СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 20 марта 1931 г. N 229 ОБ ИЗМЕНЕНИИ В СИСТЕМЕ КРЕДИТОВАНИЯ, УКРЕПЛЕНИИ КРЕДИТНОЙ РАБОТЫ И ОБЕСПЕЧЕНИИ ХОЗЯЙСТВЕННОГО РАСЧЕТА ВО ВСЕХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНАХ Успехи социалистического строительства и
плановой социалистической организации хозяйства, решительное вытеснение
капиталистических и сужение сферы деятельности частно-хозяйственных
элементов в советской экономике сделали возможным и необходимым переход от коммерческого
(вексельного) кредитования к прямому банковскому кредитованию всего народного
хозяйства, осуществляемому через Государственный банк. Кредитная реформа,
оставаясь на почве хозяйственного расчета и опираясь целиком на хозяйственный
расчет, как важнейший рычаг управления хозяйственными организациями во всем
обобществленном секторе, должна обеспечить контроль рублем за выполнением
хозяйственных планов и за ходом накоплений в обобществленном секторе народного
хозяйства и усиление хозяйственной заинтересованности каждого предприятия и
каждого хозяйственного органа в выполнении заданных им планов, в рационализации
производства, в снижении себестоимости, в
накоплении прибылей. I. Об извращениях в
проведении кредитной реформы Совет народных комиссаров Союза ССР
устанавливает, что в практике проведения кредитной реформы в результате
неудовлетворительного руководства, в частности совершенно неудовлетворительной
подготовки к ее проведению, с одной стороны, и прямого вредительства, с другой,
допущены грубейшие извращения основных задач, поставленных перед кредитной
реформой. Эти извращения привели к тому, что за истекший период применения
новой системы кредитования не только не достигнуто усиления контроля рублем за
ходом выполнения производственных планов и накоплений всеми организациями
обобществленного сектора, но, напротив, произошло нарушение принципов
хозяйственного расчета, ослабление внимания к финансовой работе и финансовой
дисциплине в хозяйственных организациях. Крупнейшими недостатками в проведении
кредитной реформы Совет народных комиссаров Союза ССР считает: а) установление прямого огульного
кредитования под план, вместо единственно правильной системы кредитования
отдельных хозяйственных сделок предприятий и организаций, что привело к так
называемому автоматизму кредитования, исключающему возможность контроля со
стороны банка и хозяйственных органов за ходом выполнения планов; б) непроведение
в жизнь принципа договорных отношений между предприятиями и объединениями
(поставщиками и покупателями), что привело к ослаблению контроля потребителя
над поставщиками в вопросах качества и ассортимента продукции, сроков поставки,
условий расчета и т.п.; в) нарушение хозяйственного расчета в
предприятиях и объединениях, что наряду с обезличиванием их прибылей и
оборотных средств привело к ослаблению
заинтересованности хозяйственных органов в финансовых результатах своей
деятельности (снижение себестоимости, накопление прибылей и т.п.); г) техническая неподготовленность
Государственного банка к освоению новой системы, крайняя и невызванная
необходимостью сложность техники расчетов, что не дало возможности
Государственному банку обеспечить действительный контроль рублем за ходом
производства и обращения. Совет народных комиссаров Союза ССР
считает необходимым ликвидировать в кратчайший срок эти извращения в практике
проведения кредитной реформы и провести в жизнь поправки к кредитной системе,
предусмотренные Постановлением Совета народных комиссаров Союза ССР от 14
января 1931 г. (С.З. СССР, 1931, N 4, ст. 52). В результате проведения
этого Постановления Совета народных комиссаров Союза ССР должно быть
обеспечено действительное укрепление принципа хозяйственного расчета как
основного метода управления предприятиями и объединениями обобществленного
сектора и создания действительной заинтересованности и ответственности каждого
предприятия и каждой организации за выполнение плана, проведение рационализации
производства, снижение себестоимости, накопление прибылей. II. О роли
Государственного банка Совет народных комиссаров Союза ССР
констатирует, что одной из причин неудовлетворительного проведения кредитной
реформы являлось неправильное понимание Государственным банком своих задач,
нашедшее свое выражение в стремлении банка присвоить себе непосильные функции
планирования и регулирования хозяйственных процессов, что не могло не привести
к подрыву ответственности хозяйственных народных комиссариатов и хозяйственных
организаций. На самом деле роль Государственного банка
в деле развития социалистического хозяйства заключается в том, чтобы: а) стать расчетной организацией для
обобществленного хозяйства, общегосударственным аппаратом учета производства и
распределения продуктов; б) обеспечить действительный повседневный
контроль рублем за ходом выполнения планов производства и обращения товаров, за
выполнением финансовых планов и ходом накоплений в обобществленном секторе
народного хозяйства; в) обеспечить укрепление хозяйственного
расчета предприятий и хозяйственных объединений как основного рычага в выполнении
планов (количественных и качественных заданий) во всем обобществленном секторе. III. О мерах,
обеспечивающих хозяйственный расчет в организациях обобществленного сектора, и об укреплении кредитной работы В целях укрепления хозяйственного расчета
и практического осуществления действительного финансового контроля за ходом выполнения планов производства обращения товаров и
накоплений в обобществленном секторе Совет народных комиссаров Союза ССР
постановляет: 1. Государственные, хозяйственные и
кооперативные органы и предприятия в пределах плановых заданий устанавливают
свои взаимоотношения по поставкам товаров, производству работ и оказанию услуг
путем заключения договоров и дачи заказов и несут за их выполнение законом
установленную ответственность. 2. Кредитные лимиты устанавливаются
государственным органам в соответствии с Постановлением Совета народных
комиссаров Союза ССР от 14 января 1931 г., ст. ст. 5 - 9. В пределах этих
лимитов Государственный банк открывает кредиты соответствующим предприятиям и
организациям в размерах, вытекающих из заключенных предприятиями и
хозяйственными органами договоров, и выполняет поручения хозяйственных органов
в пределах открытых кредитов по мере фактического выполнения договоров. 3. Форма расчетов хозяйственных органов
по товарным сделкам должна быть указана в заключенных договорах, в зависимости
от чего Государственный банк выполняет их поручения в порядке акцепта,
аккредитива или особого счета, при этом акцепт в данных условиях считается
предпочтительной формой расчета. 4. Кредитование сезонных потребностей
хозяйственных органов в оборотных средствах, связанное с авансированием
процесса производства, должно производиться в целевом порядке и на определенные
сроки, с обеспечением срочности погашения кредитов специальными
обязательствами, выдаваемыми заемщиками Государственного банка. Эти
обязательства гарантируются фактическим выпуском продукции. 5. Кредитование заготовительных
организаций производится Государственным банком в целевом порядке и
исключительно в пределах фактического накопления заготовленной продукции. 6. Несмотря на то, что хозяйственные
организации являются в своем большинстве государственными организациями, убытки
их ни в коем случае не могут покрываться за счет средств Государственного
банка. 7. Все хозяйственные органы и
кооперативные организации обязаны составить и публиковать в установленные
законом сроки отчетные балансы об их деятельности. Обязать ведомства налагать дисциплинарные
взыскания на руководителей предприятий и работников учета за несвоевременное
составление и опубликование балансов. Предложить Государственному банку
принимать меры кредитного воздействия, обеспечивающие своевременное
опубликование и представление Государственному банку балансов в установленные
законом сроки. 8. Все споры, возникающие между
хозяйственными органами по заключенным договорам и связанные с материальной
ответственностью одного из них перед другим, разрешаются органами
государственного арбитража. Положение о государственном арбитраже
разработать Народному комиссариату рабоче-крестьянской инспекции Союза ССР в
10-дневный срок и внести на утверждение Совета труда и обороны. 9. При невыполнении хозяйственными
органами их обязательств перед Государственным банком последний должен
применять следующие меры кредитного воздействия: а) ограничение или полное прекращение
выдач с контокоррента хозяйственного органа; б) продажа в принудительном порядке
товаров или материальных ценностей, принадлежащих хозяйственному органу. Означенные меры воздействия применяются
после предварительного предупреждения хозяйственного органа. 10. При акцептной форме расчета принять
следующий порядок направления грузов и их оплаты: а) груз направляется непосредственно в
адрес покупателя; б) выдача груза производится лишь по подтверждении Государственным банком его оплаты; в) в случае неоплаты груза товар
продается Государственным банком с тем, чтобы возможный убыток был возмещен
стороной, нарушившей договор. 11. Во изменение ст. 17 Постановления Совета
народных комиссаров Союза ССР от 14 января 1931 г. срок введения в действие
новой практики кредитования на основе настоящего Постановления установить с 1
мая 1931 г. К этому сроку обязать все хозяйственные органы (промышленность,
транспорт, кооперацию и друг.) закончить заключение договоров. Председатель СНК Союза ССР В.МОЛОТОВ (СКРЯБИН) Управляющий делами СНК Союза ССР П.КЕРЖЕНЦЕВ |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |