СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ РСФСР ДЕКРЕТ от 21 ноября 1918 года ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СНАБЖЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ВСЕМИ ПРОДУКТАМИ И ПРЕДМЕТАМИ ЛИЧНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ И ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА 1. В целях замены частно-торгового
аппарата и для планомерного снабжения населения всеми продуктами из Советских и
Кооперативных Распределительных пунктов на Народный Комиссариат Продовольствия
(Компрод) возлагается заготовка всех продуктов,
служащих для личного потребления и домашнего хозяйства. 2. Означенные продукты, вырабатываемые на
национализированных фабриках и заводах и др. предприятиях, а равно и на
предприятиях, взятых на учет органами Высшего Совета Народного Хозяйства,
передаются Народному Комиссариату Продовольствия соответствующими Главками,
Центрами и т.д. на основании планов использования (ст. 7). Остальные товары
заготовляются Народным Комиссариатом Продовольствия. 3. Для снабжения и правильного распределения
продуктов используется и организуется сеть государственных и кооперативных
оптовых складов и розничных Советских и Кооперативных лавок. Оптовые склады и
розничные лавки Кооперативов остаются в их управлении, но под контролем
Народного Комиссариата Продовольствия (ст. 15). 4. Со дня вступления в
силу настоящего декрета никакие центральные и местные государственные
учреждения, кроме Народного Комиссариата Продовольствия и его местных органов,
не имеют права принимать мер по регулированию торговли продуктами, на которые
распространяется настоящий декрет, а равно издавать запрещения или давать
разрешения на ввоз и вывоз внутри страны продуктов, обнимаемых настоящим
декретом. Разрешения на вывоз из какой-либо
местности этих продуктов и на провоз в пределах Советской России, выдаваемые
Народным Комиссариатом Продовольствия и его органами, являются
окончательными и никакие органы власти не имеют права требовать для исполнения
таких нарядов и разрешений Народного Комиссариата Продовольствия каких бы то ни
было иных разрешений. Примечание. За Высшим Советом Народного
Хозяйства и его органами сохраняется право на перевозки и выдачу
соответствующих разрешений относительно той части предметов, охватываемых
настоящим декретом, которые предназначены для производственного потребления
(снабжения фабрично-заводских и других предприятий). 5. Реквизиция и конфискация оптовых торговых
складов и национализация соответственных торговых фирм
могут осуществляться только Народным Комиссариатом Продовольствия или
уполномоченными им на то органами. Реквизиция и конфискация
и муниципализация розничных лавок и фирм осуществляются только местными
органами Народного Комиссариата Продовольствия с утверждения Исполнительного
Комитета. Все продукты для личного потребления и
домашнего хозяйства, взятые на учет или реквизированные
какими бы то ни было учреждениями, кроме Высшего Совета Народного
Хозяйства и его органов, немедленно сдаются на учет и в распоряжение Народного
Комиссариата Продовольствия. Указанные продукты и впредь в случае их
реквизиции или конфискации кем бы то ни было (в том числе железными дорогами,
судом и Всероссийской Чрезвычайной Комиссией) должны сдаваться не позже
двухнедельного срока после реквизиции или конфискации их в центральные и
местные органы Народного Комиссариата Продовольствия. Примечание. Реквизиция и конфискация
оптовых торговых складов и национализация торговых
фирм, торгующих не только предметами личного потребления и домашнего хозяйства,
осуществляются Высшим Советом Народного Хозяйства по соглашению с
соответствующим Народным Комиссариатом. 6. Всем делом снабжения населения
монопольными и немонопольными продуктами промышленного и кустарного
производства ведает Главное Управление Продуктораспределения
Народного Комиссариата Продовольствия (Главпродукт).
В Коллегию Главпродукта входят два представителя
Высшего Совета Народного Хозяйства и один представитель Народного Комиссариата
Торговли и Промышленности. 7. В план использования (ст. 2-й) входят:
во-первых, определение того, какое количество продуктов предназначается для
экспорта, какое для резерва, какое для промышленного потребления
и какое для распределения среди населения; во-вторых,
установление цены продукта, как фабричной, так и оптовой и розничной;
в-третьих, план распределения всего предназначенного для населения продукта. Выработка плана
использования в применении к пунктам 1-му и 3-му предложения первого настоящей
статьи производится Комиссией Высшего Совета Народного Хозяйства, в состав
которой входят три представителя Высшего Совета Народного Хозяйства, три
представителя Народного Комиссариата Продовольствия и один представитель
Народного Комиссариата Торговли и Промышленности, а в применении к пункту 2-му
- Комитетом Центр. Высшего Совета
Народного Хозяйства. Планы использования всех производимых в стране и импортируемых
продуктов, а также план распределения и цены утверждаются Президиумом Высшего
Совета Народного Хозяйства по соглашению с Народным Комиссариатом
Продовольствия. 8. Для руководства заготовкой тех продуктов,
производство и заготовка которых не являются государственной монополией, Главпродукт организует для отдельных групп продуктов
закупочно-регулирующие центры, привлекая к этой работе кооперативы, рабочих и
торговых служащих. 9. На Главпродукт
возлагается также проведение других мер по регулированию товарообращения в
стране и организации торговой инспекции. 10. Установление списка монопольных
продуктов производится Президиумом Высшего Совета Народного Хозяйства по
соглашению с Народным Комиссариатом Продовольствия. Все заводы, фабрики и горные предприятия
обязаны впредь сдавать указанные продукты в доле, назначенной планом
использования Высшим Советом Народного Хозяйства для распределения среди
населения, исключительно Народному Комиссариату Продовольствия (Главпродукту) и уполномоченным им органам. 11. Фабрично-заводские оптовые склады, хотя
бы находящиеся не в месте нахождения фабрики и завода, а также склады Главков,
Центров и Отделов Высшего Совета Народного Хозяйства и их органов остаются в
заведывании и управлении соответственных Главков и Центров и Отделов Высшего
Совета Народного Хозяйства и их органов и управлений фабрично-заводскими
предприятиями. То количество поступающих на эти склады продуктов, какое, по
утвержденному Высшим Советом Народного Хозяйства плану, предназначается для
распределения среди населения, с момента поступления в эти склады переходит в
распоряжение и на учет Народного Комиссариата Продовольствия (в лице Главпродукта) и уполномоченных им органов. 12. За предоставляемый
в распоряжение Главпродукта и уполномоченных им
органов продукт Главпродукт и его органы
расплачиваются с фабриками, заводами, Главками, Центрами и Отделами Высшего
Совета Народного Хозяйства и местных Советов Народного Хозяйства в двухнедельный
срок с момента получения ими уведомления о приобретении ими права на
распоряжение соответственным количеством продукта. Кооперативные организации расплачиваются непосредственно с Главками,
Центрами, фабриками и заводами за продукты, распределение которых передано
Кооперативам. 13. Все существующие акцизные сборы
отменяются. К цене, по которой Высший Совет Народного Хозяйства сдает продукт
Народному Комиссариату Продовольствия, может быть прибавляемо начисление в
пользу государства. Необходимость и размер начисления определяются Президиумом
Высшего Совета Народного Хозяйства при участии представителей Народного
Комиссариата по Финансовым Делам и Народного Комиссариата Продовольствия, а при
разногласии Советом Народных Комиссаров. Перечисление соответственных сумм на
счет Государственного Казначейства производится Народным Комиссариатом
Продовольствия по каждому продукту в отдельности в
двухнедельный срок по отправке продуктов с фабрик по нарядам Главпродукта. Примечание. Впредь до определения размеров
начисления оно производится в размере существовавших до сих пор акцизов. 14. В каждой губернии Губернские Органы
Народного Комиссариата Продовольствия не позже чем к 1 января 1919 г.
утверждают достаточно густую для удобства населения сеть розничных лавок, через
которые отпускаются монопольные продукты, причем в эту сеть розничных лавок
включаются Советские лавки и лавки кооперативных обществ. Для получения
продуктов, распределяемых через Советские и кооперативные лавки, каждый
гражданин должен приписаться к какой-либо определенной и входящей в сеть
розничной лавке. 15. При переходе к муниципализации розничной
торговли, местные Советы Депутатов и продовольственные органы обязаны
руководствоваться следующими правилами: а) Муниципализации подлежат, во-первых,
розничные торговые предприятия, во-вторых, оптовые торговые предприятия
постольку, поскольку они имеются местное значение. Примечание. Вопрос о том, имеет ли
оптовое предприятие местное значение, разрешается в случае сомнений Главпродуктом, который имеет право изымать подлежащее
предприятие в свое ведение. б) В первую очередь муниципализации
подвергается торговля теми продуктами, которые объявлены монопольными. в) Муниципализация розничной торговли
немонополизированными продуктами впредь допускается только при создании
центральными органами возможности снабжения этими продуктами населения через
Советские и кооперативные лавки. г) При
муниципализации отраслей торговли, указанных в предыдущих пунктах,
муниципализируемые лавки не должны запечатываться более чем на семь дней;
торговля в них должна с 8-го дня продолжаться за ответственностью агента
продовольственного отдела, а при невозможности назначить такового за
ответственностью Комитета Служащих, хотя бы учет товара не был окончен, причем
вся выручка сдается в кассу Продовольственного Отдела. Настоящее правило распространяется и на опечатанные до издания
настоящего декрета магазины, причем недельный срок в этих случаях считается со
дня опубликования настоящего декрета. д) Кооперативные склады и лавки
национализации не подлежат. В тех местах, где до издания
настоящего декрета местными органами Советской власти были национализированы
или муниципализированы кооперативы и реквизированы или конфискованы запасы
товаров кооперативных лавок, все эти кооперативы должны быть восстановлены,
товары должны быть им возвращены, в недостающей части должен быть дан отчет, и
законной деятельности кооперативов не должно впредь ставиться препятствий. Примечание. При восстановлении
кооперативов обязательно принятие мер к тому, чтобы кулацкое или контр-революционное извращение их
деятельности не могло быть допущено и чтобы строгий контроль Комитетов бедноты
и местных Советов над ними осуществлялся систематически. 16. В правление Всероссийского Центрального
Союза потребительских обществ (Центросоюза) и в правление Областных и
Губернских Кооперативных Потребительских Объединений входит по представителю Народного
Комиссариата Продовольствия, назначенному его Коллегией. Коллегия Главпродукта
имеет право приостанавливать и отменять те решения Центросоюза и Областных
Кооперативных Объединений, которые касаются распределения продуктов, если эти
решения будут признаны Главпродуктом противоречащими
утвержденным планам или могущими неблагоприятно на них отразиться. 17. В той части, в какой кооперативные склады
или розничные лавки могут быть снабжены монопольными или немонопольными
продуктами с кооперативных фабрик и заводов или из кооперативных оптовых
складов, они могут быть снабжены таковыми с государственных фабрик и заводов
или из государственных оптовых складов в общем порядке. 18. Нарушение настоящего декрета карается
лишением свободы и конфискацией имущества в размерах по усмотрению суда в
зависимости от тяжести нарушения, а для должностных лиц лишением свободы с
принудительными работами на срок не менее года. Председатель Совета Народных Комиссаров В.УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН) Управляющий Делами Совета Народных Комиссаров В.БОНЧ-БРУЕВИЧ |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |