора в жестких
шарнирах и окружного зазора в универсальных шарнирах проводят при отсутствии в
шарнирах смазки. 5.3.7. Герметичность шарнира оценивают на
специальном стенде путем вращения при максимальном угле между его ведущим и
ведомым звеньями. Выброс смазки и вакуумирование
чехлов не допускается. 5.3.8. Статическую прочность шарниров
проверяют на крутильной машине при приложении крутящего момента в соответствии
с 4.11 с точностью 2,5% от его значения. Угол в шарнире при испытаниях должен
составлять (10 +/- 0,5) град. Шарнир считается выдержавшим испытания на
статическую прочность, если его элементы не получают остаточных деформаций и
отсутствуют их поломки. 5.4. Циклическую прочность шарнира
проверяют на специальном стенде и оценивают числом циклов. Крутящий момент и
число циклов устанавливает предприятие-разработчик в КД с учетом технических
характеристик АТС, для которых они предназначены. 5.5. Результаты испытаний оформляют
протоколом, форма которого приведена в Приложении А. 6. Маркировка 6.1. Шарниры маркируют, обеспечивая их
идентификацию. Содержание маркировки, метод и место нанесения на изделие
устанавливают в соответствии с [6]. Если нанести маркировку непосредственно
на шарнир невозможно, ее наносят на бирку или тару (упаковку). Содержание маркировки, метод и место
нанесения на изделие устанавливают в конструкторской документации
предприятия-разработчика. 7. Упаковка 7.1. Упаковка шарниров должна
обеспечивать их сохранность от механических повреждений, воздействия
атмосферных осадков и загрязнений. Вид упаковки, а также возможность ее
отсутствия указывают в документах на поставку шарниров. 8.
Транспортирование и хранение 8.1. Шарниры перевозят любым видом
транспорта, обеспечивающим их сохранность от механических повреждений, воздействия
атмосферных осадков и загрязнений. Группа условий транспортирования - 6 (ОЖ2), хранения - 3 (Ж3) по ГОСТ 15150. Допускается по согласованию между
предприятием-изготовителем и предприятием-потребителем применять другие условия
транспортирования и хранения по ГОСТ 15150. 8.2. Все незащищенные антикоррозионным
покрытием наружные металлические поверхности шарниров следует законсервировать
по ГОСТ 9.014 на срок, оговоренный в документах на поставку. 9. Гарантии
изготовителя 9.1. Предприятие-изготовитель гарантирует
соответствие шарниров требованиям настоящего стандарта при соблюдении
установленных предприятием правил эксплуатации, транспортирования и хранения. 9.2. Гарантийный срок эксплуатации и
гарантийная наработка шарниров, поставляемых в качестве комплектующих изделий,
должны быть не менее гарантийного срока и гарантийной
наработки АТС, для которых они предназначены. 9.3. Гарантийный срок эксплуатации и
гарантийную наработку шарниров исчисляют в соответствии с гарантийными
обязательствами на АТС, а поставляемых в качестве запасных частей - с момента
установки их на АТС. 9.4. Гарантийный срок хранения шарниров -
не более 12 мес. Гарантийный срок хранения шарниров
исчисляют с даты их отгрузки потребителю. Приложение А (рекомендуемое) ФОРМА ПРОТОКОЛА ИСПЫТАНИЙ УТВЕРЖДАЮ Руководитель испытательного подразделения ________________ ___________________ личная подпись инициалы, фамилия ___________________________ дата ПРОТОКОЛ ИСПЫТАНИЙ N ________ 1. Идентификационные данные испытуемого изделия ___________________________ 2. Цель испытаний: Определение соответствия шарниров требованиям технических и нормативных документов (ТД, ГОСТ Р 52924-2008). 3. Метод испытаний: Метод испытаний изложен в ГОСТ Р 52924-2008 "Автомобильные транспортные средства. Шарниры равных угловых скоростей. Общие технические требования и методы испытаний". 4. Результаты испытаний ┌───────────────────────┬─────────────────────────┬───────────────────────┐ │ Параметр │ Требование │ Результат │ ├───────────────────────┼─────────────────────────┼───────────────────────┤ │ │ │ │ ├───────────────────────┼─────────────────────────┼───────────────────────┤ │ │ │ │ ├───────────────────────┼─────────────────────────┼───────────────────────┤ │ │ │ │ ├───────────────────────┼─────────────────────────┼───────────────────────┤ │ │ │ │ ├───────────────────────┼─────────────────────────┼───────────────────────┤ │ │ │ │ └───────────────────────┴─────────────────────────┴───────────────────────┘ 5. Заключение Испытуемое изделие соответствует (не соответствует) требованиям технических и нормативных документов. __________________________ ____________________ _______________________ должность испытателя личная подпись инициалы, фамилия ________________ дата БИБЛИОГРАФИЯ [1] ОСТ 37.001.056-74. Методы измерения цементованного слоя деталей [2] ОСТ 37.001.057-74. Методы измерения нитроцементованного слоя деталей [3] ОСТ 37.001.058-74. Методы измерения
толщины цианированного слоя деталей [4] ОСТ 37.001.059-74. Методы измерения
толщины азотированного слоя деталей [5] ОСТ 37.001.060-74. Методы измерения толщины слоя поверхностной закалки деталей [6] ОСТ 37.001.269-96. Транспортные
средства. Маркировка. |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |