СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ РСФСР ДЕКРЕТ от 26 ноября 1918 года О ПРОИЗВОДСТВЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ КОНТРОЛЕМ РЕВИЗИЙ (ПРАВИЛА) В целях урегулирования ревизионной
деятельности Государственного Контроля, до проведения в законодательном порядке
нового Устава Ревизии, Совет Народных Комиссаров постановил: 1. Утвердить
прилагаемые при сем Правила о предварительной и фактической ревизии
хозяйственно-финансовой и промышленной деятельности правительственных и
общественных учреждений и предприятий. 2. Обязать все Советские учреждения и
национализированные предприятия представлять в подлежащие установления
Государственного Контроля отчеты во всех израсходованных деньгах, материалах и
имуществах для последующей документальной ревизии их. Председатель Совета Народных Комиссаров ВЛ.УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН) Управляющий Делами Совета Народных Комиссаров ВЛ.БОНЧ-БРУЕВИЧ Приложение ПРАВИЛА О ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ И ФАКТИЧЕСКОЙ РЕВИЗИИ ХОЗЯЙСТВЕННО-ФИНАНСОВОЙ И ПРОМЫШЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТСКИХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ПРЕДПРИЯТИЙ Общие положения Ст. 1. Обороты денежных и материальных
ценностей, как принадлежащих казне, так и состоящих в распоряжении Советских
учреждений и предприятий, в отношении их законности, правильности,
хозяйственности, целесообразности и сохранности подлежат предварительной и
фактической ревизии Государственного Контроля на нижеследующих основаниях. Ст. 2. Предварительная и фактическая
поверка осуществляется центральными и местными учреждениями Государственного
Контроля по принадлежности. Предварительная
ревизия Ст. 3. При производстве предварительной
ревизии учреждениям Государственного Контроля предоставляется: а) сообщать заключения по проектам смет
хозяйственно-заготовительных планов, кондиций, вызовов и договоров, по
техническим проектам всяких сооружений, построек, работ и заданий, а также по
торговым производствам, по установлению цен и по всякого рода хозяйственным
делам, экономическим предположениям и вопросам, рассматривая таковые по
существу; б) проверять ассигновки или
соответствующие им платежные документы до их оплаты; в) командировать своих представителей для
участия в комиссиях и заседаниях распорядительных управлений. Примечание. Подотчетные учреждения и лица
обязаны заблаговременно сообщать на заключение подлежащих учреждений
Государственного Контроля свои предположения по обозначенным в п. а ст. 3
вопросам, а также о предстоящих комиссиях и заседаниях по
финансово-хозяйственным делам (п. в). Ст. 4. Заключение контрольного учреждения
в порядке предварительной ревизии может быть изменено и отменено высшей
контрольной инстанцией. О сообщении
заключений по хозяйственным предположениям Ст. 5. Контрольные
учреждения сообщают распорядительным управлениям заключения по проектам смет,
хозяйственно-заготовительных планов, кондиций, вызовов и договоров, а также по
торговым производствам, по установлению цен и по всякого рода
финансово-хозяйственным и строительным операциям, предположениям и вопросам в
кратчайший срок, и не позже, как через одну неделю со дня получения о том
запросов распорядительных управлений. В экстренных случаях заключения
даются в суточный срок. Ст. 6. При отсутствии необходимых для
заключения данных контрольные учреждения в семидневный срок по получении
запросов требуют доставления таковых, и в случае недоставления
их в течение семи дней, возвращают препровожденную переписку без заключения, с
уведомлением распорядительных управлений о неимении данных для сообщения
заключений. Ст. 7. Распорядительные управления могут
осуществлять, за личной ответственностью подлежащих должностных лиц, свои
предположения, хотя бы они и не получили заключения контрольного учреждения
(ст. 6) или не согласились с ним, за исключением случаев наложения
строго-запретительного грифа (ст. 22). Ст. 8. О последовавшем распоряжении,
несогласном с заключением контрольного учреждения или за неполучением такого
заключения (ст. 7), распорядительное управление уведомляет Контроль
одновременно с изданием такого распоряжения. Ст. 9. В случае несообщения заключения за
неимением данных (ст. 6) либо издания распоряжения, несогласного с заключением
контрольного учреждения (ст. 7), ревизионное по делу заключение постановляется
в порядке последующей ревизии. О поверке
ассигновок или соответствующих им платежных документов до их оплаты Ст. 10. Предварительная ревизия
ассигновок или соответствующих им платежных документов устанавливается
специальными постановлениями центральных или местных контрольных учреждений, с
уведомлением об этом подотчетных учреждений. Ст. 11. С установлением предварительной
ревизии ассигновок и других платежных документов (ст. 10) контрольные
учреждения уведомляют казначейства и прочие платежные кассы о
всех тех денежных оборотах, которые подчинены предварительной ревизии, равно
как и о тех условиях, при которых ассигновки или заменяющие их платежные
документы подлежат оплате. Ст. 12. Подлежащие предварительной
ревизии ассигновки или платежные документы не могут быть оплачены, если на них
не имеется отметки контроля об их
обревизовании. Ст. 13. Каждая ассигновка или платежный
документ, прежде отсылки их для оплаты, представляются на предварительную
поверку в подлежащее контрольное учреждение или уполномоченным на то агентам
контроля. К ассигновкам, кроме оборотных и тех, по которым суммы не подлежат
выдаче на руки кредиторам казны, талоны не прилагаются. Талоны выдаются
кредиторам казны лишь по возвращении контрольными учреждениями ассигновок, с
отметками о ревизионной поверке, допускающей их оплату. Ст. 14. К ассигновкам или платежным
документам прилагается при описи отчетность, оправдывающая предположенный
расход или оборот, причем в отношении документов, ранее доставленных в
контрольное учреждение, делается указание относительно номера и времени их
отсылки. Ст. 15. На обревизование
ассигновки или другого платежного документа полагается не более трех дней.
Трехдневный срок увеличивается до десяти дней для поверки оборотных ассигновок. Ст. 16. В случае спешности платежа,
распорядительным управлением делается соответствующая, с указанием мотивов,
надпись на ассигновке или заменяющем ее платежном документе. На поверку такой
ассигновки или платежного документа контрольным учреждениям полагается один
день. Ст. 17. Обревизованные
контрольным учреждением ассигновка или платежный документ возвращаются в
распорядительное управление с изложением на них ревизионного заключения, а
также с приложением оправдывающего предположенный платеж документа, если на
этом документе должна быть отобрана расписка в получении денег. На
возвращаемом оправдательном документе делается отметка о произведенной поверке. Ст. 18. Ревизионное по ассигновке или
платежному документу заключение контрольного установления выражается: а) или в
утверждении платежа, б) или в признании его, в целом или в части, подлежащим
поверке по существу в порядке последующей ревизии, в) или в неутверждении
в целом или части предположенного платежа, г) или в строгом запрещении платежа. Ст. 19. Прямые и оборотные ассигновки, а
также платежные документы, оправданные необходимой отчетностью и не вызвавшие
ревизионных замечаний, утверждаются контрольным учреждением при предварительной
ревизии. Ст. 20. Контрольное учреждение отлагает
поверку доставленных ему на предварительную ревизию ассигновок или платежных
документов до последующей ревизии: 1) если они не оправданы надлежащею
отчетностью, но в то же время не имеется оснований для наложения
запретительного грифа, 2) если предстоящий расход носит характер аванса. Об основаниях, по которым поверка
отлагается, контрольное учреждение уведомляет распорядительное управление
одновременно с возвращением поступившей на ревизию ассигновки или платежного
документа. Ст. 21. Ассигновки или платежные
документы, поверка коих отложена до последующей ревизии, могут быть
представляемы подотчетными местами или лицами к платежу в том размере, в каком
они признают необходимым, без возбуждения об этом переписки с контрольными
учреждениями. Ст. 22. В тех случаях, когда контрольное
учреждение усмотрит явную незаконность платежа, либо ошибочность расчета, на
ассигновке или заменяющем ее платежном документе ставится строго-запретительный
гриф: "Оплате не подлежит", после чего ассигновка или заменяющий ее
платежный документ возвращается в распорядительное управление с изложением
мотивов наложения строго-запретительного грифа. Казначейство и другие платежные
кассы не имеют права оплачивать ассигновки или заменяющие их документы со
строго-запретительным грифом. О командировании
представителей Государственного Контроля для участия в комиссиях и заседаниях распорядительных управлений Ст. 23. Представители Государственного
Контроля, командированные в комиссии и заседания распорядительных управлений,
участвуют в этих комиссиях и заседаниях с правом совещательного голоса. Ст. 24. Заявления, сделанные в заседаниях
представителями Государственного Контроля (ст. 23), вносятся в журналы или
протоколы заседаний по их о
том требовании. Ст. 25. Заверенные копии журналов либо
протоколов заседаний распорядительных управлений доставляются представителям
Государственного Контроля, по их о том заявлениям, не позже пяти дней со дня
заседания. Ст. 26. Заключения
представителей Государственного Контроля не останавливают приведения в
исполнение постановлений распорядительных управлений, за исключением случаев:
а) заявления со стороны представителей Государственного Контроля о
необходимости приостановить решение по данному вопросу, - на срок не более двух
дней, - или по сложности рассматриваемого вопроса, или для доклада высшей
контрольной инстанции; б) категорического со стороны представителей Контроля
протеста со ссылкою на незаконность постановления. Ст. 27. В случаях несогласия
распорядительного управления на изменение
опротестованного Государственным Контролем постановления (ст. 26) дело
представляется на окончательное разрешение в Совет Народных Комиссаров. Ст. 28. О времени и месте заседаний и о
вопросах, подлежащих обсуждению, контрольные учреждения или их представители
уведомляются заблаговременно. Неприбытие представителя Контроля не может
служить поводом к отмене заседания. Ст. 29. Если представитель
Государственного Контроля не мог своевременно прибыть для участия в комиссиях
или заседаниях вследствие неуведомления или
несвоевременного уведомления, то контрольным учреждениям предоставляется право
оспаривать состоявшееся по рассмотренному вопросу решение. Фактическая ревизия Ст. 30. При производстве фактической
ревизии Государственному Контролю предоставляется: а) присутствование
при производстве торгов и состязаний; б) освидетельствование наличия и
состояния всякого материального имущества в хранилищах и денежных ценностей в
кассах и у отдельных должностных лиц; в) освидетельствование наличия
потребителей довольствия; г) поверка данных, служащих для подсчета
работ, поверка наличия рабочей силы, а также осмотр и освидетельствование
всяких работ и сооружений во всякое время и во всех стадиях их производства; д) участие в комиссиях по освидетельствованию,
испытанию и приему исполняемых сооружений и работ, а также материалов и всякого
вообще имущества; е) участие в комиссиях по периодическим
осмотрам имущества, по передаче его от одного лица другому, по признанию
имущества ненужным, негодным или подлежащим исправлению и ремонту, а также по
переоценке его и уничтожению; ж) участие в комиссиях по расследованию и
установлению размера убытков, причиненных чрезвычайными происшествиями на
местах таких происшествий; з) присутствование
при опытных испытаниях и экспертизах, производимых с целью установления
предельных норм, а равно с иными целями; и) взятие и опечатание
проб и образцов за подписями своих представителей и лиц отчетного управления; к) рассмотрение всех книг, счетов,
документов и дел отчетных мест и управлений, за исключением составляющих
государственную тайну, порядок рассмотрения коих и доставления в контрольные
учреждения определяются по соглашению начальников контрольного и отчетного
учреждений; л) вообще производство поверок и освидетельствований,
установление актами всякого рода данных, необходимых для целей ревизии, и присутствование при совершении действий отчетных мест и лиц
по выполнению производимых ими операций и связанных с ними оборотов всяких
ценностей. Ст. 31. Отчетные места и лица обязаны
предоставлять Контролю все средства к беспрепятственному совершению фактической
поверки и вообще оказывать полное содействие к успешному выполнению Контролем
его обязанностей. Ст. 32. Фактическая ревизия производится Государственным
Контролем или по собственной инициативе, или по заявлению распорядительных
управлений. Ст. 33. Фактическая ревизия касс и
постоянных хранилищ материального имущества по инициативе контрольных
учреждений производится в присутствии ответственных хранителей проверяемых
ценностей и имущества или их заместителей. Ст. 34. Извещения о времени всех
предстоящих торгов и состязаний, освидетельствований, приемок и т.п. должны
быть посылаемы в контрольные учреждения или отдельным представителям фактического
контроля заблаговременно и во всяком случае с таким
расчетом, чтобы подлежащие представители Контроля имели возможность прибыть на
место предстоящих им действий ко времени, указанному в извещении. Ст. 35. О всех
случаях чрезвычайных происшествий, например, внезапной смерти,
умопомешательства или безвестного отсутствия лица, на ответственности которого
лежало хранение имущества, обнаружения растраты или похищения имущества, пожара
и т.п. и вообще о всех тех случаях, когда причина и размер понесенного казною
убытка могут быть установлены лишь непосредственно вслед за его причинением,
извещения контрольному учреждению или его отдельному представителю посылаются
немедленно по обнаружении самого происшествия, причем,
если это контрольное учреждение или его представитель находятся не вблизи места
этого происшествия, то извещение посылается по телеграфу. Ст. 36. В посылаемых
контрольным учреждениям или отдельным их представителям извещениях о времени и
месте предстоящих торгов и состязаний, освидетельствований, приемок и т.п.
должно быть кратко, но точно указано, в чем именно будет заключаться работа
отчетного лица или лиц, к участию в которой приглашается представитель
Контроля, при непременном указании, хотя бы примерно, суммы торгов или
количества работ, вещей и материалов, или размера возможного или
нанесенного казне убытка и т.п. Ст. 37. Неприбытие представителя Контроля
к назначенному времени в указанное в извещении место не останавливает
предположенных действий лиц распорядительного управления. Ст. 38. Если представитель Контроля не
мог своевременно прибыть к месту предстоящих ему действий вследствие неуведомления или несвоевременности уведомления, то
контрольному учреждению предоставляется не признавать за составленными в
отсутствии его представителей актами силы бесспорных документов. Ст. 39. При осмотре, освидетельствовании
или приеме различных предметов, материалов и работ Государственному Контролю
предоставляется поверять наличие, состояние, количество, качество, вес и меру,
а равно соответствие проверямого условиям
заготовления материалов или производства работ. Ст. 40. Государственному Контролю
предоставляется входить в оценку технических свойств и качеств работ и
материалов; в случаях усмотренной Контролем
неудовлетворительности работ, материалов и предметов или несоответствия их
техническим условиям и требованиям представителям его, при несогласии с их
заключениями ответственного руководителя работ или лиц, уполномоченных на
производство освидетельствования или приемки, вменяется в обязанность заявлять
о необходимости переосвидетельствования работ или нового испытания материалов и
предметов в присутствии сведущих лиц. Ст. 41. Переосвидетельствования работ и
новые испытания материалов и предметов должны назначаться не позднее трех
недель со времени заявления о сем Контроля. Ст. 42. В случаях, когда при
освидетельствовании касс или хранилищ имущества окажется излишек денежных
ценностей или имущества, - эти излишки приходуются немедленно по подписании
соответствующего акта, впредь до выяснения их принадлежности. Ст. 43. В тех случаях,
когда при освидетельствовании касс или хранилищ имущества окажется недостаток
денежных ценностей или имущества, негодность материалов, недостатки в порядке
хранения или вообще какие-либо неправильности или упущения, представители
Контроля, составив о том акт за подписью присутствовавших, немедленно доводят
об обнаруженном до сведения своего начальства, которое возбуждает уголовное
преследование против виновных и налагает начеты; вместе с тем,
контрольное учреждение уведомляет об обнаруженном
непосредственное начальство кассы, хранилища имущества или подлежащего
отчетного управления для надлежащих с его стороны распоряжений. Ст. 44. При проверке касс и постоянных
хранилищ всякого рода имущества, а равно во всех случаях обнаружения каких-либо
неправильностей, упущений или злоупотреблений, составляются акты. Во всех
остальных случаях акты могут быть заменяемы надписями на соответствующих
документах. Ст. 45. При фактической ревизии наличия
ценностей и имущества, помимо составления о результатах ревизии актов, делаются
надписи о произведенном освидетельствовании в книгах, на основании которых была
выведена наличность поверенных денег, ценностей и имущества. Ст. 46. От подписания акта не имеет права
уклоняться никто из присутствовавших при фактической ревизии должностных лиц. Ст. 47. Если лицо, привлекаемое к подписи
акта, не согласится с его содержанием, то оно обязано оговорить это при
подписании акта и в точности указать, в чем именно приведенные в акте данные
признаются им неправильными или несоответствующими действительности. Ст. 48. Подписанные представителями
отчетного управления и Контроля без оговорок акты не могут быть впоследствии
опровергаемы, за исключением споров о подлоге. Председатель Совета Народных Комиссаров В.И.УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН) Управляющий Делами Совета Народных Комиссаров В.БОНЧ-БРУЕВИЧ |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |