Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 22 декабря 1994 г. N 329 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Safety
in emergencies. Protection
of population. Basic principles ГОСТ Р
22.3.03-94 Дата введения 1 января 1996 года ПРЕДИСЛОВИЕ 1. Разработан Всероссийским научно-исследовательским
институтом по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ВНИИ ГОЧС) МЧС России, доработан с участием рабочей группы
специалистов Технического комитета по стандартизации ТК 71 "Гражданская
оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций". Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 71 "Гражданская
оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций". 2. Принят и введен в действие
Постановлением Госстандарта России от 22 декабря 1994 г. N 329. 3. Введен впервые. 1. ОБЛАСТЬ
ПРИМЕНЕНИЯ Настоящий стандарт
устанавливает основные положения и требования к организации и проведению работ
по защите жизни и здоровья населения в условиях чрезвычайных ситуаций (ЧС),
вызванных природными стихийными бедствиями, техногенными авариями и
катастрофами, и является основой для разработки и практического применения
уполномоченными на то научно-исследовательскими учреждениями, органами и
звеньями представительной и исполнительной власти РФ нормативной документации и
выполнения соответствующих мероприятий по конкретным направлениям и разделам общей программы обеспечения безопасности
людей в ЧС. Положения стандарта
применяются органами государственного управления и регулирования,
министерствами и ведомствами Российской Федерации и входящими в ее состав
субъектами Федерации, государственными, кооперативными, общественными,
акционерными и частными предприятиями, объединениями, организациями и
учреждениями Российской Федерации и гражданами, обязанными обеспечивать
безопасность персонала и населения на местности, участвовать в решении задач
планирования, регулирования, координации, руководства и осуществления комплекса
работ по обеспечению защиты населения при ЧС,
обусловленных природными стихийными бедствиями, техногенными авариями и
катастрофами, нарушающими нормальные условия жизни и деятельности на объекте
или на определенной территории (акватории) и могущих привести к людским
потерям. 2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 2.1. Обеспечение
безопасности людей в ЧС, обусловленных природными стихийными бедствиями,
техногенными авариями и катастрофами, а также применением современного оружия
(военные ЧС) является общегосударственной задачей, обязательной для решения
всеми территориальными, ведомственными и функциональными органами управления и
регулирования, службами и формированиями, а также подсистемами, входящими в
Российскую систему предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС). 2.2. Безопасность людей в ЧС должна
обеспечиваться: - снижением вероятности возникновения и
уменьшением возможных масштабов источников природных, техногенных и военных ЧС; - локализацией, блокированием,
подавлением, сокращением времени существования, масштабов и ослабления действия
поражающих факторов и источников ЧС; - снижением
опасности поражения людей в ЧС путем предъявления и реализации специальных
требований к расселению людей, рациональному размещению потенциально опасных и
иных производств, транспортных и прочих техногенно
опасных и жизненно важных объектов и коммуникаций, созданию объектов с
внутренне присущей безопасностью и средствами локализации и самоподавления
аварий, а также путем рациональной планировки и застройки городов и других
населенных пунктов, строительства специфически устойчивых в конкретных ЧС зданий и сооружений, принятия соответствующих
объемно-планировочных и конструктивных решений; - повышением устойчивости
функционирования систем и объектов жизнеобеспечения и профилактикой нарушений
их работы, могущих создать угрозу для жизни и здоровья людей; - организацией и
проведением защитных мероприятий в отношении населения и персонала аварийных и
прочих объектов при возникновении, развитии и распространении поражающих
воздействий источников ЧС, а также осуществлением аварийно-спасательных и
других неотложных работ по устранению непосредственной опасности для жизни и
здоровья людей, восстановлению жизнеобеспечения населения на территориях,
подвергшихся воздействию разрушительных и вредоносных сил природы и техногенных
факторов; - ликвидацией последствий и реабилитацией
населения, территорий и окружающей среды, подвергшихся воздействию при ЧС. 2.3. Защита населения - комплекс
взаимоувязанных по месту, времени проведения, цели, ресурсам мероприятий РСЧС,
направленных на устранение или снижение на пострадавших территориях до
приемлемого уровня угрозы жизни и здоровью людей в случае реальной опасности
возникновения или в условиях реализации опасных и вредных факторов стихийных
бедствий, техногенных аварий и катастроф. Мероприятия по защите людей от источников
ЧС должны планироваться в объемах, гарантирующих непревышение
нормативного воздействия на них возможных поражающих факторов для расчетной ЧС. В условиях возникновения ЧС мероприятия
по защите должны осуществляться в объемах, обеспечивающих непревышение
допустимого нормативного воздействия на людей реализовавшихся поражающих
факторов. Если в силу складывающихся обстоятельств
установленные нормативы допустимых опасных воздействий могут быть превышены,
мероприятия по защите людей надлежит проводить по направлениям и в масштабах,
позволяющих максимально ослабить это воздействие. 2.4. Потенциальная угроза жизни и
здоровью населению в ЧС может реализоваться вследствие высвобождения в
природную среду обитания человека больших количеств сконцентрированной энергии,
опасных и вредных для жизни и здоровья людей веществ и агентов при: - непосредственном
воздействии на людей стихийных сил природы, поражающих факторов техногенных
аварий и катастроф, а также применении современных средств вооруженной борьбы; - высвобождении
в природную среду обитания человека больших количеств сконцентрированной
энергии, опасных и вредных для жизни и здоровья людей веществ и агентов; - разрушении энергонасыщенных и других потенциально опасных объектов,
установок и технических систем промышленного,
экспериментально-производственного, исследовательского и складского назначения; - разрушении и
критическом нарушении работы систем или объектов жизнеобеспечения людей в
местах проживания. 2.5. Защите в ЧС
подлежит все население с учетом численности и особенностей составляющих его
основных категорий и групп людей на конкретных территориях: демографических
(возраст, пол), по состоянию здоровья (уровень общей сопротивляемости организма
действию экстремальных факторов и неблагоприятных условий жизни и быта,
физическая и психическая способность к коллективным и самостоятельным защитным
действиям, к пользованию средствами индивидуальной защиты) и т.д. Эти
особенности подлежат учету при выборе эффективных, социально обоснованных и
экономически реальных вариантов защиты, соответствующих специфике защищаемых
контингентов, при разработке планов защиты населения в ЧС на подконтрольных территориях,
а также при организации и проведении всесторонней подготовки к выполнению
намеченного комплекса защитных мероприятий. 2.6. Мероприятия по подготовке к
действиям по защите населения в ЧС следует планировать и осуществлять
дифференцированно по видам и степеням возможной опасности на конкретных
территориях и с учетом насыщенности этих территорий объектами промышленного
назначения, гидросооружениями, объектами и системами производственной и
социальной инфраструктуры; наличия номенклатуры, мощности и размещения
потенциально-опасных объектов; характеристик, в том числе по стоимости и
защитным свойствам в условиях ЧС, имеющихся зданий и сооружений и их
строительных конструкций; особенностей расселения жителей; климатических и
других местных условий. 2.7. Систему защиты населения в ЧС
следует формировать на основе разбивки подконтрольной территории на зоны
вероятных ЧС по результатам: - анализа вероятности возникновения на
данной территории и на отдельных ее элементах ЧС; - прогнозирования характера, масштабов и
времени существования вероятных ЧС; - оценки возможных факторов риска,
интенсивности формирования и проявления поражающих факторов и воздействий
источников ЧС; - оценки особенностей техносферы
и населения подконтрольной территории и ее элементов
по показателям и характеристикам согласно 2.5 и 2.6. Для выделенных зон опасности и согласно
совокупным характеристикам относящихся к ним территорий, объектов техносферы и населения, необходимо разрабатывать типовые
варианты защиты населения и проводить мероприятия по заблаговременной
подготовке к действиям в экстремальной обстановке. Типовые варианты защиты
должны служить основой для выбора рабочего плана действий на данной территории
при конкретной ЧС.При
необходимости принятый в качестве рабочего план следует корректировать в
соответствии со складывающейся обстановкой. 2.8. Объемы и сроки проведения
мероприятий по заблаговременной подготовке системы защиты населения определяют
исходя из принципа разумной достаточности в обеспечении безопасности населения
в условиях ЧС мирного времени. Достаточный уровень заблаговременной
подготовки системы защиты населения для военного времени определяют исходя из
условия равной безопасности населения нашей страны и стран возможного
противника. Мероприятия по защите населения в ЧС
следует планировать и проводить при рациональном расходовании материальных и
финансовых ресурсов, максимальном использовании существующих, дооснащаемых и вновь создаваемых производств, зданий и
сооружений и объектов инфраструктуры, технических защитных и спасательных
средств, приспособлений, специальной оснастки, профилактических и лечебных
препаратов и прочего имущества. 3. ОСНОВНЫЕ
МЕРОПРИЯТИЯ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В ЧС И УСЛОВИЯ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ 3.1. Для защиты жизни и здоровья
населения в ЧС следует применять следующие основные мероприятия гражданской
обороны, являющиеся составной частью мероприятий РСЧС: - укрытие людей в
приспособленных под нужды защиты населения помещениях производственных,
общественных и жилых зданий, а также в специальных защитных сооружениях; - эвакуацию населения из зон ЧС; - использование средств индивидуальной
защиты органов дыхания и кожных покровов; - проведение мероприятий медицинской
защиты; - проведение аварийно-спасательных и
других неотложных работ в зонах ЧС. 3.2. Укрытие населения в приспособленных
помещениях и в специальных защитных сооружениях следует проводить по месту постоянного
проживания или временного нахождения людей непосредственно во время действия
поражающих факторов источников ЧС, а также при угрозе их возникновения. 3.3. Эвакуация населения из зон ЧС 3.3.1. Эвакуацию следует проводить в
случае угрозы возникновения или появления реальной опасности формирования в
этих зонах под влиянием разрушительных и вредоносных сил природы, техногенных
факторов и применения современного оружия критических условий для безопасного
нахождения людей, а также при невозможности удовлетворить в отношении жителей
пострадавших территорий минимально необходимые требования и нормативы
жизнеобеспечения. 3.3.2. Эвакуацию
следует осуществлять путем организованного вывода и (или) вывоза населения в
близлежащие безопасные места, заранее подготовленные по планам экономического и
социального развития соответствующих регионов, городов и населенных пунктов и
оборудованные в соответствии с требованиями и нормативами временного
размещения, обеспечения жизни и быта людей. 3.4. Использование средств индивидуальной
защиты органов дыхания и кожных покровов 3.4.1. Средства
индивидуальной защиты органов дыхания и кожи (СИЗ) в системе защитных
мероприятий в зонах ЧС должны предотвращать сверхнормативные воздействия на
людей опасных и вредных аэрозолей, газов и паров, попавших в окружающую среду
при разрушении оборудования и коммуникаций соответствующих объектов, а также
снижать нежелательные эффекты действия на человека светового, теплового и
ионизирующего излучений. 3.4.2. В качестве средств индивидуальной
защиты органов дыхания следует использовать общевойсковые, гражданские и
промышленные противогазы, выпускаемые промышленностью респираторы (в том числе
выпускаемые для производственных целей), простейшие и подручные средства (противопыльные тканевые маски и повязки). В качестве средств индивидуальной защиты
кожи надлежит использовать общевойсковые защитные комплекты, различные защитные
костюмы промышленного изготовления и простейшие средства защиты кожи
(производственная и повседневная одежда, при необходимости пропитанная
специальными растворами). 3.4.3. Выпускаемые промышленностью СИЗ должны быть направлены преимущественно для обеспечения
личного состава формирований, подготавливаемых для проведения спасательных и
других неотложных работ в очагах поражения. Остальное население должно
использовать простейшие и подручные средства. 3.5. Проведение мероприятий медицинской
защиты 3.5.1. Мероприятия медицинской защиты
населения при ЧС следует проводить с целью предотвращения или снижения тяжести
поражений, ущерба для жизни и здоровья людей под воздействием опасных и вредных
факторов стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также для обеспечения
эпидемического благополучия в районах ЧС и в местах дислокации эвакуированных.
Эти цели должны достигаться применением профилактических медицинских
препаратов-антидотов, протекторов, стимуляторов резистентности, своевременным
оказанием квалифицированной медицинской помощи
пораженным и их специализированным стационарным лечением до определившегося
исхода, иммунопрофилактикой среди категорий лиц повышенного риска инфицирования
и проведением других противоэпидемических мероприятий. 3.5.2. Мероприятия
медицинской защиты в природных и техногенных ЧС следует планировать и
осуществлять с использованием наличных сил и средств министерств и ведомств
Российской Федерации, непосредственно решающих задачи защиты жизни и здоровья
людей, а также специализированных функциональных подсистем РСЧС: экстренной
медицинской помощи, санитарно-эпидемиологического надзора, защиты и
жизнеобеспечения населения в ЧС, экологической безопасности и других, с их
наращиванием путем создания и развертывания необходимого количества
медицинских формирований и учреждений. 3.5.3. Первую медицинскую помощь
пострадавшим до их эвакуации в лечебные учреждения оказывают непосредственно в
очагах поражения в ходе спасательных и других неотложных работ. Оказание этой
помощи следует осуществлять с участием заранее формируемых для такой цели из
самого населения санитарных постов и санитарных дружин, в состав которых надлежит
включать лиц, специально обученных общим приемам оказания само- и взаимопомощи
и способных организовать практическое выполнение населением этих приемов в
экстремальных условиях. 3.5.4. В рамках
подготовки к выполнению мероприятий медицинской защиты населения в ЧС следует
заблаговременно создавать также специальные медицинские формирования и
учреждения; вести подготовку медицинского персонала; накапливать медицинские
средства защиты, медицинского и специального имущества и техники для оснащения
медицинских формирований и учреждений; проводить профилактические мероприятия и
прививки населению; подготавливать к развертыванию дополнительную коечную сеть;
разрабатывать режимы поведения и действия населения в ЧС. 3.6. Проведение аварийно-спасательных и
других неотложных работ в зонах ЧС 3.6.1. Аварийно-спасательные и другие
неотложные работы в зонах ЧС следует проводить с целью срочного оказания помощи
населению, которое подверглось непосредственному или косвенному воздействию
разрушительных и вредоносных сил природы, техногенных аварий и катастроф, а
также для ограничения масштабов, локализации или ликвидации возникших при этом
ЧС. 3.6.2. Комплексом аварийно-спасательнных работ необходимо обеспечить поиск и удаление
людей за пределы зон действия опасных и вредных для их жизни и здоровья
факторов, оказание неотложной медицинской помощи пострадавшим и их эвакуацию в
лечебные учреждения, создание для спасенных необходимых условий физиологически
нормального существования человеческого организма. 3.6.3. Неотложные работы должны
обеспечить блокирование, локализацию или нейтрализацию источников опасности,
снижение интенсивности, ограничение распространения и устранение действия полей
поражающих факторов в зоне бедствия, аварии или катастрофы до уровней,
позволяющих эффективно применить другие мероприятия защиты. 3.6.4. Аварийно-спасательные
и другие неотложные работы следует планировать и осуществлять с использованием
сил и средств министерств и ведомств, межотраслевых государственных
консорциумов, корпораций, концернов и ассоциаций РФ, а также территориальных,
функциональных и ведомственных подсистем РСЧС по принадлежности подконтрольных
им территорий и объектов, располагающих необходимыми специалистами
(здравоохранения, охраны правопорядка, материально-технического снабжения,
социального обеспечения и др.) и техническими средствами, которые пригодны для
использования в очагах поражения в целях перевозки
людей, в том числе с травмами и повреждениями; производства демонтажных,
монтажных, дорожных, погрузочно-разгрузочных и земляных работ, проведения
дегазации, дезактивации, дезинфекции и прочих специальных работ. 3.6.5. В зонах поражения необходимо
организовать жизнеобеспечение населения и личного состава формирований,
привлекаемых к участию в спасательных и других неотложных работах. 3.7. Заблаговременная
подготовка и ввод в действие планов защиты населения в ЧС, обусловленных
природными стихийными бедствиями, техногенными авариями, катастрофами, а также
применением современного оружия, должны предусматривать проведение согласованных
по времени, целям и средствам работ по планированию и осуществлению комплекса
организационных, инженерно-технических и специальных мероприятий гражданской
обороны, а также по формированию необходимых для этого сил и средств. 3.8. Планирование, организация исполнения
и непосредственное руководство проведением мероприятий по защите населения в ЧС
находятся в компетенции органов исполнительной власти на местах, постоянно
действующих территориальных комиссий по чрезвычайным ситуациям, соответствующих
территориальных, функциональных и ведомственных звеньев РСЧС,
специализированных органов управления, сил и формирований ГО, диспетчерских
(дежурных) служб предприятий и других объектов. При необходимости к проведению указанных
работ могут привлекаться общественные организации - профессиональные союзы,
ассоциации спасательных формирований, добровольные общества спасателей и другие
объединения. В исключительных обстоятельствах, связанных с необходимостью
экстренного проведения спасательных и других неотложных работ, допустима
мобилизация трудоспособного населения и транспортных средств
граждан для проведения указанных работ при обязательном обеспечении
безопасности труда. 3.9. Применение комплекса мероприятий по
защите населения в ЧС в рамках РСЧС должно обеспечиваться: - организацией и осуществлением
непрерывного наблюдения, контроля и прогнозирования состояния природной среды,
возникновения и развития опасных для населения
природных явлений, техногенных аварий и катастроф с учетом особенностей
подконтрольных территорий; - своевременным оповещением инстанций,
органов руководства и управления, а также должностных лиц об угрозе
возникновения ЧС и их развитии, а также доведением до населения установленных
сигналов и порядка действий в конкретно складывающейся обстановке; - обучением населения действиям в ЧС и
его психологической подготовкой; - разработкой и осуществлением мер по
жизнеобеспечению населения на случай природных и техногенных ЧС. Порядок, силы и средства осуществления указанных обеспечивающих мероприятий, их согласованность в
различных звеньях управления и исполнения при решении задач достижения
безопасности населения в ЧС должны регламентироваться самостоятельными
нормативными документами. |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |
|