Утвержден и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 26 сентября 1985 г. N 3004 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР МАТЕРИАЛЫ АНТИФРИКЦИОННЫЕ ПОРОШКОВЫЕ МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТРИБОТЕХНИЧЕСКИХ СВОЙСТВ Powder
antifriction materials. Test method for
determination of tribotechaical
properties ГОСТ 26614-85 Группа В59 ОКСТУ 1909 Срок действия с 1 января 1987 года до 1 января 1992 года Разработан Академией наук Украинской ССР. Исполнители: В.Н. Клименко, И.М.
Федорченко, В.В. Пушкарев, В.В. Полотай, А.Е. Кущевский, М.М. Симонович. Внесен Академией наук Украинской ССР:
вице-президент И.К. Походня. Утвержден и введен в действие
Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 26.09.1985 N
3004. Настоящий стандарт устанавливает метод
испытаний антифрикционных порошковых материалов с целью оценки их триботехнических свойств при
трении с ограниченной подачей смазки. Сущность метода заключается в определении
зависимости износа и силы трения сопряженных поверхностей образца материала и контробразца от скорости скольжения и силы нагружения и вычислении их интенсивности изнашивания и
коэффициента трения. Метод не распространяется на материалы с
твердостью менее НВ 20 и более НВ 150. 1. МЕТОДЫ ОТБОРА
ОБРАЗЦОВ 1.1. Образцы для испытаний по форме и
размерам должны соответствовать черт. 1. Черт. 1 1.2. Метод отбора образцов указывают в
нормативно-технической документации на конкретный материал или изделие. 1.3. Образцы для испытания не должны быть
предварительно пропитаны смазочными или другими жидкостями. 1.4. Контробразец
по форме и размерам должен соответствовать черт. 2. Контробразец
должен быть изготовлен из стали 45 ГОСТ 1050-88 и термообработан
до твердости 42 - 45 HRC. (в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта СССР от
27.08.1991 N 1395) Черт. 2 (в ред. Изменения N 1, утв.
Постановлением Госстандарта СССР от 27.08.1991 N 1395) 2. АППАРАТУРА И
МАТЕРИАЛЫ 2.1. Испытательная установка,
предназначенная для определения триботехнических
свойств, должна обеспечивать: частоту вращения
вала n с установленным на нем контробразцом от 8 до
24 ,
определяемую с погрешностью не более 5%; радиальное биение наружной поверхности контробразца не более 5 мкм; силу прижатия Р
испытуемого образца к контробразцу от 100 до 1000 Н.
Погрешность определения силы не более 5%; непрерывную регистрацию линейного износа
испытуемого образца и контробразца величиной от 5 мкм
и более. Погрешность регистрации износа при вращающемся вале испытательной
установки должна быть не более 5 мкм. Масштаб записи на ленте
регистрирующего прибора должен быть не менее 1000:1; непрерывную регистрацию силы трения от
0,5 до 250 Н. Погрешность измерения силы трения при вращающемся вале
испытательной установки должна быть не более 4%. Регистрирующая система записи
силы трения на диаграммную ленту должна иметь цену деления не более 0,5 Н/мм.
Порог чувствительности системы записи силы трения
должен быть не более 0,5 Н. (в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта СССР от
27.08.1991 N 1395) Принципиальная схема испытаний приведена на черт. 3. 1 - образец; 2 - контробразец Черт. 3 Схема и описание узла трения
испытательной установки приведены в рекомендуемом Приложении 1. 2.2. Смазочное устройство с объемом масла
не менее 50 см3 приведено на черт. 4. 1 - контробразец; 2 -
фитиль; 3 - масло Черт. 4 2.3. Алмазный круг 2720-0030 по ГОСТ
16167-80 (отверстие круга расточено по черт. 2). 2.4. Весы лабораторные с наибольшим
пределом взвешивания 200 г, с погрешностью взвешивания не более 0,0002 г по
ГОСТ 24104-88. (в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта СССР от
27.08.1991 N 1395) 2.5. Масло индустриальное И-20 по ГОСТ
20799-75. 2.6. Жидкости для промывки образцов: бензин по ГОСТ 443-76; ацетон по ГОСТ 2603-79; спирт этиловый по ГОСТ 18300-87. (в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта СССР от
27.08.1991 N 1395) 3. ПОДГОТОВКА К
ИСПЫТАНИЯМ 3.1. Испытуемый образец устанавливают в
держатель. На вал машины устанавливают алмазный круг. 3.2. Предварительную обработку
поверхности трения образца проводят алмазным кругом при частоте вращения вала 8
и силе прижатия образца к кругу 10 Н до
устранения следов предыдущей обработки поверхности образца, устанавливаемого
визуально. 3.3. Образец в держателе после
предварительной обработки последовательно промывают бензином, ацетоном и
спиртом, затем высушивают на воздухе. 3.4. Контробразец
последовательно промывают бензином, ацетоном и спиртом, высушивают на воздухе.
Определяют массу контробразца с погрешностью не более
0,0005 г. 3.5. Устанавливают на вал машины взамен
алмазного круга контробразец и после установки
смазочного устройства (см. черт. 4) таким образом, чтобы его фитиль касался
поверхности трения контробразца, приступают к
приработке. 3.6. Приработку осуществляют при частоте
вращения вала 8 и силе прижатия образца к контробразцу
100 Н до обеспечения касания не менее 90% поверхности образца, устанавливаемой
визуально. 4. ПРОВЕДЕНИЕ
ИСПЫТАНИЙ 4.1. Испытания состоят из отдельных
опытов, проводимых при сочетаниях скоростей скольжения и нагрузок в
последовательности, указанной в таблице. ────────────────────┬───────────────────────┬───────────────────── Частота вращения │ Скорость скольжения, │ Сила нагружения, Н -1 │ м/с │ машины, с │ │ ────────────────────┼───────────────────────┼───────────────────── 8 │1 │200 8 │1 │300 16 │2 │200 24 │3 │200 Испытания повторяют не менее трех раз с
заменой образцов, контробразцов и масла в смазочном
устройстве. Нагружение образца должно производиться при вращающемся
контробразце. 4.2. В начале испытаний износ образца и контробразца записывают непрерывно. После максимального
отклонения стрелки записывающего прибора в процессе разогрева испытательной
системы установки непрерывную запись проводят не менее 15 мин. Затем
непрерывную запись прекращают и периодически, через каждые 60 мин, проводят
запись в течение 1 мин. Пример записи прибора, периодически
регистрирующего износ в опыте, приведен на черт. 5. Черт. 5 4.3. После каждого испытания с
определенным сочетанием нагрузок и скоростей контробразец,
снятый с вала машины, и фитиль, вынутый из смазочного устройства,
последовательно промывают бензином, ацетоном и спиртом и высушивают на воздухе. 4.4. Определяют массу контробразца
с погрешностью не более 0,0005 г. 4.5. Запись силы трения при испытании
производят сначала непрерывно, а затем периодически одновременно с записью
линейного износа. Прибор, регистрирующий силу трения с целью записи линии
начала отсчета, включают за 1 мин до включения привода испытательной установки.
Пример записи прибора, периодически регистрирующего силу трения, приведен на черт. 6. Черт. 6 4.6. Испытания по определению износа и
силы трения при каждом сочетании скоростей скольжения и нагрузок следует
считать законченными при соблюдении любого из следующих условий: суммарный линейный износ образца и контробразца превышает 30 мкм; сила трения превышает 50 Н; суммарный линейный износ образца и контробразца составляет менее 5 мкм на пути трения 20 км. 5. ОБРАБОТКА
РЕЗУЛЬТАТОВ 5.1. Суммарную линейную интенсивность
изнашивания образца и контробразца (I) вычисляют по
формуле , (в ред. Изменения N 1, утв.
Постановлением Госстандарта СССР от 27.08.1991 N 1395) где а - расстояние между линией начала
отсчета на ленте регистрирующего прибора и линией записи износа в конце
испытания (см. черт. 5), мм; М - масштаб записи регистрирующего
прибора; D - диаметр контробразца,
мм; n - частота вращения контробразца, ; t - продолжительность испытания, мин. Устанавливают положение линии начала
отсчета линейного износа: на участке диаграммной ленты (см. черт.
5) регистрирующего прибора с непрерывной записью износа в начальный период
испытаний находят точку максимального отклонения, вызванного разогревом
испытательной системы установки; через найденную точку проводят прямую параллельно
продольной линии диаграммной ленты. 5.2. Линейную интенсивность изнашивания контробразца () вычисляют
по формуле , (в ред. Изменения N 1, утв.
Постановлением Госстандарта СССР от 27.08.1991 N 1395) где - масса контробразца
до испытания, г; - масса контробразца после испытания, г; В - ширина образца, мм; D - диаметр контробразца,
мм; n - частота вращения контробразца, ; t - продолжительность испытания, мин; - плотность материала контробразца, г/см3; К - коэффициент, учитывающий взаимное перекрытие сопряженных
поверхностей образца материала и контробразца. (абзац введен Изменением N 1, утв. Постановлением Госстандарта СССР от
27.08.1991 N 1395) Коэффициент К
определяют по формуле ,
где В - ширина образца, мм; D - диаметр контробразца,
мм. (абзац введен Изменением N 1, утв. Постановлением Госстандарта СССР от
27.08.1991 N 1395) 5.3. Линейную интенсивность изнашивания
образца () вычисляют
по формуле , где I - суммарная линейная интенсивность
изнашивания образца и контробразца; - линейная интенсивность изнашивания контробразца. 5.4. Массу износа контробразца
менее 0,002 г в расчетах линейной интенсивности изнашивания не учитывают. 5.5. Значение интенсивности изнашивания
рассчитывают для каждого результата испытаний, полученного при заданных
скоростях скольжения и нагрузках, приведенных в таблице. 5.6. Коэффициент трения (f) вычисляют по
формуле , где b - расстояние между линией начала
отсчета записи на ленте регистрирующего прибора и линией записи силы трения в
конце испытания, мм (см. черт. 6); N - цена деления системы записи силы
трения, Н/мм; (в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта СССР от
27.08.1991 N 1395) Р - нагрузка на образец, Н. 5.7. За оценку интенсивности изнашивания
образца и контробразца и коэффициента трения
принимают средние арифметические значения испытаний не менее трех образцов. 5.8. Результаты испытаний записывают в
протокол, форма которого приведена в рекомендуемом Приложении 2. Приложение 1 Рекомендуемое СХЕМА УЗЛА ТРЕНИЯ МАШИНЫ М-22П Узел трения (см. чертеж) состоит из
корпуса 3, в котором подвижно на подшипниках смонтирован вал 11. На конце вала
закрепляют подвижный контробразец
4. На корпусе 3 подвижно на подшипниках смонтирована каретка 2, ось качания
которой совпадает с осью вращения вала 11. Каретка 2 зафиксирована от поворота
при помощи упора каретки 12, взаимодействующей с динамометрической пружиной 1.
Деформация динамометрической пружины 1 контролируется датчиком линейных
перемещений 13, закрепленного на стойке 14. На
кронштейне каретки 10 в направляющих 6 установлен суппорт 7 с возможностью
радиального перемещения относительно оси вала 11. На суппорте 7 закреплен
неподвижный образец 5, который находится во взаимодействии с подвижным
контробразцом 4. В отверстии суппорта 7 свободно
расположен в радиальном направлении стержень 8, один конец которого свободно
упирается в тыльную сторону образца 5, а второй в датчик линейных перемещений
9, закрепленный на выступе кронштейна 10. Стержень 8 изготовлен из материала с
малым коэффициентом термического расширения. Включают привод вращения вала 11, суппорт
7 с образцом 5 прижимают с заданной силой к контробразцу
4. Сила трения, возникающая между неподвижным образцом 5 и подвижным контробразцом 4, стремится повернуть каретку 2. О силе
трения судят по стреле прогиба динамометрической пружины 1, измеряемой датчиком
линейных перемещений 13. Износ образца и контробразца
определяют с помощью датчика линейных перемещений 9. Назначение стержня 8
заключается в снижении влияния деформации и теплового расширения суппорта на
результаты измерения износа. Приложение 2 Рекомендуемое ПРОТОКОЛ результатов определения триботехнических свойств по ГОСТ __________________________________________________________________ (обозначение марки материала, его свойства, __________________________________________________________________ условия изготовления образцов для испытаний и др.) __________________________________________________________________ ─────────┬──────────────────┬──────────────────┬────────────────── Номер │ Интенсивность │ Интенсивность │Коэффициент трения образца │ изнашивания │ изнашивания │ │ образца │ контробразца │ ├──────────────────┴──────────────────┴────────────────── │ скорость скольжения, м/с ├────┬───┬────┬────┬───┬────┬────┬────┬───┬────┬────┬──── │ 1 │ 1 │ 2 │ 3 │ 1 │ 1 │ 2 │ 3 │ 1 │ 1 │ 2 │ 3 ├────┴───┴────┴────┴───┴────┴────┴────┴───┴────┴────┴──── │ нагрузка, Н ├────┬───┬────┬────┬───┬────┬────┬────┬───┬────┬────┬──── │200 │300│200 │200 │200│300 │200 │200 │200│300 │200 │200 ─────────┼────┴───┴────┴────┼───┴────┴────┴────┼───┴────┴────┴──── 1 │ │ │ 2 │ │ │ 3 │ │ │ 4 │ │ │ 5 │ │ │ Образец испытан ___________________________ Подпись ответственного (дата, машина трения и др.) за испытания |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |