Утвержден и введен в действие

Постановлением Госстандарта СССР

от 26 февраля 1970 г. N 235

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

 

МАШИНЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ВРАЩАЮЩИЕСЯ

 

ОБОЗНАЧЕНИЯ БУКВЕННЫЕ УСТАНОВОЧНО-ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫХ

И ГАБАРИТНЫХ РАЗМЕРОВ

 

Rotating electrical machines.

Letter symbols of fixing and overall dimensions

 

ГОСТ 4541-70*

 

Группа Е56

 

Взамен ГОСТ 4541-48

 

Срок введения

с 1 января 1971 года

 

Постановлением Комитета стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР от 26 февраля 1970 г. N 235. Проверен в 1984 г.

Переиздание (ноябрь 1984 г.) с Изменением N 1, утвержденным в сентябре 1984 г. (ИУС 12-84).

 

1. Настоящий стандарт распространяется на вновь проектируемые и модернизируемые вращающиеся электрические машины и преобразовательные агрегаты и устанавливает буквенные обозначения установочно-присоединительных и габаритных размеров.

2. Номера чертежей с примерами буквенных обозначений установочно-присоединительных и габаритных размеров электрических машин и концов валов указаны в табл. 1.

 

Таблица 1

 

───────────────────────────────┬──────────────────────────────────

  Обозначение форм исполнения     Номера чертежей с примерами

      электрических машин      │простановки буквенных обозначений

        по ГОСТ 2479-79        ├────────────────┬─────────────────

                               │ Электрические     Концы валов

                                    машины    

───────────────────────────────┼────────────────┼─────────────────

1М1 (кроме 1М16, 1М17)         │1               │10, 11

1М2 (кроме 1М22)               │2               │10, 11

1М3 (кроме 1М38)               │3               │10, 11

1М4                            │4               │10, 11

1М5                            │5               │10, 11

1М62, 1М65, 1М66               │6               │10, 12

1М70, 1М71, 1М72, 1М73         │7               │10, 11

Агрегаты преобразовательные    │8               │-

двухмашинные                                  

Агрегаты преобразовательные    │9               │10

трехмашинные                                  

 

(Измененная редакция, Изм. N 1).

3. Буквенные обозначения установочно-присоединительных и габаритных размеров отдельных видов электрических машин и агрегатов с иными конструктивными разновидностями монтажных поверхностей и форм исполнения, не предусмотренных табл. 1, рекомендуется устанавливать аналогично приведенным в настоящем стандарте.

4. Для обозначений установочно-присоединительных и габаритных размеров электрических машин и преобразовательных агрегатов следует применять строчные буквы латинского и греческого алфавитов с подстрочными индексами:

b - для ширины (в направлении, перпендикулярном к оси вала);

d - для диаметров;

h - для высоты;

l - для длины (в направлении оси вала);

r - для радиусов;

t - для размеров в шпоночных соединениях;

- для угловых размеров.

Примечание. Высоту оси вращения (h) проставляют без подстрочного индекса.

 

5. Подстрочные индексы к буквенным обозначениям следует устанавливать в зависимости от следующего их назначения:

1 - 9 - для концов валов;

10 - 19 - для размеров лап и фундаментных плит (рам);

20 - 29 - для размеров фланца;

30 - 80 - для остальных  установочно-присоединительных размеров;

80 и более - для размеров агрегатов и специальных машин.

6. Буквенные обозначения установочно-присоединительных и габаритных размеров должны соответствовать указанным на черт. 1 - 12 и в табл. 2.

 

Электрическая машина группы 1М1

 

 

Черт. 1

 

Электрическая машина группы 1М2

 

 

Черт. 2

 

Электрическая машина группы 1М3

 

 

Черт. 3

 

Электрическая машина группы 1М4

 

 

Черт. 4

 

Электрическая машина группы 1М5

 

 

Черт. 5

 

Электрическая машина группы 1М6

 

 

Черт. 6

 

Электрическая машина группы 1М7

 

 

Черт. 7

 

Агрегаты преобразовательные двухмашинные

 

 

Черт. 8

 

Агрегаты преобразовательные трехмашинные

 

 

Черт. 9

 

Выступающий конец вала электрической машины

 

 

Черт. 10

 

Второй выступающий конец вала

электрической машины

 

 

Черт. 11

 

Участок вала под посадку шкива

 

 

Черт. 12

 

Таблица 2

 

─────────┬──────────────────────────────────────────┬─────────────

Буквенные│             Описание размеров            │Номера черте-

обозначе-                                          жей с приме-

ния                                                │рами проста-

                                                   новки буквен-

                                                   ных обозна-

                                                   чений

─────────┼──────────────────────────────────────────┼─────────────

b , b    │ Ширина шпонки на выступающем конце вала  │10, 12

 1   3                                             

b        │ Ширина шпонки на втором выступающем конце│11

 2       │вала                                     

b        │ Расстояние между осями отверстий под     │1, 2

 10      │крепежные болты в лапах                   

b        │ Ширина по лапам                          │1, 2

 11                                               

b        │ Ширина опорной части лапы                │1, 2

 12                                               

b        │ Ширина фундаментной плиты (рамы)         │6, 7, 8

 13                                               

b  , b   │ Расстояние между осями отверстий в фунда-│6, 7, 8

 14   15 │ментной плите (раме)                     

b        │ Ширина машины                            │7

 30                                               

b  , b   │ Расстояние от оси машины до выступающей  │1, 2, 3, 4,

 31   32 │внешней части коробки выводов или другой  │5, 6, 8

         │наиболее выступающей детали, установленной│

         │сбоку машины                             

b        │ Расстояние от оси машины до оси ввода ка-│1, 2, 3, 6

 33      │беля в клеммную коробку                  

d        │ Диаметр выступающего цилиндрического кон-│1, 2, 3, 4,

 1       ца вала, диаметр посадочного участка вала │5, 7, 9, 10,

         │под шкиф или диаметр большого основания   │12

         │конуса при коническом конце вала         

d        │ Диаметр второго выступающего цилиндри-   │1, 7, 11

 2       ческого конца вала или диаметр большого  

         │основания конуса при коническом конце вала│

d        │ Диаметр среднего сечения выступающего    │10, 12

 3       │конического конца вала или второго поса- 

         │дочного участка вала под шкив            

d        │ Диаметр среднего сечения второго высту-  │11

 4       пающего конического конца вала           

d        │ Диаметр резьбовой части (наружной или    │10

 5       │внутренней) выступающего конца вала      

d        │ Диаметр резьбовой части (наружной или    │11

 6       │внутренней) второго выступающего конца   

         │вала                                     

d        │ Диаметр отверстия в лапе или непосредст- │1, 2, 5

 10      │венно в корпусе                          

d        │ Диаметр отверстия в станине или в фунда- │6, 7, 8, 9

 11      ментной плите                            

d        │ Диаметр окружности расположения центров  │2, 3, 4, 5

 20      │отверстий на крепительном фланце         

d        │ Диаметр окружности расположения центров  │4

 21      │резьбовых отверстий на малой заточке флан-│

         ца                                       

d        │ Диаметр отверстия (гладкого или резьбо-  │2, 3, 4, 5

 22      вого) в крепительном фланце              

d        │ Диаметр резьбовых отверстий на малой     │4

 23      │центрирующей заточке крепительного фланца │

d        │ Наружный диаметр крепительного фланца или│2, 3, 4

 24      │диаметр окружности, в которую может вписы-│

         ваться фланец любой формы                 

d        │ Диаметр центрирующей заточки (выточки)   │2, 3, 4

 25      │крепительного фланца                     

d        │ Диаметр малой центрирующей заточки крепи-│4, 5

 26      │тельного фланца                          

d        │ Наибольший диаметр машины или диаметр ок-│1, 2, 3, 4,

 30      ружности, описанной вокруг машины любой   │5, 6, 8

         │формы без учета рым-болта, клеммной короб-│

         ки или лап                               

d        │ Диаметр выточки корпуса                  │4

 31                                               

d        │ Наружный диаметр шкива                   │6

 32                                               

d  <*>   │ Диаметр отверстия для кабеля             │1, 2, 3, 6

 33                                               

d  <*>   │ Наибольший диаметр провода, кабеля, ме- 

 34      таллического рукава или газовой трубы,   

         │присоединяемых к коробке выводов         

l        │ Длина выступающего конца вала            │1, 2, 3, 4,

 1                                                 │5, 7, 9, 10

l        │ Длина второго выступающего конца вала    │1, 7, 11

 2                                                

l        │ Длина конической части выступающего конца│10

 3       │вала                                     

l        │ Длина конической части второго выступа-  │11

 4       ющего конца вала                         

l        │ Длина резьбовой части или резьбового     │10

 5       │отверстия конца вала                      

l        │ Длина резьбовой части или резьбового     │11

 6       │отверстия второго выступающего конца вала │

l        │ Расстояние между осями отверстий под кре-│1, 2, 5

 10      пежные болты (в лапах, станине, корпусе) 

l        │ Длина по лапам                           │1, 2

 11                                               

l        │ Длина опорной части лапы                 │1, 2

 12                                               

l        │ Расстояние от края фундаментной плиты    │6, 7, 8, 9

 13      │(рамы) до оси ближайшего отверстия в фун- │

         даментной плите (раме)                   

l  , l  ,│ Расстояние между осями отверстий в фунда-│6, 7, 8, 9

 14   15 │ментной плите (раме)                     

l                                                 

 16                                               

l        │ Длина фундаментной плиты (рамы)          │6, 7, 8, 9

 18                                               

l        │ Длина центрирующей заточки или центрирую-│2, 3, 4

 20      │щей выточки крепительного фланца         

l        │ Толщина крепительного фланца             │2, 3, 4

 21                                               

l        │ Длина малой центрирующей заточки         │4, 5

 22                                               

l        │ Высота подшипникового щита               │5

 23                                               

l        │ Общая длина машины с одним выступающим   │1, 2, 3, 4,

 30      │концом вала                               │5, 6, 7

l        │ Расстояние от заплечика выступающего кон-│1, 2, 5, 6,

 31      ца вала машины до оси ближайшего отверстия│7, 9

         │в лапе или фундаментной плите (раме)     

l        │ Расстояние от заплечика второго выступаю-│1, 6

 32      щего конца вала до оси ближайшего отверс- │

         тия в лапе или в фундаментной плите (раме)│

l        │ Общая длина машины с двумя выступающими  │1, 6, 7

 33      │концами вала                              

l        │ Расстояние от заплечика выступающего кон-│1, 2, 3, 6

 34      ца вала до середины коробки выводов      

l        │ Расстояние от опорного торца крепительно-│2, 3, 4

 35      го фланца (для форм исполнения М ; М ; М )│

                                         2   3   4 │

         │до середины коробки выводов              

l        │ Длина коробки выводов                    │1, 2, 3, 4, 6

 36                                               

l  <*>   │ Расстояние от торца выступающего конца   │2, 3, 4

 37      │вала до опорного торца крепительного флан-│

         ца                                       

l  <*>   │ Расстояние от опорного торца крепительно-│2, 3, 4

 38      го фланца до наиболее удаленной точки    

         │машины                                   

l        │ Расстояние от заплечика выступающего кон-│2, 3

 39      ца вала до опорного торца крепительного  

         │фланца                                   

l        │ Расстояние от заплечика вала до середины │6

 40      │шкива                                    

l        │ Расстояние от заплечика выступающего кон-│6, 7, 9

 41      ца вала до оси ближайшего стоякового под- │

         шипника                                  

l        │ Длина выточки корпуса                    │4

 42                                               

l        │ Ширина шкива                             │6

 43                                               

l        │ Расстояние от заплечика второго выступаю-│6, 7

 44      щего конца вала до оси ближайшего стояко- │

         вого подшипника                          

l  , l  ,│ Расстояние между осями стояковых подшип- │7, 8

 45   46 │ников машины или от оси машины до оси    

l        │стоякового подшипника                    

 47                                               

l        │ Расстояние от торца выступающего конца   │7

 48      │вала до оси стоякового подшипника        

l        │ Расстояние от заплечика выступающего кон-│7

 49      ца вала до оси машины                    

l        │ Расстояние от оси коллектора до заплечика│5

 50      │выступающего конца вала                  

l        │ Длина агрегата                           │8, 9

 80                                                

l        │ Расстояние от оси стоякового подшипника  │8, 9

 81      │до оси машины                            

l        │ Расстояние от оси машины до оси второго  │8, 9

 82      │стоякового подшипника                    

l        │ Расстояние от оси ближайшего стоякового  │8, 9

 83      │подшипника до плоскости разъема соедини- 

         │тельной муфты                            

l        │ Расстояние от плоскости разъема соедини- │8, 9

 84      │тельной муфты до оси второй машины в     

         агрегате                                 

l        │ Расстояние от оси второй машины в агрега-│9

 85      │те до оси стоякового подшипника          

l        │ Расстояние от оси третьего стоякового    │9

 86      │подшипника до оси третьей машины в агрега-│

         │те                                       

l        │ Расстояние между осями машин в агрегате  │8

 87                                               

l        │ Расстояние от торца стоякового подшипника│8

 88      │до оси первой машины в агрегате          

l        │ Расстояние от оси второй машины в агрега-│8

 89      │те до конца агрегата                     

h        │ Расстояние от опорной поверхности лап до │1, 2, 6, 7,

         │оси вращения вала (высота оси вращения)   │8, 9

h , h    │ Высота шпонки на выступающем конце вала  │10, 12

 1   3                                            

h        │ Высота шпонки на втором выступающем конце│11

 2       │вала                                     

h , h    │ Расстояние от верхней грани шпонки до    │10, 12

 5   7   │противоположной поверхности выступающего 

         │цилиндрического конца вала               

h        │ Расстояние от верхней грани шпонки до    │11

 6       │противоположной поверхности второго высту-│

         пающего цилиндрического конца вала       

h        │ Высота лапы                              │1, 2, 7

 10                                               

h        │ Высота фундаментной плиты (рамы)         │6, 7, 8, 9

 11                                               

h        │ Высота фундаментной плиты (рамы) в местах│6

 12      │крепления                                

h        │ Расстояние от опорной поверхности лап до │1, 2, 6

 30      │наивысшей точки машины (без рым-болта или │

         │коробки выводов)                         

h        │ Расстояние от опорной поверхности лап до │1, 2, 6, 8

 31      │наивысшей точки машины или агрегата, вклю-│

         │чая рым-болт или коробку выводов         

h        │ Расстояние от опорной поверхности лап до │7

 32      │наиболее удаленной части машины, располо- │

         женной ниже лап                          

h        │ Расстояние от нижней поверхности фунда-  │6, 7, 8

 33      ментной плиты (рамы) до наивысшей точки  

         │машины, включая рым-болт или коробку выво-│

         дов                                      

h        │ Расстояние от опорной поверхности лап до │1, 2, 6

 34      │оси отверстия для кабеля в коробке выводов│

h        │ Расстояние от оси вала машины до оси от- │3

 35      верстия для кабеля в коробке выводов     

h        │ Расстояние от оси до нижней точки машины │7

 36                                               

r        │ Наибольший радиус корпуса (кожуха машины)│7

 30                                               

t , t    │ Глубина паза на выступающем конце вала   │10, 12

 1   3                                            

t        │ Глубина паза под шпонку на втором высту- │11

 2       пающем конце вала                        

альфа    │ Угол наклона крепежных отверстий фланца к│2, 3

     20  │вертикали при шаге отверстий 4 x 90°     

альфа    │ Угол наклона крепежных отверстий фланца к│2, 3

     21  │вертикали при шаге отверстий 8 x 45°     

 

--------------------------------

<*> В чертежах и каталогах проставлять один из размеров  или ;  или .

 

Чертежи служат лишь для пояснения размеров, приведенных в табл. 2.

Количество размеров, проставляемых в чертежах конкретных исполнений машин, устанавливается применительно к каждому исполнению.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

7. При простановке обозначений размеров на рабочих чертежах и в каталогах следует избегать образования замкнутых размерных цепочек, например (см. черт. 8) один из размеров ,  или  должен быть опущен.

8. В случае одинаковых по форме и размерам обоих выступающих концов вала следует устанавливать обозначения, принятые для первого выступающего конца вала.

9. Буквенные обозначения размеров вентиляционных каналов настоящим стандартом не устанавливаются.

10. Буквенные обозначения на чертежах следует выполнять с наклоном. Допускается применение в обозначениях прямых букв и цифр. Форма и размеры букв латинского и греческого алфавитов и арабских цифр должны соответствовать ГОСТ 2.304-81.

Приложение (Исключено, Изм. N 1).

 

 

 


 
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010.
Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы.

При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка на Tehnorma.RU обязательна.


Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием.
 
Яндекс цитирования