Принят и введен в действие

Постановлением Госстандарта РФ

от 27 марта 2003 г. N 100-ст

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

АВТОМОБИЛИ С БЕНЗИНОВЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ

 

ВЫБРОСЫ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ С ОТРАБОТАВШИМИ ГАЗАМИ

 

НОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ

ПРИ ОЦЕНКЕ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

 

Motor vehicles with petrol engines.

Emission of the exhaust gas pollutants.

Norms and methods of the control

for estimation of technical condition

 

ГОСТ Р 52033-2003

 

Группа Д24

 

ОКС 43.060;

ОКП 45 1000

 

Дата введения

1 января 2004 года

 

Предисловие

 

1. Разработан Федеральным государственным унитарным предприятием "Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта" (НИИАТ) Министерства транспорта Российской Федерации, Государственным научным центром Российской Федерации - Научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (ГНЦ НАМИ) и Всероссийским научно-исследовательским институтом метрологической службы Госстандарта России (ВНИИМС).

Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 315 "Эксплуатация автомобильного транспорта и автотранспортные услуги".

2. Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 27 марта 2003 г. N 100-ст.

3. Введен впервые.

 

1. Область применения

 

Настоящий стандарт распространяется на находящиеся в эксплуатации автотранспортные средства с бензиновыми двигателями (далее - автомобили) категорий , , , , ,  <*>, оснащенные или не оснащенные системами нейтрализации отработавших газов.

--------------------------------

<*> Определение категорий приведено в соответствии с приложением 7 Сводной резолюции о конструкции транспортных средств (СР.3 документ TRANS/SC.1/WP.29/78/Amend.3).

 

Настоящий стандарт устанавливает нормативные значения содержания в отработавших газах автомобилей оксида углерода и углеводородов, нормативное значение коэффициента избытка воздуха и методы контроля при оценке технического состояния систем автомобиля и двигателя.

Требования настоящего стандарта должны быть обеспечены конструкцией и качеством изготовления автомобилей при производстве и соблюдением правил их технической эксплуатации, установленных предприятиями-изготовителями.

Настоящий стандарт не распространяется на автотранспортные средства, полная масса которых составляет менее 400 кг или максимальная скорость не превышает 50 км/ч.

 

2. Нормативные ссылки

 

В настоящем стандарте использована ссылка на следующий стандарт:

ГОСТ Р 41.83-99 (Правила ЕЭК ООН N 83). Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении выбросов загрязняющих веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателей.

 

3. Определения и обозначения

 

В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями и обозначение:

3.1. Автомобили, находящиеся в эксплуатации: автомобили, прошедшие регистрацию в установленном порядке.

3.2. Рабочая температура охлаждающей жидкости или моторного масла: температура охлаждающей жидкости или моторного масла, рекомендованная предприятием-изготовителем для работающего двигателя.

3.3. Коэффициент избытка воздуха, : безразмерная величина, представляющая собой отношение массы воздуха, поступившей в цилиндр двигателя, к массе воздуха, теоретически необходимой для полного сгорания поданного в цилиндр топлива, рассчитываемая по результатам анализа состава отработавших газов автомобилей.

3.4. Система нейтрализации отработавших газов: совокупность устройств, включающая в себя, как правило, каталитический нейтрализатор и функционально связанные с ним датчики и управляющие системы, обеспечивающая снижение выбросов загрязняющих веществ с отработавшими газами при работе двигателя в различных режимах.

3.5. Двухкомпонентная система нейтрализации отработавших газов: система нейтрализации отработавших газов, обеспечивающая снижение содержания в отработавших газах, в основном, оксида углерода и углеводородов.

3.6. Трехкомпонентная система нейтрализации отработавших газов: система нейтрализации отработавших газов с обратной связью (по коэффициенту избытка воздуха ), обеспечивающая снижение содержания в отработавших газах оксида углерода, углеводородов и оксидов азота.

3.7. Диагностический индикатор: световой индикатор, расположенный на панели приборов автомобиля, со стилизованным изображением контура двигателя или надписями "Проверь двигатель" ("Check engine"), "Обслужи двигатель" ("Service engine soon") и т.п., информирующий водителя о появлении неисправностей в системах управления двигателем и нейтрализации отработавших газов.

3.8. Встроенная (бортовая) система диагностирования двигателя: совокупность входящих в конструкцию автомобиля устройств, обеспечивающих своевременное информирование водителя о неисправностях в системах управления двигателем и нейтрализации отработавших газов, а также накопление этой информации в процессе эксплуатации.

 

4. Нормативные значения содержания загрязняющих

веществ и коэффициента избытка воздуха

 

4.1. Содержание оксида углерода и углеводородов в отработавших газах определяют при работе двигателя в режиме холостого хода на минимальной () и повышенной () частотах вращения коленчатого вала двигателя, установленных предприятием-изготовителем автомобиля.

При отсутствии данных, установленных предприятием-изготовителем автомобиля:

    - значение n   , не должно превышать:

                мин

                       -1

               1100 мин   для автомобилей категорий М  и N ,

                                                     1    1

                      -1

               900 мин   для автомобилей остальных категорий;

    - значение n    устанавливают в пределах:

                пов

                              -1

               2500 - 3500 мин   для автомобилей категорий  М

                                                             1

и N , не оборудованных системами нейтрализации,

   1

                             -1

              2000 - 3500 мин   для автомобилей категорий М  и N ,

оборудованных системами нейтрализации,                     1    1

                             -1

              2000 - 2800 мин   для автомобилей остальных

категорий независимо от их комплектации.

4.2. Содержание оксида углерода и углеводородов (объемные доли) должно быть в пределах данных, установленных предприятием-изготовителем автомобиля, но не более значений, указанных в таблице 1.

 

Таблица 1

 

┌─────────────────────────────┬───────────┬─────────┬────────────┐

│ Комплектация автомобиля <*> │  Частота    Оксид  Углеводоро- │

                             │ вращения  │углерода,│ды, объемная

                             коленчатогообъемная│доля,      

                                вала    │ доля, % │   -1      

                                                 млн        

├─────────────────────────────┼───────────┼─────────┼────────────┤

│ Автомобили категорий М , М ,│    n         4,5        -     

                       1   2 │     мин                       

│М , N , N , N , произведенные│                               

│ 3   1   2   3                                              

│до 01.10.1986                                               

├─────────────────────────────┼───────────┼─────────┼────────────┤

│ Автомобили категорий М  и       n         3,5       1200   

                       1          мин                       

│N , не оснащенные системами  ├───────────┼─────────┼────────────┤

│ 1                               n         2,0       600    

│нейтрализации отработавших        пов                        

│газов <**>                                                  

├─────────────────────────────┼───────────┼─────────┼────────────┤

│ Автомобили категорий М , М ,│    n         3,5       2500   

                       2   3 │     мин                       

│N , N , не оснащенные        ├───────────┼─────────┼────────────┤

│ 2   3                           n         2,0       1000   

│системами нейтрализации           пов                       

│отработавших газов <**>                                     

├─────────────────────────────┼───────────┼─────────┼────────────┤

│ Автомобили категорий М  и       n         1,0       400    

                       1          мин                       

│N , оборудованные двухкомпо- ├───────────┼─────────┼────────────┤

│ 1                               n         0,6       200    

нентной системой нейтрализа-     пов                       

ции отработавших газов                                      

├─────────────────────────────┼───────────┼─────────┼────────────┤

│ Автомобили категорий М , М ,│    n         1,0       600    

                       2   3 │     мин                       

│N , N , оборудованные двух-  ├───────────┼─────────┼────────────┤

│ 2   3                           n         0,6       300    

│компонентной системой нейтра-     пов                       

лизации отработавших газов                                  

├─────────────────────────────┼───────────┼─────────┼────────────┤

│ Автомобили категорий М  и N │    n         0,5       100    

                       1    1│     мин                       

│с трехкомпонентной системой                                 

│нейтрализации отработавших   ├───────────┼─────────┼────────────┤

│газов и те же автомобили,        n         0,3       100    

│оборудованные встроенной          пов                       

│(бортовой) системой                                         

│диагностирования <***>                                      

├─────────────────────────────┼───────────┼─────────┼────────────┤

│ Автомобили категорий М , М ,│    n         0,5       200    

                       2   3 │     мин                       

│N , N  с трехкомпонентной                                   

│ 2   3                                                      

│системой нейтрализации       ├───────────┼─────────┼────────────┤

│отработавших газов и те же       n         0,3       200    

│автомобили, оборудованные         пов                       

│встроенной (бортовой) систе- │                               

мой диагностирования <***>                                  

├─────────────────────────────┴───────────┴─────────┴────────────┤

    <*> В эксплуатационных  документах  автомобиля  предприятие-│

│изготовитель   указывает    штатную    комплектации   автомобиля│

│оборудованием   для  снижения   выбросов   загрязняющих  веществ│

│(далее  -  вредные  выбросы);  предельно  допустимое  содержание│

│оксида углерода, углеводородов  и  допустимый диапазон  значений│

│коэффициента избытка воздуха лямбда.                           

    <**> Для  автомобилей  с  пробегом  до  3000 км  нормативные│

│значения   содержания   оксида   углерода   и   углеводородов  в

│отработавших    газах   установлены   технологическими   нормами│

│предприятия-изготовителя.                                      

    <***> Дополнительные требования для автомобилей этой  группы│

установлены в 4.3 и 6.4.3.                                      

└────────────────────────────────────────────────────────────────┘

 

4.3. Значение коэффициента избытка воздуха  в режиме холостого хода на  у автомобилей, оборудованных трехкомпонентной системой нейтрализации отработавших газов, должно быть в пределах данных, установленных предприятием-изготовителем. Если данные предприятия-изготовителя отсутствуют или не указаны, значение коэффициента избытка воздуха  должно быть от 0,97 до 1,03.

4.4. Системы, агрегаты, узлы и детали автомобиля, влияющие на выброс загрязняющих веществ, должны быть сконструированы, изготовлены и установлены таким образом, чтобы эти выбросы не превышали установленных настоящим стандартом в период всего срока эксплуатации автомобиля при условии соблюдения правил эксплуатации и технического обслуживания, указанных в прилагаемой к автомобилю инструкции (руководстве).

 

5. Требования к техническому состоянию систем

автомобиля и двигателя

 

5.1. Техническое состояние систем автомобиля и двигателя в соответствии с разделом 3 приложения 4 ГОСТ Р 41.83 должно соответствовать требованиям, указанным в таблице 2.

 

Таблица 2

 

Система автомобиля

Требования к техническому состоянию    

Система выпуска 
отработавших газов

Комплектность  (отсутствие элементов системы
выпуска   не    допускается);   герметичность
(отсутствие механических  пробоев  и сквозной
коррозии; при  работе двигателя  на  холостом
ходу в соединениях и элементах системы выпус-
ка отработавших газов не  должно быть утечек,
а  для  автомобилей,  оборудованных  системой
нейтрализации отработавших газов, не допуска-
ются утечки в атмосферу минуя нейтрализатор)

Система нейтрали-
зации отработавших
газов и другое   
оборудование для 
снижения вредных 
выбросов         

Комплектность (отсутствие или несоответствие
эксплуатационным документам элементов системы
нейтрализации,   системы   улавливания  паров
топлива, рециркуляции отработавших газов,   
экономайзера принудительного холостого хода и
т.п. не допускается)                        

Система         
вентиляции картера

Комплектность;  герметичность (рассоединение
трубок в системе вентиляции картера  двигате-
ля,  утечка картерных газов  через  различные
неплотности в атмосферу не допускаются)     

Встроенная систе-
ма диагностирова-
ния двигателя    

Функционирование диагностического индикатора
соответствует  исправной   работе   двигателя
и  его  систем   (диагностический   индикатор
при работе двигателя выключен)              

 

5.2. Проверку автомобилей на соответствие требованиям 4.2, 4.3 и 5.1 рекомендуется проводить в случаях, перечисленных в Приложении А.

 

6. Методы измерений

 

6.1. Общие требования

6.1.1. Атмосферные условия при проведении измерений нормируемых компонентов в отработавших газах автомобиля должны находиться в следующих пределах:

- температура окружающего воздуха - от минус 10 до плюс 35 °С;

- атмосферное давление - от 92,0 до 105,3 кПа (от 690 до 790 мм рт. ст.).

6.1.2. При измерениях следует применять газоанализаторы, тахометры и пр. (далее - приборы), соответствующие требованиям Приложения Б и имеющие действующие свидетельства о поверке.

Температура окружающего воздуха, атмосферное давление, относительная влажность в месте расположения прибора и другие условия его использования должны соответствовать требованиям, указанным в инструкции по эксплуатации предприятия-изготовителя прибора.

6.2. Подготовка к проведению измерений

6.2.1. Внешним осмотром проверяют наличие на автомобиле систем и устройств, обеспечивающих снижение вредных выбросов. В случае несоответствия фактической комплектации автомобиля установленной предприятием-изготовителем измерения не проводят.

6.2.2. Перед измерением двигатель автомобиля прогревают до температуры не ниже рабочей температуры моторного масла или охлаждающей жидкости, указанной в инструкции по эксплуатации автомобиля, но не ниже 60 °С.

6.2.3. После прогрева двигателя автомобиль подготовляют к измерениям в следующем порядке:

- устанавливают рычаг переключения передач (избиратель передачи для автомобилей с автоматической коробкой передач) в нейтральное положение;

- затормаживают автомобиль стояночным тормозом и заглушают двигатель;

- подключают датчики тахометра и измерителя температуры масла (при его наличии в комплекте измерительного оборудования);

- вводят пробоотборный зонд газоанализатора в выпускную трубу автомобиля на глубину не менее 300 мм от среза (при косом срезе выпускной трубы глубину отсчитывают от короткой кромки среза);

- полностью открывают воздушную заслонку карбюратора (при наличии карбюратора).

6.3. Проведение измерений на автомобилях, не оснащенных системами нейтрализации отработавших газов

6.3.1. Перед проведением измерений проверяют и устанавливают нулевые показания газоанализатора на шкалах измерения СО и СН.

6.3.2. Измерения проводят в следующем порядке:

- запускают двигатель, нажимая на педаль управления дроссельной заслонкой, увеличивают частоту вращения коленчатого вала двигателя до  и работают в этом режиме не менее 15 с;

- отпускают педаль управления дроссельной заслонкой, устанавливая минимальную частоту вращения вала двигателя (в соответствии с 4.1), и не ранее чем через 30 с измеряют содержание оксида углерода и углеводородов;

- устанавливают повышенную частоту вращения вала двигателя  и не ранее чем через 30 с измеряют содержание оксида углерода и углеводородов.

6.4. Проведение измерений на автомобилях, оснащенных системами нейтрализации отработавших газов

6.4.1. Перед проведением измерений проверяют и устанавливают нулевые показания газоанализатора на шкалах измерения СО, СН и .

6.4.2. Измерения выполняют в следующем порядке:

- запускают двигатель, нажимая на педаль управления дроссельной заслонкой, увеличивают частоту вращения вала двигателя до , выдерживают этот режим в течение 2 - 3 мин (при температуре окружающего воздуха ниже 0 °С - 4 - 5 мин) и после стабилизации показаний измеряют содержание СО, СН и фиксируют значение коэффициента избытка воздуха ;

- устанавливают минимальную частоту вращения вала двигателя  (в соответствии с 4.1) и не ранее чем через 30 с измеряют содержание оксида углерода и углеводородов. Приступать к измерению на  следует не позднее чем через 30 с после проверки в режиме .

6.4.3. На автомобилях, оснащенных трехкомпонентной системой нейтрализации отработавших газов и встроенной системой диагностирования, перед измерением содержания СО и СН проверяют работоспособность двигателя и системы нейтрализации по показаниям диагностического индикатора, расположенного на приборной панели:

- при включении зажигания перед пуском двигателя диагностический индикатор должен быть включен или включаться на короткий промежуток времени; при отсутствии соответствующего сигнала диагностического индикатора после включения зажигания дальнейшую процедуру проверки прекращают;

- после пуска двигателя диагностический индикатор должен выключиться; в случае, если диагностический индикатор при работе двигателя остается во включенном состоянии, дальнейшую процедуру проверки прекращают.

Примечания. 1. При наличии раздельных выпускных систем у автомобиля измерение следует проводить в каждой из них. За результат измерения принимают максимальные значения содержания оксида углерода и углеводородов.

2. При проведении измерений или регулировке двигателя в закрытом помещении газоотвод, надеваемый на выпускную трубу автомобиля, должен иметь закрывающееся отверстие для введения пробоотборника газоанализатора.

3. Результаты измерений регистрируют в журнале (Приложение В).

 

 

 

 

 

Приложение А

(рекомендуемое)

 

УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК АВТОМОБИЛЕЙ

НА СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЯМ НАСТОЯЩЕГО СТАНДАРТА

 

Проверки могут быть проведены:

- на предприятиях, изготовляющих двигатели и автомобили, при приемочных, периодических и контрольных испытаниях серийной продукции;

- при сертификационных испытаниях;

- при контроле технического состояния находящихся в эксплуатации автомобилей в установленном порядке специально уполномоченными органами;

- на предприятиях, эксплуатирующих и обслуживающих автомобили, при техническом обслуживании, ремонте и регулировке агрегатов, узлов и систем, влияющих на изменение содержания нормируемых компонентов в отработавших газах;

- на предприятиях, осуществляющих капитальный ремонт автомобилей.

 

 

 

 

 

Приложение Б

(обязательное)

 

ТРЕБОВАНИЯ К ПРИБОРАМ

 

Б.1. Метрологические и технические характеристики газоанализаторов

Б.1.1. Применяют для измерения содержания нормируемых компонентов в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями:

- не оснащенных системами нейтрализации или оснащенных двухкомпонентными (окислительными) системами нейтрализации - двухканальные газоанализаторы, предназначенные для измерения содержания оксида углерода (СО) и углеводородов (СН) в пересчете на гексан;

- оснащенных трехкомпонентными системами нейтрализации - четырехканальные газоанализаторы, предназначенные для измерения содержания СО, СН, диоксида углерода () и кислорода ().

Четырехканальные газоанализаторы могут быть также использованы для проведения измерений на автомобилях, не оснащенных системами нейтрализации или оснащенных двухкомпонентными системами нейтрализации.

Б.1.2. Применяют для измерения содержания:

- СО, СН и  в отработавших газах - газоанализаторы непрерывного действия, принцип действия которых основан на инфракрасной спектроскопии;

-  - электрохимический сенсор.

Б.1.3. Четырехканальные газоанализаторы, предназначенные для измерения содержания СО, СН,  и , должны соответствовать по метрологическим характеристикам приборам классов 0; I или II в соответствии с классификацией, изложенной в [1]. Двухканальные газоанализаторы (СО и СН) должны соответствовать приборам класса II.

Б.1.4. Газоанализаторы должны быть укомплектованы пробоотборным зондом, который вставляют в выпускную трубу автомобиля на глубину не менее 300 мм и удерживают в фиксированном положении с помощью специального устройства. Конструкция пробоотборного зонда должна обеспечивать подачу пробы в газоанализатор без изменения ее состава.

Б.1.5. Минимальные диапазоны измерений газоанализаторов указаны в таблице Б.1.

 

Таблица Б.1

 

┌────────┬───────────────────────────────────────────────────────┐

│ Класс             Диапазон измерений, объемная доля          

│прибора ├──────────────┬────────────┬───────────┬───────────────┤

                                                        -1 

            СО, %        СО , %       0 , %      СН, млн   

                           2           2                   

├────────┼──────────────┼────────────┼───────────┼───────────────┤

  0; I      0 - 5        0 - 16     0 - 21      0 - 2000   

├────────┼──────────────┼────────────┼───────────┼───────────────┤

   II       0 - 7        0 - 16     0 - 21      0 - 3000   

└────────┴──────────────┴────────────┴───────────┴───────────────┘

 

Б.1.6. Пределы допускаемой абсолютной () или относительной () погрешности (что больше) измерения объемной доли компонентов для газоанализаторов разных классов должны соответствовать указанным в таблице Б.2.

 

Таблица Б.2

 

┌─────┬────────────────┬─────────────────────────────────────────┐

│Класс│  Погрешность      Пределы допускаемой погрешности <*>  

                     ├─────────┬───────────┬───────────┬───────┤

                        СО        СО          О       СН  

                                    2          2          

├─────┼────────────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────┤

  0  │Абсолютная <**> │+/- 0,03 │  +/- 0,5    +/- 0,1  │+/- 10 │

     ├────────────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────┤

     │Относительная   │ +/- 3%    +/- 4%     +/- 3%   │+/- 5% │

├─────┼────────────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────┤

  I  │Абсолютная <**> │+/- 0,06 │  +/- 0,5    +/- 0,1  │+/- 12 │

     ├────────────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────┤

     │Относительная   │ +/- 4%    +/- 4%     +/- 4%   │+/- 5% │

├─────┼────────────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────┤

│ II  │Абсолютная <**> │ +/- 0,2 │   +/- 1     +/- 0,2  │+/- 20 │

     ├────────────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────┤

     │Относительная   │ +/- 6%    +/- 6%     +/- 6%   │+/- 6% │

├─────┴────────────────┴─────────┴───────────┴───────────┴───────┤

    <*> Абсолютная или относительная, что больше.              

    <**>  Абсолютная погрешность измерения объемной доли  оксида│

│углерода, диоксида углерода  и  кислорода указана  в  процентах,│

│объемной доли углеводородов - в миллионных долях.              

└────────────────────────────────────────────────────────────────┘

 

Б.1.7. Газоанализаторы должны обеспечивать измерения с пределами погрешности, указанными в таблице Б.2, при следующих условиях:

- температура окружающего воздуха - (20 +/- 5) °С;

- относительная влажность воздуха - (65 +/- 15)%;

- атмосферное давление - (101,3 +/- 1,5) кПа;

- напряжение питания - 220 В %.

Б.1.8. Нормы дополнительных погрешностей газоанализаторов, обусловленных изменениями каждой из влияющих величин по Б.1.7, должны быть в пределах, установленных стандартами или техническими условиями на газоанализаторы конкретных типов.

Б.1.9. Четырехканальные газоанализаторы должны иметь программное обеспечение, позволяющее рассчитывать коэффициент  по формуле

 

, (1)

 

где [], [СО], [] - объемная доля диоксида, оксида углерода и кислорода соответственно, %;

- отношение числа атомов водорода к числу атомов углерода в бензине,  = 1,7261;

- отношение числа атомов кислорода к числу атомов углерода в бензине,  = 0,0176;

- поправочный коэффициент для пересчета содержания углеводородов, измеренного инфракрасным методом, на гексан.  = , если сумма углеводородов выражена в объемных долях () гексана. Значение  может быть уточнено изготовителем прибора;

[СН] - объемная доля углеводородов в пересчете на гексан, .

Б.1.10. Время установления выходного сигнала (показаний) не должно превышать, с:

- 30 - для каналов измерения СО,  и СН;

- 60 - для канала измерения .

Б.1.11. Газоанализаторы должны быть градуированы по многокомпонентным смесям, содержащим не менее трех компонентов с указанными ниже диапазонами объемных долей:

- для четырехканальных газоанализаторов:

СО - 0,3% - 5%;

- 4% - 16%;

СН - 100 - 2000 ;

- 0,5% - 20,9%;

газ-разбавитель - азот или воздух (для смесей, не содержащих кислород);

- для двухканальных газоанализаторов:

СО - 0,5% - 7%;

- 4% - 16%;

СН - 100 - 2500 ;

газ-разбавитель - азот или воздух.

Число многокомпонентных смесей, применяемых для градуировки газоанализаторов, установлено инструкциями по их эксплуатации.

Отношение погрешности, с которой установлено содержание компонента в поверочной газовой смеси, к пределу допускаемой основной погрешности газоанализатора должно быть не более 1/3. В обоснованных случаях допускается увеличение отношения до 1/2.

Б.1.12. Допускается применять газоанализаторы, работа которых основана на других принципах действия, соответствующие приведенным выше требованиям.

Б.2. Требования к тахометрам

Тахометры должны обеспечивать измерения в двух минимальных диапазонах частоты вращения коленчатого вала двигателя: от 0 до 1200  и от 0 до 6000  с погрешностью не более +/- 2,5% верхнего предела измерений.

Б.3. Требования к измерителям температуры масла

Температура масла должна быть измерена в диапазоне от 20 до 100 °С с погрешностью не более +/- 2,5 °С.


 

Приложение В

(рекомендуемое)

 

ЖУРНАЛ ЗАПИСИ

РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРОК АВТОМОБИЛЕЙ

НА СООТВЕТСТВИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ТРЕБОВАНИЯМ

 

┌────┬────┬─────┬─────┬──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┬────┬────┐

Дата│Мо- │Ре-  │Комп-│              Содержание вредных выбросов в отработавших газах                Лич-│При-│

│из-дель│гист-│лек- ├─────────────────────────┬─────────────────────────┬──────────────────────────┤ная │ме- │

ме-ав- │раци-│тация     до регулировки          после регулировки             по норме         │под-│ча- │

│ре- │то- │онный│авто-├─────────┬─────────┬─────┼─────────┬─────────┬─────┼──────────┬─────────┬─────┤пись│ние │

ниямо- │знак │моби-│  оксид  углево-  коэф-│  оксид  углево-  коэф-│  оксид   углево-  коэф-│       

    биля     │ля   углерода│дороды   фици-│углерода │дороды   фици-│ углерода │дороды   фици-│       

                  ├────┬────┼────┬────┤ент  ├────┬────┼────┬────┤ент  ├─────┬────┼────┬────┤ент         

                  │n   │n   │n   │n   лямб-│n   │n   │n   │n   лямб-│n    │n   │n   │n   лямб-│       

                  │ мин│ пов│ мин│ пов│да   │ мин│ пов│ мин│ пов│да   │ мин │ пов│ мин│ пов│да          

├────┼────┼─────┼─────┼────┼────┼────┼────┼─────┼────┼────┼────┼────┼─────┼─────┼────┼────┼────┼─────┼────┼────┤

                                                                                         

├────┼────┼─────┼─────┼────┼────┼────┼────┼─────┼────┼────┼────┼────┼─────┼─────┼────┼────┼────┼─────┼────┼────┤

                                                                                         

├────┼────┼─────┼─────┼────┼────┼────┼────┼─────┼────┼────┼────┼────┼─────┼─────┼────┼────┼────┼─────┼────┼────┤

                                                                                         

└────┴────┴─────┴─────┴────┴────┴────┴────┴─────┴────┴────┴────┴────┴─────┴─────┴────┴────┴────┴─────┴────┴────┘

 

 

 

 

 

Приложение Г

(справочное)

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

[1] International Standard/Recommendation ISO 3930/OIMLR99, Edition 2000 Instruments for measuring vehicle exhaust emissions.

 

 

 


 
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010.
Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы.

При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка на Tehnorma.RU обязательна.


Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием.
 
Яндекс цитирования