ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ СССР СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 30 января 1930 года О КРЕДИТНОЙ РЕФОРМЕ Быстрое развитие социалистических начал в
народном хозяйстве Союза ССР и достигнутый уровень его
планирования делают необходимой коренную реформу кредита. Существовавшая до сих пор система отпуска
товаров в кредит в обобществленном секторе, приводившая к усложнению путей
прохождения кредита и к затруднениям при его планировании, должна быть
ликвидирована и заменена исключительно банковским кредитованием. Само
банковское кредитование должно быть организовано таким образом, чтобы
нуждающиеся в кредите предприятия и организации получали его, минуя
посредствующие звенья. В то же время успешные результаты
реорганизации кредитной системы, проведенной в 1927 и 1928 гг., дают основания
предпринять дальнейшие шаги к сосредоточению краткосрочного кредитования в
Государственном банке. Центральный Исполнительный Комитет и
Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляют: I. О замене в
обобществленном секторе народного хозяйства товарного кредитования банковским 1. Государственным органам, кооперативным
организациям и смешанным акционерным обществам без участия иностранного
капитала воспрещается отпускать товары и оказывать услуги друг другу в кредит.
Этот кредит заменяется исключительно банковским кредитованием. II. О порядке
кредитования государственной промышленности и кооперации 2. Подведомственные
Высшему Совету Народного Хозяйства Союза ССР промышленные объединения и тресты,
не входящие в объединения, в пределах согласованного между Высшим Советом
Народного Хозяйства Союза ССР и Государственным банком плана кредитования их
устанавливают планы кредитования своих операций и операций входящих в их состав
предприятий. На основании этих планов Государственный банк через свои
филиалы кредитует непосредственно входящие в состав объединений и трестов
предприятия. 3. Объединениям и трестам предоставляется
право в пределах общего лимита перераспределять кредиты между входящими в их
состав предприятиями, если это вызывается необходимостью увеличения
производства товаров. Во всех остальных случаях перераспределение кредитов
между предприятиями может производиться объединениями и трестами лишь по
согласованию с Государственным банком. Такой же порядок кредитования
устанавливается для объединений и не входящих в объединения трестов,
подведомственных высшим советам народного хозяйства союзных республик и другим
народным комиссариатам Союза ССР и союзных республик. 4. Кредитование товарооборота
потребительской кооперации производится Государственным банком на основании
планов, согласованных соответственно с Центросоюзом Союза ССР, республиканскими
и краевыми (областными) центрами потребительской кооперации. Кредиты открываются филиалами
Государственного банка непосредственно союзам, центральным рабочим кооперативам
и транспортным потребительским обществам в размерах, предусматриваемых этими
планами. 5. Порядок кредитования
сельско-хозяйственной и промысловой кооперации определяется Постановлением
Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 18 ноября 1929 г. о рационализации
краткосрочного кредитования и расчетов сельско-хозяйственной и промысловой
кооперации (Собр. Зак. Союза
ССР, 1929, N 73, ст. 698). III. О
реорганизации Всероссийского и Всеукраинского
кооперативных банков 6. Признать необходимым
ликвидировать филиалы Всероссийского и Всеукраинского кооперативных
банков и теснее связать работу этих кооперативных банков с Государственным
банком. IV. О реорганизации
системы сельско-хозяйственного кредита Мощный размах коллективизации сельского
хозяйства, сопровождаемой коренными изменениями техники сельско-хозяйственного
производства (машинизация, электрификация, первичная переработка
сельско-хозяйственной продукции, система агромероприятий
и т.п.), требует мобилизации огромных средств. В этих условиях задача
кредитования развертывающегося подъема кооперированного сельского хозяйства и
особенно задача решительного усиления производственной базы колхозов может быть
успешно разрешена системой сельско-хозяйственного
кредита, опирающейся на материальные вложения советского государства, только на
основе широчайшей мобилизации крестьянских средств, обеспечивающей подъем
благосостояния многомиллионных масс крестьянства. В то же время массовое колхозное движение
создает новые возможности для такой мобилизации средств, образуя условия и уже
осуществляя на практике массовое обобществление мелких индивидуальных
крестьянских ресурсов через колхозы. Эти новые условия в работе системы
сельско-хозяйственного кредита, как и новые возможности
в деле развертывания сельско-хозяйственного кредитования, требуют реорганизации
сельско-хозяйственной кредитной системы в сторону объединения
сельско-хозяйственного кредитования с работой сельско-хозяйственной кооперации
при одновременном усилении производственно-экономического регулирования
колхозов со стороны пролетарского государства. Признавая поэтому необходимым передачу
системы сельско-хозяйственного кредита
сельско-хозяйственной кооперации, Центральный Исполнительны Комитет и Совет
Народных Комиссаров Союза ССР постановляют преобразовать систему
сельско-хозяйственного кредита на нижеследующих началах. А. Реорганизация
Центрального сельско-хозяйственного банка Союза ССР, республиканских и местных сельско-хозяйственных банков 7. Центральный сельско-хозяйственный
банк Союза ССР реорганизуется во Всесоюзный сельско-хозяйственный
кооперативно-колхозный банк. Республиканские, краевые и областные сельско-хозяйственные банки превращаются в филиалы
Всесоюзного сельско-хозяйственного кооперативно-колхозного банка, действующие
под единым управлением правления банка. Управляющие республиканскими конторами
назначаются правлением банка по соглашению с народными комиссариатами
земледелия союзных республик. Банковские звенья, ниже краевых и областных, а также сельско-хозяйственные кредитные
союзы ликвидируются. Примечание. Украинская контора банка
может иметь не более трех подчиненных ей филиалов. 8. Всесоюзный сельско-хозяйственный
кооперативно-колхозный банк передается в ведение Всесоюзного совета
сельско-хозяйственной кооперации. Председатель Всесоюзного совета сельско-хозяйственной кооперации, являясь по должности
заместителем Народного Комиссара Земледелия Союза ССР, направляет деятельность
Всесоюзного сельско-хозяйственного кооперативно-колхозного банка под
непосредственным руководством Народного Комиссара Земледелия Союза ССР. 9. Все активы и пассивы банковских
звеньев системы сельско-хозяйственного кредита
передаются Всесоюзному сельско-хозяйственному кооперативно-колхозному банку и
зачисляются на его единый баланс. При этом все средства, которые в
настоящее время имеются в этих звеньях системы, должны остаться в
реорганизуемом банке. 10. Годовые кредитные планы Всесоюзного сельско-хозяйственного кооперативно-колхозного банка
составляются правлением банка совместно с Всесоюзным советом
сельско-хозяйственной кооперации и вносятся через Народный Комиссариат
Земледелия Союза ССР на утверждение Совета Труда и Обороны. 11. Кредитование сельско-хозяйственных
мероприятий общесоюзного значения, а также кредитование общесоюзных предприятий
и организаций производится банком, по соображениям целесообразности, или
непосредственно, или через республиканские, либо краевые и областные филиалы. 12. Кредитование мероприятий
республиканского значения, проводимых народными комиссариатами земледелия
союзных республик по постановлениям своих правительств или по поручению
Народного Комиссариата Земледелия Союза ССР, производится республиканскими
конторами банка под руководством республиканских народных комиссариатов
земледелия. 13. Республиканские конторы банка
руководят работой краевых и областных филиалов в области кредитования сельско-хозяйственных мероприятий республиканского и
местного значения. 14. Низовым звеном системы сельско-хозяйственного кредита являются
сельско-хозяйственные кредитные товарищества. Б. Реорганизация сельско-хозяйственных кредитных товариществ 15. Сельско-хозяйственные
кредитные товарищества сосредоточивают свою деятельность на кредитной работе и
привлечении средств населения, колхозов и других кооперативных и общественных
организаций. Сельско-хозяйственное кредитное
товарищество обслуживает в финансовом отношении оборот между городом и
деревней, является низовым расчетным центром и выполняет поручения финансовых
органов и кредитных учреждений. С переходом на чисто кредитную работу сельско-хозяйственные кредитные товарищества прекращают свою
производственную, сбытовую, снабженческую и торговую деятельность. 16. Сельско-хозяйственные кредитные
товарищества осуществляют в пределах своего района как
за свой счет, так и по поручениям банков кредитование производства, сбыта и
переработки продуктов сельского хозяйства, контрактации, сельских промыслов, а
также кредитование снабжения сельско-хозяйственными орудиями и другими
средствами производства. 17. В сельско-хозяйственных
кредитных товариществах сосредоточивается производственное кредитование: а) коллективных хозяйств (коммун, артелей
и товариществ по общественной обработке земли) на их собственные нужды; б) сельско-хозяйственных
производственных объединений (поселковых товариществ) как на их собственные
нужды, так и на производственные нужды их членов; в) единоличных бедняцких и середняцких
крестьянских хозяйств, не охваченных производственными объединениями. Сельско-хозяйственные производственные объединения (поселковые товарищества) ответственны
перед сельско-хозяйственными кредитными товариществами как за направление
кредитов по назначению и за своевременное их погашение, так и за правильное
распределение кредитов между бедняцкими и середняцкими группами крестьянства, в
соответствии с директивами правительства. Поселковые товарищества не являются
звеньями в системе сельско-хозяйственного кредита и
передают населению кредиты на тех же условиях, на каких сами получают их от
сельско-хозяйственных кредитных товариществ. Сельско-хозяйственные кредитные товарищества могут кредитовать также сельские промысловые
товарищества на нужды их производства. 18. Сельско-хозяйственные
кредитные товарищества осуществляют производственное кредитование на основе: а) районного производственного и
финансового плана сельского хозяйства по отдельным его отраслям, составленного
на основе общегосударственного плана по сельскому хозяйству; б) производственно-финансовых планов
кредитуемых организаций; в) договоров районных сельско-хозяйственных
производственных союзов с низовыми производственными объединениями. Кредитование по общему правилу
производится в соответствии с договорами контрактации, заключаемыми
производственными системами сельско-хозяйственной
кооперации. Примечание. В контрактационные договоры,
наряду с обязательством проведения агрикультурных мероприятий, включаются также
условия о том, что при расчетах за сдаваемую продукцию производится погашение
платежей, следуемых в пределах контрактационного срока кредитному товариществу
от организации, сдающей продукцию. 19. Сельско-хозяйственные
кредитные товарищества направляют на производственное кредитование собственные
(в том числе и паевые) капиталы, а также средства, привлеченные путем займов,
вкладов и текущих счетов, за исключением части средств, необходимых для
обеспечения бесперебойной оплаты обязательств сельско-хозяйственных кредитных
товариществ и текущих счетов, открываемых по поручению банков или других
учреждений. 20. Заготовки сельско-хозяйственных
продуктов, производимые первичными и районными звеньями сельско-хозяйственной
кооперации, кредитуются через сельско-хозяйственные кредитные товарищества на
основе договоров, заключаемых непосредственно окружными филиалами
Государственного банка с сельско-хозяйственными кредитными товариществами в
соответствии с генеральными соглашениями Государственного банка с Всесоюзным
сельско-хозяйственным кооперативно-колхозным банком. О заключении договора местный филиал
Государственного банка извещает краевой или областной филиал всесоюзного сельско-хозяйственного кооперативно-колхозного банка, а в
союзных республиках, не имеющих областного деления, республиканскую контору
этого банка. 21. Сельско-хозяйственные
кредитные товарищества осуществляют контроль за финансовым состоянием
заемщиков, правильным использованием по назначению открытых кредитов, за
своевременным погашением ссуд и за правильным социальным направлением кредита.
В этих целях сельско-хозяйственному кредитному
товариществу предоставляется право обследования клиентов в отношении
использования открытых им кредитов, а также получения от них по мере
необходимости финансовой отчетности, установленной для данного клиента. В случаях неправильного использования
выданных ссуд заемщиками, неподготовленности кредитуемых организаций для
проведения мероприятий, на которые выданы ссуды, или нарушения
производственного плана, сельско-хозяйственные
кредитные товарищества могут отказывать в дальнейшей выдаче ссуд, а также
производить досрочное взыскание ранее выданных ссуд. 22. Порядок выполнения сельско-хозяйственными
кредитными товариществами функций низового расчетного центра устанавливается
особым законом. 23. В состав сельско-хозяйственных
кредитных товариществ в качестве его членов входят находящиеся в районе их
деятельности колхозы и все первичные сельско-хозяйственные производственные
объединения, а равно могут входить районные сельско-хозяйственные
производственные союзы, другие кооперативные организации, комитеты крестьянской
взаимопомощи и единоличные бедняцкие и середняцкие крестьянские хозяйства, не
охваченные первичными производственными товариществами. V. О порядке
проведения кредитной реформы 24. Порядок и сроки проведения кредитной
реформы устанавливаются в отношении замены товарного кредита банковским
Государственным банком, в отношении реорганизации сельско-хозяйственного
кредита - Народным Комиссариатом Земледелия Союза ССР, - по соглашению с
соответствующими народными комиссариатами Союза ССР, всесоюзными кооперативными
центрами и представительствами союзных республик. 25. Народному Комиссариату Финансов Союза
ССР поручается совместно с Государственным банком внести к 1 апрелю 1930 г. на
утверждение Совета Народных Комиссаров Союза ССР проект изменений в
законодательстве Союза ССР, вытекающих из настоящего Постановления. 26. Советам народных комиссаров союзных
республик предлагается привести к 1 апрелю 1930 г. республиканское
законодательство в соответствие с настоящим Постановлением. 27. Народному Комиссариату Финансов Союза
ССР поручается, при участии Всероссийского кооперативного банка,
Государственного банка и всесоюзных кооперативных центров, в недельный срок
установить порядок ликвидации филиалов Всероссийского кооперативного банка. Совету Народных Комиссаров УССР
предлагается в двухнедельной срок установить порядок ликвидации филиалов
Всеукраинского кооперативного банка. Всероссийский и Всеукраинский
кооперативные банки вносят необходимые изменения своих уставов на утверждение в
установленном порядке. 28. Всесоюзному совету сельско-хозяйственной
кооперации предлагается выработать устав Всесоюзного сельско-хозяйственного
кооперативно-колхозного банка и внести его в месячный срок через Народный
Комиссариат Земледелия Союза ССР на утверждение Совета Народных Комиссаров
Союза ССР. 29. Народному
Комиссариату Финансов Союза ССР поручается разработать совместно с Народным
Комиссариатом Земледелия Союза ССР, Государственным банком, Всесоюзным
сельско-хозяйственным кооперативно-колхозным банком, Всесоюзным советом
сельско-хозяйственной кооперации и Колхозцентром Союза ССР и внести в
двухмесячный срок на утверждение Совета Народных Комиссаров Союза ССР проект
сводного закона о сельско-хозяйственном кредите в отмену всех действующих в
этой области узаконений. Председатель ЦИК Союза ССР М.КАЛИНИН Председатель СНК Союза ССР А.И.РЫКОВ Секретарь ЦИК Союза ССР А.ЕНУКИДЗЕ |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |