Утверждена Министерством здравоохранения СССР 10 июля 1954 года Согласовано с Министерством просвещения РСФСР 30 июня 1954 года ИНСТРУКЦИЯ О РАБОТЕ ШКОЛЬНОГО ВРАЧА Медико-санитарное обслуживание школ
осуществляется школьными врачами-педиатрами или терапевтами, обладающими
достаточными знаниями в области анатомо-физиологических особенностей детей
школьного возраста, школьной гигиены и врачебного контроля за
физическим воспитанием. Школьный врач состоит в штате детской
(общей больницы, имеющей детское отделение) или необъединенной детской
поликлиники (детского отделения общей поликлиники) и пользуется их штампом и
печатью. Школьный врач непосредственно подчиняется
главном врачу детской поликлиники (заведующему
консультацией объединенной детской больницы, заведующему детским отделением
общей больницы), на которого возлагается руководство и контроль за работой
школьных врачей. Методическое руководство и инструктаж
школьного врача по вопросам школьной гигиены и эпидемиологии возлагается на
работников санитарно-эпидемиологических станций, а по вопросам врачебного контроля за физическим воспитанием - на работников
врачебно-физкультурных диспансеров. II Основной задачей школьного врача является
организация в школе санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических
мероприятий, содействующих сохранению здоровья, укреплению физического
развития, успешному обучению и воспитанию подрастающего поколения. Для осуществления этой задачи школьный
врач, руководствуясь приказами и инструктивно-методическими указаниями
Министерства здравоохранения СССР, министерств здравоохранения и просвещения
республики, включает в план своей работы следующие
основные разделы: 1) анализ и изучение состояния здоровья
школьников и организацию необходимых лечебно-оздоровительных мероприятий; 2) организацию и проведение
противоэпидемических мероприятий для предупреждения инфекционных заболеваний; 3) обеспечение врачебного контроля за постановкой физического воспитания в школе; 4) осуществление систематического контроля за соблюдением санитарно-гигиенических условий при
проведении учебных занятий и за выполнением установленного режима дня; 5) проведение систематической
санитарно-просветительской работы среди учащихся, учителей и родителей; 6) привлечение учителей, родителей и
представителей общественных организаций к активной работе по охране здоровья
школьников. План работы школьного врача является
составной частью плана работы детской поликлиники (консультации, объединенной
детской больницы и т.п.) и школы и утверждается главным врачом детской
поликлиники и директором школы, которые несут ответственность за его
выполнение. III В соответствии с утвержденным планом
работы школьный врач: 1. Один раз в начале учебного года
проводит углубленный медицинский осмотр школьников с проведением
антропометрических измерений, проверкой остроты зрения и слуха; направляет
учащихся по показаниям на лабораторные и рентгенологические исследования; в
необходимых случаях вызывает родителей для получения недостающих сведений о
здоровье ребенка. Все полученные данные углубленного
медицинского осмотра кратко и исчерпывающе записывает в индивидуальную карту
школьника (форма N 26). При проведении углубленного осмотра
выделяет детей, требующих консультации специалистов, и совместно с последними назначает этим детям соответствующее лечение и
наблюдение. Совместно с
классными руководителями и преподавателями физического воспитания, используя
результаты углубленного медицинского осмотра школьников, школьный врач
производит распределение детей на группы для занятий физической культурой в
соответствии с Положением о медицинском контроле над занимающимися физической
культурой и спортом, утвержденным министром здравоохранения СССР 28 октября 1951
г., производит отбор детей в группы корригирующей гимнастики и устанавливает
индивидуальный режим нуждающимся в этом
школьникам. Анализирует данные углубленного
медицинского осмотра школьников; о полученных результатах докладывает на
педагогическом совете и родительском собрании и совместно с директором школы
составляет комплексный план необходимых оздоровительных мероприятий. 2. Берет на особый учет и обеспечивает
систематическим наблюдением детей, страдающих туберкулезом, малярией,
ревматизмом, длительно и часто болеющих, реконвалесцентов,
с отсталостью физического развития, с заболеваниями нервно-психической сферы, с
пониженной работоспособностью, с дефектами опорно-двигательного аппарата,
зрения, слуха, речи и т.п. Эта группа школьников подлежит обязательному
повторному углубленному осмотру весной в целях освобождения нуждающихся по
состоянию здоровья от экзаменов, определения времени и места проведения летнего
отдыха, установления режима отдыха и т.д. 3. Заполняет на учащихся, поступающих в
высшие и средние учебные заведения или детские спортивные школы, медицинскую
справку (форма N 286), утвержденную Министерством здравоохранения СССР 24 марта
1953 г. 4. Оказывает в часы работы в школе первую
помощь детям, заболевшим в школе. Лечебная и специализированная помощь
обеспечивается детской больницей (поликлиникой) по месту жительства ребенка. 5. Проверяет маркировку школьных парт и
организует с помощью учителей и школьной медицинской сестры рассаживание детей
на партах и контроль за их правильной посадкой. 6. Проводит совместно со школьной
медицинской сестрой лечебно-профилактические мероприятия среди школьников (противорецидивное лечение маляриков, массовую
дегельминтизацию, санацию полости рта и т.п.), пользуясь помощью специалистов
больницы (поликлиники) и лаборатории. 7. Организует
проведение плановых профилактических и противоэпидемических мероприятий по
предупреждению инфекционных заболеваний среди школьников: раннее выявление
туберкулеза; предохранительные прививки; своевременный учет и изоляцию заболевших;
контроль за соблюдением карантинов; своевременное проведение дезинфекции;
сигнализацию в соответствующие организации о выявленном заболевании; выявление
причин неявки на занятия школьников; санитарное просвещение среди школьников,
учителей и родителей по профилактике инфекционных заболеваний. 8. Организует в начале учебного года
после зимних и весенних каникул проведение профилактических медицинских
осмотров школьников в целях выявления и изоляции детей, больных и
подозрительных на кожные, глазные и другие инфекционные заболевания. Организует
с привлечением медицинской сестры и учителей проведение ежемесячных
профилактических осмотров школьников для проверки их личной гигиены. В целях недопущения к работе в школе
больных туберкулезом проверяет в начале учебного года наличие у учителей и
обслуживающего персонала школы медицинских документов об исследовании на
туберкулез. 9. Проводит тщательное врачебное
наблюдение за физическим воспитанием школьников: регулярно посещает уроки по
физическому воспитанию, следит за проведением физических упражнений в
соответствии с анатомо-физиологическими особенностями различных возрастных
групп детей - их показателями физического развития и состояния здоровья;
присутствует на занятиях спортивных секций и спортивных соревнований в школе;
берет под особое наблюдение учащихся, отнесенных к подготовительной и
специальной группе, а также занимающихся в спортивных секциях; наблюдает за
санитарно-гигиеническими условиями проведения занятий по физической культуре и
в спортивных секциях при школе. 10. Ведет пропаганду физической культуры
и спорта как средства укрепления здоровья детей, а также занятия по
санитарно-гигиеническому разделу комплексов БГТО и ГТО. 11. Устанавливает совместно с
администрацией школы санитарно-гигиенический режим учреждения в соответствии с
существующими санитарными нормами, требованиями и действующими санитарными
правилами. 12. Осуществляет лично, а также через
школьную медицинскую сестру систематический контроль за
санитарным состоянием, содержанием и благоустройством школы, школьного
инвентаря, пришкольного участка, обращает особое внимание на освещение,
проветривание, уборку помещений, правильную расстановку парт, а при двухсменных
занятиях - на размещение в одном и том же классе учащихся смежных возрастов. 13. Контролирует санитарно-гигиеническое
состояние и работу школьного буфета, проявляя вместе с медицинской сестрой
постоянную заботу и требовательность к качеству и ассортименту продуктов питания. 14. Осуществляет систематический контроль за соблюдением санитарно-гигиенических условий при
проведении учебных занятий и за выполнением режима дня школьников, участвует в
разработке расписания школьных занятий, посещает уроки, экзамены и внешкольные
занятия. 15. Оказывает учителям помощь в
преподавании материалов по вопросам охраны здоровья и в проведении
санитарно-просветительной работы с детьми и родителями. 16. Участвует в заседаниях
педагогического совета, ставя на них отчетные доклады о результатах
углубленного медицинского осмотра школьников и другие вопросы охраны здоровья
детей в школе. 17. Разрабатывает совместно с
администрацией и учителями план работы с родителями по организации
соответствующего домашнего режима и досуга детей и составляет план работы со
школьным родительским активом. 18. Проводит систематическую
санитарно-просветительную работу среди учащихся, младшего обслуживающего
персонала школы, а также плановую работу среди родителей, родительского и
общественного актива по вопросам охраны здоровья детей. 19. Организует и контролирует работу
санитарного актива общества Красного Креста, санитарных постов и подготовку
детей в кружках по программе БГСО, а также проводит занятия со старшими
школьниками по программе ГСО и готовит девушек - учащихся 8 - 9 классов для
работы в санитарной дружине. IV 1. Школьный врач входит в состав
педагогического совета с правом решающего голоса и принимает активное участие в
разрешении вопросов, связанных с работой учреждения. 2. Школьный врач имеет право: а) вносить на
рассмотрение администрации школы предложения по охране здоровья детей и по
выполнению санитарных правил; б) временно освобождать учащихся от
учебных замятий по болезни и давать заключение учащимся 4, 5, 6, 8 и 9 классов
о переводе в следующий класс без экзаменов, если состояние здоровья не
позволяет им держать экзамены. 3. Школьный врач ведет учет своей работы
и медицинскую отчетность по формам, утвержденным Министерством здравоохранения
СССР; отчет о своей работе школьный врач представляет главному врачу детской
поликлиники (заведующему консультацией - объединенной больницы) и директору
школы. 4. Для медико-санитарного обслуживания
школьников под непосредственным руководством школьного врача работает
медицинская сестра, выделенная детской поликлиникой. 5. График работы школьного врача,
согласованный с директором школы, утверждается заведующим детской поликлиникой. Табель учета работы врача школы ведется в
учреждении здравоохранения, в штате которого врач состоит. 6. Школьные врачи активно участвуют в
больничных конференциях, обходах больных, специально организованных семинарах,
докладах и лекциях, периодически проходят курсы специализации и
усовершенствования. V Для проведения лечебно-профилактической
работы в школе директор школы: а) представляет
помещение для врачебного кабинета с необходимым его оборудованием; б) обеспечивает направление школьников на
прием к врачу в специальные часы согласно установленному графику. VI С изданием настоящей Инструкции
утрачивает силу "Положение о школьном враче", утвержденное
Министерством здравоохранения РСФСР 3 ноября 1947 года и согласованное с
Министерством просвещения РСФСР 1 ноября 1947 года. Приложение к Инструкции о работе школьного врача СПИСОК ОБОРУДОВАНИЯ ВРАЧЕБНОГО КАБИНЕТА Стол письменный с прибором 1 Стулья 4 - 6 Табурет 1 Ширма 1 Кушетка 1 Шкаф канцелярский 1 Шкаф аптечный 1 Столик со стеклянной крышкой 1 Ведро с педальной крышкой 1 Весы Фербенкса 1 Ростомер 1 Спирометр 1 Динамометр 1 Сантиметровая лента 1 Умывальная раковина или умывальник 1 |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |