МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР ПРИКАЗ от 21 ноября 1949 г. N 870 Совет Министров СССР своим Постановлением
от 31 октября 1949 г. за N 5036 "Об упорядочении сети и установлении единой
номенклатуры учреждений здравоохранения" отметил наличие серьезных
недостатков в деле организации сети учреждений здравоохранения. Структура многих учреждений и
существующее деление их на категории не отвечают интересам здравоохранения.
Значительная часть самостоятельно существующих учреждений здравоохранения
являются мелкими учреждениями. Раздробленность учреждений ведет к неправильной
расстановке врачей-специалистов, разбуханию штатов
административно-хозяйственного персонала, мешает правильно организовать
снабжение учреждений здравоохранения и руководить их работой. Самостоятельное и
обособленное существование амбулаторно-поликлинических учреждений создает
искусственный отрыв врачей, работающих в этих учреждениях, от клиник, больниц и
родильных домов, что снижает качество лечебно-профилактической помощи
населению. Сеть больниц смешанной специализации, наиболее полно отвечающих
требованиям современной медицинской науки и обеспечивающих комплексное,
разностороннее обслуживание больных, развита недостаточно. Значительная часть
лечебно-профилактических учреждений развернута в неприспособленных помещениях
или находится на большом расстоянии от обслуживаемых групп населения или друг
от друга (амбулатории от больниц). Совет Министров также отметил, что
начатое с разрешения Совета Министров СССР объединение больничных учреждений с амбулаторно-поликлиническими себя оправдало, но
осуществляется медленно. В целях дальнейшего улучшения
лечебно-профилактического обслуживания населения и
санитарно-противоэпидемической деятельности учреждений здравоохранения Совет
Министров СССР: 1) Утвердил единую номенклатуру и типовые
категории учреждений здравоохранения (см. приложения N 1 и 2 - не приводятся). 2) Обязал Министерство здравоохранения
СССР, ВЦСПС, Советы Министров союзных республик, министерства и ведомства, за
исключением Министерства вооруженных сил СССР, Министерства внутренних дел
СССР, Министерства государственной безопасности СССР: а) закончить к 1 января 1952 года
объединение учреждений больничного типа с амбулаторно-поликлиническими; б) привести все подведомственные
учреждения здравоохранения к концу 1951 года в соответствие с номенклатурой и
типовыми категориями, утвержденными настоящим Постановлением; в) обеспечить более целесообразную и
удобную для населения дислокацию учреждений здравоохранения, произведя в
необходимых случаях обмен зданий (помещений), принадлежащих этим учреждениям,
на другие, независимо от их ведомственной принадлежности. 3) Установил
подчиненность медицинских учреждений и разрешил открытие и закрытие медицинских
учреждений здравоохранения, подведомственных как органам здравоохранения, так и
другим министерствам и ведомствам, кроме ВЦСПС, Министерства вооруженных сил
СССР, Министерства внутренних дел СССР, Министерства государственной безопасности
СССР и Министерства путей сообщения, только по согласованию с Министерством
здравоохранения СССР, Министерством здравоохранения союзной республики,
Министерством здравоохранения автономной республики или областным (краевым)
отделом здравоохранения соответственно, согласно
приложению N 3 (не приводится). 4) Поручил Государственной Штатной
Комиссии при Совете Министров СССР разработать совместно с Министерством
здравоохранения СССР и представить к 1 января 1950 года на утверждение Совета
Министров СССР: а) новые типовые штаты адм.-хозяйственного
персонала объединенных учреждений здравоохранения соответственно номенклатуре,
установленной настоящим Постановлением; б) предложения об установлении
должностных окладов руководящему составу объединенных учреждений
здравоохранения в связи с изменением объема их работы. 5) Обязал Советы Министров союзных и
автономных республик и обл(край)исполкомы установить для объединенных учреждений
здравоохранения единый источник финансирования по бюджету. Отмеченное в
Постановлении Совета Министров СССР медленное осуществление объединения
больничных учреждений с амбулаторно-поликлиническими явилось следствием того,
что в ряде городов и районных центров местные органы здравоохранения не придали
должного значения организационному упорядочению объединения больниц с
поликлиниками, родильных домов с женскими консультациями, детских больниц с
детскими консультациями и поликлиниками и допустили при их проведении ряд
крупных недочетов, механически объединяя учреждения с нарушением самого принципа объединения. Объединялись многие специализированные
больницы с одной поликлиникой (г. Горький - хирургическая больница и
терапевтическая больница с поликлиникой Автозаводского р-на), многие
поликлиники с одной больницей (г. Ярославль - терапевтические отделения четырех
поликлиник с одной больницей). Имеется немало случаев, где начатое
объединение больниц с поликлиниками ограничивалось одной-двумя специальностями
и не принимались меры к завершению объединения по всем остальным
специальностям. Во многих городах не уделено должного внимания правильной
организации участкового обслуживания населения, а сама участковость
проводится формально: район обслуживания больницы не распределен равномерно
между участковыми ординаторами - имеются участки с населением от 2000 до 7 -
10000 человек и более, а на цеховой участок приходится до 5 - 7000 рабочих. В ряде городов медицинское обслуживание
рабочих ведущих отраслей промышленности осуществляется лишь
амбулаторно-поликлиническими учреждениями из-за отсутствия больниц в
большинстве медико-санитарных частей, что не обеспечивает
высококвалифицированное, комплексное медицинское обслуживание. Большая часть
закрытых поликлиник остается до сих пор не объединенной с больницами. Отмечается значительная текучесть
участковых ординаторов, нарушение преемственности в обслуживании населения;
участковые ординаторы часто отвлекаются для выполнения различных заданий, не
связанных с обслуживанием населения участка. В ряде мест оставался неразрешенным
вопрос правильного руководства и финансирования объединенных учреждений. Основная причина
недостатков в организационном оформлении объединения больниц с поликлиниками,
родильных домов с женскими консультациями, детских больниц с детскими
консультациями и поликлиниками, заключалась в недооценке многими руководителями
органов здравоохранения проводимой организационной перестройки
лечебно-профилактических учреждений здравоохранения, в непонимании того
положения, что объединение больничных учреждений с поликлиническими нельзя
проводить в отрыве от перестройки всей сети учреждений здравоохранения города в
целом. В целях правильного и скорейшего
приведения всех учреждений здравоохранения в соответствие с новой номенклатурой
и типовыми категориями, упорядочения организационных форм объединения лечебно-профилактических
учреждений и приближения медицинской помощи к населению на основе укрепления
участкового принципа обслуживания, приказываю: 1. Ввести в действие утвержденную Советом
Министров СССР номенклатуру и типовые категории учреждений здравоохранения
(приложения N 1 и N 2). 2. Установить в соответствии с пунктом 3
Постановления Совета Министров СССР от 31 октября 1949 г. N 5036, что открытие
новых медицинских учреждений и закрытие существующих медицинских учреждений как в системе Министерства здравоохранения, так и
других министерств и ведомств (кроме Министерства вооруженных сил СССР,
Министерства государственной безопасности СССР, Министерства внутренних дел,
Министерства путей сообщения, ВЦСПС) может производиться лишь по согласованию с
Министерством здравоохранения СССР, Министерством здравоохранения союзной или
автономной республики или краевым, областным отделом здравоохранения (приложение
N 3). 3. Установить, что в результате
объединения типовым лечебно-профилактическим учреждением является: - больница с поликлиникой; - больница при промышленном предприятии,
входящая в состав медико-санитарной части, с поликлиникой; - детская больница с детской
консультацией, детской поликлиникой; - родильный дом с женской консультацией; - диспансер с соответствующим
стационарным учреждением, имеющие соответствие структурных частей стационара и
поликлиники по основным специальностям, а также по мощности при обязательной
работе лечащих врачей в стационаре с обслуживанием населения в поликлинике или
на участке. Достижение организации
лечебно-профилактических учреждений такого типа должно являться в результате
проведения плановой систематической работы по упорядочению сети учреждений
здравоохранения города, организационных форм объединения, приведения сети
медицинских учреждений в соответствие с новой номенклатурой и типовыми
категориями, утвержденными Союзным Правительством. 4. Утвердить Инструкцию по применению
новой номенклатуры учреждений здравоохранения (Приложение N 4) и Инструкцию по
упорядочению организационных форм объединения лечебно-профилактических
учреждений в городах (приложение N 5 - не приводится). 5. Утвердить примерную структуру
распределения больничных коек в городах по специальностям для рационального их
использования и структуру типового городского врачебного участка в соответствии
с Приложениями N 6 и N 7. 6. Министрам здравоохранения союзных и
автономных республик, заведующим краевыми, областными и городскими (городов
республиканского подчинения) отделами здравоохранения и начальнику Управления
лечебных учреждений на водном транспорте Министерства здравоохранения СССР: а) принять меры к приведению всех
учреждений здравоохранения в соответствие с номенклатурой и типовыми
категориями, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 31 октября
1949 г. за N 5036; б) реорганизовать или включить в качестве
отделений, кабинетов в состав соответствующих учреждений, предусмотренных
номенклатурой, все учреждения, не упомянутые в утвержденной Советом Министров
СССР номенклатуре (Приложение N 4 - Перечень наименований учреждений, не
включенных в номенклатуру); в) положить в основу работы городских
больниц, противотуберкулезных диспансеров, родильных домов участковый принцип
медицинского обслуживания населения и установить, что врачи-терапевты,
педиатры, акушеры-гинекологи, фтизиатры обязательно работают по участковому
принципу. Основным типом городского врачебного
участка считать участок с общим числом населения в 4000 человек. В городах,
имеющих недостаток врачебных должностей, разрешить временно устанавливать
городские врачебные участки с населением не свыше 5500 человек. Положить в основу организации
медицинского обслуживания рабочих - цеховой участковый принцип с основным типом
цехового участка для рабочих ведущих отраслей промышленности в 1500 рабочих; г) пересмотреть сеть медицинских
учреждений каждого города, перераспределить коечный фонд применительно к
утвержденной примерной структуре, в необходимых случаях передислоцировать и
изменить профиль лечебно-профилактических учреждений; д) разработать план мероприятий по
реорганизации сети по каждому городу к 1 марта 1950 года с указанием сроков
реализации; план мероприятий по реорганизации сети учреждений
здравоохранения представить на рассмотрение: по столицам союзных республик и г.
Ленинграду Министру здравоохранения СССР к 15 марта 1950 года; - по столицам АССР, городам
республиканского подчинения, краевым, областным центрам, а также городам районного
подчинения в республиках, не имеющих областного деления, - Министру
здравоохранения союзной республики; - по городам областного, краевого и
районного подчинения - заведующему краевого, областного отдела здравоохранения; е) представить по
рассмотрении планов реорганизации, согласно установленному порядку в пункте
"д", на утверждение Совета Министров союзных и автономных республик,
исполкомов краевых, областных и городских (городов республиканского подчинения)
советов депутатов трудящихся план передислокации учреждений здравоохранения,
изменения профиля и в необходимых случаях план обмена зданиями (помещениями)
для осуществления реорганизации сети учреждений здравоохранения и приведения их
в соответствие с номенклатурой, утвержденной Советом Министров СССР; ж) реорганизацию сети провести в пределах
штатов и количества коек, утвержденных по народно-хозяйственному плану и
бюджету, рационально использовав в этих целях прирост
коек и врачебных должностей по плану 1950 года; з) пересмотреть штаты медицинского
персонала в реорганизуемых учреждениях в соответствии с действующими штатными
нормативами и Инструкцией по применению новой номенклатуры (Приложение N 4,
пункты 13, 14, 15). При пересмотре штатов реорганизуемых
учреждений общая численность работников здравоохранения и фонд заработной платы
должны быть сохранены в пределах утвержденного народно-хозяйственного плана и
бюджета по каждому городу (району). В соответствии с принятой Министерством
финансов СССР новой бюджетной классификацией расходов на здравоохранение
объединенные учреждения финансировать из одного источника и по единой смете; и) представить
перечень медицинских учреждений, не объединенных на 01.01.1950, и учреждений
здравоохранения, не предусмотренных утвержденной номенклатурой, а также не
соответствующих типовым категориям, которые не могут быть в ближайшее время
включены в качестве отделений или кабинетов в состав другого учреждения, для
рассмотрения вопроса о разрешении на их временное существование как
самостоятельных учреждений. В перечне указать какие меры
принимаются для их реорганизации. Перечень учреждений представить по
Украинской ССР, Узбекской ССР, Казахской ССР и РСФСР к 1 мая 1950 года, по
остальным республикам - к 1 апреля 1950 года; к) провести до февраля 1950 года семинары
для заведующих горздравотделами по приведению сети
медицинских учреждений в соответствие с новой номенклатурой, упорядочению
организационных форм объединения и укреплению участкового принципа медицинского
обслуживания населения; л) организовать бригады с привлечением
работников кафедр медицинских институтов, научно-исследовательских институтов и
направить их в города для оказания ими практической помощи органам
здравоохранения; м) привлечь к участию в работе по
реорганизации сети учреждений здравоохранения
постоянно действующие комиссии содействия здравоохранению советов депутатов
трудящихся, советы при министерствах здравоохранения, краевых, областных
отделах здравоохранения (Лечебный Совет, Совет лечебно-профилактической помощи
детям, Совет по родовспоможению), активы медицинских работников, главных
специалистов, работников кафедр медицинских институтов; н) обсудить настоящий Приказ на
конференциях и активах медицинских работников; о) представить к 1
сентября 1950 г. донесение о проведенных мероприятиях по приведению сети
медицинских учреждений в соответствие с утвержденной Советом Министров СССР
номенклатурой о перераспределении коечного фонда и врачебных должностей по
специальностям и упорядочению организационных форм объединения. 7. Начальнику Планово-финансового
управления Министерства здравоохранения СССР т. Астафьевой Т.М. к 10 декабря
1949 г. разработать форму единой сметы для объединенных учреждений, согласовав
ее с Министерством финансов СССР. 8. Начальнику Отдела медицинской и
санитарной статистики т. Садвокасовой Е.А. совместно
с начальником Планово-финансового управления т. Астафьевой Т.М. собрать и
разработать к 1 мая 1950 года материалы по данным министерств и обл. здравотделов
о сети, кадрах и организационных формах объединения в республиканских,
областных и крупных промышленных центрах. 9. Начальнику Отдела
медицинской и санитарной статистики т. Садвокасовой
Е.А. совместно с начальниками управлений и самостоятельных отделов Министерства
здравоохранения СССР подготовить к 10 декабря 1949 года поправки и изменения в
действующие формы отчетности медицинских учреждений в соответствии с новой
номенклатурой учреждений здравоохранения и направить их в Центральное
Статистическое Управление при Совете Министров СССР на согласование. 10. И.о. директора Института здравоохранения и истории медицины им. Н.А.
Семашко АМН СССР тов. Виноградову Н.А. с привлечением соответствующих
институтов - Акушерства и гинекологии, педиатрии АМН, туберкулеза АМН,
кожно-венерологического, продолжить в 1950 году работу по изучению сети
медицинских учреждений городов, результатов приведения ее в соответствие с
новой номенклатурой и упорядочению организационных форм объединения. 11. Директору Медгиза
тов. Банщикову В.М. к 15 февраля 1950 года издать
методическое пособие по приведению сети лечебно-профилактических учреждений в
соответствие с новой номенклатурой и упорядочению их организационных форм
объединения. 12. Приказ по Наркомздраву
СССР от 28 мая 1940 г. N 273 об утверждении номенклатуры учреждений
здравоохранения отменить. 13. Контроль за
выполнением настоящего Приказа возлагаю на моего заместителя тов. Шабанова А.Н. Министр здравоохранения Союза ССР Е.СМИРНОВ Приложение N 4 к Приказу Министра здравоохранения СССР от 21 ноября 1949 г. N 870 ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ НОВОЙ НОМЕНКЛАТУРЫ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, УТВЕРЖДЕННОЙ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР ОТ 31 ОКТЯБРЯ 1949 Г. ЗА N 5036 1. Самостоятельными учреждениями
здравоохранения являются лишь те учреждения, наименования и категории которых
соответствуют номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной
Постановлением Совета Министров Союза ССР от 31 октября 1949 г. за N 5036. Примечание: Научно-исследовательские
учреждения и учебные заведения органов здравоохранения продолжают существовать
на прежних основаниях. 2. Все учреждения, не упомянутые в новой
номенклатуре, подлежат реорганизации или включению в состав соответствующего
учреждения, предусмотренного номенклатурой, на правах отделений или кабинетов
(см. приложение - перечень наименований учреждений, не включенных в
номенклатуру учреждений здравоохранения с указанием порядка их дальнейшего
функционирования). Примечание: В случае если по местным
условиям учреждение, не упомянутое в номенклатуре, не может быть объединено или
включено в состав другого учреждения, то в виде исключения оно может временно
оставаться самостоятельным только с разрешения Министра здравоохранения СССР. 3. Учреждения
здравоохранения, предусмотренные новой номенклатурой, но не имеющие минимальной
мощности, при которой они могут оставаться самостоятельными, доводятся до
указанной в номенклатуре типовой категории либо при отсутствии к тому
возможности включаются в состав соответствующего учреждения на правах отделения
или кабинета. Примечание: В случае если указанные в
данном пункте учреждения не могут быть доведены до типовой категории и включены
в состав другого учреждения, то в виде исключения они могут временно оставаться
самостоятельными только с разрешения Министра здравоохранения СССР. 4. Учреждения здравоохранения,
предусмотренные новой номенклатурой, но имеющие мощность, превышающую первую
категорию по данному виду учреждений, остаются самостоятельными учреждениями
вне категории только с разрешения Министра здравоохранения СССР. 5. Учреждения
здравоохранения, предусмотренные новой номенклатурой, которые по своей мощности
(числу коек) не могут быть отнесены к одной из установленных категорий
вследствие большого разрыва и невозможности увеличения их мощности либо
нецелесообразности сокращения таковой для доведения до одной из категорий,
указанных в номенклатуре, - могут функционировать дальше при имеющейся их
мощности только с разрешения Министра здравоохранения СССР. 6. Туберкулезные, инфекционные и психоневрологические
больницы в зависимости от их непосредственной подчиненности министерству
здравоохранения союзной и автономной республики, облздравотделу,
горздравотделу и т.д. и обслуживаемых ими
контингентов населения могут именоваться республиканскими, областными,
городскими и т.д., но в этих случаях территориальный признак должен указываться
на втором месте. Например, "Туберкулезная городская больница",
"Психоневрологическая республиканская больница". Больничные учреждения, указанные в
разделе А номенклатуры, если они предназначены только
для детей, называются детскими. Слово "детская" должно занимать в
наименовании этих учреждений первое место. Например: "Детская районная
больница", "Детская инфекционная городская больница",
"Детская туберкулезная республиканская больница". При наличии в одном населенном пункте
двух и более учреждений одного наименования, каждому из них может быть присвоен
порядковый номер. 7. Больничные
учреждения, наименование которых не указано в новой номенклатуре (раздел А),
как-то: глазные, акушерско-гинекологические, гинекологические, хирургические,
кожно-венерологические, онкологические и др. больницы, оказывающие лечебную
помощь по одной специальности, в дальнейшем: а) либо прекращают
свое существование как самостоятельные учреждения и включаются в состав общих
больниц, родильных домов или соответствующих диспансеров
(противотуберкулезного, кожно-венерологического, онкологического и пр.) на
правах отделений; б) либо реорганизуются в общие больницы,
имеющие в своем составе, в первую очередь, терапевтическое и хирургическое
отделения; в) либо в отношении
акушерско-гинекологических и гинекологических больниц - реорганизуются в
родильные дома; г) либо продолжают временно оставаться
самостоятельными учреждениями с разрешения Министра здравоохранения СССР. 8. Все диспансеры, поименованные в
номенклатуре в разделе В, должны иметь в своем составе
стационарные отделения. В диспансерах, не имеющих стационарного отделения,
последние организуются путем включения в состав диспансера соответствующей
больницы, либо путем включения в состав диспансера соответствующего отделения
больницы, если оно может быть выведено из состава больниц, либо путем организации
нового стационарного отделения. 9. Амбулатории сельские (раздел Г
номенклатуры), при торфопредприятиях, на
лесозаготовках, в совхозах и т.п. как самостоятельные учреждения могут
существовать только при отсутствии в том же населенном пункте больницы. При
каждой такой амбулатории следует организовывать стационар, вначале хотя бы на 5
коек, и тем самым превращать ее в участковую больницу с амбулаторией. 10. Врачебные и фельдшерские здравпункты
могут быть включены в состав больницы, обслуживающей рабочих промышленных
предприятий, если это по местным условиям является целесообразным. Здравпункты
следует, как правило, оставлять самостоятельными учреждениями при промышленных
предприятиях, расположенных вдали от больниц и не обслуживаемых другими
лечебными учреждениями кроме здравпунктов. 11. Поликлиники (амбулатории), детские
поликлиники (амбулатории), детские консультации и женские консультации
самостоятельными учреждениями не являются, они объединяются с больницами и
родильными домами согласно Инструкции (см. приложение N 5) и временное
самостоятельное их функционирование допускается лишь с разрешения Министра
здравоохранения СССР. 12. Приведение сети учреждений
здравоохранения в соответствие с номенклатурой и типовыми категориями,
утвержденными Советом Министров СССР, в ряде случаев потребует передислокации и
перепрофилирования учреждений, что может быть связано с необходимостью обмена
зданий, принадлежащих органам здравоохранения, на здания других ведомств или
организаций. В таких случаях
Министры здравоохранения союзных и автономных республик, заведующие краевыми,
областными и городскими отделами здравоохранения вносят на утверждение Советов
Министров и исполкомов советов свои конкретные предложения и план мероприятий
по осуществлению Постановления Совета Министров СССР от 31 октября 1949 г. N
5036, в части касающейся более целесообразной и удобной для населения
дислокации учреждений здравоохранения. 13. Перевод сети учреждений
здравоохранения на новую номенклатуру обязательно требует пересмотра штатов
персонала каждого учреждения с учетом мощности, структуры и деятельности
последнего в целях: а) высвобождения излишнего персонала в
учреждениях, теряющих свою самостоятельность по новой номенклатуре и включаемых
в состав других учреждений; б) увеличения должностей (за счет
высвобожденных) в учреждениях, штаты которых не достигли уровня,
предусмотренного типовыми штатами и штатными нормативами и нуждающихся в
дополнительных должностях в связи с реорганизацией. Министры здравоохранения союзных
республик к 15-му числу первого месяца каждого квартала представляют в
Министерство здравоохранения СССР донесения об общем
числе высвобожденного, за истекший квартал, излишнего персонала в учреждениях,
потерявших свою самостоятельность при введении новой номенклатуры, а также
отдельно о фактическом увеличении за счет высвобожденных должностей штаты
других учреждений с распределением этих данных по следующим группам: а) врачебные должности; б) должности среднего медицинского
персонала; в) должности младшего медицинского
персонала; г) должности хозяйственного персонала. 14. Оформление всех
намечаемых изменений в штатах учреждений должно проводиться своевременно, через
вышестоящие органы, которым предоставлено право утверждать штаты учреждений -
по подчиненности - через Советы Министров союзных и автономных республик,
исполкомы краевых, областных и городских (в городах республиканского
подчинения) советов депутатов трудящихся и через Государственную Штатную
комиссию при Совете Министров СССР в отношении учреждений, не подпадающих под
действие типовых штатов административно-хозяйственного персонала. 15. Штаты учреждений, для которых типовые
штаты и штатные нормативы еще не установлены, а также учреждения, которые хотя
и не указаны в новой номенклатуре, но временно остаются с разрешения Министра
здравоохранения СССР самостоятельными, сохраняются на уровне действующих. 16. Открытие новых и
закрытие существующих учреждений здравоохранения, поименованных в номенклатуре,
утвержденной Советом Министров СССР, производится только с разрешения Министра
здравоохранения СССР, Министра здравоохранения союзной и автономной республики,
заведующего краевым, областным и городским (городов республиканского
подчинения) отделом здравоохранения в соответствии с порядком, установленным
Постановлением Совета Министров СССР от 31 октября N 5036 (см. приложение N 3). Для получения от
Министра здравоохранения СССР разрешения на открытие каждого нового учреждения
здравоохранения (или на закрытие), а также на перевод в другую типовую
категорию министры здравоохранения союзных республик представляют
мотивированное ходатайство, приложив к нему справку, подписанную (в зависимости
от подчиненности учреждения) Министром здравоохранения, заведующим отделом
здравоохранения и заверенную соответствующим исполкомом (Приложение N 8 - форма
справки). 17. Утверждение штатов для вновь
открываемых учреждений здравоохранения, а также оформление использования
штатных контингентов закрываемых учреждений для усиления штатов других
учреждений, в пределах утвержденных лимитов по численности работников и фонду
заработной платы проводится так же, как указано в п. 14 настоящей Инструкции. 18. Открытие новых и
закрытие существующих учреждений здравоохранения всеми министерствами и
ведомствами кроме Министерств Вооруженных Сил, Внутренних дел, Государственной
безопасности и Путей сообщения, а также ВЦСПС проводится в соответствии с
Постановлением Совета Министров СССР от 31 октября N 5036 также по согласованию
с органами здравоохранения в порядке, указанном в п. 16 настоящей Инструкции. 19. Министры здравоохранения союзных
республик к 15 числу первого месяца каждого квартала представляют в
Министерство здравоохранения СССР списки учреждений здравоохранения, открытых
или закрытых с разрешения Министров здравоохранения ССР и АССР, заведующих краевыми,
областными отделами здравоохранения за истекший квартал, с приложением справок
(по форме - Приложение N 8). ПЕРЕЧЕНЬ НАИМЕНОВАНИЙ УЧРЕЖДЕНИЙ, НЕ ВКЛЮЧЕННЫХ В НОМЕНКЛАТУРУ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ,
УТВЕРЖДЕННУЮ СОВЕТОМ МИНИСТРОВ СССР 31 ОКТЯБРЯ 1949 Г., С
УКАЗАНИЕМ ПОРЯДКА ИХ ДАЛЬНЕЙШЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ 1. Глазная больница, физиотерапевтическая
больница, гинекологическая больница, больница по болезням уха, горла и носа,
больница кожных заболеваний, кожно-венерологическая больница и другие
специализированные больницы (кроме туберкулезных, психоневрологических и
инфекционных) по одной специальности включаются на правах отделений в общие
больницы, родильные дома или продолжают свое функционирование только по разрешению
Министра здравоохранения СССР. 2. Наркологическая лечебница и психоприемник включаются в состав психоневрологической
больницы или психоневрологического диспансера. 3. Поликлиника и
амбулатория объединяются с общей больницей; детская поликлиника (амбулатория) и
детская консультация объединяются с детской больницей или с детским отделением
больницы; женская консультация - с родильным домом или с родильным и
гинекологическим отделениями больницы. 4. Физиотерапевтическая поликлиника,
амбулатория специальной помощи, зобный пункт, травматологический пункт,
врачебно-судовой пункт, рентгеновская станция (центр), столовая лечебного
питания, пункт санитарного просвещения включаются в состав поликлиники
больницы. 5. Дезпункт, дезбюро, дезинфекционная станция, дезотряд,
санитарно-пропускной пункт, противоэпидемический отряд,
санитарно-бактериологическая лаборатория, санитарно-гигиеническая лаборатория,
промышленно-санитарная станция, санитарно-пищевая лаборатория,
молочно-контрольная станция, пастеровская станция, прививочный отряд, коревая
лаборатория, морская санитарно-карантинная станция и врачебно-наблюдательная
станция включаются в состав санитарно-эпидемиологических станций. 6. Детские дома для трахоматозных,
туберкулезных и грибковых больных реорганизуются в детские больницы. 7. Детский приемник
(карантин-распределитель) реорганизуется в дом ребенка. 8. Детская комната (на водном транспорте)
реорганизуется в комнату матери и ребенка. 9. Кожно-венерологические отряды
включаются в состав кожно-венерологического диспансера. 10. Туберкулезный,
кожно-венерологический, трахоматозный и онкологический пункты включаются как
кабинеты в состав поликлиники больницы или в состав соответствующего
диспансера. Гельминтологический пункт входит в состав противомалярийной станции
или в состав санэпидстанции. 11. Курортный пансионат, курортный
эвакоприемник, диэтетическая столовая включаются в
состав курортной поликлиники. 12. Пансионат для приезжающих больных
включается в состав диспансера или больницы. 13. Пункт переливания крови входит в
состав больницы. 14. Трахоматозные отряды включаются в
состав трахоматозного диспансера. 15. Фельдшерские и акушерские пункты
реорганизуются в фельдшерско-акушерские пункты. 16. Венерологический и
трахоматозный фельдшерские (сестринские) пункты включаются в состав сельской
больницы. 17. Станции и пункты неотложной помощи
включаются в состав станции скорой помощи или больницы. 18. Зубоврачебная амбулатория
реорганизуется в стоматологическую поликлинику. 19. Зубопротезная мастерская
(лаборатория) включается в состав стоматологической поликлиники или в состав
больничной поликлиники (амбулатории). 20. Молочная кухня включается в состав
детской консультации, больницы (или детской консультации, временно существующей
как самостоятельное учреждение). 21. Малярийные пункты врачебные и
фельдшерские включаются в состав противомалярийной станции или санэпидстанции. 22. Малярийный отряд включается в состав
противомалярийной или санитарно-эпидемиологической станций. 23. Станции санитарного просвещения
реорганизуются в дома санитарного просвещения. 24. Врачебно-физкультурные центры
реорганизуются во врачебно-физкультурные диспансеры. 25. Судебно-медицинские лаборатории и
морги для судебно-медицинских вскрытий включаются в состав бюро
судебно-медицинской экспертизы. 26. Магазины оптики и магазины
медицинского оборудования и инструментария реорганизуются в аптекарские
магазины. 27. Аптечные пункты включаются в состав
аптеки как филиалы. Приложение N 6 к Приказу Министра здравоохранения СССР от 21 ноября 1949 г. N 870 ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА (РАСЧЕТНАЯ) ТИПОВОГО ГОРОДСКОГО ВРАЧЕБНОГО УЧАСТКА (на 4000 человек населения) ┌──────────────────┬─────────────────────────────────────────────┐ │ Наименование │ Из расчета на 1 врачебный участок │ │ специальностей ├─────────────────────┬───────────────────────┤ │ │число врачебных долж-│примерное распределение│ │ │ностей ординаторов по│ числа больничных коек │ │ │специальностям │ по специальностям │ ├──────────────────┼─────────────────────┼───────────────────────┤ │Терапия │2,0 │10,0 <*> │ │Педиатрия │1,25 │5,4 <**> │ │Хирургия │0,9 │7,6 │ │Акушерство и │1,0 │7,2 <***> │ │гинекология │ │ │ │Офтальмология │0,25 │1,0 │ │Отолярингология │0,2 │0,6 │ │Неврология │0,25 │0,8 │ │Фтизиатры │0,6 │4,2 │ │Дермато-венерологи│0,4 │1,6 │ ├──────────────────┼─────────────────────┼───────────────────────┤ │ИТОГО: │6,85 │38,4 │ └──────────────────┴─────────────────────┴───────────────────────┘ -------------------------------- <*> В общем числе коек по терапии -
8 терапевтических коек и 2 койки в инфекционных отделениях общих больниц. Койки
в самостоятельных инфекционных больницах в расчет не входят. <**> В общем числе коек по
педиатрии учтены 3,8 детских неинфекционных коек и 1,6 койки в инфекционных
отделениях детских и общих больниц. Койки в самостоятельных инфекционных
больницах в расчет не входят. <***> В том числе 4,8 родильных и
2,4 гинекологических коек. Примечание: 1. В число врачебных
должностей типового городского врачебного участка не включаются должности:
рентгенологов, лаборантов, физиотерапевтов, врачей по обслуживанию подростков,
школьников, физкультурников и др., которые устанавливаются дополнительно в
соответствии со штатными нормативами. 2. Для обслуживания одного цехового
участка в 1500 рабочих устанавливается 3,35 врачебных должностей, при
обслуживании рабочих в стационаре, поликлинике - по терапии, хирургии,
акушерству и гинекологии (по остальным специальностям в зависимости от
производственных условий обслуживаемого предприятия); а также для проведения
профилактической работы в цехах. 3. В зависимости от числа городских
врачебных участков - по городу устанавливается необходимое количество врачебных
должностей и больничных коек по отдельным специальностям для обслуживания
населения города (или соответственно - для внутригородского района). Приложение N 7 к Приказу Министра здравоохранения СССР от 21 ноября 1949 г. N 870 ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ БОЛЬНИЧНЫХ КОЕК В ГОРОДАХ (в % к итогу) При обеспечении больничными койками на 1000
населения ┌────────────────────┬──────────────────────────────┬──────────────────────────────┬──────────────────────────────┐ │ Специализация коек │6 коек в городах с населением │8 коек в городах с населением │10 коек в городах с населением│ │ ├───────┬───────┬───────┬──────┼───────┬───────┬───────┬──────┼───────┬───────┬───────┬──────┤ │ │30 тыс.│50 тыс.│75 тыс.│100 т.│30 тыс.│50 тыс.│75 тыс.│100 т.│30 тыс.│50 тыс.│75 тыс.│100 т.│ ├────────────────────┼───────┼───────┼───────┼──────┼───────┼───────┼───────┼──────┼───────┼───────┼───────┼──────┤ │Терапевтические │28,0 │26,5 │22,0 │20,0 │25,0 │24,0 │21,0 │20,0 │24,0 │20,0 │20,0 │20,0 │ │Нервные │- │(3,5) │(3,0) │(2,5) │- │(4,0) │2,5 │2,0 │(4,0) │3,01 │2,5 │2,5 │ │Туберкулезные │(5,0) │7,0 │11,0 │9,0 │8,5 │7,5 │10,0 │9,0 │10,0 │10,0 │10,0 │11,0 │ │Детские │8,5 │9,0 │9,0 │9,0 │8,5 │9,0 │9,0 │9,0 │9,0 │9,0 │9,0 │9,0 │ │Хирургические │25,0 │20,0 │16,0 │16,0 │24,0 │23,0 │16,0 │14,0 │21,0 │14,0 │15,0 │10,0 │ │Травматологические │- │- │(3,0) │(2,5) │- │(2,5) │(2,5) │3,0 │- │(2,0) │2,5 │3,0 │ │Онкологические │- │- │- │(1,5) │- │(2,5) │(2,5) │(2,0) │- │3,0 │(2,0) │2,0 │ │Отолярингологические│(2,5) │(2,5) │(2,0) │(1,5) │(2,0) │(2,5) │2,5 │2,0 │(2,0) │3,0 │2,0 │1,5 │ │Урологические │- │- │- │- │- │- │(1,5) │(2,0) │- │- │(1,5) │1,5 │ │Гинекологические │(2,5) │(2,5) │5,0 │5,0 │(4,0) │5,0 │5,0 │6,0 │5,0 │5,0 │6,0 │5,0 │ │Глазные │(2,5) │(2,5) │(2,0) │2,0 │(4,0) │(2,5) │2,5 │2,5 │(3,0) │3,0 │2,5 │2,0 │ │Родильные │16,5 │16,5 │17,0 │16,5 │15,0 │12,0 │12,5 │12,5 │12,0 │12,0 │12,0 │12,0 │ │Инфекционные │22,0 │21,0 │20,0 │20,0 │19,0 │17,0 │16,5 │17,0 │15,5 │15,0 │16,0 │15,0 │ │Кожно-венерологичес-│- │- │- │2,5 │- │2,5 │1,5 │3,0 │3,5 │3,0 │2,5 │3,5 │ │кие │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├────────────────────┼───────┼───────┼───────┼──────┼───────┼───────┼───────┼──────┼───────┼───────┼───────┼──────┤ │ИТОГО: │100,0 │100,0 │100,0 │100,0 │100,0 │100,0 │100,0 │100,0 │100,0 │100,0 │100,0 │100,0 │ └────────────────────┴───────┴───────┴───────┴──────┴───────┴───────┴───────┴──────┴───────┴───────┴───────┴──────┘ Примечание: 1. Процентные показатели,
взятые в скобки, входят соответственно в показатели по основным специальностям: а) по нервным и туберкулезным койкам - в
показатели по терапии; б) по травматологическим,
онкологическим, урологическим, отолярингологическим,
глазным и гинекологическим - в показатели по хирургии. 2. При повышенной потребности по местным
условиям в койках по отдельным специальностям (травматология, трахома, зобные
заболевания, силикоз и пр.) количество коек по этим специальностям
соответственно увеличиваются сверх указанного в пределах, утвержденных по
народно-хозяйственному плану прироста больничных коек. 3. Распределение коек по специальностям
производится с учетом всех больничных коек в городе независимо от
подчиненности. 4. При другой обеспеченности населения
(6,5, 7,0, 9,0 и т.п. коек на 1000 населения) надлежит ориентироваться
указанной примерной структурой. 5. Инфекционные и др. специализированные
койки (туберкулез, глазные, хирургические, ухо, горла и носа и др.)
предназначены для обслуживания взрослых и детей. Приложение N 8 к Приказу Министра здравоохранения СССР от 21 ноября 1949 г. N 870 РАЗРЕШЕНО Председатель обл(край)исполкома Совета депутатов трудящихся "__" ________________ 19__ года СПРАВКА о вновь организуемом учреждении здравоохранения (заполняется на каждое учреждение) 1. Наименование учреждения по номенклатуре, утвержденной Советом Министров СССР от 31 октября 1949 г. N 5036 __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 2. Типовая категория учреждения ______________________________ (число коек, врачебных должностей) 3. Основные структурные части учреждения _____________________ __________________________________________________________________ (перечислить отделения - терапевтическое, хирургическое, глазное и т.п. - и указать со стационаром и поликлиникой они или стационар без поликлиники; детское отделение - с консультацией, детской поликлиникой или без них; диспансер - со стационаром или без него) 4. Адрес учреждения (каждой его основной структурной части, расстояние от поликлиники, консультации и др. до стационара) __________________________________________________________________ (населенный пункт, город, район, область, республика) 5. Дата предполагаемого открытия нового учреждения __________________________________________________________________ (месяц) 6. В каком здании будет размещено организуемое учреждение ____ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ (в специально выстроенном, восстановленном, приспособленном и и т.д., кем выстроено или восстановлено, за чей счет, какой организацией передано: исполкомом, промпредприятием и т.п.) 7. Характеристика здания _____________________________________ __________________________________________________________________ (каменное, деревянное, этажность, кубатура, полезная площадь, система отопления, водоснабжения, канализация, освещение, наличие подсобных помещений - кухня, морг, склады и т.п.) 8. Размер ассигнований, принятых по бюджету __________ года на содержание и оборудование организуемого учреждения _______________ __________________________________________________________________ 9. Число должностей, принятое по бюджету на конец 19__ года __________________________________________________________________ в том числе: врачей _______________________________________________________ среднего медперсонала ________________________________________ младшего медперсонала ________________________________________ прочего обслуживающего персонала _____________________________ 10. Для обслуживания какого количества населения и каких его групп предназначено новое учреждение (указать район обслуживания: общегородской, внутригородской район, области и т.п.) 11. Число врачебных участков _________________________________ __________________________________________________________________ 12. Распределение коек и врачебных должностей по специальности: койки врачебные должности терапия хирургия акушерство гинекология педиатрия фтизиатрия неврология офтальмология _____________ _____________ _____________ _____________ -------------------------------------------------------------- Итого: Заведующий областным (краевым) отделом здравоохранения |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |