Утверждена Народным комиссариатом коммунального хозяйства РСФСР 25 декабря 1945 года Согласована с Народным комиссариатом юстиции РСФСР ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ РЕГИСТРАЦИИ СТРОЕНИЙ В ГОРОДАХ, РАБОЧИХ, ДАЧНЫХ И КУРОРТНЫХ ПОСЕЛКАХ РСФСР I. Организация
работ по регистрации строений § 1. В целях уточнения права владения
строениями и учета строений по фондам в городах, рабочих, дачных и курортных
поселках РСФСР бюро инвентаризации жилищно-коммунальных органов исполнительных
комитетов местных Советов ведут по установленным формам реестры (Приложения N
1, 2, 3 и 4) и производят регистрацию строений, а именно: а) строений на праве государственной
собственности, находящихся в ведении местных Советов; б) строений на праве государственной
собственности, находящихся в ведении государственных учреждений и предприятий; в) строений кооперативных и других
общественных организаций; г) строений отдельных граждан на праве
личной собственности или праве застройки. § 2. Регистрация
строений за владельцами по праву собственности или праву застройки в городах,
рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР распространяется на весь домовый
фонд этих населенных мест вне зависимости от того, в чьем ведении находятся
строения: местных Советов, государственных учреждений и предприятий,
кооперативных и других общественных организаций и частных лиц, за изъятиями,
указанными в § 3 настоящей Инструкции. § 3. Регистрация строений в порядке
настоящей Инструкции не производится: а) на территориях, изъятых из ведения
местных Советов постановлениями правительства; б) на территориях, отведенных
промышленным предприятиям (на промплощадках). § 4. Строения, расположенные на землях,
отведенных промышленным предприятиям под строительство жилых зданий,
социально-бытовых учреждений и предприятий вне промплощадок,
регистрируются согласно настоящей Инструкции на общих основаниях. § 5. Объектом регистрации является
домовладение в целом с самостоятельным земельным участком, под отдельным
порядковым номером по улице, переулку, площади независимо от числа совладельцев
данного домовладения. § 6. Регистрации подлежат те строения с
обслуживающими их земельными участками, которые закончены строительством и
находятся в эксплуатации. Право пользования земельным участком,
обслуживающим строение, в порядке настоящей Инструкции отдельно не
регистрируется. § 7. Для составления реестров и
регистрации строений за владельцами бюро инвентаризации обязаны: а) установить владельцев строений, на
которые право собственности или право застройки оформлено в установленном
законом порядке; б) выявить владельцев строений, не
имеющих документов, удостоверяющих их право собственности на строение, - для
последующего определения правовой принадлежности данного строения; в) выявить строения бесхозяйные (Г.К. ст.
68), выморочные (Г.К. ст. 433) и конфискованные (Г.К. ст. 70) для передачи их в
установленном законом порядке в государственный фонд; г) выявить строения, оставленные без
надзора личными собственниками и застройщиками, выехавшими из места постоянного
жительства по условиям военного времени и другим причинам, для установления за
строениями необходимого надзора в целях обеспечения их сохранности до
возвращения законных владельцев; д) выявить самовольно возведенные
строения для принятия в отношении последних мер, установленных Постановлением
СНК РСФСР от 22 мая 1940 г. N 390 (С.П., 1940, N 11, ст. 48), и к регистрации
их в соответствии с решением местных Советов по данному строению. § 8. В этих целях бюро инвентаризации в
своей работе по регистрации предварительно обязаны: а) истребовать и ознакомиться с
документами, представляемыми учреждениями, предприятиями, организациями и
частными лицами, как основанием их права собственности на строения или права
застройки; б) выявить возникновение и порядок
перехода к указанным учреждениям, предприятиям, организациям и лицам права
собственности на строения или права застройки, полноту и оформленность
документов, подтверждающих переход прав, число фактических владельцев и долевое
их участие во владении; в) дать по документам письменное
заключение, в котором должны быть указаны: 1) адрес домовладения; 2) площадь
земельного участка; 3) количество основных строений; 4) последовательность
перехода прав по домовладению со ссылкой на документы; 5) детальный перечень
представленных документов, устанавливающих современных владельцев; 6)
наименование владельцев с указанием: для частных лиц - фамилии, имени и
отчества, для учреждений, предприятий и организаций - полного их наименования;
7) вид права (право государственной, кооперативно-общественной и личной
собственности или право застройки); 8) долевое участие совладельцев, категория
фонда (см. § 1). § 9. При регистрации строений на праве
государственной собственности по фонду местных Советов и ведомственному фонду
государственных учреждений и предприятий исходить из следующего разграничения. К ведомственному фонду относятся: а)
строения, переданные государственным учреждениям и предприятиям в порядке
национализации по признакам, установленным ст. 1 Постановления ВЦИК и СНК РСФСР
от 30 ноября 1925 г. "О порядке распределения национализированных и
муниципализированных строений и о порядке пользования таковыми" (С.У.,
1925, N 86, ст. 638); б) строения, переданные учреждениям и
предприятиям по специальным постановлениям правительственных органов в порядке
перераспределения основных государственных фондов между ведомствами; в)
строения, вновь выстроенные или восстановленные либо полученные
государственными учреждениями и предприятиями на основании актов бессрочного
пользования земельными участками; строения, приобретенные государственными
учреждениями и предприятиями за счет своих средств по договорам купли-продажи,
засвидетельствованным в нотариальном порядке; г)
строения, переданные государственным учреждениям и предприятиям в связи с
ликвидацией жилищно-арендной и жилищно-строительной кооперации в порядке,
установленном ст. ст. 2, 3 и 5 Постановления ЦИК и СНК СССР от 17 октября 1937
г. "О сохранении жилищного фонда и улучшении жилищного хозяйства в городах"
(С.З. СССР, 1937, N 69, ст. 314) и Постановлением СНК СССР от 25 ноября 1937
г. "О порядке ликвидации жилищных кооперативов и их союзов, передачи ими
домов, дач, предприятий и имущества и расчета с пайщиками" (С.З. СССР,
1937, N 74, ст. 360). К фонду местных Советов относятся: а) строения,
перешедшие в ведение местных Советов по признакам и основаниям, указанным в
Постановлении ВЦИК от 14 мая 1923 г. "О муниципализированных
строениях" (С.У., 1923, N 44, ст. 465) и в Постановлении СНК РСФСР от 12
апреля 1924 г. "Об установлении предельного срока для составления местными
исполкомами списков муниципализированных строений" (С.У., 1924, N 7, ст.
40), а также строения,
муниципализированные постановлениями правительства; б) строения, переданные собственниками
(юридическими и физическими лицами) исполкомам местных Советов; в) строения, выстроенные исполкомами
местных Советов для удовлетворения жилищных нужд населения; г) все остальные строения, находящиеся в
черте города или поселка, не отнесенные к ведомственному фонду и не значащиеся
по праву собственности или праву застройки за юридическими и физическими
лицами. § 10. На основании этих материалов (§ 8 и
9) бюро инвентаризации производят при участии представителей городских и
поселковых жилищных управлений проверку документов, подтверждающих право
собственности на строения, а при их отсутствии - документов, косвенно
подтверждающих указанное право, и составляют письменные заключения: а) о наличии данных, устанавливающих за
учреждениями, организациями и отдельными гражданами право собственности на
строение или право застройки; б) о фактах бездокументного
владения строениями; в) о бесхозяйных строениях, подлежащих
переходу в установленном порядке в распоряжение местных Советов; г) о строениях, оставленных владельцами
по условиям военного времени; д) о фактах самовольной застройки. § 11. Заключения инвентаризационных бюро
о праве владения строениями со всеми документами представляются на рассмотрение
и утверждение соответствующего исполкома городского, районного и поселкового
Советов депутатов трудящихся. Регистрация строений за владельцами
производится лишь на основании соответствующих решений этих исполкомов местных
Советов. § 12. Строения, владельцы которых
отсутствуют по условиям военного времени и не могут представить для регистрации
строения правоустанавливающие документы лично или через доверенных лиц
(эвакуированные, погибшие или без вести пропавшие и др.), не могут считаться
бесхозяйными строениями и включаться в фонд местных Советов. На эти строения в соответствии с Приказом
Наркомхоза РСФСР N 602 от 21 ноября 1942 г. "Об
учете и охране безнадзорных строений" инвентаризационным бюро составляется
особая опись, и отделы коммунального хозяйства берут их под охрану. В случае представления
правоустанавливающих документов членами семей отсутствующих владельцев или
наследниками умерших, погибших и без вести пропавших строения регистрируются в
соответствии с представленными документами о праве собственности на эти
строения или праве застройки независимо от того, кем занято строение. § 13. В случае выявления строений,
возведенных застройщиками самовольно, инвентаризационные бюро сообщают о том горкомхозам и горжилуправлениям для принятия мер (сноса или
переноса) в соответствии с Постановлением СНК РСФСР от 22 мая 1940 г. за N 390
(С.П., 1940, N 11, ст. 48). Самовольно
возведенное строение может быть зарегистрировано за владельцем только при
условии, если строение не подлежит переносу по основаниям, указанным в ст. 9
Постановления СНК РСФСР от 22 мая 1940 г., и соответствующим коммунальным
отделом будет заключен с таким застройщиком договор о праве застройки по
правилам ст. ст. 71 - 84 Гражданского Кодекса РСФСР. II. Документы,
устанавливающие право собственности на строения и право застройки § 14. Основными документами,
устанавливающими право собственности на строения или право застройки, являются: а) акты о предоставлении земельных
участков в бессрочное пользование для капитального строительства и последующей
эксплуатации, предусмотренные Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 1 августа 1932
г. "О предоставлении учреждениям, предприятиям и организациям
обобществленного сектора земельных участков для строительства на праве
бессрочного пользования" (С.У., 1932, N 66, ст. 295); б) правительственные и ведомственные акты
(постановления и распоряжения) о передаче зданий и сооружений, предусмотренные
Постановлением СНК СССР от 15 февраля 1936 г. "О порядке передачи
государственных предприятий, зданий и сооружений" (С.З., 1936, N 11, ст.
93); в) реестры
муниципализированных строений и списки национализированных строений,
составленные в порядке работ по распределению национализированных и муниципализированных
строений на основе Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 30 ноября 1925 г. (С.У.,
1925, N 86, ст. 638) с изменением по Постановлению от 10 февраля 1933 г. (С.У.,
1933, N 14, ст. 45); г) акты о демуниципализации строений; д) решения предусмотренных законом
органов о передаче бесхозяйных, выморочных и конфискованных домов в фонд
местных Советов; е) нотариально удостоверенные договоры о
праве застройки; ж) нотариально удостоверенные договоры
купли-продажи, мены и дарения строений; з) нотариальные свидетельства или
вступившие в законную силу решения суда (ст. ст. 12 и 428 Г.К.),
устанавливающие право наследования; и) вступившие в законную силу решения
суда, подтверждающие право собственности на строения или право застройки и о передаче
бесхозяйственно содержимых домов в фонд местных Советов; к) выписки из реестров нотариальных
контор о совершении сделок купли-продажи, мены и дарения, а также о выдаче
свидетельств на право наследования и других нотариальных действиях, устанавливающих
переход права собственности на строения и права застройки; л) зарегистрированные в отделах
коммунального хозяйства копии актов о продаже частновладельческих строений с
публичных торгов. Примечание. Внесение стоимости строений
или стоимости затрат на их восстановление в балансы учреждений, предприятий и
организаций, в фактическом владении и пользовании которых находятся эти
строения, основанием для их регистрации за фактическими владельцами служить не
может. III. Порядок
оформления права собственности на строения фактических владельцев при отсутствии правоустанавливающих документов § 15. При отсутствии подлинных документов
или надлежаще заверенных копий, устанавливающих право собственности на строения
или право застройки, документами, косвенно подтверждающими это право, могут
служить: а) обязательства по банковским ссудам на
строительство жилых домов, поскольку эти ссуды выдаются при наличии договора на
строительство и акта отвода земельного участка; б) инвентаризационные документы - в том
случае, если в тексте этих документов имеется точная ссылка на наличие у
фактического владельца строения надлежаще оформленного документа на право
владения строением; в) платежные документы об оплате
земельной ренты и налога со строений, а также страховые полисы. § 16. Вопрос о
возможности регистрации за заявителем строения на праве собственности или праве
застройки на основании указанных в § 15 настоящей Инструкции документов
разрешается в каждом отдельном случае горкомхозами и райкомхозами, а в городах республиканского (РСФСР)
подчинения - инвентаризационными бюро горисполкомов, при обязательном
заключении жилищных управлений, и вносится на окончательное решение исполкома
соответствующего Совета депутатов трудящихся. На основании решений соответствующих
исполкомов местных Советов отделы коммунального хозяйства или жилищные
управления исполкомов Советов городов республиканского подчинения выдают
владельцам строений возобновительные документы с
точным указанием, взамен какого утерянного документа производится это возобновление. § 17. При отсутствии
документов, указанных в § 14 и 15 настоящей Инструкции, а также в случаях
возникновения сомнений в представленных документах вопрос о признании
принадлежности строения на праве собственности при праве застройки решается в
исковом порядке в органах госарбитража или в народных
судах путем предъявления иска к учреждению, предприятию, организации или лицу,
оспаривающему это право, с привлечением коммунального органа в качестве
третьего лица. В тех случаях, когда право собственности
на строение оспаривается отделом коммунального хозяйства или жилищным
управлением, иск предъявляется соответственно отделу коммунального хозяйства
или жилищному управлению. При признании за истцом права
собственности или застройки коммунальные органы оформляют это право
соответствующим возобновительным актом или договором,
с указанием на решение арбитража или суда. При возобновлении договора о праве
застройки учитывается срок, прошедший до гибели или утери первоначального
договора. Возобновление обязательства по банковским
ссудам производится банками, выдавшими ссуды на строительство. § 18. В случаях включения в городскую
(поселковую) черту сельских населенных пунктов и в случаях преобразования в
город или поселок сельских поселений, в которых подворных списков или других
документов, подтверждающих право собственности на строения или право застройки,
не имеется, райисполкомы выдают фактическим владельцам справки, подтверждающие
их право собственности или право застройки. Эти справки служат основанием для
регистрации, производимой в порядке настоящей Инструкции. IV. Ведение
реестровых книг § 19. Данные о праве
владения строениями на основании решений исполкомов местных Советов вносятся
инвентаризационными бюро в реестровые книги домовладений данного населенного
пункта, а также в инвентарные карточки N 1-У и N 2-С (см. "Инструкцию по
проведению технической инвентаризации строений и текущей регистрации
инвентарных изменений в домовом фонде городов, рабочих, дачных и курортных
поселков РСФСР", введенную в действие Приказом НККХ РСФСР N 155 от 12 апреля 1944 г.) в соответствии с теми пунктами и графами,
которые предусматриваются этими формами. При ведении реестров могут иметь место
три случая. 1) В населенном пункте имеется большое
количество зданий всех четырех видов владения: а) местных Советов; б)
госучреждений и предприятий; в) кооперативных и других общественных организаций
и г) частных владельцев. 2) В населенном пункте при большом
количестве зданий местных Советов и частных лиц имеется лишь небольшое
количество зданий госучреждений, предприятий, кооперативных и других
общественных организаций. 3) В населенном пункте при большом
количестве частновладельческого фонда имеется лишь небольшое количество зданий
других категорий. В первом случае реестры должны вестись в
отдельных книгах для каждой категории владения. Во втором случае в отдельной книге
ведется реестр фонда местных Советов и в отдельной же книге - реестр
домовладений местных владельцев; реестры на фонды госучреждений, предприятий,
кооперативных и других общественных организаций могут быть совмещены в одной
книге, но на каждый из этих реестров должна быть выделена отдельная часть
книги. В третьем случае реестр на
частновладельческий фонд ведется в отдельной книге, а реестры на отдельные фонды
могут быть совмещены в общей книге с выделением для каждого из этих реестров
отдельных частей книги. Бюро инвентаризации после регистрации
прав владения в реестровых книгах делают на документах владельцев строений
соответствующие регистрационные надписи (см. Приложение 5), а в случаях
отсутствия документов владельцам строений выдаются регистрационные
удостоверения по прилагаемой форме (см. Приложение 6), подтверждающие право
собственности на строение или право застройки. § 20. Реестровая книга должна быть в
твердом переплете, иметь наименование: "Реестровая книга домовладений...
города (поселка)...", она должна быть пронумерована, прошнурована,
припечатана и подписана заведующим отделом коммунального хозяйства или
председателем поселкового Совета, а в городах республиканского (РСФСР)
подчинения - горисполкомом. Записи в реестровой книге ведутся по
улицам (по алфавиту улиц), причем на каждого владельца и совладельца в книге
отводится пять запасных строк для текущей регистрации последующих изменений.
Если эти строки в процессе регистрации будут заполнены, дальнейшая запись
производится на новой странице в конце всех записей, а в книге делается отметка
о переносе записей по данному домовладению на новую страницу, с указанием
номера последней. Для этой цели в конце книги должны быть оставлены запасные
страницы в количестве до 25% общего объема книги, а в случае заполнения всей
книги заводится дополнительная книга. Все исправления в реестровой книге должны
быть надлежаще оговорены и засвидетельствованы подписью лица, ведущего
регистрацию, и подписью начальника инвентаризационного бюро. § 21. В каждом инвентаризационном бюро
должен вестись журнал, содержащий перечень (список) всех владельцев строений
города (поселка) по алфавиту фамилий и наименованию организаций, учреждений и
предприятий, или (в городах с населением более 100000 человек) алфавитная
картотека по прилагаемой ниже форме:
Каждый совладелец заносится в отдельную
строку журнала или в отдельную карточку, с указанием идеальной доли в общем
владении, согласно документу, устанавливающему право общей собственности; на
владельца, имеющего несколько строений в городе (поселке), в журнале отводится
одна строка для записи фамилии, имени и отчества владельца и несколько строк
для записи адреса строения или же заводится карточка, в которой указываются,
кроме фамилии, имени и отчества владельца, адреса всех принадлежащих ему
строений. V. Текущая
регистрация § 22. По проведении первоначальной
регистрации владельцев строений и застройщиков инвентаризационные бюро должны
вести последующую регистрацию изменений в правовом положении строений. § 23. Последующая регистрация права
собственности на строения и права застройки и перехода этого права от одних лиц
и организаций к другим производится на основании документов, оформленных в
установленном законом порядке. Регистрация перехода владения на праве
государственной собственности по строениям государственных учреждений и
предприятий производится на основании постановлений правительства и
ведомственных распоряжений. § 24. Изменения в правовом положении
строений заносятся в реестровую книгу и в инвентарные карточки со ссылкой на
документы, на основании которых эти изменения учтены. Каждое изменение, внесенное в реестровую
книгу и в инвентарные карточки, должно быть заверено подписью лица,
ответственного за данную работу. На вновь появившихся владельцев и
застройщиков в алфавитной картотеке владельцев заводятся новые карточки;
карточки на выбывших владельцев изымаются из этой картотеки и переносятся в
картотеку выбывших владельцев. § 25. Инвентаризационные бюро должны
особенно тщательно вести учет всем арестам и запрещениям, налагаемым на
строения по извещению нотариальных и судебных органов. Регистрация этих арестов и запрещений
производится посредством занесения их в реестровую книгу домовладений (§ 19), в
инвентаризационные карточки домовладений и в алфавитную картотеку владельцев. Регистрация арестов и запрещений должна
производиться немедленно по поступлении извещения и,
во всяком случае, не позже следующего дня после получения коммунотделом
или бюро инвентаризации извещения об аресте. В том случае, если будет установлено, что
по данному домовладению ранее выдана справка об отсутствии обременения, лицо,
регистрирующее арест, обязано немедленно сообщить соответствующим организациям
о недействительности этой справки. В случае снятия ареста или запрещения в
реестровой книге домовладений, инвентарной карточке и в алфавитной картотеке
владельцев должна быть сделана соответствующая отметка с указанием даты и
основания снятия обременения. VI. Об отмене
инструкций по регистрации строений, действовавших до издания настоящей Инструкции § 26. С изданием настоящей Инструкции
отменяются: а) циркуляр НКЮ и НКВД РСФСР от 12 - 19
октября 1926 г. N 404/183 "О порядке установления прав на
частновладельческие (немуниципализированные и
демуниципализированные) строения" ("Бюллетень НКВД РСФСР", 1926,
N 27); б) разъяснение НКВД и НКЮ от 14 марта
1929 г. N 89/32 "О правовом положении строений, возводимых частными лицами
без надлежащего оформления" ("Бюллетень НКВД РСФСР", 1929, N
12); в) Инструкция НККХ РСФСР от 11 августа
1934 г. "Об удостоверении и регистрации коммунальными органами
возникновения и передачи прав на владение строениями и залога их"
("Бюллетень НККХ РСФСР", 1934, N 17; изменения "Бюллетень НККХ
РСФСР", 1935, N 13, 16 и 21); г) Инструкция НККХ РСФСР от 19 июня 1937
г. N 95/М, согласованная с НКЮ РСФСР, "О регистрации жилищно-коммунальными
органами строений, перешедших к их фактическим владельцам по сделкам, не
оформленным в установленном порядке или в порядке наследования"
("Бюллетень НККХ РСФСР", 1937, N 12). Приложение 1 ФОРМА РЕЕСТРОВОЙ КНИГИ ДОМОВЛАДЕНИЙ МЕСТНЫХ
СОВЕТОВ
Приложение 2 ФОРМА РЕЕСТРОВОЙ КНИГИ ДОМОВЛАДЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ПРЕДПРИЯТИЙ
Приложение 3 ФОРМА РЕЕСТРОВОЙ КНИГИ ДОМОВЛАДЕНИЙ КООПЕРАТИВНЫХ И ДРУГИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Приложение 4 ФОРМА РЕЕСТРОВОЙ КНИГИ ДОМОВЛАДЕНИЙ ЧАСТНЫХ ВЛАДЕЛЬЦЕВ
Приложение 5 ФОРМА РЕГИСТРАЦИОННОЙ НАДПИСИ НА ДОКУМЕНТЕ ВЛАДЕЛЬЦА Домовладение N ______ по улице __________ гор. (пос.) ________ зарегистрировано по праву _____________________ за _______________ на основании _______________________ и записано в реестровую книгу под ______________________________________________________________ Инвентарное дело N ____________ "___" ________________ 195__ г. Печать горкомхоза или бюро Подпись: инвентаризации горисполкома Зав. городским отделом коммунального хозяйства или начальника бюро инвентаризации горисполкома Приложение 6 Штамп отдела коммунального хозяйства или бюро инвентаризации горисполкома "___" ______ 195_ г. ФОРМА РЕГИСТРАЦИОННОГО УДОСТОВЕРЕНИЯ отделом коммунального хозяйства Выдано ------------------------------------------------------- бюро инвентаризации _________ горисполкома в том, что домовладение N ___________ по улице ___________________ гор. (пос.) _____________________________________ зарегистрировано по праву ___________________________ за __________________________ на основании________________________________ записано в реестровую книгу под N ________________________________ Инвентарное дело N ____________ Печать горкомхоза или бюро Подпись: инвентаризации горисполкома Зав. городским отделом коммунального хозяйства или начальника бюро инвентаризации горисполкома |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |