Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 22 декабря 1994 г. N 328 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ Safety
in emergencies.
Human life support in emergencies. General requirements ГОСТ Р
22.3.01-94 Группа Т58 ОКСТУ 0022 Дата введения 1 января 1996 года Предисловие 1. Разработан
Всероссийским научно-исследовательским институтом по проблемам гражданской
обороны и чрезвычайным ситуациям (ВНИИ ГОЧС), доработан с участием рабочей
группы специалистов Технического комитета по стандартизации ТК 71
"Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных
ситуаций". Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 71 "Гражданская
оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций". 2. Принят и введен в действие
Постановлением Госстандарта России от 22 декабря 1994 г. N 328. 3. Введен впервые. 1. ОБЛАСТЬ
ПРИМЕНЕНИЯ Настоящий стандарт устанавливает общие
требования к жизнеобеспечению населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях
(ЧС), причиной возникновения которых являются стихийные (природные) бедствия
или техногенные аварии и катастрофы. Положения настоящего стандарта
применяются органами государственной власти и управления всех уровней,
организациями, учреждениями и предприятиями, независимо от формы собственности,
осуществляющими планирование, организацию и проведение мероприятий Российской
системы предупреждения и действий в ЧС по защите и жизнеобеспечению населения в
ЧС. 2. НОРМАТИВНЫЕ
ССЫЛКИ В настоящем стандарте использована ссылка
на ГОСТ Р 22.0.02-94 Безопасность в чрезвычайных
ситуациях. Термины и определения основных понятий. 3. ОПРЕДЕЛЕНИЯ И
СОКРАЩЕНИЯ В настоящем стандарте применяют следующие
термины с соответствующими определениями: 3.1. Жизнеобеспечение
населения в чрезвычайных ситуациях (ЖОН ЧС): совокупность согласованных и
взаимосвязанных по цели, задачам, месту и времени действий территориальных и
ведомственных органов управления, сил, средств и соответствующих служб,
направленных на создание условий, необходимых для сохранения жизни и
поддержания здоровья людей в зоне ЧС, на маршрутах эвакуации и в местах
отселения пострадавшего населения. 3.2. Система жизнеобеспечения населения в
ЧС: совокупность органов управления, организаций, учреждений и предприятий с их
связями, создающих и поддерживающих условия для сохранения жизни и здоровья
населения, пострадавшего в зоне ЧС, включающая территориальные, функциональные
и ведомственные звенья Российской системы предупреждения и действий в ЧС на
местном, региональном и государственном (федеральном) уровнях. 3.3. Первоочередные виды жизнеобеспечения
населения в ЧС: жизненно важные материальные средства и услуги, сгруппированные
по функциональному предназначению и сходным свойствам, используемые для
удовлетворения минимально необходимых потребностей пострадавшего в ЧС населения
в воде, продуктах питания, жилье, предметах первой необходимости, медицинском и
санитарно-эпидемиологическом, информационном, транспортном и
коммунально-бытовом обеспечении. 3.4. Период жизнеобеспечения населения в
ЧС: время, ограниченное началом и окончанием удовлетворения жизненно важными
материальными средствами и услугами пострадавшего населения по установленным
нормам и нормативам для условий ЧС. 3.5. Первоочередные потребности населения
в ЧС: объемы (количество) жизненно важных материальных средств и услуг,
необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья пострадавшего в ЧС
населения в течение всего периода жизнеобеспечения по установленным нормам и
нормативам для условий ЧС. 3.6. Возможности системы жизнеобеспечения
населения в ЧС: объемы (количество) жизненно важных материальных средств и
услуг, которые могут быть предоставлены пострадавшему в ЧС населению системой
жизнеобеспечения данного региона (отраслевого звена) в течение всего периода
ЖОН по установленным нормам и нормативам для условий ЧС. 3.7. Чрезвычайная ситуация (ЧС) - по ГОСТ
22.0.02. 3.8. Российская система предупреждения и
действий в ЧС (РСЧС) - по ГОСТ Р 22.0.02. 4. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ 4.1. Жизнеобеспечение населения в ЧС
осуществляют с целью сохранения жизни и здоровья людей, пострадавших в зоне ЧС,
на маршрутах эвакуации и в местах их отселения. 4.2. Жизнеобеспечение населения в
условиях ЧС должно обеспечивать создание условий для выживания пострадавшего в
ЧС населения на основе удовлетворения его первоочередных потребностей по установленным
нормам и нормативам ЧС в жизненно важных видах материальных средств и услуг. 4.3 При создании
и поддержании условий жизнеобеспечения пострадавшего в ЧС населения должны
соблюдаться следующие его основные принципы: - приоритетность функции государства в
подготовке и проведении всего комплекса мероприятий по ЖОН ЧС; - рациональное распределение функций по
ЖОН ЧС между центральными, региональными, местными и ведомственными органами
управления; - территориально-производственная
(отраслевая) организация ЖОН ЧС; - персональная ответственность
должностных лиц за выполнение законодательных, правовых и нормативных актов по
ЖОН ЧС; - заблаговременность подготовки страны
(региона) к ЖОН ЧС; - обеспечение социальной защищенности и
психологической поддержки всех граждан в зоне ЧС; - обеспечение физиологической и
энергетической достаточности норм ЖОН в зонах ЧС; - первоочередное ориентирование системы
ЖОН ЧС на местные ресурсы и возможности с последующим (при необходимости)
использованием региональных и государственных ресурсов в зависимости от типа и
масштаба ЧС; - открытость процесса ЖОН ЧС за счет
использования ресурсов от непострадавших регионов страны и зарубежной помощи; - способность к быстрому восстановлению
системы ЖОН ЧС после воздействия на нее дестабилизирующих факторов природных и
техногенных ЧС. 4.4. Удовлетворение первоочередных
потребностей населения в жизненно важных видах материальных средств и услуг
осуществляют: - обеспечением водой, продуктами питания,
жильем, предметами первой необходимости; - информационным, медицинским и
санитарно-эпидемиологическим, транспортным и коммунально-бытовым обеспечением. 4.4.1. Обеспечение водой населения в ЧС
должно предусматривать удовлетворение: - потребностей в воде лечебно-медицинских
мероприятий, санитарно-гигиенической обработки и профилактики населения; - хозяйственно-питьевых и
коммунально-бытовых нужд пострадавшего населения и личного состава спасателей. 4.4.2. Обеспечение продуктами питания
пострадавшего в ЧС населения должно предусматривать удовлетворение потребностей
в зерне, муке, хлебобулочных и макаронных изделиях, мясе и мясопродуктах
(консервах), молоке и детском питании, рыбе и рыбопродуктах (консервах),
картофеле и овощах, соли, сахаре и чае, а также фураже для животноводства. 4.4.3. Обеспечение
жильем пострадавшего в ЧС населения должно предусматривать развертывание и
сооружение при необходимости в зоне ЧС временных жилищ (палаток, юрт, землянок,
сборных или передвижных домов и т.п.), а также использование сохранившегося
жилого фонда (жилых домов, домов отдыха, санаториев, пансионатов, военных
городков, детских лагерей и т.п.) для размещения пострадавшего населения в
местах его отселения и эвакуации. 4.4.4. Обеспечение
предметами первой необходимости пострадавшего в ЧС населения должно
предусматривать удовлетворение его потребностей в верхней одежде, обуви,
головных уборах, постельных принадлежностях, простейшей бытовой посуде,
минимуме предметов галантереи и парфюмерии (нитки, иголки, мыло и т.п.) и
прочих товарах (табачные изделия, спички, примусы, керосин и т.п.). 4.4.5. Информационное обеспечение
населения в ЧС должно предусматривать своевременное оповещение его и органов
управления всех уровней о возможности и факте возникновения бедствия, возможных
его последствиях, правилах поведения в зоне ЧС. 4.4.6. Медицинское и
санитарно-эпидемиологическое обеспечение населения в ЧС должно предусматривать
оказание первой помощи пострадавшему в зоне ЧС населению, обеспечение его
простейшими медикаментами и медицинским имуществом, сортировку пораженных и
оказание им квалифицированной и элементов специализированной медицинской помощи
подвижными формированиями службы "Медицина катастроф" в зоне ЧС с
последующей (при необходимости) эвакуацией пострадавших в лечебные учреждения
для стационарного лечения, а также выполнение санитарно-гигиенических и
противоэпидемических мероприятий. 4.4.7. Транспортное обеспечение
населения, пострадавшего в ЧС, должно предусматривать проведение мероприятий по
удовлетворению потребностей в транспортных средствах для решения задач
эвакуации (перевозки) пострадавших из зоны ЧС в районы отселения и подвоза
материальных ресурсов ЖОН в зону ЧС. 4.4.8. Обеспечение коммунально-бытовыми
услугами населения, пострадавшего в ЧС, должно предусматривать проведение
мероприятий по удовлетворению его минимально необходимых нужд в тепле,
освещении, санитарной очистке территории, банно-прачечном, ритуальном
обслуживании. 4.5. Создание и поддержание условий для
сохранения жизни и здоровья населения, пострадавшего в ЧС, обеспечивают на
основе устойчивого функционирования системы его жизнеобеспечения с учетом
необходимости снижения ее потребностей и повышения возможностей. 4.5.1. Устойчивое функционирование
системы жизнеобеспечения населения в ЧС обеспечивают: - соблюдением основополагающих принципов
ЖОН ЧС, указанных в 4.3; - заблаговременным планированием и
проведением в установленном порядке мероприятий, обеспечивающих защищенность и
стойкость системы, подсистем и объектов ЖОН ЧС от воздействия дестабилизирующих
факторов природных бедствий и техногенных катастроф, характерных для данного
региона; - способностью сохранять свойства системы
на заданном уровне в течение всего периода ЖОН ЧС; - созданием защищенных запасов ресурсов
ЖОН ЧС в потенциально опасных зонах (регионах) с учетом рациональных
соотношений между объемами государственных, региональных и местных фондов; - созданием в регионах защищенных запасов
ресурсов для восстановления ослабленной бедствием системы ЖОН ЧС, а также
обеспечением способностей к восстановлению основной ее части за время, не
превышающее периода ЖОН ЧС; - взаимодействием с силами (органами),
участвующими в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, а
также с силами поддержания общественного порядка; - подготовкой в установленном порядке
системы и объектов ЖОН ЧС в районах эвакуации к функционированию в случае
отселения и эвакуации населения из зоны ЧС; - разработкой (наличием) норм и
нормативов решения задач ЖОН ЧС в зависимости от различных видов ЧС,
природно-климатических, социально-экономических и других условий в потенциально
опасных зонах и регионах; - устойчивостью управления системой ЖОН
ЧС в регионе (зоне ЧС); - подготовкой в установленном порядке
транспортных средств к работе в условиях ЧС; - своевременностью и полнотой
информирования населения и органов управления о характере возможной опасности,
об угрозе возникновения ЧС, о правилах поведения и порядке действий в зоне ЧС; - соблюдением требований законодательных,
правовых и нормативных актов по ЖОН ЧС; - созданием условий для маневрирования
внешними и внутренними ресурсами сил, средств и услуг. 4.5.2. Снижение потребностей системы
жизнеобеспечения населения в ресурсах обеспечивают: - заблаговременной подготовкой региона
РСЧС к возможным природным и техногенным ЧС; - повышением эффективности проведения
аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС; - отселением пострадавшего населения в
часть региона, не подвергшуюся воздействию ЧС; - эвакуацией пострадавшего населения в
сопредельные непострадавшие регионы; - заблаговременным планированием
мероприятий по восстановлению нарушенного в ЧС сельскохозяйственного
производства, защите, спасению, ветеринарному обеспечению, обеспечению водой и
фуражом сельскохозяйственных животных, по их эвакуации (перегону), в случае
необходимости, в безопасные районы. 4.5.3. Повышение возможностей системы
жизнеобеспечения населения в ЧС обеспечивают: - формированием ресурсов ЖОН ЧС
(денежного и материально-вещевого фондов) путем государственного и целевого
страхования, налогообложения и взимания квоты с ведомств, отраслей экономики,
коммерческих структур и предприятий за риск возникновения ЧС, а также за счет
государственных резервов, региональных и местных резервов республик, краев и
областей, входящих в состав Российской Федерации; - перераспределением ресурсов ЖОН ЧС
страны в пользу пострадавшего региона РСЧС; - ввозом ресурсов ЖОН ЧС из сопредельных
регионов РСЧС. |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |