Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 9 декабря 1996 г. N 669 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ АВТОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА СИСТЕМЫ ОТОПЛЕНИЯ, ВЕНТИЛЯЦИИ И КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ. ТРЕБОВАНИЯ К ЭФФЕКТИВНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ Motor vehicles.
Heating, ventilation and air
conditioning systems. Requirements for efficiency and
safety ГОСТ Р 50993-96 Группа Д29 ОКС 43.060.40; ОКП 45 1000 Дата введения 1 июля 1997 года Предисловие 1. Разработан
Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта
(НИИАТ) Министерства транспорта Российской Федерации, Научно-исследовательским
центром по испытаниям и доводке автомототехники (НИЦИАМТ) и Государственным
научным центром Российской Федерации - Центральным научно-исследовательским
автомобильным и автомоторным институтом (ГНЦ НАМИ) Главного управления по
развитию автомобильной промышленности Комитета по машиностроению Российской
Федерации. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 315 "Эксплуатация
автотранспортных средств". 2. Принят и введен в действие
Постановлением Госстандарта России от 9 декабря 1996 г. N 669. 3. Введен впервые. 1. ОБЛАСТЬ
ПРИМЕНЕНИЯ Настоящий стандарт
распространяется на автотранспортные средства (далее - АТС), предназначенные
для перевозки пассажиров и грузов по дорогам Российской Федерации (РФ), и
устанавливает требования к системам отопления, вентиляции и кондиционирования
кабины, пассажирского помещения (далее - обитаемого помещения) в части их
эффективности для обеспечения надлежащих тепловых условий на рабочем месте
водителя и местах пассажиров (экипажа) АТС и безопасности работы. Требования настоящего стандарта являются
обязательными и направлены на обеспечение безопасности жизни и здоровья
населения. 2. НОРМАТИВНЫЕ
ССЫЛКИ В настоящем стандарте использованы ссылки
на следующие стандарты: ГОСТ 15150-69. Машины, приборы и другие
технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории,
условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия
климатических факторов внешней среды ГОСТ 22895-77. Тормозные системы и
тормозные свойства автотранспортных средств. Нормативы эффективности. Общие
технические требования ГОСТ 27815-88. Автобусы. Общие требования
к безопасности конструкции ГОСТ Р 50992-96.
Безопасность автотранспортных средств при воздействии
низких температур внешней среды. Общие технические требования ОСТ 37.001.413-86. ССБТ. Кабина. Рабочее
место водителя, расположение органов управления грузовых автомобилей, автобусов
и троллейбусов. Основные размеры и технические требования. 3. ОПРЕДЕЛЕНИЯ 3.1. В настоящем стандарте применяют
следующие термины с соответствующими определениями: 3.1.1. Вентиляция: обеспечение
воздухообмена в кабине, обитаемом помещении, АТС при температурах внешней среды
выше 17 °C, а также удаление теплоизбытков и
обеспечение подвижности воздуха. 3.1.2. Отопление: обеспечение
регулируемого нагрева воздуха в кабине, обитаемом помещении АТС. 3.1.3. Кондиционирование: обеспечение
регулируемого охлаждения воздуха в кабине, обитаемом помещении, АТС до уровня
или ниже температур внешней среды (при температурах внешней среды выше 17 °C). 4. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 4.1. Установленные настоящим стандартом
требования дифференцированы в зависимости от предназначения АТС для
эксплуатации в соответствующем районе РФ (таблица 1). Таблица 1 Климатическое районирование территории РФ ┌─────────────────────────┬──────────────────────────────────────┐ │ Обозначение района и │ Наименование климатического района │ │климатического исполнения│ │ ├─────────────────────────┼──────────────────────────────────────┤ │ У │ Климатический район с умеренным │ │ │климатом │ │ УХЛ │ Умеренно-холодный климатический │ │ │район │ │ ХЛ │ Холодный климатический район │ └─────────────────────────┴──────────────────────────────────────┘ Географическое положение и границы
климатических районов на территории РФ в соответствии с ГОСТ Р
50992. 5. ТЕХНИЧЕСКИЕ
ТРЕБОВАНИЯ 5.1. Все АТС должны быть оборудованы
системой вентиляции и системой (системами) отопления кабины, обитаемого
помещения. АТС в исполнении ХЛ дополнительно
оборудуют резервной (аварийной) системой отопления, не связанной с системой
охлаждения двигателя или отключающейся от нее. При наличии в конструкции АТС системы
кондиционирования и выполнения ею требований, предъявляемых к системе
вентиляции, допускается не оборудовать АТС отдельной системой вентиляции. 5.2. Система вентиляции 5.2.1. Система принудительной вентиляции
при самостоятельной работе или работе в составе систем отопления и
кондиционирования должна обеспечивать приток свежего (наружного) воздуха в
кабину, обитаемое помещение из расчета на одного человека: - не менее 30 м3/ч (за исключением
пассажирских помещений автобусов класса 1 по ГОСТ 27815 с отделенной кабиной
водителя); - не менее 7 м3/ч - в пассажирские
помещения автобусов класса 1 с отделенной кабиной водителя. При температурах внешней среды выше 17 °C
подаваемый в кабину, обитаемое помещение воздух не должен нагреваться более чем
на 2 °C относительно температуры внешней среды. 5.2.2. Скорости воздушных потоков на
выходе из системы вентиляции не должны превышать 12 м/с. 5.2.3. Система вентиляции должна
обеспечивать: - подвижность воздуха в кабине, обитаемом
помещении, в зоне головы и пояса водителя в 0,5 - 1,5 м/с; - перепад между температурой наружного
воздуха и температурами в кабине, обитаемом помещении, в зоне головы водителя
(пассажира) при температуре окружающего воздуха 25 °C не должен превышать 3 °C. 5.3. Система отопления 5.3.1. Система отопления в зависимости от
предназначения АТС должна обеспечивать тепловые условия (микроклимат) в кабине,
обитаемом помещении: - АТС в исполнении У
- в соответствии с таблицей 2 через 15 мин после начала движения при
температуре окружающей среды до минус 25 °C; - АТС в исполнении УХЛ и ХЛ - в
соответствии с таблицей 3 через 30 мин после начала движения соответственно при
температурах окружающей среды минус 40 °C и минус 50 °C. Таблица 2 Требования к параметрам микроклимата в кабине, обитаемом помещении, АТС в исполнении У ┌─────────────────────┬───────────────────────────────┬──────────┐ │Регламентируемая зона│ Наименование параметра │ Значение │ │ кабины, обитаемого │ │параметра │ │ помещения │ │ │ ├─────────────────────┼───────────────────────────────┼──────────┤ │ Рабочее место │ Подвижность воздуха, м/с, не │ │ │водителя │более: │ │ │ │ в зоне головы │ 0,6 │ │ │ в зоне пояса │ 0,6 │ │ │ Температура воздуха, °C, не │ │ │ │менее: │ │ │ │ в зоне головы │ 10 │ │ │ в зоне ног │ 16 │ │ │ Перепад между температурами │ 3 - 10 │ │ │воздуха в зонах ног и головы │ │ ├─────────────────────┼───────────────────────────────┼──────────┤ │ Места пассажиров │ Температура в зоне пояса, °C, │ 15 │ │(экипажа) │не менее │ │ └─────────────────────┴───────────────────────────────┴──────────┘ Таблица 3 Требования к параметрам микроклимата в кабине, обитаемом помещении, АТС
в исполнении ХЛ и УХЛ ┌─────────────────┬─────────────────────┬────────────────────────┐ │Регламентируемая │ Наименование │ Значение параметра для │ │ зона кабины, │ параметра │ категорий АТС <*> │ │ обитаемого │ ├──────────────┬─────────┤ │ помещения │ │N 1, N 2, N 3,│ М2, М3 │ │ │ │ М1, М2, М3 │ (класс I│ │ │ │(классы II и │ <**>) │ │ │ │ III <**>), │ │ │ │ │ специальные │ │ │ │ │ АТС │ │ ├─────────────────┼─────────────────────┼──────────────┼─────────┤ │ Рабочее место │ Подвижность воздуха,│ │ │ │водителя │м/с, не более: │ │ │ │ │ в зоне головы │ 0,6 │ 1,0 │ │ │ в зоне пояса │ 1,0 │ 1,0 │ │ │ Температура воздуха,│ │ │ │ │°C, не менее: │ │ │ │ │ в зоне головы │ 15 │ 10 │ │ │ в зоне пояса │ 17 │ 12 │ │ │ в зоне ног │ 19 │ 13 │ │ │ Перепад между │ 3 - 5 │ 3 - 5 │ │ │температурами в зонах│ │ │ │ │ног и головы, °C │ │ │ ├─────────────────┼─────────────────────┼──────────────┼─────────┤ │ Места пассажиров│ Температура воздуха,│ │ │ │(экипажа) │°C, не менее: │ │ │ │ │ в зоне ног │ 10 │ 0 │ │ │ в зоне головы │ 17 │ 10 │ ├─────────────────┴─────────────────────┴──────────────┴─────────┤ │ <*> Категории АТС - по ГОСТ 22895 и специальные АТС для│ │перевозки людей (вахтовые, технологические и др.). │ │ <**> Классы автобусов - по ГОСТ 27815. │ └────────────────────────────────────────────────────────────────┘ 5.3.2. Резервная (аварийная) система
отопления должна обеспечивать поддержание температур воздуха в зонах рабочего
места водителя и спального места (при его наличии) не ниже 18 °C на стоянке
автомобиля при температурах внешней среды до минус 50
°C. 5.3.3. Система питания (топливом,
электроэнергией) отопителей резервной системы
отопления должна обеспечивать их непрерывную работу в течение не менее 8 ч без
дозаправки и подзарядки аккумуляторных батарей и последующий надежный пуск
двигателя. 5.3.4. Температура внутренних
поверхностей кабины, нагреваемых источниками тепла, не должна превышать: - 45 °C - при работающей системе
отопления (при этом допускается повышение температур наружных поверхностей
воздуховодов до 70 °C); - плюс 35 °C - при отключенной системе
отопления. 5.3.5. Температура воздуха на выходе из отопителя не должна превышать 80 °C. 5.4. Система кондиционирования 5.4.1. Конструкция системы кондиционирования
должна исключать возможность охлаждения воздуха в зоне головы человека
(водителя, пассажира) более чем на 8 °C относительно температуры внешней среды. 5.4.2. Скорость воздушного потока на
выходе из системы кондиционирования не должна превышать 12 м/с,
а температура воздуха должна быть не ниже 0 °C. 5.4.3. Скорость воздуха в зоне головы
водителя (пассажиров) при работе системы кондиционирования не должна превышать
0,5 м/с. 5.4.4. Относительная влажность воздуха в
кабине, обитаемом помещении должна находиться в пределах от 30 до 60%. 5.4.5. Температура наружных поверхностей
воздуховодов для холодного воздуха должна быть не менее 15 °C. |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |