Введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 26 июня 1996 г. N 428 МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ МАШИНЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ВРАЩАЮЩИЕСЯ МЕХАНИЧЕСКАЯ ВИБРАЦИЯ НЕКОТОРЫХ ВИДОВ МАШИН С ВЫСОТОЙ ОСИ ВРАЩЕНИЯ 56 ММ И БОЛЕЕ ИЗМЕРЕНИЕ, ОЦЕНКА И ДОПУСТИМЫЕ ЗНАЧЕНИЯ Rotating electrical machines. Mechanical
vibration of certain machines with chaft heights 56 mm and higher. Measurement,
evaluation and limits of the vibration severity ГОСТ 20815-93 (МЭК 34-14-82) Группа Е60 ОКП 33 0000 Предисловие 1. Разработан
Российской Федерацией. Внесен Техническим секретариатом Межгосударственного совета по
стандартизации, метрологии и сертификации. 2. Принят Межгосударственным советом по
стандартизации, метрологии и сертификации (отчет технического секретариата N 2
от 15 апреля 1994 г.). За принятие проголосовали: ────────────────────────────┬───────────────────────────────────── Наименование государства │ Наименование национального органа │ по стандартизации ────────────────────────────┼───────────────────────────────────── Азербайджанская Республика │Азгосстандарт Республика Армения │Армгосстандарт Республика Белоруссия │Белстандарт Киргизская Республика │Киргизстандарт Республика Молдова │Молдовастандарт Российская Федерация │Госстандарт России Туркменистан │Туркменглавгосинспекция Украина │Госстандарт Украины Настоящий стандарт представляет собой
полный аутентичный текст МЭК 34-14-82 "Машины электрические вращающиеся.
Механическая вибрация некоторых видов машин с высотой оси вращения 56 мм и
более. Измерение, оценка и допустимые значения" и содержит дополнительные
требования, отражающие потребности экономики страны. 3. Постановлением Комитета Российской
Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 26 июня 1996 г. N 428
межгосударственный стандарт ГОСТ 20815-93 введен в действие непосредственно в
качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 января 1997 г. 4. Взамен ГОСТ 20815-88, ГОСТ 12379-75,
ГОСТ 16921-83. ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ДАННЫЕ Ссылочные нормативно-технические документы ──────────────────────┬────────────────────────────┬────────────── Обозначение НТД, │Обозначение соответствующего│Номер раздела, на который дана ссылка│ международного стандарта │ пункта ──────────────────────┼────────────────────────────┼────────────── ГОСТ 183-74 │- │ 7.3 ГОСТ 2479-79 │МЭК 34-7-72 │ 1 ГОСТ 17168-82 │- │ 5 ГОСТ 18311-80 │- │ 3 ГОСТ 24346-80 │- │ 3 ГОСТ 25275-82 │ИСО 2954-75 │ 5 ГОСТ 27471-87 │- │ 3 ГОСТ 28173-89 │МЭК 34-1-83 │ 7.3 1. ОБЛАСТЬ
РАСПРОСТРАНЕНИЯ Настоящий стандарт распространяется на
электрические машины постоянного и трехфазного тока с высотами оси вращения 56
мм и более и номинальной мощностью до 50 мВт, с номинальной частотой вращения
от &100 до 6000 об/мин включ&. На машины вертикального исполнения
стандарт распространяется только в случае измерения их уровня вибрации в
свободно подвешенном состоянии, исключая машины с высотами оси вращения более
400 мм. В части методов оценки вибрации
допускается применение требований настоящего стандарта к машинам других видов и
частот вращения. Стандарт не распространяется на машины,
установленные на месте эксплуатации, трехфазные коллекторные двигатели,
однофазные машины, трехфазные машины, работающие в однофазном режиме, гидрогенераторы,
генераторы с постоянными магнитами, а также на машины, соединенные с
приводящими двигателями или приводимыми нагрузками. Примечание. За высоту оси машины без лап,
машин с приподнятыми лапами или любой машины, установленной вертикально,
следует принимать высоту оси машины с такой же базовой станиной, но с
горизонтальным расположением вала машины на лапах IMB3 по ГОСТ 2479. &Требования настоящего стандарта
являются обязательными. Дополнительные требования, отражающие
потребности экономики страны, выделены курсивом&. 2. ЦЕЛЬ НАСТОЯЩЕГО
СТАНДАРТА Настоящий стандарт устанавливает
условия и порядок испытаний, а также допустимый уровень вибрации машины,
когда измерения проводят на отдельной машине в испытательном помещении, в
котором поддерживают соответствующие условия. Примечание. В случае если вибрацию машин
номинальной мощностью св. 300 кВт измеряют на месте эксплуатации, &следует
пользоваться специальными методиками, разработанными для машин конкретных
типов&. 3. ТЕРМИНЫ И
ОПРЕДЕЛЕНИЯ Термины и определения - по ГОСТ 24346,
ГОСТ 27471 и ГОСТ 18311. 4. ИЗМЕРЯЕМАЯ
ВЕЛИЧИНА Критерием, принятым для оценки
интенсивности вибрации машин с частотой вращения 600 об/мин и выше, является среднее квадратическое
значение виброскорости (мм/с). &
определяют непосредственным измерением или по результатам спектрального анализа
в диапазоне от частоты вращения, на которой проводят измерения, до 2000 Гц по
формуле ,& где & - среднее
квадратическое значение виброскорости,
полученное при спектральном анализе для i-й полосы фильтра; i = 1, 2... n, при
этом первая и n-я полосы фильтра должны включать соответственно нижнюю и
верхнюю граничные частоты заданной для измерения полосы частот. Для крупных машин (с высотой оси более
355 мм) с частотой вращения менее 600 об/мин определяют и нормируют пиковое значение виброперемещения S (мкм).& Интенсивность вибрации машины
характеризуется наибольшим значением из числа измеренных в предписанных точках
(см. 7.2). 5. ИЗМЕРИТЕЛЬНОЕ
ОБОРУДОВАНИЕ Измерительное оборудование должно
соответствовать требованиям ГОСТ 17168 и ГОСТ 25275. 6. УСТАНОВКА МАШИНЫ Вибрация электрической машины в
значительной степени зависит от способа ее установки, и поэтому желательно
проводить измерение вибрации в условиях, близких к действительным условиям ее
установки и эксплуатации. Однако, чтобы объективно
оценить качество балансировки и вибрацию вращающихся электрических машин, измерения
необходимо проводить на отдельной машине, в точно определенных условиях, чтобы
можно было воспроизвести измерения и сопоставить полученные результаты. 6.1. Свободная подвеска Машину подвешивают на пружине или
устанавливают на упругой опоре (пружине, резине и т.д.). Собственная частота
колебания машины вместе с системой подвески в шести возможных степенях свободы
должна быть менее четверти частоты, соответствующей частоте вращения испытуемой
машины, заданной в 7.3. Дополнительная масса упругой опоры не
должна превышать 1/10 массы машины, чтобы избежать заметного влияния массы и
моментов инерции этих элементов на уровень вибрации. 6.2. Жесткое крепление Машина должна быть закреплена на жестком
основании непосредственно или через опорную плиту. Необходимо обеспечить, чтобы никакие
горизонтальные и вертикальные собственные частоты испытательного оборудования
не совпадали с частотой, соответствующей частоте вращения машины, или с
какой-либо из гармоник этой частоты. Кроме того, способ установки не должен вызывать
значительного снижения критической скорости ротора. Способ крепления будет соответствовать
этим требованиям, или виброскорости, измеренные в
горизонтальном и вертикальном направлениях у лап машины или у основания опор
стояковых подшипников, или у основания статора, не превышают 50% скоростей на
опорах прилегающих подшипников в точках измерения, указанных в 7.2, в тех же
направлениях. 7. УСЛОВИЯ
ИЗМЕРЕНИЯ 7.1. Шпонка При балансировке и измерении
интенсивности вибрации машин, имеющих шпоночную канавку на конце вала,
используют полушпонку. Примечание. Теоретически правильная полушпонка, выполненная
таким образом, что заполняет шпоночную канавку до линии между валом и
монтируемой деталью, не используется и не является необходимой. На практике
используют прямоугольную шпонку полной длины и половинной высоты или шпонку
половинной длины и полной высоты, которую располагают в середине шпоночной
канавки. 7.2. Точки измерения Расположение точек измерения и
направления, в которых измеряют интенсивность вибрации, должно соответствовать
приведенным на рисунке 1 для машин с высотами оси от 56 до 400 мм включ., на рисунке 2 - для машин с высотами оси более 400
мм и на рисунке 3 - для машин со стояковыми подшипниками. Положение точек измерения вибрации для машин с высотой оси вращения 56 - 400 мм Рисунок 1 -------------------------------- <*> Если недоступно, то измерять не
следует. Положение точек измерения вибрации для машин с высотой оси вращения более 400 мм (применимо для обеих сторон машины) Рисунок 2 -------------------------------- <*> Если недоступно, то измерять не
следует. Положение точек измерения вибрации для машин с высотой оси вращения более 400 мм со стояковыми подшипниками (применимо для обеих сторон машины) Рисунок 3 -------------------------------- <*> Если недоступно, то измерять не
следует. 7.3. Условия работы машин во время
испытания Машины переменного тока должны питаться
от источника с номинальными частотой и напряжением
практически синусоидальной формы по ГОСТ 183 и ГОСТ 28173. Машины постоянного тока должны питаться
номинальным током возбуждения и таким напряжением, чтобы вращаться с
номинальной частотой. Если не установлено иное требование, то
для машин, имеющих более одной фиксированной частоты вращения, или для машин с
бесступенчатым регулированием частоты допустимые значения вибрации не должны
быть превышены при любой рабочей частоте вращения. В таблице 1 под термином
"номинальная частота вращения" следует понимать каждую рабочую
частоту вращения. Для машин с двумя направлениями вращения
допустимые значения вибрации относятся к этим двум направлениям. Измерения интенсивности вибрации проводят
на машине, вращающейся на холостом ходу и без соединения с приводом, если это
возможно. 7.4. Вибродатчик Необходимо обратить внимание на то, чтобы
контакт между датчиком и поверхностью машины соответствовал инструкции
предприятия - изготовителя датчика и не влиял на вибрацию испытуемой машины.
Важно также, чтобы давление и масса датчика не оказывали значительного влияния
на вибрационное состояние машины. Во всех случаях общая масса узла датчика не
должна превышать 1/50 массы машины. 8. ДОПУСТИМЫЕ
ЗНАЧЕНИЯ ВИБРАЦИИ &В зависимости от требований по
вибрации электрические машины подразделяются на три категории: - нормальные N; - с пониженной вибрацией R; - с особо жесткими требованиями по
вибрации S&. Допустимые значения вибрации для машин с
различной высотой оси вращения и двумя способами установки приведены в таблице
1. Таблица 1 Допустимые значения вибрации ┌────┬────────────────┬──────────────────────────────────────────────────────────┐ │Ка- │ Номинальная
│ Максимальное среднее
квадратическое значение │ │те- │ частота
│ виброскорости
машины, мм/с, для высот оси H, мм, │ │го- │вращения, об/мин│ установленной │ │рия │ ├──────────────────────────────────────────────────┬───────┤ │ма- │
│ в свободно
повешенном состоянии │в
жест-│ │шины│ │ │ко
за- │ │ │ │
│креп- │ │ │ │
│ленном │ │ │ │ │состо-
│ │ │ │
│янии
│ │ │ ├─────────────┬─────────────┬──────────────┬───────┼───────┤ │ │ │56 <= H <= 71│71
< H <= 132│132 < H <= 225│H > 225│H > 400│ ├────┼────────────────┼─────────────┼─────────────┼──────────────┼───────┼───────┤ │ N │600
<= n <= 1800│ 1,12 │
1,8 │ 1,8
│ 2,8 │
2,8 │ │ │1800
< n <= 6000│ 1,12 │
1,8 │ 2,8
│ 4,5 │ 2,8 │ ├────┼────────────────┼─────────────┼─────────────┼──────────────┼───────┼───────┤ │ &R │600 <= n <= 1800│ 0,71
│ 0,71 │
1,12 │ 1,8 │ - │ │ │1800
< n <= 6000│ 0,71 │
1,12 │ 1,8
│ 2,8 │
- │ ├────┼────────────────┼─────────────┼─────────────┼──────────────┼───────┼───────┤ │ S │600
<= n <= 1800│ 0,45 │
0,45 │ 0,71
│ 1,12 │ - │ │ │1800
< n <= 6000│ 0,45 │
0,71 │ 1,12
│ 1,8 │
-& │ └────┴────────────────┴─────────────┴─────────────┴──────────────┴───────┴───────┘ &Пиковое значение виброперемещения
подшипниковых опор крупных машин с частотой менее 600 об/мин не должно превышать 50 мкм.& Примечания. 1. При необходимости меньшие
значения вибрации рекомендуется выбирать из предпочтительного ряда: 0,45; 0,71;
1,12; 1,8 и 2,8 мм/с. Способ измерения вибрации таких
машин должен быть предварительно оговорен между изготовителями и потребителями
с учетом конкретных особенностей конструкции. 2. Для машин с высотой оси H > 400 мм
подходят оба способа измерения, но результаты являются несопоставимыми. Если
нет предварительной договоренности, то выбор метода должен быть сделан
изготовителем. 3. Оценка аксиальной вибрации подшипников
зависит от назначения и конструкции подшипника. Для упорных подшипников
аксиальная вибрация может быть приравнена к пульсации механических напряжений,
которые могут разрушить металлические гильзы подшипника скольжения или детали
подшипника качения. Аксиальную вибрацию данных подшипников следует
рассматривать как радиальную вибрацию. В случае, когда конструкция подшипника не
предусматривает ограничения аксиального перемещения, допустимы менее жесткие
требования. Все это необходимо заранее согласовать между изготовителем и
потребителем. |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |