Введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 3 сентября 1999 г. N 286-ст МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СИСТЕМА РАЗРАБОТКИ И ПОСТАНОВКИ ПРОДУКЦИИ НА ПРОИЗВОДСТВО ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ System of product development and launching into manufacture. Procedure of
scientific researches and development ГОСТ 15.101-98 Группа Т51 ОКСТУ 0015 Предисловие 1. Разработан
Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИстандарт) Госстандарта России. Внесен Госстандартом России. 2. Принят Межгосударственным советом по
стандартизации, метрологии и сертификации (Протокол N 13-98 от 28 мая 1998 г.). За принятие проголосовали: ┌────────────────────────┬───────────────────────────────────────┐ │Наименование государства│ Наименование национального органа │ │ │ по стандартизации │ ├────────────────────────┼───────────────────────────────────────┤ │Республика Казахстан │Госстандарт Республики Казахстан │ │Республика Армения │Армгосстандарт │ │Киргизская Республика │Киргизстандарт │ │Республика Беларусь │Госстандарт Беларуси │ │Республика Молдова │Молдовастандарт │ │Российская Федерация │Госстандарт России │ │Республика Таджикистан │Таджикгосстандарт │ │Туркменистан │Главная государственная инспекция │ │ │Туркменистана │ └────────────────────────┴───────────────────────────────────────┘ 3. Постановлением Государственного
комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 3 сентября 1999
г. N 286-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 15.101-98 введен в действие
непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1
июля 2000 г. 4. Взамен ГОСТ 15.101-80. Введение Необходимость разработки настоящего
стандарта обусловлена: дальнейшим развитием комплекса стандартов
Системы разработки и постановки продукции на производство с учетом проведения
экономических реформ, изменения сложившихся механизмов хозяйствования и
структур управления в странах СНГ; повышения требований к эффективности
исследований и разработок, их техническому уровню, качеству и
конкурентоспособности; изменением законодательных основ в
области создания и заказов продукции. 1. Область
применения Настоящий стандарт устанавливает общие
требования к организации и выполнению научно-исследовательских работ (НИР);
порядок выполнения и приемки НИР; этапы выполнения НИР, правила их выполнения и
приемки; порядок разработки, согласования и утверждения документов в процессе
организации и выполнения НИР; порядок реализации результатов НИР. Положения настоящего стандарта подлежат
выполнению техническими комитетами по стандартизации, организациями,
предприятиями, объединениями, ассоциациями, концернами, акционерными обществами
и другими субъектами хозяйственной деятельности независимо от
организационно-правовой формы собственности и подчинения, а также органами
государственного управления, имеющими непосредственное отношение к разработке,
производству, эксплуатации и ремонту продукции. Стандарт распространяется на НИР,
предшествующие разработке народнохозяйственной продукции. Стандарт устанавливает основные
положения, которые при необходимости могут быть конкретизированы в других
стандартах и нормативных документах по стандартизации. 2. Нормативные
ссылки В настоящем стандарте использована ссылка
на следующий стандарт: ГОСТ 7.32-91. Система стандартов по
информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о
научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления. 3. Определения В настоящем стандарте применяются следующие
термины с соответствующими определениями: 3.1. Научно-исследовательская работа
(НИР): комплекс теоретических и (или) экспериментальных исследований,
проводимых с целью получения обоснованных исходных данных, изыскания принципов
и путей создания (модернизации) продукции. 3.2. Народнохозяйственная продукция
(НХП): продукция, разрабатываемая и применяемая для удовлетворения потребностей
народного хозяйства, населения и экспорта. Примечание. Продукция, разрабатываемая и
изготовляемая для нужд обороны страны, к НХП не относится. 3.3. Техническое задание на
научно-исследовательскую работу (ТЗ): исходный технический документ для
проведения НИР, устанавливающий требования к содержанию, объемам и срокам
выполнения этих работ. 3.4. Контракт: коммерческий документ,
которым оформляются сделки (в том числе внешнеторговые) по купле-продаже
продукции или услуг, включая оказание экономического и технического содействия
зарубежным странам. 3.5. Заказчик: предприятие (организация,
объединение или другой субъект хозяйственной деятельности), по заявке или
контракту с которым производится создание и (или) поставка продукции (в том
числе научно-технической). 3.6. Исполнитель НИР: предприятие
(организация, объединение или другой субъект хозяйственной деятельности),
выполняющее НИР. 3.7. Патентные исследования: исследование
технического уровня и тенденций развития продукции, ее патентоспособности,
патентной чистоты и конкурентоспособности. 3.8. Отчетная научно-техническая
документация (ОНТД): комплект документов, отражающих объективную информацию о
содержании и результатах НИР (этапов НИР), а также содержащих рекомендации по
ее использованию. 3.9. Этап НИР: часть НИР, являющаяся
объектом планирования и финансирования. 3.10. Макет: упрощенное воспроизведение в
определенном масштабе изделия или его части, на котором исследуются отдельные
характеристики изделия, а также оценивается правильность принятых технических и
художественных решений. 3.11. Модель: изделие, воспроизводящее
или имитирующее конкретные свойства заданного изделия и изготовленное для
проверки принципа его действия и определения характеристик. 3.12. Экспериментальный образец: образец
продукции, обладающий основными признаками намечаемой к разработке продукции,
изготовляемый с целью проверки предполагаемых решений и уточнения отдельных
характеристик для использования при разработке этой продукции. Примечание. Экспериментальный образец
всегда выполняется в натуральную величину и представляет собой законченное в
функциональном отношении изделие, пригодное для исследовательских испытаний. 3.13. Испытания: определение одной или
нескольких характеристик продукции в соответствии с установленной процедурой. 3.14. Программа испытаний: документ,
предназначенный для организации и выполнения работ, обеспечивающих проведение
испытаний конкретного объекта. 3.15. Методика испытаний: документ или
его часть, устанавливающие правила реализации методов испытаний. 4. Общие положения 4.1. Основанием для выполнения НИР служит
техническое задание (ТЗ) <*> на выполнение НИР и (или) контракт (договор)
с заказчиком <**> - в случае наличия заказчика. -------------------------------- <*> ТЗ разрабатывают в соответствии
с требованиями комплекса стандартов СРПП. Утверждает ТЗ заказчик (в случаях
договорных НИР) или руководитель предприятия-исполнителя (в случаях
инициативных НИР). <**> Заказчиком может являться как
государственный заказчик, так и любой другой субъект хозяйственной деятельности
в соответствии с разделом 1 настоящего стандарта. 4.2. В процессе выполнения НИР должно
быть обеспечено соблюдение требований ТЗ, в том числе разработаны и реализованы
требования: - по обеспечению безопасности для жизни и
здоровья людей и охраны окружающей среды, совместимости и взаимозаменяемости; - по стандартизации, унификации и
метрологическому обеспечению; - по ограничению номенклатуры применяемых
материалов и комплектующих изделий; - по экономическому и рациональному
использованию топливно-энергетических и материальных ресурсов при создании и эксплуатации
создаваемой продукции; - по обеспечению конкурентоспособности
продукции, намечаемой к созданию. 4.3. Для решения отдельных
самостоятельных вопросов НИР могут быть выделены составные части НИР,
выполняемые соисполнителями (сторонними организациями) по контракту с
исполнителем НИР. В этих случаях исполнитель НИР выполняет функции заказчика по
отношению к исполнителям составных частей НИР, координирует их работу и несет
ответственность за качество и научно-технический уровень НИР в целом. 4.4. Процесс выполнения НИР в общем
случае состоит из следующих этапов: - выбор направления исследований;
проводят с целью определения оптимального варианта направления исследований на
основе анализа состояния исследуемой проблемы, в том числе результатов
патентных исследований, и сравнительной оценки вариантов возможных решений с
учетом результатов прогнозных исследований, проводившихся по аналогичным
проблемам; - теоретические и экспериментальные
исследования; проводят с целью получения достаточных теоретических и
достоверных экспериментальных результатов исследований для решения
поставленных перед НИР задач; - обобщение и оценка результатов
исследований, выпуск отчетной научно-технической документации (далее в тексте -
ОНТД) по НИР; проводят с целью оценки эффективности полученных результатов в
сравнении с современным научно-техническим уровнем (в том числе оценки создания
конкурентоспособной продукции и услуг); - предъявления работы к приемке и ее
приемка. Этапы конкретной НИР, а также
необходимость их приемки должны быть определены в ТЗ и контракте <*> на
ее выполнение. -------------------------------- <*> Здесь и далее термин "в
контракте" применен только при наличии заказчика. Этапы допускается
разделять на самостоятельные отчетные подэтапы, что
также должно быть оговорено в ТЗ и контракте. 4.5. Для экспериментальной проверки
возможности создания образца продукции и определения его технических
характеристик, проверки правильности результатов теоретических исследований и
выбора оптимального технического и конструкторско-технологического решения и в
процессе выполнения НИР при необходимости создают макеты, модели,
экспериментальные образцы (далее - макеты). Необходимость разработки, изготовления и
испытаний макетов устанавливают в ТЗ на НИР и контракте на ее выполнение. 4.6. Для обеспечения
своевременного выполнения НИР и ее этапов, осуществления оперативного контроля
за выполнением работ и составлением ОНТД <*> исполнитель НИР при
необходимости разрабатывает, согласовывает с заказчиком <**> и утверждает
план совместных работ на выполнение НИР <***> (план-график, сетевой
план-график или другой планирующий документ), содержащий последовательность и
сроки выполнения этапов НИР, состав исполнителей, номенклатуру и сроки
составления ОНТД по этапам НИР и НИР в целом,
сроки приемки этапов и НИР в целом. -------------------------------- <*> Отчет о НИР - в соответствии с
требованиями ГОСТ 7.32. <**> Здесь и далее термин
"заказчик" применен только при его наличии. <***> План совместных работ
разрабатывают при выполнении НИР по созданию сложных изделий с участием
нескольких соисполнителей. Согласованный и утвержденный план
совместных работ на выполнение НИР является обязательным для всех участников
НИР. В процессе выполнения работ исполнитель
НИР по согласованию с заказчиком может уточнять и корректировать план
совместных работ в пределах условий ТЗ и контракта на выполнение НИР. 4.7. При выявлении в процессе НИР
нецелесообразности продолжения работ исполнитель НИР представляет заказчику
обоснованное заключение о прекращении работ. Основанием для прекращения НИР
является совместное решение исполнителя НИР и заказчика либо решение руководства
исполнителя НИР (при отсутствии заказчика). Прекращение НИР по инициативе заказчика
оформляют также совместным решением исполнителя НИР и заказчика. 5. Порядок
выполнения и приемки этапов НИР и НИР в целом 5.1. Выполнение требований ТЗ, в том числе
по обеспечению безопасности для жизни и здоровья людей и охраны окружающей
среды, совместимости и взаимозаменяемости при изготовлении и испытаниях макетов
и при реализации НИР осуществляют: - на этапе выбора направлений
исследований - путем проработки вопросов безопасности и экологии, формирования
необходимых требований и разработки мероприятий по их выполнению; - на этапе теоретических и
экспериментальных исследований - путем уточнения и экспериментальной проверки
этих требований при изготовлении и испытаниях макетов; - на этапе обобщения и оценки результатов
исследований - путем включения уточненных требований в ОНТД. Эффективность и достаточность
разработанных требований и принятых мер по их реализации оценивают при приемке
этапов НИР и НИР в целом и отражают в актах приемки и протоколах испытаний
макетов. 5.2. Разработку и реализацию требований
по стандартизации и унификации создаваемых образцов продукции осуществляют в
соответствии с требованиями национальной системы стандартизации и ТЗ. 5.2.1. При разработке
предложений по унификации должны быть учтены возможности использования в
конструкции образца продукции заимствованных составных частей, блочно-модульного принципа конструирования, использования
образца продукции и его составных частей в качестве базовых для создания их
модификации, а также разработаны предложения по созданию параметрических и типоразмерных рядов составных частей, по использованию в
конструкции изделия унифицированных конструктивных элементов, комплектующих
изделий, материалов и сырья, по применению типовых
конструктивно-технологических решений и прогрессивных технологий. 5.2.2. Работы по метрологическому
обеспечению осуществляются в соответствии с требованиями межгосударственных
стандартов обеспечения единства измерений. 5.3. Требования по ограничению
номенклатуры применяемых материалов и комплектующих изделий разрабатывают с
целью предотвращения применения в создаваемом образце продукции устаревших,
неперспективных или не соответствующих по своим техническим характеристикам требованиям
к создаваемому образцу продукции материалов и комплектующих изделий. 5.4. Макеты изготавливают, как правило,
по эскизным конструкторским документам. Допускается изготовление макетов по
рабочей конструкторской документации. Испытания макетов проводят по
утвержденным программам и методикам исполнителя НИР, согласованным с заказчиком
по его решению. Результаты испытаний макетов оформляют
протоколом (актом) испытаний. 5.5. Патентные исследования проводят на
всех этапах НИР. Содержание и объем патентных исследований устанавливают в ТЗ и
контракте. 5.6. Для оказания
методической помощи при выполнении работ по 5.1 - 5.5, для участия при
выполнении НИР в рассмотрении ее результатов или ее этапов, для оценки
научно-технического уровня НИР, рассмотрения ОНТД и выдачи заключений на нее,
для участия в контроле и приемке НИР и ее этапов могут по контракту с
исполнителем НИР привлекаться головные НИИ по виду техники или другие
специализированные организации, в том числе по технологии и
материаловедению. 5.7. Приемка этапов НИР 5.7.1. После завершения этапа НИР его
результаты и разработанная ОНТД должны быть
рассмотрены на научно-техническом (ученом) совете (далее - НТС)
организации-исполнителя НИР или на секции НТС с участием заказчика, головного
НИИ по виду техники или других заинтересованных организаций по решению
исполнителя НИР и заказчика. Результаты рассмотрения этапа НИР
оформляют протоколом. 5.7.2. ОНТД на этапе НИР перед
рассмотрением на НТС может быть направлена на
рецензию. Необходимость рецензирования и организация-рецензент устанавливаются
в ТЗ и контракте на выполнение НИР. 5.7.3. Откорректированную
по результатам рассмотрения на НТС (секции НТС) ОНТД утверждает руководство
исполнителя НИР. 5.7.4. Приемка этапа НИР заключается в
рассмотрении и оценке результатов выполненных работ, качества предъявленной
ОНТД и других материалов по этапу в соответствии с требованиями ТЗ и контракта,
а также в подтверждении результатов исследований проведением испытаний макетов,
если это указано в ТЗ или контракте. 5.7.5. К приемке этапа предъявляют: утвержденную ОНТД завершенного этапа, проект программы
приемки этапа (если она разрабатывалась), протокол о рассмотрении этапа НИР на
НТС (секции НТС), а также другие технические материалы, предусмотренные ТЗ и
контрактом. Этап НИР принимает комиссия,
необходимость создания которой, ее состав и сроки работы устанавливает
руководство исполнителя НИР по согласованию с заказчиком. Результаты приемки оформляют актом
приемки этапа НИР, утверждаемым руководством исполнителя НИР. Утвержденный акт
является основанием для того, чтобы считать этап НИР завершенным. 5.8. Приемка НИР в целом 5.8.1. После приемки этапов НИР
исполнитель НИР оформляет ОНТД и другие материалы по НИР в целом, которые
должны быть рассмотрены на НТС (секции НТС) в соответствии с требованиями 5.7.1
- 5.7.3. 5.8.2. Приемку НИР осуществляют постоянно
действующей или специально создаваемой комиссией. Основанием для приемки НИР является
приказ (распоряжение) руководства исполнителя НИР и (или) заказчика о приемке НИР. В приказе указывают наименование НИР,
состав комиссии, цели и задачи комиссии, место и сроки проведения работ по
приемке НИР. 5.8.3. При необходимости исполнителем НИР
может быть разработана программа приемки НИР, утверждаемая руководством
исполнителя НИР. В программе указывают наименование работы, конкретный перечень
предъявляемых к приемке технических материалов и документов, объем, содержание
и последовательность работ при проведении приемки НИР. 5.8.4. На приемку НИР исполнитель НИР
предъявляет: - утвержденное ТЗ; - утвержденные акты приемки завершенных
этапов НИР; - утвержденный научно-технический отчет
по НИР и другую ОНТД по НИР, предусмотренную ТЗ и
контрактом; - макеты, программы и методики испытаний
макетов, если это предусмотрено ТЗ и контрактом; - рекомендации и предложения по
реализации и использованию результатов НИР; - другие материалы по предложениям
инстанций, утвердивших ТЗ или программу приемки НИР. 5.8.5. Приемка НИР заключается в
рассмотрении и проверке результатов выполненных работ на соответствие ТЗ,
анализе качества принятых технических решений, а при необходимости и в
подтверждении результатов исследований проведением испытаний макетов. При приемке НИР оценивают
научно-технический уровень исследований, обоснованность предлагаемых решений и
рекомендаций по реализации и использованию результатов НИР для создания
конкурентоспособной продукции и услуг. 5.8.6. По результатам приемки НИР
комиссия оформляет акт приемки НИР, подписанный председателем и всеми членами
комиссии и утверждаемый руководством исполнителя НИР или заказчиком. Датой окончания НИР считают дату
утверждения акта приемки НИР. 5.8.7. Результаты законченной НИР
реализуют в соответствии с рекомендациями, изложенными в акте приемки НИР. Законченную НИР считают реализованной, если
в соответствии с целями, поставленными в НИР, ее результаты использованы при
разработке: - основных направлений или федеральных
(региональных, межгосударственных) целевых программ развития техники; - новых (модернизации существующих)
образцов продукции или их составных частей; - технических заданий, по которым
разрабатывают новые (модернизируют существующие) образцы продукции; - решения о коренном изменении
направлений отдельных научно-исследовательских, опытно-конструкторских или
опытно-технологических работ; - технических заданий на другие НИР; - нормативных,
технических и организационно-методических документов (стандартов, положений,
методик, инструкций, руководств), используемых при разработке, производстве,
эксплуатации и ремонте продукции; - программ и методик испытаний новых
(модернизированных) образцов продукции. 5.8.8. Права владения, распоряжения и
использования объектов промышленной и интеллектуальной собственности, созданных
в НИР, определяются действующим законодательством и контрактом. |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |