СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ Р.С.Ф.С.Р. ДЕКРЕТ от 3 января 1921 года О РЕКВИЗИЦИЯХ И КОНФИСКАЦИЯХ В дополнение и
развитие декрета Совета Народных Комиссаров от 16 апреля 1920 года о
реквизициях и конфискациях (Собр. Узак., 1920, N 29,
ст. 143) и Постановления Совета Народных Комиссаров от 25 июля 1920 г. (Изв. ВЦИК
от 25 июля 1920 г. N 163) Совет Народных Комиссаров постановил: А 1. В порядке ст. 7 декрета от 16 апреля
1920 года подлежат конфискации нижеследующие ценности, хранящиеся у частных лиц
и обществ без надлежащего на то разрешения: а) платиновые, золотые и серебряные
монеты, независимо от количества таковых; б) золото, серебро, платина и металлы
платиновой группы (осмий, иридий, рутений и др.) в слитках и в сыром виде,
независимо от количества таковых; в) процентные бумаги, кроме тех, которым
на основании особых постановлений присвоено обращение наравне с денежными
знаками; г) бриллианты, алмазы и др. драгоценные
камни в общей сложности на одно лицо свыше трех каратов и жемчуг свыше пяти
золотников. 2. Подлежат реквизиции изделия из
благородных металлов в том случае, если общий вес их превышает нижеследующие
нормы, допускаемые для личного потребления и домашнего обихода на одно лицо: а) в отношении золотых изделий - 18
золотников золота; б) в отношении изделий из серебра - три
фунта. Примечание 1-е. Конфискации и реквизиции
подлежат только излишки сверх норм, указанных в пп.
"а" и "б". Примечание 2-е. Не подлежат реквизиции те
изделия из золота, серебра и платины, в коих главные и существенные части
состоят не из благородных металлов, а последние составляют лишь несущественную
принадлежность (напр., золотые часы, очки в золотой оправе и т.п.). Не подлежат реквизиции также научные
приборы и инструменты из благородных металлов. 3. В случае обнаружения у частных лиц
значительных денежных сумм, внушающих подозрение в приобретении их
спекулятивным путем, таковые подлежат принудительному внесению на текущий счет
владельца в государственную кассу впредь до разрешения Народным Судом вопроса
об их происхождении. 4. Обо всех
обнаруженных в порядке настоящего Постановления вещах, ценностях и деньгах (ст.
ст. 1, 2 и 3) составляется немедленно акт ареста, в котором точно заносится
подробная опись всего обнаруженного, причем в отношении денежных знаков
указывается количество денег, а также образцы их, в отношении благородных
металлов и драгоценных камней - их вес и в отношении процентных дивидендных
бумаг - их наименование, номинальная стоимость, указанная
в самой бумаге, и даты первого и последнего купонов. Изъятые предметы
передаются в трехдневный срок согласно акта описи в
ближайшую кассу Народного Комиссариата Финансов, а в столице - в
Государственное Хранилище Ценностей. 5. Государственное Хранилище
в Москве и Кассы Народного Комиссариата Финансов на местах, получив указанные в
предыдущей статье (4) ценности, поверяют, согласно акта ареста, в точности вес
полученных металлических ценностей, а равно и количество, род, образец денег и
процентных бумаг, и в трехдневный срок посылают копию акта ареста вместе со
своим заключением и с визой представителя Рабоче-Крестьянской Инспекции в
Коллегию Народного Комиссариата Финансов (в Москве) или в Отдел Финансов
Губернского Исполнительного Комитета. 6. Народный Комиссариат Финансов или
местные Отделы финансов, получив акт ареста, постановляют в недельный срок,
какие части арестованных ценностей, указанные в ст. ст. 1, 2 и 3, подлежат
реквизиции, конфискации или внесению на текущий счет владельцу и какие подлежат
возврату владельцу. Оценка и оплата реквизируемого совершается соответственно
ст. ст. 6, 7 Инструкции, изданной в силу примечания к ст. 8 декрета 16 апреля
1920 года. Б. О реквизиции и
конфискации медицинского и фармацевтического имущества 7. Народному Комиссариату Здравоохранения
предоставляется право реквизиции и конфискации предметов и имущества,
необходимых для удовлетворения нужд, связанных с охраной народного здоровья. I. Имуществом и предметами, могущими
служить для цели здравоохранения (ст. 7), признаются: а) предметы санитарно-технического,
санитарно-гигиенического и бактериологического оборудования, дезинфекционные
аппараты и средства; б) медицинское и хозяйственное
оборудование лечебных учреждений и диагностических лабораторий; в) предметы аптечного оборудования,
фармацевтические препараты и перевязочные средства; г) врачебные инструменты (хирургические,
зубоврачебные инструменты, рентгеновские и электромедицинские аппараты и
принадлежности к ним и т.п.), предметы ухода за больными. Примечание. Имущество и
предметы из числа перечисленных в настоящей статье, необходимые для
профессиональной деятельности медицинского персонала в пределах норм,
установленных Народным Комиссариатом Здравоохранения, реквизиции и конфискации
не подлежат. Имущество частных и лечебных учреждений, лабораторий и
т.п., деятельность которых признается Народным Комиссариатом Здравоохранения
полезной в интересах здравоохранения, также освобождается от реквизиции и
конфискации в количестве, определяемом Народным Комиссариатом Здравоохранения в
каждом отдельном случае. 8. Право реквизиции и конфискации
предметов, указанных в ст. 7-й, осуществляется Коллегией Народного Комиссариата
Здравоохранения, как непосредственно, так и через его местные органы, которые
руководствуются издаваемыми на этот счет Народным Комиссариатом Здравоохранения
правилами. Порядок реквизиции и конфискации и порядок оценки и уплаты
вознаграждения в случае реквизиции определяются Инструкцией, изданной в силу
примечания к ст. 8 декрета 16 апреля 1920 года. Примечание. Имущество лиц, призванных на
военную службу, не изъемлется из действия ст. ст. 7 и
8 сего декрета. В. Об осуществлении
права реквизиции и конфискации Народным Комиссариатом Просвещения 9. Народному Комиссариату Просвещения
предоставляется право реквизиции и конфискации: а) предметов
старины или искусства, вывозимых за границу без разрешения, а равно брошенных
владельцем; б) научных музеев,
коллекций, кабинетов, лабораторий, установок, приборов, библиотек, наглядных
пособий, учебных книг и научно-учебных пособий; в) театральных постановок, представляющих
художественно-историческое значение (макеты, костюмы, декорации и т.п.); г) музыкальных инструментов и
принадлежностей к ним; д) предметов религиозного культа, имеющих
историческое или художественное значение. Примечание. Предметы из
числа перечисленных в ст. 9, необходимые для профессиональной деятельности
преподавательского персонала высших и средних учебных заведений, а равно для
научных занятий лиц, выполняющих научные и научно-практические задания
государственных установлений, конфискации и реквизиции не подлежат. Не
подлежат также реквизиции и конфискации предметы религиозного культа, хотя и
имеющие историческое или художественное значение, находящиеся в церквах и
молитвенных учреждениях всех вероисповеданий. 10. Народный Комиссариат Просвещения
осуществляет право реквизиции и конфискации предметов, указанных в ст. 9,
непосредственно или через свой местный орган. Порядок ареста, конфискации,
реквизиции, оценки имущества и уплаты вознаграждения определяется декретом от
16 апреля 1920 года и изданной в силу примечания к ст. 8 декрета Инструкции. Г. О конфискации
таможенными учреждениями 11. Конфискации таможенными учреждениями
подлежат: 1. Товары, признаваемые контрабандными,
т.е. те, кои вопреки декретам 29 декабря 1917 г. (Собр. Узак.,
1918, N 14, ст. 197) и 22 апреля 1918 г. (Собр. Узак.,
1918, N 33, ст. 432) о национализации внешней торговли, вывозятся из Российской
Республики или ввозятся в Республику без разрешения Народного Комиссариата
Внешней Торговли. 2. Товары, деньги и всякого рода
предметы, сверх разрешенных к ввозу или вывозу, скрытые от таможенного контроля
следующими за границу или из-за границы лицами путем какого либо ухищрения или
обнаруженные при личном осмотре этих лиц. 3. Нижеследующие предметы, хотя бы и не
скрытые от таможенного контроля, в случае обнаружения у лиц, следующих за
границу: а) оружие, предметы военного снаряжения,
полевые бинокли; б) все предметы и ценности, указанные
выше в ст. ст. 1, 2 и 3 сего декрета, если на вывоз их не имеется особого
разрешения Отдела Международных Расчетов Комиссариата Финансов или если на
предмет их вывоза не существует специального международного соглашения; в) всякого рода документы имущественного
характера относительно расположенных в России недвижимостей (акты о продаже
недвижимого имущества, о дарении и об утверждении в наследстве и т.п.); г) документы, вредные для Российской
Республики в политическом и экономическом отношениях; д) иностранная валюта, за исключением тех
случаев, когда на вывоз ее имеется разрешение Отдела Международных Расчетов
Народного Комиссариата Финансов; е) предметы, имеющие художественное и
антикварное значение, на пропуск коих не представлены надлежащие разрешения
Народного Комиссариата Внешней Торговли; ж) все
нормированные продукты, сверх допущенных к пропуску предметов продовольствия не
более 10 фунтов на одно лицо, в том числе 1/2 сахару и 5 фунтов печеного хлеба,
а также табаку не более 1/4 фунта или 200 папирос, одного куска туалетного мыла
или 1/2 фунта простого мыла на одно лицо. 4. Международные и почтовые посылки со вложением не разрешенных к ввозу и вывозу предметов, если
это вложение не показано правильно своим наименованием в почтовой декларации. Примечание. Не разрешенные к провозу
товары и разные вещи, если они не скрыты от таможенного контроля следующими
из-за границы лицами, или составляют вложение почтовой посылки, правильно
показанной в декларации - допускаются к обратному отвозу за границу. Не скрытые от таможенного контроля товары, предметы и деньги,
разрешенные к хранению внутри России, но не разрешенные к вывозу за границу,
отбираются от лиц, следующих за границу, но подлежат возвращению владельцам их
или их доверенным для использования внутри России в течение установленного
срока (месячного для возврата товаров и предметов и трехмесячного для возврата
денег). 12. Подлежащие согласно предыдущей статье
конфискации товары, деньги и разного рода предметы могут быть обнаружены или в
районе действия таможенных учреждений при провозе и проносе означенных товаров,
денег и предметов через эти учреждения, или же вне таможенного района при
тайном провозе и проносе этих товаров, денег и предметов, помимо таможенного
учреждения. 13. Для обнаружения контрабандных
товаров, тайно привезенных из-за границы или предназначенных к тайному вывозу
за границу, таможенные служащие имеют право в пределах 7-верстной пограничной
полосы производить обыски и выемки во всех случаях, когда имеется подозрение в
сокрытии контрабанды. Вне пределов означенной полосы обыски и выемки
производятся таможенными служащими не иначе, как при участии уголовной или
общей милиции на общем основании. 14. Все задержанные вне
района действия таможенных учреждений таможенными служащими или какими-либо
другими лицами контрабандные товары должны быть доставляемы вместе с проносителями и провозителями их
в ближайшее таможенное учреждение, по составлении на месте задержания товаров
протокола с указанием в нем следующих сведений: время и место составления
протокола, кем, когда и где обнаружено нарушение декретов о национализации
внешней торговли или других декретов и постановлений,
в чем оно состоит (в тайном провозе или в попытке тайного провоза товаров),
имя, отчество и фамилия владельца товара, понятые и свидетели нарушения,
описания вида каждого товарного места, знаков, печатей и вес брутто товаров, а
также показание владельца о том, принадлежит ли товар ему или кому либо другому
и все сделанные понятыми, свидетелями и владельцами товара замечания. 15. По доставлении
товаров в таможенное учреждение немедленно в присутствии задержателей
и задержанных производится подробный досмотр и опись этих товаров. 16. При обнаружении предметов, ценностей
и денег, не скрытых от таможенного надзора, но не разрешенных к хранению внутри
России (ст. ст. 1, 2 и 3 сего Постановления), вещи эти отбираются, и с ними
поступают согласно ст. ст. 4, 5 и 6 настоящего Постановления. 17. Оценка задержанных товаров
производится таможенными учреждениями одновременно с досмотром, а в случае
возникновения сомнения в стоимости товаров или же заявления со стороны провозителей или владельца товаров спора по поводу оценки,
для участия в производстве последнего приглашаются сведущие лица. 18. Дела о контрабанде разрешаются в
порядке административном или судебном. 19. В административном порядке, т.е.
непосредственно таможенными учреждениями, разрешаются дела о контрабанде в
случаях, когда, кроме конфискации товаров, полагается лишь денежное взыскание в
размере двойной стоимости товаров. 20. В судебном порядке разрешаются дела о
контрабанде в следующих случаях: 1) если, кроме конфискации товаров и денежного
взыскания, назначается арест и лишение свободы, 2) если по делам, разрешаемым в
административном порядке, обвиняемый в недельный срок не согласится с
постановлением таможенного учреждения. 21. При разрешении контрабандных дел в
административном порядке постановления таможенного учреждения по этим делам
должны быть объявлены виновным лицам с указанием срока и порядка обжалования
постановлений (ст. 26). 22. В случае задержания товаров без провозителя, копия постановления таможенного учреждения
выставляется у дверей последнего, и если в течение недельного срока не
последует жалобы на неправильное задержание товара, то постановление
таможенного учреждения признается вошедшим в силу и неподлежащим обжалованию. 23. Задержанные товары по делам,
переданным в суд (за исключением случаев ст. 16), остаются на хранении в
таможенном учреждении и передаются в суд по его требовании при рассмотрении
дела, после чего возвращаются в таможенное учреждение для приведения в
исполнение решения суда. 24. Представленные в таможенное
учреждение товары, подверженные скорой порче, немедленно по
производстве досмотра, описи и оценки и по признании
их таможенными учреждениями контрабандными, поступают в распоряжение
государства. Остальные же задержанные товары поступают в распоряжение казны
лишь по вступлении в законную силу постановлений таможенного учреждения или
Народного Суда о конфискации товаров. 25. Поступающие в
распоряжение государства конфискованные товары, предметы и ценности передаются
местным распределительным органам, за исключением 1) предметов, указанных в ст.
11 п. 3 "б", "г", "д", которые передаются в
местные кассы Народного Комиссариата Финансов, 2) предметов художественных,
антикварных и книг (ст. 9), которые передаются Народному Комиссариату
Просвещения (ст. 10), и 3) медицинского и фармацевтического имущества (ст. 7),
которое передается центральным и местным органам Народного Комиссариата
Здравоохранения (ст. 8). 26. На постановления таможенных
учреждений по делам, разрешаемым в административном порядке, могут быть
приносимы жалобы в Главное Управление Таможенного Контроля через таможенные
учреждения в месячный срок со дня объявления постановления. Примечание. При задержании товара без проносителя срок обжалования определяется согласно ст. 22. 27. Постановления таможенного учреждения
могут быть отменены высшей инстанцией лишь в тех случаях, когда эти
постановления будут признаны нарушающими действующие законоположения. 28. Жалобы представляются в Главное
Управление Таможенного Контроля в семидневный срок со дня подачи их в
таможенное учреждение и разрешаются Главным Управлением в 2-дневный срок,
считая со дня получения жалобы. Решение Главного Управления Таможенного
Контроля объявляется заинтересованным лицам через таможенное учреждение, в
которое подана жалоба. 29. На постановление таможенного
учреждения о задержании контрабандных товаров по делам, обращенным уже к
судебному производству, жалоб в порядке административном не допускается;
возражения обвиняемых на означенные постановления подлежат обращению в
соответственный Суд. 30. Решения Главного Управления Таможенного
Контроля являются окончательными и обжалованию не подлежат. Д. Положение о
праве и порядке производства реквизиций Военным и Морским Ведомствами 31. Реквизиция производится: 1) в период мобилизации распоряжением
гражданских властей, согласно заранее выработанных Окружными Военными
Комиссариатами мобилизационных планов; 2) в военное время: а) на территории Р.С.Ф.С.Р. в местностях,
подчиненных Революционному Военному Совету Фронта или отдельной армии, в
областях неприятеля, занятых по праву войны, а также на территориях нейтральных
государств, когда последнее занято неприятелем, - распоряжением военных властей; б) во всех прочих местностях Р.С.Ф.С.Р. -
гражданскими властями. 32. С требованием производства реквизиций
военные власти должны обращаться: а) по предметам, входящим в круг ведения
Комиссариата Продовольствия Высшего Совета Народного Хозяйства, к местным
органам этих ведомств и б) по всем прочим предметам в Президиум
местных Исполнительных Комитетов. 33. Войскам воспрещается приступать
самостоятельно к реквизиции. 34. При производстве реквизиций войсковые
части должны всемерно оказывать гражданским властям содействие обозными
средствами, рабочими командирами и т.п. 35. Все реквизированное передается
войсками по документам, установленным для получения продуктов из складов и
магазинов Военного Ведомства. 36. При расплате с местными жителями за реквизированное военными властями гражданским органам
никаких документов не выдается. 37. Принятые от гражданских органов
продукты и предметы обязательно записываются на приход, и отчет о них
производится на общих основаниях. 38. В районах,
подчиненных Революционному Военному Совету фронта или отдельной армии, военным
властям не разрешается производить никаких реквизиций без распоряжения или
утверждения смешанными Комиссиями, в составе: председателя, назначаемого
Чрезвычайным уполномоченным Совета Труда и Обороны по снабжению фронта или
армии, и по одному представителю от Окружного Продовольственного Комитета
фронта или армии, Революционного Военного Совета фронта или армии и
представителя местного Исполнительного Комитета. 39. В случае отсутствия на месте органов
смешанной Комиссии или когда связь с ними нарушена, военным властям разрешается
производить реквизиции самостоятельно, немедленно донося об этом местной
смешанной Комиссии. 40. Право назначения реквизиции,
указанной в § 39, предоставляется войсковым начальникам, начиная с начальника
дивизии и выше. 41. Независимо от сего
начальник всякого отряда, не исключая мелких команд и разъездов или войсковой
части, потерявший совершенно связь со своими войсками и действующий отдельно, в
случае невозможности заготовить иными способами все необходимое для выполнения
поставленной ему задачи обеспечения довольствием вверенного ему отряда или
части и при невозможности испросить своевременно разрешение на производство
реквизиции, обязан применить реквизицию. О причине и размере реквизиции
указанные начальники доносят по команде при первой к тому возможности. 42. При производстве всякого рода
реквизиций, как в районах, подчиненных Окружным Военным Комиссариатам, так и
Революционному Военному Совету фронтов или отдельных армий, военные власти
обязаны строжайше следить за охраной прав и имущественных интересов трудового
населения. 43. Реквизиция в сфере влияния противника
производится при соблюдении указанных выше условий, но под прикрытием войск, и
в этом случае назначается особое лицо, которому подчиняется, как начальник
прикрытия, так и лицо, непосредственно производящее реквизицию. 44. Начальник прикрытия получает указание
от особого назначенного для производства реквизиции лица о районе, назначенном
для реквизиции, о времени выступления и сведения о противнике, а во время
производства реквизиции - о степени успешности ее выполнения. В свою очередь
начальник прикрытия доносит означенному лицу об угрожающей реквизиционному
отряду опасности. 45. Начальник прикрытия несет ответственность
за безопасность реквизиционного отряда как во время
производства реквизиции, так и при следовании в район, назначенный для
производства реквизиции, и обратно. Е. О конфискации
Почтово-Телеграфным Ведомством Народному Комиссариату Почт и Телеграфов
предоставляется право конфискации и порядке декрета от 16 апреля 1920 г. (Собр.
Узак., 1920, N 29, ст. 143) нижеследующего имущества: 46. Телеграфных, телефонных, радио-телеграфных аппаратов и принадлежностей к ним. 47. Телеграфных инструментов и станков для
производства линейных работ и производства запасных частей телеграфных
аппаратов и их ремонта. 48. Телеграфной ленты. 49. Денег, имеющих обращение в
Республике, в случаях пересылки последних в почтовых отправлениях, в коих такая
пересылка не дозволена. 50. Разных предметов, пересылка коих по
почте, на основании действующих почтовых правил, воспрещена, в случаях
обнаружения последних в почтовых отправлениях. 51. Право конфискации
предметов, указанных в ст. ст. 46 - 51, осуществляется Народным Комиссариатом
Почт и Телеграфов или его местными органами, которые руководствуются особыми
правилами, издаваемыми Народным Комиссариатом Почт и Телеграфов в согласии с
декретом от 16 апреля 1920 года и Инструкцией, изданной в силу примечания к ст.
8 названного Постановления (Собр. Узак., 1920, N 65,
ст. 288). При конфискации денег (русских и иностранных), а равно и
ценных бумаг надлежит поступать согласно ст. 4 настоящего Постановления. Председатель Совета Народных Комиссаров В.УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН) Управляющий Делами Совета Народных Комиссаров Н.ГОРБУНОВ Секретарь Л.ФОТИЕВА |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |