Утвержден и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 28 декабря 2005 г. N 396-ст НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СУДОСТРОЕНИЕ. ВНУТРЕННЕЕ СУДОХОДСТВО ЛОЦМАНСКИЕ ПЛАВСРЕДСТВА КЛАССИФИКАЦИЯ И ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ISO 6216:1980 Shipbuilding. Inland
navigation. Pilot craft. Classification
and basic requirements (IDT) ГОСТ Р ИСО 6216-2005 Группа Д41 ОКС 47.060; ОКП 74 1620 Дата введения 1 января 2007 года Предисловие Цели и принципы стандартизации в
Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N
184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения
национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р
1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения". Сведения о
стандарте 1. Подготовлен Научно-исследовательским
институтом по стандартизации и сертификации "Лот" ФГУП "ЦНИИ им.
акад. А.Н. Крылова" на основе аутентичного перевода международного
стандарта, указанного в пункте 4. 2. Внесен
Техническим комитетом по стандартизации ТК 005 "Судостроение". 3. Утвержден и введен в действие Приказом
Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 декабря
2005 г. N 396-ст. 4. Настоящий стандарт идентичен международному
стандарту ИСО 6216:1980 "Судостроение. Внутреннее судоходство. Лоцманские плавсредства. Классификация и основные требования"
(ISO 6216:1980 "Shipbuilding - Inland navigation - Pilot craft - Classification
and basic requirements"). 5. Введен впервые. 1. Область
применения Настоящий стандарт устанавливает
классификацию самоходных плавучих средств (далее - плавсредств),
применяемых для лоцманского обслуживания транспортных судов в закрытых
бассейнах, устьевых участках рек и на открытых морских рейдах, а также
требования, предъявляемые к ним. Стандарт разработан в целях содействия
сектору международной торговли, который развивается с применением транспортных
судов, для улучшения условий труда и повышения техники безопасности на водном
транспорте, а также унификации ряда терминов, используемых при проектировании и
эксплуатации судов служебно-вспомогательного флота. Плавсредства, используемые в основном для проводки транспортных судов методом
лидирования, по усмотрению компетентных органов могут освобождаться от
выполнения требований, устанавливаемых настоящим стандартом, полностью или
частично. Возможность и объем применения требований
стандарта к лоцманским плавсредствам,
плавающим под военно-морским флагом, определяется компетентными органами. 2. Нормативные
ссылки В настоящем стандарте использована
нормативная ссылка на следующий стандарт: ГОСТ Р ИСО 6217.
Судостроение. Внутреннее судоходство. Лоцманские плавсредства.
Отличительная окраска и надписи. 3. Термины и
определения В настоящем стандарте применены следующие
термины с соответствующими определениями: 3.1. Лоцманские суда (pilot
ships): плавсредства с
механическим двигателем, мореходные качества и оборудование которых позволяют
им осуществлять доставку и безопасную передачу (прием) лоцманов в районах,
удаленных от берега более чем на 20 миль, непосредственно с борта на борт или с
помощью лоцманских ботов. 3.2. Лоцманские катера (pilot launches): плавсредства с механическим двигателем, мореходные качества
и оборудование которых позволяют им производить доставку и безопасную передачу
(прием) лоцманов непосредственно с борта на борт в пределах
20-мильной зоны. 3.3. Лоцманские боты (pilot
boats): плавсредства с
механическим двигателем, которые могут быть принадлежностью лоцманского судна.
Они служат для доставки лоцмана на расстояния до 5 миль, считая от лоцманского
судна или от берега. 4. Классификация 4.1. В зависимости от водоизмещения при
полных запасах воды, топлива и масла, с полным составом экипажа и лоцманов на
борту все плавсредства, предназначенные для доставки
лоцманов, делятся на три типа согласно таблице 1. Таблица 1 Классификация лоцманских
плавсредств
4.2. В зависимости от географических
условий эксплуатации (климатических зон), определяющих исполнение судовых
механизмов, состав оборудования и обустройство жилых помещений, лоцманские плавсредства подразделяют на три группы: A - для полярных районов; B - для районов средних широт; C - для районов тропиков. 5. Требуемые
характеристики 5.1. Все лоцманские плавсредства
должны иметь скорость, достаточную для эффективного выполнения всех операций,
связанных с проводкой транспортных судов в районе их службы. 5.2. Суда и катера должны иметь период
качки не менее: - суда - 9 с; - катера - 6 с. Плавсредства, собственные характеристики которых не
обеспечивают этих параметров, должны быть оборудованы устройствами, повышающими
плавность качки (успокоителями, стабилизаторами, скуловыми килями и т.д.).
Остойчивость лоцманских плавсредств всех типов должна
удовлетворять требованиям компетентных органов. 5.3. Плавсредства
всех типов должны обеспечивать безопасный прием - высадку лоцмана при высоте
волны до 3,5 м. 6. Конструкции,
оборудование и снабжение 6.1. В дополнение к
средствам радиосвязи, предписанным компетентными органами для обеспечения
безопасности мореплавания, все лоцманские средства должны быть оборудованы
стационарными или переносными ультракоротковолновыми радиостанциями,
обеспечивающими связь по международным каналам с обслуживаемыми судами и
лоцманскими станциями. Лоцманские суда должны иметь основную и запасную
ультракоротковолновую радиостанции. 6.2. Суда и катера группы A должны иметь: a) эффективные средства для борьбы с
обледенением окон рубки, антенны РЛС и радиосвязи, а также площадки для
передачи и приема лоцмана; b) РЛС с предельно малой мертвой зоной,
причем на судах рекомендуется устанавливать две РЛС - основную
и резервную; c) специальные прожекторы с
противотуманными светофильтрами. Примечание. Для ботов требования
настоящего пункта - рекомендуем. 6.3. Лоцманские плавсредства
группы A должны иметь ледовые усиления, категория которых определяется
компетентными органами, исходя из условий ледовой обстановки, типичной для
района эксплуатации данного плавсредства. Необходимость ледового усиления плавсредств группы B устанавливается компетентными
органами. 6.4. Лоцманские боты группы A должны
оборудоваться двигателями, легко запускаемыми при минусовых температурах. 6.5. Элементы якорного устройства
лоцманских судов в связи с их частой постановкой на якорь должны иметь
повышенную прочность исходя из того, что калибр цепей должен приниматься на 10%
больше по сравнению с тем, который требуется правилами классификационных обществ для других судов таких же размерений. 6.6. Конструкция механизированных
лоцманских подъемников, которыми могут оборудоваться суда и катера, должна
обеспечивать их эффективное и безопасное использование в условиях вибрации,
качки и гидрометеорологических факторов, при которых допускается эксплуатация
судна или катера в данном районе. Подъемник должен располагаться
возможно ближе к плоскости мидельшпангоута, где
амплитуда килевой качки минимальна, и так, чтобы площадка (кабина) с лоцманом
постоянно находилась в поле зрения вахтенного штурмана. 6.7. Для обеспечения видимости из рубки
лоцманского судна, катера или бота борта обслуживаемого судна при передаче
лоцмана, в подволоке рубки должны устанавливаться иллюминаторы соответствующей
конструкции. 6.8. Для трансляции команд сигналов суда
и катера должны оборудоваться громкоговорителями, обеспечивающими достаточную
слышимость подаваемых команд с носа, с кормы и по бортам. 6.9. Состав спасательных средств должен
определяться с учетом, что все лоцманы, которые могут находиться одновременно
на судне или катере, являются членами их команды. 6.10. Лоцманские суда и катера должны
иметь повышенные маневренные качества. В этих целях рекомендуется оборудовать
их двухвальными силовыми установками с винтом
регулируемого шага (ВРШ), дизель-электрическими установками, обеспечивающими
возможность самого малого хода, поворотными насадками или винторулевыми
колонками. 6.11. Для обеспечения швартовки к
высокобортным судам на катерах и ботах должны устанавливаться киповые планки, конструкция которых допускает отклонение
швартовного троса в направлении, близком к вертикальному. Места установки киповых
планок должны выбираться так, чтобы натяжение швартовного троса не приводило к
созданию кренящих моментов, опасных для остойчивости. 6.12. Для обеспечения безопасности
лоцмана при высадке-приеме при волнении носовая часть палубы катеров должна
быть максимально свободной от оборудования и иметь нескользящее покрытие. Устанавливаемый на палубе бота в районе
приема лоцмана штанга-поручень должен находиться по возможности ближе к
диаметральной плоскости. При установке по бортам штанга-поручень должен
отстоять от борта на расстоянии, обеспечивающем безопасность лоцмана при крене
бота и возможность схватиться за поручень в то время, когда он другой рукой
держится за забортный трал. Площадь палубы в носовой оконечности
катера и бота должна быть достаточной для приема лоцмана с забортного трапа и с
платформы подъемника. 6.13. Для безопасного перемещения лоцмана
по катеру вдоль борта на палубе (с каждого борта) должен быть проход шириной не
менее 600 мм с поручнем по надстройке. 6.14. Оборудование помещений для экипажа
и лоцмана должно соответствовать требованиям компетентных органов к оборудованию
судов, постоянно эксплуатируемых в данной климатической зоне. 6.15. Все плавсредства
должны оборудоваться эластичными (надувными) или другими кранцами одобренного
типа и привальными брусьями, эффективно смягчающими удары о корпус
транспортного судна. 6.16. Место, с которого осуществляется
посадка лоцмана, должно быть освещено таким образом, чтобы свет не слепил
лоцмана, рулевое судно, принимающее лоцмана, и членов команды, обслуживающей
устройство для спуска и подъема (для ботов требования настоящего пункта -
рекомендуем). 6.17. Кроме общих огней, несение которых
обязательно по правилам судоходства в данном районе, и специальных,
предусмотренных Международными правилами предупреждения столкновения судов
(МППСС-72), лоцманские плавсредства должны иметь
унифицированные сигнальные огни (для дневного времени - знаки), обозначающие:
"сделайте подветренный борт, наблюдайте за нами". В любом случае,
независимо от того, сколько лоцманов находится на борту плавсредства,
в дневное время суток на нем должен быть поднят флаг "H"
Международного свода сигналов, обозначающий: "на борту лоцман". 6.18. Все лоцманские плавсредства,
периодически или постоянно используемые для проводки судов методом лидирования,
должны иметь огни, указанные в 6.17, а также дополнительные специальные,
установленные по унифицированной схеме так, чтобы их свет направлялся только в
корму в пределах сектора кормового огня. 7. Обозначения Все лоцманские плавсредства
должны иметь специальную окраску корпуса и надстройки, отличающую их от судов
других типов, и унифицированные надписи международного образца в соответствии с
ГОСТ Р ИСО 6217. |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |