СОВЕТ ТРУДА И ОБОРОНЫ СССР ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 21 сентября 1933 г. N 827 ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАКТОРНОГО ПАРКА Совет труда и обороны устанавливает, что
освоение мощной техники, данной государством совхозам и колхозам, поставлено
неудовлетворительно. Народный комиссариат земледелия Союза ССР, Народный
комиссариат зерновых и животноводческих совхозов и их местные органы, совхозы и
МТС еще не перестроили своей работы в соответствии с новыми задачами
руководства крупным механизированным сельским хозяйством. Эксплоатация тракторного парка поставлена беспорядочно. Безответственность и бесхозяйственность в организации тракторного
хозяйства во многих совхозах и МТС приводит к низкой производительности
тракторного парка, поломкам тракторов и их преждевременному изнашиванию. До сих пор не созданы устойчивые
квалифицированные кадры трактористов, текучесть среди них достигает значительных
размеров, слаба дисциплина, отбор не организован, вследствие чего кадры
трактористов в значительной части засорены непригодными элементами. Ремонт тракторного парка поставлен неорганизованно. Капитальный ремонт разбросан по большому
количеству недостаточно оборудованных мастерских и не обеспечен надлежащим
техническим руководством. Качество ремонта, как правило, стоит на невысоком
уровне. Улучшение,
достигнутое в весеннюю посевную, паровую и уборочную кампании 1933 года в деле
ремонта и использования тракторов, получилось не столько в результате
значительного исправления всей системы руководства тракторным хозяйством,
сколько вследствие единовременного напряжения всех сил партийных, советских,
хозяйственных, земельных организаций и политотделов МТС и совхозов, положившего
начало улучшению работы по использованию и организации ремонта тракторов. Все это ставит вопрос о коренном
улучшении системы руководства делом механизации сельского хозяйства со стороны
Народного комиссариата земледелия Союза ССР, Народного комиссариата зерновых и
животноводческих совхозов, республиканских, краевых, областных земельных
органов, областных трактороцентров, совхозных трестов
и директоров совхозов и МТС. Исходя из всего этого, Совет труда и
обороны постановляет: I. О приеме и
хранении тракторов 1. Установить, что во всех совхозах
нынешний инженер-механик и в МТС нынешний старший механик должен быть
заведующим тракторным гаражем, отвечающим целиком и
полностью за правильную эксплоатацию и сохранность
тракторов, как-то: ремонт, приемку и хранение тракторов на центральной базе и проверку хранения тракторов как в отделениях совхозов
и на участках МТС, так и на поле в период полевых работ, расход горючего и
смазочного, состояние гаража и проверку работы тракториста по использованию и эксплоатации трактора. 2. Ликвидировать имеющуюся практику
приемки тракторов без надлежащей технической проверки и составления актов,
порождающую безответственность и бесхозяйственность. Установить, что каждый
новый трактор, поступающий в совхоз или МТС, принимается непосредственно
заведующим тракторным гаражем, при
чем обязательно составляется акт о состоянии принятого трактора. На принятый трактор заполнять паспорт и
трактор заносить в книгу учета тракторов. Запретить направление на работу тракторов
без заполненного паспорта. Ответственность за правильное заполнение тракторного
паспорта возложить на заведующего тракторным гаражем МТС или совхоза. Обязать Народный комиссариат земледелия
Союза ССР и Народный комиссариат зерновых и животноводческих совхозов упростить
форму паспорта и закончить паспортизацию всех тракторов не позднее
чем к 1 января 1934 года. 3. Тракторы хранить после окончания
полевых работ и до их начала как в МТС, так и в совхозах при центральной
усадьбе обязательно в крытом помещении (облегченный гараж, навес, огражденный
от заносов и т.п.). Для охраны тракторных гаражей выделять сторожей, при чем допуск в гаражи должен производиться только по
специальным пропускам, подписанным директором или заведующим тракторным гаражем. II. Об организации
работы тракторов 4. Весь тракторный парк разбивается на
тракторные бригады. Директор МТС или совхоза назначает на каждую бригаду
бригадира и его помощника для смены. 5. На бригадира тракторной бригады и его
помощника для смены возлагается управление бригадой тракторов и прицепным
инвентарем, при чем все распоряжения бригадира
обязательны для всех трактористов, работающих на тракторах, а также для всех
работающих на прицепном инвентаре. 6. К каждому трактору прикрепляются 2
тракториста, работающие по-сменно.
Прикрепление трактористов к трактору оформляется специальным приказом директора
МТС и совхоза и распиской с соответствующим обязательством со стороны
тракториста. 7. После прикрепления тракторов к
трактористам непосредственная ответственность за хранение и техническое
состояние всех тракторов бригады возлагается на бригадира тракторной бригады в
МТС и совхозах, а ответственность за хранение и техническое состояние каждого
трактора в отдельности - на прикрепленных к нему трактористов. Передача
тракторов в совхозах в отделение, а в МТС - в бригады оформляется специальным
актом. 8. Хранение тракторов в период полевых
работ производится на месте работы на специально
каждый раз отводимом для этого бригадиром тракторной бригады месте. На месте
стоянки должна быть обеспечена охрана тракторов. Оставление тракторов в борозде
категорически воспрещается. 9. Возложить ответственность за
своевременную доставку горючего и смазочных материалов, а также снабжение
необходимыми принадлежностями для заправки тракторов по требованию бригадиров
тракторных бригад: в совхозе - на директора совхоза, а в МТС - на директора
МТС. 10. В начале каждой смены работы трактора
трактористом под руководством бригадира производится тщательный осмотр и
проверка трактора. Каждую пятидневку бригадир тракторной бригады посылает
донесение о выработке каждого трактора и выполнении заданий лично директору МТС
или совхоза. 11. Установить, что текущий ремонт,
связанный с частичной разборкой мотора, как правило, может производиться только
в закрытом помещении или в передвижных мастерских при наличии соответствующего
оборудования, рабочей силы и технического руководства. Народному комиссариату
земледелия Союза ССР и Народному комиссариату зерновых и животноводческих
совхозов немедленно приступить к организации передвижных мастерских с тем,
чтобы вся эта работа была закончена в течение 1933 - 1934 г. 12. Установить три основных вида ремонта:
текущий, средний и капитальный, определив следующим образом примерную
классификацию текущего, среднего и капитального ремонта (см. Приложение N 1). 13. Капитальный ремонт тракторов
производится не раньше годичного срока работы нового трактора или годичного
срока после выхода трактора из капитального ремонта, с тем, чтобы общее
количество производимых капитальных ремонтов тракторного парка за календарный
год не превышало 50 проц. его наличия на начало календарного года. Средний
ремонт тракторов производится не чаще 2 раз между капитальными ремонтами.
Текущий ремонт производится по мере надобности, но не реже 1 раза через 600
часов работы. Срок работы трактора в сельском хозяйстве
определить в количестве не менее 10000 часов работы, после чего специальной
комиссией, назначаемой народным комиссариатом земледелия республики, краевым
или областным земельным управлением и республиканским, краевым или областным
уполномоченным Народного комиссариата зерновых и животноводческих совхозов,
должна быть определена возможность и целесообразность его восстановления или
выбраковки. III. О трактористах 14. Установить, что трактористы МТС
назначаются директором МТС. 15. До 15 февраля 1934 г. произвести
переквалификацию всех имеющихся трактористов МТС и совхозов в специально
организуемых для этого по линии Народного комиссариата земледелия и Народного
комиссариата зерновых и животноводческих совхозов
квалификационных комиссиях с отнесением всех трактористов по уровню их знаний к
1-й или 2-й категории и с выделением той части трактористов, которые подлежат
переподготовке перед тем, как быть допущенными к управлению тракторами. 16. Каждому трактористу, прошедшему
квалификационную комиссию, выдавать удостоверение тракториста МТС или совхоза, при чем у него одновременно с выдачей удостоверения берется
обязательство проработать не менее 2 лет в той МТС или в том совхозе, которыми тракторист
был представлен на испытание в квалификационную комиссию. 17. Обязать правления колхозов, членами
которых состоят трактористы, при распределении натуральных доходов полностью
выдать трактористам причитающиеся им, в соответствии с выработанными ими
трудоднями, натуру и деньги, но не менее 2 руб. 50 коп.
деньгами и 3 килограмм хлеба на трудодень, с
последующими перерасчетами в части хлеба и денег, согласно указания дирекции
МТС, с теми колхозами, на полях которых работали трактористы. 18. Установить, что, начиная с 1934 года,
все расчеты с трактористами производит непосредственно МТС, для чего колхозы
вносят машинно-тракторной станции для расплаты с трактористами хлеб и деньги в
размерах, определяемых количеством трудодней, выработанных трактористами в
данном колхозе, но не менее 2 руб. 50 коп. деньгами и 3 клгр. хлеба на
трудодень. 19. В МТС в оплате работ по пахоте
перейти, начиная с зяблевой вспашки, к прогрессивной системе, установив оценку
первого гектара, вспаханного в смену на СТЗ на мягких землях, примерно, в 0,5
трудодня, второго - в 0,7 трудодня, третьего - в 1,2 трудодня и четвертого - в 1,7 трудодня. За время простоя трактора в сезон сельско-хозяйственных работ никаких начислений трудодней
трактористу не производится. Для трактористов первой категории каждая
из этих расценок повышается на 0,1 трудодня. 20. За выполнение сменной нормы выработки
по остальным видам работ (посев, бороньба и т.п.) трактористам МТС начисляются
3 трудодня. 21. За экономию
горючего, за перевыполнение норм, за сдачу трактора к концу
сельско-хозяйственного сезона в хорошем состоянии и за длительность работы на
том же тракторе - производить премирование трактористов, а за невыход на
работу, опаздывание на работу, нарушение
установленных агрономических и технических правил, за перерасход горючего -
налагать на трактористов МТС штрафы и взыскания, согласно положения о
трактористе МТС. 22. Оплату тракторных бригадиров МТС до 1
января 1934 г. сохранить по количеству выработанных ими трудодней с доплатой от
МТС в размерах до 90 рублей в месяц, в зависимости от успешности работы
тракторной бригады. С 1 января 1934 г.
тракторных бригадиров, в зависимости от их договоренности с МТС и их
собственного желания, или оплачивать по ныне существующей системе, или же
перевести целиком на оплату и содержание от МТС с платой в течение всего года
до 150 рублей в месяц (в том числе: основная ставка 100 рублей и 50 рублей -
доплата, в зависимости от успешности работы
тракторной бригады) и выдачей хлеба по твердым нормам из 5-процентного
отчисления от натуроплаты. 23. Оплата ремонтных бригадиров
производится целиком из ресурсов МТС из расчета ставки до 200 рублей в месяц и
сверх того - премии за хорошую организацию полевого ремонта тракторного парка и
хорошее состояние тракторов и сельско-хозяйственных
машин к концу сельско-хозяйственного сезона, по определению директора МТС. 24. Утвердить установленное Народным
комиссариатом земледелия Союза ССР положение о трактористе МТС и обязательные
правила по уходу за трактором и прицепными орудиями (см. Приложения N 2 и 3). Заместитель Председателя СТО В.КУЙБЫШЕВ За Секретаря СТО И.БОЛЬШАКОВ Приложение N 1 к Постановлению СТО от 21 сентября 1933 г. N 827 ПРИМЕРНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕКУЩЕГО, СРЕДНЕГО И КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ТРАКТОРА I. ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ 1. Частичная разборка мотора и очистка от
нагара: головки цилиндров, поршней и их канавок, гильз и клапанов. 2. Притирка старых клапанов по гнездам
головки цилиндров. 3. Проверка состояния канавок поршней,
поршневых колец, смена изношенных колец, пригонка новых колец к поршням и
гильзам. 4. Проверка состояния поршневого пальца,
стопорных болтов и верхней втулки шатуна с заменой по необходимости изношенных
деталей. 5. Проверка состояния баббита шатуна,
подшипников, очистка от наплывов масляных канавок и холодильников, подтяжка
подшипников. 6. Промывка и очистка маслопроводов,
фильтра и ниппелей масляного насоса. 7. Проверка манометра (контроллера). 8. Чистка: карбюратора, питательных
баков, запайка баков, трубок и системы вспрыска воды. 9. Проверка и прочистка контактов прерывателя и замена сгоревших. 10. Промывка воздухоочистителя. 11. Удаление накипи из системы охлаждения
и запайка протекающих трубок радиатора. 12. Промывка и регулировка
роликоподшипников передник колес. 13. Проверка рулевого управления и
регулировка тяг. 14. Устранение течи масла со сменой
прокладок и сальников. 15. Проверка, ремонт или смена свечей,
проводок, лампочек. 16. Проверка и подтяжка всех наружных
креплений трактора. 17. Проверка и регулировка зазоров
клапанов. 18. Проверка гибкого шланга муфты
сцепления. 19. Просмотр уровня масла и проверка
наличия стружки в масле коробки скоростей. При наличии стружки в масле -
спустить масло, промыть коробку и налить новым маслом. Кроме этих перечисленных плановых работ
может потребоваться дополнительно в случае необходимости: 1. Смена одного или нескольких вкладышей
или заливка, расточка и пришабровка по шейке коленчатого вала. 2. Смена износившихся или сломанных
клапанов и клапанных пружин. 3. Смена пружин регулятора. 4. Выравнивание и ремонт защитных
крыльев. 5. Постановка утерянных при работе
болтов, масленок, гаек и т.д. II. СРЕДНИЙ РЕМОНТ 1. Частичная разборка трактора и проверка
износов. 2. Полная очистка от нагара цилиндровой
головки и гильз. 3. Проверка клапанов и их ремонт. Смена
износившихся клапанов, ремонт клапанных гнезд в головке цилиндра. 4. Смена изношенных поршней, пальцев,
колец и стопорных болтов. 5. Смена втулки верхней головки шатуна. 6. Проверка состояния баббита шатунных
подшипников, очистка от наплывов масляных канавок и холодильников и смена
сильно изношенных вкладышей новыми или вновь залитыми
расточенными и пригнанными по валу, регулировка и подтяжка всех подшипников. 7. Промывка и очистка маслопроводов,
фильтра и ниппелей масляного насоса. Смена фильтрационных сеток и маслопроводных трубок или их замена. 8. Проверка манометра (контроллера). 9. Полная проверка и очистка
карбюраторов, смена изношенных деталей, очистка питательных трубок, питательных
баков, запайка их по мере надобности, устранение люфта в тягах дросселя, смена топливопроводов. Замена скользящей муфты регулятора и
бронзовой втулки валика регулятора. 10. Проверка состояния
электрооборудования или смена проводов, свечей, прочистка контактов прерывателя
и регулировка контактов распределителя, с исправлением фар, токо-приемников и т.д. 11. Промывка воздухоочистителя и правка
корпуса. 12. Удаление накипи из системы охлаждения
с запайкой трубок радиатора и постановкой новых. Смена резиновых шлангов. 13. Промывка и регулировка
роликоподшипников передних колес или их замена. 14. Промывка и регулировка
роликоподшипников полуоси или их замена. 15. Промывка, проверка и регулировка
механизма передачи на приводной шкив. 16. Проверка люфта педали муфты сцепления
и смена в случай необходимости втулок в главной раме. 17. Промывка и проверка коробки скоростей
с зачисткой заусениц на шестернях и валах и проверка,
регулировка зазора конической пары поперечного вала. Замена упорных и отжимных
подшипников. 18. Проверка и подтяжка или смена штифтов
механизма включения шкива. 19. Проверка рулевого управления,
подтяжка или смена штифтов и регулировка, смена тяг рулевого управления. 20. Проверка овальности шеек коленчатого
вала и устранение эллипсов на шейках. 21. Проверка и регулировка зазоров
клапанов. 22. Смена ремня вентилятора и регулировка
его натяжением. 23. Подтяжка всех наружных креплений. 24. Правка или ремонт поломанных защитных
крыльев. 25. Проверка и смена изношенных
подшипников вентилятора. 26. Смена масла коробки скоростей и диференциала. Кроме этих плановых работ может по мере
надобности производиться: 1. Смена пружин клапанов. 2. Смена пружин регуляторов. 3. Смена шатунных болтов и гаек. 4. Смена втулок поворотных кулаков
передних колес. 5. Смена сальников передних колес. 6. Смена заглушенных трубок радиатора. 7. Заварка или постановка латок на картер
блока в случае пробоины или трещины. 8. Смена задранных или изношенных гильз
либо их расточка. 9. Смена прокладки головки цилиндров и
др. 10. Замена резиновых шлангов. 11. Просмотр диференциала
и замена в случае необходимости сателлитов и крестовины. Замена ферродо. III. КАПИТАЛЬНЫЙ
РЕМОНТ 1. Наружная очистка и промывка трактора. 2. Полная разборка его. 3. Промывка и очистка от грязи и нагара
разобранных частей. 4. Тщательный контроль и отбраковка
деталей с составлением дефектного акта. 5. Ремонт изношенных частей, смена
сработанных и поломанных деталей. 6. Сборка отремонтированных механизмов. 7. Сборка, регулировка и окончательное
испытание трактора. По двигателю 1. Шатунно-кривошипный механизм Выводка эллипсов на шейках шатунных
подшипников в коленчатом валу или замена коленчатого вала. Заливка вкладышей
баббитом с пригонкой их по валу. Возможны случаи смены вкладышей. Расточка
гильз цилиндров под второй стандарт увеличенных поршней или смена их. Смена
изношенных поршней, пальцев, втулок, стопорных болтов и колец. Частичная замена
шатунов. Смена распределительных шестерен. Замена гнезд распределительного
вала. Смена шариковых подшипников коленчатого вала и в случае необходимости их
гнезд. 2. Клапанный механизм Притирка клапанов по гнездам с
предварительной обточкой фасок клапанов с разверткой гнезд. Смена изношенных,
неисправных клапанов, их пружин, направляющих втулок. Ремонт толкателей,
коромысел, клапанов, коромысел пальцев, смена втулок для
последних. 3. Блок цилиндров с головкой и крышками Полная смена
бумажных прокладок, частичная медно-асбестовых. Ремонт контрольных краников. Частичная смена болтовых креплений.
Возможны случаи заварки трещин, мелких поломок в блоке, головке цилиндров,
всасывающих и выхлопных трубах, передней крышке блока, картере и др. В
некоторых случаях при тяжелых авариях замена блока, головки блока и
газопроводов. По системе питания Баки и трубопроводы 1. Правка помятых баков и трубок. Пайка в
местах течи. Продувка, очистка, частичная смена неисправных трубок. Уплотнение
сальниками соединительных гаек на резьбе фланцев вентилей. Частичная смена
краников, пробок, отстойников фильтра. 2. Смена поврежденных прокладок,
поплавков, жиклеров, спусковых краников, игольчатых клапанов, рычагов к
поплавкам, сеток фильтров, оси воздушной и дроссельной заслонки со втулками. Кроме возможного ремонта несложных деталей,
карбюратор подвергается полной очистке от грязи, тщательной продувке каналов. По системе смазки 1. Масляный насос с трубками Смена сеток фильтра. Очистка, продувка
трубок, смена поврежденных. Проверка работы масляного насоса с возможным
случаем замены шестерен, их валов (или ремонта последних), нагнетательных
трубок штуцеров и т.п. 2. Масленка Зерка и др. Проверка масленок, гибких шлангов.
Промывка, тщательная очистка работающих неисправно масленок и подводящих путей.
Смена поврежденных масленок, шлангов и т.п. По электрооборудованию 1. Зажигание Восстановление изоляции проводов с
частичной заменой их новыми. Исправление или смена
выбывших из работы свечей зажигания угольков распределения, их пружин,
контактов прерывателя. Магнето подвергается тщательной очистке
от грязи. Возможны случаи замены подшипников, конденсаторов, крышек,
распределителя, магнето, обмоток и якоря. После ремонта магнето проверяется. 2. Динамо и сеть освещения Восстановление изоляций проводов с
частичной заменой их новыми. Смена неисправных
лампочек, цоколей, фар. Ремонт фар, кронштейнов, их крепления, смена разбитых
стекол. Очистка частей динамо. Восстановительные работы регулятора освещения.
Проверка работы динамо. По системе охлаждения 1. Радиатор Очистка трубок батарей от накипи.
Выправление погнутых пластинок. Пайка трубок в местах течи верхних и нижних
опорных пластин. В случае больших повреждений батарея сот заменяется новой. Заварка верхнего и нижнего баков при
наличии трещин. Ремонт мелких повреждений, прокладок, спускных пробок, краника,
болтового крепления, прорезиненных шлангов и т.п. 2. Вентилятор Смена изношенных ремней, осей
вентиляторов, сальников, роликоподшипников; исправление погнутых лопастей
вентилятора. Возможны случаи смены вентилятора, шкивов нижнего и верхнего. По рулевому управлению Промывка, очистка масленок Зерка с заменой неисправных новыми.
Выпрямление погнутых тяг, исправление шарниров, их частей с последующей
регулировкой в собранном виде на тракторе. Возможны случаи смены рулевого колеса,
сварки либо смены лопнувшей коробки первичной передачи, восстановления
крепления болтовых и других соединений, замены сектора червяка. По регулятору и воздухоочистителю 1. Регулятор Правка и выверка коленчатого поводка
регулятора, смена слабых пружин, скользящей муфты, насадка ее, смена сетки
маслоприемника, ремонт лопнувшей крышки регулятора, восстановление прокладок
резьбовых и других соединений. 2. Воздухоочиститель Правка прогнутых частей корпуса
воздухоочистителя, смена поврежденных прокладок, сеток верхней и нижней,
металлической набивки. Ремонт неисправных кронштейнов, крышек, лопнувших или
отломанных фланцев горизонтального патрубка. По механизму передач 1. Муфта сцепления Смена сработанных накладок ферродо, сальников, прокладок. Осмотр, в случае поломки,
смена диска муфты. Смена слабых пружин. Ремонт отжимания рычагов выключения,
пальцев, шарнирных болтов или замена их. Ремонт неисправных креплений. Частичная
смена и ремонт серьги отжимного рычага, хомута выключения. Очистка
маслопроводов и масленок. 2. Коробка скоростей, передача на шкив, приводной
вал и промежуточная Смена изношенных бронзовых втулок, смена
среднего валика, смена шестерни I/II скоростей, прокладок, сальников, пружин,
стопора переключения, нижнего валика, в случае надобности изношенных
подшипников, гнезд подшипников. Восстановление болтовых и др. креплений.
Восстановление частично изношенных или поврежденных деталей сваркой. Проверка и
испытание собранных заново механизмов. 3. Диференциал и полуоси Смена изношенных или поврежденных
сальников, прокладок, болтовых и др. креплений. Возможны случаи смены шестерен полуосевых, сателлитов, крестовин. Чистка и промывка
масленок, маслопроводящих канавок. Смена роликовых подшипников. По раме, колесам, передней оси с подвеской 1. Рама Ремонт неисправных защелок капота, в
исключительных случаях может потребоваться заварка трещин рамы и др.
значительных дефектов. 2. Колеса и др. Смена изношенных
или поврежденных сальников, прокладок, реборд, подшипников передних колес,
шпор, их болтов, колпаков, масленок. В
исключительных случаях смена или заварка ступиц колес, поворотных кулаков,
вилок поперечных тяг. Частичная смена пальцев со
втулками, ремонт частично изношенных. По дополнительному оборудованию 1. Пусковое приспособление Ремонт пружин, храповиков, втулок и
частичная их замена новыми. Правка пусковых ручек и
восстановление креплений. Замена втулок заводной ручки. 2. Тормоза Смена изношенных накладок тормозов, лент
тормозов и др. 3. Крылья, платформы, капот и др. Правка погнутых, починка в местах излома
крыльев, инструментального ящика и т.п. Ремонт шарнирных, болтовых и других
соединений. Восстановление неисправных пружин, рессор, сиденья, кронштейнов,
скоб, прицепного приспособления и т.д. Окраска После капитального ремонта трактор
подвергается полной окраске. Приложение N 2 к Постановлению СТО от 21 сентября 1933 г. N 827 ПОЛОЖЕНИЕ О ТРАКТОРИСТЕ МТС I. О порядке выдачи
и лишения удостоверения тракториста МТС 1. Каждому трактористу, имеющему
практический стаж работы на тракторе в МТС не менее сельско-хозяйственного
сезона или успешно кончившему школу трактористов и прошедшему испытание в Наркомземовской квалификационной комиссии, выдается
удостоверение тракториста МТС. 2. Каждый тракторист, получающий
удостоверение тракториста МТС, дает обязательство, записываемое в удостоверение
тракториста МТС, проработать не менее двух лет в той МТС, которой тракторист
был представлен на испытание в квалификационную комиссию. 3. Удостоверение тракториста МТС после
прохождения трактористом квалификационной комиссии направляется в МТС, которая
представила тракториста на квалификацию, и передается директором МТС на руки
трактористу. 4. В соответствии с Постановлением Совета
труда и обороны от 21 сентября 1933 г. трактористы МТС назначаются директором
МТС. В случае самовольного ухода с работы
тракториста без согласия директора МТС или в случае увольнения его за нарушение
трудовой дисциплины, удостоверение тракториста МТС теряет силу, одновременно
этот тракторист подлежит исключению из колхоза. Материал о причинах его
увольнения передается директором МТС в квалификационную комиссию. 5. Все трактористы делятся на две
категории. Тракторист второй категории должен знать: а) приемы управления трактором; б) порядок и последовательность операций
для пуска трактора в ход; в) нормы расхода горючего и смазочного; г) схему смазки тракторов и разбираться в
сортах топлива и масел; д) возможные причины неисправности в
карбюрации и зажигании и способы их устранения; е) устройство, установку и регулировку
почвообрабатывающих, посевных и основных уборочных машин и тракторных тележек; ж) основные правила эксплоатации
тракторов и ухода за ними; з) простейшие правила агротехники. Тракторист первой категории, кроме перечисленного выше, должен уметь: а) производить самостоятельную
регулировку всех механизмов трактора; б) производить несложные ремонтные
операции; в) знать потребность запасных частей для
текущего и среднего ремонта трактора; г) хорошо знать работу тракторного
мотора. 6. Комиссии Народного комиссариата
земледелия Союза ССР по определению квалификации трактористов (квалификационные
комиссии) организуются при народных комиссариатах земледелия республик, краевых
и областных земельных управлениях в составе трех человек с утверждения
Народного комиссариата земледелия Союза ССР. Переквалификация производится при школах
или при МТС специальными комиссиями, назначаемыми областной, краевой или
республиканской квалификационной комиссией, в составе уполномоченного
квалификационной комиссии (квалифицированного специалиста в области тракторного
дела), старшего механика МТС и директора курсов. На квалификационные комиссии возлагается: а) испытание тракториста по установленной
Народным комиссариатом земледелия Союза ССР программе; б) выдача трактористам, выдержавшим
испытание, через машинно-тракторные станции удостоверения тракториста МТС; в) отнесение трактористов к первой или
второй категории; г) учет трактористов, прошедших через
квалификационную комиссию; д) разрешение жалоб трактористов на
неправильное лишение их удостоверения тракториста МТС. 7. Квалификационные комиссии начинают
работу с 1 ноября 1933 года с тем, чтобы к 15 февраля 1934 г. закончить
переквалификацию существующего состава трактористов. II. Обязанности
тракториста по управлению и уходу за трактором и прицепными орудиями 8. Тракторист обязан выполнять
установленные Народным комиссариатом земледелия Союза ССР технические правила
по уходу за трактором и прицепными орудиями (см. Приложение - обязательные
правила по управлению и уходу за трактором и прицепными орудиями). 9. Во время сдачи трактора и прицепных
машин смене тракторист должен сообщать тракторному бригадиру о замеченных
неисправностях трактора и орудий за время работы и дать отчет о работе за
смену. Примечание. Передача и приемка трактора
от первой смены второй производится трактористами обязательно в присутствии
тракторного бригадира или вступающего в смену его помощника. Второй сменщик
передает трактор тракторному бригадиру или его помощнику. 10. Под руководством тракторного
бригадира тракторист производит в поле следующие работы по устранению неполадок
в тракторе: сменяет тягу рулевого управления, производит подтяжку подшипников
передних колес, подтягивает укрепление баков, производит регулировку
вентилятора, подтягивает болты кожуха заднего моста, производит смену и
подтяжку шпор на задних колесах, производит прочистку фильтров и питательных
трубок. Остальной ремонт в поле трактористу
производить запрещается. III. О заправке и
смазке тракторов и прицепного инвентаря 11. При заправке тракторов в первую смену
количество выданного горючего учитывается тракторным бригадиром или его
помощником и заносится в установленную ведомость. 12. При сдаче трактора сменщику
принимающий тракторист производит замер оставшегося в топливных баках горючего
и записывает за подписями обоих трактористов количество находящегося в тракторе
горючего в установленную ведомость. При окончании работы второй смены замер
оставшегося в топливных баках горючего производится тракторным бригадиром или
его помощником в присутствии тракториста, при чем
количество оставшегося горючего также записывается в установленную ведомость за
обеими подписями. 13. Количество израсходованного горючего
в конце каждой смены учитывается по каждому трактору и заносится в ведомость. В
ту же ведомость записывается количество выполненной работы и на основании
установленных норм расхода горючего определяется экономия или перерасход горючего
за смену, что также записывается в ведомость. 14. При смене масла тракторист обязан
собрать и сдать тракторному бригадиру все отработанное масло. Количество
сданного масла тракторным бригадиром заносится в установленную ведомость. 15. В тракторных бригадах, превышающих 3
трактора, в помощь бригадиру для производства заправки горючего выделяется
заправщик, оплачиваемый по среднему количеству выработанных трактористами
бригады трудодней со скидкой в пределах до 30% за качество работы, по
усмотрению бригадира тракторной бригады. IV. Об оплате
трактористов 16. Оплата трактористов производится в
точном соответствии с количеством обработанных ими гектар и установленных
расценок по пахоте, посеву, бороньбе и уборке. За работы по посеву, бороньбе и
прочие сельско-хозяйственные работы, кроме пахоты,
трактористам начисляются трудодни по простой сдельной системе, то-есть исходя
из установленных расценок за 1 гектар и числа обработанных трактористом гектар.
За работу по пахоте трактористам начисляются трудодни по прогрессивной сдельной
системе, то-есть второй гектар, обработанный
трактористом, оплачивается выше первого, третий гектар, обработанный
трактористом, оплачивается выше второго и т.д. 17. За время простоя тракторов в сезон сельско-хозяйственных работ никаких начислений трудодней
трактористам не производится. 18. После окончания сельско-хозяйственных
работ трактористы по распоряжению директора МТС используются для работы по
зимнему ремонту тракторов с начислением от колхозов до 1 трудодня за выполнение
дневной выработки и с доплатой от МТС (МТМ) в размере 1/2 ставки, установленной
для соответствующей категории рабочих. 19. В районах поливного хлопководства
Средней Азии, Закавказья и Южного Казакстана
натуральная оплата трудодней трактористов хлебом производится за счет колхозов,
в которых работали трактористы, непосредственно МТС из хлеба, причитающегося
колхозу от заготовителей хлопка. 20. Колхозы, получающие согласно контрактационных договоров от заготовителей хлеб,
жмыхи, сахар, жом, масло и прочее, обязаны выдавать трактористам на каждый
трудодень то же количество этих продуктов, как и другим колхозникам, работающим
на этих культурах. 21. Питание во время работ трактористы
получают от того колхоза, на полях которого они производят работу, по нормам,
установленным директором МТС, по соглашению с председателями колхозов. V. Меры поощрения и
взыскания, налагаемые на трактористов 22. За экономию горючего против
установленных норм расхода и за полную сдачу отработанного масла тракторист
получает от МТС 50 проц. стоимости съэкономленного
горючего и 25 проц. стоимости собранного отработанного масла. 23. Для трактористов, проработавших в
одной МТС бессменно 2 года, все расценки повышаются на 10 проц. 24. При перевыполнении установленных норм
выработки за смену по посеву, бороньбе, уборке и прочим сельско-хозяйственным
работам, кроме пахоты, трудодни трактористу за работу, выполненную сверх нормы,
начисляются в полуторном размере. 25. Лучшие трактористы, проведшие
трактором наибольшее количество работ, давшие наилучшее качество работы и
сдавшие к концу сельско-хозяйственного сезона трактора
в вполне удовлетворительном состоянии, премируются со стороны МТС выдачей хлеба
или денег из ресурсов МТС. 26. За невыход на
работу без уважительных причин в первый раз на тракториста директором
МТС налагается штраф в размере до 5 трудодней, а во второй раз тракторист
снимается с работы, лишается права работы на тракторе и подлежит исключению из
колхоза. 27. За опоздание на работу без
уважительных причин на срок более получаса на тракториста налагается штраф в
размере до одного трудодня. 28. За пахоту на меньшую глубину, чем
задано, за пахоту с огрехами, за допущение по вине тракториста пропусков при
уборке - трудодни не начисляются и тракторист
обязывается работу переделать. Помимо того, на него налагается штраф в размере
до 3 трудодней. 29. За перерасход горючего по вине
тракториста и утерю инструментов и запасных частей, недобор отработанного масла
тракторист штрафуется в пятикратном размере стоимости
перерасходованного горючего, инструментов, запасных частей и отработанного
масла по государственным ценам. 30. За злостное
невыполнение трактористом правил, повлекшее за собой порчу машин, аварию
трактора, а также за хищение семян, горючего, запасных частей, инструмента и
продукции тракторист снимается с работы, лишается удостоверения тракториста
МТС, исключается из колхоза и дело о нем передается в суд, при чем за хищения
тракторист отвечает по Закону об охране общественной собственности от 7 августа
1932 года (С.З. СССР, 1932, N 62, ст. 360). VI. О бригадирах
тракторных бригад 31. Весь тракторный парк разбивается на
тракторные бригады. Директор МТС назначает на каждую тракторную бригаду
бригадира и его помощника для смены. 32. На бригадира и его помощника
возлагается управление вверенной ему бригадой тракторов и прицепного инвентаря,
при чем все распоряжения бригадира обязательны для
всех трактористов, работающих на тракторах, а также для всех колхозников,
работающих на прицепном инвентаре. Бригадир тракторной бригады несет
непосредственную ответственность за хранение и техническое состояние всех
тракторов бригады. В частности, бригадир: а) расставляет трактора для работы
соответственно полученным заданиям от МТС; б) выдает каждому трактористу наряд на
работу, в котором указывается место работы, задание
как по количеству, так и по качеству выполнения (глубина вспашки, норма высева,
глубина заделки семян, высота срезки хлеба и т.п.); в) вместе с колхозным бригадиром
подготовляет площадь работы трактора (разбивка производственных участков
работы); г) ведет учет работы трактористов, в
частности, каждую пятидневку посылает донесение о работе каждого трактора и
выполнении заданий лично директору МТС; д) принимает от трактористов по
количеству и качеству проделанную ими работу и ведет запись выработанных
трактористами трудодней; е) проводит предупредительный осмотр по
отдельным тракторам и прицепным машинам; ж) принимает от
возчиков горючее и смазочный материал по весу, ведет учет получаемого и
расходуемого горючего и смазочного, обязан хранить и содержать в чистоте
заправочный инвентарь, обязан обеспечивать осуществление противопожарных
мероприятий на заправочных пунктах, обязан обеспечивать отряд необходимым
запасом горючего, смазочными материалами и водой, обязан производить сбор
отработанного масла, хранить и сдавать отработанное масло, согласно
установленных правил; з) представляет трактористов к премиям
или мерам взыскания, предусмотренным в разделе о поощрениях и взысканиях; и) хранит в специальном ящике под замком,
ключ от которого имеет при себе, запасные части и инструменты; к) производит с участием работающих в
отряде трактористов постоянную работу по устранению отдельных неполадок в
тракторе, как-то: смена тяги рулевого управления, подтяжка подшипников передних
колес, укрепление баков, регулировка вентиляторов, подтяжка болтов кожуха
заднего моста, сменная подтяжка шпор на задних колесах, прочистка фильтров и
питательных трубок, смена свечей; л) сдает работы, выполненные тракторной
бригадой, приемочной комиссии в составе представителя МТС, участкового агронома
и бригадира соответствующей полеводческой колхозной бригады. 33. Бригадир тракторной бригады кроме
знаний, указанных для трактористов первой категории, должен знать: а) слесарное дело; б) простейшие контрольные измерительные
инструменты, употребляемые при эксплоатации трактора; в) конструкцию и регулировку сельско-хозяйственных машин; г) сорта и качество горючих материалов и
смазочных веществ для трактора и сельско-хозяйственных
машин. 34. До 1 января 1934 года тракторному
бригадиру производится начисление трудодней, исходя из среднего количества
трудодней, заработанных трактористом вверенной бригадиру тракторной бригады, с
накидкой 30 проц. Кроме этого, тракторному бригадиру директор МТС производит
доплату из средств МТС в размере до 90 руб. в месяц, в зависимости от
успешности работы тракторной бригады. Лучшие из тракторных бригадиров за
превышение установленного производственного задания по бригаде, за экономию
горючего и сдачу тракторов к концу сельско-хозяйственного
сезона в наилучшем состоянии премируются директором МТС в конце
сельско-хозяйственного года хлебом или деньгами. Директору МТС запрещается передоверять
определение размеров доплаты тракторным бригадирам и премий кому бы то ни было
из служащих МТС. 35. С 1 января 1934 г.
оплата тракторных бригадиров производится в соответствии с Постановлением
Совета труда и обороны от 21 сентября 1933 г. об организации использования
тракторного парка (разд. III, п. 22) в зависимости от договоренности тракторных
бригадиров с МТС или их собственного желания тракторные бригадиры оплачиваются
или по существующей системе или же переводятся целиком на оплату и содержание
от МТС с платой в течение всего года до 150 рублей в месяц (в том числе:
основная ставка 100 рублей и 50 рублей - доплата, в зависимости от успешности
работы тракторной бригады) и выдачей хлеба по твердым нормам из 5-процентного отчисления
от натуроплаты. VII. О ремонтном
бригадире 36. На ремонтного бригадира возлагается: а) организация полевого текущего ремонта
тракторов и прицепных орудий; б) контроль и инструктаж по ремонту сельско-хозяйственных машин, принадлежащих колхозам. 37. Ремонтный бригадир получает
заработную плату целиком от МТС. Размеры месячной премии ремонтному бригадиру
определяются лично директором МТС к концу каждого месяца, в зависимости от
состояния машин и качества ремонта. Директору МТС запрещается передоверять
определение размеров премий кому бы то ни было из служащих МТС. Ремонтный бригадир получает натуральное
довольствие из фондов МТС наравне с остальным техническим персоналом МТС и
кроме того премию в конце сельско-хозяйственного года в размере до 10 пуд. зерна, в зависимости от
успешности работы обслуживаемых им тракторов. Народный комиссар земледелия Союза ССР Я.ЯКОВЛЕВ Приложение N 3 к Постановлению СТО от 21 сентября 1933 г. N 827 ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПРАВИЛА ПО УХОДУ ЗА ТРАКТОРОМ И ПРИЦЕПНЫМИ ОРУДИЯМИ А. До начала работы тракторист под
руководством тракторного бригадира обязан проверить: 1. Наличие инструментов, числящихся на
тракторе, согласно установленного набора. 2. Стоит ли рычаг скоростей в нейтральном
положении. 3. Надежно ли крепление тяги рулевого
управления, вентилятора, системы питания, краников и пробок спуска смазки,
завернуты ли пробки топливных баков и радиатора. 4. Нет ли зазора (люфта) передних колес
на осях. 5. Смазаны ли ступицы колес и автоматы
всех прицепных машин, оси дисков сеялок и дисковых борон, плугов, трущиеся
части уборочных машин и т.д. 6. Правильно и надежно ли сцеплены машины
с трактором (прочность самой сцепки, правильность вставки шкворней, исправность
прицепных серег). 7. Правильно ли отрегулированы прицепные
машины (отрегулирован ли плуг на заданную глубину и захват, отрегулирована ли
сеялка на заданную норму высева, отрегулирован ли режущий аппарат уборочной
машины и в исправности ли и не забиты ли сошники и т.п.). 8. Есть ли вода в системе охлаждения. 9. Заправлен ли трактор горючим,
достаточно ли смазки и имеется ли необходимая вязкость масла. 10. Спустить грязь из отстойников. 11. Проверить плотность соединения
воздухоочистителя с карбюратором. 12. Проверить через смотровые люки
стопорный болт пальца. 13. Проверить шатунные подшипники. 14. Чисты ли свечи и имеется ли
правильный зазор между контактами (категорически воспрещается работа трактора
не на всех цилиндрах). 15. Не оголены ли в некоторых местах
провода магнето. 16. Правильно ли отрегулирован ремень
вентилятора. 17. Надежно ли сцеплены рычаги
регулировки позднего и раннего зажигания газа с дроссельной заслонкой
карбюратора и магнето. 18. Находится ли бензин в поплавковой
камере карбюратора для пуска мотора. 19. Отрегулирована ли регулировочная игла
для пуска мотора. 20. Не допускать заправки грязной водой
системы охлаждения. 21. Не допускать применения грязной
посуды или воронок без сеток для заправки и смазки тракторов. 22. Держать в исправности и чистоте все
наружные смазочные приборы, масленки. Б. При пуске двигателя тракторист обязан: 1. Установить рычаги газа и зажигания в
пусковое положение. 2. Завести трактор и прогреть мотор на
бензине. 3. Ослушать
работу мотора - нет ли ненормального шума или стука. 4. Не трогаться с места, пока не прогреется
мотор. В. При трогании
с места тракторист обязан: 1. Перевести работу мотора с бензина на
керосин. 2. Дать сигнал о трогании
с места. 3. Выключить конус, включить скорость и
плавно опустить педаль муфты сцепления. Г. Во время работы тракторист обязан: 1. Не давать заднего хода трактору с
прицепными орудиями. 2. Не допускать езды с прицепными
орудиями на третьей скорости. 3. Выключать автоматы прицепных орудий
при поворотах и при выезде из борозды. 4. Следить за регулярной очисткой ведущих
колес трактора от залипающей грязи. 5. Не давать мотору при буксовании
трактора большого числа оборотов и полного газа. 6. Не допускать езды на тракторе лиц, к
нему не прикрепленных. 7. После окончания работы очистить
трактор от грязи и пыли. 8. Во избежание порчи мотора в
осенне-зимнее время и ранне-весеннее время при остановке трактора на продолжительное
время, спускать воду из радиатора и помпы насоса. 9. Следить за работой машин (сеялок,
сноповязалок и других) и требовать от работников на этих машинах соблюдения
заданной глубины сева, очистки орудий, нормы высева и т.п. Д. Периодически, не реже одного раза в 5
- 6 суток, под наблюдением бригадного механика тракторист обязан: 1. Произвести полную смазку трактора,
согласно заводской инструкции. 2. Проверить искру, регулировку зазоров
свечей, очистить от нагара. 3. Проверить и отрегулировать зазоры
клапанов. 4. Очистить и промыть топливные фильтры,
а также краники и трубки, подводящие воду от карбюратора ко
всасывающей трубе. 5. Не реже чем через 60 часов работы
сменить масло в картере: а) промыть сетку заливного отверстия; б) промыть картер шприцем через смотровые
люки. 6. Примерно через каждые 150 часов работы
мотора производить подтяжку подшипников, даже если стука не обнаружено. Одновременно с подтяжкой подшипников
производить промывку масляного фильтра в картере и промывку шприцем
магистральных масляных трубок. |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |