Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 4 мая 2000 г. N 131-ст ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КОПРЫ ДЛЯ СВАЙНЫХ РАБОТ. ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ Pile driving
rigs. General specifications ГОСТ Р
51602-2000 ОКС 91.220 Группа Г45 ОКП 48 3221 Дата введения 1 января 2001 года Предисловие 1. Разработан и
внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 268 "Машины
бурильно-крановые и оборудование бурильное, сваебойное и копровое". 2. Принят и введен в действие
Постановлением Госстандарта России от 4 мая 2000 г. N 131-ст. 3. Введен впервые. 1. Область
применения Настоящий стандарт распространяется на
копры, предназначенные для навески на них свайных погружателей
при проведении работ в промышленном и гражданском строительстве. Требования 4.3, 4.4, 5.1.3, 5.1.4, 5.2.1,
5.3 и раздела 6 являются обязательными, остальные требования - рекомендуемыми. 2. Нормативные
ссылки В настоящем стандарте использованы ссылки
на следующие стандарты: ГОСТ 2.601-95 Единая система
конструкторской документации. Эксплуатационные документы ГОСТ 2.602-95 Единая система
конструкторской документации. Ремонтные документы ГОСТ 8.326-89 Государственная система
обеспечения единства измерений. Метрологическая аттестация средств измерений ГОСТ 8.513-84 Государственная система
обеспечения единства измерений. Поверка средств измерений. Организация и
порядок проведения ГОСТ 9.014-78 Единая система защиты от
коррозии и старения. Временная противокоррозионная защита изделий. Общие
требования ГОСТ 9.032-74 Единая система защиты от
коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы, технические требования и
обозначения ГОСТ 9.104-79 Единая система защиты от
коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы условий эксплуатации ГОСТ 9.302-88 Единая система защиты от
коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические.
Методы контроля ГОСТ 2991-85 Ящики дощатые неразборные
для грузов массой до 500 кг. Общие технические условия ГОСТ 12969-67 Таблички для машин и
приборов. Технические требования ГОСТ 14192-96 Маркировка грузов ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие
технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории,
условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия
климатических факторов внешней среды ГОСТ 27251-87 (ИСО 5004-81) Машины
землеройные. Метод испытаний по определению времени перемещения рабочих органов ГОСТ 27253-87 (ИСО 6012-82) Машины
землеройные. Приборы для обслуживания ГОСТ 27256-87 (ИСО 7128-83) Машины
землеройные. Методы определения размеров машин с рабочим оборудованием ГОСТ 27518-87 Диагностирование изделий.
Общие требования ГОСТ 27718-88 (ИСО 4510-2-86) Машины
землеройные. Инструмент для технического обслуживания. Часть 2. Ремонтный
инструмент. Механические съемники ГОСТ 27922-88 (ИСО 6016-82) Машины
землеройные. Методы измерения масс машин в целом, рабочего оборудования и
составных частей ГОСТ 28983-91 (ИСО 4510-1-87) Машины
землеройные. Инструмент для технического обслуживания. Часть 1. Инструмент для
ухода и регулировки ГОСТ 29292-92 (ИСО 9533-89) Машины
землеройные. Бортовые звуковые сигнализаторы переднего и заднего хода. Методы
акустических испытаний ГОСТ 30067-93 Экскаваторы одноковшовые
универсальные полноповоротные. Общие технические условия ГОСТ Р 50906-96
Оборудование сваебойное. Общие требования безопасности ГОСТ Р
51318.12-99 Совместимость технических средств электромагнитная. Радиопомехи
индустриальные от самоходных средств, моторных лодок и устройств
с двигателями внутреннего сгорания. Нормы и методы испытаний 3. Определения 3.1. В настоящем стандарте применяют
термины по ГОСТ Р 50906. 4. Типы и основные
параметры 4.1. Копры подразделяют на типы: 4.1.1. по конструкции ходовой части: - К - колесные, - Г - гусеничные, - Р - рельсовые. 4.1.2. по наличию поворотной платформы: 1 - с поворотной платформой, 0 - без поворотной платформы. 4.1.3. по наличию изменения вылета мачты: 1 - с изменением вылета, 0 - без изменения вылета. 4.1.4. по наличию наклона мачты: 1 - с изменением наклона, 0 - без изменения наклона. 4.2. Высоту мачты копра выбирают исходя
из длины погружаемых свай и высоты навешиваемого на копер свайного погружателя с наголовником. При этом длину свай
рекомендуется выбирать из следующего ряда чисел: 4; 6; 8; 10; 12; 14; 16; 20;
24 м. Допустимые отклонения +/- 5. 4.3. В нормативных документах на копры
конкретных моделей устанавливают следующие показатели: - наибольшую грузоподъемность, в т.ч.: на канате подъема погружателя, на канате подъема сваи; - максимальное сечение забиваемых свай; - максимальную длину забиваемых свай; - максимальную массу забиваемых свай; - ширину направляющих мачты; - угол поворота платформы (при наличии); - диапазон вылета мачты (при наличии); - диапазон углов наклона мачты (при
наличии); - максимальную частоту вращения
поворотной платформы; - кратность полиспаста подъема молота; - кратность полиспаста подъема сваи; - максимальную скорость подъема молота и
сваи; - максимально допустимую скорость ветра
при работе копра; - максимально допустимый уклон
стройплощадки; - максимальную массу молота с
наголовником; - массу копра без молота; - габаритные размеры в рабочем положении; - габаритные размеры в транспортном
положении; - колею (ширину гусеничного хода); - максимальное удельное давление на грунт
(кроме рельсовых копров); - уровень звука на рабочих местах
обслуживающего персонала; - концентрацию вредных веществ (пыли,
оксидов азота, оксида углерода и углеводородов) в рабочей зоне; - параметры вибрации на рабочих местах и
органах управления; - 80%-ный
ресурс до первого капитального ремонта или до списания (полный ресурс) и
критерии предельного состояния. 4.4. Копры конкретных моделей,
разработанные после введения в действие настоящего стандарта, должны иметь
следующую структуру обозначения (индексацию): Ко Х - ХХ - Х.Х.Х. - ХХ ---- - -- - - - -- Буквенное обозначение копра │ │ │ │ │ │ │ ───────────────────────────────────┘ │ │ │ │ │ │ Способ передвижения (4.1.1) │ │ │ │ │ │ ───────────────────────────────────────┘ │ │ │ │ │ Максимальная длина погружаемой сваи │ │ │ │ │ ──────────────────────────────────────────────┘ │ │ │ │ Наличие поворотной платформы (4.1.2) │ │ │ │ ───────────────────────────────────────────────────┘ │ │ │ Наличие изменения вылета мачты (4.1.3) │ │ │ ─────────────────────────────────────────────────────┘ │ │ Наличие изменения наклона мачты (4.1.4) │ │ ───────────────────────────────────────────────────────┘ │ Порядковый номер модели (01, 02 и т.д.) │ ─────────────────────────────────────────────────────────────┘ Пример условного обозначения копра на
гусеничном ходу для забивки свай длиной до 14 м, с поворотной платформой, без
изменения вылета и наклона мачты, второй модели: КоГ-14-1.0.0-02 - ГОСТ Р
51602-2000 5. Технические
требования 5.1. Характеристики 5.1.1. Копры следует изготавливать в
соответствии с требованиями настоящего стандарта, технических условий и рабочих
чертежей на копры конкретных моделей, утвержденных в установленном порядке. 5.1.2. Климатическое исполнение и
категория размещения копров - по ГОСТ 15150 по согласованию с заказчиком. 5.1.3. Конструкция копров должна обеспечивать: - навеску молотов и свай, соответствующих
технической характеристике копра; - фиксацию погружателя
в нижнем положении и передвижение с ним по стройплощадке; - свободный доступ к местам смазки,
регулировки и контроля состояния секций мачты и их соединений; - возможность использования средств
технического диагностирования для оценки технического состояния копра в целом и
его составных частей в соответствии с требованиями ГОСТ 27518. 5.1.4. В кабине копра на видном месте
должна быть прикреплена табличка с указанием предельной массы молота и сваи, а
также запрещения эксплуатации копра без контргруза (при его наличии). 5.1.5 Копры рекомендуется оборудовать
устройством для учета наработки в моточасах. 5.1.6. Окраску копров следует
осуществлять в соответствии со схемой окраски для копра конкретной модели по
классу VI ГОСТ 9.032 и группе условий эксплуатации VI по ГОСТ 9.104. 5.2. Комплектность 5.2.1. Комплект поставки копра должен
включать: - копер; - приспособления для монтажа и демонтажа
копра, специальный инструмент (при необходимости) и запасные части согласно
ведомости ЗИП; - эксплуатационную документацию на копер
по ГОСТ 2.601: руководство по эксплуатации, ведомость ЗИП и формуляр; - сертификат соответствия (для машин,
прошедших обязательную сертификацию); - эксплуатационную документацию на
базовую машину (при использовании таковой). 5.2.2. Комплект поставки копра по
согласованию с заказчиком может быть дополнен: - ремонтной документацией по ГОСТ 2.602; - перечнем быстроизнашивающихся деталей. 5.3. Маркировка 5.3.1. На каждом копре согласно чертежу
должна быть прикреплена маркировочная табличка по ГОСТ 12969, содержащая
следующие данные: - наименование предприятия-изготовителя
или его товарный знак; - индекс копра; - заводской номер копра; - год выпуска; - обозначение нормативного документа, по
которому изготавливают копер; - надпись с указанием
страны-изготовителя, например "Сделано в России". 5.3.2. На каждое грузовое место должна
быть нанесена транспортная маркировка по ГОСТ 14192. 5.4. Упаковка и консервация 5.4.1. Требования к упаковке и
консервации копров, запасных частей и инструмента должны быть установлены в
нормативном документе на копры конкретных моделей в соответствии с требованиями
ГОСТ 9.014. 6. Требования
эргономики, безопасности и охраны окружающей среды 6.1. Конструкция копра должна
соответствовать требованиям ГОСТ Р 50906. 6.2. Конструкция копра должна
обеспечивать его устойчивость и работоспособность на площадках с уплотненным грунтом
при уклоне 3°. Критерием устойчивости является визуально
определяемое отсутствие отрыва от грунта или рельса наиболее удаленного катка
гусеницы (колеса) копра от текущего ребра опрокидывания копра. 6.3. Копры должны быть оборудованы: - звуковой сигнализацией передвижения,
слышимость которой должна соответствовать требованиям ГОСТ 29292; - осветительными приборами,
обеспечивающими в темное время суток освещенность в направлении передвижения на
расстоянии не менее 5 м от копра - не менее 10 лк; - прибором, включающим звуковой сигнал
оповещения о приближении мачты копра к находящимся под напряжением проводам
электрической сети или линий электропередачи (для копров на колесном ходу); - ограничителем скорости вращения
платформы; - устройством, регулирующим плавность
разгона и торможения барабанов лебедок и поворотной платформы; - устройством для снижения уровня
радиопомех, установленного ГОСТ Р 51318.12 (при
необходимости). 6.4. Элементы металлоконструкции копра
(стрела, секции мачты и др.) должны иметь проушины для монтажа и демонтажа. 6.5. Все разъемные соединения должны
иметь специальные устройства для стопорения,
исключающие их самопроизвольное разъединение. 6.6 Применяемые канаты должны
соответствовать действующему на них нормативному документу. Применение канатов,
не предусмотренных нормативным документом, а также изношенных не допускается. 6.7 Конструкция заправочных емкостей для
топлива и гидравлических жидкостей должна исключать загрязнение окружающей
среды при заправке. 7. Правила приемки 7.1. Для проверки качества изготовления
копров серийного производства проводят приемосдаточные, сертификационные
обязательные, а также сертификационные добровольные или периодические
испытания. Объем приемосдаточных испытаний
устанавливают на копры конкретных моделей. Сертификационные испытания проводят в
порядке, установленном Госстандартом РФ. 7.2. Приемосдаточным испытаниям
подвергают каждый копер. 7.3. При приемосдаточных испытаниях
проводят: - визуальный контроль; - опробование копра на холостом ходу. 7.4. Сертификационным испытаниям
подвергают копры, прошедшие приемосдаточные испытания и полностью
укомплектованные. 7.5. При добровольных сертификационных
или периодических испытаниях проверяют показатели и характеристики копра,
перечисленные в 4.3 (кроме показателей надежности), а также все требования
раздела 6. При этом проводят: - визуальный контроль; - опробывание
копра на холостом ходу; - ходовые испытания; - статические и динамические испытания. 8. Методы испытаний 8.1.. Требования к средствам испытаний 8.1.1. Перечень средств измерений,
испытательного оборудования и материалов, необходимых для проведения испытаний,
приводят в методике испытаний. 8.1.2. Стандартизованные средства
измерений должны быть поверены в соответствии с
требованиями ГОСТ 8.513; нестандартизованные -
аттестованы по ГОСТ 8.326. 8.1.3. Погрешности средств измерений не
должны быть более: +/-0,3% - линейных размеров до 10000 мм; +/- 0,5% - линейных размеров св. 10000
мм; +/- 0,02 рад (1°) - угловых величин; +/- 2,5% - массы; +/- 1% - времени; +/- 1 °C - температуры; +/- 2% - площади поверхности; +/- 2% - усилия до 1000 Н; +/- 2,5% - усилий св. 1000 Н; +/- 5% - скорости движения. 8.2. Подготовка к испытаниям 8.2.1. С копром, предъявляемым к
испытаниям, представляют комплект документации: - программу и методику испытаний; - эксплуатационную документацию по ГОСТ
2.601; - нормативный документ на серийно
выпускаемый копер; - акт приемосдаточных испытаний и
протокол предшествующих сертификационных испытаний (для сертификационных
испытаний); - комплект рабочих чертежей серийного
производства. 8.3. Проведение испытаний 8.3.1. Визуальный контроль копра и его
основных частей проводят без снятия и разборки агрегатов. При этом проверяют: - комплектность копра, в том числе
сопроводительной документации; - отсутствие видимых повреждений
агрегатов и деталей, некачественного выполнения покрытий, сварных швов и
крепежных соединений; - наличие необходимых пломб, маркировки,
надписей и табличек; - состояние уплотнений, отсутствие утечек
масла и других эксплуатационных жидкостей; - заправку топливом, эксплуатационными
жидкостями и смазочными материалами в необходимых количествах; - качество сборки узлов и агрегатов,
удобство и безопасность монтажа и демонтажа для обслуживающего персонала; 8.3.2. Опробование копра на холостом ходу
при работающем двигателе проводят путем последовательного включения всех
механизмов. При этом проверяют: - исправность механизмов; - правильность и надежность включения и
выключения механизмов; - правильность регулирования (без
заеданий) сборочных единиц и механизмов; - возможность совмещения операций:
одновременной работы лебедок подъема молота и сваи и горизонтального
перемещения копра с одновременным поворотом платформы; - правильность регулирования тормозов
лебедок. 8.3.3. Ходовые испытания проводят на
10-метровом маршруте при вертикальном положении мачты, опущенном молоте,
положении стрелы вдоль продольной оси копра и уклоне стройплощадки не менее 3°
для проверки: работоспособности ходовой части; устойчивости копра при
передвижении; исправности приборов безопасности. 8.3.4. Грузоподъемность, устойчивость и
работоспособность копра проверяют при статических и динамических испытаниях. 8.3.4.1. Статические испытания проводят
на стройплощадке с уклоном не менее 3° под нагрузкой, превышающей максимальную
грузоподъемность копра на 25%, при положении стрелы, повернутой на 90°
относительно продольной оси копра. Для проверки прочности механизмов подъема
сваи и подъема молота груз, превышающий номинальную грузоподъемность лебедки на
25%, поднимают на соответствующей грузовой обойме на высоту 100 - 200 мм над
опорной поверхностью и выдерживают в течение 10 мин. За указанный промежуток
времени груз не должен опуститься на опорную поверхность. 8.3.4.2. Динамические
испытания осуществляют трехкратным раздельным и совместным подъемами и
опусканиями двух грузов общей массой, на 10% превышающей номинальную
грузоподъемность копра, при повороте платформы на 360°, при положении стрелы
вдоль продольной оси копра и под 90° к ней, на стройплощадке под уклоном не
менее 3°. Масса груза, поднимаемого на грузовой обойме молота, - 3/5, на
грузовой обойме сваи - 2/5 общей массы двух грузов. Расположение груза
на грузовой обойме молота должно быть выше груза на грузовой обойме сваи, и его
подъем следует проводить в направляющих мачты копра. При динамических испытаниях проводят
также трехкратный подъем на высоту 1 м свайной лебедкой груза массой, на 10%
превышающей номинальную грузоподъемность грузовой обоймы сваи. 8.3.4.3. Копер считается выдержавшим
статические и динамические испытания при отсутствии видимых разрушений
металлоконструкций, сварных швов и остаточных деформаций его элементов при
штатной работе всех механизмов и устойчивости копра. При обнаружении во время испытаний
каких-либо дефектов последние должны быть устранены, после чего испытания,
вызвавшие появление этого дефекта, должны быть повторены. 8.5. Геометрические показатели проверяют
в соответствии с ГОСТ 27256. 8.6. Проверку массы копра и его составных
частей проводят в соответствии с ГОСТ 27922. 8.7. Скорости подъема и опускания, а
также частоту вращения проверяют по ГОСТ 27251. 8.8. Ресурс проверяют при работе в
условиях эксплуатации. 8.9. Удельное давление на грунт
гусеничных копров проверяют в соответствии с ГОСТ 30067 (Приложение Д). 8.10. Конструктивные параметры и наличие
необходимых комплектующих изделий проверяют по конструкторской документации,
нормативному документу на копры конкретных моделей, а также визуально. 8.11. Контроль лакокрасочных покрытий
проводят по эталонным образцам, а также визуально оценивают отсутствие
дефектов, не допустимых по ГОСТ 9.032. Внешний вид металлических и
неметаллических неорганических покрытий проверяют по ГОСТ 9.302. 8.12. Проверка требований эргономики,
безопасности и охраны окружающей среды - в соответствии с ГОСТ Р 50906. 8.13. Проверку слышимости звуковой
сигнализации при передвижении копра проводят в соответствии с ГОСТ 29292. 8.14. Проверку освещенности рабочей зоны
собственными источниками света проводят по отраслевой документации. 9.
Транспортирование и хранение 9.1. Группа условий хранения и
транспортирования копра 7 (Ж1) по ГОСТ 15150. 9.2. Транспортирование осуществляют любым
видом транспорта в соответствии с действующими правилами. 9.3. Мачту, разобранную на секции,
головку мачты, распорку и лестницу транспортируют без упаковки. 9.4. Съемные детали и сборочные единицы
транспортируют упакованными в деревянные ящики,
соответствующие ГОСТ 2991. 9.5. Базовую машину транспортируют в
соответствии с нормативным документом на нее. 10. Указания по
эксплуатации 10.1. Копры эксплуатируют в соответствии
с эксплуатационной документацией на копры конкретных моделей и требованиями
ГОСТ Р 50906. 10.2. В эксплуатационной документации
должен быть приведен перечень инструментов и приборов для обслуживания копра по
ГОСТ 28983 и ГОСТ 27253, а также перечень приспособлений для ремонта по ГОСТ
27718. 11. Гарантии
изготовителя 11.1. Предприятие-изготовитель
гарантирует соответствие копра требованиям настоящего стандарта и технических
условий на конкретные модели при соблюдении условий монтажа, эксплуатации,
транспортирования и хранения. 11.2. Гарантийный срок эксплуатации копра
не менее 12 мес. со дня ввода в эксплуатацию или не менее 18 мес. со дня
отгрузки потребителю, но в пределах моторесурса, установленного в нормативном
документе на копры конкретных моделей. |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |