Утвержден и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 29 апреля 1974 г. N 1036 МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ ВЗРЫВЧАТЫХ МАТЕРИАЛОВ В КОНТЕЙНЕРАХ ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ Transportation
of explosive materials in containers. General requirements ГОСТ 19747-74* Группа Д08 Срок введения с 1 июля 1975 года Настоящий стандарт устанавливает общие
требования к транспортированию в контейнерах промышленных взрывчатых веществ и
средств взрывания (инициирования) (далее - ВМ), за
исключением взрывчатых веществ с содержанием нитроэфиров
свыше 15%. (Измененная
редакция, Изм. N
3.) 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. При транспортировании ВМ в
контейнерах должны соблюдаться требования ГОСТ 12.3.009-76, ГОСТ 12.3.010-82,
правил перевозок опасных или разрядных грузов, действующих на транспорте
соответствующего вида, правил и норм, утвержденных Госгортехнадзором СССР,
Регистром СССР, Речным регистром РСФСР, Госавиарегистром
СССР, Главным управлением пожарной охраны МВД. (Измененная
редакция, Изм. N
2.) 1.2. При транспортировании ВМ должны
применяться только предназначенные для этой цели контейнеры, в том числе
специализированные типа СКК-3 по ГОСТ 26380-84, типа СК-3ВМ по ГОСТ 30302-95 и
контейнеры по ГОСТ 18477-79, принадлежащие отправителю (получателю) этих
грузов. В стандартах или технических условиях на
конкретные виды ВМ должна устанавливаться возможность транспортирования данного
вида ВМ в контейнерах, а также вид применяемой при этом тары и упаковки. (Измененная
редакция, Изм. N
3, 4.) 1.3. В каждом конкретном случае
грузоотправитель должен согласовать с грузополучателем возможность
транспортирования ВМ в контейнерах. (Измененная
редакция, Изм. N
2.) 2. ТРЕБОВАНИЯ К
КОНТЕЙНЕРАМ 2.1. Для транспортирования ВМ должны
применяться контейнеры, изготовленные по технической документации, утвержденной
в установленном порядке, номинальной массой брутто не более 30,0 т и внутренним
объемом не менее 5,0 м3, обеспечивающие полную сохранность груза и безопасность
при транспортировании. Контейнер должен быть изготовлен из
материала химически нейтрального по отношению к ВМ. (Измененная
редакция, Изм. N
2.) 2.2. Основные параметры и размеры
контейнеров должны соответствовать ГОСТ 18477-79 или ГОСТ 26380-84 и
обеспечивать полное использование их вместимости (грузоподъемности) при
транспортировании ВМ. Параметры и конструкция контейнеров должны быть
согласованы в установленном порядке. (Измененная
редакция, Изм. N
1, 2, 3.) 2.3. Прочность контейнера должна
удовлетворять требованиям Регистра СССР. 2.4. Конструкция контейнера должна
обеспечивать: штабелирование загруженных контейнеров массой брутто менее 10 т в 3 яруса, от 10 т и
выше - в 6 ярусов; подъем и перемещение контейнеров кранами
и вилочными погрузчиками; устойчивость к воздействиям инерционных
сил в процессе перевозок на всех видах транспорта, при выполнении
погрузочно-разгрузочных, подъемно-транспортных и складских работ; отсутствие остаточных деформаций при
установке контейнера на неровную поверхность; защиту груза от воздействий внешней
среды; возможность его промывки и химической
обработки; устойчивость при перевозке на всех видах
транспорта; безопасность при выполнении маневровой
работы с установленными скоростями и возможность спуска с сортировочных горок
на железнодорожном транспорте. 2.5. Конструкция контейнера должна
исключать: попадание в контейнер искр или других
источников огня, способных вызвать возгорание упаковки и груза; проникновение ВМ во внешнюю среду при
транспортировании. (Измененная
редакция, Изм. N
2.) 2.6. Контейнер должен быть оборудован: подъемными устройствами, прочность
которых должна обеспечивать безопасное выполнение погрузочно-разгрузочных,
подъемно-транспортных и складских работ при загрузке контейнера, равной его
двойной номинальной грузоподъемности; дверьми (люками и дверными (люковыми)
затворами, выдерживающими давление груза без повреждений и исключающими
самопроизвольное открытие дверей (люков) в процессе перевозки и выполнения
погрузочно-разгрузочных, подъемно-транспортных и складских работ; устройством для пломбирования дверей
(люков) одной пломбой; предохранительным приспособлением от
самопроизвольного открытия дверных створок (крышек люков); устройствами, обеспечивающими надежное
крепление контейнеров на транспортных средствах и друг с другом при
транспортировании; устройством для размещения (крепления)
упаковочного ярлыка. 2.7. Дверной (люковый) затвор и устройство
для пломбирования должны иметь конструкцию, исключающую их повреждение при
погрузочно-разгрузочных, подъемно-транспортных и складских работах. Двустворчатые двери контейнеров типа
СКК-3 по ГОСТ 26380-84 и среднетоннажных контейнеров
по ГОСТ 18477-79 должны быть оборудованы эластичным уплотнением или двумя
лабиринтами для отвода атмосферных осадков по согласованию между отправителем и
получателем груза. Пол должен быть деревянным. (Измененная
редакция, Изм. N
3.) 2.8. Контейнер не должен иметь: щелей и углублений, в которых могут
скапливаться остатки груза; выступающих частей на внутренней
поверхности, которые могли бы повредить упаковку ВМ в процессе
транспортирования; выступающих частей на наружной
поверхности, которые могли бы повредить рядом стоящие контейнеры в процессе
перевозки, выполнения погрузочно-разгрузочных, подъемно-транспортных и
складских работ и привести к травматизму обслуживающего персонала; крупных дефектов в несущих конструкциях и
их элементах, таких как верхние и нижние продольные и торцовые балки, угловые
стойки и фитинги, сквозные отверстия в обшивке, нарушения общей конфигурации
конструкции, препятствующих нормальному применению погрузочно-разгрузочных
механизмов при подъеме и установке на транспортные средства. (Измененная редакция,
Изм. N 2, 3.) 2.9. На контейнере должны быть нанесены
следующие маркировочные надписи и знаки: страна, эмблема и сокращенное
наименование организации-владельца; номер контейнера на всех станках и крыше
с высотой цифр не менее 80 мм; месяц и год выполнения годового и
капитального ремонта; сокращенное наименование организаций,
выполнявших ремонт; сокращенное наименование изготовителя,
месяц, год изготовления; масса контейнера (брутто, нетто),
внутренний объем; знак опасности - по ГОСТ 19433-88, класс
1. Маркировочные надписи и знаки, кроме
знаков опасности по ГОСТ 19433-88, должны быть нанесены белой несмываемой
краской. (Измененная
редакция, Изм. N 1, 3). 3. ЗАГРУЗКА ВМ В
КОНТЕЙНЕРЫ 3.1. Загрузка ВМ в контейнеры должна
производиться на предприятиях-изготовителях или базах грузовладельцев. 3.2. Перед загрузкой контейнеры должны
быть осмотрены грузоотправителем. При осмотре проверяется: исправность контейнера, его соответствие
требованиям настоящего стандарта и технической документации; наличие в контейнере остатков груза и
мусора, следов щелочей, кислот, масел, извести и других веществ, вступающих во
взаимодействие с ВМ. К загрузке допускаются исправные
контейнеры, отвечающие требованиям настоящего стандарта и технической
документации, утвержденной в установленном порядке, полностью очищенные от
остатков груза и мусора. При обнаружении следов щелочей, кислот,
масел, извести и других веществ, вступающих во взаимодействие с ВМ, контейнеры
должны быть тщательно промыты, просушены и проветрены, а в необходимых случаях
химически обработаны. 3.1, 3.2. (Измененная
редакция, Изм. N 2.) 3.3. Масса нетто одного места груза, вид
тары и упаковки, а также маркировка отдельных мест груза при транспортировании
промышленных взрывчатых веществ в контейнерах устанавливают по ГОСТ
14839.20-77. При транспортировании в контейнерах
детонирующих шнур разрешается упаковывать в мешки-вкладыши, изготовленные из
полиэтиленовой пленки по ГОСТ 10354-82 (номинальная толщина пленки - 0,1 мм),
которые предварительно вкладывают в картонные ящики по ГОСТ 9142-90. (Измененная
редакция, Изм. N
2, 3.) 3.4. Контейнер должен быть загружен ВМ
одного вида и одной партии, следующей в адрес одного получателя. Масса груза в контейнере не должна
превышать его номинальной грузоподъемности. 3.5. Мешки или ящики с ВМ должны
располагаться равномерно по всему полу контейнера.
Смещение центра тяжести груза в горизонтальной плоскости от геометрического
центра контейнера не допускается. При укладке их в несколько ярусов не
допускается ходить по нижележащим рядам. 3.6. Способы размещения и крепления ВМ в
контейнере должны исключать повреждение тары и упаковки и перемещение груза
внутри контейнера в процессе транспортирования. Схемы размещения и крепления ВМ в
контейнере должны устанавливаться технической документацией, утвержденной в
установленном порядке. 3.7. Контейнер разрешается загружать как
ручным, так и механизированным способом с использованием электропогрузчиков,
штабелеров и других подобных механизмов во взрывобезопасном исполнении, при
этом должна быть исключена возможность повреждения корпуса контейнера и груза
вилами погрузчика. Специфические требования безопасности при
загрузке ВМ в контейнеры на промышленных предприятиях должны устанавливаться
технической документацией, утвержденной в установленном порядке. 3.8. В загруженный контейнер должен быть
вложен упаковочный лист с отметкой об исправности контейнера, с указанием
номера укладчика, количества (числа мест), общей массы (нетто) груза и надписью
"О всех недостатках, обнаруженных при осмотре
груза, немедленно сообщить предприятию-поставщику, приложив акт и данный
упаковочный лист". 3.4 - 3.8. (Измененная
редакция, Изм. N 2.) 3.9. Перед отправкой контейнер должен
быть закрыт на все замки и опломбирован грузоотправителем одной пломбой. 3.10. При перевозке контейнеров открытым
железнодорожным транспортом транспортную маркировку не наносят. (Введен
дополнительно, Изм. N
2.) 4. ПОГРУЗКА И
ВЫГРУЗКА КОНТЕЙНЕРОВ С ВМ 4.1. Погрузку и выгрузку контейнеров с ВМ
разрешается производить погрузочно-разгрузочными механизмами, грузоподъемность
которых должна быть не менее номинальной массы брутто
контейнера. При этом лебедки подъема груза грузоподъемных машин, а у стреловых
кранов и лебедки подъема стрелы должны быть оборудованы двумя тормозами. (Измененная
редакция, Изм. N
2.) 4.2. Погрузочно-разгрузочные механизмы
грузовладельцев должны быть рассчитаны на работу при температуре окружающего
воздуха от минус 50 до плюс 50 °С. 4.3. Техническое состояние
погрузочно-разгрузочных механизмов и грузозахватных приспособлений,
предназначенных для погрузки и выгрузки контейнеров с ВМ, перед началом работ
должно быть проверено, о чем в путевом листе или наряде должна быть сделана
соответствующая запись. 4.4. Водители погрузочно-разгрузочных
механизмов и рабочие, выполняющие работы по погрузке и выгрузке контейнеров с
ВМ, должны быть проинструктированы о порядке производства этих работ, о чем в
путевом листе или наряде должна быть сделана соответствующая запись. 4.5. Погрузка и выгрузка контейнеров с ВМ
из транспортных средств должна производиться на специализированных речных
причалах, участках или районах морских портов, подъездных путях предприятий,
организаций и учреждений грузоотправителей или грузополучателей. 4.6. Места погрузки и выгрузки
контейнеров с ВМ должны выбираться на безопасном расстоянии от жилых и
производственных строений, товарных складов, общих мест погрузки и хранения
грузов, стоянки судов и местонахождения загорающихся, легковоспламеняющихся
грузов и кислот. Порядок выбора мест погрузки и выгрузки и
безопасные расстояния устанавливаются в соответствии с правилами перевозок
взрывчатых веществ, действующих на соответствующем виде транспорта, и
"Едиными правилами безопасности при взрывных работах". 4.7. При погрузке и выгрузке контейнеры с
ВМ не допускается подвергать ударам и толчкам, бросать, волочить, кантовать. 4.5 - 4.7. (Измененная
редакция, Изм. N 2.) 5. ПЕРЕВОЗКА
КОНТЕЙНЕРОВ С ВМ 5.1. Контейнеры с ВМ разрешается
перевозить: железнодорожным транспортом - только повагонными комплектами с полным использованием вместимости
подвижного состава в адрес одного получателя как
целыми поездами, так и отдельными вагонами или группами вагонов; водным транспортом - в трюмах и на
палубах грузовых судов с установкой их на палубе в один ярус, а на
специализированных судах - контейнеровозах в трюмах ячеистой конструкции - до 6
ярусов; автомобильным транспортом - грузовыми
автомобилями, прицепами и полуприцепами; воздушным транспортом - грузовыми
самолетами и вертолетами, оборудованными для контейнерных перевозок. (Измененная
редакция, Изм. N
2, 3.) 5.2. В одном железнодорожном вагоне (судне,
самолете, вертолете) допускается перевозить в адрес одного получателя
контейнеры с ВМ, на которые распространяется настоящий стандарт, но одинаковой
группы совместимости (опасности). (Измененная
редакция, Изм. N
3.) 5.3. Суммарная масса контейнеров с ВМ не
должна превышать грузоподъемности транспортного средства. (Измененная
редакция, Изм. N
2.) 5.4. Контейнеры с ВМ должны размещаться и
крепиться на транспортных средствах в соответствии с нормами, правилами и
техническими условиями на погрузку и крепления грузов, действующими на
соответствующем виде транспорта. (Измененная
редакция, Изм. N
2, 3.) 5.5. Контейнеры, загруженные ВМ,
ремонтировать не допускается. При значительных
повреждениях стенок, крыши, пола, дверей (люков), которые могут привести к потере
или порче груза, повреждениях подъемных устройств контейнера, которые могут
привести к невозможности его механизированной перегрузки, повреждениях дверных
или люковых затворов, которые могут привести к самопроизвольному открыванию
створок двери (крышек люков), - груз из контейнера должен быть выгружен при
соблюдении требований п. 4.6, контейнер отремонтирован, загружен ВМ и отправлен в пункт назначения. Если поврежденный контейнер
отремонтирован быть не может, то груз из такого контейнера может быть перегружен
в универсальный контейнер, принадлежащий транспортной организации и отвечающий
требованиям п. 3.2. В пункте назначения груз из этого контейнера должен быть
вновь перегружен в контейнер, принадлежащий отправителю (получателю) груза, а
порожний контейнер возвращен владельцу в установленном порядке. (Измененная
редакция, Изм. N
1, 2.) 5.6. Допускается перегрузка контейнеров с
ВМ с одного вагона на другой в пути следования при соблюдении п. 4.6. (Измененная
редакция, Изм. N
3.) 6. ХРАНЕНИЕ ВМ В
КОНТЕЙНЕРАХ 6.1. Хранение ВМ может производиться в
тех же контейнерах, в которых они транспортировались, с тем же количеством
рядов укладки груза внутри контейнера. Хранение ВМ в поврежденном контейнере не
допускается. (Измененная
редакция, Изм. N
2.) 6.2. Не допускается хранение ВМ в
контейнерах на контейнерных площадках и других складах общего пользования.
Хранение ВМ в контейнерах должно проводиться на специальных открытых площадках,
оборудованных по проектам согласно требованиям к складам ВМ. Число ярусов штабелирования должно определяться проектом и не создавать
опасных условий при выполнении погрузочно-разгрузочных работ. 6.3. Расположение контейнеров с ВМ на
складе должно обеспечивать свободный доступ к двери контейнера при выгрузке ВМ
из контейнера. 6.2, 6.3. (Измененная
редакция, Изм. N 2, 3.) 6.4. Хранение ВМ в аэропортах отправления
и назначения запрещается. Грузовладелец должен завозить контейнеры с ВМ по
согласованию с аэропортом к моменту загрузки самолета (вертолета) и вывозить
контейнеры с ВМ из аэропорта назначения сразу после выгрузки из самолета
(вертолета) без заезда на грузовой склад. (Измененная
редакция, Изм. N
2.) 6.5. Контейнерная площадка должна иметь: железнодорожные или автомобильные
подъездные пути, а в пунктах примыкания к водным путям - причалы; устройства, обеспечивающие отвод
грунтовой, талой и дождевой воды; устройства для сбора воды, загрязненной
ВМ в результате аварии; электрическое освещение с арматурой и
светильниками во взрывобезопасном исполнении; противопожарные средства, расположение,
номенклатуру и количество которых устанавливают местные органы пожарной охраны; систему молниезащиты,
отвечающую требованиям "Единых правил безопасности при разрывных
работах", за исключением защиты от вторичных воздействий молнии. 6.6. Предельная емкость контейнерных
площадок на складах ВМ, на речных и морских причалах грузовладельцев
устанавливается технической документацией, согласованной и утвержденной в установленном
порядке, и не должна превышать норм, установленных "Едиными правилами
безопасности при взрывных работах". 6.7. Безопасные расстояния между
контейнерными площадками, а также между контейнерными площадками и хранилищами
ВМ должны определяться в соответствии с требованиями "Единых правил
безопасности при взрывных работах". 6.8. Требования к транспортированию,
хранению и учету взрывчатых материалов в контейнерах, размещаемых на площадках,
должны определяться ведомственными инструкциями, утвержденными в установленном
порядке. 6.6 - 6.8. (Измененная
редакция, Изм. N 3) 6.9. Контейнеры с ВМ допускается хранить
до выгрузки ВМ из контейнера на местах выполнения взрывных работ в размере
суточной потребности вне опасной зоны и сменной потребности в пределах опасной
зоны. 6.10. При проверке правильности учета,
хранения и наличия ВМ в складах контейнеры с ВМ с пломбой
предприятия-изготовителя не вскрывают. 6.11. Контейнерные площадки, в которых
производят хранение ВМ, должны охраняться. 6.9 - 6.11. (Измененная
редакция, Изм. N 2.) |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |