Введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 17 декабря 1983 г. N 6097 МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ УКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ ТОПЛИВА ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ И МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ Electrical
fuel level indicators for motor vehicles. Technical
requirements and test methods ГОСТ 26021-83 Группа П14 ОКП 45 7382 Постановлением Государственного комитета
СССР по стандартам от 17 декабря 1983 г. N 6097 дата введения установлена
01.01.1985. Ограничение срока действия снято по
Протоколу N 4-93 Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и
сертификации (ИУС 4-94). Издание (декабрь 2002 г.) с Изменением N
1, утвержденным в июне 1989 г. (ИУС 11-89). Настоящий стандарт распространяется на
электрические дистанционные указатели уровня топлива, предназначенные для
установки на автомобили общего назначения и состоящие из датчика реостатного
типа и показывающего прибора. Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 3043-81. Стандарт не распространяется на указатели
уровня топлива, разработанные до 01.01.1985. (Измененная
редакция, Изм. N 1). 1. ТЕХНИЧЕСКИЕ
ТРЕБОВАНИЯ 1.1. Указатели уровня топлива должны
соответствовать требованиям ГОСТ 3940-84, ГОСТ 25651-83, настоящего стандарта и
нормативно-технической документации на указатели уровня топлива конкретного
типа. 1.2. Основная погрешность указателей
уровня топлива не должна превышать значений, указанных в таблице. ─────────────────────────────────┬──────────────────────────────── Положение стрелки указателя │ Основная погрешность, % ─────────────────────────────────┼──────────────────────────────── "Пустой" │ +5 │ -9 "Половина" │ +/- 7 "Полный" │ +9 │ -7 (Измененная
редакция, Изм. N 1). 1.3. Дополнительная температурная
погрешность не должна превышать +/- 2% на каждые 10 °C изменения температуры
окружающей среды от (20 +/- 5) °C в диапазоне рабочих температур. 1.4. Указатели уровня топлива должны быть
работоспособны в диапазоне температур от минус 50 °C
до плюс 60 °C. 1.5. Указатели уровня топлива должны изготавливаться
на номинальное напряжение 12 и 24 В постоянного тока. 1.6. Дополнительная погрешность от
изменения напряжения сети и от изменения монтажного положения должна быть
указана в нормативно-технической документации на указатели уровня топлива конкретного
типа. Отдельные погрешности показывающего прибора и датчика должны быть указаны
в нормативно-технической документации на указатели уровня топлива конкретного
типа. 1.7. Присоединительные размеры
показывающего прибора - по ГОСТ 6758-76. Присоединительные размеры датчика
должны быть указаны в нормативно-технической документации на указатели уровня
топлива конкретного типа. 1.8. Шкала должна предусматривать не
менее трех отметок, соответствующих пустому, наполовину заполненному и полному
баку ("Пустой", "Половина" и "Полный"). (Измененная
редакция, Изм. N 1). 1.9. Элементы верхней части датчика,
находящиеся вне топливного бака, места выхода выводных клемм на крышке и поплавок
должны быть герметичны при давлении 20 кПа. 1.10. Датчики должны быть стойкими к
воздействию топлива. 1.11. Монтажные положения датчика и
показывающего прибора должны быть указаны в нормативно-технической документации
на указатели уровня топлива конкретного типа. 1.12. Указатели уровня топлива
допускается дополнительно оснащать устройством, сигнализирующим о критическом
уровне топлива. 1.13. Указатели уровня топлива должны
выдерживать вибрационные и ударные нагрузки по ГОСТ 3940-84. 1.14. Датчики должны выдерживать не менее
130000 циклов полных перемещений поплавка. 1.15. Номенклатура и значения показателей
надежности должны обеспечивать показатели надежности автомобиля, для которого
предназначен прибор. 1.14, 1.15. (Измененная
редакция, Изм. N 1). 2. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ 2.1. Проверку соответствия указателей
уровня топлива пп. 1.8, 1.12 следует проводить
внешним осмотром и сличением с рабочими чертежами. 2.2. Определение основной погрешности
указателя уровня топлива (п. 1.2) следует проводить следующим образом:
указатель выдерживают не менее 3 мин при верхнем положении поплавка, затем
плавно опускают (опорожняют бак), а затем поднимают (наполняют бак) поплавок,
фиксируя его в контрольных положениях. Погрешность показаний определяют по
прибору. Смещение стрелки прибора от контрольной точки в процентах от всей
длины шкалы не должно превышать значений, указанных в таблице. (Измененная
редакция, Изм. N 1). 2.3. Определение дополнительной
температурной погрешности указателя уровня топлива (п. 1.3) - по ГОСТ 25651-83. 2.4. Проверку работоспособности
указателей уровня топлива на соответствие требованиям п. 1.4 следует проводить
путем последовательного выдерживания указателей уровня топлива под током при
положении стрелки на точке "Половина" в течение 3 ч в термостате при
температуре (60 +/- 3) °C, а затем в камере холода без нагрузки при температуре
минус (50 +/- 3) °C. Напряжение электроцепи должно
быть соответственно 12 или 24 В. Во время нахождения в термостате или
холодильной камере указатели уровня топлива, включенные в электрическую цепь,
должны работать при всех положениях рычага. Работоспособность указателей уровня
топлива в холодильной камере проверяется через 3 мин после включения в
электрическую цепь. 2.5. Проверку присоединительных размеров
(п. 1.7) следует проводить с помощью средств измерений, погрешность которых не
превышает 25% допускаемого отклонения контролируемого размера. 2.6. Проверку на герметичность верхней
части датчика (п. 1.9) и мест соединения выводных клемм с крышкой следует
проверять на специальной установке, имеющей резервуар. В резервуаре создают избыточное давление
20 кПа и одновременно верхнюю часть датчика заливают водой. После выдержки датчика в течение 30 мин
под давлением не должно наблюдаться отделяющихся пузырьков воздуха в местах
соединения крышки с выводными клеммами и другими деталями датчика, находящимися
на наружной части бензобака. 2.4 - 2.6. (Измененная
редакция, Изм. N 1). 2.7. Испытание датчика на стойкость к
воздействию топлива (п. 1.10) следует проводить в течение 72 ч в испытательной
среде. Датчик должен оставаться работоспособным и не должен иметь никаких
деформаций. 2.8. Испытание указателей уровня топлива
на вибрационные и ударные нагрузки (п. 1.13) - по ГОСТ 3940-84. 2.9. Испытание на соответствие
требованиям п. 1.14 следует проводить при номинальном монтажном положении
датчика. Поплавок должен перемещаться плавно с частотой подъема от 10 до 15 в
минуту между предельными значениями "Пустой" и "Полный". |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |